Среди фотошопных монтажей, которые я намайстрячил 12 (19) лет назад, были у меня несколько картинок в так называемом "автографическом жанре" — то есть, автор на фоне своего автографа. Надеюсь, никто не заподозрит в этом кощунство или еще какие-то нехорошие побуждения? Сам же я только об одном сейчас жалею — что отсканировал я тогда всего чуть-чуть автографов из той сотни-полторы-двух сотен надписанных книг, которые у меня были и которые все пришлось оставить при отступлении из Питера, а смонтировал я их с фото авторов и того меньше — всего три. И теперь уже всё, в эту реку больше не войдешь.
И вот один из тех автографических снимков, который я к тому же, как вы понимаете, особенно высоко ценю... (Автограф — мне, а фото уважаемого автора мне когда-то давно прислал Завгар — он его сам вроде бы щёлкнул, когда был у того дома.)
Альфия Теди
Сейчас многие огорчаются, что нет возможности получить автограф на электронном издании. Вот такая красивая штука вполне может служить вариантом электронного автографа.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Вот только трудозатраты на такой автограф немножко... мнэ... великоваты... чисто любительская работа, для энтузиастов, кому времени не жалко...
Ответить7 г.
Soňa Páchová
Действительно жалко.
Ответить7 г.
Natalia Demicheva
слушай, ну как же так, неужели никого не нашлось в Питере, кому можно было отдать твои стеллажи на хранение?(((
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Наташа, книги я раздал кому смог, почти все, лишь немножко осталось на полках — и их я отдал вместе с комнатой тем людям, кто от меня получил эту жилплощадь... Вывезти всё это за полторы тыщи км я, конечно же, не мог...
Ответить7 г.
Natalia Demicheva
ох. ну, раздал — ладно. но библиотеку твою жалко, конечно.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
к сожалению, избежать этого было никак нельзя... я и так довольно долго держался — 5 лет после инсульта жил на два города, ездил туда-сюда... а надо было когти рвать еще раньше, почти сразу после... и слава богу, что хотя бы не опоздал — успел уехать еще до войны...
Ответить7 г.
Natalia Demicheva
война, вишь, сама потом доехала((
Ответить7 г.
Андрей Чертков
пока еще я успел раньше... а что будет дальше — то будет потом...
Ответить7 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
20 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
Дураком родился, дураком жил, дураком и помру... впрочем, на фоне микробов, даже глубокоуважаемых — это головокружительная карьера...)))
Сергей Лифанов
Ну, рекомендации у тебя хорошие.
6 г.
* * *
Игорь Минич
Я помню этот автограф 🙂
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Игорь Минич -- ну так я ж его и не скрывал никогда...)))
Ответить1 г.
Игорь Минич
И историю его появления:)
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Игорь Минич -- да ты небось даже наш с Серёгой фэнзин читал...)))
Ответить1 г.
Игорь Минич
Андрей Чертков -- я при этом присутствовал 🙂
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Игорь Минич -- аааа... да, это действительно была замечательная сцена...)))
Ответить1 г.
Нелли Раткевич
Как ты сумел все сохранить, перевезти....
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Нелли Раткевич -- ничего не сумел, всего несколько книжек, не больше десятка...
Ответить1 г.
Эксклюзивно для Фантлаба
А теперь — краткая история появления этого автографа. С Игорем Всеволодовичем Можейко до конца 80-х годов я знаком был только по книгам, которые он писал под псевдонимом "Кир Булычев". Ну да, пытался взять у него интервью для газеты "Крымский комсомолец", когда я был в Москве в 1987 году (его домашний телефон мне дал, кажется, Завгар), — увы, не получилось. Но именно он сообщил мне тогда о смерти писателя Дмитрия Биленкина, у которого я тоже рассчитывал взять интервью, — подробнее об этой истории я рассказывал в колонке, посвященной памяти Романа Арбитмана. И тем не менее, когда мы с Бережным начали в 1988 году выпускать фэнзин "Оверсан", то после тиражирования журнала при помощи ЭВМ несколько экземпляров 1-го номера я послал не только друзьям-фэнам, но и нескольким писателям, среди которых были Аркадий Стругацкий, Александр Мирер и... Кир Булычев. 1-й и 2-й номера, если судить по короткому письму от него, Игорю Всеволодовичу понравились. Поэтому, когда мы сделали и оттиражировали 3-дробь-4-й номер, то я совершенно на автомате отправил ему и его. Совершенно забыв о том, что в этом номере среди коротких стебовых рецушек в рубрике "Слайды", которые писал Бережной на свежие публикации в журналах (а стёб — это был фирменный стиль "Оверсана", позаимствованный нами у питерского рок-самиздата типа "РИО" и "Рокси"), содержалась и ядовитая реплика на какой-то из свежих рассказов Булычева, которые он тогда, пользуясь моментом, пёк как блины. Какой это был рассказ, я уже не помню, да и фэнзина этого с рецензией под рукой у меня теперь нет. Помню лишь, что Бережной пошутил, что некоторые новые рассказы Булычева напоминают испорченный будильник, который звонит не тогда, когда надо, а когда ни попадя. И заканчивалась эта короткая рецушка пожеланием читателю стукнуть Булычева, "чтобы он больше не звонил". Я уж и не помню, что ответил нам Булычев в ответ на этот номер фэнзина, но, кажется, что-то в меру ехидное и, в общем-то, даже не очень раздражённое. А может, он и не ответил вовсе. Однако через полгода, в мае 1989 года, в Свердловске случилась "Аэлита", на которую мы с Бережным повезли полный годовой комплект "Оверсана" — впрочем, "свободных" номеров у нас оставалось уже совсем минимум. Поэтому "королями конвента" мы не стали — ими стали только-только появившиеся тогда кооперативные издатели, начавшие издавать "внеплановую" и неподцензурную фантастику. Таких издателей на "Аэлите" было двое — ленинградец Николай Ютанов, привёзший на продажу первые две книги серии "Новая фантастика" — роман братьев Стругацких "Отягощенные Злом" и сборник Андрея Столярова "Изгнание беса", и москвич Виталий Бабенко, который привёз две книги из серии "Волшебный фонарь"(в базе Фантлаба эта серия почему-то до сих пор не пробита) своего нового издательства "Текст" — переиздание романа Ильи Эренбурга про Хулио Хуренито и сборник повестей Кира Булычева "Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе". Разумеется, все эти книжки я тут же купил, хотя цены первых кооперативных книг довольно-таки сильно кусались. А поскольку сам Булычев на этом конвенте был почётным гостем, то я тут же — прямо в скверике возле ДК, где проходил конвент, — подошёл к нему за автографом. Когда я представился, он сразу же как-то хитро подмигнул мне и тут же начертал на книге вот этот самый автограф:
"Андрею Черткову — сам дурак! Кир Булычев (но без озлобления)".
-- Не обижаешься? -- спросил он меня, возвращая мне книгу.
Не было смысла говорить ему, что обидное сравнение с будильником написал вовсе не я, а совсем еще юный, а потому и по-юношески наглый Бережной, — но я ведь был главным редактором журнала, а значит, я и отвечал за все напечатанные в нём тексты.
-- Не-а, -- ответил я Игорю Всеволодовичу, и мы оба дружно рассмеялись, а потом еще добрых полчаса беседовали под нежарким уральским солнышком о положении дел в советской фантастике. К сожалению, без магнитофона, который я на сей раз с собою не привёз, — а ведь это могло бы получиться весьма забойное интервью.
Вот, в общем-то, и вся история. Правда, есть еще и такое воспоминание — полгода спустя, когда я уже переехал в Питер и, ютясь по друзьям-фэнам, пытался собрать первый номер "профессионального альманаха" "Оверсан", я узнал о смерти прекрасного писателя-фантаста и редактора журнала "Знание-сила" Романа Подольного — ну, я и обратился за некрологом именно к Можейко-Булычеву — и потому, что они дружили, и потому, что в 60-х — 70-х годах Булычев особенно много печатался именно в этом журнале. Игорь Всеволодович откликнулся на мой звонок практически сразу же и прислал мне 3 страницы своих воспоминаний о Романе Подольном. Позднее я заверстал этот текст в макет 1-го выпуска альманаха, но он, увы, так и не вышел в свет — ни в 1990-м, ни в 1991 году, а потом уже и "поезд ушёл". И даже более-менее нормальных "черновых" распечаток этого выпуска так и не было сделано, потому что всё тогда, на "заре новой эры", реально делалось "на коленке" и на очень плохой технике.
Да вот, собственно говоря, почти всё, что осталось от этого так и не вышедшего альманаха, в который было вложено несколько месяцев труда, — страница с оглавлением номера. И на странице 144 должен был размещаться этот самый материал Булычева-Можейко:
И вот на этом, пожалуй, действительно всё об этом автографе. Потому что — "сам дурак".
Открываю новую рубрику в своей колонке — для фейсбучных мемуаров по поводу автографов на фантастических книгах. Точнее, тех автографов, которые мне удалось своевременно отсканировать и таким образом сохранить для истории, потому что бумажные книги в большинстве своём пропали при моих бесчисленных переездах.
Андрей Чертков
13 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
#Фант_автографы
Эта книга тоже была найдена на полочке со старой фантастикой. В советское время Владислав Крапивин постоянно приезжал в наш город на отдых. Узнав от работников городской библиотеки об очередном таком приезде, я принял участие в организации встречи с писателем для членов двух севастопольских КЛФ — "Сталкер" и "Атлантис", — благо к обоим клубам я имел самое непосредственное отношение. А после встречи Крапивин сделал мне такую вот запись на своей книжке, которую я перед этим срочно купил в одном из городских букинистов:
"Андрею Черткову — с пожеланием такого же безоблачного настроения, как небо над Севастополем. Владислав Крапивин. 31.08.88".
30 лайков — 12 комментов — 6 репостов
Jens Kleinfischer
*стонет* Иллюстрации Стерлиговой!!!
Ответить6 г.
Евгений Ларионов
Как я любил его. Вырос на нем. Хех(((
Ответить6 г.
Николай Горнов
У меня к 50 годам стал такой же хреновый и неразборчивый почерк. Но я испортил клавиатурами. А Крапивин чем? Пишмашинками?
Ответить5 г.
Sergey Sobolev
Если верить лоцманам и каравелле, КЛФ фанатским по ВПК, Крапивин не пользовался пиш.машинками, он всегда писал карандашом в тетрадях.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
у моего папы был еще более невнятный почерк (почти стенография) уже к началу 70-х, когда ему было всего 35... а ведь машинку он приобрел только в середине 60-х...
Ответить5 г.
Николай Горнов
Sergey Sobolev -- ну тогда ой!
Ответить5 г.
Андрей Чертков
зато у меня до сих пор почерк почти печатными буквами... когда я вдруг беру в руку ручку...)))
Ответить5 г.
Алексей Зима
"...Если верить лоцманам и каравелле, КЛФ фанатским по ВПК..."
выходит, ЭТО было художественное преувеличение:
"...Я перепечатывал на машинке статью для журнала "Театральная жизнь". Печатал я тогда плохо, работа надоела, я лениво давил на клавиши. В это время постучали...
На пороге возникло лохматое, но симпатичное существо ростом чуть повыше спинки стула...
— Это вы все время тюкаете? — строго спросил гость.
— Что значит "тюкаете"? — слегка обиделся я.
Не отводя внимательного взгляда, мальчишка объяснил:
— Я внизу живу. А наверху каждый день: "тюк" да "тюк", "тюк" да "тюк". Будто клюет кто-то...
— Это машинка стучит, — объяснил я. — Печатаю. Работа такая. ...
— Можно я потюкаю?
Я с тайной радостью (есть причина не работать) вытащил недопечатанный лист и вставил чистый.
— Смотри, я покажу, как надо...
— Знаешь, я все привык делать сам, — доверительно сообщил Володька. — Я разберусь.
И он, в самом деле, быстро разобрался (правда, потом пришлось менять клавишу с буквой Ы)..."
"В ночь большого прилива"
"...печатал я ТОГДА плохо..." — разве из всех детей только мне показалось из этого насыщенного милыми и точными мелочами отрывка, что ВП стал печатать ХОРОШО, пусть даже и ПОТОМ?..
Ответить5 г.
Алексей Зима
и ещё немаловажная для сюжета дедушкина пишмашинка в ПЛвС
"...а ещё он купил несколько пачек бумаги, копирку и каждый день щёлкал на моей машинке. Быстро-быстро!..."
Ответить5 г.
Александр Хакимов
В письме ко мне (в одном из писем) Командор извинялся за почерк и объяснял его тем, что (дословно) "в свое время по правой кисти мне здорово врезали эспадроном"
Ответить5 г.
Sergey Sobolev
Ого. Спасибо за уточнение.
Ответить5 г.
Александр Хакимов
Sergey Sobolev -- да, и насчет карандаша и тетрадки он мне тоже говорил. Причем писал он чаще всего лежа — его сильно мучил ревматизм...
Ответить5 г.
Александр Хакимов
У меня тоже есть, с подписью... "Корабельный гном Гоша..." )))
Ответить5 г.
Алексей Зима
читать я научился в 6 лет, но первой НАСТОЯЩЕЙ во всех смыслах книжкой (несмотря на журнальность основы) стала "В ночь большого прилива" Владислава Петровича. И он на много лет (и до сих пор) стал моим любимым автором.
Ответить5 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
13 октябрь 2021 г.
Это видят: Доступно всем
30 л. — 12 к.
Ruslan Omarov
Счастливый вы человек ❤️👍
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Ruslan Omarov -- Да нет, конечно. Я сейчас скорее похож на Григория Дауге из романа "Стажеры", которому врачи запретили летать, а друзья его улетели в очередной рейс...
Ответить1 г.
Ruslan Omarov
Андрей Чертков -- а куда они улетели?
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Ruslan Omarov -- ну куда — к Сатурну, наверное... или на Трансплутон... или даже в Страну Дураков. Кто куда, в общем.
Ответить1 г.
Ruslan Omarov
Андрей Чертков -- это если брать самого себя за неподвижную точку отсчёта 🙂 а если по-эйнштейновски? Может быть, это они остались на своих орбитах, а вы продолжаете полет 👍❤️
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Ruslan Omarov -- маловероятно. Я-то на диване в одном и том же месте, а они куда-то движутся... пусть даже если и не туда...
Ответить1 г.
Jens Kleinfischer
С графикой Стерлиговой -- я отсюда вижу...
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Jens Kleinfischer -- разумеется...
Ответить1 г.
Ruslan Omarov
Jens Kleinfischer -- глаз — алмаз 👍❤️
Ответить1 г.
Елена Волкова-Гаспарова
Крапивин... я вам завидую. Я редко завидую, но вот насчет Стругацких и Крапивина -завидую...
Ответить1 г.
Нелли Раткевич
А у нас многие друзья улетели не с тем рейсом, заблудились, потерялись, ты так не считаешь?
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Нелли Раткевич -- именно так и есть, но рейсы перепутали они сами, и нечего тут пенять на судьбу-злодейку — своей головой думать надо, а не похмельного дядю слушать из окна для справок...
Ответить1 г.
Андрей Чертков
13 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
#Фант_автографы
А вот и снимок нашелся с той самой встречи с Владиславом Крапивиным, которая прошла 31 августа 1988 года на базе Севастопольской городской библиотеки и в которой участвовали члены двух КЛФ — "Сталкер" и "Атлантис". Ну, меня, как всегда, видно плохо, я тут в тени и в неудачном ракурсе. Зато очень явно виден Бережной, который в то время исполнял функции председателя КЛФ "Атлантис". А что это за пацан в центре, я уж и не помню за давностию лет. Наверное, удачно подвернувшийся ребенок какой-нибудь из сотрудниц библиотеки.
#Старый_фэндом
49 лайков — 13 комментов — 9 репостов
Сергей Бережной
Михаил Трифонов, не ты ли за моим плечом?
Кстати, фотография отзеркалена, по-моему.
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
да, я, однако...
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Может, и отзеркалена, я отсканировал как есть...
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
много народа в очках
Ответить6 г.
Сергей Бережной
Андрей Чертков -- Отпечатано с перевернутого негатива. Не носил я часы на правой руке, и значки на правой стороне не вешал, бо не по уставу. И рубашки у меня застегивались на ту сторону, а не на эту 🙂
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Ладно, пусть это будут гости из Антимира...)))
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
Рядом со мной — мой севастопольский друг детства Артур Бадалов
Ответить6 г.
Павло Войналович
Сергей Бережной -- Это потому, что фотограф верил в "золотое сечение" и прочие антихудожественные теории. А ещё я вас не узнал, вы внешне сильно изменились.
Ответить6 г.
Сергей Бережной
Pavel Voynalovich -- 😉
Ответить6 г.
Артур Бадалов
Как здорово! Ребята! Мы молодые, вместе. Спасибо за фотографию!!!
Ответить6 г.
Eugene Ellansky
"книгочеи" ))))
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
А точно 31 августа? Есть сомнения. 1 сентября — идти в универ на лекции, я не мог накануне еще быть в Севастополе
Ответить6 г.
Андрей Чертков
на книге автограф маркирован 31.08.88. Ну а где еще я мог книгу подписать?
Ответить6 г.
* * *
Александр Хакимов
Командор и команда!
Ответить5 г.
Андрей Чертков
В данном случае всё-таки не его команда...)))
Ответить5 г.
Александр Хакимов
Андрей Чертков -- Ну, на момент фотографирования... ))
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Да и на момент — просто позвали уважаемого автора в гости, он пришел, вот и всё... командором для наших клубов он никак не был...
Ответить5 г.
Александр Хакимов
Андрей Чертков -- Да не о том же я, Господи!!! )))
Ответить5 г.
Андрей Чертков
А о чем? Крапивин же всегда был не только писателем, но и лидером, педагогом... но не в данном случае...
Ответить5 г.
Избранные репосты
Сергей Бережной
13 октябрь 2016 г.
Ух ты, что Андрей Чертков откопал. Я этого снимка и не видел никогда.
Комментарии: 5
Борис Завгородний
Молодцы фотографы, а я искал выпить с ними, потрепаться...
Ответить6 г.
Екатерина Теплова
Ботаныыы:)))
Ответить6 г.
Борис Завгородний
Я сам месье БотанИк...
Ответить6 г.
Сергій Мітяєв
Класс! Реально первая ассоциация с ботанами 😉
Ответить6 г.
Александр Лексяра
Нашел свою фотку с В.П. Крапивиным. Точно фотка зеркальная. Да и дедушка Ленин левой рукой догогу не показывал никому. 🙂
Ответить6 г.
* * *
Сергей Бережной
1 сентябрь 2020 г.
Умер Владислав Крапивин. Один из тех авторов, на книгах которых росли советские очкарики. А когда (и если) очкарики вырастали, они частенько начинали с этими книгами и с этими авторами жарко спорить. Потому что вырастали из того, чтобы оставаться советскими. Потому что будущее было взрослым, и реальность уже не шла на парусах. Реальность шла танками по людям. Танками, которыми одни «крапивинские мальчики» размазывали по асфальту или чернозему других.
Я не знаю, не помню, начал ли писать Крапивин и об этом, впустил ли он реальные танки в свою вселенную, или воплощением угрозы в ней так и остались манекены из «Голубятни». Но не это важно. Важно, что я по-прежнему благодарен ему за то, что в детстве его книги меня многому научили.
Например, тому, что люди взрослеют, что паруса — это не навсегда, и что нельзя, нельзя, нельзя застревать в прошлом. Даже в крапивинском, парусном и солнечном.
Других, я знаю, он научил прямо противоположному. Что ж, часто от ученика зависит больше, чем от учителя. Особенно если ученик все-таки научился отвечать за себя сам.
* * *
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
13 октябрь 2021 г.
Это видят: Доступно всем
47 л. — 13 к.
Yuriy Vereshchagin
Симпатичная молодежь
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Yuriy Vereshchagin — молодые всегда хорошо выглядят — разумеется, если они не в военной форме и не пьяные...
Ответить1 г.
Yuriy Vereshchagin
Андрей Чертков -- в Америке это звучало бы очень не патриотично! (про военную форму) Вас бы не поддержало процентов 90 😀
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Yuriy Vereshchagin -- так это и здесь непатриотично. Но я ведь не сказал — в какой именно военной форме. А если это форма СС?
Ответить1 г.
Yuriy Vereshchagin
Андрей Чертков -- 😀
Ответить1 г.
Андрей Коломиец
Крапивин — это здорово. А к нам в "Алькор" на встречи только Геннадий Прашкевич и Сергей Павлов приезжали...
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Андрей Коломиец -- Да тоже очень хорошо. Севастополь — такая же точно провинция, особенно в советское время, но только не медвежий угол, а... ну, скажем, дельфиний угол...
Ответить1 г.
Андрей Коломиец
Андрей Чертков -- Сергея Павлова мы даже избрали почетным членом Совета КЛФ "Алькор". Что забавно, этот его статус до сих пор значится в Википедии среди прочих его регалий....
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Андрей Коломиец -- ну, это были хорошие времена, а мы были вообще не избалованы подобным общением....
Ответить1 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
13 октябрь 2022 г.
Это видят: Доступно всем
49 л. — 13 к. — 8 р.
Ефим Беркович
Оххх
Ответить1 нед.
Дмитро Гейко
А почему КЛФ было два?
Ответить1 нед.
Андрей Чертков
Дмитро Гейко -- ну, это забавная история. КЛФ "Сталкер" был создан в 1983 году при районной библиотеке (в Гагаринском районе Севастополя, где я и сейчас живу) — еще до моего возвращения из Николаева, но при некотором моем "акушерском" содействии. Это был маленький, закапсулированный клуб, почти не росший в своем составе: последним новым членом, вступившим в него в 1986 году, был как раз Бережной, только что закончивший тогда школу. В январе 1987 года в этом клубе была осуществлена моя первая попытка создать фэнзин — "Бластер", который делался в одном экземпляре. К 1988 году мы с Бережным созрели к тому, чтобы создать новый фэнзин, более массовый, что тогда было всё еще чревато серьёзными неприятностями. Но нашим ребятам это было уже не интересно, их устраивало существующее положение дел. Тогда мы с Сергеем ушли из "Сталкера", создали при центральной городской библиотеке новый клуб с гораздо более молодым составом — "Атлантис", а вскоре после этого тиражом в 16 экземпляров (две закладки на пишмашинках) запустили в апреле 1988 года новый фэнзин — "Оверсан", который поначалу был как бы органом нашего нового клуба (хотя клуб, в общем-то, к этому фэнзину не имел никакого отношения). С лета 1988 года при помощи одного парня из Ленинграда, имевшего доступ к ЭВМ с АЦПУ, "Оверсан" получил тираж уже под сотню экз. (сейчас этот парень — пропутинский "патриот", и мы давно уже не общаемся), и после этого я занялся только фэнзином, а Бережной еще некоторое время исполнял функции председателя "Атлантиса". В 1989 году на "Аэлите" я познакомился с Николаем Ютановым и Яной Ашмариной, и в январе 1990 года я уехал в Ленинград превращать "Оверсан" в настоящий журнал. Года через 3 ко мне в Питер (уже в издательство "Терра Фантастика") подтянулся и Бережной со своей молодой женой, я как раз заполучил комнату в коммуналке, а Сергей поселился в той халабуде, которую я до этого снимал у родственников Андрея Николаева. Так оно всё дальше и пошло, а расстались мы уже только после "Озона", в 2000 году, — меня в итоге занесло на Ленфильм на киностудию СТВ ("Сергей Сельянов со товарищи" — среди товарищей, в частности, был режиссер Алексей Балабанов, у которого я пару лет был кем-то вроде пресс-редактора), ну а Бережной пошел по интернетной и по издательской линии — в частности, некоторое время работал ответственным редактором в издательстве "Амфора" у Вадима Назарова, потом, кажется, в "Азбуке". Пока это всё не закончилось, и он не уехал в Киев.
Ответить1 нед.
Andrew Yanko
Крапивин очень нравился. Странно, но любил его реалистические произведения, а вот фантастику не очень, кроме "Я иду встречать брата".
Ответить1 нед.
Ефим Беркович
Andrew Yanko -- пока крымнаш не пришел
Ответить1 нед.
Andrew Yanko
Efim Berkovich -- к тому времени я уже перестал его читать вообще.
Завгару вчера исполнилось 70 лет. Я уже не раз поминал эту дату и у себя в Фейсбуке, и в своей авторской колонке на Фантлабе, но без особой, впрочем, реакции. Оно и понятно — Завгара уже давно нет с нами. Вот сейчас заглянул я к нему в аккаунт и обнаружил там пусть и не очень много, но всё-таки некоторое количество поздравлений с ДР от неизвестных мне товарищей. Конечно, довольно странно видеть пожелания здоровья и долголетия человеку, который умер 2 года назад, но, в конце концов, в фантастике и это тоже было предсказано. Будет ласковый дождь!..
Комменты к посту:
Андрей Стругацкий
Хоть я его лично и не знал, но судя по нашему с ним общению в соцсетях — очень годный чувак был!
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Андрей Стругацкий -- Очень!
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Андрей Стругацкий -- Главное, что не скурвился и не продался, хотя не раз пытался сманеврировать так, чтобы и нашим, и вашим, — еще со времён ВТО это было. Но природное нравственное чувство в нем всё равно оказалось сильнее этого... мнэ... "блуждания между струек".
Ответить2 д.
Борис Сидюк
Завгар реально был подвижником.
Ответить1 д.
Rustam Huseynov
Бессмертная легенда фэндома, даже для тех, кто его лично не знал.
Рэдрик Шухарт -- Помню, конечно. Прописал он его знатно. Только, если я не ошибаюсь, фэна-пенсионера у Штерна звали Борисов-Завгородов. Обязательно перечитаю!
Ответить1 д.
Рэдрик Шухарт
Андрей Чертков -- Ты прав, конечно! Борисов-Завгородов. Но это никого не обманывало.
Ответить22 ч.
Андрей Чертков
Рэдрик Шухарт — Ну, наших разве обманешь? Их только ПБЗ-ящик обмануть смог. Некоторых, самых нестойких.
Ответить21 ч.
Leonid Reznick
Да, мы с женой вспоминали его у нас гостевание. Он останавливался у меня, когда прибывал в Питер. Самое интересное, что именно Боря научил меня готовить! (То, что потом превратилось в хобби.) Когда жена была на даче, и я сожалел, что есть нечего, а за готовку браться я боюсь, он изрёк фразу, ставшую для меня афоризмом: "Хорошие продукты очень трудно испортить".
И эти слова перевернули мою жизнь... 😀
Ответить1 д.
Андрей Чертков
Leonid Reznick -- Ну и я, конечно, помню эту его фразу. Он ведь у меня в коммуналке почти год прожил — в развесёлом 1995 году.
Ответить1 д.
Leonid Reznick
Андрей Чертков -- да, меня в Питере тогда уже не было.
Ответить1 д.
Андрей Чертков
Leonid Reznick — Увы.
Ответить1 д.
Leonid Reznick
Андрей Чертков -- как сказать...
Ответить1 д.
Alex Genin
Встречались только на конах, начиная с первой Новомихайловки, которая потом стала Новоконом. Но на всех, на которых я бывал. Ну и общались письменно, а потом и в ФБ. Сидюк прав — он действительно был подвижник.
Ответить1 д.
Старое фото из архива Фейсбука:
Андрей Чертков
25 октябрь 2015 г.
Это видят: Доступно всем
И еще один снимок с Интерпресскона-1994... два старых фэна, заблудившихся в пространстве и во времени... им всё еще кажется, что всё еще впереди, хотя на самом деле это уже далеко не так.. но они об этом еще не догадываются...
#Старый_фэндом
Комменты к фото:
Александр Хакимов
когда-нибудь это и другие подобные фото станут классикой, и потомки наши будут также нежно проводить по ним пальцем, как это делали мы с фотографиями молодых Стругацких,...
Ответить6 г.
Андрей Чертков
глядя на нынешний фэндом, я довольно сильно в этом сомневаюсь...
Ответить6 г.
Александр Хакимов
Андрей Чертков -- Я тоже, но надежды все же не теряю! )
Ответить6 г.
Борис Завгородний
О! У меня ещё одна страничка!!! Как бы мне ключик найти, чтоб её открыть...
Ответить6 г.
Igor Shaganov
Вот вам в копилочку
Нет описания фото.
Ответить6 г.
Igor Shaganov
Нет описания фото.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
эту обложку СП я хорошо помню, а вот фото впервые вижу...)))
Ответить6 г.
Igor Shaganov
с Соцкона-89
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Вот там-то я как раз и не был... я вообще больше ни разу не бывал в Николаеве и окрестностях после 1984 года, так уж карты легли...
Очень своевременно Фейсбук подсунул мне сегодня вот этот мой старый пост. 32 года назад был сделан этот исторический снимок — сразу после очередного заседания Семинара Бориса Стругацкого, прямо на лестнице Дома писателей на улице Воинова (до и после Советской власти — улица Шпалерная), всего в двух кварталах от Большого Дома на Литейном проспекте, где в то время трудился в незначительной должности нынешний, так сказать, то ли генсек, то ли царь всея Руси. На этом снимке запечатлены три фэна и два писателя — в тот самый момент, когда казалось, что "когда мы едины, мы непобедимы". Писатели были "действительными членами" Семинара и априори числились среди самых любимых учеников Бориса Натановича, ибо Вячеслав Рыбаков ходил на Семинар уже добрых 15 лет — с середины 70-х годов, а Андрей Столяров — добрых 10, с начала 80-х (нет, правда, на этом снимке третьего "драбанта" с таким же стажем — Андрея Измайлова). Что до фэнов, то Александр Сидорович и Андрей Николаев прописались на Семинаре как "участники" примерно 3-5 лет тому назад, с середины 80-х, — благодаря фэнзину "Измерение-Ф", который редактировал Николаев, а издавал Сидорович; ну а для меня это было вообще одно из самых первых моих Семинарских заседаний, ибо приехал я в Ленинград как раз в январе 1990 года, а на Семинар был допущен благодаря своему фэнзину "Оверсан". Вот так оно обычно и получается: щёлк — и ты уже в Вечности.
#Старый_фэндом
7 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков
20 октябрь 2015 г.
Это видят: Доступно всем
И еще одно историческое фото из архива.
Ну, это довольно известное фото — оно даже в прессе несколько раз публиковалось.
Ленинград, то ли 1990 год (осень), то ли 1991 год (весна), старый Дом писателей на улице Шпалерной (тогда еще улица Воинова) примерно за 2 года до своего знаменитого пожара, несколько членов и участников Семинара Бориса Стругацкого сразу после очередного заседания:
24 года назад нетрудно было быть красавчиком — молодые, здоровые, целеустремленные, а главное — все еще живые...
Ответить7 г.
Тимур Максютов
Ну, и сейчас неплохо выглядят 🙂 Мудрость сменила порыв.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
без комментариев...)))
Ответить7 г.
Таня Гринфельд
Андрюша, нравятся фотки, что ты ставишь. продолжай
Ответить1 г.
Андрей Мартьянов
Нифига себе. Это ж просто археология.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ну да, Древняя Греция...)))
Ответить7 г.
Андрей Мартьянов
Какое там. Египет легендарного периода!
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Еще круче — Атлантида эпохи до всемирного потопа...)))
Ответить7 г.
Тимур Максютов
Да динозавры, динозавры 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
скорее уж трилобиты...)))
Ответить7 г.
Сергей Чебаненко
Н-да... Скажите уж сразу: сингулярность за пять секунд до "большого взрыва" 😉
Ответить7 г.
Андрей Чертков
тоже годится...)))
Ответить7 г.
Антон Первушин
Хе-хе, Столяров уже тогда умел стоять, как памятник самому себе. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
это он всегда умел... или ты забыл? даже когда мы втроем с тобой потребляли бормотуху в парке за Удельной году так в 95-м или 96-м, он и там был памятником, вещающим о великих истинах...
Ответить7 г.
Андрей Столяров
Да, что-то я тут нос задрал.
Ответить4 г.
Евгений Квятковский
Знакомые все лица.
Ответить7 г.
Нелли Раткевич
Какие молодые!!!
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ну да, были и мы когда-то рысаками...
Ответить7 г.
Таня Гринфельд
Определенный слой людей мыслящих
Ответить1 г.
Игорь Николаев
Четверть века назад...
Ответить7 г.
Андрей Чертков
именно...
Ответить7 г.
Олег Данилов
Прекрасная улица Воинова)
Ответить6 г.
Alexander Grodskij
сегодня понятно, что уже был закат российской фантастики, а не новое начало, но закат талантливый. Исторические реалии помешали дальнейшему развитию.
Ответить4 г.
Вячеслав Рыбаков
Эхе-хе... "Как выколоть из глаз воспоминанье?"
Ответить4 г.
Андрей Чертков
никак, Слава, никак...
Ответить4 г.
Вячеслав Рыбаков
Если это — трилобиты, то всё иное — трёпобляты...
Ответить3 г.
Андрей Чертков
ну, были времена когда-то...
Ответить3 г.
Вячеслав Рыбаков
Андрей Чертков -- Тоталитарные...😉
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Вот в эту дискуссию я с тобой точно углубляться не буду... времена-то в целом были тошнотворные, конечно, но в них были какие-то дырочки, через которые пробивался свет надежды. И были места, и были люди, с которыми этот свет надежды можно было всласть пообсуждать... Сделать-то ничего особо было нельзя, все возможности и варианты самостоятельного выбора были придавлены бетонной плитой предопределенности, но пообсуждать — почему нет? если меру знать и не слишком зарываться в опасное вольнодумство... и ты еще не забывай, что вы-то в Ленинграде сидели, где многое было свободней и иначе, а я до 30 лет в глухой провинции чалился, где всего этого было существенно меньше... и даже возможности поговорить о свете надежды, пробивающемся в дозволенную дырочку.
Ответить3 г.
Андрей Стругацкий
Слава, годное фото! Можно, я сопру?)) Только разъясни, кто те трое, что справа от БНа и Столярова сидят?
Ответить3 г.
Вячеслав Рыбаков
Андрей Чертков -- А чего тут спорить. Предмета для спора у нас тут с тобой просто нет. Я уже рассказывал как-то, как в один из последних визитов Натаныча на непосредственно семинар мы с ним разговорились о золотой поре семинара, конце 70-х — 80-х. Он говорит: страшная эпоха, духота, глухота, ничего нельзя... расвспоминались о подробностях семинарских, у него глаза постепенно начали гореть, и вдруг его прорвало: а какое всё-таки прекрасное было время! Этим всё сказано... Диалектика, блин. Не было бы давления — не было бы семинара. Ну и потом... Молодость, ага. Помнишь анекдот: ветерана какого-то журналисты пытают: когда было лучше: при Сталине, при Хрущеве или при Брежневе? Он говорит: при Сталине, конечно. Журналисты сразу застрочили: тяга к сильной руке, рабья кровь, тоталитарное мышление... А один всё же догадался спросить: а почему? Ветеран вытаращил глаза: Как почему? бабы были моложе!
И снова Фейсбук напомнил мне мой старый пост на "ново-идейную" тему:
В ЭТОТ ДЕНЬ
6 лет назад
Андрей Чертков
20 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
Придумался сюжет в духе Синякинского "Монаха на краю Земли". Люди на какой-то планете начали осваивать атмосферу, а затем попытались выйти в космос. И вот тут-то и выяснилось пренеприятнейшее обстоятельство — оказывается, планета окружена прозрачным силовым куполом на высоте примерно 100 км, который не пропускает высотные аэростаты и ракеты — они просто разбиваются об эту "твердь". Однако вскоре выясняется, что ракета может пройти сквозь барьер, если на ее борту имеются мощи древнего святого — что-то в них есть такое, что служит для купола как бы паролем "свой-чужой". Ну, то есть, этот святой действительно был то ли сверхъестественным существом, то ли просто инопланетянином той расы, которая и накрыла планету силовым барьером... А дальше я пока не думал.
Комменты к посту:
Борис Штерн
Серафим Саровский навеял?
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, не только... давно уже что-то такое в воздухе носилось...)))
Ответить6 г.
Сергей Цветков
Силовой барьер скрывал планету от могущественной расы, но как только ракеты проникли за барьер — планета была обнаружена, прилетели иноприлетяне и всех сожрали.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
да, это интересное развитие сюжета...)))
Ответить6 г.
Евгений Ронин
У Брина было про разбиваемые прозрачные коконы, правда, вокруг всей звездной системы.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, я ведь не претендую на патентную чистоту... В любом случае, древние греки всех нас сильно опередили в этом вопросе...)))
Ответить6 г.
Евгений Ронин
Кстати, пошел на Флибусту искать, начал перечитывать, и оказалось, что первый раз я читал его как раз в этом издании — "Фантакрим-Мега" за 1993-ий, что ли, год. -- Дэвид Брин, "Хрустальные сферы"
Ответить6 г.
Андрей Чертков
У меня когда-то была полная коллекция "Меги", но, увы, не сохранилась...
Ответить6 г.
Jens Kleinfischer
Андрей Чертков -- Как жаль! В сети некомплект...
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Jens Kleinfischer -- так я фантлабовцам всю свою коллекцию отдал, так что ход за ними...
Ответить6 г.
Jens Kleinfischer
Андрей Чертков -- Какой??? Они что, сканировать журналы будут?
Не смешите мои искандеры...
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, хотя бы библиографировать по-нормальному... благо у них и сайт соответствующий под рукой...
Ответить6 г.
Jens Kleinfischer
Угу-угу. И энтузазизьм к работе в них ажник плещется.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, потихоньку что-то делают, как я вижу...
Ответить6 г.
Jens Kleinfischer
Андрей Чертков -- Извините, в Инете я отвык от таких темпов.
Сеть дает скорость: пять минут назад появилась инфа о каком-то событии с писателем, через 10 минут эту инфу уже добавляют в био. Или в библиографию. Это правильный темп, а не... *и махнул своей собственной рукой*
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Jens Kleinfischer -- что делать, я и сам затормозился очень по сравнению с прежними временами; иные посты придумал еще год назад, а написать всё никак не могу...
Ответить6 г.
Михаил Михаил
Хе, но о том, что пропускают никто не узнает, т.к. пропускает только в одну сторону. Для возвращения нужны са-авсем другие артефакты!
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну почему, вполне могут быть мощи двухстороннего действия...
Ответить6 г.
Михаил Михаил
Так интрига пропадает. Представляешь, туда норм, а обратно — фиг! И еще они по этому хрустальному куполу в скафандрах ходят и пытаются сигнализировать вниз! А потом оказывается, что для обратной дороги нужны мощи святого, который сделал подвиг Веры в Космосе...
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, это уже совсем безнадёга какая-то получается... лучше придумать, что у мощей ограниченный срок годности, и больше 5 циклов они не действуют...)))
Ответить6 г.
Михаил Михаил
Андрей Чертков -- Да ладно, как космонавты, сидя на Хрустальном своде небес, тянут обрывки электропроводов, чтобы выяснить, кого будут сублимационно сушить в мощи, чтобы вернуться обратно. Т.к. должна лететь вскоре еще одна ракета. На которой у одного соавтор, у другого любимая, а у третьего еще не придумал.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну вот, я ж не писатель, я до такого даже и не додумался...)))
Ответить6 г.
Kerstin Stoss
Вот когда соавтор долетит, его и высушить.
Ответить5 г.
Kerstin Stoss
Или ладно, если соавтора жалко, можно подождать, когда полетит рецензент.
Ответить5 г.
Константин Шабалдин
И действует этот пароль только в одну сторону.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
выше это уже предположили...)))
Ответить6 г.
Константин Шабалдин
Эх...
Ответить6 г.
Олег Хоботов
проблема оказалась в том, что инопланетянин до сих пор живее всех живых. Так что, с мощами вышла заминка... Он мечется, прячется в пустыне от спецслужб. Но в конце добровольно восходит на жертвенный алтарь. Моментально был создан культ Дважды Святого. И глава новоявленной церкви строго запретил выносить мощи Его из стен храма, построенного вокруг алтаря.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
классическая антисайнс фэнтези получается...)))
Ответить6 г.
Mihail Holodkowski
ИМХО очевиден финал. "Пароль" действовал, пока люди использовали космос в мирных целях. Как только на орбиту попытались вывести военный спутник — "access denied". Так сказать, инопланетная "защита от дурака".
Ответить6 г.
Андрей Чертков
а вот это уже коммунистическая фантастика ближнего прицела...)))
Ответить6 г.
Mihail Holodkowski
Да, вполне органичная для религиозной символики сюжета. 😉
Ответить6 г.
Jens Kleinfischer
Осталось найти русского фантаста, который не запорет так хорошо разработанный сюжет.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, это оне запросто...)))
Ответить6 г.
Kerstin Stoss
Запросто запорют? Это да...
Ответить5 г.
Нелли Раткевич
Ну бред с этими мощами... Бедный Гагарин.. зря летал.
Ответить6 г.
Борис Завгородний
Круто, Андрюха!!!!!!!!!!!!!!!
Ответить6 г.
Jane Nydina
Пробуровили атмосферную оболочку святой косточкой, сдулась защита ?