| |
| Статья написана 9 февраля 11:13 |
В данном, конкретном случае сие выражение вполне оправдано по отношению к писательницам, чьё творчество вошло в настоящий том. Авторы по-разному пришли к популярному жанру, по-разному в нём работали. Лидия Обухова обратилась к фантастике уже после работы в ключе реализма, и периодически возвращалась к ней на протяжении десятилетий, совмещая своё основное творчество писателя-классика с работой в развлекательном жанре. У Аллы Коновой сложился иной путь в фантастическом русле — практически с первых строк своих публикаций заявив о себе, как писатель-фантаст, она в дальнейшем обратилась к другим литературным направлениям. Детективно-приключенческий, исторический, производственный жанры — всё это оказалось вполне по силам таланту сибирской писательницы, чьи книги вполне заслуженно полюбились читателям. Но фантастика не осталась сиротливо стоять в сторонке на этапе раннего творчества писательницы. Спустя много лет А. Конова вновь возвращается к любимому направлению в литературе, порадовав поклонников невероятными приключениями в своих новых фантастических произведениях. Землячка А. Коновой, писательница Любовь Щедрова, плодотворно работала в социально-бытовом и производственном жанрах, однако в творческом наследии автора есть один научно-фантастический роман. Более десяти лет трудилась она над своим произведением, вложив в него все свои тревоги, опасения и переживания. Невероятная глубина мыслей автора, необычная фабула романа, колоритность сибирского диалекта — все эти составляющие делают произведение Щедровой совершенно уникальным, единственным в своём роде. Ну и о целях... или средствах... Очевидно, что писательницы были далеки от мысли становиться профессиональными фантастами. Все они использовали фантастику, как средство для более объёмного и рельефного выражения своих замыслов, творческих исканий и выводов. Используя классические фантастические приёмы, авторы сумели создать свои собственные, неподражаемые миры, тем не менее очень тесно связанные с нашей реальностью, с нашей действительностью. В данном случае время и место действия абсолютно не важны, будь это прошлое, будущее, космос или Земля — всё это проекция настоящего, желание писательниц донести до человека не только развлекательную идею, но и повод для размышлений, заставить рядового читателя думать и переживать. Более того, все эти романы, повести и рассказы пронизаны истинно женской, недоступной представителям сильной половины в литературе, лиричностью, чувственностью и утончённостью. И вновь женщины в советской фантастике сумели украсить Древо Фантазии своими книгами, разбавляя менторство, педантичность, чёткость, научность и, порой, некую суховатость произведений своих коллег! Данный том серии «Гости фантастики» служит очередным подтверждением того, что талантливый автор, даже будучи «нефантастом», способен оставить в фантастике свой, совершенно самобытный след, раздвигая границы канонов и стилей жанра. Побольше книг не только умных, но и добрых! Ярослав Сомов серия "Антология фантастики" книга "Бесконечность начала" Аркаим, АзГард, 2020 г.
|
| | |
| Статья написана 30 декабря 2024 г. 08:21 |
Сколько бы ни закаляла судьба, сколько бы жизненного опыта не лежало в багаже у рядового читателя, какие бы изменения не претерпевал его характер, каким бы философскими не становились его взгляды, неизменной остаётся одна-единственная черта – ощущение лёгкой грусти при завершении чтения хорошей книги. Нет, это не досада, не огорчение, а какое-то необъяснимое словами чувство восторга, в равных пропорциях смешанное с печалью, что книга закончена, читатель покидает тот мир далёкого детства, навсегда оставшегося в прошлом, либо мир далёкого светлого будущего, воспетый фантастами-коммунистами советского периода, навечно ставший в душе рядового читателя не только верой и мечтой, но и смыслом жизни – тем, ради чего стоит и нужно жить. Одним из таких авторов, умеющих дарить путешествие в детство, был и остаётся прекрасный болгарский писатель Хаим Оливер. Стоит только открыть книгу Оливера, и читатель сразу же попадает в тот период жизни, когда мир кажется огромным, загадочным и таинственным, требующим незамедлительного вмешательства маленьких героев для создания чего-то такого, до чего человечество никак не может додуматься, для раскрытия секретов природы, над разгадкой которых люди бьются веками, не догадываясь, что истина – вот она: в карбидных двигателях звездолёта для полёта на Марс, сделанных из консервных банок; в склянках с кукурузной мукой для производства шоколада; в кастрюльке с коктейлем из чёрных красок для получения невидимости; волшебной палочки и заклинаний для создания сложнейших математических формул и превращения человека в обезьяну; и, наконец, хронокара из детской коляски и кое-чего ещё для путешествия в прошлое, настоящее и будущее, даже в XXVI век. Всё, что происходит в книгах Оливера, неизгладимой вехой сидит в памяти рядового читателя, постоянно норовя вырваться наружу. Всё это было словно вчера, в соседнем дворе... Подобные опыты, изобретения, а порой, даже рационализаторские усовершенствования были присущи практически каждому мальчишке того времени. Карбидные заряды из пузатых пластиковых бутыльков для канцелярского клея и банок из-под дихлофоса, магниевые фугасики, дымовушки, пугачи и самопалы. И это лишь малая толика всего того, отчего была кипучей не только бурная деятельность ребят, но и жизнь взрослых, особенно пенсионеров, стражей порядка и дворников. Такое не должно забываться, или должно почаще вспоминаться. Окунуться в детство – это, наверное, самое большое счастье для человека. Многое из вышеупомянутого можно обнаружить в этой книге, где впервые на русском языке представлена вторая дилогия о болгарских ребятах, живущих в Софии (и, как выяснилось, не только в столице). Продолжает достойное дело знаменитой Федерации Династронавтов самый младший кандидат в династронавты Кынчо, переехавший в другой квартал. Переезд связан с желанием отца Кынчо, сержанта Марко обрести спокойную жизнь и службу подальше от ФДА. Со службой у Марко всё в порядке, он уже старшина, а вот сбылась ли его мечта о спокойной жизни или нет, станет известно после прочтения книги. Одно можно сказать точно – жизнь команды ребятишек во главе с Профессором Кынчо, ставшим старше и занятым серьёзными научными изысканиями, полна массы головокружительных приключений, пронизанных уже не только юмором, но и иронией, а местами даже сатирой автора. Произведения писателя не только о детях и для детей, но и о взрослых и для... взрослых. Автор твёрдо уверен, что взрослые должны не только воспитывать детей, но и быть на стороне детей. Дети должны быть детьми, а не маленькими взрослыми – прагматичными, серьёзными и безрадостными. Каждый родитель обязан подарить ребёнку настоящее счастливое детство, а не растить сухих, бездушных карьеристов, зачастую всю жизнь занимающих не своё место. Дети должны расти бесстрашными искателями приключений, весёлыми фантазёрами, неугомонными выдумщиками, каким был на протяжении всей своей жизни болгарский писатель Хаим Давид Оливер. Да, налетела лёгкая грусть от того, что цикл про династронавтов закончился. Но у писателя есть ещё два романа о детских приключениях. Значит предаваться унынию рановато – встречи с новыми героями Оливера ещё предстоят. Работа над следующей книгой уже идёт! книга Х. Оливер "Приключения в квартале "Редут" Аркаим, АзГард, 2024 г. содержание: "Гол из засады", "Час невидимых".
|
| | |
| Статья написана 10 ноября 2021 г. 11:29 |
Шёл по лесу грибник. Вдруг рядом с ним тормознула летающая тарелка, из распахнутого иллюминатора которой выглянул зелёный человечек и крикнул: — Слышь мужик! Подскажи, где тут ближайшая цивилизация? — Если честно — не знаю... — подумав, ответил грибник.
|
| | |
| Статья написана 7 ноября 2021 г. 16:39 |
ГОРИЗОНТЫ ФАНТАЗИИ Есть книги, которые дарят тепло на протяжении всей жизни. Именно к таким книгам относятся и произведения советского писателя-фантаста Александра Лазаревича Полещука. И хотя написал он не много, каждое его произведение оставляет неизгладимый след в памяти читателя. Богатая фантазия на добротной научной платформе позволяла писателю создавать совершенно уникальные сюжеты, неповторимые в своём содержании и огранённые великолепным мастерством рассказчика. Полещук смело раздвигал горизонты мира научной фантастики, выходя за пределы рамок и стандартов жанра, погружая читателя в бездну приключений своих героев. И вместе с этим, его произведения абсолютно доступны к пониманию и осознанию для любой возрастной категории. А как иначе, ведь писал он в основном для молодого поколения поклонников фантастики, для подросткового и юношеского возраста. Очень красочным и ясным языком А.Полещук предлагал читателю свои научные мысли, идеи и мечты. Избегая сухого и скучного повествования, перегруженного научно-популярным материалом, формулами и прочими учёными атрибутами, автор раскрывал весь свой потенциал физика в простой и увлекательной форме, удивляя читателей и заставляя их верить в технологии будущего, настолько всё было логично и без абстракции. Освежая в памяти произведения Александра Лазаревича, рядовой читатель с нескрываемой радостью обнаружил, что книги автора всё так же интересны, всё так же фантастичны и не устарели ни на йоту! До сих пор поражают технические возможности пришельца из книги «Звёздный человек», удивляют фантастические изобретения повести «Падает вверх», завораживают тайны необычной цивилизации из произведения «Имбиторы атакуют на заре». Именно эти три повести вошли в первый том автора, раскрывающий общую тему контакта с иными мирами разумных не только в космосе, но и на Земле. Второй том произведений А. Полещука включает в себя произведения на тему изобретений, работы учёных, необычных явлений на нашей планете. Это и многовековая история становления химии, как науки в повести «Великое Делание», необычная, поражающая воображение развязка книги «Ошибка Алексея Алексеева», многосюжетные перипетии повести «Эффект бешеного солнца» и неожиданные последствия путешествия во времени из рассказа «Тайна Гомера». Хочется отметить и детективную составляющую этих «приземлённых» произведений, умело созданную автором. Отдельно нужно сказать, что повесть «Ошибка Алексея Алексеева» в данном томе представлена полным вариантом текста, более художественным и развёрнутым. Текст из альманаха «Мир приключений» под названием «Ошибка инженера Алексеева» более сжатый и схематичный, своего рода журнальный вариант. В качестве маленького довеска хотелось бы вспомнить, что книги А. Полещука по выходу не единожды были охаяны злопыхателями, но, как показало время, это только показатель качества автора, выбившегося из массы писателей среднего уровня, серости и скуки. Именно раскритикованные (разгромленные) писатели-фантасты прошлых лет до сих пор любимы и востребованы поклонниками жанра, их помнят, читают и ставят на полку своей библиотеки, для будущего перепрочтения на досуге! Всем хороших книг! книга А. Полищук "Великое делание" из-во АзГард, 2017 г.
|
| | |
| Статья написана 7 ноября 2021 г. 16:35 |
Просто читать произведения чебоксарского писателя Игоря Дручина у обычного любителя фантастики так и не получилось. Освежая в памяти, либо впервые листая некоторые книги автора из Чувашии, рядовой читатель заметил любопытную деталь — в каждом рассказе, повести или романе И.Дручина практически всегда находились инженерные термины, понятия, а порой и подробные описания каких-либо процессов, связанных с технологией в той или иной отрасли промышленности, стоящие на твёрдом фундаменте науки. И это далеко не случайно, ведь основная профессия автора — геолог. Много лет И.Дручин занимался не только практической геологией, но и вёл научную деятельность, выдвигая гипотезы, разрабатывая теорию, проверяя всё это опытным путём. Не единожды в книгах писателя попадаются сноски «по версии автора» и т.п., что лишний раз подтверждает глубокие знания и пытливый ум инженера и писателя. Однако сразу стоит отметить, что все эти технические дополнения ни в коей мере не обременяют и не перегружают художественные произведения И.Дручина, а скорее наоборот — дополняют и создают эффект реалистичности сюжета, настолько чётко и ясно автор сплетает фантастический замысел с достижениями научно-технического прогресса нашего времени. Можно много спорить, рассуждать о достоинствах и недостатках художественного наследия писателя — это лишь дело вкуса и приоритетов каждого почитателя фантастического жанра. Не опираясь на какие-либо «школы», не являясь учеником и последователем какого-либо «корифея», Игорь Дручин разработал свой собственный стиль повествования, очень самобытный, яркий и неповторимый. Небольшая схематичность участников сюжетов произведений с лихвой перекрывается искренностью и целеустремлённостью, сильными характерами и мужественными поступками главных героев книг автора. Порой создается впечатление, что писатель переносил на героев собственные черты и помыслы, свою веру, свои принципы, свои убеждения. Не исключено, что многие герои списаны с реальных персонажей — соратников и сослуживцев И.Дручина, участников геологических экспедиций: романтиков, мечтателей, фантазёров и просто честных, увлечённых людей. И это не просто слова — герои писателя достойно встречают любые невзгоды и трудности; в неожиданных и, порой, безысходных ситуациях они не поддаются унынию, и не просто приспосабливаются, а строят новый мир по своему усмотрению, по принципу уважения и братства народов. Такие же, «походно-экспедиционные» характеры и человеческие отношения хорошо просматриваются в цикле автора «Экипаж ‘‘Система’’», выходившего отдельной книгой под названием «Пепельный свет Селены». Сплочённость, взаимоуважение, стремление к совершенствованию, неудержимое стремление к достижению цели — всё это присуще каждому герою из непобедимой четвёрки экипажа. Несмотря на совершенно земную профессию, когда основной задачей стоит изучение глубин, недр планеты, писатель не забывал смотреть вверх, в глубины космоса, в бесконечную даль галактики. Но всегда и везде люди из произведений Дручина с достоинством несли звание «человека Земли», превозмогая все невзгоды и, кажущиеся непреодолимыми, ситуации. Во всей многолетней ленте творчества Игоря Дручина явно звучит девиз гуманизма: «Наука и техника должны идти в ногу с духовным развитием человечества, безудержное развитие научно-технического прогресса, опережающее развитие морали цивилизации очень опасно, потому недопустимо».
* * * Данное издание практического полного собрания фантастической прозы И.Дручина призвано устранить ошибки советских издательств, так и не удосужившихся выпустить достойное собрание автора. Талант, самобытность, мастерство рассказчика позволяет рядовому читателю поставить И.Дручина в один ряд с другими, т.н. фантастами «областниками» Ю.Тупицыным, С.Слепыниным, П.Аматуни, В.Назаровым. Книги И.Дручина достойно займут место рядом с книгами его коллег по цеху. Расставаясь с произведениями чебоксарского писателя, рядовой читатель абсолютно уверен, что это не прощание. Пройдёт какой-то срок и читатель вновь возьмёт в руки книги автора, соскучившись по добрым, тёплым, умным рассказам это замечательного фантаста. Прекрасных всем книг, новых авторов и впечатлений! книга И. Дручин "Хрупкое время Ауэны" из-во АзГард, 2020
|
|
|