Хочется поделиться небольшим количеством интересных этнографических фотографий, собранных под эгидой проекта "Народы Сибири: между прошлым и будущим"
"Народы Сибири: между прошлым и будущим" – первый групповой фотопроект в области национальной этнографии, сохранения и популяризации культурного наследия народов Сибири. Его авторы – учредители и редакторы журнала «Иркутское фотографическое обозрение ИФО–ФОТО» Владимир и Эльфрида Невзоровы заметили в современной сибирской фотографии этнографическую тенденцию.
Основной целью проекта было привлечение внимания фотографов к исследованию культуры народов Сибири: исторически сложившихся обычаев и обрядов, образа жизни, праздничных и повседневных событий, костюмов и предметов быта. Это не этнографическая фотография в чистом виде, в которой статично передаются детали одежды и интерьеров, это исследования динамики современной жизни с помощью художественных приёмов изобразительного искусства.
Выпущенный на основе конкурсных фотоснимков альбом Владимира и Эльфриды Невзоровых «Народы Сибири: между прошлым и будущим» получил спецприз «Лучшее издание по этнической фотографии» регионального конкурса «Лучшая книга года-2023» в номинации «Лучшее издание по искусству».
К сожалению, Владимир Федорович Невзоров скончался вечером 15 октября 2024 года после тяжелой болезни на семьдесят втором году жизни.
"Народы Сибири: Между прошлым и будущим" Каталог фотоконкурса. Иркутск, 2020.
Этот каталог был приурочен к 175-летию Русского Географического общества.
Игорь Сирохин. Иркутск. Праздник в старинном семейском селе в Забайкалье
Что интересно, на фотографии дом из старообрядческого комплекса Этнографического музея народов Забайкалья (г.Улан-Удэ), а сами участники композиции — ансамбль "Родник" из действительно старинного села Хасурта (Хоринский район, Республика Бурятия) под руководством Виктора Филипповича Иванова.
Игорь Глушко. Улан-Удэ. Буддийская мистерия Цам
В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных буддистских религиозных мистерий. В маске синего быка воплощен бог смерти Яма.
Юрий Кудряшов. Абакан. из серии "Центр Азиатского континента"
Мне понравилось настроение этого фото. Очень жизнерадостный мужчина, причем первоначально кажется, что сидит он где-то на Ольхоне, а за спиной залив Байкала, что вовсе не так
Алексей Трофимов. Братск. Семейские
Здесь старообрядцы показаны в своей сакральной ипостаси, не такие яркие в одежде, как у нас, в Забайкалье, немного отрешенные.
Дмитрий Медведев. Иркутск. Охотник-эвенк в горах Кодара в Северном Забайкалье
Очень атмосферное фото. Хребет Кодар является единственным хребтом Забайкалья, который имеет современное оледенение. Кто-то называет его Забайкальскими Альпами. У него все еще есть безымянные вершины.
Еще несколько фоторабот Игоря Сирохина. Иркутск.
Все меньше современных семейских девушек могут похвастаться умением прястьСемейские гуляют в селе Десятниково Тарбагатайского района БурятииКолодезный журавль — символ уходящей эпохи
Село Десятниково, пожалуй, еще пару десятков лет назад было живописным образчиком семейской домовой росписи. Наличники, ворота — все это было аутентично и нарядно. Однако, принцип "чем я хуже" породил повальную моду на пластиковые окна, что несколько подпортило вид традиционной архитектуры.
На втором фото мне понравилась перспектива долины р.Селенга. Женщина снята на культовом природном памятнике Омулевая гора (также Лев-гора). Это место — гора над затонами проток реки, где еще в конце XIX века любили нереститься байкальский омуль, добывали осетра. На склонах горы растет много эндемичных растений. Неподалеку от Омулевки были совсем еще недавно найдены спрятанные старообрядческие книги.
Казачество тоже имеет свои исторические корни по обе стороны Байкала.
Сергей Волков. Иркутск. Семья казацкая
А вот достаточно колоритный наряд, который легко спутать с шаманской одеждой.
Ольга Мусиенко. Владивосток. Наряд якутской невесты XVIII в.
Второй опыт четы Невзоровых оказался еще насыщеннее и интереснее, в плане репрезентации этнической культуры Приангарья через фотографию.
Альбом «Созвездие дружбы» представляет различные народы, которые проживают на территории Приангарья: русские, буряты, чуваши, татары, белорусы, эвенки, голендры. Фотографы показали их во время повседневной жизни и на национальных праздниках. Вскоре увидеть альбом можно будет в районных библиотеках Иркутской области.
В фотоальбоме размещены работы 44 членов Иркутского фотографического общества — Юрия Назырова, Бориса Слепнева, Алексея Головщикова и многих других.
Очередные приобретения в коллекцию этнографической литературы
"Русская народная поэзия. Лирическая поэзия", Ленинград: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1984. (сост. Ал.Горелов, тираж 200000 экз.
В череде фольклорных сборников, выпущенных в издательстве "Художественная литература", этот получился наиболее объемным, так как включает в себя огромные пласты традиционной внеобрядовой поэзии. Собрание позиционировалось, в первую очередь, как свидетельство "народного преодоления" надмировой, ритуальной обрядности через повседневную, жизненную ("трудовую") лирику. Однако, на поверку, "Лирическая поэзия" собрала под одной обложкой уникальные образцы лирики, начиная от хороводных песен и частушек, и заканчивая каторжанскими и разбойничьими сюжетами. При подборе фольклорного материала составитель постарался использовать либо авторитетные собрания фольклора (список довольно обширный), либо архивные этнографические записи, среди которых экспедиционные материалы из разных мест бытования, в то же время, объединенные общими сюжетами. Особое внимание уделено традиции Русского Севера.
Работа написана в историко-этнографическом плане на основе фактического полевого материала, собранного автором. Использованы также фольклорные, литературные, картографические и архивные источники.
А вот это первое издание "Топонимики Якутии", включающее в себя, помимо, собственно названий также информацию о полезных ископаемых Якутии, и, что интересно, краткий очерк о географии и топонимике БАМа, включая сведения от Иркутской области и Бурятии и далее. Также представлена информация по происхождению названия озера Байкал. В 2004 году вышло переиздание книги, значительно переработанное, и содержащее подробную информацию по топонимике якутских улусов.
Иванов Михаил Спиридонович-Багдарыын Сюлбэ – заслуженный учитель школы Якутской АССР, основатель ономастических исследований в Республике Саха (Якутия), известный краевед, публицист. Родился в I Нюрбинском наслеге Нюрбинского улуса ЯАССР. Окончил Вилюйское педагогическое училище (1945), Якутский государственный педагогический институт (1955). Работал учителем в Оленекском районе, директором школы Кобяйского района, директором Вилюйского педагогического училища. С 1983 по 2004 гг. работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником, старшим научным сотрудником в отделе языкознания, отделе грамматики и диалектологии ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР, ИГИ АН РС(Я) (с 2008 г. – Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН).
Багдарыын Сюлбэ – автор многих публицистических книг, научно-популярных и научных трудов по топонимике Якутии, по антропонимике народа саха, на основе которых составлены его «Избранные труды» в 7 томах (2013-2019). Создал топонимическую картотеку Республики Саха (Якутия) с охватом прилегающих районов сопредельных краев и областей.
Lacrimosa '2025 "Lament" (Hall of Sermon- Digital release, CD digipack (HOS8101)- 2LP)
цитата
LACRIMOSA "Lament"
01. Lament 9:33
02. Ein Sturm zieht auf 7:31
03. Ein langer Weg 7:35
04. Du bist alles was ich will 5:43
05. Avalon 8:11
06. Geliebtes Monster 5:54
07. Dark Is This Night 5:05
08. Punk & Pomerol 5:21
09. In einem anderen Leben 5:34
10. Memoria 7:04
Что ж, сегодня, 7.03.2025 года, выходит в свет 15-й студийный альбом легендарной швейцарской gothic metal группы Lacrimosa, завершающий концептуально-трагичную трилогию, начатую еще в 2017 году. И, в очередной раз, на обложке отсутствует маскот группы — печальный театральный Пьеро, отдавая место надгробным статуям, находящимся в таинственном парке, о котором уже пелось в одной из песен пару лет назад.
Надо сказать, что поклонником этого коллектива я не являюсь, и, альбом, уже выложенный в Сети, пока не слушал на носителе, поэтому о музыкальной части можно не говорить в плане звука и его качества — хотя большинство, уверен, будут довольны и этим, слушая мп3 в телефонах. Расскажу об атмосфере.
Действительно, памятуя о давних годах, и типичных поклонницах Lacrimosa, встречавшихся на концертах, количество которых было сравнимо только с количеством любителей КиШ, понимаешь, что осень любого человека вполне может застигнуть внезапно, обращая в angst робкие попытки выглядеть молодым (или уже молодящимся (-щейся).
Вступительное а капельное произведение, имеющее одноименное с альбомом название, создает легкий флер обреченной грусти прожитых лет в предутреннем полусне скованных зябким воздухом глаз, которые вот-вот откроются, а пока лишь хрипловатый голос в голове наполняет уставший мозг новыми страхами и мыслями, теми, о которых еще недавно и не чаял. Это очень долгий трек, готовящий слушателя к долгому путешествию в темноте к свету нового дня.
Собственно, трилогия изначально — размышление о жизни, любви и смерти, написанное под впечатлениям от смертей близких людей, кумиров, разочарованию и его осмыслению.
Именно поэтому, звук альбома переносит нас то к почти андеграунд-звучанию 80-х (Punk & Pomerol), или возвращая во времена растущей популярности группы — однозначный готический хит Dark Is This Night.
цитата
«Как солнце твоего сердца, Свет сияет из твоего существа! Затми – затми – пожалуйста, затми эту тьму!»
Это очень грустный и задумчивый альбом для взрослых людей, в то же время вселяющий надежду на то, что еще не все потеряно, и свет, зажженный когда-то в сердце все еще воссияет.
В рамках мероприятий к выпуску альбома, полностью на этот раз спродюсированному Тило Вольфом, и вышедшему в нескольких форматах, включающих 28-страничный дигипак и двойной LP, планируется и мини-тур с акустическими сетами и ответами на вопросы. Также к песне Avalon снят видеоклип.
Геннадий Дроздов "Байкал — море синее" М.: Детская литература, 1972, тираж 100000 (общ.)
цитата
Суровую и живописную красоту Байкала трудно передать красками, словами. Байкал захватывает человека своим светом, своей водой, своими скалами и кедрами, нераскрытыми загадками, людьми — охотниками, учеными, рыбаками, их сдержанностью, благородной простотой и мужественностью — и остается в человеке навсегда. И навсегда поселяется мечта: хотя бы еще раз побывать на Байкале, на этом удивительном озере-море.
С самого детства, проживая у великого Озера-Моря мне нравились и книги о Байкале, особенно фотоальбомы О. Гусева "На очарованном берегу" и "Священный Байкал", наполненные какой-то мистической красотой уже ушедшей эпохи, словно бы отразившейся в байкальских водах. Цветопередача, старые домишки в ныне уже заброшенных селах, старые корабли, чарующие волны, шум которых слышен в ушах, когда сон, наконец-то сковывает волшебством веки, а ты лежишь в палатке, и забываешь обо всем, что тяготило тебя в очередной день водного путешествия.
Совсем недавно, прогуливаясь по отдаленному от меня району города, зашел в единственный оставшийся у нас букинистический магазин, и по случаю, за какие-то смешные деньги прикупил эту книгу. Мало того, что она оказалась наполнена чудесными фотографиями авторства А. Дроздова, О. Гусева, Н. Немнонова и Ю. Язана, а практически каждую страницу украшали небольшие рисунки Е. Савина, так еще и владельческая подпись, выполненная изящным аккуратным почерком гласила "Из библиотеки доцента П.П. Хороших"
владельческая подпись П.П. Хороших
Ученым Байкальского региона хорошо знакома эта фамилия. Павел Павлович Хороших(1890 — 1977) — советский историк, археолог, этнограф, краевед, кандидат исторических наук (1955). Действительный член Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (ВСОРГО), член президиума Бурят-монгольской секции ВСОРГО, действительный член Общества Естествоиспытателей. Заслуженный деятель культуры и науки Бурятской АССР (1970). Человек с уникальными знаниями и тяжелой судьбой. По навету обвиненный в участии в контрреволюционных действиях во время Гражданской войны, в Иркутской Губернии, он, впрочем отбыл всего лишь 3 года, хотя и на время был поражен в политических правах. ОГПУ не сумели в 30-е годы доказать его участие в военных действиях. Впрочем, во время Гражданской войны, будучи нестроевым чином Иркутской казачьей сотни, первого Иркутского казачьего полка, а затем колчаковским нестроевым чином — хорунжим, а после и советским казачьим офицером, он получил образование в Иркутском Государственном университете. Научными интересами Хороших были археология и этнография, второе в большей степени, особенно тесно занимался он этнографическими изысканиями в культуре западных бурят, был учеником Б. Э. Петри.
Удивительно, но он получил знак "Альпинист СССР", штурмуя одну из красивейших вершин Алтая — Белуху. Я имею в своей библиотеке несколько его археологических трудов, правда и сам Петри отзывался о нем, как о не совсем компетентном археологе, однако его обзорных книг вполне достаточно для справочной информации.
На страницах книги о Байкале много аккуратных подчеркиваний на полях, не портящих книгу, но скорее придающих ей шарм научного рабочего инструмента, хотя во-многом — это познавательная книга для детей и юношества.
П.П. Хороших
Что ж, немного о книге. "Байкал з море синее" — это большой очерк, сделанный на основе полевых дневников, сделанных во время биосферных экспедиций по обе стороны Байкала, с Иркутской и Бурятской сторон. В книге очень много иллюстраций — фотографий и рисунков, которыми я хотел бы поделиться с читателями моей колонки.
цитата
Иглица — инструмент для наматывания нити утка. Применяется для ручного ткачества на бердо, дощечках, ниту, лентоткацком станке. Также — челнок для плетения сетей.
на Байкале много забавных, на первый взгляд, названий — вот, например, бухты Дед, Бабушка и Внучка
цитата
Баргузин (бур. Баргажан мүрэн) — река в России, протекает в Курумканском и Баргузинском районах Бурятии; одна из крупнейших рек, впадающих в озеро Байкал
цитата
Большое Бармашово озеро. Находится между Адамово и Усть-Баргузином. Название озера происходит от слова «бармаш» — так здесь называют рака-бокоплава, которого используют в качестве наживки зимой.
цитата
Доппельмайер Георгий Георгиевич (1880–1952). Биолог, зоолог, охотовед, проф., ректор Ленинградской лесотехнич. академии
цитата
Зенон Францевич Сватош (1886 — 1949) — российский и советский учёный — зоолог, один из основателей и второй директор Баргузинского заповедника, старейшего в России.
цитата
Юрий Викторович Аверин (1911 — 1987), доктор биологических наук, орнитолог, один из первых и значимых научных сотрудников Кавказского заповедника, сделавший неоценимый вклад в развитие природоохранного дела.
цитата
Татьяна Ивановна Устинова (14 ноября 1913 — 4 сентября 2009, Ванкувер, Канада) — советский геолог, первооткрывательница Долины гейзеров на Камчатке
.
цитата
Рододендрон золотистый — дано по характерному цвету его цветков. В Сибири известен под названием «кашкара́». В Тофаларии — «желтая кашкара́» и «улу́г каскара́», в Бурятии — «Пя́ндарва», в Туве — «алды́н кады́г-харага́н» , в Монголии — «Алта́н Тэрэ́лж»
цитата
Шумилиха — река в России, в Северо-Байкальском районе Бурятии, на территории Баргузинского заповедника. Впадает в озеро Байкал.
Финист. Первый богатырь (2024, Россия, реж. Дмитрий Дьяченко, 1 ч. 52 мин.)
Приятно посмотреть кинофильм совершенно случайно, когда ожидаешь увидеть очередной комедийный лубок, как вдруг тебе выкатывают целую квази-славянскую фэнтези-эпопею, да еще и связанную со вселенной сказочной страны, о которой все говорят и ходят на эти фильмы на новогодних каникулах.
После небольшого семейного совета было решено сделать все канонично, если уж Wink настойчиво рекламирует новогодние премьеры (предфильмовый короткометражный фильм "Чебурашка" мы тоже увидели, как в кино, перед "Финистом"), а на пороге у нас наш локальный Новый год по лунному календарю, то посмотреть этот киношедевр вполне себе празднично. И мы посмотрели.
Перед нами — чудесная страна Белогорье, о которой мы, ровным счетом, ничего не знали, но которая, оказалась полноценным миром, где существуют и взаимодействуют персонажи русских народных сказок, попаданцы из современной Москвы и прочие люди и существа (то есть — это вселенная "Последнего богатыря", который мы не смотрели). Один из персонажей-богатырей Белогорья, имеющий статус второстепенного, Финист "Ясный" Сокол, получил свой собственный спин-офф, привязав его к той дате, когда его посмотрят юные поклонники сказок. Впрочем...
Я не очень люблю утрировать, когда дело касается попыток сделать что-то интересное и увлекательное в российском кинематографе. Однако, именно та подача, с которой фильм (вроде бы сказка) показывается для детей, как потенциальной аудитории (напомню, перед фэнтэзийным боевиком крутили добрую мини-историю про Чебурашку с нравственным посылом того же самого режиссера) позволяет немного иронизировать.
Все что нужно представить себе людям, которые никогда фильм не посмотрят — это сказку 1975 года — "Финист Ясный Сокол" и мультфильм про того самого слугу богатыря, который все задания за богатыря выполнял, пока тот смотрелся в зеркало, любуясь собой.
Итак, если убрать небольшие отсылки к советской сказке Васильева (ученика Роу), которые сводятся почему-то к великорусскому былинному слогу, то у нас имеется немного заносчивый богатырь Финист, любящий самолюбоваться (в то время как в советской сказке богатырь сначала был простым пахарем, ставший в дни невзгод сражаться за родную землю), ну и конечно — комедийный персонаж МелЁха (одновременно скальд, восхваляющий своего господина, проныра и просто этакий трикстерный юморист-псевдонедотепа), в то время, как в советском фильме был некоторый писарь Яшка (его сыграл Кононов), находчивый и в меру веселый. Белогорский Финист очень любит яркие эльфийские доспехи и пафосные речи, в то же время, отказывая людям (и знахаркам) в житейских просьбах. Однако, крайний его подвиг (после вероломного пленения гигантского крылатого кабана), сражение с мантикорой(то ли змея, то ли кошка) лишил богатыря зрения. Не прошло и недели, как слепой богатырь совсем опустился, и уже скитается по помойкам, которые находятся непосредственно в граде. Впрочем, до самого конца фильма, Финист продолжает тупить и заниматься самолюбованием.
Мелеха показывает спойлер своей сущности, и уходит (traitor). То есть, та самая отсылка к умному слуге вроде бы есть, но вроде бы и нет.
эльфийские доспехи в стиле Джона Хоу
В конечном итоге, на град нападают абстрактные варвары (кочевники, но ноунеймовые) и всех героев захватывают в плен, увозя куда-то в страны Аладдина. (джинн присутствует уже на корабле невольников)
На невольничьем рынке героев выкупает некий ученый-добряк, которого играет, не меняя своего обычного амплуа, легендарный Федор Добронравов, чей неповторимый сельский шарм в любом персонаже, буквально вытягивает фильм, и позволяет досмотреть его до конца.
таинственностьи шарм
Вообще, персонаж Добронравова, стимпанковый ученый-механик, с чуть прокопченным золой лицом, действительно очень интересный, и его стиль — загадочный и таинственный, должен подкупать зрителя, чтобы потом удивить, но вот излишняя доброжелательность настораживает с самого начала. Хотя, он и не злодей, как таковой, а просто человек, желавший сохранить интригу.
Мелеха, знаток картошки (в мире Белогорья она уже есть в Европе) и едок разных яств и фруктов — неоднозначен, в первую очередь тем, что он метается от одного к другому, и не понимаешь, подлец он, или это хитроумный план. Все это делается с прибаутками и недоуменным глуповатым лицом (а это амплуа мы все знаем по множеству фильмов, стиль игры всегда один)
арбузы сыграют решающую роль
А вот по поводу самого загадочного персонажа — Бабы-Яги, нельзя до конца сказать абсолютно ничего. То она адекватная знахарка, скорая на потеху и расправу, то она почти похотливо флиртует с верблюдом в теле человека и человеком в теле верблюда (которых озвучил Прилучный, о чем говорится повсюду на афишах, где он даже стоит в крутой куртке, диссонируя с фэнтезийностью других артов), а то и вовсе превращаясь в жутковато постаревшую в гриме Елену Яковлеву.
Верблюд Прилучный Пересильд
Нераскрытый персонаж
Ну, и, конечно — самый загадочный персонаж — это Злата-мантикора, то ли девушка, проклятая превращаться в мантикору, то ли мантикора, проклятая превращаться в унылую Злату. Персонаж введен, думается, для задела на последующие части фильма, потому что, намечается любовная линия.
Немного уныния
В остальном — стимпанк, шагоходы-черепахи, природа Казахстана, и непревзойденный юмор в стиле неолубка зрителю гарантирован. Справедливости ради, стоит сказать, что с лубком не перебарщивали настолько, чтобы расстроиться и выключить. Это фильм-аттракцион, который хотели сделать фэнтезийным, и у них почти получилось.