/Долгий крик ненависти, который должны издавать разнообразные реконструкторы, выживальщики и просто здравомыслящие люди/
Что же нам показали?
Частокол, помост наверху частокола, чтобы больше походило на средневековую стену (и еще бревенчатые форты времен 18-19 вв.). Лебедкой и блоком туда затаскивают бочки с нефтью/горючим/бензаком. Потом распрямляются специальные металлические желоба, по которым эти бочки должны скатиться в толпу грибных зомбаков. Скатываются. Там их простреливают из ружей и потом торжественно зажигают. Вроде горят зомби, а не дерево (хотя горящие зомби лезут к частоколу).
Но вот бежит бронированных зомбак — кило 250-300. Командир обороны кричит "Он прорвется", бросает стену, отходит на центральную улицу городка и хватает огнемет. На крышах городка уже много людей, тоже с оружием (вестерны). Бронезомбак в три удара прошибает частокол. Пролом в стене не защищают, огня по нему не ведут и встречают толпу зомбаков уже на главной улице. У кого-то из огнеметчиков, которые стоят просто на открытой улице, сдают нервы, и он бежит. В результате командир сам прожаривает мозги бронезомбаку (уже в переулке). А на главной улице хаотичная драка (то есть несколько десятков людей заразятся грибами).
/Долгий тяжелый вздох/
Нет, я все понимаю. Выходит продюсер и говорит: нужны исторические аналогии, иначе публика не будет смотреть. И чтобы критических моментов побольше. Первичная игрушка тоже не блистала логикой.
Но если подумать, как будет выглядеть этот городок, если у них есть возможность годами грабить окрестные территории, да и кроме зомбаков реальные бандиты существуют?
— частокол с помостом вполне допустим, но там должна быть хотя бы пара пулеметов (неужели в США кончились "Браунинги"?) Тупо, чтобы не выгонять на стену половину людей, а, при случае, можно было обойтись четвертью. Пуля от солидного пулемета остановит любого зомбака, да и слона, если уж на то пошло. С перебитыми ногами особо не побегаешь;
— есть ли способы задержать толпу зомби в их групповой атаке? Дешевые, простые, доступные? Да — колючая проволока. В сельской местности её должно быть много (загоны со скотом). Так что нормальные горожане сделают несколько рядов, на колах. Если хорошо пошарятся, найдут спирали Бруно. Тогда при атаке толпа зомбаков не подбежит к стене широким фронтом, а превратиться в клин, проходя линии колючей проволоки: первые-вторые запутаются, а треть-четвертые проволоку сомнут, пройдут по спинам, причем какой-то зомбак сделает это раньше и толпа бросится к созданному проходу — то есть начнет вытягиваться в длину. Первый ряд, второй, третий — и вот уже клин-колонна. За те минуты, пока зомбаки преодолевают колючку, можно подогнать к угрожаемому месту резерв, подтащить пулемет(ы);
— зомбаков, застрявших в проволоке, уже можно полить из огнемета;
— наконец, самое важное: патрули на лошадках это прикольно, но от банды в тридцать рыл на десятке пикапов и с одним минометом — помогут плохо. Сценарий набега прост: банда не штурмует городок, а обстреливая его с нескольких километров, начинает вымогать и доминировать. Что, оставлять частокол и идти штурмовать лесок, где эта банда развернулась? "С голой пяткой на пулемет"? Нет. Кроме такой серьезной банды, могут быть бандиты попроще — пяток отморозков с автоматами. Что им мешает расстрелять патруль и съесть лошадей? Для показанного городка критически важно держать хотя бы пару точек в долине — дороги. Там будут, скорее всего, укрепленные домики, больше похожие на доты (обложат бетонными плитами, замаскируют и т.п.). Именно там будут тормозить беженцев и проверять на грибы. Или если такой беженец мимо патрулей пройдет, он что, сразу в открытые ворота пройти сможет? На ненужных дорогах или просто удобных тропинках — засеки или баррикады.
В первом сезоне, видимо, не только я удивлялся отсутствию реальных побудительных мотивов у восстания.
Создатели осознали проблему и решили зажигать :)
Итак, в первой же серии на двадцатой минуте.
Идет совещание чиновников империи (явно косплеят "Ванзейскую конференцию", но это намеки второго плана).
Председатель:
— Мы все хорошо осведомлены о трудностях, с которыми мы столкнулись, воплощая мечту императора об энергетической независимости. Вчера вечером встречался с императором, вопросы энергии для него в приоритете. Доступ к стабильным, неисчерпаемым источникам преобразит галактическую экономику и стабилизирует власть в империи. На планете Горман есть залежи минерала. Доктор?
— Да, глубокие залежи слоистого калкита.
— Синтетический калкит, производные калкита, заменители калкита — председатель снова берет слово, — У нас три года, чтобы использовать горманский калкит для покрытия линз реакторов. И если не будет заменителей калкита, планету Горман надо очень хорошо контролировать.
— Масштабы добычи могут уничтожить планету, — влезает с замечанием какой-то горный промышленник.
— Десять городов и восемьсот тысяч населения. Есть представители в сенате, — замечает какой-то толстяк.
— Тоталитарному режиму Гормана осталось недолго! — бухтит еще кто-то.
— Коллега, что это у вас за республиканский дискурс! Держите себя в руках!
— Я хотел сказать они слишком горделивые и всегда ставят свою планету на первое место. Возможно, даже сепаратисты.
— Пропаганда нам не поможет, — замечает женщина со стервозным лицом, — Нам нужны на Гормане террорюги, сопротивленцы, которых мы сможем эффектно подавить.
— Это интересно, — замечает председатель.
Я, конечно, не удержался, и малость подправил некоторые реплики :) Но речь председателя я вообще не менял и суть разговора именно такая. "Энергетическая независимость" в "Звездных войнах"... Дожили... Так не только "калаши", но и нефть в кадре появится.
Группа китайских аниматоров решила создать такой эпический сериал, чтобы все индийские режиссеры могли лишь мечтать, чтобы в следующей жизни у них получился отдаленно похожее кино, а в этой жизни их горькие слезы сделают реку Ганг вдвое шире.
То есть принцип «Сказания о пастухе богов»: "эпичность в степени (масштабность умноженная на пафос, деталировку, героизм и традиции)". И факториал боевых искусств. И все это в геометрической прогрессии. И побольше. И можно без хлеба.
Практически каждый кадр – сложная композиция, с первым-вторым-третьим планом, с символической нагрузкой минимум двух типов (орнаменты, иероглифы, всевозможные отсылки в фэншую). Использовано не только 3D, но и несколько стилей живописи.
Был взят относительно простой (получилось 26 серий) комикс о начале славных дел героя, который должен затыкать за пояс Геракла и всех остальных античных силачей вместе взятых. После чего показатель "детализация картинки" выкрутили на максимум.
Но сохранили сюжет.
Начинается все с корзины, простой корзины с младенцем, которая плывет по реке.
Река, кстати, волшебная — вокруг Дасю, некое промежуточное пространство. С одной стороны врата в относительно привычную реальность, где есть империя, какие-то законы и вертикаль власти. С другой — совершенная сказка, или царство мертвых, или рай или чистый хаос. Не поймешь (но можно вспомнить «Стража перевала» Логинова). Каждую ночь накатывает тьма, и лучше никому в этой тьме не оказываться. Домик нужен понадежнее.
Так что все живое прячется в развалины храмов, всяческие святые места и прочие безопасные локации.
Край, кстати, населен весьма скудно.
Так что что корзинку с младенцем из реки достает жительница почти безлюдной деревни.
Живет там одноногий, его сосед просто слепой, а другой безухий, есть и безрукий... Сплошные калеки, среди которых единственная женщина, увы, сильно поддавшаяся разрушительному влиянию времени — то есть старуха.
А дальше начинается история обычного романа в жанре "уся".
Калеки эти — разнообразные изгнанники, каждый из которых развивал свою технику, потому по своим физическим возможностям порой превосходят здоровых людей.
Представьте маленького Джона Коннора, которого воспитывают терминаторы разных моделей, у каждой из которых в память загружена книжка "Маугли". Только вокруг магия, потому не надо вставлять себе в руки пулеметы, а достаточно закалить разум, выучить заклинания и прокачать духовное тело. Ну, и настойки на всяких экзотических ингредиентов потреблять, куда же без китайской медицины?
Естественно, кроме всевозможных чудовищ в эту "зону" регулярно заходят команды зачистки, вроде карателей, которые летают на журавлях (некоторых жителей деревни в большом мире и через двести лет помнят). Бывают сталкеры (ну а как их еще назвать?) и просто криминальный элемент. Все они достаточно неплохо оснащены — могут бегать по воде, летать на мечах и наводить мороки.
Но и местные жители далеко не ручные панды.
Старушка, например, совсем не старушка, а просто носит её личину, прячется от родных сектантов. По боевым возможностям — швея-пулеметчица, только вместо патронов — иголки с красной нитью. И гримуар у неё какой-то есть...
Сюжет строится вокруг роста возможностей молодого человека и всё возрастающих угроз извне.
Найти контакт с гигантской горной обезьяной, и дружески драться с ней на кулаках? Легко. Вломиться с подводный храм и увидев в глыбе льда какого-то мастера, отобрать у него меч? Запросто. Освободить суккубу-людоедку их храма, где над ней доминировала громадная металлическая статуя святого? Тоже можно. Мир открывается подростку во всем своем инь-янском разнообразии.
Калекам приходиться сложнее. Покрошить очередную команду зачистки — не проблема. Но вот с большой сектой, которая прилетела на летающих кораблях приходиться уже договариваться. Сектанты пришли за вождем, у них кадровый голод. Молодой человек, победив всех мастеров, признается патриархом секты (только подрасти чуть-чуть, и место твоё).
Но ближе к финалу в Дасю желает сделать визит имперская армия. Двести тысяч человек, летающие корабли с артиллерией в стиле XVII-го века и реактивными движками, громадные механические львы (или просто звери, тут не уверен), а по реке плывут подводные лодки. Возглавляет её наставник императора.
То есть в планах у них не визит, а плавное расширение границ, установление законности, промышленная добыча артефактов и вот это вот всё.
Действие переносится в единственный город, который стоит у портала-ущелья в реальность.
Динамизм и масштабность поединков растут (Куда уже дальше? Всегда есть куда дальше!).
Подробно пересказывать не имеет смысла, но мне запомнились два интересных момента.
Город готов к обороне, калеки наводят мега-мороки, армия разбивает все на своем пути, готова идти на штурм, и тут
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наставник императора говорит: ситуация не авантажная, местные еще не созрели, так что разворачиваемся. Придем через пятьдесят лет.
«Пастух богов» желает сделать красивой девушке хороший подарок. Но что может подарить девушке «Маугли», который вырос в глуши, полной магических артефактов? Достает магический молот и дарит – мощная ведь штука. Окружающие, видя такое, стараются смеяться не слишком громко. Юноша в панике выворачивает безразмерный кошель с кучей артефактов, но там какие-то вазы, клинки. Оно все старинное и довольно могущественное, но выглядит будто куча мусора. Девушка смеется, мол, ну хоть молоток в дар приму. И уезжает с вооруженным эскортом (это была дочь императора).
Финал хорош еще и тем, что ставит перед героем сложный выбор – идти в страну мертвых/рай, или искать удачи в столице? То есть выбора как бы нет, юноша действует, скорее откликаясь на знамения, чем осознанно выбирая путь. Но то, как все подано – достаточно интересно.
Не буду я вслед за Жуковым разбирать исторические ошибки — их там много, да и реконструктору виднее.
Интересен другой ракурс: а что должно было быть в сценарии кроме хороших костюмов и вменяемой крепости?
Козельск это ведь эталонный пример противостояния местничества в мышлении, удельного способа правления — и большой империи.
Попытаемся взглянуть на "козлян", помня об их подвиге, но не забывая о причинах поражения:
— зима практически закончилась, поход занял несколько месяцев, монгольскому войску нужно уходить в степи: требуется пополнение, новые лошади, отдых. Да и империя не ждет, всеми захваченными пространствами как-то ведь управлять надо;
— значит (с удельной точки зрения) горожанам можно просто отсидеться за стенами, когда вокруг будет половодье. Ну разорят монголы округу, ну простоят под стенами пару недель, ну месяц. Но по воде все равно камнеметные машины к стенам не подведешь. Потом им надоест, жрать станет нечего, они снимутся и уйдут в свои степи;
— но имперский способ мышления и опыт многолетней войны учат монгольских военачальников не оставлять за спиной серьезных центров сопротивления. Нельзя давать противнику надежду.
Потому драма, имхо, должна выглядеть так:
— военный совет в Козельске. На помощь князя из Чернигова звать не хотят (их собственно княжича, например, тогда убить могут, все доходы в свою пользу переделить), рассуждают, как городу повезло. К Рязани и Владимиру "тотары" по морозу подошли, по хорошей дороге, а теперь все, вот-вот распутица. Да и город к обороне готовился сколько месяцев. Если отбиться, то Козельск точно станет стольным городом, как Чернигов;
— потянули время в переговорах с "тотарами", распутица началась, заперлись в городе;
— а через несколько дней начинается гадание: вот сегодня должны уйти, каких-то там коров съели. Нет, завтра. Нет, послезавтра. И чего в городе брать, Козельск беднее Владимира и Рязани? Вон, все искренне помолились. Вон, у "тотар" кто-то помер, небось, болезни их косят. Стоят какую-то насыпь, но она низкая и далеко. И так неделя за неделей, полтора месяца;
— монголам тоже нелегко, однако военачальники точно знают, что делают;
— но вот прибывают камнеметные машины, их собирают на подготовленных площадках. И по одной величине машин горожанам становится понятно, что всё, каюк. Стены проломят. Линия поведения была выбрана неправильно. И тогда они переживают самый страшный внутренний кризис. Те люди, которые неделя за неделей обещали, что сейчас татары уйдут, сами себя загнали в ловушку. Ужас и отчаяние в городе;
— отражение первого штурма и вылазка — это переход от отчаяния к необходимости борьбы и хотя бы достойной смерти. А будут ли вложены в уста персонажей реплики о необходимости большого единого войска, виднее тому автору, который будет писать сценарий...