Вниманию наших читателей фрагмент из свежеизданной коллективной монографии (из моего авторского раздела, поэтому с полным правом размещаю его здесь): Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В. и др. Системное и критическое мышление / Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В., Ёлкин С.В., Юшин А.О. / Под общ. ред. А.А. Вассермана; составители: Д.А. Гаврилов, А.В. Воробьёв / Факультет комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. — М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2021. — 560 с. ISBN 978-5-6046647-0-4.
В данной монографии представлены материалы базового междисциплинарного учебно-методического курса «Основы системного и критического мышления». Он направлен на развитие способностей по осуществлению эвристического и системного поиска, критического отбора, анализа и синтеза информации, по социальному взаимодействию личности и реализации своей роли в творческой команде. Под названием «Начала сильного мышления» в качестве факультативного курс апробирован в 2018–2021 гг. на факультете комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Издание предназначено для слушателей курса: молодых работников и специалистов, студентов как инженерно-технических, так и гуманитарных вузов, одарённых выпускников общеобразовательных школ, гимназий и училищ, заинтересованных в тематике педагогов и преподавателей.
* * *
«С классификации предмета исследований начинается, как известно, любая новая наука. Без линнеевской классификации животного мира не было бы современной биологии. Без хаббловской классификации галактик не было бы современной внегалактической астрономии. Без альтшуллеровской классификации изобретений не было бы современной теории решения изобретательских задач.
А без Регистра фантастических идей не могла возникнуть наука, у которой и до сих пор нет всеми признанного названия, — наука о фантазировании…» — писал астрофизик и, по совместительству, фантаст Павел Амнуэль в 2000 году в предисловии к первому самому полному изданию Регистра научно-фантастических идей, составленного Генрихом Альтшуллером и его командой с 1964 по 1998 год (см.: http://www.altshuller.ru/rtv/sf-registern... ).
В какой же ещё области, кроме мифологии и сказок, в то же время гораздо более приближенной к нашей реальности, чем миф и быличка, герои преодолевают неимоверные препятствия, показывая мудрость, находчивость, несгибаемый характер?!
Прямая цель создания Регистра, по словам Амнуэля, заключалась в систематизации и классификации НФИ. Однако сверхцели были гораздо более интересны и важны:
«Первая сверхцель: выявление методов и приёмов, которые можно использовать для создания новых научно-фантастических идей. В рамках этой сверхцели ставятся дополнительные задачи. Первая: используя выявленные приёмы, усовершенствовать уже существующие НФИ. И вторая: поскольку для усовершенствования чего бы то ни было нужно сначала оценить уже достигнутое, необходимо разработать шкалу оценки НФИ.
Вторая сверхцель: на основе выявленных приёмов создание методики развития творческого воображения (РТВ).
Третья сверхцель: использование методики создания НФИ и методики РТВ для целей научного прогнозирования…»
Насколько удачен оказался «тризовский» Регистр по структурному построению, нам судить сложно, поскольку несколько лет подряд вместе с коллегами мы составляли альтернативный РФИ («Реестр фантастических идей»), представляющийся «почему-то» более удобным. Его фрагменты, как и подробности о структуре и истории создания, опубликованы ранее (см.: Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / Под ред. А.А. Вассермана. М.: Астрель, 2012. С. 63–76; в частности, мы приводили три десятка изобретательских идей Жюля Верна, разбросанных по его романам), а недавно был опубликован ещё один фрагмент, посвящённый уже идеям сэра Артура Конан Дойля (Гаврилов Д.А. Искусство сильного мышления. Эвристика — наука будущего. М.: Вече, 2019. С. 59–61). Ниже приведём некоторые научно-фантастические идеи великого русского мыслителя и писателя, а изначально геолога и палеонтолога, доктора биологических наук Ивана Антоновича Ефремова.
Структура «Реестра фантастических идей» понятна из приведённого нами в пример на страницах упомянутой монографии фрагмента РФИ — в связи с прозрениями и предсказаниями Ивана Антоновича Ефремова (поскольку там всюду автор идей этот гениальный писатель, мы убрали колонку, указывающую на авторство идеи, для удобства печати). А также Реестру посвящён специальный подраздел этой же коллективной монографии, вынесенный в конец.
Любое чтение гораздо лучше тренирует мышление, чем просмотр кино- и телефильмов, навязывающих нам готовые образы, а любая выполненная самостоятельно работа по систематизации данных и превращению их в базу знаний благотворно сказывается и на памяти, и на осмыслении раскладываемых по полочкам мыслей (как чужих — пусть и фантастических, так и своих — вторичных).
Трудно сказать, так ли необходим Реестр сам по себе читателям произведений, но вот для нас собственный труд по составлению РФИ имел значение в качестве отличной тренировки. Работа над «Реестром фантастических идей» проводилась несколько лет участниками московского Клуба любителей фантастики при Центральном доме литераторов с 1999 года по инициативе писателя-фантаста Ю.А. Никитина.
Именно Юрий Александрович и подчёркивал в книге «Как стать писателем» в свойственной ему провокационной манере значимость чтения:
«Следует учесть, что человек читающий‚ пусть даже потребляющий детективчики самого низкого пошиба‚ все же по интеллектуальному уровню выше человека‚ смотрящего фильмы. Даже элитарные‚ высокие‚ интеллектуальные и т.д.
Почему? Да потому, что читающий сам создаёт для себя фильм. И сколько бы человек ни прочли одну и ту же книжку‚ столько разных фильмов они и создадут в своём воображении. Раскрывая книгу‚ мы видим белый лист с разбросанными по нему закорючками. А в мозгу происходит колоссальнейшая работа по перекодировке этих символов в зрительные образы. Мозг включается и работает мощно‚ во всю силу‚ развиваясь и накачивая свои мышцы. А в кино или на телеэкране уже подается готовая картинка. Кем-то приготовленная‚ разжёванная. И все до единого зрители видят одно и то же. Бездумно. Мозг не работает. Он только потребляет. Готовое.
Это не комплимент пишущим (на фиг я буду перед вами расшаркиваться), а предостережение: мы пытаемся воздействовать на человека, интеллектуально более развитого, чем киноман или гэймер. Исключения не в счёт, я говорю об общей массе. А в массе даже самый тупой качок, читая жёлтый боевик про очередную банду, сам для себя создает длинный и красочный фильм. Другой качок, глотая эту же дрянь, создает для себя совсем иной фильм…
Учитывая, что в их мозгах, треща от непосильной натуги, жернова все же двигаются, мы должны расположить эти кодовые значки, именуемые буквами, так, чтобы даже самые тупые увидели картинки. Лучше — двигающиеся, так называемые motion picture, и, кроме того, чтобы там ещё слышался топот, визг тормозов и прочие звуки, а сверх всего — запахи, которые не скоро появятся в кино.
Это, так сказать, программа-минимум. Заставить читающего увидеть то, что видите для него вы. А уже потом включается более сложная программа: заставить читающего проникнуться вашими мыслями, идеями, бросить его бить не правых, а левых, или наоборот — неважно. Или послать на уборку улиц, что, понятно, заставить сделать куда труднее, чем бросить с вилами наперерез на красных или белых.
А для исполнения всех этих грандиозных задач и планов надо всего лишь ПРАВИЛЬНО РАССТАВИТЬ БУКВЫ» (см.: Никитин Ю.А. Как стать писателем. М.: ООО Издательство «Кузнечик», 1999. С. 11–12).
Современные электронные сервисы позволяют самым разным образом сортировать информационные базы, рассматривать массивы информации, разворачивая их под разным углом зрения по отношению к пользователю.
Чтение же всегда позволяет нам встать то на одну, то на другую точку зрения, особенно если мы не знаем авторского конечного замысла, превращённого для нас в систему отсчёта. Уже ознакомившись с авторской концовкой, мы либо соглашаемся, либо выдумываем свои — альтернативные (сейчас это именуется «фанфикшн», особый жанр литературного творчества). Если же автор талантлив, он позволит нам воплотиться в самых разных существ, примерить на себя самые разные сознания, обмануть или оправдать ожидания… Писатель кодирует образы и действия в виде строчек символов — графем, а мы перелопачиваем эти символы в свои образы, согласуясь с нашим личным видением и опытом. Это тоже немалая творческая и хорошо развивающая извилины благодарная работа!
А.А. Вассерман подчёркивает: «Творческий метод фантастики — искусственное конструирование обстоятельств, позволяющих автору ярче выразить ключевые черты интересующих его явлений. В наших быстро меняющихся обстоятельствах фантастика, на мой взгляд, куда эффективнее реализма постигает реальность. Потому что позволяет сосредоточиться на ключевых чертах явления, выделить их и таким образом облегчить их анализ. Примерно таким же образом эксперимент в контролируемых условиях значительно облегчает анализ явления по сравнению с его наблюдением в природе… Фантастика — нечто вроде лаборатории, позволяющей контролируемо изучать нужное явление» (см.: Вассерман А.А., Латыпов Н.Н. Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории, отобранные знатоками. М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. С.33, 55).
Обратим внимание читателей на новые и обстоятельные публикации на эту тему писателей О.О. Столярова и М.А. Макаренкова (Столяров О.О. Предсказание научных открытий в произведениях отечественной литературы // STUDIUM — 2020: Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. А.В. Воробьёва; сост. Т.Ю. Денисова. М.: Издатель Воробьев А.В., 2020. С. 4–30; Столяров O.O. Отечественная литература: предсказания научных открытий // Аномальное мироздание / Сост. С. Ермаков. М.: Вече, 2020. С. 233–241; Макаренков М.А. Использование идей советской научной фантастики при разработке программ развития навыков сильного мышления // PHILOSOPHIA. 2021. #1 (11) / Фонд содействия технологиям XXI века. М., 2021. С. 111–123. ISSN 2713-248X).
Тысяча и одна фантастическая идея представлены в этом недавнем издании избранных тематик Реестра, вступительные статьи к которому написали знаменитый отечественный фантаст Юрий Александрович Никитин и декан факультета комплексной безопасности ТЭК Губкинского университета, доктор технических наук Сергей Николаевич Гриняев (см.: Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Ред. А.В. Воробьёв и С.Н. Гриняев; вступ. ст. Ю.А. Никитин и С.Н. Гриняев; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019. С. С. 3–6. По решению издателя и составителей книга в полном виде выложена здесь для свободного скачивания: http://revolution.ru/book-gavrilov-regist... ).
Юрий Никитин отмечает:
«Новый Реестр Фантастических Идей (РФИ) — прекраснейшая возможность вспомнить о великом начинании Генриха Сауловича Альтшуллера, которого мы знали как великолепного писателя-фантаста Генриха Альтова, самого точного, строго научного и в то же время самого смелого из советских писателей.
Созданный им в начале 1960-х годов РФИ (впрочем, Регистр) служил сразу двум целям. Первая: избегать старых избитых идей, всё-таки новые даже в наше время засилья клонов вызывают восторг читателей и зрителей; а вторая, более непростая: помогать создавать собственные, прежде неизвестные, идеи, отталкиваясь от уже известных.
Именно так, создавая совершенно новые, яркие, сверкающие, неожиданные и в то же время абсолютно убедительные идеи, первоначально отработал свою методику на Регистре создатель ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) Генрих Альтов.
Я счастлив, что некогда помог Генриху Сауловичу собирать материал для старого РФИ, просеивая для него все идеи и сюжеты рассказов, повестей и романов, опубликованных украинскими авторами. Помню, как несколько раз перепечатывал тот Регистр на пишущей машинке, подложив четыре «копирки», чтобы можно было рассылать в издательства, где копии зачитывали до дыр, но публиковать не решались…
Спустя много лет я по аналогии подсказал группе молодых литераторов, ранее не знавших о РФИ Альтова, как научиться писать ярче, а мыслить сильнее. Они занялись классификацией на бескрайнем поле фантастики с новыми силами и уже на свой лад.
Теперь я счастлив, что такое невероятно полезное как для авторов, так и для изобретателей наглядное и практическое пособие будет доступно массовому читателю!»
Вместе с тем, возвращаясь к И.А. Ефремову, который смотрел далеко вперёд, хотелось бы процитировать напоследок и его интервью журналисту П.П. Супруненко 1968 года (опубликованное лишь в 1992 году), в котором он говорил о великой воспитательной роли литературы:
«…Сейчас так велик взлёт техники, что и фантазии особенной не надо. Важно сохранить интерес к живому миру. Есть серьезная опасность — пустое увлечение техникой…
Машина должна стать средством, а не целью. Хочется верить, что потомки будут лучше нас. Но поручиться за это трудно. И если их интересы будут представлены только транзисторами, автомобилями и другими подобными аппаратами, то в этом и наша вина. Погоня за вещами должна переключиться на погоню за духовными ценностями.
В этом предостережении должны и могут помочь писатели. Задача перед литературой сейчас, возможно, как никогда раньше, ответственейшая. Трудно себе представить, чтобы техника опередила, подавила мораль. Иначе машина станет не средством, а целью.
Писатели должны решать реальные, а не дутые проблемы, создавать не подделки, а по-настоящему волнующие, полезные произведения. Правда, и сейчас есть произведения, которые хотя бы частично отвечают высоким требованиям будущего, но какие смогут выдержать испытание временем — предсказывать не берусь. Пророчество — дело рискованное, даже для фантастов. Я думаю, что такое испытание выдержит тот автор, который все силы ума и сердца отдает литературе, основательно знает жизнь, был честным...
Романтика не расходится с реализмом, у неё лишь иной угол зрения. У неё шире взгляд, она больше связана с историческим прошлым, местом, комплексом явлений, ведёт дальше за это явление. Для меня нужно объяснение причин. У реализма более узкий, более детальный взгляд, и хотя он и глубокий, но без достаточной перспективы. Тут есть опасность утраты не только широты, но и обещания, которое сулит жизнь. А без такой надежды мечты и сама жизнь невозможна…
Меня часто спрашивают, не вытеснил ли писатель-фантаст сказочника, не утрачен ли престиж сказки, фольклора? Думаю, что угроза не с этой стороны. Дело, очевидно, в изменившихся условиях. Фольклор основывается больше на событиях, имевших место в жизни, отталкивается от них. Другой вид фантазии, я бы сказал, чистой фантазии, человек создавал более абстрактно, более отрываясь от земли, придумывал, строил события, которых никогда не было. Эта мечта была самым сильным оружием, с помощью которого он одерживал свои победы. Она охраняла человека от невзгод, не давала ему сломиться. Щит мечты, броня фантазии — я не знаю более надежной защиты. Мечта была тем мечом знания, с которым он пробивался и пробивается к будущему. Опасение внушает не исчезновение сказочников. Утрачивается задача фантазии из-за чрезмерного увлечения комфортом, голой техникой, материальными излишествами. А человеку присуще духовное восхождение!» (Другая сторона медали (Из архива Ивана Ефремова) // Чудеса и приключения. 1992. № 6. С. 14–18. ISSN 0868–8931).