Все отзывы посетителя lammik
Отзывы (всего: 1372 шт.)
Рейтинг отзыва
lammik, позавчера в 19:59
Бог пришёл к врачу, а тот его отправил на МРТ. Звучит как анекдот. Башня здесь — символ стремления человека стать равным Богу, намёк на Вавилонскую считывается однозначно.
lammik, позавчера в 19:43
У костра сидят старик Хорхе и женщина по имени Риоха. Хорхе неспешно рассказывает Риохе три истории — про мальчика, про девочку и про Слово.
Один из немногих рассказов сборника, где есть чёткий сюжет с началом и финалом. Причём финал оказался имени Сергея Васильевича Лукьяненко, чего не скажешь об изложении этого самого сюжета, там стройность и ясность не предусмотрены, скорее, совсем наоборот — читателя запутывают, впрочем, давая все необходимые для понимания подсказки.
Весьма элегантно.
К.А. Терина «Юрий Рытхэу «Песни снежного кита»
lammik, 10 августа 20:41
Чукотский остров, небольшая метеостанция, несколько человек ждут вертолёта и рассказывают истории о китах...
При обсуждении в Клубе сборника «Все мои птицы» часто проскальзывает упрёк, что проза в сборнике женская. Тот самый случай, когда это прекрасно! Очень красиво, мастерски смогла писательница вышить узор этой истории, нигде не сфальшивив в стилизации под Юрия Рытхэу, а ведь тот был по-настоящему великим писателем, вот просто по гамбургскому счёту без скидок на принадлежность к малому народу Севера.
На мой взгляд, это лучший пока рассказ сборника.
lammik, 10 августа 16:25
Псевдо-фольклорная притча с западнославянским колоритом. Хорошая стилизация, прозрачная мораль, сильная визуальная составляющая. Опять же, легко понять, что хотел сказать автор. Лайош извёрг себя из общины, община приняла его решение, но связи до конца разорваны не были, а так быть не должно. Уходишь — уходи. Нельзя одной ногой стоять в мире людей, другой — в мире природы, разорвёт неизбежно.
lammik, 9 августа 20:48
Рассказчик с детства любил поспать, научился проникать в чужие сны и теперь может во сне убивать и насиловать. Это, если отделить сюжетную часть от антуража в стиле «сон собаки». Что-то похожее я уже читал или видел в кино. Понятно, что проводить подобные издевательства над спящими нехорошо, наказание неминуемо, но в целом получился какой-то «хоррор» с «хаотичным» сюжетом, как и следует из фантлабовского классификатора.
lammik, 8 августа 19:40
Во-первых, использовать в рассказе умирающего ребёнка — это запрещённый манипулятивный приём. Во-вторых, если считать отсылку к Воннегуту, то пространства для интерпретаций просто не останется. Можно понять отца, решившего уйти из жизни вслед за ребёнком, но в данном случае рассказчик — просто злодей гигантских масштабов.
lammik, 8 августа 15:47
Так вот ты какая, цветная волна или последний сон Марты
Понятно, что излить поток сознания на бумагу, а затем заставить читателей спорить до посинения, отстаивая ту или иную интерпретацию произведения — это едва ли не самое любимое писательское развлечение. Да и восторг искателей глубинного смысла обеспечен. Как по мне, то всё в рассказе сводится к умиранию мозга главной героини, а птицы — те самые отмирающие клетки, поезд вместо лодки, а проводник, компостирующий(!) билеты, в роли самого Харона.
lammik, 8 августа 11:57
Ещё одна история без начала и конца. Автор немилосердно знакомит читателя с Чагиным, который вот буквально только что забрал из детского сада не ту девочку. Потом окажется, что и жена у него уже не та. А затем, довольно быстро, выяснится, что дело не в родственника, а в самом Чагине, у которого «слетела матрица», вследствие принятия внутрь местного наркотика — крипты. «Матрицу» местным людям будущего, которые судя по всему ещё и являются клонами, настраивают специально выведенные с этой целью бактерии. Вот только бактерии иногда путаются в своей сложной бактериальной работе. В этих случаях с организмом реципиента происходят различные неприятности вплоть до летального исхода. Вот и с нашим Чагиным произошёл подобный сбой. Как с этим справится наш герой? Ответ на этот вопрос так и не будет получен, хотя варианты и имеются.
Ну я понимаю, что в сказке, мистике или магическом реализме многое может остаться за кадром, а объяснения той или иной степени подробности могут оказаться даже вредны. Но тут-то у нас научно-фантастическая повесть. А вопросов остаётся выше крыши. Как вообще человечество дошло до таких странных решений? Почему два по сути разных вида спокойно сосуществуют вместе? Что не так с собаками, зачем их истребили и почему одна, как минимум, спокойно ходит по городу? И множество других разной степени загадочности. Да я даже мотивацию этого Кима понять не в состоянии, а ведь где-то прочитал, что «авторы «цветной волны» точно и тонко выстраивают психологию героев».
lammik, 7 августа 16:10
Если рассматривать рассказ как ещё одну историю о «корабле поколений», то он чудовищен. История без внятного начала, с сомнительным целеполаганием (да нам даже не назвали цель миссии), странными поворотами с «прыгунами» и прочим бардаком на борту. Поэтому тут раздолье для любителей поискать глубинный смысл. Он у каждого свой, понятное дело. Так вот для меня вся «Эррата» — это Россия 90-х, вдруг превратившаяся в огромный базар, наполненный любителями гороскопов, предсказаний и прочими чудесами с зарядкой воды, летящий неизвестно куда, с сомнительным капитаном у штурвала. Ну а фраза: «Выходило, что жить на «Эррате» можно было только служа чужому будущему или воруя у него же.» вообще без пространства и времени. Человечество так существует испокон веков.
К.А. Терина «Никто не любит Скрябышева»
lammik, 5 августа 20:49
Рассказик про школьного волшебника, решающего проблемы одноклассников необычными методами. Закон сохранения в отдельно взятой школе. Чтобы что-то получить, надо что-то потерять. С умением строить логические цепочки у местных школьников не то, чтобы очень, поэтому «никто не любит Скрябышева».
«Городская сказка», короткая, с юмором, пропитана оптимизмом, в логическом анализе не нуждается.
lammik, 5 августа 19:08
«Бес названия» — это такая городская сказка про волшебную шкатулку, меняющую и изменяющую своих хозяев. Волшебный артефакт, помогающий справиться с болью — физической или болью утраты. С этого ракурса количество горя в жизни Далии уже не кажется чрезмерным, ведь иначе шкатулка её бы не выбрала и не отправила бы Марика в метро.
История без конца и начала, оставляющая множество вопросов, но написано хорошо, гладко и умело. Если поймать настроение, то можно получить удовольствие. Похожие истории создавали Сергей Абрамов и Кир Булычев.
Вера Инбер «Он - юнга, родина его - Марсель...»
lammik, 5 августа 16:45
Любопытный образец кабацкого шансона, ещё в том, первоначальном, понимании времён Александра Вертинского. Яркая экзотика, лёгкая эротика, огненная страсть и безжалостная смерть. Под такую песню прям так и хочется успешно напиться. Жизнь — индейка, судьба-злодейка.
lammik, 5 августа 16:34
Образец женской прозы. Вокруг эффектной идеи про лоскуты воспоминаний больше ничего и нет. Форма похоронила содержание. Чтоб уж совсем хорошо стало, в конце используется запрещенный приём с котиками.
Можно, конечно, с умным видом рассуждать о том, что вся жизнь прошла ради трёх дней. Но и их ценность с точки зрения семьи и общества весьма сомнительна.
В обсуждении вспомнили «песню Высоцкого». Решил копнуть поглубже, оказалось что песня не совсем Высоцкого, точнее не только его. Исполнителей множество — от Вертинского до Малинина. Стихи, на которые потом была написана музыка, создала довольно известная поэтесса Вера Ибнер аж в 1922 году.
Маргарита Симоньян «В Москву!»
lammik, 3 августа 17:24
Телевизора у меня нет уже более четверти века, поэтому о Маргарите Симоньян в качестве журналистки я могу судить исключительно по интервью с двумя «российскими бизнесменами средней руки, любителями европейской архитектуры». Книгу эту я читать бы и не стал, но тут появилась библиография автора на Фантлабе, в комментариях открылись адъ и Израиль, пришлось ознакомиться, дабы не уподобляться толпам не читавших, но осуждающих и даже оценивших при этом.
Теперь собственно о книге. Слог, как и положено успешной журналистке, у Маргариты Симоньян оказался лёгкий и бойкий, с применением всех средств языковой выразительности. Сам роман состоит из двух частей, довольно сильно различающихся меж собой. Первая, «южная», заставляет вспомнить творчество Наринэ Абгарян со всем этим кавказским колоритом, как словесным, так и поведенческим, и немного Алексея Иванова, конкретно «Общагу-на-Крови». Собственно, это лучшая часть романа. Вторая, «московская», удалась куда меньше, тут вспоминаются Сергей Минаев и даже Оксана Робски, если вы понимаете о чём я. Все эти светские тусовки, любовные треугольники, тяжёлые судьбы брошенных жён и одиночество любовниц на Новый год. Обе части исполнены в сатирическом ключе, тут писательница никого не пожалела.
С персонажами тоже не всё гладко. Главных тут трое. Борис, олигарх, который в период первоначального накопления капитала не чурался отправлять досадные помехи на тот свет, а затем вдруг решил пойти в политику от скуки. Понятно, что намёк на Ходорковского, но с мотивацией явные проблемы. Жена Бориса Алина имеет ещё более странный характер. Тут похоже выведена некая «сферическая жена в вакууме», которая десятилетиями любит мужа несмотря ни на что. Сама Маргарита Симоньян в конце книги признаётся, что таких не встречала при всём своём обширном круге общения. Ну и Нора, студентка-журналистка, а впоследствии любовница Бориса, тоже вышла несколько противоречивой. То она умна не по годам, то не понимает очевидных вещей.
Не забытый шедевр русской литературы, но о прочитанном не жалею, оценку поставил «по гамбургскому счёту». Опять же грядущую книгу про «Цифру» постараюсь прочитать.
Далия Трускиновская «Слепой секундант»
lammik, 1 августа 13:46
1788 год. При штурме Очакова капитан Андрей Соломин лишился зрения после падения с лошади. Возвратившись в Санкт-Петербург, Соломин остановился у своего друга Григория Беклешова. И практически тут же Беклешов гибнет на нелепой дуэли с графом Венецким. Секундантом на дуэли был Соломин и теперь ему предстоит сразиться в поединке умов со столичным «королём шантажа».
На моей памяти это первый детектив со слепым сыщиком, ведущим расследование. Сюжет довольно туго закручен, действующих лиц много, подозреваемых практически нет. Но вот о личности главного злодея можно догадаться задолго до финала, уж слишком всё литературно. В отличие от многих других произведений Далии Трускиновской, чувствуется, что «Слепой секундант» написан женщиной. Здесь хватает дел сердечных, влюблённостей, счастливых воссоединений и переодеваний. Впрочем, восприятию книги весь этот набор никак не мешает.
Ещё один кирпич в возводимое писательницей из Риги здание истории России. Не устаю им любоваться, прочитывая по несколько романов в год.
Павел Беляев «Человек, который поднял мёртвых»
lammik, 26 июля 21:53
Такое чувство, что нашествие зомби произошло на страницу Фантлаба. И продолжается уже три дня. «Возможность отыскать рациональное зерно в этом безумии» имеется. Догадываюсь, кто этот «человек, который поднял мёртвых».
Далия Трускиновская «Соловецкие бойцы»
lammik, 26 июля 21:25
Осенью 1853 года ватага трудников прибыла в Соловецкий монастырь. Входили в неё разные люди и причины провести год в монастыре, выполняя послушания и молясь, у каждого из них были свои. Вот только случайно собравшись вместе, оказались они связаны незримыми нитями, объединившими судьбы столь несхожих меж собой людей.
Картина из жизни Соловецкого монастыря периода Крымской войны, битвы которой проходили не только в Крыму, английские эскадры выходили и к беломорскому побережью и даже к Петропавловску-Камчатскому. В романе показан и путь предателя, без какой-либо романтизации и попыток оправдать этот грех, как у Акунина в «Беллоне».
За что дали православную медаль, тоже понятно. В кои-то веки монахи показаны обычными людьми, пусть и с общими интересами, живущими одной жизнью со своим народом, разделяющими его судьбу во все времена.
lammik, 21 июля 10:49
Ругать книгу, которая не понравилась, легко и приятно. А вот хвалить понравившуюся сложно, к тому же приходится разделять собственное восприятие и объективные достоинства произведения. «Навола» мне очень понравилась, одна из лучших книг, попавших на чтение в Клуб, явный претендент на «Книгу года». Тут есть всё, чего ждёшь от современного романа для взрослых в жанре фэнтези. И даже те моменты, которые кто-то сочтёт недостатками, творение Бачигалупи украшают и высоко возносят над конкурентами. Медленное погружение в сложный живой мир. Многочисленные подробности только придают ему достоверности. Итало-латинские термины работают на ту же задачу, а ещё создают особую атмосферу романа. Сюжет сложен и извилист, его многочисленные повороты удивительны и увлекательны. Главный герой не очередной Нео, а опять же сложная личность с достоинствами и недостатками, как у людей и принято. Натурализм описаний — это не пошлость, а свидетельство исповедального характера повествования. Давико ди Регулаи ведёт рассказ о своей жизни без утайки и прикрас.
Остаётся только сожалеть о том, что продолжение в ближайшее время почитать не удастся. В мир наволанских интриг, богов, банкиров и простолюдинов хочется вернуться и не один раз.
Марта Уэллс «Дневники Киллербота»
lammik, 15 июля 20:27
До «Дневников Киллербота» Марта Уэллс писала книги в жанре фэнтези более 20 лет. И звёзд с неба, надо сказать, не хватала. Хотя что-то даже переводилось на русский. Но тут случилось то, что случилось — в Белый дом въехал Дональд Трамп. Будучи представительницей «прогрессивной общественности», Марта сильно расстроилась и начала подумывать о том, чтобы от писательства перейти к просмотру телесериалов. И вот эта самая мысль о сериалах и помогла ей придумать персонажа, который затем принёс создательнице деньги, славу и огромный набор фантастических премий.
Нелюдимый андроид с ранимой душой и любовью к сериалам очень чётко попал в нерв поколения, социальные связи которого выстраиваются в основном через Интернет. Опять же, саркастичный взгляд на мир и чёткое разделение окружающих на «своих людей» и Цели помогают всем и каждому почувствовать собственную уникальность и непризнанность. Помимо самого Киллербота остальные персонажи цикла — это ходячие функции без какого-либо реального наполнения, различаются в основном по полу и возрасту. Надо отметить, что среди них непропорционально много женщин. В руководящем же звене исключительно сильные представительницы прекрасного пола. С миром Киллербота всё тоже довольно грустно. У него отсутствуют история, логика развития, политическое устройство, экономические связи. Есть некие зловещие корпорации, обожающие эксплуатацию рабов по контракту и автостражей без контракта, зато с модулями контроля. Но и про эти корпорации тоже мало что известно, ну кроме их общей чудовищности. Есть ещё и некорпоративные миры, но и их существование никак не обосновывается.
При всём желании не могу поставить «Дневники Киллербота» в один ряд с предшественниками-обладателями множества премий «Хьюго», «Небьюла», «Локус». Это развлекательное лёгкое чтиво. Идеально подходит для формата коротких повестей, но попытка оседлать крупную форму, на мой взгляд, закончилась провалом. Тут уж огрехи и просто отсутствие мастерства автора стали бросаться в глаза. Поэтому прочитать первые четыре повести с рассказом «Импульсивное поведение», пожалуй всё же стоит. Ну хотя бы, чтоб понять из-за чего весь премиальный сыр-бор. Но не ждите от цикла каких-то прорывных идей. Тогда и разочарование обойдёт стороной.
Сравнение с «Космоолухами» Ольги Громыко имеет под собой основание. Но у Великой Белорусской Писательницы цикл получился смешнее, глубже, разнообразнее и гораздо роднее.
lammik, 14 июля 05:32
На далёкой безымянной планете со сложной историей и инопланетным заражением в анамнезе творятся страшные дела. Зловещей корпорации «Бариш-Эстранза» позарез нужны рабы. И совсем не для работы в офисе. Помешать коварным корпоративным планам развития могут только киборг-андроид с нежной психикой и любовью к сериалам, исследовательский корабль с командой университетских работников и наши старые знакомые хиппи с Сохранения.
Чем дальше развивается цикл про Киллербота, тем яснее становится, что на одной, пусть даже и очень удачной, идее далеко не уедешь. В романах данное ощущение проявляется куда острее, нежели в повестях. В «Коллапсе системы» первая часть — это довольно утомительные поиски отколовшейся группы колонистов, которые нужны, кажется, только для того, чтобы получать премии за крупную форму. Во второй части становится слегка повеселее. Битва за умы недоверчивых и охочих до новых зрелищ аборигенов стала отступлением от обычного шаблона. Но вскоре действие к нему неотвратимо вернулось. Стрельба с двух рук из встроенных излучателей, прыжки, взлом очередного модуля контроля, торжествующая справедливость.
Надеюсь, Марта Уэллс найдёт в себе силы остановиться. Ибо в то, что она сумеет насытить мир вокруг Киллербота жизнью, я верю ещё меньше.
Марта Уэллс «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория»
lammik, 11 июля 14:05
После того, как доктора Айду Мензах похитили боевики корпорации «СерКриз», ей самой понадобился доктор, который смог бы привести в порядок пошатнувшуюся на фоне стресса психику. Вот только сама Мензах всячески отрицает подобную необходимость, а донести до неё эту простую мысль отваживается исключительно Киллербот, авторитетов не признающий.
Проходной, бытовой и совершенно не обязательный рассказ. Тем более, что основные идеи из него далее проговариваются в «Сетевом эффекте». В аннотации ошибка, рассказ действительно про Мензах, но написан от третьего лица
Марта Уэллс «Чувства: засекречено»
lammik, 11 июля 13:53
Вымученный карантином рассказик. Для совсем уж фанатичных поклонников цикла, готовых читать всё подряд с упоминанием Киллербота. Впрочем, допускаю, что вопросы были настоящими, судя по их качеству и глубине. Ответы аналогичные, на отвяжись.
Марта Уэллс «Импульсивное поведение»
lammik, 11 июля 12:54
Лёгкий и милый рассказ, предваряющий цикл. Все плюсы, которыми полюбился персонаж, а именно юмор, асоциальность и свободолюбие, присутствуют в полной мере. А вот минусы, ввиду краткости рассказа проявиться просто не успевают.
Симпатичная зарисовка о жизни Киллербота, в полной мере соответствующая духу всего цикла. Можно читать как до остальных книг, так и после.
Вообще, похоже, что краткая форма творчеству Марты Уэллс гораздо роднее и ближе.
Марта Уэллс «Телеметрия беглецов»
lammik, 11 июля 11:47
Будни Киллербота на станции «Сохранения» ещё до событий «Сетевого эффекта». Убит неизвестный, Киллербот, конечно же, в главных подозреваемых у службы безопасности станции. Теперь у него сразу две задачи — не только найти убийцу, но ми сделать это в обстановке враждебности и недоверия.
Попытка сочинить детектив в мире Киллербота и ужасных корпораций. В качестве детектива получилось по-ученически, убийца очевиден даже не столько из предпосылок и улик, сколько из жанровых законов. Спасающий повествование юмор никуда не делся, переживаний гораздо меньше, нежели в «Сетевом эффекте». Любителям цикла должно понравиться, но никаких новых страниц не открыто. Очередная серия, как в «Лунном заповеднике».
lammik, 10 июля 09:48
Первый роман в цикле, да ещё и ставший лауреатом трёх главных премий в мире фантастической литературы. Среди предшественников, добивавшихся того же «Сами боги» Азимова, «Мир-Кольцо» Нивена, «Свидание с Рамой» Кларка. И вот на таком фоне «Сетевой эффект» выглядит довольно прискорбно. Мир и его история проработаны отвратительно. Известно только, что существуют Корпоративные планеты и все остальные. С деталями вообще беда, но тут дело вероятно в том, что Марта Уэллс просто не может потянуть создание настоящей фантастической вселенной, вот и не берётся. Так что в этой части оно, возможно, и к лучшему. Да те же «странные синтетики», они же инопланетные артефакты. В мире Киллербота никто и не собирается их целенаправленно классифицировать и изучать. Зато в моде групповые браки, третьи отцы, вторые матери и прочая «повесточка».
Теперь собственно к роману как к части цикла. Я уже писал, что Киллербот очеловечивается. Вот только делает это он по женскому типу. В тексте пестрит от «отношений» и «чувств». Хорошая же была идея, свежая и незатасканная. Зачем же так с ней?
lammik, 5 июля 17:35
Довольно крупный сибирский город, в котором без труда угадывается Омск. Две девушки — Катя и Наташа. Первую судьба свела с американцем Нейтаном, вторая судьбу ждать не стала и познакомилась с чилийцем Хавьером через Интернет. Сначала кажется, что их линии жизни идут параллельно и вот-вот пересекутся. Но довольно скоро понимаешь, что не всё так просто в этом сибирском городе.
Читается роман отлично, просто влёт, да и сам по себе он невелик. Стилистически великолепен в целом, да ещё и каждая главка — это отдельное литературное удовольствие, Лидваль жонглирует средствами языка с поразительной лёгкостью. Текст переполнен меткими наблюдениями из жизни.
В книге много чего есть — от абсурдности устоявшихся ритуалов до простых радостей провинциальной жизни, от столкновения идеализма с реальностью до всесильной госбезопасности, есть даже отсылка к биографии принца Гаутамы.
Обещанного пазла не нашёл, после фразы про «серебристый телефон Моторола» всё становится понятно, в дальнейшем догадки много раз подтверждаются прямым текстом.
В целом получилась талантливая сатира на провинциальную жизнь и всех людей вообще, но это не дружеское подтрунивание, а довольно злое и беспощадное высмеивание.
Ларри Нивен, Грегори Бенфорд «Мир-Чаша»
lammik, 5 июля 16:13
Ну вот и подошло к концу ознакомление с миром, точнее мирами, порождёнными фантазией двух авторов. По понятным причинам читать весь цикл пришлось больше года. Но, возможно, так даже лучше. Чтение получилось не самым захватывающим. Перед тем как объяснить причины такого положения, позволю себе ещё одно замечание. По сути цикл состоит из двух частей. В первых двух книгах рассказывается о Чаше небес и её обитателях. Читать их лучше подряд, ибо повествование разорвано абсолютно произвольно, а вторая часть гораздо осмысленней и интереснее первой. Так вот, если из первых двух книг отжать всю воду, изгнать суетливые приключения и подвергнуть хорошей редактуре, то получился бы отличный фантастический роман «старой школы», способный вызвать приступ восторга у настоящих ценителей.
Если рассматривать третью книгу в отрыве от первых двух, то «Глориаль» — это довольно посредственный роман сильно утяжелённый многочисленными смертями статистов и сценами секса двухсотлетних членов экипажа «Искательницы солнц». Как продолжение цикла он тоже не то чтобы хорош, ибо пестрит ошибками и прямо опровергает множество утверждений предыдущих книг.
Для всего цикла характерно присутствие абсолютно блёклых персонажей и множества малоувлекательных событий, которые разве что объём добавляют. Опять же люди постоянно гибнут, делают это буднично, походя, но поскольку привыкнуть к ним и сродниться с ними невозможно, то воспринимаются эти сюжетные обороты с полным безразличием.
Из плюсов книги масштабные космоинженерные сооружения, действительно способные поразить воображение, а также разнообразные инопланетные формы жизни, среди которых нет революционно оригинальных, но и банальными их не назвать.
Так что начинать знакомство с творчеством Ларри Нивена этим циклом явно не стоит. Но если всё же решите дать ему шанс, то прочитайте две первые книги вместе. А уж потом решайте, стоит ли покупать третью.
Ларри Нивен, Грегори Бенфорд «Глориаль»
lammik, 4 июля 09:43
Формально третий, а по сути — второй роман цикла. Да, есть множество нестыковок с предыдущими книгами, но от них-то как раз можно абстрагироваться. «Глориаль» нормально читается и в отрыве от первых двух книг. Другое дело, что уже и в тексте этого романа тоже присутствуют собственные ошибки. Уж не знаю, объясняется ли их появление возрастом соавторов, либо же самой природой совместного творчества. Ожидаемо читателя пытаются удивить очередным чудом астроинженерии, но после Чаши Небес это довольно сложно сделать. Глория оказалась не одиночной планетой и даже не набором вложенных друг в друга сфер, как писалось ранее, а двойной планетой, компоненты которой соединены перемычкой-Паутиной. Зачем глорианцы, которых много и они разных видов, произвели столь сложное действо внятного объяснения нет. Потому что могли, видимо. Та же Чаша хотя бы исполняла роль гигантского космического корабля. Соавторы впустили в действие двух новых персонажей — Эшли Траста, мелкого мошенника, который на «Искательнице» сбежал с Земли по маловнятным причинам и Вивьен Амадзи, вся сюжетная нагрузка на которую — это быть любовницей капитана Редвинга и произносить разные глупости во время Контакта. Ещё создатели разморозили множество статистов, которые постоянно умирают во славу науки и космической дружбы. Наконец, нам потрудились объяснить причину вражды обитателей Чаши и глорианцев. Она ожидаемо оказалась смехотворна. Неужели расы, покорившие гравитацию, пространство и время не в состоянии создать и тем более воссоздать любые биологические виды по выбору?
Необязательное продолжение рассказа про Чашу Небес, так и не сумевшее поставить уверенную точку во всей этой истории.
Александр Мазин «Варяг. Княжич Варяжский»
lammik, 21 июня 21:57
Если пару книг назад Вартисла Дерзкий ходил с Олегом Вещим в поход на Царьград, книгу назад его дружинники «торговали железом» в Европе, то в «Княжиче Варяжском» всё довольно мелкомасштабно. Роман состоит из двух частей. В первой — экспедиция из Белозера в Киев с заходом в Новгород и Смоленск, здесь всё на уровне остального цикла — немного боёв, много понтов Вартислава, в прошлом Серегея, от взгляда которого обалдевают убелённые сединами воины, тщетно пытающиеся разгадать, откуда взялся столь феноменальный вьюнош. А вот вторая часть слегка разочаровала. Выглядит она банальным добиванием объёма. При этом, чтобы особо не напрягаться Александр Мазин снова использовал сюжетный ход с экспроприацией ромейского золота, так же, как и во второй книге цикла.
Понятно, что большинство читателей, выдержавших до шестнадцатой книги цикла, пойдут за автором и дальше, но нескольких бойцов, чувствую, потеряем. Кривая количества оценок от книги к книге угрожающе идёт на спад.
Марта Уэллс «Стратегия отхода»
lammik, 21 июня 12:04
Первые четыре повести — это по сути главы одного романа с единым непрерывным сюжетом, действующими лицами и настроением. Поэтому нам не продают четыре одинаковые истории, а одну, разбитую на четыре части. Черно-белость и примитивность персонажей, как я уже писал, это не более чем следствие того, что воспринимаем мы их глазами и мозгом Киллербота, который и так беден образовательными модулями, а уж психологических среди них тем более не было. Такая вот фишка.
Если касаться собственно «Стратегии отхода», то баланс здесь восстановлен. Немного боевика, немного комедии, чуть-чуть мелодрамы и все это перемешано с рассуждениями о правах личности и свободе воли. Киллербот спасает людей, которых считает «своими» и убивает посланцев преступной корпорации «СерКриз». «Повесточка» присутствует, но (пока?) в гомеопатических дозах.
Марта Уэллс «Нестандартный протокол»
lammik, 19 июня 15:52
Разобравшись со своим ближайшим прошлым, Киллербот решил раскрыть тайны корпорации «СерКриз», которая пыталась убить его самого и его клиентов. Для этого пришлось отправиться на планету Майлу, которую «СерКриз» в своё время должна была терраформировать, вот только это было исключительно прикрытием для незаконной деятельности по добыче инопланетных артефактов.
Да, будущее у Марты Уэллс довольно безрадостное, хищные корпорации ведут между собой безжалостную борьбу, в которую помимо своей воли оказался втянут один освободившийся андроид. Впрочем, остаться там и принять в ней деятельное участие он решил уже сам. В третьей повести баланс заметно смещён в сторону боевика. Стрельба, взрывы, коварство и предательство. В принципе самостоятельного интереса повесть не представляет, но как очередная глава истории Киллербота органично в неё укладывается.
Марта Уэллс «Искусственное состояние»
lammik, 18 июня 19:26
«Искусственное состояние» является прямым продолжением «Отказа всех систем», и по-хорошему должно читаться сразу после него, являясь таким себе мостиком от первой повести к третьей. Здесь немного раскрывается прошлое Киллербота, а именно почему же он убил тех самых 57 человек. Получивший свободу Киллербот не готов сменить сферу деятельности и вернулся к обеспечению безопасности людей в качестве «консультанта», заодно и тайны собственного прошлого раскрыл.
Я понимаю претензии к автору по части нераскрытия второстепенных персонажей, сам в них путаюсь, ещё и имена сугубо нейтральные зачастую. И понять кто здесь он, кто «оно», а кто она сложновато, ведут все себя примерно одинаково. Но нельзя не отметить, что все события и людей, в них участвующих, мы видим глазами андроида, для которого люди делятся всего на два типа — клиенты (их он защищает) и цели (их он ликвидирует) и ожидать в такой ситуации мощного раскрытия характеров едва ли уместно.
А так всё по рецептам первой части — немного боевика, немного комедии со специфическим юмором, и капля мелодрамы.
Марта Уэллс «Отказ всех систем»
lammik, 16 июня 10:53
Давно хотел ознакомиться с нашумевшим циклом, обладателем главных премий. А тут ещё и сериал подвезли. Отзывы заранее не читал, дабы сформировать собственное мнение. Как оказалось не зря.
Если абстрагироваться от шумихи вокруг «Киллербота», то перед нами останется довольно простая история об андроиде, получившем свободу и обретающем человечность. Что само по себе может быть любопытно, но не факт, что выстрелило бы. 95% успеха здесь — это главный персонаж, одновременно трогательный и нелюдимый, саркастичный и забавный.
В первой повести только затравка истории, рассказывающая о том как Киллербот справлялся со своими обязанностями служить и защищать не некой планете. Надеюсь, что в дальнейшем персонаж и истории о нём обрастут «мясом» и заставят прочитать цикл до конца.
Очень подозреваю, что немалая часть негатива к этой книге у нас в стране вызвана теми самыми премиями и сравнениями «Дневников» с шедеврами, получавшими их ранее. СИиндром завышенных ожиданий во всей красе. Но если к истории отнестись непредвзято, то она весьма неплоха. И да, «Космоолухи» Громыко вспоминались постоянно.
lammik, 15 июня 08:34
Сначала объясню почему я голосовал за «Рай-1» в Книжном клубе Фантлаба. Во-первых, подкупило название всего цикла «Красный космос», аннотация на который обещала показать будущее, где «ведущие космические державы Россия и Китай» в лице лучших своих представителей решают загадки Космоса, переживая «приключения в духе «Чужих»». Во-вторых, надо отдать должное художнику, рисовавшему обложку, или хотя бы сумевшему дать правильное задание нейросети. В-третьих, захотелось ознакомиться с новой серией от АСТ под названием «Nova Fiction. Зарубежная Фантастика».
Итак, отдалённое будущее. Никаких государств на Земле больше нет, а за то, чтобы они не возникли по старой памяти отвечает некая «Служба надзора», этакая всемогущая спецслужба, которую все боятся. Главная героиня романа по имени Александра Петрова как раз этим самым надзором и занимается. Её вместе с пилотом Сэмом Паркером и доктором Лэем Чжаном отправляют на корабле «Артемида» к планете «Рай-1» с рутинной миссией. Вот только оказалось, что родная во всех смыслах спецслужба (раньше её возглавляла мать Петровой) цинично подставила свою перспективную сотрудницу. При входе в систему на «Артемиду» напали с помощью контейнеров с ямсом...
Видимо, чтобы оправдать ярлык «современный психологический хоррор» все персонажи слегка не в себе с самого начала — у Петровой многочисленные психологические травмы, связанные с матерью и её работой, Паркер успел разрушить свою карьеру, а за спиной у Чжана рекордное кладбище пациентов на Титане, спутнике Сатурна. Чтобы все эти достойные люди не скучали и получили шанс на выживание, автор придумал парочку «богов из машины». Чжану начальство выделило супер-браслет, который и гормональный баланс подправит, и при необходимости нашинкует врагов на салатик. А еще в экипаж добавили неубиваемого робота Плута, что с лёгкостью меняет тела, печатая их на принтере, при этом может без особых затруднений сидеть сразу в нескольких. Видимо, чтобы члены экипажа «Артемиды» казались относительно нормальными автор придумал наведённое инопланетным супостатом безумие в разных видах и формах — от банальных зомби до светобоязни. Собственно, всю книгу наши герои и прыгают от одних сумасшедших к другим. Довольно быстро становится скучно читать, не помогают даже малюсенькие главки. Добивает ощущение от романа значительное количество ошибок в тексте и если на некоторые из них ещё можно закрывать глаза, то манера автора забывать о том, что он писал несколько страниц назад прощения не заслуживает. Просто какое-то неуважение к читателю.
Продолжение читать уж точно не буду. По итогам прочтения книги отписался от Телеграм-канала «Nova Fiction».
lammik, 4 июня 13:00
«Может быть, пора угомониться,
Но я, грешным делом, не люблю...»
Второй полноценный роман из цикла «Совдетство», главный недостатки которого — превышение критической массы эпизодов из предыдущих частей и обильные отступления от сюжета. Самого по себе его едва ли хватило бы на короткую повесть. В этот раз Юру Полуякова угораздило связаться с малолетней шпаной, что, как известно, ничем хорошим закончиться не может. Важный жизненный урок получен, но общее ощущение от романа сродни вкусу второй раз заваренного чая. Допускаю, что тем из читателей, кто начнёт знакомство с циклом со «Школьных окон», роман понравится куда больше.
lammik, 4 июня 12:49
1964 год. Ученик начальной школы Юра Полуяков страдает от отсутствия письменного стола. Уроки приходится делать за обеденным, тот кругл и колченог, а потому абсолютно не подходит для успешного выполнения домашних заданий. По счастью Лида, мама Юры, посетила семинар, где авторитетно было заявлено о том, что половина хронических заболеваний вызывается искривлением позвоночника, а потому мебель для ребёнка должна быть правильной. Вот после этого Юра с мамой и отправился в магазин за новым столом...
Один из двух первых рассказов цикла «Совдетство». Здесь происходит знакомство с главными героями, их бытом и взаимоотношениями в семье Полуяковых. Написано легко и светло (беззаботный третий класс!), чего нельзя сказать обо всех произведениях из «Совдетства».
Александр Бушков «Непристойный танец»
lammik, 30 мая 15:36
Вторая по времени написания, но первая по времени действия, книга об Алексее Бестужеве. На этот раз события по большей части разворачиваются во Львове (тогда — Лемберге), выведенном под названием Лёвенбург. Бестужев проникает в подпольную школу большевиков и в процессе неожиданно сталкивается с международным заговором, направленным на обострение отношений России и Австро-Венгрии...
Довольно шаблонно написанный роман, инвертированный относительно советского творчества на эту же тему. Благородный во всех смыслах сотрудник Охранного отделения борется с мерзавцами-большевиками и полностью аморальными эсерами. Не обошлось без некоторой доли бульварщины — для успешного выполнения миссии необходимо оказаться в постели с отмороженной эсеркой. Как не трудно догадаться, герой блестяще справляется со всеми трудностями.
Александр Бушков «Дикое золото»
lammik, 26 мая 12:59
1908 год. В тайге грабят золотые караваны купца Иванихина. Из Петербурга в Шантарск с целью поимки лиходеев прибывает ротмистр Алексей Бестужев под видом некоего Леонида Карловича Лямпе.
Довольно бодрый истерн с ограблением поезда, любовной линией, отягощённой эротическими сценами, сибирской природой, коррупцией и падением Тунгусского метеорита. Читая сложно не вспомнить акунинский цикл про Фандорина, в частности «Азазель» и «Статского советника», но «Дикое золото» — это скорее наследник криминальных романов начала прошлого века, издававшихся в выпусках. Развратные наследницы состояний, трупы в промышленных количествах, дикие сибирские нравы, бескрайняя тайга и прочая экзотика с целью взбодрить читательские нервы.
В плане детективной линии всё довольно печально, о личности главного негодяя догадываешься сразу, а потом приходится долго ждать, когда же его выведут на чистую воду. Для придания достоверности автор зачем-то напихал в сюжет исторических персонажей, причём не всегда аккуратно. Гитлер никак не мог подписывать свои акварели фамилией Шикльгрубер, Макар Шукшин родится только в 1912 году, никакой «французской фильмы про Фантомаса» на тот момент не могло быть, его не существовало ещё даже как литературного персонажа, и так далее. Концовка оставляет вопросы, уж больно торопился автор закончить роман, рубя концы по-живому.
Эдуард Веркин «Осеннее солнце»
lammik, 21 мая 18:36
Трое подростков из глухой деревеньки Туманный Лог проводят в ней лето. Рассудительный не по годам пятнадцатилетний Иван Васькин и две девочки — Саша и Наташа. С одной стороны жизнь в деревне летом показана во всей своей красе — ягоды, грибы, рыбалка. С другой — деревенька дышит на ладан и спасти её от полного вымирания может только настоящее чудо, несколько вариантов которого успевает выдумать неунывающий Ваня.
Детство не уходит, оно умирает. В повести как раз и показана хроника этого умирания. Оттого богатый язык и большое количество смешных эпизодов не могут перебить общей тоскливости происходящего.
Сергей Лактионов «Девушка из часов»
lammik, 19 мая 14:30
Очень необычный с любовью и для души вылепленный мир андроидов (кукол), коллективных разумов (мишек) и вершин местной биологической эволюции — лягушек, не чуждых искусствам музыки и торговли. Сам сюжет представляет собой путешествие из одной точки в другую ради достижения определённой цели. Да, он не лишён предсказуемости и при том многократно заставляет испытать радость узнавания. Здесь есть заботливо упакованные отсылки к «Терминатору», «Безумному Максу», «Молчанию ягнят» и множество других, большинство из которых, боюсь, я не узнал.
Именно подобные книги и оправдывают существование самиздатовских ресурсов, где миллиардами тратятся впустую электроны и человеко-часы.
Недостаток у цикла есть. И он является продолжением достоинств. Пишутся книги очень медленно в сравнении со «стахановцами» с АТ. Но я готов ждать следующей книги, обязательно прочитаю. Главное, чтобы автор не остановился. Удачи ему!
Альберт Санчес Пиньоль «Молитва к Прозерпине»
lammik, 11 мая 18:22
62 год до н.э. Марк Туллий, сын Марка Туллия Цицерона, отправлен строгим отцом с миссией в Африку — расследовать слухи о замеченной там мантикоре. Ибо появление мантикоры — очень нехорошая примета. Никакой мантикоры в Африке не оказалось, зато из земли полезли чудовища — знатоки биотехнологий, прозванные тектонами. Короче, лучше бы это была одинокая мантикора.
Сказка «только для взрослых» в древнеримском антураже, местами мрачная, местами жестокая, а местами и забавная. С навязчивой назидательностью в целом. Тут автор не открыл Америки — рабство ужасно, иногда, чтобы выжить, нужно измениться, кто не способен, тот обречён. О логичности и достоверности описываемого мира лучше не задумываться. Поэтому и сказка. Далеко не все вопросы получили свои ответы. Возможно, автору было просто лень их выдумывать. Финал усиленно намекает на возможность продолжения.
Александр Бушков «Сибирь и сибиряки, или Русские конкистадоры»
lammik, 5 мая 09:04
А вот так книги по истории России писать не надо. Непоследовательный дилетантский набор баек, анекдотов и авторских мыслей о «гнилой российской интеллигенции», зачастую без дат, имён и фамилий, вообще без ссылок на источники. На фоне «Оленьей кавалерии» Алексея Волынца или «Сибирской книги» Михаила Кречмара творение Бушкова абсолютно беспомощно и выехать может только на имени создателя.
Алексей Волынец «Оленья кавалерия. Очерки о русских первопроходцах»
lammik, 3 мая 08:46
Увлекательнейшая история покорения сибирских пространств. Больше всего поражает то, что покорялись они отрядами в десятки человек, пара сотен уже считалась огромным войском и это всё вопреки ужасным морозам, немирным туземцам и голоду. Но в век первопроходцев Россия кипела пассионариями, идущими «встречь солнцу». И тут нельзя не отметить совпадение государственных и частных интересов. Государство получало земли, новых подданных и драгоценную пушнину, а отдельный член ватаги мог одним походом обеспечить себе безбедную старость. Другое дело, что люди те были беспокойные и на месте сидеть непривычные. Вопреки расхожим утверждениям государственная политика состояла в том, чтобы сберегать туземное население. Ведь в противном случае ясак будет некому платить. Местным племенам в конечном итоге приход русских тоже был выгоден — прекращались постоянные войны всех со всеми, налаживалась торговля. В книге этот момент хорошо показан на примере чукчей. Когда государство отступилось от Чукотки, Анадырский острог был ликвидирован, те сами пришли договариваться в Гижигинск с целью налаживания торговых отношений. Так возникла Анюйская ярмарка, ставшая на десятилетия цементом северо-востока страны. В книге среди прочего описаны первые контакты российской дипломатии с Китаем, сексуальные обычаи аборигенов, причины продажи Аляски и даже подробности торговли пушниной с Востоком и Западом. Во время чтения создалось впечатления, что главы книги печатались по отдельности в качестве колонок в газете или статей в журнале, ибо зачастую сведения в них повторяются. Но это, пожалуй, единственный недостаток повествования. Так что «Оленью кавалерию» можно смело порекомендовать всем любителям истории родной страны.
lammik, 1 мая 12:28
На этот раз служба завела майора полиции Феликса Вербина в Санкт-Петербург. Случилось так, что в Москве был убит некий Алексей Чуваев, житель «культурной столицы». Примечательным в этом деле стало то, что Чуваев, возможно, при жизни был известным художником Абедалониумом, выставка которого как раз открывалась в Санкт-Петербурге.
По сравнению с двумя предыдущими книгами цикла «Демон скучающий» — это шаг вперёд. Откровенных ляпов нет, преступники осознали, что их легко можно отследить по телефонам и даже научились использовать «клетку Фарадея» по назначению. Присутствуют обязательные шутки про культурных жителей Северной столицы и простецких москвичей, а так же про «расчленёнку». Само преступление по-прежнему скорее литературно, чем жизненно. В наличии пара персонажей, без которых представить себе книги Панова уже невозможно — профессиональный убийца, не оставляющий следов и суперхакер, вскрывающий всё любое (такая себе замена «накидке пыльных дорог»).
Зачем-то в сюжет добавлена Ада Кожина из первой книги, по-хорошему лучше бы ей там и оставаться.
Борис Евгеньевич Штерн «Ковчег 47 Либра»
lammik, 25 апреля 21:16
Середина XXII века. Человечество смогло колонизировать Марс и уже предпринимает шаги по его терраформированию. Группа учёных разных специализаций во главе с Алексом Селиным предложила амбициозный план по отправке межзвёздного Ковчега к звезде 47 в созвездии Весов. Вокруг этой звезды в зоне обитаемости вращается планета с водяным океаном и плотной атмосферой, но никаких следов жизни на ней не обнаружено. План предполагает участие миллионов людей на протяжении десятилетий, никто из них не сможет узнать о результате своих трудов, ведь лететь Ковчегу предстоит 20 тысяч лет. Тем не менее, несмотря на все сложности самого разного толка, Ковчег отправился в свой звёздный путь.
Четыре совершенно разных части. В первой величавый гимн человеческой амбициозности и готовности принять научные вызовы, способности к масштабной совместной деятельности на протяжении десятилетий во имя объединяющей глобальной цели, такой, ради которой можно трудиться всю жизнь и понимать, что прожил её не зря. Во второй части описывается реализация возникшего тысячелетия назад плана, этап за этапом планета Селина превращается в сестрёнку Земли. Третья часть, пожалуй, наиболее спорна, оставляет множество вопросов. Зачем понадобились суррогатные матери, если существует технология «искусственной матки», с помощью которой тут даже слонов выводили? Что помешало передать на корабле весь объём естественнонаучных знаний, благо места хватало, тем более, что жители Селины технологически никак не отличались от землян на момент отлёта? Почему, имея столь высокий уровень развития биотехнологий, нельзя получать множество эмбрионов из каждой яйцеклетки? Четвёртая часть окончательно примирила с авторским замыслом, эстафета разума в надёжных руках или не совсем руках. Всё было не зря. Так что вся книга всё же не про печаль, а про надежду.
Павел Иевлев «Кровь на воздух»
lammik, 18 апреля 13:45
Парадоксально, но сам текст написан бодро, а вот действия в нём минимум, местами оно идёт по кругу. Тут, видимо, сказывается как раз сетературность. С одной стороны — нужны объёмы и регулярность, с другой — чтобы читать не переставали. Второй момент, который бросается в глаза, это вторичность, не общая, а такая подетальная, можно сидеть и вспоминать, где я читал то, а где было это, а можно отдаться на волю писательской фантазии и признать мир привычно-усреднённым, в чём-то даже уютным. Что не понравилось, так это попытки автора в анально-генитальный юмор. Какие-то они необязательные и даже противоестественные.
При минимальной редактуре и переделанном финале вышла бы отличная книга.
lammik, 15 апреля 13:32
Поначалу сюжет чётко разделяется на две линии — любовь и чернуха. Но в финале неожиданно роман оказывается историей о выборе. Иван сам дважды сделал свой выбор — сначала с Ульяной (да, люди меняются со временем, в детстве это происходит особенно быстро), затем со старшим братом, взяв в зону своей ответственности исключительно младшего. Так что не просто «так бывает», вся жизнь есть череда выборов, влияющих на последующие события. В прошлое не вернуться, калитка захлопнута.
Эдуард Веркин «Сорока на виселице»
lammik, 12 апреля 10:39
Рукопись, прочитанная в недоумении
Первые восторженные отзывы многократно называли книгу интеллектуальной, мягко переводя потенциальных невосторженных в разряд людей, испытывающих нехватку интеллекта. Веркина я читал и ранее, а потому знал, что писать книги, выстраивать сюжет и мастерски манипулировать читательскими эмоциями он умеет. Первые две главы зашли на ура, и я уж был готов поверить, что держу в руках книгу если не столетия, то года уж точно, все авансы абсолютно оправданы, и какое же счастье, что есть Книжный клуб Фантлаба. Дальше начались проблемы, вот прям с водолаза на Лунной базе. Абсурд громоздился как торосы в Арктике. Нет, вероятно, в тексте множество отсылок к другим книгам или же к существующей реальности, но по большей части они настолько неоднозначны и допускают множество толкований, что понимаю удивление автора, когда на него их вывалили при встрече. Используя Бритву Оккама, скажу, что самое простое объяснение происходящего — это сон главного героя, или Барсика, или даже того водолаза, ну или видения в состоянии клинической смерти на борту «Тощего дрозда». Верю, что у автора в голове находится полная непротиворечивая картина всего происходящего, включая медведей, походы к актуатору и блуждания в тумане на крыше без парапетов. Вот только раскрыть её читателю он не потрудился. Ну, может когда-нибудь, будут ведь ещё книги в цикле.
lammik, 6 апреля 16:44
У Андерсена Герда — это символ верности. Эдуард Веркин так назвал свой роман о предательстве. Оно тут повсеместное и неизбежное. Вдрызг разбитый фасад провинциального благополучия. Написано талантливо, но после прочтения остаётся ощущение, что побывал в яме с пауками, став объектом авторских манипуляций.
Эдуард Веркин «Север Гансовский «Физики»
lammik, 4 апреля 17:23
Рассказ написан по мотивам знаменитого «Дня гнева» Севера Гансовского. Здесь также из медведей вывели новый разумный вид — снарков, причём сделали это настолько удачно, что каждый снарк гораздо умнее любого человеческого гения. Снарков отвезли на планету Рейн, поместили в Институт, там они всячески исследуют синхронную физику, время от времени перекусывая коллегой-человеком. Люди всё терпят, ведь исследования снарков могут открыть кратчайший путь к звёздам и множество других чудес...
Ну что сказать... Тут у нас взгляд лирика на физиков, на людей науки вообще, всё как в кривом зеркале, присутствует обязательный сумасшедший учёный, он собственно и возглавляет Институт. Нет, никакого юмора, всё больше ужас. Теперь по порядку. Допустим генетики вывели бы таких вот снарков — предельно гениальных и бесчеловечных. Очевидно, что эксперимент был бы признан неудачным, животных, пусть и разумных, усыпили бы. Затем продолжили бы исследования и вывели снарков-вегетарианцев с обязательной встроенной «кнопкой», позволяющей их контролировать. Сумасшедший одержимый директор Института Кассель — это отдельная история. Никаких гениев на административную должность никогда не назначат, это неудобно с практической точки зрения, уменьшает продуктивность гения, да и самому гению совсем не нужно. С мотивацией у Касселя тоже большие проблемы, он хочет добиться результата любой ценой, но результатом для него является не познание как таковое, а исключительно практическая польза. Где вы таких гениев видели?
Если рассказ и про физиков, то взгляд на них проходит через кривую оптику дилетанта-гуманитария, не понимающего природы научного процесса.