-- А мне вот кажется, что Каспийское море — это наиболее очевидный кандидат на то, чтобы в его глубинах зародился живой мозг по образцу разумного океана Соляриса, — там, в его глубинах, очень много разнообразных химических веществ, плюс отсутствует постоянная связь с другими земными морями и океанами. И вот на этом можно было бы построить сюжет целого романа (а то и фильма или сериала) — о том, как в глубинах Каспия появляется живой мозг, а весь остальной водоём постепенно превращается в его тело и как-бы-конечности по образцу того странного существа, которое было описано в прекрасном — и очень страшном — рассказе Севера Гансовского"Хозяин бухты". И вот только тогда, когда это невидимое существо "мозг+тело, растворённые в воде", начинает для своего пропитания раздавливать в плоский лист, выжимая из этих биологических тел все их жизненного соки, не только простую рыбу и элитных осетров, но и случайных ныряльщиков-аквалангистов, занырнувших куда-то не туда, вот только тогда люди начинают подозревать что-то нехорошее и посылают в море вооруженную экспедицию — хотя начальники и думают поначалу, что это дело рук каких-нибудь террористов или диверсантов... Вот только у экипажа эсминца — по названию, например, "Стерегущий" — начинают возникать какие-то очень странные видения и сны, а потом их и вовсе начинают посещать какие-то странные существа — то ли туманные призраки, то ли довольно вещественные приветы из прошлого, то ли вообще не пойми кто — как будто гости с другой планеты...
Ну и как вам такой сюжет? Стали бы вы смотреть такой фильм-сериал о событиях в Каспийском море — даже если бы его снял не Тарковский, не Балабанов и не Спилберг с Земекисом, а кто-то вообще другой? Например, какой-нибудь молодой талантливый азербайджанский кинорежиссёр?
Ну а если в Баку кому-нибудь такая идея для фильма-сериала вдруг понравится (а там ведь тоже была какая-то киностудия, насколько я смутно помню), то пускай свяжутся со мной — и я попытаюсь придумать более-менее внятный синопсис по этой идее, вот только подробный сценарий, извините, я писать не буду — это, увы, не моя профессия.
* * *
P.S. Как вы понимаете — пост шутливый, написанный исключительно по приколу — для развлечения моих подписчиков на Фантлабе, и серьёзных выводов из него делать, наверное, не стоит...)))
Мой сегодняшний и даже сиюминутный пост в Фейсбуке, который я почему-то (а — наверное, ради Первого Мая) захотел скопипастить еще и сюда, на Фантлаб (ну а дубль — в форум по творчеству братьев Стругацких):
-- Други мои, если вы заметили по моим свежим постам и по перепостам из архива Фейсбука, есть одна довольно важная тема, к которой я очень давно подбираюсь. И эта тема — это те желания, которые Артур Барбридж и Рэдрик Шухарт высказали, оказавшись перед Золотым Шаром. А ведь тут есть одна очень тонкая грань, которую почти никто не чувствует. Ведь что такое Золотой Шар? Это просто такой магический механизм сферической формы, чьё предназначение — выполнять довольно простые желания людей — здоровье, богатство, удача, потомство. По сути, это ведь просто большая волшебная палочка — умклайдет, но просто произведённая на иной планете, а не в Китежграде. И он/она эти желания, если судить по Стервятнику Барбриджу, худо-бедно выполнял/ла аж несколько лет подряд. Ну а эти ребята, которые припёрлись к Шару по старой карте Стервятника — они-то чего хотят? Да они ведь и сами не знают, чего они хотят!!! У них ведь даже самые простые, чёткие, конкретные желания заранее не сформулированы! И именно поэтому Артур и завёл всю эту бодягу, оказавшись рядом с Шаром: "Счастье для всех! Даром! И пусть никто не уйдёт обиженным!". А ведь это не желание, это — самая настоящая молитва, обращённая к Богу. А ведь Шар — не Бог, он молитвы не слышит, он слышит только желания.
Ну а вы как думаете — исполнит ли Шар эту молитву, исполненную в два голоса двумя сталкерами — старым прожжённым гопником-алкоголиком и молодым красавчиком, который даже с девушками еще никак не общался? Устроит ли он всему миру по их взаимной просьбе натуральный "Полдень, XXI век"? Где все всех любят, холят и обеспечивают, и никто никого не держит в рабах или в слугах, не грабит, не пытает и не насилует?
Комментарии к этому посту в Фейсбуке
(добавлено через сутки):
Саня Шрайбер
Армагеддон он устроит, по всем правилам...
16 ч.
Igal Shkolnik
Если такое и случится, то люди перестанут быть людьми...
16 ч.
Андрей Стругацкий
Дык не исполнит, ясен пень. Потому что это невозможно исполнить. Рэдрик ведь там в финале совершенно справедливо рассуждает, что если одному будет хорошо, то другому — обязательно станет плохо. Поэтому счастья для всех — даром или не даром, не имеет значения — просто в принципе не бывает в природе…
16 ч.
Polina Kopylova
Если шар усиливает так называемый механизм манифестации — то дать всем счастья он не сможет, манифестация — это материализация событий и желаний на личном уровне, как ты и говоришь. Если же шар является не просто резонатором личной манифестации, а объектом, который запрограммирован на то, чтобы запустить трансформацию человечества — тогда пожелание «счастья даром для всех» его активирует. И он эту трансформацию инициирует. И результатом будет, с большой вероятностью, именно мир Полудня или близкий к нему. А вот людены — это уже следующий этап трансформации.
16 ч.
Андрей Чертков
Polina Kopylova -- Неожиданно!!!..)))
16 ч.
Всеволод Грач
Polina Kopylova -- Вот с люденами куча непоняток! Например, как у них насчёт секса и прочих мелких радостей? Типа вкусно пожрать, повеселиться как-то? Умище — оно понятно, но им сыт не будешь, да и жажду не утолить! А размножаться они как будут? Из пробирок, что как-то совсем уж уныло и некайфово, или естественным путем, но с долей презрения к процессу, как к чему-то низменному и незначительному, что ещё более уныло! В общем, не вижу я пока особого кайфа в люденстве! Не до конца разработаны детали, увы! Ну шипко умные, а дальше-то что!
Пардон за такой прозаический подход, но до него по-любому рано или поздно должно было дойти!
11 ч.
Kerstin Stoss
Polina Kopylova -- тогда сюда можно подмонтировать и подкидышей с детонаторами. Мол, Странники всякими способами шлют землянам помощь и ждут, чтоб они (мы) сделали хоть какие-то шаги для запуска программы исправления багов. Вырастили подкидышей, задали правильный вопрос Золотому Шару. А мы чо-то каждый раз ерунду делаем.
11 ч.
Polina Kopylova
Kerstin Stoss -- К сожалению, так, увы, нередко и получается в реальности: одаренности остаются невостребованными, изобретения оседают в архивах… Бывает и хуже: посланные нам в дар таланты гибнут или их убивают. И даже не важно, Странники за этим стоят или логика эволюции.
4 мин.
Михаил Якобсон
Всеволод Грач -- Попробуйте вспомнить свои радости в возрасте 3-х лет.
Подозреваю, что многие из них Вам нынче не то что недоступны — скорее, неинтересны.
15 мин.
Ефим Беркович
Так Полдень возможен только через Б-га.
16 ч.
Дмитрий Винниченко
А как вы думаете, в каком месте Зоны находится Золотой Шар? По-моему, за амбаром...
16 ч.
Андрей Козлов
Так вот поэтому это один из величайших финалов всех времен и народов. Это те слова, ради которых стоит жить и ждать.
СОКРОВЕННОЕ желание. Вот именно. Вот что главное.
Ведь не может же быть, чтобы я хотел дурного! Черт возьми, будь оно всё проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов...
16 ч.
Eugene Ellansky
Очередная попытка построить социализм закончится как обычно. Законы сохранения не может отменить никакой Золотой Шар / Бог.
16 ч.
Ефим Беркович
Eugene Ellansky -- могут
6 ч.
Ефим Беркович
Если они могут делать что-то из ничего
6 ч.
Eugene Ellansky
Efim Berkovich -- даже в магии так не работает — там тоже какие-то законы сохранения всегда упоминаются, и всё работает на каких-то источниках магической энергии.
3 ч.
Ефим Беркович
Eugene Ellansky -- магия да. а вот творец...
1 ч.
Eugene Ellansky
Efim Berkovich -- так, но тогда это радикально иной вариант прочтения, нежели обычно обсуждаемый...
1 ч.
Олег Хоботов
Если Шар — это компьютер, которому мы задаём программу-желание, то данных для выполнения программы в слове "счастье" недостаточно. Даже если Шар считывает эмоциональный слой, то у всех будет счастье по Рэду Шухарту. По сути, то же, что у Барбриджа.
16 ч.
Eugene Ellansky
А если подумать, то там спрятан интересный поворот сюжета.
Представим, что Кирилл Панов получает чёткие доказательства, что Золотой Шар существует. И, понимая огромную важность подобного артефакта, делает доклад чисто по своей линии — а вовсе не руководству института. К докладу относятся с изрядным скептицизмом — но дают приказ найти и проверить.
И тут вот как раз очень интересно, как именно Панов будет добираться до Шара, как он справится с задачей пройти "мясорубку", и что же он скажет Шару....
Как вариант — Панов погибает строго по сюжету, но его доклад проходит, принимается решение проверить, и в Институт присылают условного Петра Баширова. И снова те же самые вопросы... Но тут не так интересно, потому что Панова мы знаем как заведомо правильного, позитивного человека из прекрасного справедливого мира, который очень далеко от Хармонта и вообще. А Пётр Баширов.... ну хрен его знает, кто он такой и какой у него там мандат в тайном кармане. Но всё равно интересно, что бы он просил.
15 ч.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- этот поворот — он сам в себе поворот. Кирилл Панов Шаром не занимался — когда он работал в Институте, про Шар даже легенд ещё не было, потому как до него пока еще никто не дошёл. А Панов занимался "пустышками", которые сами по себе очень интересный и перспективный объект, а особенно — "полная пустышка", которая кое в чём будет даже покруче Шара. Но это, как говорится, "уже совсем другая история"...)))
15 ч.
Eugene Ellansky
Андрей Чертков -- Так это Панову просто повезло, что он на эту тему не попал. Ибо Шар там явно давно лежал — вон целого Артура вырастить успели от нуля до великовозрастного балбеса.
14 ч.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- ну, будем считать, что повезло. Впрочем, у АБС там с хронологией явные баяны — и я не раз уже это замечал...)))
14 ч.
Eugene Ellansky
Андрей Чертков -- Так для сюжета это вообще не очень важно.
Тут вот как раз интересно, что до Золотого Шара добирались только люди заведомо далёкие от высоких идеалов. И поэтому получалась очень знаковая драма морального выбора на тему цены желания, и что же пожелать-то...
Ну а вдруг туда попал бы образцовый коммунар?..
13 ч.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky — для сюжета это как раз-таки важно — это неважно для сверхзадачи, на которую Стругацкие вышли в конце повести. А коммунар до Шара и дойти бы не смог — там по пути слишком часто надо было нырять в такое дерьмо, что он бы не выдержал... Вот хотя бы Румата нам примером.
12 ч.
Eugene Ellansky
Андрей Чертков -- Каммерер пошёл бы — взял бы с собой, например, пленного ротмистра Чачу... а вот что дальше...
12 ч.
Kerstin Stoss
Андрей Чертков -- Панов точно должен был знать легенду о Шаре. Ибо она давно бытует, а он погибает "недавно", на временном отрезке сюжета. Просто он ученый и относится к легенде как к легенде. "Вы лучше бы надели шапочку из фольги и таблетки приняли".
А вот службист, который наверняка там ошивается и следит, он верит — потому что вся эта публика суеверна, а даже если нет, то знает, что начальство суеверно. И что можно круто повыситься, если выкатить начальству такую тему.
11 ч.
Kerstin Stoss
Андрей Чертков -- но это момент, конечно, хороший, но чисто для интриги и завлекухи. Потому что тему, что может сказать Золотому Шару эгоистичный мудаковатый тип, АБС уже отработали.
Мне вот интереснее достижение понимания. Между человеком и вот этой штукой. Как я раньше уже в комментах предполагала, Шар обрабатывает запросы как нейросеть. И его "понимание" как словесного запроса, так и результатов сканирования мозга запрашивающего (ну, он же откуда-то получает противоречащие словесному запросу данные?) — это не понимание интеллекта со свободой воли, а срабатывание устройства — пусть гибкого, но не думающего в истинном смысле и порой глючного (т. к. свободная архитектура предполагает глюки). Как современную нейросеть нужно последовательно "воспитывать", чтобы получить годный результат без глюков, так и с Шаром, наверное, надо совершать последовательные шаги к цели. Т. е. это не чудо и не рывок, а длительная, муторная интеллектуальная работа. А обычные "посетители" этого не могут — они так не мыслят. Они добежали, вывалили нечто сумбурное и убежали. И результат — соответственный.
11 ч.
Всеволод Грач
Андрей Чертков -- Опять буду свою линию гнуть: что Румата замочил кучу ублюдков и Рэбу — ваще не жалко! А вот что дону Окану подставил — это ваще западло! А то камрады придумали "Каспарамид" (средство от бухла), а вот чтоб запах парфюмерии подавлять — нет! А он разведчик, прогрессор или такой весь из себя чистоплюй? Его бы с таким подходом из любой этнографической экспедиция бы уволили за непрофессионализм! Как профи говорю!
11 ч.
Kerstin Stoss
Всеволод Грач -- в наше время ТББ показался бы чудовищным. "Целомудрие" Руматы комсомольское, нелепое, на фоне полного презрения к женщине. Моралист хренов. Да и в целом там отношение к женщинам, конечно, ни в какие ворота. Непрофессионализм. Про это я уже много раз говорила: глупые, торопливые, рукожопые земляне, плохо понимая общество, меряя своим аршином, лезут что-то исправлять. Совершенно не умея работать с тем, с чем взялись работать. И ладно бы авторы это подчеркивали и осуждали. Нет, это просто данность — вроде так и надо.
По сути, это памфлет на земные реалии, в обычной традиции советской фантастики (да и западной начала 20 века, просто совок отставал). Пишем про Марс, а это про Землю.
3 ч.
Eugene Ellansky
Vsevolod Grach -- Окану использовали и подставили просто как расходный материал в "лучших" традициях самых гнусных спецслужб, там нет другого прочтения.
Пусть она всю жизнь не мылась и была дурой (не факт — чтоб крутится в топе общества, нужны какие-то мозги), но это не повод отправлять ее на подвал. Это был совершенно советский эпизод про "лес и щепки".
2 ч.
Eugene Ellansky
Kerstin Stoss -- Вот как раз про "мудак с Шаром" не интересно вообще — тема раскрыта. А тема про "коммунар с Шаром" по сути табу — просто потому что ведь снова ничего не вылазит разумного, кроме как "счастья для всех"...
2 ч.
Eugene Ellansky
Kerstin Stoss -- минута истерического смеха от ChatGPT
(Скриншот)
1 ч.
Eugene Ellansky
Там даже страшно задавать уточняющие вопросы... есть риск попасть в "зону яой" 😃 😃 😃
1 ч.
Всеволод Грач
Eugene Ellansky -- Необязательно советский! Всё спецслужбы мира "хороши"! Это было просто непрофессионально! В том-то и дело, что её НЕ использовали, хотя она могла успеть принести кучу полезной информации! Да и ваще была красивая девка, которая погибла просто ни за что ни про что! Даже когда читал первый раз (мне лет 13 было), всегда её жалел!
1 ч.
Eugene Ellansky
Vsevolod Grach -- я тоже читал в таком же возрасте — тогда мне просто не понравилось, как с ней всё закончилось. Оно понятно, что так и задумано, чтоб читателю это не понравилось — "вот какие они там дремучие дикари".
Задумываться я стал намного позже — "и чем же сам Румата в этом эпизоде лучше дикарей"?
1 ч.
Всеволод Грач
Eugene Ellansky -- Во-во! Даже хуже! Дикари, они дети природы, часто не ведали, что творят! А он пошёл "на дело" и не выполнил задание из-за какой-то фигни, и считай, сдал врагу ценного агента — вместо того, чтобы завербовать! Пудры на ней, видишь ли, много, бля! Детский лепет какой-то для профи такого уровня! 🙂
35 мин.
Eugene Ellansky
Vsevolod Grach -- Не был бы снобом, то легко догадался бы заранее организовать для девушки "экзотическое приключение в сауне" — может, и дона Рэбу смогли бы упредить.
Придумал вдруг идею (или даже целый сюжет) для постмодернистского телесериала, который при качественном воплощении мог бы стать весьма заметным явлением и в области культуры, и в области поп-культуры. Сериал должен называться "РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ" и повествовать о том, как спецкоманду пожарных из романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" оснащают машиной времени и дают ей важнейшее задание — отправиться в прошлое (точнее, во множество прошлых) и попытаться сжечь там прямо в рукописях те книги, которые пожарные вынуждены сжигать в мире будущего Брэдбери — и отдельными томами, и целыми тиражами, и даже библиотеками. А ведь таких историй о разных рукописях "вредных книг" может быть очень и очень много — как было много тех книг, которые в мире Брэдбери положено сжигать "по закону". Причем тут не автора книги надо убить (об этом речь вроде не идёт), а именно сжечь саму рукопись — чтобы эта книга просто не появилась на свет (таково условие задачи). А поскольку сама природа, как известно, противостоит сжиганию рукописей (цитата Булгакова появилась ведь не случайно — и это явно закон природы), то задача у этого спецназа получается очень и очень непростая. Отдельные эпизоды сериала можно будет посвятить тому, как засланцы из будущего пытаются сжечь "Илиаду" и "Одиссею", затем — Евангелия, затем — "Гамлета, принца Датского", затем — "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени", затем — "Моби Дика" и "Шерлока Холмса", затем — "Мастера и Маргариту" и "Белую гвардию", затем — "Тихий Дон" и "Двенадцать стульев", затем — "Архипелаг Гулаг" и "Колымские рассказы", затем — "Гадких лебедей" и "Детей Арбата", ну и так далее — сюжетов ведь множество. В большинстве случаев пожарный спецназ терпит неудачу из-за сопротивления самых разных тайных и явных сил (вроде того же Воланда), но бывают у них и удачные операции — например, удаётся сжечь 2-й том "Мёртвых душ" Гоголя (а вот 1-й — не удалось при всех стараниях). Короче говоря, сериал мог бы получиться и очень увлекательным, и весьма поучительным, если бы за него кто-нибудь действительно взялся всерьёз — эй, продюсеры, сценаристы, режиссёры и актёры, где вы? Кому интересна эта достаточно богатая на сюжетные повороты и глубинные смыслы идея?..)))
В нашем мире порой случаются совершенно странные и малообъяснимые вещи. Вот здесь я даю ссылку на некий ютубовский ролик, который я даже не хочу и не буду комментировать, а просто скажу, что его стоит посмотреть (и даже скачать в коллекцию) всем поклонникам Братьев Стругацких. Наткнулся я на этот ролик только сегодня и совершенно случайно — лишь благодаря ролику этого же автора про фильм "Человек-амфибия", который вдруг попался мне на глаза в свежей ютубовской выкладке. Вот сей ролик мне понравился, я чуть-чуть копнул — и вуаля! Что интересно — ролик об АБС, коньяке и кино (а заодно еще и о Лю Ци Сине с его засериаленной "Проблемой трёх тел"), несмотря на свою вроде бы такую явную алкогольную привязку, до сих пор имеет всего-то менее тысячи просмотров и всего лишь 14 комментов (которые я еще даже и не читал), хотя он был выложен на Ютубе аж 12 октября прошлого года, то есть почти ровно три месяца назад.
Короче — смотрите. Ну и не очень ругайтесь, если что не так...)))
(увы — этот пост для Фантлаба был написан 3 месяца назад, 17 ноября 2024 года,
но затем он пролежал в "черновике" и был опубликован только сейчас, 15 января 2025 года):
Андрей Чертков
22 ч.
Поделился/-ась с Доступно всем
Андрей Столяров (увы, под"замком", а поэтому без ссылки) напомнил у себя в блоге — за что ему большое спасибо! — что сегодня исполнилось бы 65 летНиколаю Ютанову, которого вот уже год с нами нет. А ведь я рядом с Колей и под его непосредственным руководством проработал целый десяток очень важных для меня (да и, пожалуй, для всей российской фантастики) лет. Познакомились мы с Колей в 1988 году, сначала косвенно — через питерского фэна Сергея Боровикова, который, познакомившись со мной на "Комариной плеши" на злополучном острове Тузла возле Керчи, вдруг вызвался помочь мне с размножением нашего фэнзина "Оверсан", который мы с Сергеем Бережным издавали на наших пишущих машинках "Москва" и "Оптима" с 1987 года (3 номера тиражом в 16 экз.). А Боровиков был не только членом Ютановского КЛФ "Полгалактики", но и как программист советской ламповой ЭВМ имел доступ к АЦПУ, на которых тогда частенько размножался советский самиздат, ну а теперь — еще и наш хулиганский НФ-журнал (и общий тираж "Оверсана" благодаря этим распечаткам на АЦПУ достиг аж полутора-двух сотен экз.). Ну а еще через год, в мае 1989 года, я познакомился с Ютановым уже лично — в Свердловске на "Аэлите", куда он привёз первые два томика серии "Новая фантастика" (Стругацкие и Столяров — а впоследствии к ним добавились и еще два томика — Рыбаков и Лазарчук, но не вышли еще три, которые планировались — Веллер, Штерн и Лукины), которые он чуть ли не накануне кооперативно издал вместе со своими рижскими друзьями. Книжки эти на "Аэлите" сорвали банк, хотя там был еще и Виталий Бабенко со своими первыми "Текстовскими" книжками из серии "Волшебный фонарь"(Булычев и этот, как его, классик, ах да — Илья Эренбург!), ну а мне Ютанов сразу же после знакомства предложил подумать над тем, чтобы начать издавать свой журнал уже по-настоящему, всерьёз, в масштабе Перестройки, но для этого надо было переехать в Ленинград. Я обещал подумать, и осенью 1989 года, на Малеевском семинаре в Дубултах, мы этот разговор с ним продолжили. А в итоге в январе 1990-го я сел на поезд Севастополь-Ленинград и поехал — буквально в никуда. Но потом был наш первый настоящий персональный компьютер Ай-Би-Эм, стоивший тогда как "Жигули" или даже как "Волга", который Ютанов купил на доходы с тех первых своих книжек, — Коля поставил на этот Пи-Си первые (пока еще ворованные) верстальные программы (в том числе и знаменитую "Вентуру Паблишер"), и мы вместе с ним начали учиться верстать книги и журналы. Потом были довольно долгие и неуклюжие попытки создать издательство "Терра Фантастика" и наши первые книжки — "Маг Земноморья" Ле Гуин, "Понедельник-Сказка" АБС, серии "Оверсан" и "Кольцо Мариколя", сборник "Аманжол" (планировался как ежегодник отеч. НФ, но тоже не прижился, так что на первом выпуске всё и закончилось), "Эмбер-Янтарь" Желязны и собр. соч. Хайнлайна. Правда, перезапустить "Оверсан" как настоящий "цветной" журнал у нас так и не вышло, но кое-как начал выходить вместо этого "ИнтеркомЪ" (как некий постсоветский аналог "Локуса") — по номеру в полгода-год, ну и разные прочие приключения тоже тогда происходили постоянно. А в 1996 году Ютанов послал меня в Москву, в АСТ, чтобы я предложил им наши аппетитные издательские планы, — ну, я съездил и договорился — и с этого момента на прилавки действительно хлынул поток хорошей фантастики от ТФ/АСТ — три серии отечественной НФ-и-Ф, роскошное собрание АБС (включая три тома "Времени учеников"), западные киберпанк, фэнтези и прочая зарубежка, ну и всякое такое разное. От такого издательского спурта мы даже несколько утомились, так что Ютанов в 1997 году решил поучаствовать всей нашей командой в запуске первого российско-серьезного интернет-магазина книг и видеокассет (скооперировавшись для этого с программистской фирмой "Рексофт" — Дмитрий Рудаков, Александр Егоров, Дмитрий Митрофанов, Vladimir Kamaev, Ирина Иванова), — ну и в итоге получился тот самый "ОЗОН", из-за которого у нас потом произошло почему-то гораздо больше дрязг и всяческих проблем, нежели доходов, — вот почему в раздухарившемся на инвесторских харчах "Озоне" уже в 2000-м году не было ни Ютанова, ни Бережного, ни Рудакова, ни Камаева, ни (даже))) Черткова. Однако в издательское дело после этого фиаско я всё равно не вернулся — меня вдруг занесло на киностудию СТВ, в интернет-пресс-агенты к кинопродюсеру Сергею Сельянову, кинорежиссёрам Алексею Балабанову, Сергею Бодрову и Александру Рогожкину, ну и в итоге в дальнейшем мы с Ютановым виделись лишь от случая к случаю, в основном на конвентах типа "Странника" (который он же и придумал) и "Интерпресскона" (который придумал Саша Сидорович — еще один видный питерский фэн и издатель). Но в любом случае — весь этот кусок жизни был прожит не зря. И мной, и, наверное, самим Ютановым...
Приведу также пару цитат из упомянутого поста Андрея Столярова и мои комменты к ним — а чтобы не пропали...)))
Столяров:
-- А затем появилось издательство «Terra Fantastica», где Николай Ютанов стал генеральным директором, и почти мгновенно возник феномен, позже названный «четвертой волной российской фантастики»: были изданы практически все лучшие фантасты СССР, до того времени писавшие в стол.
Чертков:
-- Справедливости ради — понятие "четвертая волна" появилось существенно раньше, чем издательство ТФ. Мы, фэнзинёры и критики, присутствовавшие на семинаре в Дубултах в 1989 году, уже чётко знали это понятие и без колебаний причислили к "4-й волне" и Пелевина, и Лукьяненко, и Алексея Иванова, чьи первые рукописи тогда только-только появились.
Столяров:
-- Причем – любопытный момент. Советский Союз распадался, но общность «четвертой волны» сплачивалась поверх всяких границ. «Terra Fantastica» выпускала книги Юрия Брайдера и Николая Чадовича из Минска, книги Далии Трускиновской и Сергея Иванова из Риги, книги Марины и Сергея Дяченок из Киева, книги Сергея Лукьяненко, жившего тогда в Алма-Ате. А кроме того – книги Евгения Лукина из Волгограда, книги Андрея Лазарчука и Михаила Успенского из Красноярска, книги петербуржцев и москвичей.
Андрей Чертков:
-- Да и не нужно преувеличивать роль ТФ в издании и раскрутке авторов условной "4-й волны". Ибо на пару лет раньше это начало делать ВТО МПФ (явно пытаясь перехватить лыжню, пользуясь своим прямым доступом к комсомольским и государственным финансам), а начиная с 1991 года в эту же гонку рядом с ТФ включилось и большое число кооперативных и частных издательств в разных городах страны, которые росли тогда как грибы. И по большому счету, мы смогли организовать свой устойчивый издательский поток (конвейер) русских авторов только лишь с 1996 года, когда мы с Ютановым напару сумели договориться с АСТ и навязали им свои издательские планы. Ведь у нас самих таких производственных и сбытовых ресурсов, как у АСТ, а затем и у "Эксмо", да даже как у "Азбуки", никогда не было.
И еще несколько "мордодырных" комментов уже к моему посту (22 лайка — 21 коммент):
Дмитрий Винниченко:
-- Мы с тобой, Андрей, оба-два старых инвалида, двое влюблённых в фантастику человеков по разные стороны атлантического океана. Но меня завидки берут: — есть тебе чего вспомнить, типа вживую Бориса Натановича, книжки, типа, любимые. Я тоже когда-то в фантклубе состоял, но фэнзин "Зилант" выпускали без меня, поскольку на моём заводе стряслась залупа со станками... Как только у нас с женой сложатся банко-пенсионные дела, так куплю себе летающую лодку "Каталина" и заберу вас с Митюшкиным самогон пить у камелька на южном берегу Гудзонова залива.
22 ч.
Андрей Чертков:
Дмитрий Винниченко -- ну, просто так у меня сложилась судьба. В определённой степени — совершенно случайно. Могла бы и не сложиться — много раз такое видал. А бывали ведь и еще более противные варианты, да ну их нафиг...
21 ч.
Николай Горнов:
-- Не могу писать, плАчу :))) Из всех вас больше всего пострадал остров Тузла, его просто закопали :)))
20 ч.
Андрей Чертков:
Николай Горнов -- Да.
20 ч.
Алексей Валентиныч:
-- А "Змей Горыныч" — не помню, издательство или серия — не ваш был?
20 ч.
Андрей Чертков:
Алексей Валентиныч -- Нет, к нам — никакого отношения. Кажется, это было какое-то придурковатое издательство. Но все подробности о нём у меня из памяти просто испарились...
Андрей Чертков -- я посмотрел, а у меня довольно обширная бумажная библиотека
Из "Оверсана" у меня только Томас Диш
Надо перечитать, там у него очень оптимистичные штуки
18 ч.
Андрей Чертков:
Алексей Валентиныч -- Диш был последним и неформатным. А лучшими книгами в этой серии для меня были всё-таки "Убик" Дика в переводе Лазарчука и "Луна жёстко стелет" Хайнлайна в переводе Щербакова.
18 ч.
Алексей Валентиныч:
Андрей Чертков -- "Убик" — любимая вещь моя у Дика, читал в переводе Гутова.
Надо поискать в переводе Лазарчука.
18 ч.
Андрей Чертков:
Алексей Валентиныч -- ищите, он наверняка лучше, и не только потому, что Лазарь всё-таки писатель, но и потому, что его перевод редактировал я...)))
18 ч.
Алексей Валентиныч:
Андрей Чертков -- Флибуста все еще жива
18 ч.
Андрей Чертков:
Алексей Валентиныч -- ну и слава Богу...
18 ч.
Текуч Александр:
Андрей Чертков -- У меня не грузится. Жулики, я им отправил кучу денег за ПСС Стругацких, и по сей день жду!
5 ч.
Андрей Коломиец:
А почему КЛФ "Полгалактики" ты назвал Ютановским? В феврале 1987-го я был на заседании этого клуба, тогда он был Переслегинским, а Ютанова в нем и в помине не было.
18 ч.
Андрей Чертков:
Андрей Коломиец -- ну, он был, конечно, в основном Переслегинским, но в 1988-м, когда я с этими ребятами познакомился (там было человека 3-4 из "Полгалактики", кто приехал на "Плешь"), Ютанов уже играл определенную роль — его они тоже называли. И к тому же Переслегин для меня всегда был просто автором, которого я тоже тогда начал печатать у себя в фэнзине, а вот Ютанов с самого начала стал для меня кем-то вроде начальника — издатель и писатель из Семинара. А я ведь тогда тоже был не хухры-мухры какой, а создатель уже трёх клубов, и все нормально работали.