Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 ноября 2024 г. 09:09

С первых строчек ясно, что автор хочет создать настоящий киберпанк, потому старательно копирует канонические образы.

"НОЧЬ. Третий район автономной торговой зоны Хошимина.

По пластиковому навесу кафе струился дождь. Под этим укрытием окутанные кухонным паром и людской болтовней официанты сновали между столами с исходящими дымком мисками супа, стаканами холодного кофе и бутылками пива.

За стеной дождя скутеры проплывали мимо, словно светящиеся рыбы.

«Лучше о рыбах не думать».

Вместо этого Лоуренс сосредоточил внимание на женщине, сидящей за столом напротив него и протиравшей палочки ломтиком лайма. Разноцветный рой на абгланце, скрывающем ее лицо, перемещался и шел рябью.

«Как будто под водой…»

Лоуренс впился ногтями себе в ладонь.

– Извините… у этой штуки нельзя поменять настройку?

Женщина переключила маску. Абгланц застыл в форме невыразительного женского лица. Лоуренс видел бледные контуры ее собственного лица, плывущие под маской."




Статья написана 2 ноября 2024 г. 13:30

Когда с каждой серией история становится все лучше и лучше, можно смело сказать, что сериал получился.

Каким будет финал, узнаем чуть позже, а пока рецензия не обойдется без спойлеров :)

сопроводительный текст
сопроводительный текст

Исходная задача, которую с переменным успехом решают в российском фэнтезийном кино:

— нащупать правильную пропорцию чисто традиционной сказки и модерновых элементов, которые в неё ну никак не вписываются. Говоря проще, как совместить избушку на курьих ножках с мобильником? И тут получилось,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

особенно когда справочная система "Алиса" тоже оказалась волшебным зеркалом, только побольше :)
Естественно, если герои из двух миров, то надо искать вернее соотношение времени, которого они проведут тут и там. Нашли, вполне гармонично;

— изводом первой задачи стало совмещение со сказкой голливудских фильмов. В предыдущих частях франшизы был перебором с "ку" в адрес Голливуда, тут реверансы существенно уменьшили;

— возрастной рейтинг — сиречь концентрация жесткача и эротики. Тут фильм все-таки для семейного просмотра, потому намеки поданы аккуратно. Даже молодая Баба-яга, в исполнении Пересильд, не перебирает, но и не скромничает.

Только все это — внешние условия для сюжета. Рамки.

По сути получилась большая мозаика. До Игры Престолов тут очень далеко, скорее "Люди Икс: Дни минувшего будущего" — сочетание десятков персонажей и кучи сюжетных отсылок.

У такой мозаики — имхо — есть два критерия качества.

Первый: динамизм и качество сюжета. Сериал этому соответствует.

Тут все живет, изменяется, сюжетные линия плетут свой узор и в нем находится место для самых неожиданных аллюзий и заимствований.

Берут вещь умеренного качества, и как невзрачная смальта в правильном месте, они буквально раскрывается.

Вот строчки песни, которую лично я не считаю лучшим примером поэзии, и мелодия там слишком пафосная:

                  Я однажды проснусь,

                  А вокруг мир другой,

                  Светел, чист,

                  Бесконечно прекрасен.

                  А на троне высоком -

                  Царица любовь,

                  А на меньшее я не согласен.

Но когда персонажи попали в

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

"матрицу" — в "заморок" — и новый вариант крысиного короля сел на трон, довольно разглядывая лица спящих людей вокруг, сразу понимаешь, что слова и мелодия на своем месте. Комедия сменилась трагедией, а в седьмой серии классический бунт маленького человека, который хочет принести счастье всем людям, смогли показать в полный рост

С персонажами получилось очень хорошо. Нормальный выбор актеров и вменяемые инструкции на съемочной площадке.

— сильная дочь, Марья — да, простоватая, искренняя, с очень подходящим лицом;

— дочь-волшебница, Софья — да, еще не научившаяся всему, ученица чародеек, но со вторым дном и язвить умеет;

— Финист — Ясный сокол

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

и отец его Соловей-разбойник, подходящие лица и отлично расписанные отношения
. Причем Соловей тут вообще бронебойно вышел, Лыков борозды не портит;

— Яга старая и Яга молодая, опять-таки вытащили живой образ;

— юноша из "земного мира". Да, аккуратный молодой человек, способный на авантюру;

— Свирь. Актер подвизался на ролях двойственных в моральном отношении субъектов и тут тоже все прошло "на ура";

— и да, в эпизодических ролях отметились люди, и черт возьми, Онотоле Вассерман сыграл Онотоле Вассермана, который слишком много знает :)))

Пожалуй, только Шамана-Сухорукого с его "священным племенем Чу" можно записать в неудачи.

Второй критерий и главная проблема российского фантастического кино вообще — это вторичность. Конечно, кто-то может заявить, что сказка работает а архетипами, они неизменны, и "кто-то говорит кража, а я говорю — традиция". А вот и нет. Краденная сказка смотрится будто дырявый мешок из-под картошки: и содержания нет, и облик грязный.

Создатели поняли, что новизну надо добывать. Попробовали.

Первый шаг от штампов — убрать злодея из сюжета. "Плохих людей нет". Есть недоразумения, разные мечты, неправильные способы их воплощения. Но никакого "черного властелина" или садюги-потрошителя. Самые ужасы начинаются, когда все люди добра хотят, только идут к нему разными путями. Зрителю самому надо думать, на чью сторону встать.

Второй шаг — многослойность мира. Только в непростом мире персонажи становятся сложными, а волшебные загадки получают неожиданные ответы (и с камнем у развилки дорог отлично получилось)

Понятно, что абсолютной оригинальности не получилось. И путешествия во времени, и параллельные миры,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

и венец (почему не кольцо?)
, все уже было. Но и с этим нашли меру.

Итого: приятно смотреть, что во франшизе, пусть не с первого раза, но получился отличный сказочный сериал. Рекомендую.


Статья написана 26 октября 2024 г. 08:25

С одной стороны, многие сценаристы, которые видели "Две стрелы. Детектив каменного века", сделали простой вывод: это же отличный сатирический сеттинг, в котором можно говорить, что думаешь. А на всякий случай еще можно посмотреть "Флинстоунов".

С другой стороны, когда сатира становится чуть посложнее карикатуры, начинает жить собственной жизнью, в ней прорезаются вторые-третьи пласты юмора, и это может стать действительно интересно.

.

Завязка простая — вождь Топор, проиграв битву с соседями, решает, что в строй надо поставить женщин, детей, и начать второй раунд борьбы /вот кого они имеют в виду сейчас, и кого имели виду год назад, когда писали сценарий? Не знаю :)/ Только вот племя устало. На поединок с Топором выталкивают Галустяна, но тут прилетает здоровенная птица, которая уносит вождя-отморозка.

Финал тоже простой: два племени внезапно понимают, что зима будет не как обычно, то есть совершенно внезапно и только у одних, а сразу у всех. И замерзнут все. Но тут вождь Галустян обнаруживает, что можно зажечь газ в одной из пещер, загораются синие огоньки, от которых становится даже светло, и так исполняется мечты о спокойной жизни зимой /Газпром? Явно он. Но это прямой заказ или эхо от рекламы старых заказов?/

В середине разверчиваются несколько сюжетов:

— как нормально жить с соседями, если у них теплее и сытнее, просто потому, что там солнечная сторона? Убежать одному не вариант, все сразу тоже не вариант, и даже ценные специалисты у "Придурков" (да, Задорнов, мы помним о тебе) не особенно нужны;

— как наладить интимное общение с вождихой "придурков", тем более, если ты Галустян?

— как могут установить контакт друг с другом служители культа из двух разных племен, когда оба они — гомосексуалисты в общественно-политическом смысле этого слова? То есть пренебрегают моральными обязательствами. Нет, они, конечно, прекрасно поладят, но что произойдет в процессе?

— как решить жилищный кризис в племени, где самая многодетная семья обитает в большом яйце динозавра?

— как жить, если все охотники в племени решать найти себя, попробовать заниматься тем, что больше нравится?

— что делать со стариками, если им нельзя назначить пенсию?

Там еще сколько-то сюжетиков.

Что получилось в сериале? В некоторых сериях становится ясно, что пропагандистские клише или клише коучей, или какие-то лютые штампы поведения, которые случайно выжившие выдают за "обычаи" — они не работают. Причем вне зависимости от вектора. Приходиться думать, искать выход из ситуации. Другими словами, если архетипы отрываются от конъюнктуры, ответ на проблему находится через поиск, размышление и мораль, а не через лозунг-клише. Ну, или не находится.

Есть несколько хороших образов. Шаман "не придурков", вождиха, отец вождя-Галустяна и даже сам Топор (возвращается ближе к финалу за добавкой) получились живыми и неоднозначными. У Галустяна проблема — комедийный образ слишком затеняет трагические черты персонажа.

Часть шуток смешная и они неплохо поданы с помощью короткого монтажа.

А плохая тут вторичность. Музыка потырена из "Пиратов Карибского моря" и мало-мало переделана. Часть образов второго плана, типа Нги, картонные на 146%. И "Флинстоуны" и "Ледниковый период" временами вытесняют креативность. Да, я понимаю, создатели сериала хотели "в пародию", но местами совсем грустно.

Итого: между "средненько" и "посредственно". Если вы сможете пропускать неудачные серии, то зайдет неплохо. Но останется вопрос: два племени относительно неплохо договорились, а если на газовый огонек зайдет кто-то третий?


Статья написана 22 октября 2024 г. 19:29

В 1990-е очень многие люди оказались "как бы не у себя дома". Страна поменялась, а соседи прежние. Границы новые, а семьи старые.

Растерянность и непонимание стали фоном новостей.

Е. Лукин написал по этому поводу:

                    "Мне на Родину осталось

                    посмотреть через кордоны -

                    я теперь ее племянник,

                    выбыл я из сыновей.

                    Отреклась, как эмигрантка,

                    и раскаянье не гложет:

                    мол, ребята, не взыщите,

                    а не будет хода вспять..."

Это привело к попыткам все переделать хотя бы в собственном воображении. Создать другую картину мира, другие образы людей, их целей в жизни, да чего угодно. Лишь бы не окружающая действительность 90-х.

Порыв этот возник не на пустом месте. Объем литературы, которая за 1960-1980-е в тех или иных формах пропагандировала не-советскую жизнь, был довольно внушительным. И вот настала жизнь капиталистическая. Маятник качнулся и за перо взялись другие люди.

Разумеется, у них не было какой-то общей программы, цели. Никаких готовых ответов.

Потому был опробован широчайший спектр выдумок, каждая из которых породила свои направления: пряничные утопии ("Гравилет цесаревич" В. Рыбакова и "Евразийская история" Хольм ван Зайчика), мрачные антиутопии ("Остров Сахалин" Веркина или "СНАФФ" В. Пелевина), попаданчество ("Вчера будет война" С. Буркатовского и тысячи вариаций), альтернативка (Вариант "Бис" С. Анисимова), эпическая мифология (эпигоны Толкиена, потом его же критики, а потом и славянские вариации), городское фэнтези ("Библиотекарь" М. Елизарова), социальные эксперименты ("Выбраковка" О. Дивова). Реконструкторы стали заметным явлением. Конвенты были местом, где встречались люди с самыми удивительными картинами мира.

Читателя не устраивало понимание прошлого, картина настоящего, а будущее казалось не очень перспективным. Эскапизм, недовольство, протест, поиски каких-то вариантов развития — все служило двигателем спроса и отчасти вдохновения авторов.

С начала нулевых общая ситуация в государстве стала медленно меняться, а в 2022-м перевернулась окончательно.

Глобализация в формате последних сорока лет закончилась.

Социальные группы, которые жили этой глобализацией, видели себя гражданами мира — оказывались-оказывались и вот оказались как бы в чужой стране. Тут и миграция, и отлучение от государственной казны, и все более сомнительный с точки зрения закона статус.

В результате условные "либералы" в фантастике проходят тот же путь, что условные "коммунисты" 90-х. Хотя, разумеется, им куда больше нравится возводить свою нынешнюю традицию к "шестидесятникам".

И в наступающем движении маятника надо различать два пласта:

Первый это подражание и перекрашивание.

Фантастика, как жанр в искусстве, может отвечать на общественные кризисы становлением новых направлений, созданием новых образов. Может, но не должна. Если в конце 80-х развитие жанра шло наощупь, то уже лет двадцать направления во много уже отработаны, и если кому-то что-то не нравится, то можно просто сменить политический вектор.

"Царь нигилистов" О. Волховского. Попаданец, который не везет гранатомет товарищу Сталину, не пытается построить паровозы для Николая I или компьютеры для Хрущева, а просто хочет научить демократическому либерализму Александра II. Сам попаданец поднимал на борьбу с советской властью латвийских студентов, защищал Белый дом в 1991, стал юристом, потом правозащитником, и таким оставался, пока не умер (возможно, Novichok). И вот теперь он в теле Саши, потенциального Александра III.

"Повести Л-ских писателей" К. Зарубина, игра на ностальгии по отношению к бумажным книгам, которая превращается в противоположность елизаровского "Библиотекаря".

"Когната" А. Сальникова, литературно попытка снова сыграть на идеях "разрядки" и просто отключить историческую память о колоссальной неудаче "народной дипломатии".

"Башня из грязи и веток" Я. Барсукова, снова игра в "1984" Дж. Оруелла, в опального чиновника, который попадает на эпическую стройку, и должен в очередной раз противопоставить свою совесть и государственные интересы. Хотя эмигрант Барсуков уже вполне натурализовался, текст переводился с английского, так что "1984" вполне объясним.

Причем 2022-й — точка большого размежевания, разрыва. Какие-то группы расходились в стороны еще раньше.

Ю. Латынина, космоопера "Нелюдь", в которой коммунизм рассматривается в виде простой карточной системы времен межзвездной войны, просто способом организации ресурсов "а ля раздача пайков в Германии-1915". Но без либерализма в мирное время может быть только застой и коррупция, и мерзость, и расчеловечивание.

"3/9" Ю. Старобинец, городская фэнтези с лобовой политической агитацией, в стране все плохо, все захватила нечисть, мы все умрем.

Можно не сомневаться, что через 10-20 лет у "либералов" окончательно сформируется свой корпус литературы модных жанровых направлений, у этого корпуса литературы будут свои премии и станет звучать стандартная фраза "Ваш писатель "Х" это просто графоман, а наш писатель "У" просто чудесен". Причем вне зависимости от реального уровня тех или иных текстов. Это будет политическая фраза-маркер.

В фантастической критике отражением политических разногласий давно уже стала борьба за трактовку наследия Стругацких — кем были, в чем главный посыл творчества и т.п.

Второй пласт: идеологическая эволюция, создание новых концепций. А с развитием всегда очень сложно. Российская фантастика в некоторых своих направлениях за тридцать лет прошла путь от лобового осуждения "новых порядков" до новой проектности.

У Проханова начала 90-х была такая же прямолинейная ностальгия, как сейчас у Старобинец.

Постепенно траурные скрипки отложили в сторону и медленно, неуверенно, но сформулировали образ даже не светлого будущего, а хотя бы желательного настоящего.

Был реабилитирован образ империи, как большого централизованного государства.

Был снят блок на враждебную стигматизацию: в этом смысле "Мы, урус-хаи" А. Лазарчука выполняет ту же роль, что "Скифы" А. Блока

Промышленная революция и автаркия, которые рекламировали "попаданцы", в итоге обернулись реальной государственной политикой, "импортозамещение" из предмета шуток и бесконечного бюрократического топтания на документах стало серьезным делом.

Перед нынешней эмигрантской литературой, что для уехавших авторов, что для ушедших во внутреннюю иммиграцию, возникает развилка.

Можно целиком уйти в обличение, ненависть, яд. "Россия будет или либеральной, или безлюдной", — рано или поздно изгои позаимствуют такой лозунг и начнут его с удовольствием повторять. На этом пути в литературе останется лишь ностальгия, как у белых эмигрантов, когда русский фашист А. Несмелов писал в Харбине, в 1930-м:

                    Смешно! Постарели и вымрем

                    В безлюдьи осеннем, нагом,

                    Но всё же, конторская мымра, —

                    Сам Ленин был нашим врагом!

В финале этого пути останутся или ядовитые тексты про настоящее, или теряющие смысл попытки переделать прошлое, вроде позднего творчества Б. Акунина.

Можно попытаться искать новую проектность. И это всегда длинный, тяжелый путь. Представьте нынешнюю ситуацию в ноябре 1996-го: оставлена Чечня, во главе страны глубоко больной и страшно непопулярный человек, по городам расползается грибница тоталитарных сект, некоммерческих фондов... Но чтобы увидеть проблеск будущего требуется настоящий талант. Нужен западноцентричный Пелевин. Или буквально сотни авторов, которые нащупают удачные образы. А с этим в эмиграции, что внешней, что внутренней, очень часто бывают проблемы.

Но есть и третий путь, им, скорее всего, и пойдут: будет взят один из образов будущего, которые создают на Западе и к нему прилеплена желательная политическая система. Условный "либерал-биопанк" с многоэтажным экологическим обществом. Ведь если основным вектором будет "евроинтеграция", то копирование станет во главу угла. "Целевой образ" разработан где-то там, надо просто его "натурализовать". С этим, конечно, тоже может быть не все гладко — если повесточка пробьет очередное дно, то как транслировать её в России? Правда есть тут пример, который выбивается из многих рамок: "Золотой ключ" К. Крылова, — многоэтажное экологическое общество, в котором разумные существа заведомо не равны друг другу. Но автор все-таки был человеком талантливым, потому вложил в текст такое количество желчи, змеиного яда и прочих жидкостей, что поднимать этот роман на щит будет сложно :)

Что дадут для фантастики эти телодвижения?

Дамы и господа, товарищи, у нас тут очередной период идеологической борьбы начался.

Нет, если всю историю перечислять, то тут даже не к "почвенникам/западникам" откатиться можно, а к "иосифлянам/нестяжателям"

Но если брать за точку отсчёта 1991-й, то российская фантастика недовольных и непонимающих противостояла валу переводной фантастики, валу контента с Запада и валу прямых подражаний.

Открытой дискуссии в литературе и не появлялось, потому что были или остатки борьбы с коммунизмом (та же Ю. Латынина в "Ста полях") или просто вал пропаганды. "Либералы" скорее интересовались контролем за историей, за прошлым.

Позже, когда в нулевых и десятых формировались новые жанры, глубокая "либеральная" литература в таком многообразии не сложилась, просто потому, что не особенно была нужна самим "либералам". Реклама Запада занимала большую часть позиций в дискурсе, ведь она стала формой государственной пропаганды. "Натыкаясь на репортаж о сезоне променад-концертов в Архангельском или на статью о втором фестивале подмосковных яхт на озере Гадючья Мгла, я уже не робел от сознания своего убожества, а понимал, что по мне ведут огонь идеологические работники режима, новые автоматчики партии, пришедшие на смену политрукам и ансамблям народного танца" (Пелевин). Гламур стал стержнем бытия, и что еще можно прибавить к книге "Духless. Повесть о ненастоящем человеке" С. Минаева? В качестве вишенки на торте были довольно прочно заняты административные вершины литературы, потому "Зулейха открывает глаза" Г. Яхиной не осталась без премий.

Но теперь возникает две настоящие литературы, два крыла фантастики.

И там, и там требуется качество прозы, высота полета фантазии, живые образы, а не просто админресурс.

Литераторам придется бороться на поле "мечтаний и страхов" общества.

Настоящим ответом может быть только свой проект будущего.

П.С. Давайте я закрою возможность комментирования, а то начнутся призывы и обличения, пойдут баны от модераторов...


Тэги: Критика
Статья написана 18 октября 2024 г. 07:51

Шли годы, десятилетия, и финны поняли, что могут снять свои "Секретные материалы".

Советские ученые, проход в другое измерение, зеленые экстремисты, российская разведка...

Но с чего начинается копирование "Секретных материалов", например, в Швеции? С русской подводной лодки, которая привидится вашему соседу.

Поэтому, хотя финны могут снять кино без "клюквы", уже в первой серии можно вдохнуть аромат этой ягоды полной грудью.





  Подписка

Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх