Сегодня небольшая, но довольно интересная историко-этнографическая подборка.
Традиционная обрядность монгольских народов. Сборник под ред. д.и.н. К.М. Герасимовой. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992. (тираж 6282 экз.)
Достаточно интересный, и редкий сборник статей по традиционной культуре монгольских народов, выпущенный под эгидой Бурятского института общественных наук. Сборник является четвертым в серии, правда я запамятовал, есть ли сейчас в моем собрании остальные экземпляры. Но, вот именно в этом широко раскрыты малоизвестные источники по быту и культуре переходов у монгольских народов. Очень много информации по родинной и свадебной обрядности. Но самое, пожалуй, интересное — это заметки о похоронном обряде XVI-XIX вв. у монголов под авторством составителя сборника.
В.В. Карлов Введение в этнографию народов СССР. Часть 2. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 1992 (тираж 1800 экз.)
В учебном пособии освещаются особенности национального и этнокультурного развития народов нашей страны в периоды, когда их традиционный образ жизни и культурно-бытовой уклад изменяются под воздействием процессов, связанных с индустриальной стадией развития общества; дан анализ экономических, социальных, политических и культурных факторов, определяющих соотношение всеобщего и национально-специфического в жизни народов. Для студентов исторических факультетов.
На деле весьма унылое произведение, с которым я ознакомился еще около 20 лет назад. Ничего этнографически полезного в нем нет, материал подается сухо, и вообще учебник достаточно скучен. Впрочем, если посмотреть на список использованной литературы, то понимаешь, что написан он еще раньше.
Ю.В. Кривошеев. Религия восточных славян накануне крещения Руси. (в помощь лектору) Л.: Знание, 1988 (тираж 28000 экз.)
В брошюре прослеживаются возникновение и этапы развития такого культурного феномена, как восточнославянское и древнерусское язычество, которое и после принятия христианства, несмотря на ожесточенную борьбу, длительное время господствовало в идеологии общества, что было обусловлено общественно-экономическим развитием средневековой Руси
А вот это, наоборот уникальный памятник научному атеизму. Брошюра, основанная на работах Рыбакова, Фроянова, Аничкова, приправленная терминологическими характеристиками Токарева, причем, написанная все равно каким-то снисходительным языком, впрочем не скатываясь в уже отживающую себя в конце 80-х большевистскую терминологию классовой борьбы древних славян. Если уж на то пошло, вполне можно использовать, как материал для написания рефератов.
Ну, и немножко мне попалось книг издательства "Наука", тех самых...
С. А. Плетнева. Хазары. Москва, "Наука", 1986 г. (тираж 79000 экз.)
Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья – Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели.
Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985 (тираж 100000 экз.)
Книга «Народы, расы, культуры» посвящена различным социальным и биологическим группам человечества, связанным единством происхождения и основного исторического пути развития, но различающимся но природным (экологическим) условиям существования, физическому облику, языку, характерным особенностям хозяйства, общественного строя и образа жизни.
В первом разделе книги «Народы» рассматриваются народы (этносы), которые складываются в разные исторические периоды на определенной территории н экономической базе и существуют длительное время в качестве устойчивых культурно-языковых общностей со своим названием и выраженным самосознанием. В этнографии (науке о народах) большое место уделяется вопросам языковой классификации, происхождения пародов (этногенезу), типам этнических общностей внутри разных социально-экономических формаций (племя, народности, буржуазные и социалистические нации), а также вопросам этнодемографии, т. е. численности народов, очень важным для решения всех перечисленных проблем.
Второй раздел книги озаглавлен «Расы». В отличие от этносов расы представляют собой биологические ареальные категории, которые формируются на основе территориальных человеческих популяций, отличаются друг от друга наследственными морфологическими и физиологическими особенностями. В этом разделе большое место уделено проблемам классификации, генетике расовых признаков, факторам расообразования, соотношению расовых и этнических общностей, критике реакционных ненаучных концепций расизма, разоблачению апартеида и геноцида.
В разделе «Культура» рассматривается вопрос о понимании культуры как специфического способа человеческой деятельности, включая и ее результаты, созданные в процессе коллективного труда всеми народами мира. В отличие от животных люди не только адаптируются к экологической среде, но и активно приспосабливают ее к своим непрерывно растущим материальным и духовным потребностям. Много внимания уделено теории хозяйственно-культурных типов и историко-этиографических областей, разработанной советскими учеными. Развитие культуры происходит диалектически в противоречивом взаимодействии традиций, передающихся от поколения к
поколению, и инноваций, которые с течением времени сами становятся традициями. В классовом обществе культурные особенности эксплуатируемых и эксплуататорских классов, а также всевозможных социальных групп довольно резко отличаются друг от друга. Подлинная всенародная культура трудящихся складывается только при социализме, который обеспечивает наиболее высокие темпы научно-технического прогресса и расцвет культуры каждого народа.
Таким образом в книге «Народы, расы, культуры» авторы стремились рассмотреть проблемы этнографии и антропологии комплексно, опираясь на новейшие достижения как общественных, так и естественных наук. В книге использованы оригинальные материалы, собранные во время путешествий и полевых работ авторов у народов СССР, Индии, Индонезии, Китая, Янонии, Польши, Болгарин, Венгрии, Германской Демократической Республики, Финляндии и других стран.
Настоящий текст уточнен и существенно дополнен по сравнению с первым изданием книги (1971 г.).
Авторы этой книги: Чебоксаров Николай Николаевич — профессор антропологии и этнографии, доктор исторических наук, дважды лауреат премии имени И. Н. Миклухо-Маклая и Чебоксарова Ирина Абрамовна педагог-биолог.
Первое издание книги было удостоено поощрительных дипломов на конкурсе лучших книг, проведенном Всесоюзным обществом «Знание» в 1972 г. Книга была переведена на эстонский, литовский, чешский, немецкий, венгерский и болгарский языки. Раздел «Культура» был переведён на вьетнамский язык.
Линдер И. М. Шахматы на Руси. М.: Наука, 1975 (тираж 150000 экз.)
Много загадок таит в себе история шахмат Древней Руси. Откуда пришла эта игра на Русь — с Востока или Запада? Когда она появилась впервые среди восточных славян? Как выглядели древнерусские шахматные фигуры? На эти и многие другие вопросы отвечает книга кандидата исторических наук И.М. Линдера. Второе издание работы, выходящее через 11 лет после первого, значительно переработано и дополнено материалами последних археологических открытий. Излагается впервые разработанная автором типология шахмат XI-XVII вв. По-иному освещаются проблемы происхождения шахмат, а также вопросы взаимосвязи шахматной культуры Руси и соседних славянских государств. Обновлен и расширен иллюстративный материал.
Книга посвящена истории маньчжуров и деятельности первого маньчжурского императора Абахая. В ней рассказывается о формировании маньчжурского государства и распространении власти Цинской империи на северные области Китая. Для широкого круга читателей.
The Surfer (2024, Австралия, США, Ирландия, Великобритания, реж. Лоркан Финнеган, 1 ч. 40 мин.)
В австралийской по духу киноленте все должно начаться и закончиться на пляже. Примерно такое мы видели в давнем Romper Stomper с Расселом Кроу, где предательство и карающее провидение шли рука об руку в неуютном и штормовом море, выбрасывая на берег соленые брызги, мешающиеся с кровью.
В фильме о серферах все должно быть радужно, приправлено легкомыслием и безудержной мужской харизмой и солидарностью, помноженными на ненужную смелость и удовольствие от собственных маленьких побед.
Но, "Серфер" не был бы фильмом с Николасом Кейджем, если бы его не воспринимали, как синоним фильма о неудачнике. Однако, вовсе не в мемах с Николасом Кейджем дело. Это фильм об испытаниях, тяжелом грузе прошлого и надеждой на будущее.
Респектабельный отец везет сына перед Рождеством на памятный ему с детства пляж в Лунной бухте, на побережье Австралии. Здесь он когда-то впервые встал на волну, и теперь хочет показать сыну пример. Однако заученные философские фразы, столь напыщенно сказанные сквозь стену непонимания отцов и детей, разбиваются о табличку "Только для местных" и агрессию среднего и молодого возраста серфингистов. Герой Кейджа сникает, ведь он хотел не просто произвести впечатление на сына, но вернуть себе себя, купив дом своего отца, когда-то трагически погибшего здесь же.
Сын растворяется в предрождественских хлопотах, так, словно его и не привозили, а с каждым кадром все заметно стареющий отец остается на пляже, со временем, примеряя на себя все оттенки страдания.
Яркое солнце сливается с выкрученным до максимума цветоколором фильма, и подслеповато вглядываясь в даль, получив для этого бинокль, оставшись без столь удобных гаджетов, банковских карт и машины, герой Кейджа низвергается на самое дно социума, за столь короткий срок.
Он не вершитель, он может лишь наблюдать и страдать от полученных ударов судьбы, раз за разом подставляя себя под оплеухи, под отвратительный смех кукабарры, под издевки молодежи. И вот тогда он полностью теряет связь с реальность, но лишь затем ,чтобы в один миг эту реальность обрести. Зритель почти должен поверить, что странный бомж и респектабельный мистер, облапошенный местными — одно лицо. Как бы не так.
Местные, со своими ритуалами, плясками и пляжными празднествами очень напоминают касту охотников в "Повелителе мух". Сквозь призму обезвоживания Серфер-Кейдж видит, что они респектабельны, с семьями и детьми, с благополучием, столь опостылевшим им, что они готовы войти в некий клуб (здесь уже явный оммаж в сторону Паланика), готовы страдать.
Если произнести слово "серфер" и "страдать" (suffer) пересохшими губами, разве не созвучны они фонетически. И именно это повторяют рефреном адепты культа волн.
Чтобы что-то обрести — необходимо потерять и почувствовать цену желаемого, не измеряемого деньгами (только ли деньгами?). И об этой инициации сам фильм, получившийся символичным, но и запутанным, возможно слишком арт-хаусным и фестивальным (в рамках 77 Каннского кинофестиваля). Но от своего посыла кино не делается заумным. Просто солнце слишком яркое и предполагает тепловой удар, галлюцинации и панические атаки.
Впрочем, философия этаких косплееров персонажей фильма "На гребне волны" легко рассыпается при первом же удобном случае. Ведь и они не вершители, они лишь играют и отвлекаются, но не могут в критической ситуации оставаться такими же развязными. Ведь это средний класс, отдыхающий в рождественские каникулы, а не банда серферов (хотя описание фильма вас попытается обмануть)
А важнее всего становится все же именно разрушение стены между родителями и детьми, без лишних притч и инициаций. Хотя последняя, самая жестокая из обрядов перехода сцена — становится и возрождением, и тем самым катарсисом, который мистер Серфер, все таки, достиг.
Выходные у нас выдались шумными, совмещающими День России и день рождения нашего города, поэтому прогуляться на свежем воздухе решил в формате микроПВД "ОколоДома". За год новостройки все больше вгрызаются в небольшой перешеек леса, еще хранящий покой соснового чистого воздуха, аромата трав, перебегающих среди хвои белок, куропаток, и еще много кого. Думаю, что через года полтора и того, что изображено на фотографиях уже не будет. В общем намотано около 15 км по кругу, в доступной для посещения зоне.
шиповник
перелески с сединой отцветших прострелов
Еще лет 30 назад вокруг этих мест были ягодные и грибные места, и, что удивительно, сохранились лесные станы, теперь окруженные бесконечными стройками. Но вот эту советскую чеканку, кто-то водрузил, прибив к дереву совсем недавно. Смотрится как-то иконографично, и в сумерках, наверное жутковато.
Кракен (2025, Россия, реж. Николай Лебедев, 2 ч. 14 мин.)
Я очень долго ждал момента, чтобы посмотреть этот, достаточно продолжительный по хронометражу, фильм. Почему? Ну, хотя бы, потому, что это — первый фильм о "кайдзю" с российским колоритом, русским менталитетом у героев, и, вроде бы — нашим "собственным" гигантским монстром.
Впрочем, несмотря на кучу снобских и заведомо предвзятых отзывов о фильме, мне смотреть его было интересно. Несмотря на то, что структура этого кино стандартна и рассчитана на массового зрителя, определенный шарм в нем есть. Это кино не ставящее во главу угла квази-монстра из бездны, но пытается показать самоотверженность людей в критической ситуации, причем не просто безымянных статистов, волею случая оказавшихся лицом к лицу с опасностью, а военных моряков, соблюдающих дисциплину и не имеющих право на эмоции и панику.
В Арктике пропадает подводная лодка "Атаман Ермак", которой командует капитан 1 ранга Александр Воронин, чтобы найти пропавший экипаж, снаряжается спасательная экспедиция под командованием капитана 2 ранга Виктора Воронина. Идея отправить брата на поиски брата показалась командованию удачной, а для контроля за ситуацией к команде приставлен контр-адмирал Ольшанский, следующий строгим инструкциям. Собственно, на этом и строится сюжет. Многолетнее противостояние двух братьев-капитанов, неожиданные волевые решения против сухих инструкций, смелость и поступки настоящих мужчин-моряков, которые должны послужить примером для молодого поколения.
Собственно, самого Кракена "спалили" сразу. Это было видно еще в начальных титрах. В большинстве кадров фигурируют гигантские щупальца, и весь размер существа мы оценить, объять взглядом не сможем, но именно этот фактор говорит о колоссальном, огромнейшем существе. Это не мутант, не классический кайдзю — а некое древнее существо, которое было пробуждено от анабиоза в котловине Нансена международной геологической экспедицией.
цитата
Котловина Нансена — подводная котловина в центральной части Северного Ледовитого океана, расположенная между хребтом Гаккеля и шпицбергенско-североземельским материковым склоном. Наибольшая глубина ее — 5449 м.
Я не совсем понимаю, насколько сильными были заряды ученых, чтобы потревожить столь огромное чудовище, но в фильме выжившие геологи утверждали о двойном заряде. Учитывая размеры кино-Кракена, ему до таких зарядов было бы все равно. Но, он просыпается и уничтожает научную станцию на ледяном шельфе, и, судя по всему нападает и на российскую подлодку, которая успевает выпустить аварийный буй.
По этому сигналу очень быстро из Мурманска прибывает лодка "Заполярье", так быстро, что выжившая пара геологов не успевает замерзнуть насмерть, проведя длительное время на морозе.
Сам кракен изображен правдоподобно — у него огромные кальмарьи присоски, подслеповатые глаза, фотофорная люминисценция и биосонарные органы. В целом, его попытались изобразить именно таким, каким его наблюдали экипажи старинных кораблей. ТО есть — у него много щупалец, и сам он размером с остров. В то же время, я не мог не провести аналогии с фильмом из франшизы "Star Wars", где подобным размером обладал космический осьминогоподобный хищник самма-верминот.
во вселенной Звёздных войн в него не верилиНо он есть, вернее — был
Иностранная женщина-геолог русского происхождения достаточно осведомлена о кракене, делая различные полезные ремарки по ходу фильма. Однако, сами моряки чудовище практически не видят, но постоянный ужас от того, что рядом некое огромное и непонятное существо, угнетает, акустики слышат его и тревожными голосами передают информацию командиру. Все это снято достаточно правдоподобно. Однако, с размером кракена в фильме, все же переборщили. Корабли, рельеф местности и даже киты на фоне него выглядят макетами и игрушками. Это очень большое чудовище, и при этом вообще непонятно, что же он все же ест. В паре моментов, в конце фильма, кракен предстает уже неким лавкрафтианским монстром, которого, впрочем, уничтожает что-то секретное, которое пытаются запустить на разрушенном "Ермаке". В логове оьминожища лежит довольно много кораблей (не знаю, насколько эти воды были в то время судоходны). Кита кракен просто огрел щупальцем, но не пожирал, но, возможно это от того, что, в отличие от постеров фильма, в кадрах мы видим, что глаза монстра белесые, и девушка-эксперт предполагает, что он возможно слеп, и именно поэтому ориентируется на эхолокацию. В то же время, известно, что техногенные шумы порождают неприятные ощущения у осьминогов, а сами осьминоги не используют эхолокацию, как например, китообразные.
Что до людей. В фильме принимали участие настоящие военные подводники, именно поэтому субординация и морской военный этикет в кино соблюдается, экипаж действует слаженно и профессионально. В паре моментов можно увидеть отсылки к каким-то советским фильмам о моряках, но наиболее всего это напоминает "72 метра". В какой-то момент у командира экипажа появляется книга "20 тысяч лье под водой" Жюля Верна, а рефреном доносится "Два капиана" Каверина. Контр-адмирал Ольшанский также не выступает полным антагонистом, а лишь пытается следовать правилам, берет и отдает командование он с легкостью, и вообще выглядит уставшим, несмотря на то, что его играет Гуськов. Персонаж Петрова — Воронин, наоборот — принимает волевые решения хладнокровно, не истерит, как это бывает у героев актера и не паясничает, а просто выполняет свой долг. В течение фильма мы часто будем видеть его молчаливо-отрешенный взгляд.
былое...
...и грядущее
Второстепенные персонажи не смотрятся статистами. Каждый член экипажа на своем месте, пускай и не столь колоритен. Но, что радует, никто не погиб.
В заключении, можно сказать, что фильм получился хорошим, и, как водится в российском кино — попытался больше рассказать о душевном переживании героев, нежели о сухой и неинтересной битве с гигантским кракеном, который неожиданно быстро ликвидируется, и уже более никому не мешает.
Обложка у брошюры не родная, такие суперобложки и обложки делал дя книг своей библиотеки один из ученых нашего региона, после смерти которого, обширная его библиотека разнеслась по букинистам, краеведам и личным библиотекам. В моей библиотеке есть несколько таких экземпляров, полученных разными способами. Эту брошюру я купил для того, чтобы подарить музею "Дом рыбака" в с. Посольск, но, как-то, пока еще туда я не доехал в этом году.
Очерк этот довольно интересен, в первую очередь тем, что сохраняет памятью старого рыбака Николая Ивановича Цивилева, которому в 1939 году было уже за 70 лет, традиции и навыки настоящего рыболовного промысла прибайкальцев. Для рыбной промышленности СССР того времени все это было очень важным, так как как раз проводились лимнологические изыскания для будущего промышленного лова омуля.
В книге довольно много специфических прибайкальских диалектизмов и народной рыбацкой терминологии, при редактуре, в книжке они все сохранены, плюс составлен небольшой словарь. Довольно забавно читать этот очерк после просмотра плакатного фильма "Приезжайте на Байкал" (1965)
Совсем недавно, собрались нашим литературным коллективом, где я по совместительству председательствую, и один из наших членов, Перфильев Б.И., представил песню о байкальских рыбаках, ненавязчиво подтвердив особый диалект поморов Байкала, и рассказав о поселке Катунь в Чивыркуйском заливе и о бригадах рыбаков Усть-Баргузина.
Виктор Измайлов. Ушедшим в бессмертие. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1982 (Тираж 1000 экз.)
Эта книга непосредственно связана с моей профессиональной деятельностью. Являясь участником Поискового движения, помимо основных работ на местах сражений, нами осуществляется и авиапоиск. Так, эхо войны докатилось в 1942 году и до Бурятии, когда в грозу попал новый, тогда еще, Ил-4, который гнали из Комсомольска-на-Амуре в составе авиазвена. Самолеты попали в грозовой фронт, и один из них взорвался, упав среди урочищ. Поиском останков экипажа мы занимаемся с 2023 года, и по сей день.
Ну, а в книге Измайлова описывается чуть более ранний случай. 15 августа 1940 года упал в озеро гидросамолет с рабочими "БАМпроекта". Об изысканиях у Таксимо, экспедиции для поднятия самолета и всех сопутствующих событиях написано это практически детективное по своей структуре расследование, снабженное множеством фотографий. Особенно ценны снимки самого подъема самолета.
На днях видел рецензента книги, почтенного Голубева Е.А., которому уже 92 года, и он рассказал мне о создании этого очерка, и еще много чего интересного о советском авиапоиске 80-х годов.
С.В. Хамнуева. Этнодидактический материал к урокам математики. Улан-Удэ: БГУ, 2000 (Тираж 100 экз.)
Вот это поистине уникальное методическое пособие для занятий математикой в начальных классах. Сборник включает в себя задания, основанные на краеведческом материале Республики Бурятия, причем сами сведения достаточно обширны — здесь есть место и топонимике, и медицине, и традиционной культуре, народной кухне и животному миру региона. Созданный практически 25 лет назад, этот сборник великолепно позволяет обучить ребенка навыкам счета и расширить его кругозор.
цитата
"Арифметическая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, личного опыта ребенка, может в дальнейшем помочь учащимся использовать подобные сведения во многих жизненных ситуациях".
Несколько примеров из разных разделов.
цитата
— В 1690 году Удинское зимовье было преобразовано в город Верхнеудинск, в 1935 году Верхнеудинск был переименован в город Улан-Удэ. Сколько лет город носил имя Верхнеудинск?
— Меньший брат Байкала озеро Хубсугул находится в Северной Монголии. С Байкалом озеро связано реками. Максимальная глубина озера Байкал 1620 м, а озера Хубсугул 240 м. Во сколько раз глубже озеро Байкал, чем озеро Хубсугул?
— Многие специалисты считают, что яблоня сибирская живет 50 лет. На побережье Байкала обнаружен кедр возрасте 550 лет. На сколько лет яблоня моложе, чем кедр?
— Осетр — самая крупная рыба Байкала, его длина до 180 см, а масса 130 кг. Второй по величине и массе рыбой является таймень, его масса 50 кг. Какая рыба тяжелее и на сколько? Кто тяжелее: 1 осетр или 3 тайменя? 2 осетра или 5 тайменей?
— Минеральная вода курорта Аршан с большим эффектом применяется при различных заболеваниях желудка. При пониженной кислотности воду принимают 3 раза в день по 200 г. Какой объем воды принимает человек в день? Сколько минеральной воды выпьет человек за курортный сезон?
— Чтобы заварить зеленый бурятский чай на 3 литра воды потребуется 200 г сухого зеленого чая и 2 литра молока. У вас есть 600 г чая. Хватит ли этого количества чая, чтобы заварить 6 литров напитка и сколько при этом понадобится воды?
Древлеправославная церковь в Бурятии. Улан-Удэ, 2010 (сост. С.П. Петров) (Тираж 500 экз.)
Небольшая, но достаточно информативная брошюра, составленная Председателем РОО "Общество культуры семейских РБ" С.П. Петровым. В книге собрана информация о деятельности общин старообрядческой древлеправославной церкви в Бурятии в XX веке и в современный период с большим количеством фактического и иллюстративного материала.
А.В. Тиваненко. Отшельники Хамар-Дабана, или История тайной секты ионитов. Чита: Экспресс-издательство, 2010 (Тираж 1000 экз.)
А вот эта книга рассказывает об изысканиях известного краеведа Алексея Тиваненко в конце 80-х годов на месте бывшего скита религиозной секты ионитов в отрогах Хамар-Дабана на р.Култушной. Люди скрывались здесь сначала от религиозных невзгод, а затем и от советской власти. Скит просуществовал до середины XX века, после чего был ликвидирован силами НКВД. На основе полевых изысканий, архивной информации и свидетельствах очевидцев создан этот очерк, изданный в виде научно-популярного издания.
Е.Н. Кравкль. Листвянка — Ворота Байкала. Краеведческий очерк и путеводитель по поселку и окрестностям. Листвянка, 2013 (Тираж 1000 экз.)
Книга Евгения Кравкля, театрального деятеля и литератора, увлекающегося краеведением посвящена поселку Листвянка, Иркутской области, где он проживает с 1996 года. Путеводитель в доступной форме рассказывает о достопримечательностях Байкала в окрестностях поселка Листвянка, в том числе и с большим количеством историко-краеведческой информации. Для меня наиболее полезными оказались сведения о ледокольном флоте времен Гражданской войны и его судьбе, ввиду наших постоянных экспедиций в бывшем порту у станции Танхой, что находится как раз напротив Листвянки.
Мухоршибирь: вчера, сегодня и завтра. Улан-Удэ: ИД Буряад Унэн, 2012 (Тираж 200 экз.)
Небольшая по объему брошюра, изданная к 85-летию Мухоршибирского района Республики Бурятия. В очерках собрана информация о районе, его выдающихся жителях, а также немного историко-краеведческой информации.
Ф.Ф. Болонев, В.М. Пыкин. Пахари и ратники Тарбагатайской и Куйтунской волостей Забайкальской области в начале XX века. Новосибирск: Книжица, 2001 (500 экз.)
Здесь затронута также судьба уроженцев мест традиционного проживания старообрядцев — Тарбагатайского района Республики Бурятия. Особенно ценными являются материалы об участии крестьян Тарбагатая и Куйтуна в Русско-Японской войне и Первой мировой войне, списки участников, их семей, списки погибших, списки участников обороны Порт-Артура. Впервые опубликован очерк 1905 года краеведа, поэта и фотографа Н.Бурлакова "Сибирская Русь". Книга иллюстрирована редкими фотодокументами.
Очень редкое кооперативное издание (кооператив "Этнос), выпущенное под эгидой Всероссийского Общества охраны памятников и Этнографического музея народов Забайкалья. Это научный отчет Международной антропологической экспедиции по эксгумации останков венгерского поэта-революционера Шандора Петефи в п. Баргузин (Республика Бурятия) 14-28 июля 1989 года. Экспедиция проводила работы на старом кладбище поселка (бывшего до революции губернским городом), и в результате ее работы были найдены ранее утерянные захоронения Шандора Петефи и декабриста М.Кюхельбекера. Обширный список известных антропологов и палеопатологов, участвовавших в экспедиции впечатляет. В брошюре собраны отчеты специалистов, антропологический анализ найденных останков в сравнении с общеизвестными сведениями о Петефи (антропологические особенности, которые были уникальны) и небольшая историческая справка.
Американский антрополог Б.ЛатимерВенгерский антрополог И.КиселиИ. Кисели и известный бурятский антрополог А.И.Бураев
Это более расширенная версия очерка с историческими сведениями о пребывании Шандора Петефи в Баргузине со ссылками на воспоминания местных жителей и фольклорные предания о Петефи, собранные Л.Е. Элиасовым в Баргузинском районе.