| |
| Статья написана 4 октября 2020 г. 11:42 |
Книголюб. – 2010. — №6. – С.9-13. «Пусть каждая область зажжет свое солнце, и вся земля будет иллюминирована». / Г. Н. Потанин / … Сопровождая белого слона — подарок хивинского хана русскому царю, по зимней дикой степи ехали молодые муж и жена – казак и казачка. В пути у них родился сын, и они берегли его пуще ока, кутая в одеяла и подушки. Но случилась оплошка: ночью задремала молодая жена и выронила драгоценный сверток. Спохватилась – нет сына! Долго бежали казак и казачка в страшном смятении назад по санному следу, наконец, видят: лежит сверток в снегу, а в нем младенец спит себе богатырским сном, жив-здоров. И был этот младенец будущим великим путешественником Потаниным. Белый слон принес ему неслыханную удачу. Примерно так большой сибирский писатель Георгий Гребенщиков пересказывает удивительную быль-легенду со слов самого Потанина. Скорее всего, это, действительно, легенда. И сам путешественник сочинил ее, питая огромную любовь к народному фольклору и, в особенности, сказкам. Кто знает… А вот как рассказывает о судьбе отца Григория Потанина, Николая Ильича, казахстанский писатель и литературовед Павел Петрович Косенко в своей книге «Скрещение судеб»: «Николай Ильич Потанин был, несомненно, человеком незаурядным. Несмотря на скудное образование (имя Пушкина, например, до конца дней оставалось для него пустым звуком), он имел заслуги перед наукой; командование войсками Западной Сибири поручало ему ответственные задания. В 1829 году он сопровождал в качестве начальника конвоя возвращавшееся из Петербурга посольство кокандского хана и составил точную маршрутную карту пути на Коканд. Записка Николая Ильича об этом путешествии в следующем году была опубликована в «Военном журнале» — немалая честь для захолустного казачьего офицера в небольшом чине. Другое посольство кокандцев, которое вело в дар Николаю I слона, Потанину было поручено сопровождать до столицы. Во время экспедиций в степь Николай Ильич добирался до Ташкента, Чимкента и Сузака, вел маршрутную съемку на реке Сарысу в самом сердце Бетпакдалы. В 1834 г. хорунжего Николая Потанина назначили начальником отряда в Баянауле (служил он у султана этого округа Шормана Кучукова, отца Мусы Шорманова, — прим. автора). В том же году он женился на дочери капитана-артиллериста Трунина Варваре Филипповне. 22 сентября 1875 года в станице Ямышевской у нее родился сын, которого назвали Григорием. Это был год наибольшего возвышения и счастья Николая Ильича; дальше жизнь его покатилась под уклон. Человек характера независимого и упрямого, чему, конечно, содействовали его служебные успехи, Потанин сумел так рассориться с непосредственным начальством, что оказался под следствием. Дело его годами лежало в суде, а сам он большую часть времени находился в тюрьме. В период одной из его отсидок умерла жена. Все наследство постепенно ушло на взятки судейским, однако, без особого толка. Впрочем, в итоге все кончилось разжалованием Николая Ильича в рядовые. Но для самолюбивого офицера, столь успешно начавшего карьеру, это оказалось страшным ударом, от которого он так и не оправился. Маленький Гриша жил сначала у тетки Меланьи, жены казачьего фельдшера, в Пресновке, потом у дяди Дмитрия в станице Семиярской. Дядя был богат, табуны его насчитывали десять тысяч голов, но ребенку жилось у него скверно: его невзлюбила дядина жена, с успехом сыгравшая для него роль злой мачехи. Когда же два года спустя дядя умер, вдова немедленно спровадила племянника восвояси». Свежие и яркие детские впечатления от повседневного общения с казахами, от поездок в степные аулы углубились и осмыслились в пору пребывания юного Потанина в Омском кадетском корпусе. Через два года после того, как десятилетний Потанин поступил в корпус, судьба послала ему друга, «маленького киргиза, сына атамана Чокана Валиханова». Отец Чокана Чингиз активно содействовал сбору всевозможных сведений о казахах, в частности, сбору фольклора. Так, например, им был доставлен в Омск один из редких списков эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Атмосфера неподдельного интереса к казахской культуре с детских лет окружала Чокана, юного друга кадета Потанина. Сблизились они не сразу. Впервые Потанин увидел своего будущего друга в омской квартире В. И. Дабшинского, переводчика при пограничном начальнике. Именно этот Дабшинский привез Чокана из отцовского аула по поручению Чингиза Валиева. Ровесникам было тогда двенадцать лет. По воспоминаниям Потанина, казахский мальчик любил рисовать карандашом; Дабшинский показывал картинку, нарисованную Чоканом уже в Омске: русский город поразил мальчика, и он изобразил карандашом один из городских видов. «Чокан не знал по-русски, я не знал по-киргизски. Но потом, когда он подучился по-русски, особенно, когда я…заинтересовался путешествиями и географией Киргизской степи, некоторые части которой были еще неизвестны, я стал водить знакомство с Чоканом, — свидетельствует Потанин. – С этой поры мы стали друзьями. И наши умственные интересы более не разлучались; нас обоих интересовал один и тот же предмет – Киргизская степь и Средняя Азия». В 1852 году семнадцатилетний Потанин оканчивает корпус в чине хорунжего и направляется для прохождения службы в 8-й казачий полк в Семипалатинск. В конце 1853 года в составе 8-го казачьего полка Григорий участвует в основании крепости Верный. А в 1856 году он был переведен в Войсковое правление Омска. Именно здесь судьба сводит его с известным путешественником П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Это знакомство определяет его дальнейшую жизнь: в 1858 году Григорий Потанин бросает военную службу и решает продолжить образование в университете. Получив рекомендации, он в марте 1859 года прибывает в Петербург и поступает вольнослушателем естественно-исторического отделения физико-математического факультета Санкт-петербургского университета. Здесь, в тесном кругу студентов-сибиряков – Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шишков, Ф. Н. Усов и многие другие – зародилось сибирское областничество. Возникнув как кружок студентов-единомышленников для изучения родного края – Сибири, движение приобретает общественно-политическую направленность. В начале 1860-х годов сторонники идеи за возрождение Сибири вступают в открытую борьбу за демократические реформы в России. В октябре 1861 года Григорий Потанин за участие в студенческих волнеинях был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда чуть позже, в том же году, был выслан на родину под надзор полиции. Одну из первых своих научных экскурсий Потанин совершил летом 1862 года на Урал. А уже в 1863 году он в качестве переводчика и натуралиста экспедиции астронома К. В. Струве отправляется к устью реки Кокбекты, впадающей в озеро Зайсан, и затем, на следующий год, в сопровождении проводника тана Тлемисова – к подножию гор Тарбагатай, к озеру Маркаколь. «Муза дальних странствий» «Где женщины, там успех. Нет в общественной жизни рычага могущественней, чем женщины». / Г. Н. Потанин / Где бы ни жил Потанин, в каких бы условиях ни находился, он всегда разоблачал недостатки, был одержим идеями, которые стремился воплотить в жизнь. Одной из таких была идея о необходимости женского образования, решительного вовлечения женщин в жизнь общества. Он писал: «Мне кажется, необходимо привлечь молодежь и женщин. Где женщины, там успех. Нет в общественной жизни рычага могущественней, чем женщины». Потанин не предполагал, что эти слова можно будет отнести к нему самому. Он никогда не думал о том, чтобы обзавестись семьей, жениться. По тем временам уже старый холостяк – 39 лет. Да и когда он имел возможность обзавестись семьей? Корпус, казачье войско и военные походы, нищенская студенческая жизнь, арест, Омская тюрьма, шесть лет каторги и ссылки… «Кроме того, — пишет в своем рассказе «Сибиряк» Лев Разгон, — Потанин твердо знал, что его будущее – путешествия. Долгие, изнурительные путешествия, которые выдерживают не все мужчины, где женщинам нет места». Но так ли это? Одна из бухт Северного Ледовитого океана – бухта Прончищевой. Она названа в честь жены командира дупель-шлюпки «Якутск» Василия Прончищева, который более 200 лет назад исследовал берега Ледовитого океана. Жена капитана была ему верной помощницей и, как и ее муж, умерла от болезни во время путешествия. «И всего лишь несколько десятков лет назад, в 1851 году, — отмечает далее Л. Разгон, — 19-летняя Екатерина Невельская вместе со своим мужем отправилась с амурской экспедицией. Она делила с экспедицией все тяготы, проделала 1100 верст по полному бездорожью Охотского тракта. И, по утверждению участников экспедиции, стала полноправным членом экспедиционного отряда. Можно бы вспомнить и Марфу Павловну Черскую, да и других…» Но Потанин не задумывался над этим, когда познакомился в Никольском с сестрой своего товарища, ссыльного студента Константина Лавровского. Александра Викторовна Лавровская приехала повидаться с братом из Нижнего Новгорода, где она служила классной дамой в епархиальном училище, в котором обучались дочери священников. Александра Викторовна сама вышла из семьи священника. Немногие городские интеллигенты так знали народную жизнь, как сыновья и дочери сельских священников. Многие из них не пошли по стопам своих отцов, а ушли в литературу, публицистику, революцию. Из таких семейств вышли Чернышевский, Добролюбов… В полемике с революционными демократами 60-х годов противники часто презрительно называли их «поповичами». Патриарх русских путешественников XIX века Петр Петрович Семенов говорил, что в жизни каждого человека, а особенно путешественника, огромное значение имеет «господин Случай»… Для Александры Лавровской этим «случаем» оказалось знакомство с товарищем брата по ссылке Григорием Николаевичем Потаниным. Что пленило ее в этом немолодом, уже немало истрепанном жизнью, недоучившемся студенте? Без образования, без профессии, без всякого будущего. Вероятно, огромный жизненный оптимизм, неудержимый интерес к людям, приверженность к науке и вера, что она может и должна помогать обществу. Лавровская же оказалась для Потанина именно тем человеком, который имел решающее значение для всей его будущей жизни путешественника. Но ни он, ни сама Александра Викторовна никогда не распространялись о своей личной жизни. И мы можем только гадать, как случилось, что после возвращения в Нижний Новгород и интенсивной переписки Александра Викторовна бросила работу, уехала из большого города в маленький захудалый городишко Вологодской губернии и там вышла замуж за ссыльного без всяких средств к жизни, который живет в какой-то нищей каморке и сам себе готовит скудный обед… Однако это случилось, и для этой пары началась другая жизнь, поставившая их имена рядом в списке самых известных русских путешественников позапрошлого века. Александра Викторовна любила и ценила Потанина. В ней жило чувство долга перед ним, перед наукой, к которой он ее приобщал. Но не менее сильна в ней была скромность, постоянное желание уйти в тень, затушевать вои личные заслуги. Вот почему при ее жизни о ней мало знали, для всех она – только жена знаменитого путешественника. А в действительности Александра Потанина стала первой крупной русской путешественницей. Не просто женой ученого, а самостоятельным исследователем, этнографом, фольклористкой и писательницей. История великих открытий не знает женщины, равной личности Александры Потаниной. «Неутомимая путешественница, посвятившая все зрелые годы своей жизни странствиям по Сибири, Монголии, Тибету, Китаю, она оставила по себе неизгладимую память в истории землеведенья Азии», — писал о ней в предисловии к посмертному сборнику ее статей Д. А. Анучин. Только после смерти Александры Викторовны, героической смерти, подобной смерти Пржевальского, в русской печати стали появляться статьи, посвященные замечательной русской женщине. С удивлением писали. Что женщина, столько сделавшая для общества, для русской науки, ставшая гордостью русской географии, оставалась для России совершенно неизвестной. «Тяга на Восток» «…чудное разнообразия племен и рас может нас только восхищать и заставлять верить в величие человеческих рас и блестящее будущее человечества». / Г. Н. Потанин / В 1874 году Потанин получает право уехать из ссылки. Куда? Для Потанина тут не было вопроса. Только в Петербург! Только там можно доучиться, если удастся, и только там существует единственное в России учреждение, где его знали, ценили, где могли помочь ему осуществить давнюю мечту: Русское географическое общество, в котором главенствующее положение занимал старый знакомый и доброжелатель – Петр Петрович Семенов. Так начались знаменитые путешествия Григория Николаевича Потанина и его жены Александры Викторовны. Пять путешествий, совершенных Потаниными, создали им имя больших ученых, глубоких исследователей народов Центральной Азии. Их книги переводились на другие языки, потанинские таблицы языков и говоров давали важнейший материал для географов, этнографов, лингвистов. Но самим Потаниным их путешествия не принесли ни материального достатка, ни успокоения. Они уже были немолоды. А Потанину все казалось, что он еще недостаточно сделал для родной Сибири. Когда стало очевидно, что надо отдохнуть, набраться сил, обработать все материалы, Потанин решил поселиться в Иркутске. К этому времени Иркутск стал наиболее важным центром всей Сибири: административным и культурным. Григорий Николаевич становится «правителем дел» Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, то есть руководителем этого крупного центра русской географической науки. В 1890 году Потанины переезжают из Иркутска в Петербург. Издание трудов прошлых экспедиций требовало присутствия Потанина в столице. Да и не оставляла мысль о новой экспедиции, которую можно было подготовить только в Петербурге… На этот раз Потанин задумал осуществить то, что не удалось Пржевальскому: детально обследовать Тибет и побывать в его загадочной и недоступной столице. В 1892 году начинается последнее, шестое, путешествие Потаниных. В состав экспедиции включаются, как всегда, переводчик, зоолог и – впервые – геолог. Им был молодой ученый, будущий академик и глава русской геологической школы В. А. Обручев. Началось путешествие с пограничного города Кяхты. Путь лежал через Монголию, пустыню Гоби к Пекину. Там надобно получить разрешение на дальнейшее следование экспедиции в Тибет. Уже по дороге в Пекин стало ясно, что на этот раз Александра Викторовна переносит этот привычный путь с трудом… 13 сентября 1893 года Александра Викторовна Потанина умерла. У Григория Николаевича оставалось теперь лишь одно желание, чтобы тело его друга и жены покоилось в русской земле. Только в январе 1894 года тело А. В. Потаниной было предано земле в Кяхте. На похоронах присутствовал весь город, были закрыты школы и магазины, кяхтинцы понимали, какого человека они провожают в последний путь… Потанин вернулся в Петербург, сразу же ставший для него пустым. Тщетно он старался подавить свою тоску, свое отчаяние. «Без Саши я потерял интерес и к жизни, и к науке», — говорил он. Только через шесть лет, в 1899 году, он совершил короткое путешествие к Большому Хингану. Григорий Николаевич жил еще долго. Последние 10 лет прожил в давно полюбившемся ему городе – Томске. Потанин был в Томске издателем и редактором многих изданий. Он добился открытия областного музея и Высших женских курсов, продолжал работать над своими воспоминаниями, ставшими замечательным литературным памятником эпохи. Но все это было уже не то, совсем не то… Умерла его «муза дальних странствий», и он чувствовал себя непривычно, неуютно в любимой Сибири, в уюте и комфорте большого города. Он одряхлел, почти ослеп. С палочкой в руках, ощупывая дорогу, шел по улицам Томска на свою лекцию, на собрание. Григорий Николаевич страдал от невозможности работать, и потому нуждался в помощнике. Друзья уговорили его жениться на скромной поэтессе Марии Васильевой. Когда-то Потанин помог ей напечататься, но дальше дело у него не шло, и она так же нуждалась в опеке, которую мог дать ей маститый ученый. Два человека хорошо дополнили друг друга и счастливо дожили до кончины Потанина. Потанин умер 30 июня 1920 года в возрасте 85 лет. Он считал, что его настоящая жизнь окончилась тогда, когда кончились его путешествия. Но настоящая жизнь потому и настоящая, что она продолжается и после физической смерти. Всегда в ряду великих русских путешественников будет стоять имя Григория Николаевича Потанина. И вместе с ним имя его верной спутницы жизни и путешествий – Александры Викторовны. Потанины – такими они остались в истории. «Этнограф и фольклорист». «…эта местность, где мы живем, настоящая родина человека… Рай Адама и Евы, я теперь уверен, находился в верховьях Иртыша…». / Г. Н. Потанин / До конца своей жизни Потанин сохранил трепетное отношение к Иртышу, на берегу которого он родился и вырос. В 1877 году во время путешествия в верховья Иртыша он пишет: «Здесь возник первый культ солнца. Реки здешние представлялись первым людям материнскими лонами, отцов они видели в горных вершинах». Большую ценность представляют собранные Потаниным материалы по культуре, быту и народному творчеству многих тюркских и монгольских народов Сибири и Центральной Азии, а также тангутов, китайцев, дунган. Безусловно, многие труды ученого, написанные по материалам его путешествий, посвящены Монголии и Тибету. Однако несомненен тот факт, что в них содержится ценный и оригинальный материал о народах Российской империи, в частности, о казахах. Желание изучить историю казахского народа проявилось у Потанина еще в юношеском возрасте, в годы учебы в Омском кадетском корпусе, когда он подружился с Чоканом Валихановым. Их дружба продолжалась почти двадцать лет. «Пренебрежение ученых к степным народам задерживает развитие науки… Установлению правильных взглядов мешает наше арийское высокомерие, ложная историческая перспектива и несмелость мышления, порабощенного рутинными взглядами и рутинными верованиями», — таким было основное кредо Григория Николаевича Потанина в науке, отмечает видный ученый-историк Жамбыл Омарович Артыкбаев. По мере того, как материал, собранный Потаниным, разрастался, он высказывался решительнее. Начиная с 90-х годов XIX века, Григорий Николаевич в ряде статей, печатавшихся преимущественно в «Этнографическом обозрении», настойчиво проводил мысль о значении тюрко-монгольских народов для истории эпоса. Он считал, что центрально-азиатские народы сыграли большую роль в распространении эпоса с Востока на Запад. Таким образом, буддийские легенды, вошедшие в христианство и превратившиеся в апокрифы, «путешествовали» на Запад не одним только южным путем. Потанин допускал и другой путь – по северной стороне Каспийского моря, то есть путь переселения кочевников Центральной Азии в степи Северного Причерноморья. Кочевники Центральной Азии, двигавшиеся в южную и восточную Россию, распространяли всюду центрально-азиатский эпос. Так, устанавливается сходство между эпосом Карла и эпосом Чингиз-хана, между сказаниями о Гэсэре с «Илиадой» и «Одиссеей»… Большой интерес представляет крупное исследование Потанина «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе». В одном же из последних своих трудов «Сага о Соломоне» он настаивает на центрально-азиатском происхождении преданий о Соломоне. Здесь Григорий Николаевич доказывает, что Соломон – только западное произношении имени Цолмон. В основе, стало быть, лежит североазиатский эпос о звезде Цолмон. «Печальник казахов». «Мы называли Г. Н. Потанина «печальником казахов». Ведь Потанин давно и постоянно проявлял интерес к инородцам, знал их быт, нравы и всячески способствовал сохранению самобытной культуры». / А. Ермеков, один из лидеров «Алаш» / «В то время, как аристократ Толстой в мятежных исканиях…метался в железной клетке мишурной роскоши, тщетно пытаясь опроститься, — скромный, никем не прославляемый, простой и неизменно кроткий, всегда нуждающийся сибиряк шел прямо по своей демократической и тернистой дороге к единой светлой истине – ко благу своей родины», — пишет о Потанине Георгий Гребенщиков. Свободно владея казахским языком, Потанин много сил отдал исследованиям национальной культуры казахов. Им произведены записи бытовых казахских сказок и легенд, поэзии, в частности, стихов Бухар-жырау. Он был своим человеком в любом ауле. В Каркаралинске, где Потанин останавливался в доме богатого купца Рязанцева, до сих пор висит мемориальная доска в память об этом визите. Эпистолярное наследство Г. Н. Потанина до недавнего времени было известно мало. Но в 70-х годах прошлого столетия Иркутский университет издал том писем нашего земляка, охватывающий период с 1859 по 1874 год. «Эти письма молодого Потанина читаются с захватывающим интересом, — отмечает П. П. Косенко в другой своей работе – «Вчера. Сегодня… Завтра?». – Можно сказать, что в них передовой представитель замечательной эпохи шестидесятых годов XIX века создает свой автопортрет, в котором выражены многие типические черты его времени». «Г. Н. Потанин пользовался огромным авторитетом среди казахов и, в особенности, среди молодых интеллигентов начала ХХ века, — пишет Жамбыл Омарович Артыкбаев в своей монографии «Среднее Прииртышье в контексте проблем истории Евразийских степей: этноисторический и этноархеологический опыт исследования», – В казахской степи ходили легенды об этом человеке. К нему часто приезжали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров и многие другие яркие представители национально-освободительного движения «Алаш»». После встреч с молодым Магжаном Жумабаевым Потанин сравнил его с Чоканом, считал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом. «А по исследованию природы … он сделал гораздо больше, чем Пржевальский». / В. А. Обручев / Ради чего тратил силы и средства, рискуя своей жизнью и жизнью близких, Григорий Николаевич Потанин? Жизнь Потанина была посвящена такой, казалось бы, далекой от насущных потребностей науке, как этнография. Изучение происхождения, языка, быта, духовной жизни народа, часто далеко отстоящего от нас и по расстоянию, и по каким бы то ни было родственным связям. Но Потанин и его жена доказали, что многие азиатские народы, которые веками в определенных кругах имели репутацию диких и примитивных, в действительности обладают многовековой историей, высокой культурой, что они имеют право на уважение к своей культуре, к ее самобытности не меньше, нежели европейские народы. И разве такая деятельность не влияла на ход истории, на взаимоотношения различных народов друг с другом? Такими людьми, как семья Потаниных, творится история. И о них всегда будут помнить с уважением, восхищением и благодарностью. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Алейник В. Уголок первозданной природы // Заря. – 2007. – 24 марта. – С.3. 2. Артыкбаев Ж. О. Среднее Прииртышье: в контексте проблем истории Евразийских степей. – Павлодар, 2007. 3. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений: в 5 т. – Алма-Ата, 1985. – т.5. 4. Герасимов Б. Г. Избранные труды. – Усть-Каменогорск, 2000. 5. Гребенщиков Г. Большой сибирский дедушка // Семь дней. – 2003. – 21 февр. – С.8. 6. Гребенщиков Г. Степные узоры. – Усть-Каменогорск, 2006. 7. Жуков П. Улица, которой нет // Спектр. – 2006. – 25 мая. – С.7. 8. Исаханова К. С. Развитие просвещения в Казахстане в период конца XIX в. – первой трети ХХ в. (на примере Прииртышья). – Караганды, 2004. 9. Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина. – Алма-Ата, 1972. 10. Кобенова К. С. Вклад русских ученых-фольклористов XIX в. (В. В. Радлова, Г. Н. Потанина) в собирание, изучение, издание казахского фольклора // Вестник КазГУ. Сер. Филологическая. – 1999. — №32. – С. 100-103. 11. Косенко П. Вчера. Сегодня… Завтра?: дневник критика. – Алма-Ата, 1983. 12. Косенко П. Скрещение судеб: историческая хроника. – Алма-Ата, 1981. 13. Косенко П. Скрещение судеб: историческая хроника и биографические повести. – Алма-Ата, 1985. 14. Лухтанов А. Г. Алтайское притяжение. – Усть-Каменогорск, 2006. 15. Лухтанов А. Г. Исследователи казахстанского Алтая // Нива. – 2006. — №2. – С. 134-145; №3. – С. 169-191. 16. Лухтанов А. Г. Исследователи казахстанского Алтая // Семь дней. – 2002. – 19 июля. – С.8. 17. Потанин Г. Н. Исследования и материалы. – Алматы, 2006. 18. Разгон Л. Семь жизней: рассказы. – М., 1992. 19. Таргынский К. По 101-му меридиану: об исследователе Григории Потанине // Семь дней. – 2010. – 18 марта. – С.9. 20. Шахимарден (Шахимарден Кусаинов) Биографии исторических личностей Казахстана XIV – XIX веков: хроника, факты, легенды. – Алматы, 2001.
|
| | |
| Статья написана 4 октября 2020 г. 11:39 |
«Не нужно бороться за счастье – можно просто выбирать себе вариант по душе». / В. Зеланд / В наше время в среде ученых заметно развиваются взгляды на библиотекаря как на специалиста, сочетающего черты труда педагога и социального работника, призванного выполнять в меняющемся обществе множество новых функций, в том числе культурно-досуговую и психотерапевтическую. Как показывает ряд библиотековедческих исследований последних лет, читатели все чаще обращаются к книге с целью решения своих психологических проблем, ищут поддержку и помощь у библиотекарей, испытывая состояние психоэмоционального дискомфорта. “Помоги себе сам!” – эти слова вполне могут стать девизом для всех и каждого уважающего себя человека. И наша задача как библиотекарей – помочь нашим читателям разобраться в выборе соответствующих литературных ориентиров. Искусство слова, прекрасного, умного, доброго, способно вызвать переворот в душе человека, изменить его взгляды – настолько неодолима сила художественной литературы. Если обычного разговора иногда бывает достаточно, чтобы поднять человеку настроение, ободрить его, придать ему мужества и сил, то художественное слово тем более может оказать в нужный момент благотворное влияние. У некоторых людей зрительное восприятие более развито, чем слуховое. Способность печатного слова оказывать такое же, а иногда и большее воздействие, чем устная речь, служит одним из оснований для использования литературы в целях лечения и профилактики заболеваний. Вот почему библиотекари и врачи не могут обойти вниманием эту проблему, ибо одним из наиболее часто употребляемых видов психотерапии является библиотерапия. Слово “библиотерапия” образовано от греческого “библион” – “книга” и означает “лечение книгой”. По определению А. М. Миллер, ведущего специалиста в этой области, психолога, кандидата педагогических наук, под библиотерапией следует понимать воздействие художественной литературы на психику больного человека. Основные “пациенты” – люди, страдающие неврозом. Однако, по наблюдениям А. М. Миллер, около трети всех хронических больных нуждаются в таком лечении. Дело в том, что во время болезни у человека меняется его художественное восприятие. Для некоторых привлекательными становятся произведения, полные пессимизма и отчаяния, в которых они стремятся найти параллели со своими жизненными обстоятельствами. Либо возникает диаметрально противоположная ситуация, когда такие читатели начинают искать книги со счастливым концом, переносящие их в вымышленный мир. Суть же лечебной методики заключается в руководстве чтением больных людей, в специальном подборе литературы. Осуществлять такое руководство рекомендуется путем составления индивидуальных списков литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного человека. Главный принцип отбора – герой книги обязан сам, без посторонней помощи, побороть свое несчастье или болезнь. Все философы мира сходятся в одном: счастье заключается не во внешних условиях жизни, а в том, как человек их воспринимает. Стоит ли растрачивать свои дни в погоне за мифической Синей птицей? Может быть, лучше оглядеться вокруг, увидеть близких людей, своих детей, которым вы так необходимы, уголок природы, который вы можете сохранить, — и понять, что это далеко не мелочи, а именно то, что составляет человеческое счастье. Коррекция психологического восприятия жизни – так коротко можно охарактеризовать основной стержень библиотерапевтических занятий. Библиотерапевтическое направление в библиотековедении, одним из основателей которого является Н. А. Рубакин, зародилось в России в конце ХIХ в. Психология восприятия литературных произведений и ее особенности у различных категорий читателей всегда привлекали внимание, поскольку чтение позволяет обрести духовную опору, найти позитивные пути выхода из кризиса. Наибольшее внимание исследованию восприятия художественных текстов в основном уделялось специалистами в области общей и педагогической психологии (В. А. Невский, А. А. Гайворонский, А. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский и Н. А. Рубакин). Представители харьковской психологической школы (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.) утверждали, что идею о терапевтическом воздействии вкладывает тот, кто воспринимает художественное произведение, анализирует его, используя для уяснения жизненных явлений. Именно такая идея впоследствии дала толчок к изучению терапевтического воздействия художественной литературы. Были определены критерии отбора ее, дающие наибольший эффект, проведена классификация с точки зрения психотерапевтического воздействия (А. М. Миллер). Впоследствии применимость библиопсихологического анализа в современных условиях была подтверждена В. И. Беспаловым, который опробовал информационно-психологические тесты Н. А. Рубакина. Первые шаги к практическому применению библиотерапии были сделаны в советское время в 1927 году И. З. Вельвовским, врачом психо-неврологического института в Харькове. С успехом применялась она и в годы Великой Отечественной войны не только И. З. Вельвовским и его учениками, но и многими медицинскими сестрами и санитарками, считавшими, что хорошая книга может сотворить чудо, вернуть к жизни психически травмированного человека. Этот метод лечения уже доказал свою эффективность. Однако теоретические основы его нуждаются в дальнейшей разработке. Необходимо глубже изучать психологию чтения различных социальных групп с учетом возраста и пола. Особую роль играет библиотерапия в лечении детей. Ребенку, вырванному из привычной жизни, разлученному с самыми близкими людьми, да еще и больному, не объяснишь необходимость и пользу лечения. Ему плохо – и все тут. Но вот в палату приходит приветливая женщина, начинает читать сказки, и ребята перестают плакать, нервничать, скучать. А если она еще и скажет ласковое, успокаивающее слово, успех может быть поразительным. Современные медики, используя метод библиотерапии, опираются на идеи замечательных врачей прошлого. Известный терапевт начала ХIХ века В. Я. Мудров, давая наставления молодым врачам, писал: “Главнейшее же… состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни. Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Сим искусством сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, резкого испугаешь, робкого сделаешь смелым… Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания.” Индивидуальный план чтения для больного составляют врач и библиотекарь. Этот план включает 6-8 произведений и рассчитан не только на время пребывания в больнице, но и на послелечебную адаптацию в домашних условиях. При подборе книг учитывается и характер заболевания, и интеллектуальный уровень, степень начитанности, интересы пациента. Работая в отделе обслуживания, следует иметь в виду, что не всегда больному нужны сильные, пусть даже положительные, переживания. К примеру, при всех достоинствах романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” не стоит давать его человеку, переживающему какие-либо неполадки в семейной и личной жизни. А больному, находящемуся в послеоперационном периоде, не стоит читать таких мастеров смеха, как М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, Д. Джером, О’ Генри. Лучше порекомендовать ему, например, Ч. Диккенса, семейные хроники или исторические романы. Нервно- или психически больному человеку после окончания лечения лучше предложить остроумные книги сатирического характера ( Я. Гашек “Новые похождения бравого солдата Швейка”, отдельные рассказы А. Чехова, М. Зощенко, А. Аверченко ). Когда больной начинает смеяться, особенно над своей болезнью, это уже хороший диагностический признак. Книга же с мрачным содержанием отрицательно влияет на психику и ухудшает состояние больного. Так что лечащему врачу и библиотекарю всегда нужно помнить важнейшую заповедь: “Не навреди!” Библиотерапию условно делят на два вида: нецеленаправленная, служащая для того, чтобы поднять настроение и отвлечь пациента от мыслей о болезни, и целенаправленная, способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя. С учетом различных ситуаций можно рекомендовать следующие книги: 1. Литература о людях, преодолевающих физические недуги, о милосердии: * Амосов Н. “Книга о счастье и несчастьях”; * Киплинг Р. “Свет погас”; * Маршалл А. “Я умею прыгать через лужи”; * Микулина Л. “Мать Мария ”; * О’Генри “Последний лист”. Рассказы; * Ремарк Э.- М. “Ночь в Лиссабоне”; * Стоун И. “Жажда жизни”. 2. Литература оптимистической направленности, позволяющая отвлечь от мрачных мыслей, связанных с потерей близких, любимых людей: * Амаду Ж. “Дона Флор и два ее мужа”; * Бронте Ш. “Джен Эйр”; * Искандер Ф. “Сандро из Чегема”; * Лассила М. “За спичками”; * Моэм С. “Бремя страстей человеческих”; * Попов Вал. Рассказы. Повести; * Роллан Р. “Очарованная душа”, “Кола Брюньон”; * Драйзер Т. “Дженни Герхард”; * Санд Ж. “Консуэло”; * Диккенс Ч. “Рождественские рассказы”; * Дюморье Д. Романы; * Картленд Б. Романы. 3. Литература, помогающая преодолеть моральные неурядицы, воспоминания о прошлом: * Берберова Н. “Железная женщина”; * Бронте Э. “Агнес Грей”; * Диккенс Ч. “Рождественские рассказы”; * Зайцев Б. “Голубая звезда”; * Мемуары артистов, писателей; * Одоевцева И. “На берегах Невы”; * Шмелев И. “Лето господне”. 4. Литература, отвлекающая от сложных бытовых, производственных и других проблем: * Адамян Н. Избранное; * Гашек Я. “Новые похождения бравого солдата Швейка”; * Гофф И. “Cоветы ближних”; * Уварова Л. “От мира сего”; * приключения; * детективы; * авантюрные романы; * фантастика ( в частности, книги Булычева К. , Крапивина В., а также фэнтези: трилогия Белянина А. “Меч без имени”, сказочный сериал О. Громыко о Белории, произведения Говарда Р., Меррита А., У. Ле Гуин и др.). В нашей библиотеке уже почти 15 лет работает клуб любителей фантастики ( КЛФ ) “Перекресток миров”, объединяющий разновозрастных поклонников данного жанра и успешно сочетающий развлекательные, познавательные и библиотерапевтические функции. Фантастика учит нас быть добрыми, гуманными, терпимыми… что порой так недостает героям так называемой “большой” литературы! С 1996 года людей “золотого возраста” собирает клуб “В кругу друзей”, также организованный сотрудниками отдела абонементного обслуживания нашей библиотеки. Одной из форм его работы является тематическая литературно-музыкальная композиция с определенным эмоциональным настроем. С помощью специально подобранных стихотворений, отрывков художественной прозы, афоризмов и музыки ведущие стараются пробудить в людях чувство доброты, желание помочь разобраться в себе, найти столь необходимую в наше стрессовое время точку опоры, обрести уверенность в том, что жизнь изначально прекрасна, а счастье вполне достижимо. Помните, у И. Бунина: О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. Стихи Б. Пастернака, Данте, А. Ахматовой – настоящее лекарство для души. Отдельно следует сказать об огромном пласте философской и психологической литературы, часто ориентированной на уже достаточно подготовленного читателя. Функции ее, на мой взгляд, не просто целенаправленно библиотерапевтические, а развивающие, способствующие раскрытию и самореализации личности: * произведения К. Кастанеды; * Хей Л.“Новое тысячелетие: позитивный подход”, “Живительная благодарность”; * Джампольски Д. “Любовь побеждает страх”; * Сытин Г. “Животворящая сила”; * Лазарев С. “Диагностика кармы”; * Норбеков М., Хван Ю. “Уроки Норбекова: дорога в молодость и здоровье”; * Бах Р. “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”, “Иллюзии”. Вот мы и подошли вплотную к очень интересной теме – самонастрой. “Помоги себе сам!” – к этой формуле пришел Георгий Николаевич Сытин, автор очень популярной сейчас книги “Животворящая сила” (Сытин Г. Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – СПб: ТОО “Лейла”, 1993. – 416с.: ил.). Студеным декабрьским утром 1943 года рядовой Георгий Сытин поднялся в атаку. Близкий разрыв снаряда – и темнота… Полное выпадение памяти, неподвижность. “Не жилец”, – сказали врачи. Он возвратился к жизни, но инвалидом первой группы. Кто сможет помочь? Тогда и пришел к формуле “Помоги себе сам!” “У меня отличная память. Сильная, устойчивая память”, – тысячу, десятки тысяч раз твердили уставшие губы. И через шесть лет, защитив успешно кандидатскую диссертацию по теме “Волевые усилия”, окончил медицинский институт, поступив сразу же в педагогический. Покоя не давали раны войны, и, чтобы унять боль, Сытин твердил: “У меня ничего не болит. Все хвори уходят из моего тела. Я рождаюсь здоровым и прекрасным…” После его 70-летия у Сытина родились дочь и сын. У него существует настрой на молодость: “Мое тело рождается юным. Все изменения в моем теле после 20-летнего возраста навсегда уходят в пространство Вселенной. Я живу по закону: чем старше, тем моложе.” Сытин получил признание, пройдя тяжелый путь оскорблений, неприятия, неверия. Сегодня его метод рекомендован к внедрению в практику врачей-психотерапевтов. Стрессы, депрессии, неврозы… Как часто их причины кроются в нас самих, а точнее, в нашем прошлом. Боязнь отпустить свое прошлое – это боязнь расстаться с болезнями. Очень часто мы используем свои раны для получения определенных благ, привилегий в обществе. Заметьте, любой вежливый разговор начинается с вопроса: “Как вы себя чувствуете?” Мы часто становимся пленниками своих душевных травм, болезней, болячек, потому что боимся лишиться внимания, заботы окружающих. Ведь иногда думается, что быть здоровым – это быть одиноким, т.к. здоровому человеку не нужна забота. Болезни нужны нам порой еще и потому, что они дают возможность прикрыть неловкость и стеснение. Ведь легче сказать: “Приходи ко мне, я болен”, чем: “Иди ко мне, ты мне нужен!” Как быть, если вдруг мы особенно остро ощутили разлад с самими собой и окружающим миром? Названия статей периодических изданий говорят сами за себя: * Прорыв души // Путь к себе. – 1993. — №1. – С.45-46; * Секреты гармонии // Независимая газета. – 1994. — №34. – С.8; * Cтихотворное лекарство // Литературная газета. – 1993. — №5; * Лазарев М. Моцарт вместо аспирина // Путь к себе. – 1993. — №5-6. – С.16-19; * Абрамова Т. Пойте на здоровье! // Путь к себе. – 1993. — №1. – С.13-14. Как известно, при получении человеком новых знаний изменяются нервные клетки его головного мозга: появляются новые окончания клеток, формируются новые связи между ними, образуются новые количества протеина… Этим процессом, оказывается, всякий из нас может сознательно и целеустремленно управлять! Как подготовить свой мозг к тренировкам, как развивать пространственную ориентацию, память, логическое и творческое мышление, рассказал в своей книге “Живите с умом” американский психолог Майкл Д. Чейфиц, автор многочисленных статей, посвященных интеллектуальному контролю поведения человека. Прогресс умственных способностей не заставит себя ждать! А самое удивительное – возраст ему не помеха! В последние годы все большую популярность приобретают книги Вадима Зеланда из серии «Трансерфинг реальности». Речь в них идет об очень странных и необычных вещах. Трансерфинг – это мощная техника, дающая власть творить невозможные, с обыденной точки зрения, вещи, а именно – управлять судьбой по своему усмотрению. Те, кто испробовал трансерфинг на своем опыте, с изумлением рассказывают, как их мысли непостижимым образом материализуются, а окружающая действительность буквально на глазах меняет свой облик. Например, люди по непонятным причинам начинают относиться к вам с большей симпатией. Двери, которые раньше казались безнадежно закрытыми, отворяются. Слой вашего мира восстанавливает утраченную свежесть: к мороженому возвращается тот самый вкус из детства, а надежды снова обретают восторг юности. Но главное – это характерное ощущение внутренней свободы – привилегия жить в соответствии со своим кредо. Если после ознакомления с предложенной литературой у вас возникло желание познать Вселенную, задуматься над тем, что мы – часть ее и, в соответствии с этим, реализовать самих себя в ее бесконечности, значит, наша цель достигнута. От лица всех сотрудников библиотеки им. А. С. Пушкина желаю вам здоровья – душевного и физического. А как их обрести, я думаю, вы уже знаете. Список использованных источников 1. Бухольц Н. “Искусство печального утешить…” // Библиотекарь. – 1991. — №9. – С.52-54. 2. Дорогова А. Врачует библиотека // Библиотека. – 1993. — №4. – С.31-32. 3. Дрешер Ю. Н. Книга лечит // Мир библиографии. – 1999. — №4. – С.45-50. 4. Дрешер Ю. Н. Кого и как лечит книга // Библиотека. – 1999. — №3. – С.68-70. 5. Дрешер Ю. Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта. – М.: Либерея, 2003. – 248 с. 6. Зеланд В. Вершитель реальности. – М.: АСТ : Астрель, 2005. – 255 с. 7. Зеланд В. Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов. – СПб.: ИГ «ВЕСЬ», 2005. – 224 с. – (На пороге Тонкого мира). 8. Казеко Е. Слово теплое, исцеляющее: (О библиотечном обслуживании раненых бойцов в годы Великой Отечественной войны) // Библиотекарь. – 1972. — №5. – С.31-33. 9. Клюшина Н., Кушнир Г., Сапоровская М. Библиотерапия // Библиотекарь. – 1991. — №9. – С.51-52. 10. Норбеков М., Хван Ю. Уроки Норбекова: дорога в молодость и здоровье. – СПб.:Питер, 2001. – 192с.: ил. – ( Серия “Исцели себя сам” ). 11. Путь к себе: Вечер отдыха в библиотеке с использованием методов онтопсихологии ( терапия музыкой, видеотерапия, библиотерапия ). – Екатеринбург: Управление культуры администрации Свердловской области, Областная массовая межнациональная библиотека, 1994. 12. Сытин Г. Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – СПб: ТОО “Лейла”, 1993. – 416с.: ил. 13. Хей Л. Новое тысячелетие. Позитивный подход / Пер. с англ. Н. Зворыкиной. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 223с. 14. Чейфиц М. Д. Живите с умом/ Пер. с англ. – Мн.: ООО “Попурри”, 1997. – 304с.: ил.
|
| | |
| Статья написана 4 октября 2020 г. 11:37 |
Нива. – 2007. — №2. – С. 156-160. – (Рубрика «Культура. Общество. Личность») Чистяковские чтения: сборник материалов регионального семинара (14 апреля 2007 г.). – Усть-Каменогорск, 2007. – С. 189-194. Отечество славлю, которое есть. Но трижды – которое будет! / В. Маяковский / «Алгеброй гармонию поверить…» Эти слова в полной мере можно отнести к творчеству необыкновенного человека – нашего земляка, архитектора, музыканта и поэта Арсения Викторовича Шаудера. Выставка его произведений «Мир Будущего» состоялась 14 сентября 2006 г. в г. Усть-Каменогорске в Восточно-Казахстанской областной библиотеке им. А. С. Пушкина. Триста архитектурных эскизов в стиле «ультра-модерн» и более 30 стихотворений адресованы всем нам – казахстанцам XXI века, а также нашим далеким потомкам, которым, по утверждению Арсения Викторовича, предстоит жить в Синтез-Эру – самую совершенную стадию развития общества. «Такая жизнь достойна высоты!» «Это, я вам доложу, — зрелище. Дома. Дома необыкновенных величин и красот». / В. Маяковский / Люди всегда мечтали достичь облаков. Легендарная Вавилонская башня – первая архитектурная утопия человечества. Проект Дворца Советов в Москве – утопия ХХ века. Век этот дал миру огромное количество фантастических архитектурных проектов, которые могли бы в корне изменить нашу повседневную жизнь. Начнем с того, что… Вот, скажем, вы, уважаемый интеллектуал XXI века, довольны видом из своего окна? Если да, то вам сильно повезло. Значит, серые панельные коробки, натыканные, словно клоны, по всей стране, не портят вам аппетит и не вызывают головную боль по утрам. Но представим на миг, что Астана… Нет, возьмем поближе – Усть-Каменогорск – это город дворцов и садов, где жители отдыхают после работы в мраморных беседках и слушают журчание фонтанов. Утопия? А почему бы и нет! «Чтоб небоскреб скорей Луну поцеловал…» Асфальт – стекло. Иду и звеню. Леса и травинки – сбриты. На север с юга идут авеню, На запад с востока – стриты. А между – (куда их строитель завез!) – Дома невозможной длины. Одни дома длиной до звезд, Другие – длиной до Луны. / В. Маяковский / Русское «небоскреб» — калька английского «sky-scraper», которое не всем англоговорящим людям по душе. К примеру, американцы предпочитают ему слово «highrise» («возвышающийся»). На заседаниях устькаменогорского КЛФ «Перекресток миров» неоднократно обсуждались вопросы архитектуры Будущего. Именно так — с большой буквы. И герой нашей сегодняшней встречи Будущее видит светлым, радостным и поистине грандиозным. Еще в середине прошлого века небоскребы были весьма непопулярны. Люди недолюбливали их за несоразмерность привычной жизни. Американский фантаст Роберт Кальверт писал: «Они как пришельцы, скорее, персонажи из космоса, но не из мира людей». Любовь к высоткам привил всем Вуди Ален своим фильмом «Манхэттен» (1979), про который говорят, что его главным героем является «силуэт Нью-Йорка». Арсений Викторович тоже очень любит небоскребы. И Нью-Йорк. Кстати, 40 из 100 самых высоких зданий в мире находятся в США (12 из них в Нью-Йорке и 10 в Чикаго). ХХ век в архитектуре начался со стиля модерн. Формы, в которые облекалась архитектура со времен античности, вдруг стали расплываться, здания словно превращались в живых существ, в растения, живущие по законам мира природы. Причудливо-ленивые изгибы линий, томная роскошь интерьеров, пасмурно-пастельные тона… Стиль А. В. Шаудера – «ультра-модерн». Так позиционирует его сам автор. И, пожалуй, трудно подобрать более точное определение. Недаром архитектуру называют застывшей музыкой. И это подтверждают работы Арсения Викторовича, музыканта по образованию (об этом чуть позже). Величественные сооружения, изображенные на его эскизах, отчасти напоминают арфу, орган, баян, рояль, гусли, виолончель. И это неслучайно: именно в синтезе науки и искусства видит Мастер грядущие успехи человечества, очередной виток Прогресса. Названия его графических работ говорят сами за себя – «Универсальная архитектура 21-го века», «Вместо ядерного полигона!», «Цвети, планета Земля!», «К вершинам всемирной цивилизации». Графика А. В. Шаудера завораживает своей музыкальностью. Она звучит, поет о прекрасном будущем Казахстана. Небоскребы – символ стремления нашей молодой республики к сияющим вершинам Завтрашнего дня, к миру без войн, где все люди радостно трудятся на благо всего человечества. «Вглядитесь в эти совершенные линии, прислушайтесь! – говорят эскизы Мастера. – Это ваше Будущее! Давайте создавать его прямо сейчас!» Стихи же А. В. Шаудера о Будущем – прекрасное дополнение к его архитектурным шедеврам: И если человек захочет очень В дерзании своем достичь всего, В единстве творчества создаст он все, Что сердце просит… Четкие, запоминающиеся строки наводят на мысль о футуристах прошлого века, «будетлянах», последователем которых, вольно или невольно, выступает автор. Так кто же он, это неординарный человек, тот гений, что, процитировав его же строки, «творчеством богат»?
«Парадоксальность судьбы» «…Только сильные души могли предвидеть, почувствовать поступь неизбежного грядущего улучшения и устройства человеческой жизни». / И. А. Ефремов / Герой нашей сегодняшней встречи появился на свет в Баку. В 1942 г. родители Арсения Викторовича были сосланы в Казахстан. В общей сложности, А. В. Шаудер прожил в Казахстане более 50 лет, в том числе с 1987 г. – в г. Усть-Каменогорске. Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Уже отмечалось, что Арсений Викторович имеет высшее музыкальное образование. В г. Семипалатинске он закончил музыкальное училище по классу скрипки, в г. Новосибирске – консерваторию по классу альта. Играл в нескольких хороших оркестрах страны (СССР, позже – Казахстана и России). Еще в студенческие годы Арсений Викторович увидел Будущее. По его словам, «совсем другими глазами». Что это означает? В общих чертах то, что А. В. Шаудер рисует Будущее в оптимистических красках, веря в неиссякаемые творческие силы и разум человека. Графические эскизы автора одобрены профессорско-преподавательским коллективом кафедр «Архитектура и дизайн» и «Основы и теория архитектуры» Восточно-Казахстанского Государственного технического университета (ВКГТУ) и представляют интерес среди профессионалов как редчайшее явление творческой деятельности энтузиаста. Графика и стихи Арсения Викторовича – достойный ответ на распространившиеся в нашей научной фантастике (не говоря уже о зарубежной) тенденции рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф. «В последний век Эры Разобщенного Мира…люди, наконец, поняли, что все их бедствия происходят от стихийно сложившегося еще с диких времен устройства общества, поняли, что вся сила, все будущее человечества – в труде, в соединенных усилиях миллионов свободных от угнетения людей, в науке и переустройстве жизни на научных основах, — писал полвека назад гениальный провидец Иван Антонович Ефремов. – Так началась ЭМВ – эра Мирового Воссоединения». А. В. Шаудер называет ее Синтез-Эрой. «О, здравствуй, здравствуй, «Синтез-Эра», Ты – плод Великой Светотемы…» Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор, Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца – пламенный мотор. / П. Герман / «Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся…» Арсений Викторович считает, что всю мировую цивилизацию можно рассмотреть диаметрально. Он предлагает в будущем иметь на нашей планете Всемирный Парламент для регуляции мира и экономического развития мирового рынка. «Если бы Международный Парламент был создан в начале ХХ века, то таких тяжелых войн в ХХ столетии не было бы», — говорит А. В. Шаудер. Все силы общества, расходовавшиеся в древности на создание военных машин, содержание не занятых полезным трудом огромных армий, политическую пропаганду и показную мишуру, будут брошены на устройство жизни и развитие научных знаний. «Синтез» — слияние, общность. Арсений Викторович предполагает, что, если человечество пойдет мирным путем, то строительство во многих городах нашей планеты небоскребов достаточно целесообразно: это экономит землю (с чисто практической точки зрения) и, кроме того, открывает путь к высокой эстетике Будущего, провозглашаемый автором. На протяжении двадцати лет этот удивительный «поющий» мир предстает в работах А. В. Шаудера. Образы приходят в разное время. Порою, во сне (что неудивительно – именно там, в соприкосновении с Тонким миром, мы прозреваем Будущее, угадываем его бесчисленные грани!). Изначально создается карандашный набросок, затем – окончательная обработка чернилами. На каждый эскиз затрачивается от 3 до 8 часов (в зависимости от сложности изображения). Последние полтора года Арсений Викторович на пенсии. И это позволило ему создать множество новых архитектурных работ, осуществить корректировку стихотворений. Недаром еще древние говорили: «Если человек не развивается, то он деградирует». А. В. Шаудер – сторонник бесконечного развития личности. Он – заядлый библиофил: в его домашней коллекции собраны книги по искусству, политике, множество энциклопедий и словарей. А живое воплощение идей Арсения Викторовича – современный облик нашей новой столицы, города, устремленного в прекрасное Будущее. Вместо ядерного полигона А. В. Шаудер предлагает светлые гостиницы, солнечные университетские комплексы, великолепные дворцы культуры, как бы символично парящие в воздухе аэропорты… «Счастливого пути в Столетьях!» — желает нам Мастер и утверждает: «Мир – это лик счастья!» И все его работы знакомят нас с этим миром – миром высокой эстетики и нравственности, миром Единства и преклонения перед трудом Человека.
|
| | |
| Статья написана 4 октября 2020 г. 11:27 |
Книголюб. – 2006. — №6. – С.24-25. Вы хотели бы жить вечно? А дышать под водой? А как насчет свободного парения в пространстве? Передачи мыслей на расстоянии? Не проблема! Все это ПОТЕНЦИАЛЬНО возможно, поскольку уже ЗАЛОЖЕНО в нас, ЗАПРОГРАММИРОВАНО, если хотите. Приветствуем вас на «Перекрестке Миров» — неленивых и любопытных, пытливых и любознательных! Тех, кто желает стать всем, чем возможно и, на первый взгляд, невозможно! «Поистине тот является победителем, кто победил себя». «Каждый человек должен относиться к себе, как к произведению искусства». /Ф. М. Достоевский/ Эти слова Федора Михайловича следует понимать так: «Человек — творец, он должен работать над собой. Совершенствоваться». Об этом-то и пойдет речь далее. О совершенствовании и самосовершенствовании Человека. 60-е годы XX века... Фантасты рисовали путешествия на Луну и планеты, к звездам и отдаленнейшим галактикам. Они видели людей будущего хозяевами солнечной системы, покорителями межзвездных просторов, властелинами необъятного мира, имя которому — Вселенная. Однако писатели, устремляясь мысленно далеко вперед, вели широкий поиск. Их увлекали не только удивительные перспективы физики и химии, открытие новых видов энергии, разгадка тайн живой материи, возможности переделки окружающего мира — и нас самих в том числе. Фантасты пытались во всей полноте представить далекое будущее. Задача, выдвинутая еще в предвоенные годы, теперь стала для фантастики задачей номер один. На первом месте стало изображение Человека грядущей эпохи, его психологии, характера, морали, всех сторон его жизни. Внешний облик человека будущего — такой, каким его видят писатели-фантасты и ученые, — был рассмотрим в следующий раз. А что же касается его сущности, того, что побуждает человека совершенствоваться, реализуя свой потенциал, об этом мы поговорим сегодня. «Физиология: неиспользованные резервы?» «Если мы задали себе вопрос такого рода, значит, мы не просто животные, а люди с мозгом, в котором есть не просто сеченовские рефлексы и павловские слюни, а нечто другое, иное, совсем не похожее ни на рефлексы, ни на слюни...» /К.Э. Циолковский «Теория космических эр» / Тему потенциальных возможностей человеческого организма с полным основанием можно назвать одной из стародавних тем. Ведь еще в сказках повсеместно сталкиваешься то с бессмертием, то с искусством перевоплощения человека в животных, то с проявлением чудес, удесятеряющих возможности человеческих рук, ног, глаз... Именно этой проблеме посвящена одна из работ известного критика-фантастоведа А. Осипова. Еще на ранней стадии осознания себя человек за¬метил недостатки своего организма и мечтал усовершенствовать его (организма) свойства. А уж для фантастики эта благодатная тема оказалась на редкость плодотворной! Ведь только за последние 100 лет создано более 1000 романов и повестей (не говоря уже о рассказах), разносторонне освещающих эту тему. Что же подразумевается под «потенциальными возможностями человеческого организма»? Произведения, отталкивающиеся от идей приспособления (адаптации) человеческого организма к среде обитания, которая достаточно ограничена для нас как для биологического вида. Мы живем на суше. Но нас окружают океаны и моря, воздушное пространство — до них человек дотянулся только с помощью техники. «Однако техника не всегда совершенна, да и не дает она тех возможностей, которыми обладают в той или иной стихии «коренные» их обитатели — рыбы, птицы... Вот почему фантастика заинтересовалась перспективами приспособления человеческого организма к новой среде обитания», — отмечает А. Осипов. Александр Беляев в романе «Человек-амфибия» еще в 20-х годах прошлого столетия рассказал о человеке, получившем возможность свободно обитать под водой. Другой отечественный фантаст Сергей Павлов 40 лет спустя написал повесть «Акванавты», в которой люди-рыбы уже не являются диковинкой (как у Беляева), а заняты повседневной работой в подводной стихии. Японский писатель Кобо Абэ в романе «Четвертый ледниковый период» описывает целую цивилизацию рыбо-людей, вынужденных обитать под водой, правда, не по своей воле... Что же касается умения летать, то здесь речь идет не о том, чтобы научиться полету у птиц, а о свободном парении в пространстве без помощи крыльев, а лишь посредством одного желания полететь... Тут проблема куда сложнее, чем в экспериментах с подводной адаптацией, для которой и в реальной жизни уже найдены вполне научные методы. Романтик Александр Грин подарил своему герою в романе «Блистающий мир» способность летать в минуты наиболее высокого накала чувств и желаний. А. Беляев в «Ариэле» рассказывает о юноше, которому удалось летать, научившись управлению силами, таящимися в атомах тела... Не менее привлекательна и тема Бессмертия, которая волнует любого человека, а уж фантастов и подавно! Каких только рецептов ни встретишь на страницах фантастических книг! Например, в романе В. Пальмана «Два шага маятника» вторая жизнь достигается тем, что в роковой час развитие организма «поворачивается в обратную сторону» и начинается процесс омоложения. Идея «устранения» из программы развития организма «пустяковых» пунктов старости и смерти легла в основу рассказов «Море, бушующее в нас» И. Росоховатского, «Формула бессмертия» А. Днепрова и др. А сколько произведений посвящено повышению потенциала мозга, усилению мыслительных способностей! Мы живем в мире, где уже присутствуют люди с необыкновенными способностями психики. «И на этом фоне, — пишет А. Осипов, — появление фантастических произведений, затрагивающих эту область, может рассматриваться как смелое задание современной науке». Ускорить мыслительные процессы предлагает И. Росоховатский в рассказе «Тор-1». 0 возможности передачи информации непосредственно в зрительные волокна, минуя глаз, говорит Г. Альтов в рассказе «Опаляющий разум». Фантасты предполагают, что в недалеком будущем у человека появится вполне реальная способность общаться друг с другом на расстоянии с помощью мысли («Плеск звездных морей» Е. Войскунского и И. Лукодьянова), чувствовать электромагнитное поле («Странная» Д. Биленкина), органически чувствовать время («Вас зовут «Четверть третьего?»» В. Слукина и Е. Карташева) и т. д. Таким образом, фантастика философски подходит к человеку как к биологическому виду, предвосхищая возможные в будущем трансформации нашего организма. «Психика: скрытые возможности?» «Мой путь — это путь развития скрытых возможностей человека». / Г. И. Гурджиев / Путь самосовершенствования труден. Он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же — путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и пр. Известный психотерапевт К. Гольдштейн считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни. В. Франкл же полагал самоактуализацию лишь средством достижения особых «смысловых», надличностных целей бытия. Роман И. А. Ефремова «Лезвие бритвы» был опубликован в 1962 г. В нем писатель сосредоточил свой интерес на неиспользованных возможностях человеческого организма, резервах памяти — эстафете мысли поколений. «Цель романа, — отмечал Иван Антонович в предисловии, — показать особенное значение познания психологической сущности человека в настоящее время для подготовки научной базы воспитания людей будущего». Мастер выдвинул несколько фантастических гипотез: это пробуждение «генной памяти» у человека, когда происходит как бы раздвоение сознания и герой видит себя не только в своем времени, но и в далекую эпоху существования кого-то из своих предков. Это удивительная сила гипноза, которой обладает герой романа врач Иван Гирин, считающий возможным из¬лечение тяжелых нервных болезней с помощью само¬внушения. Сочетая научность и мечту, Ефремов поднимает фантастику на уровень современного космического мышления, обогащает жизнеутверждающим прогнозом будущего. Далёкая космическая эпоха — какой она будет? Какие грани из миллиардов граней Грядущего она откроет? Заглядывая мысленно сквозь время, фантасты пытаются осмыслить те далеко идущие сдвиги в сознании человека, которые вызовет покорение Вселенной. «Космос в фантастике» — наша следующая тема.
|
| | |
| Статья написана 4 октября 2020 г. 11:21 |
Книголюб. – 2005. — №11. – С.22-23. «В этом мире много миров». /А. Арканов/ Приветствуем всех, кто после долгих странствий среди необъятных просторов нашей жизни нашел, наконец, свой путь, свою стезю! Уста мудрых людей говорят: «Истина одна – путей к ней много». И миров рядом с нами великое множество – «только чуточку прищурь глаза»… «Перекресток миров» — так называется новая рубрика «Книголюба», в которой мы будем говорить обо всем, что связано с интереснейшим явлением современности – фантастикой. Если вам небезразлично будущее фантастической литературы, нравятся фэнтези-игры, кинофантастика или, быть может, вы сами – начинающий автор, пишущий или рисующий в данном жанре, то нам с вами по пути. Не подумайте, что мы обсуждаем сугубо фантастические темы (обратите внимание на заголовок статьи!). Место на «Перекрестке» найдется всем, кто любит подискутировать по самым различным вопросам, выходящим за рамки традиционной академической науки и литературы «основного потока», кого с детства манит тайное, забытое, невероятное, кто неленив и любопытен. Но своим основным направлением мы выбираем фантастику, т.к. именно она наиболее полно отражает спектр самых разнообразных проявлений современной культуры, не будучи скованной общепринятыми условностями. Идея создать подобного рода рубрику хороша еще и тем, что каждый человек, который любит читать, а особенно писать фантастическую литературу, может оставить свое мнение относительно того или иного события в мире фэнтези и science fiction (далее – SF, общепринятая аббревиатура научной фантастики), или даже создать свое фантастическое произведение. Приглашаем к сотрудничеству каждого, кто способен интересно и нестандартно мыслить, рассуждать и просто любит фантастику! Статьи, посвященные фантастическим книгам, в «Книголюбе» печатались неоднократно. А сегодня хотелось бы поговорить о самом понятии «фантастика». Начиная рубрику, посвященную данной теме, хочется рассказать всем желающим, что же это значит на самом деле. Итак, «имеющий уши да услышит». Наука осуществления грез «Феномен современной фантастики состоит в том, что она появилась в то время, когда вся человеческая жизнь вдруг стала воистину фантастичной. Фантастика в литературе – своеобразное литературное зеркало внезапно возникшей фантастичности самой реальной жизни… В ХХ столетии мы воистину вступили в мир реальной фантастики», — отмечал в свое время Сергей Александрович Снегов, автор культового романа «Люди как боги» /3, с. 479/. Фантастика проникла во все сферы деятельности человека, ее влияние на образ современной культуры неоспоримо огромно. Но с чего же все начиналось? Фантастика (от греческого phantasia – воображение) как жанр литературы выделилась не так уж давно. Но лишь потому, что классифицировать все то колоссальное богатство, накопленное человечеством за годы своего эволюционного продвижения и становления культурного достояния, и принадлежащее фантастике, сложно. Оно огромно. Можно трактовать фантастику как способность мыслить творчески, неординарно. Научная фантастика (SF) как разновидность фантастической литературы – сравнительно молодое явление. «Она зародилась в основном в середине — второй половине ХIХ века как отражение общественно-культурного интереса к проблемам развивавшейся тогда науки и первых успехов технического прогресса», — отмечает известный критик-фантастовед А. Н. Осипов. Наверное, одним из самых знаменитых родоначальников фантастической литературы является Жюль Верн. Его всемирно известные «20 тысяч лье под водой» знают и любят все поклонники классической фантастики. В ХХ веке движение и развитие фантастики приобрело огромные масштабы. Широко известными стали имена Герберта Уэллса («Машина времени», «Война миров», «Человек-невидимка»), Айзека Азимова («Три закона роботехники»), Ивана Антоновича Ефремова («Час Быка», «Туманность Андромеды»), Станислава Лема («Магелланово облако») и многих, многих других. «Человечества сон золотой» С развитием кинематографа появились первые фантастические фильмы, имевшие колоссальный успех. Вообще, с момента своего зарождения кинематограф воспринимался как синоним чудесного, мистического, сказочного. Основоположником кинофантастики принято считать французского режиссера Жоржа Мельеса – в 1902 году он создал 14-минутный фильм «Путешествие на Луну», использовав отдельные мотивы произведений Ж. Верна и Г. Уэллса. В последующие десятилетия кинофантастика получила интенсивное развитие, главным образом, по причине большой популярности литературной фантастики. Ныне в мире создано более 4000 разнообразных фантастических лент. Вспомним хотя бы ошеломляющий успех «Матрицы», «Звездных войн», «Терминатора», «Чужого» и т.д. Фантастика придала кинематографу зрелищность и остроту сюжета. Сфера проявления фантастики в современной художественной культуре обширна. Создаются живописные полотна, графические произведения, скульптуры, архитектурные ансамбли. Даже капризная индустрия моды впитала в себя новые тенденции, сделав фантастику сверхпопулярной. Приветствуются любые проявления индивидуальности и экстравагантности. В последнее время на ниве фантастики большой популярностью пользуются компьютерные игры. «Иных миров отражение…» Чем же так притягательна фантастика? Наверное, тем, что только она создает неповторимый, абсолютно индивидуальный мир, колоритный и насыщенный. Каждый человек может создать свою маленькую модель реальности на полотне, на лазерном диске или даже на листке бумаги. Фантастика динамична, она синтезируется с другими жанрами искусства, получая качественно новое выражение. Так, к примеру, появился один из самых известных сегодня жанров – фэнтези, основанный на описании нового мира. Любой человек, выступая в роли Создателя, претворяет в жизнь свои самые яркие и интересные идеи. Рождаются новые миры, полные загадочных и неповторимых обитателей. В течение ХХ века фантастика обогатилась поистине золотыми именами. Дж. Р. Р. Толкиен («Властелин Колец»), считающийся родоначальником жанра фэнтези, создал удивительный мир – Средиземье. Джордж Лукас подарил миру знаменитую сагу – «Звездные войны». Но не только зарубежные мастера пера и кинематографа работают в жанре фантастики. Сегодня широко известны и российские авторы: Сергей Лукьяненко («Ночной дозор»), Вадим Панов (серия «Тайный город»), Ник Перумов («Хранитель Мечей»), Юрий Никитин («Трое»), Александр Рудазов («Архимаг»). Неправы те, кто говорят, что фантастика – это низший сорт современного искусства. Искусство нельзя разделять на сорта, оно органично и неделимо. Любой жанр создает что-то новое, делая современную культуру многоликой и индивидуальной. Фантастика же служит своеобразным мостом между классической и современной прозой, объединяя в себе достоинства старого и нового. Конечно, фантастику можно считать примером массовой культуры, ведь ее популярность, действительно, огромна. Но это не делает фантастику «низкосортной». Тот вклад, который этот жанр внес в копилку мировой культуры, неоценим. Все глубже проникает фантастика в культуру, общественное сознание, в обиходное мышление. Сколько интереснейших произведений создаст фантастическая литература, сколько новых жанров станут завоевывать себе поклонников уже совсем скоро… Все самое интересное у фантастики еще впереди, и она еще скажет свое слово. Литература: 1. Осипов А. Н. Основы фантастоведения: Пособие для культпросветучилищ и любительских объединений. – М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1989. – 127 с. 2. Осипов А. Н. Фантастика от «А» до «Я» (Основные понятия и термины): Краткий энциклопедический справочник. – М.: Дограф, 1999. – 352 с. 3. Снегов С. А. Феномен фантастики//Фантастика 2005: [сб.]. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – С.477.
|
|
|