Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 февраля 10:17

"Золотой ключик", выпущенный в 2009 году харьковским издательством Mikko. Художник А.Джаникьян.

Худ. А.Джаникьян (2009)

Джаникьян — художник концептуальный. Сопровождающих иллюстраций, дублирующих текст, у него нет. Но и зауми тоже нет. Художник разработал собственный почерк, и теперь может просто представлять статичных персонажей — их необычный вид привлекает внимание. Вот — в качестве примера — второстепенные скучные персонажи: хозяин харчевни и черепаха Тортилла. Полный восторг.


В эпизоде "Пьеро мчится на зайце" — маленький Пьеро сидит на огромном зайчище (он здесь главный персонаж), а псы режима ещё не взяли след.

Страничные иллюстрации разделены на два блока — это такой монтаж, вырезана середина рисунка.


1. Джузеппе и Карло

Никаких столяров-алкоголиков в рисунках нет. Благообразный и ухоженный Папа Карло. Сверчок сверху, белая домашняя крыса (Шушара, конечно) — внизу.


2. Буратино

Анатомия Буратино в иллюстрациях не акцентируется, да и сам Буратино в эпоху постмодерна — не главный. На служебном авантитуле показался, и ладно.


3. Карабас (без Дуремара)

Вот и Карабас — гориллоподобный, но не страшный. Скорбный труженик культуры, непонятый современниками.


4. Кот и Лиса

Алиса и Базилио — два пушистика. Внизу — новый персонаж, введённый для поддержания интереса.


5. У Мальвины

Стервозный характер Мальвины художником не раскрывается, но её печаль при виде выходок Буратино очевидна. Кончик хвоста Артемона внизу рисунка. Что-то случится — но мы этого не узнаем. Интрига для японских хокку.


6. Город Дураков

Нету.


7. Драки

Что-то уже случилось — но мы этого не узнаем. Все бури прошли. Раздумья для японских хокку.


8. Концовка


Статья написана 3 февраля 18:42

Надолго советская школа книжной иллюстрации пережила СССР. Период повального отрицания советского наследия быстро закончился. Помимо массовых переизданий иллюстраций советского времени, советские художники продолжают создавать новые сюиты, которые охотно принимаются эстетскими издательствами. Последний, пожалуй, образец такого рода — "Золотой ключик", изданный "Нигмой" в 2019 году на высоком полиграфическом уровне с иллюстрациями О.Давыдовой.

Худ. О.Давыдова (2019)

Художница О.Давыдова — известный ещё с конца 1960-х гг. мастер книжной иллюстрации. Манера у неё неброская, но очень привлекательная. Хорошие издательства наших дней переиздают её старые работы — на фоне нынешней крикливости рисунки Давыдовой очень выигрывают. А иллюстрации к "Золотому ключику" — вновь созданная сюита.

"Библиогид" рассыпается в комплиментах:

цитата

Читателю, выросшему на «Золотом ключике» с красочными, феерическими, немного шумными рисунками Каневского или Владимирского, приглушенные, пастельные тона иллюстраций Давыдовой покажутся непривычными. И все равно они невольно завораживают. Ее манера на первый взгляд проста и лаконична, в чем-то даже наивна. Но именно это и привлекает детей, да и взрослых в работах Давыдовой, а еще – таинственная атмосфера и затаенная мягкость, пластичность персонажей. Этот особый петербургский стиль...

Я-то эстетские издания определяю по тому, много ли художник в начале пустых листов оставляет. Вот в этой книге авантитул почти пустой.


Титульный разворот с безмятежными картинками.

Похоже на литографии (хотя, думаю, рисунки выполнены карандашами и мелками). Эта отсылка к давним временам литографии (каждая картинка — персональный оттиск с камня) делает книгу очень уютной.

1. Джузеппе и Карло

Никакого пьяницы Джузеппе на иллюстрациях нет. А Папа Карло просто плетётся на фоне заграничного городского пейзажа (скорее, голландского, чем итальянского).

2. Буратино

Крупных портретов нет — персонаж помещён в быт (где одномоментно присутствуют и цыплёнок из яйца, и крыса Шушара).

3. Карабас (и Дуремар)

Карабас — седобородый уставший функционер.


Он у Давыдовой не буйствует — сидит, вон, что-то из большой кружки попивает.

4. Кот и Лиса

Столь же спокойны и беззлобны Базилио и Алиса.

Не покидает чувство, что такой могла бы быть самая первая сюита к "Золотому ключику" в 1937 году, если бы книгу решили издавать "богато". Цветные мягкие литографии, совсем не авангардистские рисунки. И книга прочитана художником в первый раз, характер персонажей ещё не установился в результате многочисленных откликов и интерпретаций.

5. У Мальвины

Сцена с лесными лекарями — но лекаря разбежались по углам, их ещё найти надо.


Особого драматизма между Мальвиной и Буратино нет.


Но зато подробно рисуются житейские радости: какой огромный карп, в котором Мальвина, приводящая себя в порядок, отражается целиком.

6. Город Дураков

Не вписывается гротескный Город Дураков в идиллическую сюиту — нет его в рисунках.


7. Драки

Битвы у смолистой сосны тоже нет. Есть только счастливая развязка — Папа Карло пришёл с палкой.


Позорное бегство отрицательных персонажей тоже сойдёт за счастливую развязку.

8. Концовка

Карабас не просто сидит одинокий в луже в потёмках. Нет, он выставлен в позорной луже — у всех на виду, при свете солнца.


Статья написана 1 февраля 10:50

Иллюстрации к "Золотому ключику", созданные в начале XXI века профессиональными художниками-карикатуристами. Это обожаемый всеми Г.Огородников и его младший последователь В.Полухин.

Слева — Огородников ("Приключения Буратино", т.е. сокращённый самим автором текст для комикса), справа — Полухин ("Золотой ключик или Приключения Буратино", т.е. полный текст).

По-видимому, первое издание "Приключений Буратино" с иллюстрациями Огородникова (на титуле с самого начала обозначено соавторство с Е.Огородниковой) было выпущено в 2002 году "Дрофой". Затем эта сюита несколько раз издавалась "Ониксом", переиздаётся и сегодня "Росмэном". У меня прекрасное очень большого формата издание от Мещерякова (2009). Тогда же примерно в "Омеге" появилась и книга с иллюстрациями Полухина. Тоже переиздаётся до сих пор, всё в той же "Омеге". У меня — издание 2018 года.

Худ. Г.Огородников (2002/2009); Худ. В.Полухин (2004/2018)

В прошлый раз мы смотрели сюиту Мартынова, который свою славу хулигана обрёл в перестроечный период. Но подобное поощряемое хулиганство всегда было в карикатуре. Многие детские иллюстраторы были также, во вторую очередь, и прекрасными карикатуристами (Чижиков, например). А Г.Огородников был карикатуристом в первую очередь (успешным и узнаваемым уже с середины 1960-х гг.). В начале 1970-х гг. он реализовался и как книжный иллюстратор (книг немного, но все яркие). К Огородникову все привыкли, а ведь именно он — по содержанию — был родоначальников хулиганского направления.

Полухин же придерживался внешних форм своего учителя Огородникова. На первый взгляд, рисунки Полухина очень похожи на рисунки Огородникова. Кажется иногда, Полухин восполняет то, что не успел нарисовать Огордников. Но неожиданно гораздо ярче проявляется внутреннее сходство Огородникова не с Полухиным, а с Мартыновым: вот их Алиса крупным планом.

Мартынов
Мартынов
Огородников
Огородников
Полухин
Полухин


Но мы, однако, будем сравнивать рисунки Огородникова и Полухина. Сначала общий подход. Вот отвлечённая иллюстрация обоих художников: вид городка у моря.

Сначала Полухин.

Полухин
Полухин


А теперь — Огородников. Тщательно прописаные детали у Огородникова и крупные блоки у Полухина. Множество самостоятельных сюжетов у Огородникова и безлюдный пейзаж у Полухина. Спрятанные небылицы у Огородникова: на мачте корабля — ворона (не чайка!) с огромной рыбиной в клюве... Вот так вот я во младенчестве развороты Огородникова в "Крокодиле" и разглядывал часами.

Огородников
Огородников

Кстати, год постройки дома у Огородникова — 1799-й; меж двух наполеоновских итальянских компаний, и аккурат во время итальянского похода Суворова. А, ну тогда понятно, почему вывеска кириллицей написана. Сейчас ещё что-нибудь откроется...

1. Джузеппе и Карло

1) За что советские критики упрекали Огородникова — за то, что он обувь всегда рисовал в форме круглых дутышей. В отношении Папы Карло художник пошёл на нарушение принципов: обувь у него остроносая. А так — типичные огородниковские картинки. Художник своей едкой фантазией дополняет текст: у Джузеппе, например, на верстаке стакан вина и огурец на закуску; Папа Карло нашивает заплату на штаны (и чего только на полу не валяется!).

Огородников
Огородников
Огородников
Огородников


2) У Полухина эти первые персонажи тоже колоритные.

Полухин
Полухин
Полухин
Полухин


2. Буратино

1) Огородников всегда был экспансивным художником. Его Буратино — буйный тип. Пожалуй, даже истеричная шпана. Мамочки, конечно, от такой детской книжки в шоке будут.

Огородников
Огородников
Огородников
Огородников


2) А вот у Полухина Буратино — умненький, благоразумненький...

Полухин
Полухин


3. Карабас (и Дуремар)

1) Пока кажется, что Карабас получился у обоих художников схожим на лицо. Но какие, однако, многолюдные мизансцены строит Огородников!

Огородников
Огородников
Полухин
Полухин


2) И обычные эмоции у обоих Карабасов, вроде бы, схожие. Но Огородников продолжает насыщать собственными деталями каждый эпизод (в этом — куклы воруют конфеты со стола).

Огородников
Огородников
Полухин
Полухин


3) А вот там, где эмоции через край — Огородникову нет равных.

Огородников
Огородников
Полухин
Полухин

4. Кот и Лиса

1) У Огородникова ожидаемо фееричные Алиса и Базилио. Это они ещё сдержанные.

Огородников
Огородников
Огородников
Огородников


А вот мутузят друг друга.

Огородников
Огородников


2) У Полухина они тоже колоритные, но заторможенные. Встречаются на картинках редко — внимания им художник не уделяет.

Полухин
Полухин


5. У Мальвины

Различия между Огородниковым и Полухиным наиболее резко проявляются в выражениях лиц персонажей. Нельзя сказать, что Огородников рисует богатую мимику — скорее, его персонажи ходят с одним приклеенным выражением лица, но это выражение очень яркое.

1) Сцена осмотра Буратино докторами. Сами доктора — мимолётные персонажи — изображены обоими художниками с точки зрения эмоций примерно одинаково. Но мы смотрим на Мальвину и Буратино. У Огородникова — сочные личики, у Полухина — точка-точка-запятая (для карикатуры-однодневки хватило бы).

Огородников
Огородников
Полухин
Полухин



2) Общение Буратино с Мальвиной. У Огородникова Буратино в обоих эпизодах с высунутым языком, Мальвина и там и там просто хлопает глазами. Но каков окружающий антураж! Огородников даже отражение в зеркале рисует — ну чисто малый голландец.

Огородников
Огородников
Огородников
Огородников


У Полухина всё статично.

Полухин
Полухин


3) Драматический момент у Огородникова (Мальвина заинтересовано поглядывает на Пьеро — с чего бы это?). Ничего не изменилось к Полухина.

Огородников
Огородников
Полухин
Полухин

6. Город Дураков

Почему-то эти фрагменты художники не отразили (Огородников, вероятно, из-за сокращённого текста).


7. Драки

1) Огородников:

Огородников
Огородников
Огородников
Огородников


2) Полухин:

Полухин
Полухин

8. Концовка

Всё как всегда: детальность и избыточность у Огородникова.

Огородников
Огородников
Полухин
Полухин


Статья написана 1 февраля 10:49

Уже первое десятилетие XXI века закончилось, а ещё не все советские художники высказали своё отношение к "Золотому ключику". Книга, вышедшая в издательстве "Вита Нова" в 2012 году. Художник — Л.Казбеков.

Серия "Детский зал", недорогая по сравнению с обычными изданиями "Вита Новы" (даже переиздание 2017 года до сих пор в магазине издательства за 850 рублей продаётся). Полиграфическое качество отменное, но к тому времени не единственное — на рынке с таким же качеством по более низким ценам уже действовала "Нигма" и первые книги выпустила "Речь". Но до их "Золотых ключиков" ещё далеко...

Худ. Л.Казбеков (2012)

Художник Л.Казбеков достаточно известен. Несмотря на то, что самые узнаваемые его иллюстрации (к "Сказкам дядюшки Римуса", например) появились под самый конец СССР, бесспорно отношу его к советским художникам.

В сюите к "Золотому ключику" у Казбекова неожиданно проявился стиль академической живописи (намеренная имитация, так-то как живописец он вполне себе абстракционист). Это оригинально и местами забавно.

1. Джузеппе и Карло

Собственно, Джузеппе — без явных признаков алкоголизма. Академизм выражается в камерной композиции, в игре света и тени.

Первое знакомство Буратино с Папой Карло художник вообще опускает. Папа Карло мельком появляется в самом конце в благостной обстановке — неинтересно.


2. Буратино

Буратино, как положено в академической живописи, старообразный и со слабо выраженными застывшими эмоциями. Прекрасна академическая крыса Шушара.


Казбеков прослеживает весь жизненный путь крысы Шушары. Она наиболее раскованный персонаж сюиты.

3. Карабас (и Дуремар)

У Карабаса оскал не сходит с лица. И отсветы адского пламени на лице.


Академизм разбавляется примитивизмом (кувшин в разрезе).

4. Кот и Лиса

Академизм не интересуется эксцентричными персонажами. Алиса и Базилио показываются отчуждённо, издалека и очень редко (первая иллюстрация — это вообще задняя крышка переплёта).


5. У Мальвины

Старообразная Мальвина под стать Буратино.


Весёлые эпизоды воспитательной деятельности Мальвины опущены художником — балаганные сцены не достойны академической живописи. Только "Клятва Горациев", только альпийские перевалы.


6. Город Дураков

Не стоило и ждать...


7. Драки

Эпично.

8. Концовка

Карабас в академической живописи не может сидеть в луже — для этого стулья есть, а до ванны Марата дело не дошло.


Статья написана 23 января 11:01

Начало Нулевых. Закончился советский период иллюстрирования "Золотого ключика", сдулись государственные издательства, исчезли любительские "корпоративные" издательства, частные издательства переживают взлёт — они ещё конкурируют друг с другом. А художники ещё советские.

"Золотой ключик", выпущенный в 2002 году издательством "Олма-Пресс" с иллюстрациями легендарного художника А.Мартынова.

Худ. А.Мартынов (2002)

А.Мартынов — художник-самоучка. Манера у него хулиганская. Он стал востребован во второй половине 1980-х гг. — ранний этап Перестройки с его низвержением советских авторитетов требовал свежей струи. Мартынов в книжной иллюстрации стал символом этого стремления. Самая известная его серия — иллюстрации к "Вредным советам" Остера. Но Мартынов в начале своей деятельности успел сделать даже "Алису в стране чудес". "Золотой ключик" — это уже творение зрелого мастера (заскучавшего, кстати).

1. Джузеппе и Карло

Необычные старички, но типовые для Мартынова, ничем не запоминающиеся.


Папа Карло — свирепый, если вывести его из себя.

2. Буратино

Буратино — отличается от привычного образа только творческим почерком художника. И, понятно, он наиболее задорный из всех Буратин.

3. Карабас (и Дуремар)

Карабас — бородат и нестрашен.


Мимика у Карабаса небогатая. Композиция в рисунках практически отсутствует.

Мартынов по сути своего дарования был карикатуристом (это у них часто весьма успешны художники-непрофессионалы). Обходился без академических заморочек.

4. Кот и Лиса

Алиса и Базилио — бесспорные хиты художника.


У них и характер выписан художником лучше, чем у главных персонажей.

5. У Мальвины

Мальвина — весьма простая по своим эмоциям кукла.


Но зато художник не забывает мальвинову обслугу: лекарей и портных.


6. Город Дураков

Этого злачного места Мартынов не рисует.


7. Драки

Драк у него тоже нет, хотя, вроде бы, не мог их такой художник обойти. Я же говорю, заскучал Мартынов.


8. Концовка

Все несбывшиеся надежды отрицательных персонажей.


Собственно концовка — Карабас в луже — крохотная.





  Подписка

Количество подписчиков: 81

⇑ Наверх