Количество томов (на русском): 20 (4 по два тома в одном) + нулевой
Дата выхода (на русском): 2017 (2022) — выпуск продолжается
Издательство: Азбука
Япония — страна сильных традиций. Поэтому самые продаваемые серии там — в основном старожилы, выходящие ещё с 90-х годов. Мало какому новичку удаётся пробиться в список. Из стартовавших после 2015-го серий забраться максимально высоко получилось только у «Истребителя демонов», но это какой-то отдельный культурный феномен. Следом за ним с отставанием на полкорпуса идёт «Магическая битва»Гэгэ Акутами. Пускай в сёнэн манге я не особо специалист, попробую разобраться о причинах такой популярности. Справедливо ли я поместил «Битву» в список самых ожидаемых комиксов года журнала «Мир фантастики»?
Старшеклассник Юдзи Итадори — странный малый. Талантливый спортсмен, но в какой-то момент полностью потерял интерес к этому. Теперь Юдзи проводит всё время в новом клубе исследователей паранормальных явлений, чтобы его не забрали в спортивную секцию. Однажды члены клуба, на свою беду, действительно натыкаются на настоящий магический объект. Чтобы спасти друзей, Юдзи не находит ничего лучше, чем его съесть. Так он становится вместилищем одного из самых сильных проклятий — Сукуна и ещё новым студентом Токийского Магического колледжа, где учат с ними бороться.
Описать сюжет «Битвы» просто — классический сёнэн, куда ни ткни — и одновременно очень сложно. Потому что здесь замешан целый винегрет различных сюжетов. Когда я шерстил отзывы на мангу в интернете, часто натыкался на упрёки, что автор просто набрал разных прикольных идей из других популярных серий и скомпилировал. Здесь и крутой, но туповатый главный герой, и магические школы, дерущиеся друг с другом, и кровавые битвы с духами/проклятиями, и постоянно орущая подруга героя, и злодей-мизантроп, который хочет изменить порядок вещей в свою пользу. Присыпьте это всё сверху различными подростковыми шутейками в духе выяснения, какой у кого идеальный тип женщины, и, кажется, пациента можно уносить. Но всё не так однозначно.
В какой-то момент неожиданно понимаешь: придуманный автором мир достаточно оригинальный и живой. У меня осознание пришло на нулевом томе. Это приквел основной серии из четырёх глав. В сборниках у нас и в оригинале выпускался после первого тома, хотя, на мой взгляд, читать его надо до. Нулевой хорошо знакомит с миром и частью персонажей. Плюс, сюжет в нём независимый и полностью законченный. Юту Оккоцу то ли преследует, то ли охраняет ставший проклятием призрак девочки. Причём сила у этого проклятья такая, что безопаснее Юту убить — тогда и призрак пропадёт. Но вместо этого его берёт под крыло преподаватель уже упомянутого Токийского Магического Колледжа Сотору Годзё. Несмотря на довольно простую структуру — Юта пару раз ходит на задание с каждым из одноклассников, а затем следует большая битва с плохишами — манга умудряется показать объёмность каждого персонажа и даже припасти пару необычных твистов для финала. Вкупе с нетривиальным смешением темы любви и смерти, послевкусие история оставляет приятное. Но главное она даёт глубину основной серии, на которую начинаешь смотреть другими глазами.
Хотя начало у истории Юдзи, как ни крути, слабовато. Крутость героя ничем особо не объяснена и вызывает много вопросов, равно как и его мотивация. Смерть дедушки — единственного опекуна, которая вроде как служит триггером для определения морального ориентира Юдзи, вообще исполнена максимально по-идиотски и совсем не работает. Но мангака довольно быстро понимает — его повело не туда и выправляется. Ко второму тому (по оригинальной нумерации) серия активно начинает работать на расширение мира и углубление характеров персонажей. Появляются новые герои и противники, на проработку каждого из которых автор не скупится и уделяет этому достаточно времени. Мой фаворит — маг, который хотел забить на всё это и стать офисным планктоном, но решил вернуться. Теперь охотится за проклятиями, как на работу ходит. В истории возникает сразу несколько конфликтов. Первый, внутри сообщества магов, где нет единого мнения по поводу Юдзи — разрешить ли ему продолжить собирать части великого Сукуна или устранить от греха подальше. Второй, с антагонистом приквела и могущественными проклятиями, ратующими за новый мировой порядок, ключем к которому становится опять-таки герой. К концу изданного второго тома (в нашей нумерации) Юдзи уже успел столкнуться с ними и впереди его ждёт программа по обмену опытом (читай состязание) с другим Магическим Колледжем. Увы, его студентам приказали устроить «сосуду Сукуны» несчастный случай.
Том 0Том 1Том 3 и да, здесь есть персонаж-панда
Визуально манга выглядит хорошо. Везде чувствуется внимание к мелочам — мангака не скупится на проработку фонов и образов персонажей. Динамики и драйва в экшен сценах предостаточно, но самое важное в них всегда можно понять, что происходит. Не удивительно, что мангу потом экранизировали в очень популарное аниме. При этом заметно и его развитие. Хотя общий стиль у нулевого тома и основной серии не менялся, но разница между ними видна невооружённым глазом. Увы, классические анимешные «кривляния» здесь тоже есть. Меня они всегда немного раздражают, но в умеренном количестве их легко перетерпеть.
После прочтения трёх томов, могу сказать, что у Гэгэ Акутами получается качественная развлекательная серия. Да, в ней есть огрехи и намешано много всего, иногда даже чувствуется чрезмерное влияние «старших братьев», но на выходе получается всё равно что-то своё. Основной вопрос, сможет ли мангака сбалансировать все темы и не свалиться в какую-то череду противоборств между школами, например. Если сомневаетесь, стоит ли читать — есть отличный пробник в виде нулевого тома с законченным сюжетом.
P.S. Радует, что «Азбука» взяла с «Битвой» хороший темп и до конца года обещает выпустить два новых тома.
P.S. Если понравился текст, подписывайтесь на мой телеграм-канал и группу в ВК. Там я делюсь размышлениями о комиксах, фантастике и многом другом.
Иногда получается у меня съездить за город на выходные практически одному и предаться разнузданному чтению. Берёшь читалку, тыкаешь в первое попавшееся название (на самом деле полчаса перед этим выбираешь) и поехали. В этот раз выбор пал чисто случайно на сборники рассказов Рея Брэдбери. Только потом уже узнал, что 22 августа у него день рождения. По случаю решил немного структурировать мысли, которые витают в голове после чтения прозы мэтра.
Дисклеймер: данная статья выражает лишь моё мнение и не претендует на истину в последней инстанции.
Брэдбери я уважал всегда заочно. По его рассказам создали много комиксов в культовом издательстве EC. С полным нарушением авторского права, как тогда было «принято». Когда Рей узнал об этом, дело спокойно уладили и в будущем он даже разрешил продолжать адаптации, но уже официально. На этой неделе, кстати, издательство Fantagraphic даже анонсировало сборник тех комиксов. Не знаю почему, но этот факт и ареол культовости вокруг автора (чего только стоит видео Fuck Me, Ray Bradbury от Рэйчел Блум) невероятно сильно завысили ожидания. Реальность оказалась не так однозначна.
Знакомство с творчеством Брэдбери я начал лет пять назад со сборника «Лекарство от меланхолии». Он мне понравилась, хотя расхождения с ожиданиями появились уже тогда, а некоторые сюжеты я в принципе не оценил. Но для сборника рассказов — это нормально. Дальше я прошёлся по классике. «451 градус по Фаренгейту» впечатлил идеей, но оставил много вопросов именно к фантастической составляющей. «Марсианские хроники» ещё больше укрепили ощущение, что фантастика — не самая сильная сторона Брэдбери. Поэтому за «Вино из одуванчиков», пожалуй, самое его известное реалистичное произведение, я брался уверенный, что уж оно-то мне точно понравится… А книга заняла почётное место худшего из прочитанного за прошлый год. Отчасти опять из-за обманутых ожиданий: вместо обещанного дистиллированного ощущения лета я получил что-то крайне стариковское с запахом нафталина. Отчасти из-за конкретных паттернов в творчество автора, которые мне не особо нравятся. В прошлые выходные решил вернуться к сборникам рассказов, и «Человек в картинках» вместе с «Золотыми яблоками солнца» окончательно помогли сформулировать, что же это именно за паттерны.
Неверный образ
За Брэдбери прочно закрепился образ доброго волшебника и мэтра фантастики, который при этом давно покинул её лоно и ушёл в большую литературу. Ни то, ни то другое не особо верно. Брэдбери начинал с грошовых рассказов-ужастиков, и хотя впоследствии он старался дистанцироваться от них, многие лейтмотивы тянутся через все его творчество. Практически в любом сборнике будут либо страшные мотивы, либо откровенно тёмные произведения. Что диссонирует с образом и не всегда попадает в нужное настроение. С мэтром фантастики у меня вообще получилась отдельная история.
Всего лишь приём
Хотя фантастических произведений у Брэдбери много, читая отзывы часто натыкаешься на очень верную фразу: «фантастика здесь всего лишь приём/декорация». Она отлично передаёт мои ощущения. Я сначала списывал всё на возраст, но потом сравнил внимательнее с другими авторами. Например, у того же Хайнлайна романы 50-х готов хоть и отдают технической «наивностью», но существенно отличаются по уровню проработки. У самого Брэдбери есть прекрасный рассказ «Ракета», который очень точно иллюстрирует, как работает фантастика в его произведениях. Отец-бедняк устраивает своим детям незабываемое путешествие в космос, потратив все деньги на списанную ракету. Разумеется, ракета так и не оторвалась от земли, но немного проекции нужных видеозаписей на иллюминаторы и воображения сделали своё дело. Идея великолепная, но, увы, работает такой подход для меня не всегда. Только если основная мысль рассказа перевешивает.
Запах нафталина
Ничего не могу с собой поделать, но многие произведений Брэдбери ощущаются старыми во всех смыслах. Будто ты залез на пыльный чердак и копаешься там в поисках чего-то интересного. Да, можно найти много прикольных вещей, но и пыли наглотаешься. При этом я хорошо отношусь к классике и всегда с удовольствием её читаю, но у Брэдбери на это накладывается ещё и какой-то чуждый мне старческий взгляд на вещи. Что особенно сильно чувствовалось в том же «Вине из одуванчиков». Кажется, все герои там на пенсии и неважно 10 им лет или 80. А некоторые вещи, увы, просто морально устарели. Например, тема расовой сегрегации.
Зацикленность
Бесспорно, Брэдбери — мастер малой прозы. Романов у него меньше и многие на самом деле просто сборники рассказов с общей темой или героями. С одной стороны, это интересно. Авторов без фокуса на крупной форме я знаю не так уж и много. С другой — творил Брэдбери долго и вышло из-под его пера большое количество произведений, для каждого из которых нужна была какая-то идея. Новую придумать получалось не всегда, поэтому часто они кочуют из рассказа в рассказ. Страх перед ядерным апокалипсисом, расовый или религиозный вопрос, а также тема воспитания детей и смерти поднимаются Брэдбери довольно часто. Из-за чего возникает ощущение зацикленности. Что особенно напрягает, когда немного не согласен с автором в какой-то вопросе.
Что в итоге?
Из всего этого напрашивается вывод, будто Брэдбери мне не нравится. Но это не так. В его сборниках достаточно произведений, которые запали мне в душу. Я легко наберу с десяток прекрасных рассказов подобных «Всему лету в один день», «Пришельцу», «Будет ласковый дождь» или уже упомянутой выше «Ракете». Проблема в том, что на них приходится в два раза больше текстов явно уровнем пониже, а то и вовсе проходных. Хотя отзывы уверяют, что таких практически не существует. Для себя сделал вывод, что Брэдбери не мой автор. Я понимаю все его сильные стороны, но полюбить творчество целиком не могу. Знакомиться дальше буду, но понемногу и осторожно.
А у вас бывало, что творчество какого-нибудь знаменитого автора не находило ожидаемого отклика?
P.S. Если понравился текст, подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.
«Марсианин» Энди Вейра дал большой толчок производственной фантастике с гиковским уклоном. С первых страниц чувствуется, что «Мы — Легион. Мы — Боб»Денниса Тейлора вышел именно на фоне этого успеха. Хотя с точки зрения сюжета, мира и прочего произведения сильно отличаются, роднит их именно фигура главного героя.
Знакомьтесь, Боб. Преуспевающий руководитель IT-стартапа с инженерным уклоном и фанат «Стар Трека». Его стартаперская мечта наконец-то осуществилась: документы о продаже фирмы гиганту индустрии у него в кармане вместе с чеком на солидную сумму. Теперь Боб может не работать до конца жизни, попасть на любимый конвент в Сан-Диего с VIP-бейджиком, а заодно заключить договор с криокомпанией на сохранении мозга после смерти. Действительно, надо же и о будущем подумать. А чтобы не затягивать сюжет, практически на пороге Боба насмерть сбивает машина… Да, первая «человеческая» часть романа не выдерживает вообще никакой критики. Она насквозь шаблонна, предсказуема и даже пошловатая, если вы понимаете гиковскую тематику.
Просыпается Боб уже через 100 лет в страшном сне любого прогрессивного американца. Библейский пояс победил, страна стала теократической и даже носит теперь гордое название ВЕРА. Тема далеко не новая. Например, нечто подобное было в «Чёрном человеке» Моргана, но там она раскрыта поинтереснее. Влияние над остальным миром делят Соединённые Штаты Европы, Китай и Бразильская Империя. Наверное, Тейлор не любит карнавалы, потому что ради разнообразия главные сволочи в книге — бразильцы, а не какие-нибудь русские или китайцы. Но кроме забавного мироустройства, у Боба будет достаточно и других проблем. Ведь больше он не тот «мясной Боб», а лишь оцифрованное сознание. Приспособиться к новой реальности ему поможет неунывающий характер (увы, не чета Марку Уотни) и системный подход. Бонусом за это будет возможность стать претендентом на роль личности межзвёздного исследовательского корабля, построенного по концепции зонда фон Неймана. Не знаете, что это такое? Значит, вы проспали первую часть. Главный герой же сидел на лекции, где рассказывали об этой концепции самовоспроизводящихся кораблей, перед тем как его сбила машина. Удачное совпадение!
На самом деле, первые и самые скучные части романа занимают где-то его треть. Уже по ним становится понятно — писатель перед нами весьма средний. Но всё же у него есть что предложить читателю. Тейлор может неплохо играться с разными научно-фантастическими концепциями. Начиная от самовоспроизводящихся кораблей с личностями Боба и заканчивая спасением умирающей Земли. (Ну, вы же помните этих сволочных бразильцев?) Бобы — вообще главная фишка романа. В какой-то момент становится понятно: при дублировании одной и той же исходной матрицы получаются немного разные личности. Отчасти из-за каких-то «квантовых флуктуаций», отчасти из-за нового опыта. В результате книга превращается в мозаику. Одни Бобы спасают остатки человечества, другие — встречаются с враждебными зондами или пришельцами, третьи — помогает первобытному племени, четвёртые — формируют Боб-сообщество. В общем, реализуют свою и авторскую мечту — создают эрзац «Стар Трека». Правда, больше по форме, нежели по духу. Не скажу, что смотрел много, но психологическая и моральная составляющая были там всегда во главе угла. Здесь же она сильно упрощена в угоду самим приключениям. Зато читается бодро.
В итоге получился динамичный развлекательный роман, интересные идеи в котором соседствуют с крайне средней реализаций. Из-за небольшого объёма читается влёт, но потом гарантировано выветрится из головы. После себя оставляет единственный вопрос: браться ли за продолжение? С одной стороны, оно уже практически вышло и автор даже развесил клиффхэнгеры, с другой — скорее всего, новый роман будет таким же необязательным.
P.S. Если понравился текст, подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.
Доводилось ли вам читать кулинарную книгу? Не просто полистать, чтобы найти нужный рецепт, а прочитать от начала до конца, потому что где-то между разными блюдами притаился сюжет? Мне не доводилось, но больше чем уверен — первая изданная на русском манга Дайскэ Игараси даёт как раз такие ощущения.
Издательство Alt Graph всегда оправдывает название и предпочитает выпускать именно нестандартные произведения. В манге оно уже давно стало для меня ориентиром и помогает расширять кругозор. Поэтому «Перелесок» идеально подходит портфелю издательства в моём понимании.
Поначалу кажется, что центром истории здесь выступает юная девушка Итико. Она попытала счастье в большом городе, разочаровалась и вернулась в родную деревню Комори. Но на самом деле Итико лишь проводник читателя в быт современной сельской жизни Японии. Цивилизация сюда практически не добралась и жители существуют в основном плодами своего труда. Поэтому большая часть повествования будет необычной смесью книги рецептов местной кухни, справочником садоводству и созерцания природы. Через всё это автор стремится передать опыт такой простой жизни и показать её красоту.
Для иностранца-гайдзина это вдвойне необычно и интересно. Большую часть ингредиентов для блюд у нас можно найти лишь в специализированных магазинах, способы приготовления отличаются от привычных, а некоторые знакомые растения я бы даже не подумал есть. Схожие моменты, понятное дело, присутствуют, но они скорее ещё больше подчёркивают различия культур. Так что имейте в виду, для нашего читателя «Перелесок», по сути, этнографическое произведение.
Стержневой сюжет здесь всё же есть, но очень пунктирный. Мы узнаем об Итико, её прошлом и взаимоотношениях с мамой. Последнее определяет характер девушки и многие действия, но далеко не самое важное в манге. К концу на первый план выходит то, что героиня учится не только уважать, но и любить эту простую деревушку с её обитателями. А вместе с ней немного и мы.
Ещё одна особенность манги — визуальный стиль Дайскэ Игараси. Он специфичен и отличается от всего виденного мной в японских комиксах до этого. Кажется, что мангака набросками обычной ручки формирует образ вещей и предметов. Где-то штрихами, где-то контуром. Степень детализации варьируется от сцены к сцене, но всегда точно передают нужную картинку в воображение читателя. Чувствуется и любовь автора к фотографии. Её обработка и использование подчёркивают реализм происходящего, что способствует погружению в произведение.
В итоге получилась глубокая и крайне медитативная манга, которая многое рассказывает о быте сельской Японии. Она абсолютно точно не для всех, уж слишком автор любит концентрироваться на мелких деталях и простых вещах. Но под определённое настроение подойдёт идеально. Особенно если вы интересуетесь культурой Страны восходящего солнца.
Рецензию именно на эту мангу выбрали подписчики моего телеграм-канала. Подписывайтесь на него и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там.
Отношения DC с собственной вселенной всегда были своеобразные. Вроде она есть, но большая часть популярных вещей выходила в неканоничных Elseworlds или чем-то подобном. (Я даже когда-то давно писал, с чего начался этот тренд). Удивительного здесь ничего нет: отдельные истории проще читать неофитам, а авторам интереснее рассказывать. Поэтому в 2018 году DC снова «переоткрыли» эту идею и выделили отдельную линейку Black Label для таких экспериментов с чёткой направленностью на взрослую аудиторию.
В прошлом году здесь вышла минисерия «Бэтмен: Самозванец» с прицелом на готовящийся фильм. Комикс написал Мэттсон Томлин, больше известный как сценарист Netflix-овского супергеройского боевика «Проект Power» и ряда других лент. За рисунок отвечал итальянец Андреа Соррентино, прославившийся своим невероятным стилем и работами с Джеффом Лемиром. Поэтому эта часть в комиксе сомнения не вызывала. С остальным же всё не так однозначно.
Не знаю, какой творческий контроль у издательства в импринте, но Бэтмен в «Самозванце» иронично непохож на самого себя. Его канон переосмыслен, причём местами довольно радикально. Комикс начинается с того, что психотерапевт Лесли Томпкинс находит у себя на пороге истекающего кровью Бэтмена. Лесли уже лечила Брюса после убийства родителей и произошедшие перемены ей совсем не понравились. Поэтому доктор Томпкинс заставляет его пройти на терапию. Любая неявка и она раскроет маленький секрет пациента. Из-за этого достаточно большая часть сюжета подаётся через рассказы Брюса о своих похождениях. И мы понимаем, что его психическое состояние оставляет желать лучшего. Поэтому когда в городе появляется двойник Бэтмена, который орудует огнестрелом и без церемоний может прилюдно казнить преступников, вопросы возникают не только у Лесли.
Особенно много их становится у полиции. Тем более на начало комикса Бэтмен уже достаточно наследил в этих кругах, чем даже спровоцировал позорное увольнение с должности комиссара Гордона… И это не последний подобный твист в здешнем мироустройстве. Томлин вообще переосмысливает многое на более современный и реалистичный манер. Где-то это смотрится оригинально. Например, система тросов и спрятанных мотоциклов для перемещения по городу. А где-то — дико. Так местного Альфреда не узнать и не найти. Но вернёмся к полиции и основному нововведению. Дело в том, что Бэтмен здесь один из двух главных героев. Вторым стала молодая инспектор полиции Вонг. Её сюжетная линия — одновременно удача и полный провал комикса. С одной стороны она обладает харизмой и интересным взглядом на происходящее. С другой — прошлое Вонг и их взаимоотношения с Брюсом — яркий пример плохого телемыла, которое в конце ещё и отодвигает на второй план далеко не самую сильную загадку Самозванца. Это очень портит общее впечатление и еще дальше уводит местного Бэтмена от привычного образа.
Спасает ситуацию рисунок Соррентино, который делает виртуозные раскадровки, придавая динамику даже не самым увлекательным диалогам. А экшен сцены вообще нарисованы с таким зарядом креатива, которого другим художникам хватило бы на пару тройку комиксов. Под конец, правда, всё же сложилось впечатление, что итальянец выдохся, но к рисунку придираться здесь хочется меньше всего.
В общем, очередное переосмысление Бэтмена и его природы получилось… Неоднозначным. В комиксе встречаются интересные идеи, переработанные концепции и образы привычных персонажей, но, увы, хватает здесь и очень странных авторских решений. Как в части канона, так и с точки зрения истории и здравого смысла. Не знаю, как оценят комикс новички, привлечённые экранизацией (не смотрел), но у фанатов местами может случайно возгореться стул. На это ещё накладывается и смазанная концовка. Единственный бесспорный плюс комикса — визуальный ряд, но здесь ничего удивительного.
В дополнение к колонке подписывайтесь на мой телеграм-канала и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там.