Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 декабря 2019 г. 16:00

Были у нас как-то иллюстрации к "Египетским ночам" Пушкина (тут и тут).

Классические гравюры Кравченко, современный символизм Забирохина... Рассказ у Пушкина наполнен страстью, П.Бунин через эротизм эту страстность передавал.

Худ. П.Бунин
Худ. П.Бунин

Древний Египет мы зрительно воспринимаем через росписи тех времён: силуэты в узких платьях, треугольники локтей и колен, опахала. И эротизма там достаточно.

К такой росписи и сюжеты должны быть по-настоящему древние, аутентичные. Подойдут и библейские (ветхозаветные) истории. Например, дочь фараона пришла купаться на берег Нила и нашла корзинку с младенцем Моисеем. Неожиданно в Интернете к этой истории обнаружился рисунок знаменитого детского художника В.Лосина.

Худ. В.Лосин
Худ. В.Лосин

Потрясающе! Европеоидные лица советских времён (царевна — коренная москвичка, а служанка в воде — лимитчица). И при этом узнаваемые шаблоны Древнего Египта — те самые силуэты и треугольники.

Эта картинка заставила меня задуматься, как воспринимается древность в книжной иллюстрации. Чаще всего, это костюмированный эпос, в котором играют современные актёры (как у П.Бунина). У Лосина тоже современные актёры, но с хорошими костюмами и балетмейстером. Вообще, облегчает ли задачу современным художникам специфичные изображения, дошедшие из Древнего Египта? Интересная задача для иллюстратора.




Древне-египетские книжки
Древне-египетские книжки

Решил посмотреть с этой точки зрения имеющиеся у меня книжки с настоящими древне-египетскими историями.

1) Н.Кочергин

Первая книжка — "Чудесные превращения Баты". Художник — знаменитый Н.Кочергин. Книжки на Фантлабе нет.

"Чудесные превращения Баты". Худ. Н.Кочергин
"Чудесные превращения Баты". Худ. Н.Кочергин

Дети могли бы получить представление о манере древне-египетских росписей из одной этой книжки. Стилизация древне-египетских образцов у Кочергина очень точная. Вот, например, воин с натянутым луком — один из самых узнаваемых образов Древнего Египта (правда, в подлиннике это был фараон на колеснице).

Воин с натянутым луком. Худ. Н.Кочергин
Воин с натянутым луком. Худ. Н.Кочергин

У Кочергина присутствует естественная модернизация (пропорции фигур, например, точные; мимика живая). Но. всё равно, видно, что Кочергин рисовал в соответствии с древне-египетскими образцами.

Перед троном фараона. Худ. Н.Кочергин
Перед троном фараона. Худ. Н.Кочергин

Хозяйственные заботы. Худ. Н.Кочергин
Хозяйственные заботы. Худ. Н.Кочергин

Но Кочергин всё же отражает сюжет древней сказки с нестареющими страстями. Вот такого в живописи Древнего Египта не было — растрёпанные персонажи:

Современные страсти. Худ. Н.Кочергин
Современные страсти. Худ. Н.Кочергин

Меня лично заинтересовали стилизованные изображения деревьев. Действительно, это свойственно древне-египетским образцам.

Выезд фараона. Худ. Н.Кочергин
Выезд фараона. Худ. Н.Кочергин

Но у меня подобные деревья-шары ассоциировались не с Кочергиным, а с другим художником. В таком стиле деревья в детских книжках рисовал младший современник Кочергина — К.Овчинников. Оказывается, Овчинников тоже отметился в теме Древнего Египта.

2) К.Овчинников

К.Овчинников — известный и мною любимый иллюстратор. На Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art7285. Книга тоже представлена на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition140939. Есть и современное переиздание: https://fantlab.ru/edition210900.

"Три сказки страны пирамид". Худ. К.Овчинников
"Три сказки страны пирамид". Худ. К.Овчинников

У К.Овчинникова — во всех книгах стилизация деревьев, птиц, зверей. А в этой книжке с древне-египетскими сказками — нет. Всё это ранее сделал Кочергин. Как раз для Овчинникова деревья-шары не представляли никакой сложности. Но здесь ему пришлось делать стилизацию более сложную (для себя более сложную, поскольку он не использовал собственные приёмы).

Сначала — откровенное подражание древне-египетским папирусам.

Древне-египетская стилизация. Худ. К.Овчинников
Древне-египетская стилизация. Худ. К.Овчинников

Далее — современные рисунки. Композиции у Овчинникова по законам стилизации почти такие же, как у Кочергина — ведь источник-то единый.

Фараон с натянутым луком. Худ. К.Овчинников
Фараон с натянутым луком. Худ. К.Овчинников

Перед троном фараона.  Худ. К.Овчинников
Перед троном фараона. Худ. К.Овчинников

Хозяйственные заботы. Худ. К.Овчинников
Хозяйственные заботы. Худ. К.Овчинников

Но фигуры египтян у Овчинникова по сравнению с Кочергиным остались более скованными — чтобы яснее была отсылка к первоисточнику.

А вот природу (деревья, травы) Овчинников отобразил предельно точно на контрасте с людьми.

На лоне природы. Худ. К.Овчинников
На лоне природы. Худ. К.Овчинников

3) Ф.Константинов

Оказывается, была иллюстрированная древне-египетская литература и для взрослых. Здесь художник — ксилограф Ф.Константинов.

"Лирика Древнего Египта" без с/о (1965). Худ. Ф.Константинов
"Лирика Древнего Египта" без с/о (1965). Худ. Ф.Константинов
"Фараон Хуфу и чародеи" (1958).Худ. Ф.Константинов
"Фараон Хуфу и чародеи" (1958).Худ. Ф.Константинов

С Константиновым мы неоднократно встречались по поводу иллюстраций к пушкинским произведениям, из которых пока самое крупное было "Евгений Онегин".

Казалось бы, именно Константинов предельно далёк от древне-египетских образцов. На первый взгляд, его гравюры про Египет отличаются от гравюр про Онегина только элементами одежды. А на самом деле, Константинов дух Древнего Египта ухватил очень точно. При этом он обошёлся вообще без стилизации, полностью осовременил древне-египетские образцы, т.е. решил задачу самым сложным путём, без всяких упрощений. Вот потрясающий пример модернизации женского образа (но и оригинал потрясающий).

Оригинал. Древний Египет
Оригинал. Древний Египет
Суперобложка.Худ. Ф.Константинов
Суперобложка.Худ. Ф.Константинов

Вот модернизация намеренно приглушённая (Константинов здесь сохранил только идею танцевальных движений).

Оригинал. Древний Египет
Оригинал. Древний Египет
Заставка. Худ. Ф.Константинов
Заставка. Худ. Ф.Константинов

А вот собственно гравюры-иллюстрации.

Фараон с натянутым луком. Худ. Ф.Константинов
Фараон с натянутым луком. Худ. Ф.Константинов

Египтянка
Египтянка
Египтянка
Египтянка

Страсть на лоне природы с крокодилом
Страсть на лоне природы с крокодилом




Материала у меня, конечно, мало для серьёзных обобщений. Но, видимо, наличие образцов графики и живописи из Древнего Египта задачу современным художникам (не халтурщикам) не облегчает: изображения именно древне-египетские настолько специфичны, что, если им следовать, легко можно сползти в мультипликацию, а если не следовать — в фильм про Калигулу.

В этой связи кругозор наших советских художников, которые крайностей избежали, вызывает, конечно, уважение.


Статья написана 2 декабря 2019 г. 20:34

Я пока прерываю обзор иллюстраций цикла "Повести Белкина". Чтобы закруглить этот этап болдинской прозы, предлагаю взглянуть на незавершённую "История села Горюхина". Мастерский набросок — прекрасный образец русского литературного юмора. В связи с "Историей села Горюхина" неизбежно вспоминают "Историю одного города" Салтыкова-Щедрина. Но надо делать поправку, что Пушкин не совсем сатирик (он не ехидный и не злобный).

В иллюстрированной пушкиниане первой достойной иллюстрацией оказался силуэт на обложке нэповского времени. Художник — Н.Ильин. Эта обложка даже попала в пушкинский том "Литературного наследства" (1934). П.Эттингер писал: "Упомяну ещё об "Истории села Горюхина", любовно отпечатанной Н.В.Ильиным в 1928 году в Нижнем Новгороде и снабжённой им эффектной силуэтной обложкой". Вот репродукция этой обложки из альбома "Н.В.Ильин" — М.: Советский художник, 1958.

Худ. Н.Ильин (1928)
Худ. Н.Ильин (1928)

Очень свежая концепция для 1928 года (через 20 лет Ильин разовьёт эту концепцию до абсолюта). Картинка с сюжетом не связана. Но Ильин — великий мастер. Вроде бы просто портрет Пушкина, а понятно, что он чего-то гражданственное сочиняет (смотрит на крестьянские избы, на вороньё над ними — и пишет, пишет про народные страданья...).

Внезапно обнаружилось созвучие этой темы ("Пушкин узрел мужиков"). Через 90 лет А.Аземша нарисовал Пушкина, сочиняющего проповедь мужикам. Проповедь была прочитана в церкви в Болдино. Она, вероятно, подтолкнула Пушкина к сочинению "Истории села Горюхина". Но, увы, на описание народных страданий Пушкин был не вполне настроен, сохранились его подлинные слова из этой проповеди.

цитата
И холера послана вам, братцы, оттого, что вы оброка не платите, пьянствуете. А если вы будете продолжать так же, то вас будут сечь. Аминь!

Худ. А.Аземша (2010-е гг.)
Худ. А.Аземша (2010-е гг.)

Этот рисунок из альбома "А.Аземша. Искусство дарить людям радость" (М., 2014).

Аземша — выдающийся художник, с хорошим чувством юмора, со вкусом. Его рисунки — как декорации к театральным фантазиям Мейерхольда в изложении Булгакова ("Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского «Бориса Годунова», когда обрушились трапеции с голыми боярами...").

Мне кажется, весёлый Аземша хорошо дополняет слишком торжественного Ильина.




"История села Горюхина" — смешная.

цитата
Ныне, как некоторый мне подобный историк, коего имени я не запомню, оконча свой трудный подвиг, кладу перо и с грустию иду в мой сад размышлять о том, что мною совершено. Кажется и мне, что, написав Историю Горюхина, я уже не нужен миру, что долг мой исполнен и что пора мне опочить!

Читать пушкинскую "Историю села Горюхина" весело, а читать пушкинистов про "Историю села Горюхина" — скучно. Они там справедливо находят столкновение барина с народом — и это столкновение, действительно, не было радужным. Однако Пушкин точно не впал как Радищев в чёрную меланхолию от знакомства с бытом своих крепостных.

Советские иллюстраторы сталинского периода начали с отражения народной/крестьянской темы в "Истории села Горюхина" в соответствии с классовым истолкованием. Знаменитый художник А.Самохвалов дал групповой крестьянский портрет — у деревенской бедноты лица чересчур серьёзные, они уже верные союзники пролетариата. Но всё-таки у Самохвалова (отличного художника) все персонажи с характером, а которые крестьяне не пролетарии, так те с юмором нарисованы.

Худ. А.Самохвалов (1936)
Худ. А.Самохвалов (1936)

Следующие иллюстрации у меня в скучноватых сталинских изданиях (в трёхтомнике 1949 г. и в "Избранном" 1959 г.). Художник Ф.Константинов — узнаваемый ксилограф — но для "Истории одного города" отделался общими картинками, обличающими забитость народа перед приказчиками, нищету и плохую погоду.

Худ. Ф.Константинов. "Избранное" 1958 г.
Худ. Ф.Константинов. "Избранное" 1958 г.
Худ. Ф.Константинов. Трёхтомник 1948 г.
Худ. Ф.Константинов. Трёхтомник 1948 г.

А художник Д.Арсенин и в конце советского периода пошёл по пути обличений и выдал угнетённый народ.

Худ. Д.Арсенин (1986)
Худ. Д.Арсенин (1986)

А ведь даже Л.Правдин в 1949 году для провинциального (Молотов/Пермь) издания сделал интересную иллюстрацию. Всё те же мужики в сцене с приказчиком. Но контур у фигур немного карикатурный, а у Пушкина сцена не столько обличающая, сколько смешная — читатели могли бы оценить такую картинку на общем унылом фоне.

Худ. Л.Правдин (1949)
Худ. Л.Правдин (1949)




"Историю села Горюхина" всё же не Писарев или Чернышевский какой-нибудь писал. У Пушкина феерия, а если смех сквозь слёзы — то всё-таки смех. Подлинное содержание сатиры отразили другие художники. Это П.Бунин, который рисовал свои иллюстрации к "Истории села Горюхина" в советские 1970-е гг. и А.Аземша (это уже XXI век).

Первая и бо́льшая часть незаконченной "Истории" вообще не про крестьян, а про автора — это вовсе и не Пушкин, а опять Иван Петрович Белкин. Более подробно, чем в "Введении" от издателя "Повестей Белкина" даётся биография Ивана Петровича, описывается путь, который привёл его к созданию "Истории села Горюхина".

Вот Белкин приехал насовсем в свою вотчину:

цитата
Женщинам говорил я без церемонии: «Как ты постарела» — и мне отвечали с чувством: «Как вы-то, батюшка, подурнели». ...Побежали топить баню.

И тут привожу иллюстрацию В.Милашевского из "Повестей Белкина", где ей нет никакого соответствия. А в "Истории села Горюхина" есть, по крайней мере, Белкин и баня. А крестьянские женщины? И про них есть в "Истории": "Они столь целомудренны, сколь и прекрасны; на покушения дерзновенного отвечают сурово и выразительно".

Худ. В.Милашевский (1983)
Худ. В.Милашевский (1983)

Несколько уморительных рисунков добавил к этой части А.Аземша.

Белкин рассказывает о том, что его батюшка служил адъютантом у генерала Племянникова. Вот этот генерал:

Худ. А.Аземша (2000-е гг.)
Худ. А.Аземша (2000-е гг.)

Далее. Источником для "Истории села Горюхина" Белкину послужили старинные календари, где его прадед оставлял краткие записи:

цитата
4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 — корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 — погода ясная. 9 — дождь и снег. Тришка бит по погоде.

Прадед и корова, павшая 6 мая, околдовали художника Аземшу — он их рисовал, вместе и порознь, бесконечно.

1)Прадед с павшей коровой на голубом фоне

Худ. А.Аземша (2010-е гг.)
Худ. А.Аземша (2010-е гг.)

2)Прадед с павшей коровой на сером фоне

Худ. А.Аземша (2010-е гг.)
Худ. А.Аземша (2010-е гг.)

3)Павшая корова крупным планом

Худ. А.Аземша (2010-е гг.)
Худ. А.Аземша (2010-е гг.)

4)Павшая корова на тарелке

Худ. А.Аземша (2000-е гг.)
Худ. А.Аземша (2000-е гг.)

5)Прадед (слева внизу) и скелет коровы (справа вверху)

Худ. А.Аземша (2000-е гг.)
Худ. А.Аземша (2000-е гг.)

После источников Белкин даёт все положенные для всеобщей истории обзоры: географии, этнографии и т.д.

Вот география. К востоку страна Горюхино примыкает к Бесовскому болоту (пастушка стерегла стадо свиней и забеременела — от беса, само собой). Художник Аземша откликнулся на это.

Худ. А.Аземша (2010-е гг.)
Худ. А.Аземша (2010-е гг.)
Худ. А.Аземша (2000-е гг.)
Худ. А.Аземша (2000-е гг.)

Вот обитатели. Тут художник Бунин решил горюхинских баб изобразить.

Худ. П.Бунин (1974 г.)
Худ. П.Бунин (1974 г.)
Худ. П.Бунин  (1998 г.)
Худ. П.Бунин (1998 г.)

Вот культура и образование. Рисунок П.Бунина: грамотей Терентий.

Худ. П.Бунин (1974 г.)
Худ. П.Бунин (1974 г.)

цитата
Летописи упоминают о земском Терентии, жившем около 1767 году, умевшем писать не только правой, но и левою рукою. ...Неоднократно пострадав за свое искусство, услужливость и участие в разных замечательных происшествиях, он умер уже в глубокой старости, в то самое время как приучался писать правою ногою, ибо почерка обеих рук его были уже слишком известны.

Этот Терентий так понравился П.Бунину, что он развил эту тему за Пушкина (причём переработал рисунок через 25 лет). На рисунке некий чин в треуголке суёт Терентию кулак под нос.

Худ. П.Бунин (1974 г.)
Худ. П.Бунин (1974 г.)
Худ. П.Бунин  (1998 г.)
Худ. П.Бунин (1998 г.)

Интересный, кстати, рисунок по персонажам. За плечом у неотёсанного екатерининского бригадира — молодой дворянин с умным лицом, новое поколение просвещённых чиновников, которые встретят в новом веке "дней александровых прекрасное начало".




И только теперь начинается собственно "История", но тут и обрывается. Жили горюхинцы вольной жизнью, пока обедневшие баре не вспомнили о них. П.Бунин рисует как на пьяных (по случаю праздника) пейзан свалился управляющий от помещика.

Худ. П.Бунин (1998 г.)
Худ. П.Бунин (1998 г.)
Худ. П.Бунин  (1998 г.)
Худ. П.Бунин (1998 г.)

Ну и конец:

цитата
В три года Горюхино совершенно обнищало.

Именно этот итог педалировался советскими пушкинистами, а нарисовал его его только Аземша — художник эпохи победившего капитализма.

Худ. А.Аземша (2010-е гг.)
Худ. А.Аземша (2010-е гг.)

Худ. А.Аземша (2000-е гг.)
Худ. А.Аземша (2000-е гг.)


Статья написана 23 ноября 2019 г. 14:36

После иллюстраций к "Метели" из белкинского цикла уместно будет посмотреть картинки к пушкинскому стихотворению "Бесы" (http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push1...). Стихотворение очень известное:

цитата
Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Есть у "Метели" и "Бесов" общее. Во-первых, тема зимней непогоды. Во-вторых, "Бесы" — это первое произведение, написанное в Болдинскую осень 1830 года (тогда же, когда и "Повести Белкина"). Есть и отличия: метель в прозе — это у Пушкина реалистическое описание, а метель в стихах — психическое переживание. Интересно, как художники отобразили эту разницу.

1) Передвижники и примитивисты

Бесы в стихотворении про метель, потому что мельтешение снега и вой ветра вызывают такие ассоциации:

цитата
Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

И вот кружащихся в снегу бесов — буквальное прочтение — изобразил в самом начале XX века серьёзный художник И.Симаков, а в конце XX века — художница-примитивист Л.Усатова (первая иллюстрация — из альбома "Пушкин в русской и советской иллюстрации", а вторая — из альбома "Пушкин в творчестве примитивных художников").

И.Симаков (1904)
И.Симаков (1904)
Л.Усатова (1998)
Л.Усатова (1998)

Такое соседство совсем не случайно: русская иллюстрация до эпохи художников круга "Мира искусства" — это и есть примитивизм (не по технике, а по концепции: рабское буквальное сопровождение текста). Пожалуй, современный примитивизм даже и предпочтительнее будет: в нём, чаще всего, здоровый юмор интеллектуалов виден.

2) Заставки и виньетки

Но когда запретили рисовать чёртиков, советским художникам-реалистам пришлось перейти на пейзажные зарисовки. Вот Ф.Константинов награвировал вьюгу (в трёхтомнике 1949 года и в "Избранном" 1959 года). Ямская тройка — непременный атрибут, поскольку в "Бесах" барин беседует с ямщиком.

Заставка. Худ. Ф.Константинов (1949-1959)
Заставка. Худ. Ф.Константинов (1949-1959)

В пушкинских изданиях взрослую аудиторию картинками к "Бесам" не баловали. Следующие картинки появились только в 1979 году, когда был издан аккуратный томик пушкинской "Лирики" с иллюстрациями А.Иткина.

"Лирика". Худ. А.Иткин (1979)
"Лирика". Худ. А.Иткин (1979)

Раз уж в первый раз с этим изданием встречаемся, вот его библиографическое описание из каталога-справочника:

После такого пышного представления собственно иллюстрации к "Бесам" впечатления не производят: это просто маловыразительная заставка с темой "мутной ночи" и крохотная концовка — силуэт лошадок с повозкой.

Заставка. Худ. А.Иткин (1979)
Заставка. Худ. А.Иткин (1979)
Концовка. Худ. А.Иткин (1979)
Концовка. Худ. А.Иткин (1979)

Но это уже общая проблема иллюстрирования лирики (не только пушкинской), т.е. бессюжетных стихотворений. Душевно лирику рисуют хорошие художники-пейзажисты. Ошеломляющим, но и не повторённым был в 1949 году успех монументальных силуэтов Н.Ильина (вот это). Опыт реалиста Иткина в иллюстрировании лирики был не самым удачным. Сейчас его дополненный томик 1979 года переиздали в огромном формате (вот это). Может, к "Бесам" что-то поинтереснее есть в современном издании, но я покупать не стал.

3) Картинки в детских книжках

Бесы — совсем не детское стихотворение. Но первая строфа из него — хрестоматийная, в советское время использовалась в младших классах школы в качестве примера описания природы. Поэтому несколько строк ("Мчатся тучи, вьются тучи...") помещались в тонких серийных книжках.

Россыпь детских книжек
Россыпь детских книжек

Ну а поскольку проилюстрировать здесь можно было только природу (и ездока), все картинки одинаковые у совершенно разных художников: метель забрасывает снегом возок. В книжке 1985 года поместили всё стихотворение без купюр ("Перемен! Мы ждём перемен..."), но художник оказался не готов его развёрнуто отобразить.

"Зимняя дорога", 1972. Худ. Г.Никольский
"Зимняя дорога", 1972. Худ. Г.Никольский
"Зимняя дорога", 1979. Худ. Л.Кузнецов
"Зимняя дорога", 1979. Худ. Л.Кузнецов
"Зимнее утро", 1985. Худ. Г.Фильчаков
"Зимнее утро", 1985. Худ. Г.Фильчаков

Все картинки моноцветные, а невысокое качество воспроизведения их ещё более обезличивает. Особенно не повезло посмертному изданию Конашевича: ничего не разобрать.

"Радуга", 1983. Худ. В.Конашевич
"Радуга", 1983. Худ. В.Конашевич

Жалко, что для советских малышей пропала страшилка (они тогда наперечёт были)

цитата
Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

4) Картинки для взрослых

Никто не против пейзажей в качестве иллюстраций. Но в "Бесах" всё же одного изображения стихии недостаточно. Самые поздние из известных мне профессиональных иллюстраций датированы концом XX века. П.Бунин передаёт страшное напряжение стихотворения в образе обезумевшей тройки. Но достаточно механистически — руку набил на рисунках конницы в боях.

"Жизнь и лира", 1996. Худ. П.Бунин
"Жизнь и лира", 1996. Худ. П.Бунин

Простодушный Д.Арсенин вернулся к истокам: нарисовал чёртиков. И много других элементов белой горячки.

"Александру Пушкину...", 1994. Худ. Д.Арсенин
"Александру Пушкину...", 1994. Худ. Д.Арсенин

На стену такую картинку, конечно, не захочется вешать: китч. Но приходится признать, что эта композиция Арсенина оказалась иллюстрацией, по которой всё же можно идентифицировать пушкинских "Бесов".

цитата
Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...


Статья написана 15 ноября 2019 г. 17:58

Завершают обзор иллюстрированной "Метели" особые художники. Думал назвать их постмодернистами, но у меня и сам Пушкин постмодернист, что расходится с научным определением. Думал также обозначить их "нескучными" художниками, но это обидно для других. Эпохи разные. В общем, единственная общая черта у этих сегодняшних художников только та, что они не реалисты. Так что пусть будут "нонреалисты".

1) Б.Забирохин, 2017

"Сочинения в прозе". Худ. Б.Забирохин. "Вита Нова", 2017
"Сочинения в прозе". Худ. Б.Забирохин. "Вита Нова", 2017

Забирохин — самый яркий неформал из современных признанных графиков — проявил удивительную умеренность. Никаких непропорциональных фигур. Пейзаж. Всё-таки завораживает русских художников зимняя стихия. И никакой гиперболизации не требуется: и так страшно. Такая картинка вполне вписывается в традиции иллюстрирования "Метели".

Метель
Метель

Концовка тоже удивила: церковная утварь без привычного гротеска. После пережитой метели как-то посмирнее стал художник.

Концовка
Концовка

2) П.Перевезенцев, 2012

"Повести Белкина". Худ. П.Перевезенцев, 2012
"Повести Белкина". Худ. П.Перевезенцев, 2012

Перевезенцев — тоже известный нонконформист. Вызывающе рисует карандашами детские каляки-маляки. В постмодернисты я его записал после "Выстрела", где Сильвио был в треуголке и античной тоге. В "Метели" ехидства поменьше, но ярлык постмодерниста уже приклеился, и художник попал в это сообщество.

Шмуцтитул: Венчание
Шмуцтитул: Венчание
Метель
Метель

Есть у художника и портрет Маши — падающей Маши. Маша падает в обморок — пришло известие, что Владимир, с которым так нелепо пришлось расстаться, тяжело ранен при Бородино (и умрёт "в Москве накануне вступления французов").

Маша падает
Маша падает

Есть и привычная завершающая сцена: объяснение Бурмина. Всё как у людей: нонконформист это вам не кубист какой-нибудь.

Маша и Бурмин
Маша и Бурмин

3) И.Шаймарданов, 2000-е гг.

Эти картины в книге не издавались. Я их увидел на сайте художника И.Шаймарданова (там ко всем повестям Белкина): http://shaimardanov.com/tvorchestvo/poves.... Совершенно очаровался. Очень трогательный постмодернизм. Оригинальности очень много.

Вот первые картинки: ещё и не разберёшь, что это стилизация под иллюстрацию для детской книги советских времён. Сначала прекрасная зима, хотя и без метели. Маша убегает по длинной-длинной аллее, а заблудившийся Владимир стучится в занесённый домишко

Маша
Маша
Владимир
Владимир

А вот Бурмин выступает на сцену. На первой картинке он заходит в церковь с половичками. А на второй отъезжает после венчания (война на носу, в полк надо торопиться).

Бурмин пришёл
Бурмин пришёл
Бурмин убежал
Бурмин убежал

То, что перед нами стилизация, понимаешь окончательно только на последней картинке, когда, наконец-то, фигуры людей поданы крупным планом.

Маша и Бурмин
Маша и Бурмин

4) В.Масютин, 1922

Не сразу удалось загрузить иллюстрации из этой книги, вышедшей в Германии в 1922 году. Показываю с опозданием. Мой любимый Масютин.

"Повести Белкина". Худ. В.Масютин, 1922
"Повести Белкина". Худ. В.Масютин, 1922

С Масютиным мы уже не раз встречались. Его "Повести Белкина" я задним числом представил, там же иллюстрации к "Выстрелу" — самые характерные из всего сборника: https://fantlab.ru/blogarticle62813.

Если к "Выстрелу" целый цикл (три иллюстрации), то к "Метели" всего одна картинка.

Венчание Маши и Бурмина
Венчание Маши и Бурмина

Заграничные иллюстрации к Пушкину до определённого момента спокойно, без всяких идеологических шаблонов, обсуждались советскими искусствоведами. Ещё в 1934 году П.Эттингер писал в "пушкинском" томе "Литературного наследства", что Масютин самый плодовитый из зарубежных иллюстраторов Пушкина и что его стиль — это "упрощённый, хотя всегда темпераментный линеаризм" (видимо, от слова "линия").

Только благодаря эмиграции первой волны мы имеем авангардистское прочтение Пушкина. В Советской России в то время авангардизма в книжной графике тоже хватало, но до Пушкина руки так и не дошли.


Статья написана 11 ноября 2019 г. 19:09

Всё-таки наши прославленные старые советские художники, которые опубликовали свои новые циклы к произведениям Пушкина за последнее десятилетие, ни с кем не сочетаются. Это чистый безмятежный реализм в мягкой технике (акварель, пастель, мелки и что там ещё). Не надо его ничьим соседством замутнять.

Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Рейпольский, 2019

И с книгами, и с художниками уже встречались. У Иткина — два варианта (ранний — чёрно-белый) 2008 года и поздний — цветной 2018 года. У Райпольского — цветной 2019 года.

А.Иткин (2008 и 2018)

Сборник 2008 года
Сборник 2008 года
Сборник 2018 года
Сборник 2018 года

А.Рейпольский (2019)

Худ. А.Рейпольский. "Энас-Книга", 2019
Худ. А.Рейпольский. "Энас-Книга", 2019

А сравнивать картинки этих художников можно в едином потоке.

Заставка

Предназначение заставки-иллюстрации неоднозначное. Я думаю, что она выступает в роли графического эпиграфа ко всей книге или отдельной части. Иткин так заставку и делает: не очень навязчиво, но с намёком на содержание. У Рейпольского заставка просто первая из цикла иллюстраций, описывающая ранний эпизод: летний роман Маши и Владимира.

Худ. А.Иткин, 2008
Худ. А.Иткин, 2008
Худ. А.Иткин, 2018
Худ. А.Иткин, 2018
Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Рейпольский, 2019

Маша

У Рейпольского портрет Маши перед побегом (письма пишет, как и у многих художников). У Иткина — утром после венчания с незнакомцем Маша выходит к родителям: такой Маши мы ещё не видели.

Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Иткин, 2018
Худ. А.Иткин, 2018

Владимир

Традиционная сцена для иллюстраторов: заблудившийся Владимир.

Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Иткин, 2018
Худ. А.Иткин, 2018

Победа

Рейпольский нарисовал возвращение войск из-за границы.

Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Рейпольский, 2019

Маша и Бурмин

Объяснение Маши и Бурмина — тоже традиционная сцена. У Рейпольского — юные стройные герои. А вот у Иткина — какие-то негламурные.

Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Иткин, 2018
Худ. А.Иткин, 2018

Рассказ Бурмина про его венчание с незнакомкой — это нарисовал только Иткин. Рейпольский от изображения этого неблаговидного поступка уклонился. У Иткина сцена венчания — в двух вариантах. Композиция одна и та же, но разница велика. На чёрно-белом рисунке стройный Бурмин во фраке с хищным оскалом — так какого-нибудь Дракулу могли бы французские художники в XIX веке награвировать. В позднейшей цветной иллюстрации Бурмин уже просто мелкий бес.

Худ. А.Иткин, 2008
Худ. А.Иткин, 2008
Худ. А.Иткин, 2018
Худ. А.Иткин, 2018

Концовка

Интересные концовки у обоих художников. Рейпольский нарисовал пожилую женщину — видимо, мать Маши: милый семейный покой в кругу семьи обеспечен Бурминым. Иткин в концовку поместил церковь, к которой съехались возки. Но метели нет — и такая церковь в нежных зимних сумерках была бы уместнее к рождественскому рассказу. Но идея та же — всё хорошо, всё спокойно.

Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Рейпольский, 2019
Худ. А.Иткин, 2018
Худ. А.Иткин, 2018

Очень хочется советским художникам в XXI веке, чтобы все были счастливы и умиротворены.





  Подписка

Количество подписчиков: 81

⇑ Наверх