И вот что ещё я нашёл намедни в своем стареньком цифровом фото-архиве... Кто-то из фэнско-люденских фотографов когда-то (я-то полагал, что это было на Соцконе-1989, но свидетели в каментах утверждают, что это было в Киеве-1988) сделал серию снимков во время выступления Аркадия Натановича Стругацкого перед дружественной аудиторией. В общем, эта серия снимков была у меня когда-то на бумаге. А однажды, примерно 13 лет назад (то есть, уже целых 20 лет назад!), когда я ненадолго вдруг увлёкся видеомонтажом и фотошопингом, я взял да и отсканировал все эти снимки, кое-как отреставрировал их, да и наложил вырезанные портреты на форзацы книг из АСТ-ТФ-ной серии "Миры братьев Стругацких", раскрашенные в разные цвета (а шоб красивше было). И вот что получилось у меня в итоге (извиняюсь за перебор, но из песни песню не выкинешь):
Ага, понятно, благ-за-ин... я-то почему про Киев не подумал — потому что я туда не ездил (впрочем, как и на Соцкон), вместо меня и туда, и сюда ездил Бережной, как более свободный тогда человек...)))
Ответить7 г.
Николай Горнов
Эх, не надо было важные дела доверять Бережному:)
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Увы, Коля, 1988 год был у меня весьма сложным — я как раз дорабатывал свой срок в школе и уходил на новую работу — копирайтером в рыбную промышленность... Тут уж было как-то не до фэндома, хотя в этом же году я параллельно еще и "Оверсан" умудрился сделать, аж 4 номера...)))
Ответить7 г.
Николай Горнов
Да, и 88-й, и 89-й я хорошо помню. Ты еще обещал мою статью в "Оверсане" напечатать. Кажется, так и не напечатал до сих пор 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Ничего уже не помню... извини, брат...)))
Ответить7 г.
Дмитрий Краюхин
Не отмазывайся. Публикуй в ближайшем номере!
Ответить7 г.
Андрей Чертков
А вот фиг... от мертвого склисса уши...)))
Ответить7 г.
Николай Горнов
Да и хрен с ней, со статьей. Она была про "Уральский следопыт", кажется. Кому сейчас это интересно? :)))
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Многие вещи за 25 лет поменяли свой градус и даже ориентацию в пространстве...
Ответить7 г.
Людмила Воронова
АХ!😊
Ответить7 г.
Александр Хакимов
Поразили, Эндрью, поразили...
Ответить7 г.
Ирина Перельман
Андрей, у Вас очень интересный архив, Вам есть что вспомнить ))
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Угу, были мы когда-то рысаками...)))
Ответить7 г.
Ирина Перельман
Вам есть что вспомнить ... И нам интересно!
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
А я Аркадия Стругацкого видел единственный раз на "Аэлите-88", и, если не ошибаюсь, был он там в этой же рубашке. Уже не уверен, впрочем, но помню, что рубашка была выдающейся. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Руслан Мингажев -- Я с АНом только у него дома встречался, в 87-м, когда брал у него интервью для газеты... уж и не помню теперь, в какой он тогда был рубашке...
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
Мне проще, поскольку с подобными встречами было как-то не особо богато. Ну и да, я был прав в том, что смотрел во все глаза. Вряд ли это помогло лучше понять, но точно помогло лучше запомнить.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Ну, мне тоже для таких встреч нужно было куда-то далеко ехать... и хорошо, если на конвент, где все в одной куче...)))
Ответить7 г.
Андрей Коломиец
А что — вполне креативненько! Типа классик сам себя рекомендует...
Ответить5 г.
Александр Хакимов
О-о-о-о-о!!! Просто великолепно!!!
Ответить5 г.
Сергей Чебаненко
Отлично сделано! 🙂
Ответить5 г.
Алексей Зима
хорошо получилось!
Ответить5 г.
Юрий Газизов
Класс! Можно распечатать и сделать себе суперобложки.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Так эти монтажи когда-то были сделаны в полиграфическом качестве — я распечатал весь комплект на фотобумаге и подарил Борису Натановичу... Но ему это не очень понравилось — мягко так скажем... и поэтому я эту фото-серию больше никогда не распечатывал и никому не дарил... а затем и исходники потерялись, остались вот только эти маленькие копии...
Ответить4 г.
Андрей Козлов
Очень здорово получилось, выразительно и душевно как-то.
Ответить4 г.
Лев Пилат
Восхитительно! Только это не форзацы, а шмуцтитулы)
Ответить5 г.
Лев Пилат
А вообще, захотелось послать всё к чертовой бабушке, вытащить из шкафа книги АБС и перечитать их от первой до последней.
Ответить5 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
17 декабрь 2018 г.
Это видят: Доступно всем
И опять Фэйсбук напомнил...
Апдейт. Кстати, в прошлые разы никто так и не заметил, что я очень тщательно старался подбирать такие названия книг АБС, которые как будто бы соответствуют жестам и выражениям лица Аркадия Натановича на каждом конкретном фото. Интересно, заметит ли это кто-нибудь на этот раз?
Тебя же в Коблево не было, Бережной для "Оверсана" награду получал. Самое классное фото с Соцкона-89 то, на котором АНС ведра с водой несет. А на следующем их уже фэны несут, а он налегке идет...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Не было — я вообще в Николаеве после 1984 года не был ни разу...
Ответить4 г.
Анатолий Рощенков
Андрей Чертков -- Жаль. А ребята из "Арго" много хорошего о тебе тогда мне рассказывали. Тогда я был с ними и одновременно возглавлял КЛФ "Союз—1".
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Анатолий Рощенков -- Увы, это было очень давно...
Ответить4 г.
Yuri Zubakin
Это Киев-1988, на Соцконе-89 Стругацкий ходил в белой соцконовской футболке. Кстати, рубаха красная, в белый горох. Он в ней ещё на "Аэлите-88" был.
Ответить4 г.
Евгений Стронгин
Очень неплохо.
Ответить3 г.
Командор Пиркс
Супер! Сразу захотелось все перечитать)
Ответить3 г.
Ugol Toopoy
Давно искал повода поблагодарить за серию время учеников) многие фыркают) мне понравилось
1 г.
Андрей Чертков
спасибо...
1 г.
Максим Андреев
Очень тепло, спасибо!
Ответить51 нед.
Андрей Чертков
Максим Андреев -- и вам пожалуйста...)))
Ответить51 нед.
Александр Митюшкин
Изрядно!
Ответить2 ч.
Vlad Saribekov
напоминает мне блок советских марок 😉
я присутствовал на официальном гашении в ЦДХ — брал из первых рук
Ответить2 ч.
Michael Boza
Vlad Saribekov -- А теперь это уже история
Ответить2 ч.
Vlad Saribekov
есть идея 😉
Ответить1 ч.
Андрей Чертков
Vlad Saribekov -- так ведь не выпустят всё равно... не при этом режиме...
Ответить5 мин.
Vlad Saribekov
Андрей Чертков -- держитесь — придет ваш час! 😉
Ответить4 мин.
Примечание. Стихотворение Андрея Вознесенского про Ленина и деньги можно посмотреть, например, здесь.
Продолжаю репостить свои старые записи из Фейсбука — но уже со свежими дополнениями:
Андрей Чертков
18 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
#Рукописи_горят
Закончив прошлую главу мемуаров о сотрудничестве TF и АСТ в 1997 году, я задал читателям вопрос: какой именно Большой Проект я должен был придумать, обосновать и продавить через АСТ на данном этапе?
Однако правильно уловил тренд один лишь Антуан Калуаз (сам, впрочем, опытный издательский работник), который предположил: "Антология зарубежной фантастики? Типа The best of? ... Нет? Ну, тогда лучшее за год какое-нибудь? ... Ты помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и вновь? И были проекты, они назывались: Лучшее за год, бест офф".
(Дальше под катом еще много всего — и текста, и картинок.)
Да-да, всё было именно так — Ютанов попросил меня написать подробный план под ежегодную антологию лучшей отечественной фантастики за год... Ну, вроде тех регулярных сборников, которые в США ежегодно выпускали тогда такие именитые редакторы-составители, как Гарднер Дозуа (НФ) и Эллен Дэтлоу (фэнтези). Ну окей, я такой план, естественно, сочинил, показал его Николаю (он одобрил) и поехал проталкивать наш проект в АСТ. И это был тот первый случай, когда Науменко наш проект не принял "с колёс" — сначала он отложил его под сукно, сказав "Мы подумаем", а потом и вовсе отклонил (с извинениями). Было это в середине 1997 года. А чуть позже мы и сами сильно отвлеклись на другие, уже не-издательские дела — вместе с программистской компанией "Рексофт" наша "Терра фантастика" (как информационная редакция, отвечающая за контент, а также за формирование и заполнение баз данных) начала готовить в запуску интернет-магазин "Озон" (выпущенный в Сеть, что характерно, в апреле 1998 года). Я в этом проекте должен был отвечать за раздел кинофантастики, ну а позднее — уже и за весь отдел "Видео" в целом (включая и работу с поставщиками лицензионных видеокассет и DVD, которые тогда только-только появились на рынке). И эта работа настолько увлекла и отвлекла меня, что я очень сильно снизил свою былую издательскую активность, а заодно и думать забыл про проект фантастического ежегодника. Но АСТ-шники, как выяснилось, не забыли: в 2000-м году на рынке появился первый выпуск АСТ-шной ежегодной антологии "Фантастика", составленный самим Науменко. Однако этот ежегодник принципиально отличался от того проекта, который предлагали мы с Ютановым, то есть — был их собственной разработкой. А точнее — полным повторением старых советских традиций.
И поэтому у меня еще два вопроса к читателям: Вы можете предположить, чем наш проект отличался от АСТ-шных ежегодников? И почему Науменко задробил наш проект, а спустя 2-3 года запустил свой? Может быть, у кого-то будут соображения на этот счет?
да, чисто НФ. Ежегодники фэнтези, городской фэнтези, просто русской фантастики разных жанров пошли несколько лет спустя — и, кажется, в основном в ЭКСМО. Впрочем, все эти издания можно отследить по Фантлабу — кажется, они вынесли все эти антологии в отдельный раздел.
Ответить5 г.
Андрей Коломиец
Большинство АСТэшных антологий фантастики изобилуют откровенно слабыми, проходными вещами, которые непонятно для чего в них попали. Скорее всего, ты предлагал что-то типа "лучше меньше, да лучше"...
Ответить5 г.
Андрей Коломиец
Ежегодники "Фантастика" от АСТ включали в себя отнюдь не лучшее и преимущественно по содержанию были серыми и унылыми. А не запустили сразу, видимо, потому, что с "ТФ" хоть как-то делиться надо было...
Тем не менее, все эти сборники и антологии, даже ежегодные, ни в коем случае нельзя было отнести к категории "The Best of..." (или "The Greatest Hits", если уж продолжать аналогии с музыкой):
Во-1-х, все они были чисто "составительские" (т.е. составитель в меру своих знаний и своего вкуса собирал книгу из произведений тех авторов, которые были у него под рукой — в "обойме" или в "портфеле" — и лишь изредка из редакционного "самотёка" или каких-либо других источников). То есть, возможности составителя уже изначально были весьма ограничены.
А во-2-х, все эти рассказы и повести не были и быть не могли "лучшими произведениями года", поскольку были написаны и опубликованы еще до подведения итогов года, а вовсе не после, — а такое подведение итогов могли осуществить либо читатели (фэны), либо критики, либо жюри литературных премий.
Следовательно, я думаю, что вы уже догадались, какой принцип я хотел положить в основу тех ежегодников, какие мы с Ютановым и предлагали издавать совместно с АСТ, — эти сборники лишь отчасти должны были быть "составительскими", но в гораздо бОльшей степени — "премиально-итоговыми". К тому времени — то есть, к 1997 году — уже вполне устоялись и выкристаллизовались три фантастические премии, которые с определёнными оговорками можно было бы назвать "общенациональными", — у которых уже довольно чётко работали механизмы отбора произведений, существовали номинационные комиссии и жюри. Это были возникшие в 1991 году и базирующиеся на общем номинационном списке персональная премия Бориса Стругацкого "Бронзовая улитка" и "фэнско-голосовательная" премия конвента "Интерпресскон". Третьей премией стала писательская премия "Странник", запущенная — пусть и не без небольшого скандальчика — в 1994 году; у неё был свой собственный механизм отбора и голосования и своё постоянное жюри. Что интересно — списки лауреатов и финалистов всех трёх премий постоянно пересекались и дублировались, что и в самом деле давало возможность в рамках одной антологии выделить по-настоящему лучшие вещи года — рассказы, повести и даже романы (в виде фрагментов), а также статьи и эссе — для этого составителю достаточно было взять в сборник все произведения-призёры прошедшего года, а также выбрать лучшие, на его вкус, произведения из списков финалистов, не добравшие до призов всего нескольких голосов.
В любом случае, при таком подходе "вкусовщина" составителя была бы очень сильно ослаблена, а сам сборник реально становился бы отражением года — его лучших вещей и тенденций. И если бы такая серия была действительно запущена, то сейчас, вынимая с полки сборник, скажем, за 1999 или за 2010 годы, вы бы чётко знали, что эти сборники реально отражают отечественную (и, возможно, переводную) фантастику 1999 и 2010 годов, что в них действительно включены все самые лучшие вещи тех годов, а обзорные статьи-предисловия к разделам дают характеристику и самим этим годам, и тогдашним тенденциям. Таким образом, историческая и коммерческая ценность таких антологий повысились бы многократно, а с другой стороны — все эти сборники очень сильно бы повлияли на повышение значимости и рекламного потенциала существующих фантастических премий.
Да, кстати, но ведь и на Западе, на пример которого мы всё время ориентируемся, помимо популярных "составительских" антологий постоянно выходят еще и "премиальные" сборники, которые включают в себя произведения, отмеченные главными наградами западной фантастики — фэновским призом "Хьюго" и писательской премией "Небьюла". И вот некоторые из этих "премиальных" сборников можно увидеть ниже — между прочим, все они постоянно переиздаются и по сей день, в том числе и на бумаге:
Однако АСТ в лице главного редактора Николая Науменко отверг этот наш "премиально-итоговый" проект и 3 года спустя запустил свой собственный — основанный на всё том же прежнем "составительском" принципе, который доминировал все годы существования советской фантастики.
Как вы думаете, какие факторы могли повлиять на такое решение АСТ? У меня-то есть свои соображения на сей счёт, но интересно было бы выслушать и вас — тех, кто рискнет пораскинуть мозгами и проанализировать обстоятельства 20-летней давности.
Потому что премии, вручаемые на конвентах, подвержены влиянию ряда факторов, никак не связанных с литературой?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
есть такое, но АСТ, я думаю, было на это наплевать...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
к тому же эти "нелитературные" факторы начали достаточно сильно сказываться уже только в нулевых годах, когда конвентов стало много, а премии "Бронзовая улитка" и "Странник" были подвержены этим факторам в наименьшей степени...
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Потому что АСТ побило горшки с кем-то из организаторов?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Семён Цевелев -- не понял смысла фразы...
Ответить5 г.
Семён Цевелев
То есть, издательство АСТ, в лице главного редактора Николая Науменко, разошлось во мнениях с представителями оргкомитетов конвентов "Странник" и "Интерпресскон", а возможно, что и лично с Б.Н.Стругацким, по поводу критериев оценки фантастических произведений?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
нет... ничего такого не было... а насчет других подспудных влияний я могу только предполагать...
Ответить5 г.
Владимир Аренев
Насколько помню, Василий Владимирский, пытаясь сделать нечто подобное в "Азбуке", столкнулся с элементарной проблемой: некоторым авторам не разрешали публиковаться в другом, "не своём" издательстве.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
тепло и даже горячо... но не только...
Ответить5 г.
[А вот здесь несколько реплик относительно Ника Перумова из дискуссии выпали — видать, кто-то позже забанил меня в Фейсбуке, — остались только мои ответные реплики.]
Андрей Чертков
Перумов в "Армаде" никогда не печатался... Сначала он издался в Ставрополе, потом, кинув их, перешел в "Северо-Запад", а затем, с середины 90-х, он стал любимым автором "Эксмо"...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
А да, кажется, я что-то там забыл насчет "Черепа на рукаве"... уж очень плодовитый он был (и есть) автор...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Приношу свои извинения...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
в любом случае, Ник никогда не входил в число авторов, за чьим творчеством я пристально следил...
Ответить5 г.
Василий Владимирский
Замысел был не совсем такой: на премии я ориентировался постольку-поскольку. По терминологии Андрея сборники были в значительной степени "составительские": ориентировались мы на Дозуа, Дятлову и т.д., а там премии — не главный критерий. 😉
Но да, некоторые авторы оказались намертво привязаны к своим издательствам. Но сборники, ИМХО, все равно получились недурные:
Василий Владимирский -- да, состав весьма приличный... но традицию заложить, насколько я понимаю, вам так и не удалось?
Ответить5 г.
Василий Владимирский
Андрей Чертков -- Увы. Но там вмешались экономические причины: первый сборник я выпустил в 2006-м, второй — в 2007-м,
а потом наступил 2008-й. 🙁
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Понятно... А потом, еще успев помочь мне в 2008-м реинкарнировать ВУ, ты просто ушел из "Азбуки"... в том-то и беда всей этой нашей системы — издательства, премии, серии — это ее нестабильность...
Ответить5 г.
Василий Владимирский
Андрей Чертков -- ВУ-то мы запустили, только продажами уже занимались сикось-накось. 🙁
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Василий Владимирский -- да, там были упущенные моменты... Но я и сам допустил несколько грубых ошибок изначально, когда только формировал серию. Но меня, если честно, сильно подкузьмил "Сточкер" — это именно из-за него я не стал доделывать сборник "Зона", а взялся за сборник "Кино" — и это была роковая ошибка, как я это вижу 8 лет спустя...
Ответить5 г.
Юрий Агеев
Цель любого консерватизма одна и та же: синица в руках лучше, чем журавль в небе. Менять такую хлебную кормушку...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Никакой хлебной кормушки в виде фантастики в середине 90-х уже не существовало...
Ответить5 г.
Юрий Агеев
Отчего же? Ведь какие-то "крохи" перепадали и представителям жанра НФ (при всей беспросветности "ближнего прицела"), и издателям. Выжимать прибыль в смутной обстановке можно сколько угодно, греша качеством и утаивая количество). Да, расчёт был не в пользу читателя. Это точно.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Для этого нужно иметь своё собственное издательство с раскрученной системой сбыта, — а таких монстров у нас всего несколько... или же иметь "мохнатую лапу" в системе раздачи государственных грантов...
Ответить5 г.
Юрий Агеев
Утешает, что российская фантастика вообще уцелела в штормах социальных перемен. А могла исчезнуть, перейдя в полное фэнтези и переводной суррогат. Впрочем, её и сейчас туда же сносит, и нет пока никакой уверенности, что не снесёт окончательно(
Ответить5 г.
Андрей Чертков
люди, "желающие странного", появляются всегда, при всех режимах...
Ответить5 г.
Юрий Агеев
Не столько странного, сколько опережающего времена, особенно когда та или иная цивилизация упирается в предел своих возможностей.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
советско-имперская тоталитарная цивилизация в этот предел своих возможностей упирается с завидной регулярностью...
Ответить5 г.
Юрий Агеев
Как вариант: ищет точку опоры.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
вот только — в прошлом...
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Я думаю не в нужном направлении, но я бы забраковал такую идею потому, что премированных за год вещей тогда было относительно мало — составительских сборников за тот же период можно было выпустить в пять раз больше.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
То есть, концепция простотак-селлера тебе милее, чем концепция лонгселлера?.. Иными словами — "лучше хуже, но больше", чем "лучше меньше, но лучше"?..
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Андрей Чертков -- Ну, поскольку я не издатель, то да.
Принцип "лучше меньше, но лучше" плох тем, что меньше-то получается, а вот лучше — без гарантии.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
так для этого трудиться надо, вообще-то...
Ответить5 г.
Андрей Коломиец
Премиально-итоговые сборники делать гораздо хлопотнее: надо договариваться с организаторами премий, а не только с авторами. А составительские можно лепить из того, что есть под рукой, не особо заботясь о качестве.Но мне непонятно другое: почему ты вообще не упомянул сборники фантастики ВТО МПФ? Первый их сборник "Румбы фантастики" был совсем неплох, рассказИгоря Пидоренко вошел в анкету "Великого кольца", да и из второго, "Санатория", в анкету, по мнению большинства экспертов, вошла повесть "Санаторий". А вот из последующих сборников, кроме рассказов Лукиных, больше ничего не попадало, однако в целом эти многочисленные сборники сыграли заметную роль в издании отечественной фантастики...
Ответить5 г.
Николай Романецкий
у Андрюхи довольно жесткий взгляд на само ВТО МПФ. Потому и не упомянул, КМК.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
29 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
#Рукописи_горят
(Окончание окончания)
Главную причину того, что АСТ не принял наш проект "премиально-итогового" ежегодника фантастики, мои френды (в лице Владимира Аренева) угадали быстро и точно:
"Насколько помню, Василий Владимирский, пытаясь сделать нечто подобное в "Азбуке", столкнулся с элементарной проблемой: некоторым авторам не разрешали публиковаться в другом, "не своём" издательстве".
Да-да, именно так всё и было: как раз в это самое время, в 1996-1997 годах, в период первого — "предкризисного" — бума отечественной фантастики, крупнейшие издательства, почти как помещики крепостных крестьян двумя столетиями ранее, расписывали перспективных авторов между собой, привязывая их к себе "выгодными" контрактами. В итоге Сергей Лукьяненко (продвигавшийся и агентируемый поначалу людьми из ТФ) стал постоянным автором АСТ, Ник Перумов (раскрученный "Северо-Западом") достался ЭКСМО, а Виктор Пелевин (открытый "Текстом") стал "визитной карточкой" "Вагриуса" (впрочем, ненадолго). Да я и сам вляпался по уши в эту дурацкую интригу, когда в 1998 году готовил для АСТ 2-й том проекта "Время учеников", — пока я собирал, редактировал и курировал вёрстку этой книги, писатель-детективщик Андрей Кивинов умудрился подписать "эксклюзивный" договор с "Олма-пресс", а в результате нам пришлось отзывать из АСТ (и чуть ли не из типографии) готовый оригинал-макет сборника и срочно его перевёрстывать, изъяв оттуда повесть "Мент обреченный". И поэтому никто не мог поручиться, что в этом литературно-издательском мире "новейшего крепостного права" каждый такой "премиальный" сборник не будет порождать такие же острые проблемы и конфликты, которые хрен его знает как разрешать.
Но это только одна причина. А вот вторую я могу только предполагать, исходя из последующей истории фэндома и моего личного опыта, связанного с историей проекта "Озон". Никто мне этого прямо не говорил, не рассказывал, поэтому будем считать, что всё это я просто придумал в силу присущей мне мнительности. Дело в том, что все три фантастические премии ("Бронзовая улитка", "Интерпресскон", "Странник"), на которые я предполагал сделать ставку при составлении сборников лучшего за год, были сугубо петербургскими по своему происхождению, ну а издательство-то было московское. Никакого "Роскона" тогда еще не существовало, но "столичная" ревность и амбиции уже начинали оказывать свое воздействие на взаимоотношения в фэндоме. Да и в "Озоне", кстати, 3 года спустя, в 2000 году, когда его купили московские инвесторы из фонда "Баринг-Восток", произошло нечто подобное, — они (то есть, новые начальники) вскоре после установления своей власти над компанией довольно быстро перевели основной офис "Озона" в столицу, а питерскую редакцию и питерский офис, чуть обождав, просто грубо выдавили на улицу — чуть ли не всех сотрудников поголовно, включая даже те кадры, кто поднимал этот стартап с нуля и до самых высот (и я до сих пор помню, как один из распальцованных московских менеджеров, только-только принятый на работу, сказал мне, вложившему в этот проект три года своей жизни, — вот так прямо и слегка глумливо сказал на одной из совместных пьянок, которыми новые хозяева магазина пытались подружить старый и новый экипажи: "Да мы этот ваш "Озон" на помойке подобрали, так что будьте нам за это благодарны!"). В общем, прав я или не прав, не знаю, но подозрение такое у меня возникло, — но не сразу, конечно, а только несколько лет спустя — после того, как наш проект ежегодника был отвергнут, зато появились антологии "Фантастика" (да и "Русская фантастика" тоже) в полностью московском "составительском" варианте, без малейшей опоры на премии.
Вот так и закончился этот проект 1997 года — собственно, так и не начавшись толком. Позднее, правда, я пытался запустить похожий по идее ежегодно-итоговый, но уже не литературный, а чисто критический альманах — причем только на базе "Озона", который тогда, в 1999 году, еще только поднимался к вершинам бизнеса (Николай Романецкий должен помнить эту идею, я ее обсуждал с ним как-то за рюмочкой), но и из этого замысла тоже ничего не вышло. Видимо, драйва и куража у меня уже просто не хватило. Или упрямства и трудолюбия. Такие дела.
Андрей, не вини себя, не сомневаюсь, что ты сделал всё, что мог. Как говаривал МакМерфи: "я хотя бы попробовал"...
Ответить4 г.
Николай Романецкий
Увы, подробностей разговора я уже совершенно не помню 🙁
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Ну, может быть, вспомнишь — там была идея собирать сборник из рецензий разных авторов, как из кирпичиков?
Ответить4 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- что-то такое было... Проклятый склероз!
Ответить4 г.
Николай Романецкий
Да и рюмочка, скорее всего, была далеко не одна...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Ну, я и сам уже мало что помню из этого проекта... письменный-то план у меня, конечно, был, но не сохранился...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
А рюмочек — да, обычно мы с тобой употребляли немало — крепкие были ребята... до поры до времени...
Ответить4 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- да уж... 🙁
Ответить4 г.
Николай Романецкий
Кстати, вот про кивиновского "Мента обреченного" помню хорошо. Ты рассказывал еще тогда.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Ну, это известная история — и очень обидная... и я сам, дурак, ушами прохлопал, но ведь и Андрей мог бы мне позвонить и предупредить... а в результате разошлись, как в море корабли, а ведь могла бы получиться вполне приятная и долгая дружба — как в фильме "Касабланка"...
Ответить4 г.
Валерий Лесов
Конкуренция ж. И не комильфо. За буграми -- аналогичные понятия.
Ответить4 г.
Алексей Зима
...а я всё недоумевал — вроде как питализЪм на улице, а обещанные сборники шедевров в продаже — как шаром покатили.
Андрей Чертков сейчас с Сергеем Бережным и Дмитрием Гостевым.
14 декабрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
Ну и на ночь глядя — еще один старый снимок из разряда #Старый_фэндом
Здесь мы имеем в виду севастопольский КЛФ "Атлантис" в своём золотом составе — и с призом Соцкона-89"За вклад в развитие фэн-движения и за фэнзин "Оверсан" (приз — самовар в центре с гравировкой).
Просьба к Сергею Бережному: -- Серёжа, помоги с опознанием ребят, а то я фамилии уже совсем подзабыл. Вот помню только Васю Дерюгина да Диму Коробкова...
Слева направо: Василий Дерюгин, Дмитрий Гостев, Андрей Чертков, Дмитрий Коробков, Сергей Бережной, Виктор Бортновский.
Ух ты! Крайний справа — Витя Бортновский, мой лучший друг детства. Мы с ним вместе пришли в свое время в "Атлантис". Только я в Москву вернулся, а он вот активно участвовал, значит.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
пометил...)))
Ответить6 г.
Eugene Ellansky
Второй слева — Дима Гостев ))) По слухам в Москве дизайном занимается
Помню, как этот самовар вручали. Интересно, а у кого сейчас эта награда?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Не знаю... Был дома у Бережного, но деды его умерли, а сам он в Севастополе не живет... Да, в общем, и приз-то довольно специфический — на полочку его не поставишь...
Ответить5 г.
Александр Хакимов
А ведь чем-то напоминает постер рок-группы, года этак 60-е... )
Ответить5 г.
Андрей Чертков
скорее ВИА...)))
Ответить5 г.
Александр Хакимов
Андрей Чертков -- ага))
Ответить5 г.
Igor Shaganov
А вот сам процесс гравировки имен лауреатов на одном из самоваров 😉
Андрей Чертков
Так это ты гравировал?
Ответить5 г.
Igor Shaganov
Ага, самопальной бормашинкой. Точнее, там рукав был от медицинской бормашинки, движок от сварочного полуавтомата и самодельный трансформатор. А было это всё смонтировано в ящике от ЗИПа. На заводе, где я тогда работал, у меня иногда было много свободного времени, чтобы всякой фигнёй заниматься.👨🔧
Моя довольно-таки объёмистая уже коллекция видеороликов весьма известного Ютуб-фант-блогера RocketMan пополнилась сегодня еще одним увесистым экспонатом — продолжительным 40-минутным роликом, посвященным творчеству писателя-фантаста Джеймса Кори (суммарныйпсевдоним двух неугомонных американских авторов) и очень даже популярному телесериалу, снятому по романному циклу этого писательского дуэта — "Экспансия", он же — "Пространство". В настоящее время сериал этот уже вроде как закончен, однако — кто его знает? Ну а ролик — вот он, на Ютубе:
Смотрите, кому это интересно, прямо здесь, на Фантлабе, ну а кто, как и я, собирает коллекцию видео на винте, — так просто скачивайте ролик с Ютуба.
Все последующие эпизоды этого случайно сложившегося "Бест-сериала" ищите в моей авторской колонке — кросс-постить в рубрику "Калейдоскоп фантастики" я их больше не буду. Ну, чтобы просто "не дразнить гусей"...)))
Андрей Чертков
16 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
#Рукописи_горят
Ну что ж, продолжим историю наших великих свершений, которую я начал мемуарить неделю назад под данным хэштегом. Итак, в 1995 году издательства А-С-Т и T-F ударили по рукам, подписав не слишком официальный договор, и "Терра Фантастика" (торговая марка издательского дома "Корвус"), не теряя своего суверенитета, стала чем-то вроде аутсорсера (или внешнего подрядчика) для издательско-книготорговой корпорации АСТ. На ТФ это сказалось таким образом, что из такой вот маленькой полусонной конторы с невнятными источниками дохода она всего за пару-тройку месяцев превратилась в четко работающий конвейер, исправно выдающий на-гора качественные оригинал-макеты книг в самых разных жанрах и направлениях фантастики. Особенно показательным в этом плане был 1996 год, в течение которого тщательно отстраивался весь этот производственный процесс. Если честно, то всех деталей я уже не помню, но начали мы, кажется, с серии фэнтези "Век дракона" (название серии придумал сам Ютанов), которую открыла наиболее готовая к тому моменту книга (я готовил её для своей прежней серии "Библиотека "Оверсан", но не срослось) — авторский сборник американского фантаста 60-х годов Рэндала Гаррета "Слишком много волшебников". Вообще-то, это не столько фэнтези, сколько сайнс-фэнтези на альтернативно-историческом фундаменте с очень сильным детективным уклоном; переводы цикла о следователе Лорде Дарси делали Михаил Пчелинцев (не прописанный ни в копирайте, ни в выходных данных), его сын Алексей Пчелинцев и писатель Николай Романецкий (Коле в процессе перевода и редактирования данной книги сам этот жанр настолько понравился, что он впоследствии написал и свой собственный цикл альтернативно-исторических детективно-фэнтезийных произведений про новгородского мага Светозара Смороду — "У мертвых кудесников длинные руки" — причем куда более замысловатый, а потому и более интересный, чем цикл Гаррета, — на мой вкус, естественно). Что там дальше было из фэнтези, я уже точно не помню, но, кажется, это был роман Роберта Джордана "Око мира" — первый том из монументального цикла "Колесо времени" (Джордан, будучи издан, сразу пошел очень хорошо, и это закрепило новую серию на рынке), затем был Кевин Андерсон с довольно-таки проходным циклом "Игроземье" — ну и так далее. А вот Сапковского, Мартина и Гудкайнда в серию "Век дракона"Науменко отобрал уже сам, почти без нашей помощи (ну, разве что, советы иногда у нас спрашивал), — и не прогадал. А в целом в этой серии и в ее клонах за 20 лет вышло более 300 книг.
(Дальнейший текст — под катом.)
Но мы на старте нашего сотрудничества особое внимание, понятное дело, уделили отечественной фантастике. Паровозиком всей этой движухи, естественно, выступила антология "Время учеников", собранная и свёрстанная уже в апреле 1996 года, — которая, выйдя в свет в конце мая, достаточно успешно пробила рынок и закономерно потянула за собой как именную серию "Миры братьев Стругацких" (с нахальными предисловиями Сергея Переслегина), так и другие отечественные серии.
Однако уже к концу 1996 года серия "Далёкая Радуга", по мнению коммерческого отдела АСТ, исчерпала себя, — и поэтому на ее обломках в начале 1997 года мы соорудили аж три новые серии для отечественной фантастики:
* Во-первых, НФ-серию "Звездный лабиринт", которую открыли сразу два свеженьких романа Лукьяненко — "Лабиринт отражений" и "Звезды — холодные игрушки" (отсюда и название новой серии).
* Наконец, в-третьих, серию "Заклятые миры" — специально для отечественной фэнтези (причем не обязательно "славянской", как это было у "Азбуки" с ихним популярнейшим тогда "Волкодавом" от Марии Семёновой). Так что в нашей серии фэнтези первого по-настоящему большого успеха добились тогда очень вовремя вышедшие с нами на контакт чрезвычайно талантливые, но всё еще начинающие как фантасты посланцы из мира кино Марина и Сергей Дяченко, — но, впрочем, в то же самое время весьма нестандартные фэнтези-романы выпустили у нас и такие матёрые фантасты, как Евгений Лукин, Леонид Кудрявцев и Ант Скаландис, а также вчерашний фэнзинёр Андрей Николаев-Легостаев).
В это же время в виде отдельной серии был издан с моей подачи цикл (а точнее — огромный роман-эпопея) Андрея Валентинова "Око Силы" — в выдержанных в едином стиле обложках Сергея Шикина и с иллюстрациями — аж 9 книг подряд (я очень хотел сделать из этого цикла проект-бестселлер, поэтому сам контролировал всю графику и вёрстку и сам написал завлекательные рекламные аннотации ко всем томам). Однако АСТ-шники для раскрутки серии даже не ударили и палец об палец, да и сам автор не очень-то охотно откликнулся на мои предложения — например, сменить свой "фамильный" псевдоним на более "коммерчески-ударный" (из-за чего мы даже немножко повздорили, и близких дружеских отношений у нас так и не получилось). И всё-таки я считаю, что я был прав тогда, и что Андрей Шмалько упустил свою бестселлерную струю — всего три года спустя это доказал некто "Борис Акунин", успешно осуществивший технологию "автор-проект".
Одновременно с отечественной фантастикой мы делали и другие книги. Лично я очень много сил положил на серию киберпанка "Виртуальный мир" (Гибсон, Стерлинг, Суэнвик и другие), которая, однако, была бесславно закрыта — причем настолько резко, что даже не был издан очень качественный оригинал-макет сборника Чарльза Плэтта "Человек из кремния" (куда помимо заглавного около-киберпанковского романа входил еще и маленький "нововолновой" шедевр Плэтта — "Мир-свалка" или, как я предпочитаю его называть — "Мусорный астероид"). Параллельно с киберпанком была сделана первая попытка приживить к российскому рынку жанр игровых новеллизаций в виде серии переводных романов по компьютерной игре "Wing Commander" — вышли три романа, но поскольку приживление пошло неважно, то еще два отличных иллюстрированных оригинал-макета так и остались лежать на полке в АСТ и не были изданы.
Однако я чувствую, что в этом — пусть даже весьма кратком — пересказе событий и книг я отвлекаюсь от главного вопроса, ради которого я и решился написать эту серию постов. А вопрос таков — за полтора года сотрудничества с АСТ — к середине 1997-го — мы издали совместно большое количество хороших, отличных и (ну да ладно) проходных книг и, казалось бы, сумели охватить все сферы и направления фантастики. Однако оставалась еще одна область, которую мы своим конвейером так и не зацепили. И поэтому летом 1997 года Ютанов поставил передо мной крайне важную задачу — написать план и продавить в АСТ еще один Большой Проект. Проект, который и на самом деле был очень-очень важен, но который мы так и не смогли продавить и осуществить. А следовательно — вот такой вопрос ставлю я перед своими читателями: догадайтесь, какой именно Большой Проект я должен был придумать, обосновать, продавить и осуществить? Ну как, догадаетесь? Время пошло...
именно... вышло... и даже с превышением объемов — включая АБС-энциклопедию и серию "Неизвестные Стругацкие"...
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Гм. Гм. Неужели юмористическая фантастика?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Ха. Ха. Конечно, нет.)))
Ответить5 г.
Семён Цевелев
"Игроземье", кстати, я вспоминаю с нежностью, хотя и начал читать его с конца, с третьего тома.
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Не смогли продавить и осуществить... Фант-критика?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
не совсем, но тепло...
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Гм. Дневники и мемуары?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Нет... А чьи мемуары, кстати?
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Фантастов. Хайнлайна, например.
Что ещё может быть близко к критике, но не критика...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Нет, в 1997 году замахиваться на такого рода тексты было бесполезно (хотя "Ворчание из могилы" Хайнлайна я в то время, кажется, уже читал). Да они и сейчас издаются только некоммерческими малотиражками полупиратским способом...
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Советы и рекомендации молодым авторам?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Семён Цевелев -- Да нет, конечно...)))
Мы еще и сами были тогда салагами, по сути...
Ответить5 г.
Семён Цевелев
По-моему, тогда многое из того, что можно было бы издать в такой серии, ещё не было написано — ни "Совет" Сапковского, ни "On Writing" Кинга. Но что-то наверняка было.
Я понял! Вы собирались издавать комиксы!
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Семён Цевелев -- нет, для издания комиксов у нас не было увлечённых людей в своей команде, а у АСТ, боюсь, не было на такие издания ни ресурсов, ни желания.
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Гррм, — сказал Лавр Федотович...
Что ещё может быть... новеллизации фильмов — но это уже далеко от критики.
Нет, не знаю.
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Энциклопедия Фантастики?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Была такая идея и даже намётки проекта. Но — нет.
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Или это... Новая Волна?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Мысль хорошая... но — не моя... Новой Волной как серией сильно позже занялся Гузман.
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
История ФЭндома?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Андрей, ну вот представь себе — АСТ и история фэндома. Как думаешь: они сочетаются?..)))
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Андрей Чертков -- Почему нет? Раз не срослось? Хотя идея, конечно, в порядке бреда. 🙂
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Переслегинская группа? Как их там — Разработчики Будущего?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
В то время этой группы еще не существовало, были только некие зачатки в КЛФ "Полгалактики"... И к тому же — я-то тут при чем?
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Андрей Чертков -- Питер — город маленький... (с)
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
А Ютанов там, как я понял, активно участвовал сам.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Андрей Цеменко -- Ютанов и Переслегин делали своё дело, а я делал своё... И я должен был сделать свой проект, а не ихний, — но просто он тоже был бы полезен ТФ, если бы... причем очень полезен...
Ответить5 г.
Шура Олексенко
Андрей Цеменко -- угу 😉
Ответить5 г.
Александр Митюшкин
Я могу ошибаться, но мне кажется, что Переслегину не дают покоя лавры пана Станислава. Поэтому он и стилизует свои тексты под публицистику Лема, но, в отличие от Лема, они производят впечатление, скорее, хаотическое.
Ответить5 г.
Николай Романецкий
Андрюха! Что-то с Гарретом не сходится. В 1996-м "Мертвые Кудесники" уже были напечатаны. А я их года два не мог издать. То есть закончены они были не позже 1994-го. А сочинялись, наверное, еще с 1992-го. Так что и над Гарретом, наверное, работа шла в 1992-м. Мне так кажется.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Так правильно — я ж сказал, что книга готовилась для серии "Оверсан", а это 1992-93 годы. А в 1996-м мы просто вынули ее из архива...
Ответить5 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- угу
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Журналы золотого века?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
нет. Не мой жанр.
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Всё, сдаюсь. "У меня еще много хороших идей" (с), но...
Ответить5 г.
Василий Владимирский
Альбомы художников?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Каких художников, Вася? Господи, ну ведь ты тогда уже был вхож в нашу контору и хоть немножко видел то, что у нас происходило...
Ответить5 г.
Игорь Авильченко
С.Т.А.Л.К.Е.Р.?)
Ответить5 г.
Андрей Чертков
в 97 году?
Ответить5 г.
Андрей Цеменко
Андрей Чертков -- Очень логичная идея
Ответить5 г.
Антуан Калуаз
Антология зарубежной фантастики. Типа The best of?
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Нет, но тепло. Даже горячо...)))
Ответить5 г.
Антуан Калуаз
Ну, тогда лучшее за год какое-нибудь.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Бинго! Однако — дьявол в деталях. Потому и проект нужен был особый, какой ранее не делался. Вот о нем я чуть позже и расскажу.
Ответить5 г.
Антуан Калуаз
Ты помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и вновь! И были проекты, они назывались: лучшее за год, бест оф. 🙂
Ответить5 г.
Владимир Аренев
Всё-таки, как мне кажется, "Игроземье" было позднее. На старте ещё была Фьюри, как минимум. Плюс Кук ("Гаррет"). Помню, что как раз "Игроземье" стало для меня тем рубежом, после которого я перестал брать книги серии не глядя, увы. Но многие из них до сих пор стоят на полке, за что спасибо всем причастным!
Ответить5 г.
Андрей Коломиец
Андрей, ты вот вспоминаешь, как и что готовил для издания, а мне всем этим торговать приходилось. И могу засвидетельствовать — Эксмошные серии "Абсолютная магия" и "Абсолютное оружие" тогда продавались гораздо лучше. Почему — сам понять не мог, вроде бы и произведения не лучше, и оформление тоже не блещет, а вот брали их охотнее. А вот АСТэшные любовные романы шли лучше, хотя "Эксмо" тоже их несколько серий издавало. А что там дальше появилось, я уже и не помню. Вроде бы тогда серию "Век дракона" АСТ запустило...
Ответить5 г.
Сергей Авров
"Век дракона" — шикарнейшая была серия! Сколько там вкусностей было!
А за "Винг Коммандера" некоторым вообще надо памятник при жизни поставить 🙂
Ответить5 г.
Александр Зайковский
Хм... чисто личное, читаю я, конечно, почти всё, хотя... бывает такое, что и мой мозг не выдерживает..)
Но... в первую очередь я ориентируюсь по авторам, а их, увы, меньше, чем серий..))
Как беру авторов? Советы, проглядывание в книжных, что-то в торрентах...
Хотя, наверное, это не важно, я не совсем обычный читатель, к примеру, ни Головачёва, ни Белянина не читаю, да и "глаза чудовищ" мне не пришлись... Ну, личное, что взять..))
Но читатель ведь))
Помню редакторов некоторых, переводчиков, рад, что российская фантастика стала не просто интересной, но читается не хуже зарубежной, и по смыслу, и по стилю ( типа не один-два автора, хороших стало много)
Ммм... похоже ударился в занудство..)
Старею я, старею)
Ответить1 г.
Александр Зайковский
Ммм... Андрей, Вы там это... не обижайтесь, я о своем, девичьем, чуть не в тему, просто делюсь..))
Если глупость — пичалька, мне интересно чуть сдвинуть тему.., ну .., личное, типа там, природная глупость не порок, но собеседников озадачивает..)))