Все отзывы посетителя Remenua
Отзывы (всего: 5 шт.)
Рейтинг отзыва
Ким Стэнли Робинсон «Красный Марс»
Remenua, 20 июля 2020 г. 00:35
Я долго размышлял о том, почему у меня так тяжело шел этот роман.
Приведу некоторые свои мысли.
В романе изложены первые 50 лет колонизации Марса.
Что будет в начале и кем могут быть Первые люди на Марсе. Как это будет развиваться, какие могут быть проблемы.
Вообще в романе есть все, что нужно для классной атмосферы и создании целого мира:
арабские караваны, которые исследуют Марс во славу Аллаха — как будто мы оказались в сказке 1001 ночи;
пропавшая секретная группа во главе с японкой Хироко и негром Кайотом — явный привет фрименам и Дюне;
вся русская группа это сплошные реверансы к Стругацким — и безумный Аркадий, и Майа Тойвовна Глумова (у Робинсона фамилия не названа, но мы же все все понимаем);
история с лифтом заставляет вспомнить прекрасные страницы романа Кларка (Фонтаны рая);
Поднимается очень много интересных проблем:
противостояние зеленых (оставьте Марс в покое) и промышленников (срочно терраформируем Марс);
обсуждение экономических основ и моделей общества;
экономическая модель будущего с корпорациями, которые пользуются нейтральными флагами;
очередное обсуждение проблемы перенаселения.
И что самое главное, довольно живые герои.
Перед нами не научное эссе, но роман. С предательствами, коварством, детективными сюжетами и смертью многих главных героев.
В общем книга полна всего.
И при этом читать ее катастрофически не интересно.
Думаю основных причин три.
Первая — автор уж очень упивается достоверностью. Описания ландшафтов скорее утомляют, чем помогают воссоздать мир. Слишком много технических деталей.
Вторая — при всей реальности героев, они не вызывают эмпатии. Почему-то, когда рушится мир и люди гибнут сотнями никто из героев не убивается по этому, а значит и я как читатель к этому вполне спокоен. Герои воспринимаются как хорошо прописанная декорация и это убивает роман.
Третья — у романа отсутствует целостный сюжет. Проверяется это просто: огромные куски текста ни на что не влияют и ничего не дополняют в романе. Вместо того, чтобы на фоне интересного сюжета рассказать о колонизации Марса, автор рассказывает о колонизации Марса добавляя, чтобы не скучно было, какой-то сюжет.
Грегори Бенфорд «Панорама времён»
Remenua, 20 декабря 2018 г. 22:03
Книга рассказывает о мире научных открытий и ученых физиках.
Физики из 1998 года с помощью новооткрытых свойств частицы «тахион» отправляют сообщение в прошлое: 1960 год. Мир в 1998 году находится на грани техногенной катастрофы: питательные водоросли, которые вывели ученые заполонили мировой океан, нарушили пищевые цепочки и экономика мира оказалась нарушена. Человечество экономит на всем, электроэнергия включается на несколько часов в день, пропадают промышленные товары. Эксперимент по общению с прошлым является одним из проектов, которые могут «спасти» будущее.
Однако, кроме завязки научной фантастики в книге практически нет. Основной вопрос относящийся к sci-fi – это взаимовлияние прошлого и будущего. Если отправить в прошлое сообщение «не разводите водоросли» и его послушают, то в будущем не будет водорослей и тогда никто не пошлет это сообщение, и тогда…
На этом научная часть заканчивается. И выясняется, что это полноценный роман, в центре которого люди, ученые и то как они живут, какие у них мотивации, как они друг к другу относятся.
Главный ученый прошлого: Гордон, живет с южанкой Пенни. Это сильно не нравится маме Гордона, и все бы ничего, если бы Гордон не был родом из еврейского квартала Нью-Йорка. У него сложные отношения в институте с курирующим его профессором. До кучи он не понимает, что за сообщения принимает: сигнал из космоса или просто помехи, трактование которых через азбуку Морзе он скорее выдумал. Его высмеивают на факультете, а курируемый им студент заваливает кандидатский экзамен.
В Англии у профессора Ренфрю те же проблемы: ему не найти финансирование на нормальное оборудование, а жена злится, что он много времени проводит на работе. Петерсон, чиновник из комитета по спасению земли, умен и тонко разбирается в людях, но при этом не пропускает ни единой юбки, включая довольно страшную жену Ренфри. Профессор Грегори Маркхем из США умен и даже гениален, но в людях не разбирается совсем.
В общем рассказывается просто история, просто жизнь, просто будни ученых. И это здорово выделяется из стандартных научно фантастических романов.
Отдельное место в книге занимает секс. Разумеется не его описание, подчеркивается тот факт, что секс занимает существенную роль в жизни каждого. Его много, автор открыто о нем говорит, видимо, 1980 стал годом, когда сексуальная революция дошла до научной фантастики.
Секс, ученые и евреи. Вот о чем эта книга. Рекомендую.
Альфред Бестер «Человек Без Лица»
Remenua, 25 ноября 2018 г. 12:57
Описывается будущее, в котором у некоторых людей появились способности к телепатии. Создана лига эсперов-телепатов, члены которой обучаются телепатии, а затем работают психологами, таможенниками, полицейскими и т.д.
В этом обществе крайне сложно совершить преступление, так как твои мысли легко могут быть прочитаны полицейскими-эсперами.
Все же один из влиятельнейших бизнесменов Бен Рич решает лично убить своего главного конкурента де Куртне.
К достоинствам романа я отнесу то огромное количество коннотаций, которое он порождает.
Во-первых, для российского читателя в Бене Риче сразу видится Раскольников и влияние ««Преступления и наказания»» на роман очевидно. Рич много рассуждает о своем праве на убийство, на то, что он хозяин своей судьбы и в этом ясно читается ««тварь я дрожащая или право имею»». Да и главный полицейский Пауэл местами напоминает Порфирия Порфирьевича.
Во-вторых, лига эсперов-телепатов явно перекликается с орденом Бене Гессерит из Дюны (Небьюла_65).
В-третьих, общение телепатов это первый эксперимент с языком, продолженный и Дилени (Вавилон 17 Небьюла_66), и Сильвебергом (Время перемен Небьюла_71).
В-четвертых, а сам стиль романа выглядит, как предтеча кибербанка, который был развернут полноценно Гибсоном (Нейромант Небьюла_84).
И все же роман плох.
Язык романа беден и ограничен. Сюжет одновременно предсказуем (не лучшее свойство для детектива) и непоследователен. Например, есть эпизод, в котором
Поэтому, несмотря на новаторство, и вполне возможно первые высказывания идей, удачно развитых другими авторами, моя оценка 6 из 10. Ведь художественное произведение это законченное высказывание и оно должно быть хорошо не только в общелитературном контексте, но и само по себе.
Алексей Паншин «Обряд перехода»
Remenua, 27 октября 2018 г. 00:51
Типовой сюжет 60-ых годов: ресурсы Земли истощились и планета стала не пригодна для жизни. Все население улетело в космос разделившись на две группы.
Одна группа «грязееды» превратилась в колонистов и расселилась по планетам в космосе. Они лишены современных технологий и находятся, примерно, в эпохе «возрождения».
Вторая осталась на космических кораблях. Эта группа обладает знаниями, накопленными за всю историю человечества. Люди с кораблей продают технологии и устройства в обмен на ресурсы, добываемые колонистами на планетах.
От победителя Небьюлы я ждал захватывающего раскрытия подобного сюжета, изучения этих двух ветвей человечества, но … нет!
Книга рассказывает историю девочки 13 лет, живущей на таком корабле. Обряд перехода — это испытание, которое проходят дети при достижении 14 лет. Группу детей высаживают на произвольную планету, где они должны выжить в диких условиях месяц. Выживает примерно 2/3, после этого они считаются взрослыми.
Меня такой поворот удивил, подобное общество выглядит более чем странным.
Центральной идеей книги является равенство людей. Вначале книги девушка негативно относится к грязеедам-колонистам, считая их низшей расой. Весь мир вокруг нее пронизан социальным неравенством: люди с разных «уровней» корабля негативно относятся друг к другу, на корабле присутствует должность главного Евгеника, который определяет кому следует обзавестись потомством, на корабле строго контролируется. Общества колонистов не сильно отличаются: они считают людей с корабля эксплуататорами, присвоившими технологии, принадлежащие всему человечеству, в обществе на последней планете царит рабское использование существ «похожих на людей», но стоящих несколько ниже по интеллектуальному развитию.
Катарсисом книги становится всеобщее совещание корабля на котором обсуждается что сделать с планетой на которой прошла испытание девушка.
Степень проработки социумов будущего их взаимодействий восхищает своей неубедительностью.
Радует лишь, что это не самое слабое произведение за которое давали премию Небьюла.
Есть и положительные моменты:
1. Книга короткая.
2. Для своего объема книга обладает вполне динамичным сюжетом и читается довольно быстро.
Роберт Силверберг «Время перемен»
Remenua, 21 октября 2018 г. 00:18
Ресурсы Земли истощились и планета стала не пригодна для жизни. Большая часть населения улетела на другие планеты. В книге рассказывается история такой планеты. Колонисты основали необычное общество, в котором не принято делиться своими переживаниями на столько, что местоимения «я», «мое» стали нецензурными. О себе люди говорили в третьем лице. Такое общество стало достаточно устойчивым, но развивалось медленно. Уровень техники соответствует первым паровым машинам, а социальная структура напоминает монархию.
Сюжет книги — это история принца этой планеты, который стал, своего рода, мессией и сделал первый шаг к тому, чтобы разрушить старый Завет и установить Новый Завет с основой «возлюби себя и ближнего своего».
У меня книга оставила нейтральное впечатление. От победителя Небьюлы ждешь значительно большего.
К недостаткам отнесу:
низкособытийный сюжет — казалось бы, автор рассказывает всю историю жизни принца, в ней и дворцовые интриги, и два побега, и несколько путешествий на другие континенты, но события не держат в напряжении.
поверхностная проработка идей про язык и про общество Завета — в книге есть попытка показать, как общаются люди, не употребляющие прямой речи. Но это сделано всего в паре диалогов и мало раскрывает идею, хотя сама по себе идея необычна. Общество Завета рассмотрено значительно менее детально и подробно, чем, скажем, общество Анареса (последователи Одо) у Ле Гуин. На социальное исследование и моделирование роман не тянет.
Сильвеберг забавно «подкалывает» священно служителей: священник был некрасив, да и где вы видели красивого священника; какому из богов вы хотите исповедаться; священник предоставил стандартный договор. Но это остается удачными шутками и не выливается в серьезный разговор про религию.
У автора есть пунктик про обнажение. К месту и не к месту подмечается, что герои раздеваются, и это выглядит немного странно.
В целом роман читается легко, но статус победителя Небьюлы позволял рассчитывать на большее.»