| Статья написана 27 апреля 15:18 |
Наверно, большинство тех, кто сегодня читает российскую фантастику, знакомы с книгами Николая Перумова или хотя бы слышали об этом писателе, живущем в США. Все эти годы он публикуется преимущественно в России, используя вместо настоящего имени псевдоним Ник. В ноябре этого года я купил бумажную книгу "Гибель богов 2. Душа бога. Том 2", завершившую цикл, и прочёл её за полторы недели несмотря на объём порядка 600 страниц. Перед тем как поделиться с вами впечатлениями об этой книге и цикле, расскажу о других произведениях Перумова, прочитанных мной ранее. Впервые я наткнулся на бумажные книги Николая Перумова на книжной ярмарке в ДК имени Крупской, будучи студентом первого курса Санкт-Петербургского государственного университета. Это был 2002 год. В то время я, как и многие молодые люди, увлекался компьютерными играми, смотрел фильмы и мультсериалы по комиксам. На книжной ярмарке приобрёл роман "Алмазный меч, деревянный меч" в двух томах и с любопытством стал читать это произведение. В те годы я был мало знаком с зарубежным фэнтези, а научной и социальной фантастики проглотил уже порядком. Роман Николая Перумова мне показался глотком свежего воздуха. Я прочёл "Алмазный меч, деревянный меч" и спустя некоторое время принялся за продолжение — цикл книг о некроманте Фессе. Пока я учился в университете, Николай Перумов писал данный цикл. Главный герой цикла о маге мотался кругами по миру Эвиал, страдая частичной амнезией, осваивал некромантию. Первоначально (в "Алмазном мече, деревянном мече") он был Кэром Лаэдой, шпионом из Долины. На протяжении цикла он вырос как маг, сражался, влюблялся и упрямо шёл к своей гибели. Сейчас, спустя годы, повзрослев и сформировавшись как личность, отказавшись от бессмысленных занятий и чтения графомании и "мусорной" литературы, я понимаю, что цикл романов о некроманте Фессе — это тягомотина и "резина". Наиболее это заметно по "Войне мага", раздутой аж на четыре тома. Автор собрал в одном цикле с десяток действующих лиц, наплёл клубки интриг, расставил ловушки и придумал союзы. Фактически же, если читать внимательно, остаются непонятными роли и значение некоторых сторон. Перумов в цикле о Фессе закрутил воронку из опасных козлоногих (служащих неясно кому), пирамид, тёмных сил в разных ипостасях, драконов, эльфов и некого Спасителя, о котором известно очень мало. Почему он делает то, что делает? Для чего? Почему великие и могущественные боги Хедин и Ракот чуть не проспали локальный армагеддон? Из книг про Фесса этого не понять. На фоне приключений Фесса двухтомник "Алмазный меч, деревянный меч" выглядит лучше, но, подобно большинству книг направления фэнтези, является одноразовым чтивом. Я дважды был на встречах Николая Перумова с читателями в Санкт-Петербурге. Автор обещал публике, что про Фесса он больше ничего писать не будет, что его история завершена. Как показало время, он изменил своё решение. После произведений о приключениях Фесса я прочёл у Николая Перумова книги циклов "Империя превыше всего" и "Семь зверей Райлега". И то, и другое мне не понравилось. В первой серии книг сюжет, персонажи и идеи были вторичны. А история про дхусса во многом напомнила прочитанный ранее цикл про Фесса. Помимо страдательной линии главной героини и соплей от любви в "Семи зверях Райлега" присутствует специфический юмор, немного напоминающий шутки Терри Пратчетта. Вот только английские анекдоты и придурь в масштабном фантастическом цикле вряд ли оценит обычный житель России. И вот я добрался до серии "Хроники Хьёрварда". Первое произведение серии — роман "Гибель богов" был написан Николаем Перумовым порядка 30 лет назад. За это время в России выросло новое поколение, живущее в тыртырнете и читающее "жевачку" на литературных сайтах. Поколение Иванов, не помнящих родства. "Гибель богов" — это наиболее интересное и сложное произведение у Перумова из всех, прочитанных мной. В этом романе есть и идеи, и прописанные характеры, и любовная линия без соплей, и увлекательный сюжет. Словом, "Гибель богов" — это полноценный роман. Он может быть прочитан второй раз спустя десяток лет. Ещё две книги этого цикла ("Воин великой Тьмы" и "Земля без радости") я прочёл без энтузиазма и остался равнодушным к ним. Эти произведения наряду с "Дочерью некроманта" написаны в стиле прохождения компьютерной ролевой игры, а это не литература. Не менее известным чем цикл о некроманте Фессе является роман "Не время для драконов", написанный Николаем Перумовым в соавторстве с Сергеем Лукьяненко. Я прочёл это произведение, будучи аспирантом. В нём нам рассказывают историю об обычном человеке, переместившемся с Земли в другой мир. В мир магии и волшебства. Он избранный. На момент прочтения я был мало знаком с книгами подобного жанра, и роман мне понравился. Правда, тогда я отметил сексуальную составляющую. Позже понял, что страсть, эротика и секс стали обязательными элементами многих фантастических произведений. Спустя годы я не рекомендую читать роман "Не время для драконов" любителям настоящей литературы. На встречах с читателями Николай Перумов упоминал роман "Тысяча лет Хрофта", ранее неизданный. Якобы у этого произведения такой большой объём, что его не втиснуть в обычные книги, издаваемые "Эксмо". Тем не менее, этот двухтомник вышел. Не скажу, что листаж у него большой. А вот шрифт стал крупнее, да и чистые поля расширились. Из двух книг интересного сюжета, дополняющего "Гибель богов", наберётся на сто (максимум сто пятьдесят) страниц. Ещё одним примером "превозмогания" главного героя и вожделения как мотива к действию является книга "Эльфийская стража". В этом произведении всё вроде бы просто, но совершенно непонятно, кто или что противостоит эльфам и людям. Также Николай Перумов написал две книжки с приставкой "Охотники" в названии. Эти произведения — то ли пародия автора на свои же произведения, то ли проба в так называемом "романтическом фэнтези". Так или иначе, читать их я не рекомендую никому. Любительские книги по вселенной Толкиена за авторством Перумова мне читать не хотелось, так как я не был и не являюсь толкиенистом. Кстати, мне неизвестно, платил ли Николай Перумов за использование чужой выдуманной вселенной. По идее, должен был. Николай Перумов стал настолько популярным писателем в России, что по его выдуманным мирам неизвестными авторами были сочинены произведения. По качеству они похожи на псевдолитературу по вселенной компьютерных игр "Disciples". Николай Перумов раздумывал над экранизацией своих книг в кинематографе и даже подписал контракт, но дальше планов дело не пошло. Меня эта ситуация не удивила. Некоторые книги писателя отличаются размахом, продуманными мирами и магией разных видов. В капиталистической России снимать такое кино снимать почти не умеют. И вот я попрощался с книгами Николая Перумова, но в 2012 году вышли первые две книги из цикла "Гибель богов 2": "Память пламени" и "Удерживая небо". Скажу честно, я купился на название. Подумал, что раз писатель решил продолжить историю богов Хедина и Ракота, то напишет её качественно, и это будет увлекательное произведение. Как же я ошибся. Из первых двух книг цикла "Гибель богов 2" становится ясно, что как боги Хедин и Ракот не состоялись. Чем они занимаются — фиг поймёшь. Да ещё и обзавелись типично людскими чертами. В компанию к ним со временем попадёт давняя любовница Хедина — волшебница Сигрлинн. Новые боги, хранители равновесия... Они так долго боялись использовать силу, что вселенная Упорядоченного оказалась в опасности. При этом всё ещё мало сведений о других истинных магах поколения Хедина и Ракота и непонятно, отчего могущественные новые боги не расправились окончательно с молодыми богами. Центральными персонажами первых двух книг являются чародейка Клара Хюммель, её муж — дракон Сфайрат и их дети. Они оказались вовлечены в странные события, к которым имели отношение как ученики бога Хедина, так и подозрительная троица магов. Помимо семейных драм, намёков на любовную линию между вампиром и чародейкой, автор представил нам эгоистичного послушника Матфея. Этот юноша желал стать могущественным магом, а не работать в монастыре. Также в дилогии рассказана история крылатой адаты Гелерры, влюблённой в бога Хедина, но отвернувшейся от него. Следующие два тома "Гибели богов 2" посвящены Старому Хрофту, скандинавскому богу Одину. Заручившись помощью магов, он решил восстановить Асгард и обрёл новый источник магии. Чем руководствовался мудрый бог? Почему не посоветовался сперва с Хедином? Непонятно. Двухтомник "Хедин, враг мой" — это подготовка и вооружённый конфликт воинства Старого Хрофта при поддержке магов и Дальних с войсками нового бога Хедина. Как не старался Хедин избежать битв, как не придумывал хитрые планы, ему не удалось избежать битвы со Старым Хрофтом. Книга "Прошедшая вечность" во многом похожа на третий том "Войны мага". Здесь много пустых разговоров, рассуждений, каких-то поступков и действий, смысл коих покрыт туманом тайны. Но поскольку в цикле "Гибель богов 2" Николай Перумов свёл кучу персонажей, у каждого из которых есть свои цели и желания, то пробуксовка неизбежна рано или поздно. Прочитав все эти книги цикла "Гибель богов 2", становится понятно, что Хедин и Ракот — весьма посредственные боги. Что пока они занимались непонятно чем, против них созрели заговоры и сплетены интриги Дальними, загадочными тремя магами (я полагал, что они принадлежат к так называемому "потерянному поколению", но нет). Где-то на границе Упорядоченного прорывался Хаос. Где-то мутили воду молодые боги. Мечтал о силе и славе архимаг Долины Игнациус Коппер. А таинственный Спаситель шествовал по мирам и пожирал души. Великие духи вселенной Демогорнон и Орлангур так заботились о сохранении равновесия, что не посвятили новых богов в суть происходящего. Наконец, в томе "Орёл и дракон" Николай Перумов разобрал по двум блокам большинство персонажей цикла. Пока Хедин и Ракот искали ответы о надвигающемся конце света, пока их ученики занимались непонятно чем, Демогоргон и Орлангур столкнули в масштабной битве две армады. Для чего духам эта кровавая жертва? Каков их интерес? Связаны ли с ними три загадочных мага? Неизвестно. И вот заключительные два тома цикла "Гибель богов 2" называются "Душа бога". История достигла своего апогея, подобно тому как это было в серии книг о некроманте Фессе. Собрав в одной саге множество персонажей, Николай Перумов шагами подвёл их к битве с таинственным и опасным Спасителем. Кто же это такой? Что это за сущность, которую не убили алмазный и деревянный мечи? Кем надо быть если не богом, чтобы уничтожить его? Ответы на эти вопросы автор даёт в последней книге, но, возможно, они вас разочаруют. Роль мудрого Хедина отчасти похожа на роль некроманта Фесса. И как покой некроманта охраняет девушка-дракон, так и рядом с Хедином будет его любовница. Он настолько хорош собой и силён, что в него влюблены разные особы. Среди читателей бродит мнение, что бог Хедин — это аватар Николая Перумова в книгах. Вообще, в финале "Души бога" практически все ключевые персонажи вновь обретают любовь. Добравшись до послесловия автора, я наелся образов, персонажей и конструктов, непонятно откуда взявшихся в Упорядоченном. Здесь и некое древо в космосе, разрушаемое демонами, и трактир, и золотой престол, и Армада, и некий Творец... Как в "Гибели богов", так и в "Гибели богов 2" молодые боги остались в живых. План Дальних сорван, Хаос отделён, асгардцы погибли в Рагнарёке. Упорядоченное спасено. Вот только была ли на самом деле угроза? Непонятно. С чего вдруг три человека (троица магов) оказались по уму и силе подстать богам? Ведь они не истинные маги... Вопросов ещё можно задать с десяток, но ответов в цикле на них нет. В целом, цикл "Гибель богов 2" — это мелодрама, похожая на южно-американские и турецкие сериалы. В послесловии книги "Душа бога. Том 2" Николай Перумов указывает, что в дальнейшем ещё возможно вернётся к персонажам Хедину и Ракоту. На мой взгляд, весь этот цикл написан в клише американского кинематографа и комиксов. Когда у тамошних сценаристов заканчиваются идеи для сюжетов, они сочиняют истории про параллельные миры, путешествия во времени и объединение героев из разных вселенных. Несмотря на наличие разных линий повествования, данная серия книг по стилю очень похожа на приключения некроманта Фесса. Длительная подготовка, затянутая середина с накалом, затянутая кульминация и странная развязка. В книге "Душа бога. Том 2" издатель поместил следующую аннотацию: "Самое масштабное эпическое полотно в отечественной фантастике. Цикл, ставший классикой русского фэнтези. Один из самых больших литературных русскоязычных фэндомов. Всё это – «Гибель богов» Ника Перумова! История, начатая больше тридцати лет назад, подошла к своему завершению. Мы узнаем, что случилось со всеми героями саги, смертными и бессмертными, уцелела ли вселенная Упорядоченного и вышел ли кто-нибудь победителем в схватке вселенских сил. В день, когда заканчиваются все пути, открываются все двери и находятся ответы на все вопросы. В день Рагнарёка, истинной гибели богов." Честно говоря, я не представляю с чего вдруг цикл "Гибель богов 2" Николая Перумова стал классикой русского фэнтези. Я вообще не понимаю, отчего книги Перумова так популярны. Да, у него детализированы миры, некоторые персонажи и сюжеты интересны, хорошо описаны батальные сцены и выборочные поединки. Система магии поначалу увлекает, а затем с законом равновесия вызывает смех. Идеи, заложенные писателем в цикл "Гибель богов 2" не блещут оригинальностью, а ответы на ребусы тривиальны. Читали ли вы произведения Николая Перумова? Что вам понравилось в них? Изменилось ли ваше мнение об этих книгах спустя годы?
|
| | |
| Статья написана 14 марта 16:09 |
22 октября 2018 года я посмотрел в кинотеатре фильм «Хищник», являющийся продолжением известной серии фантастических боевиков. Перед тем как поделиться впечатлениями от увиденного, предлагаю вспомнить, о чём были предыдущие фильмы. Фантастический боевик «Хищник» вышел в прокат в 1987 году. Режиссёром этого фильма является Джон МакТирнан. Мне понравились его фильмы «13-й воин» и «База Клейтон». Сюжетная завязка в фильме «Хищник» 1987 года проста настолько, насколько это возможно для фантастического боевика. Полагаю, что вы запомнили из этого фильма сцены убийств Хищником американских спецназовцев, командира группы по прозвищу Датч в исполнении Арнольда Шварценеггера и его схватки с Хищником. В этом фильме есть «клюквенный» эпизод, в котором попавших в плен к повстанцам американцев пытали советские военные. Фильм «Хищник» 1987 года мало чего рассказал нам об инопланетянах, которые прилетали охотиться на Землю. Учитывая, что это был первый фильм серии, на это можно закрыть глаза. В 1990 году на экраны вышел фильм «Хищник 2», режиссёром выступил Стивен Хопкинс. События происходили в Лос-Анджелесе во время криминальной разборки между бандами. Этот фильм также является фантастическим боевиком, но из него мы узнали чуть больше об инопланетянах. В США создали специальное подразделение, изучающее Хищников. В распоряжении у военных есть защитные костюмы, которые позволяют солдатам оставаться невидимыми в инфракрасном диапазоне. Но по закону жанра военные допускают ошибку, и Хищник убивает их. Пришельца убивает темнокожий лейтенант полиции, причём на инопланетном корабле! Наверно, вы помните, что на космическом корабле Хищников был череп Чужого. Это стало поводом для съёмок фильма «Чужой против Хищника». Фильм «Хищник 2» является обычным боевиком, но он получил ряд наград. Достоинством этого фильма является то, что в финале становится ясна цель охоты инопланетян на Земле. На мой взгляд, для хорошего фантастического фильма этого мало. По идее, следующий фильм франшизы мог поведать нам увлекательную историю, показать планету Хищников, познакомить с их цивилизацией. Но чуда не произошло. В 2010 году в прокат вышел фильм «Хищники». В режиссёрском кресле устроился Нимрод Антал, а продюсером выступил Роберт Родригес. Сюжет в этом фильме так же прост, как и в «Хищнике» 1987 года. На неизвестной планете приходят в себя земляне. Отставной американский военный, мексиканский бандит, русский военный с пулемётом, женщина с винтовкой, якудза, заключённый, темнокожий и доктор. Странно, что никто из персонажей не был гомосексуалистом или транссексуалом. Группа продвигается по джунглям, отстреливается от зверей и инопланетных охотников. Затем люди узнают, что эта планета – охотничьи угодья, что здесь сражаются друг с другом представители расы Хищников и что неподалёку есть космический корабль. Отряд теряет бойцов, но люди всё же достигают места, где расположен корабль, и помогают одному из Хищников выжить. Пришелец готовит космический корабль к запуску, но другие Хищники его убивают, а корабль взрывают. Выжившие люди видят, как в небе раскрываются парашюты. Сюжет в фильме «Хищники» обрывочный, словно сценарий написали для галочки. Посмотрев фильм дважды, я так и не понял, что это за планета с условиями, подходящими для жизни людей и Хищников. Кто присылает на эту планету людей? Почему представители развитой цивилизации враждуют друг с другом? Из предыдущих фильмов мы знаем, что охота является тренировкой (проверкой, испытанием) для Хищника. А какой смысл в уничтожении Хищником сородичей? Непонятно! Обратимся к фильмам, в которых в охоте кроме людей и Хищников приняли участие представители расы Чужих. Фильм «Чужой против Хищника» вышел на экраны в 2004 году. Режиссёр данной кинокартины – Пол Уильям Скотт Андерсон, известный создатель серии фильмов «Обитель зла». На мой взгляд, «Чужой против Хищника» – самый интересный фильм в части сюжета и поведения инопланетян. Хищники прилетали на Землю на протяжении многих лет и охотились как на людей, так и на Чужих. Причём Чужих Хищники разводили ради охоты. Люди построили свои пирамиды как подражания ритуальной пирамиде под льдами Антарктиды. Мне было не особо интересно наблюдать за сценами схваток пришельцев и людей, я обращал внимание на антураж, в котором происходило действие. И следуя тенденциям в кинематографе, в этом фильме решающую роль в финале сыграла темнокожая землянка, в награду получившая от Хищников копьё. «Чужой против Хищника» получил премию «Золотая малина», хотя был наиболее содержательным в плане истории и культуры Хищников. Если вы думаете, что фильм «Чужой против Хищника» плох по сюжету, посмотрите «Чужие против Хищника. Реквием» 2007 года. Этот фильм сняли братья Колин и Грег Штраусы. Может быть вы смотрели другие их кинокартины? Я, к примеру, ничего не слышал об этих режиссёрах. Сюжет в фильме «Чужие против Хищника. Реквием» есть, но, по-моему, в нём слишком много ляпов и нестыковок. Идея с появлением гибрида Чужого и Хищника мне не понравилась. Хотя бы потому, что такое могли заметить и предотвратить другие Хищники. Поведение Хищника, охотящегося на Чужих, и мутанта на Земле, также порой вызывали у меня недоумение. Ну, а люди… Люди в этом фильме присутствуют массово в качестве расходного материала. Решение командования сперва послать разведотряд, а затем применить оружие массового поражения против пришельцев и людей – это пример человеческой логики. И, конечно, отказ от использования пистолета, сделанного Хищником из плазменной пушки, это тоже логически понятное решение. Можно было бы простить огрехи сюжета, будь в фильме «Чужие против Хищника. Реквием» интересные актёрские работы. Но их нет! Это же фантастический боевик, скажете вы. Зачем в фильме этого жанра актёрская игра? Моя надежда увидеть крепкую фантастику про Хищников угасла после просмотра этого фильма. Как вы знаете, в США по фильмам и комиксам активно выпускается сувенирная продукция. Фильмы про Хищников и Чужих не стали исключением. Про этих жестоких пришельцев написаны грошовые романы для ярых поклонников, даже выходили комиксы. Фигурки, компьютерные игры. Всё это позволяет американским компаниям зарабатывать хорошие деньги. Теперь давайте выдохнем и разберёмся, а что же мы знаем о Хищниках? В фильмах у расы пришельцев нет названия. В книгах и комиксах можно встретить названия «Яутжа» и «Хиш». Хищники являются двуногими прямоходящими гуманоидами, в хорошей физической форме. Прилетающие на Землю инопланетяне охотятся на людей и Чужих – это экзамен (проверка) Хищника для принятия его в сообщество воинов. В ходе охоты пришелец собирает трофеи с убитых им противников (черепа, кости, оружие). Несмотря на то, что в фильмах Хищники действуют в одиночку, они принадлежат к развитой цивилизации. Охота является главным делом этих пришельцев. Согласно кодексу чести, Хищники не убивают детей, беременных самок, больных и невооружённых особей, если они не представляют угрозу. У пришельцев есть специфический язык, при этом они способны воспроизводить услышанные звуки и речь людей. Непонятные людям буквы, знаки и числа можно увидеть в каждом фильме о представителях расы инопланетных охотников. Кроме охотников среди пришельцев есть учёные, инженеры и кто-то ещё... Технологии Хищников значительно опережают человеческие. Вы помните мощное вооружение инопланетян, а их система маскировки – это что-то! А снаряжение? Маска, портативный компьютер, набор первой помощи… У Хищников в распоряжении космические корабли, способные совершать «прыжки» в пространстве. К сожалению, информации о цивилизации Хищников на русском языке мало. Например, мне не удалось узнать, есть ли у них особи женского пола, и как эти пришельцы размножаются. Комиксы мне не нравятся, а читать любительские книжки по мотивам фильмов и игр – плохая идея, как правило. Мы вспомнили фильмы о Хищниках разных лет, познакомились с инопланетянами поближе. Самое время перейти к фильму «Хищник» 2018 года! Если вы ещё не смотрели новый фильм про пришельцев-охотников, то имейте в виду – по жанру он отличается от всех предыдущих частей. Оказавшись в кресле режиссёра Шейн Блэк, сыгравший в «Хищнике» 1987 года радиста, решил наплевать на каноны и снял комедию в духе «Славных парней». В «Хищнике» 2018 года несколько сюжетных линий тянутся параллельно некоторое время, затем пересекаются и начинается клоунада. Причём сам сюжет подаётся крупицами, а когда складывается более ли менее целостная картинка, то… Я понял, что логики в новой истории отчаянно не хватает. В фильме полно бесполезных персонажей (психов), которые грубо и пошло шутят до определённых моментов, а затем умирают. Эти персонажи – стереотипные статисты. А чего стоит руководитель секретной базы «Астроном»? Этакий самоуверенный плэйбой, не способный проконтроливать исследования на базе! В распоряжении земных учёных снаряжение Хищников, но у группы американских спецназовцев и охранников базы нет ни новейшего оружия, ни средств защиты и обнаружения невидимых противников. Да и учёных, видимо, набрали по объявлениям в интернете. Эти горе-специалисты не знают, сколько продлится действие наркоза на захваченном инопланетянине, и не в состоянии что-либо предпринять, когда Хищник просыпается. Идея про мальчика-аутиста, который запросто разобрался с языком инопланетян, любопытная, но из-за малой детализации смотрится глупо. Будь этот мальчик новым Альбертом Эйнштейном, на изучение и понимание языка инопланетян всё равно требуется не пара дней. Основная идея, которая становится ясна ближе к концу фильма, вызывает недоумение, так как не стыкуется со всем, что известно про инопланетных охотников из предыдущих фильмов. Возможно, чтобы разобраться в этом витке истории про Хищников, надо прочесть новые книги… Но у меня после просмотра фильма нету желания читать что-либо, связанное с новым фильмом. В фильме «Хищник» 2018 года большую часть времени происходят разговоры, споры и перестрелки между людьми. С пришельцами люди сталкиваются реже и, в основном, стреляют в них. Интересных сцен ближнего боя в этом фильме нет. Вот и получается, что мы посмотрели фильм «Хищник», а самих Хищников видели в качестве второстепенных персонажей. Актёрской игры нет в этом фильме. Хотя, в предыдущих фильмах о инопланетных охотниках её тоже не было. Это же фантастические боевики, зачем заморачиваться? Визуально «Хищник» 2018 года смотрится как современный блокбастер, коим он и является. Сейчас практически в любой фантастический фильм запихивают фирменный американский юмор (в большем или меньшем количестве), непонятно только для чего. Если вы любите фантастические боевики и вам не важны сюжет и логика, то фильм «Хищник» 2018 года для вас. Если вы хотели узнать больше об инопланетных охотниках, то в новом фильме чуть больше информации по сравнению с «Хищником» 1987 года и «Хищником 2» 1990 года. На мой взгляд, «Хищник» 2018 года схож с фильмом «Терминатор: Генезис». Здесь тоже эксплуатируются приёмы и ходы из предыдущих частей, история сочинена для галочки, много несмешных шуток, и в итоге у меня создалось впечатление, что я посмотрел фильм-пародию. Похоже, что в ближайшие годы мы не узнаем ничего о цивилизации Хищников. Во всяком случае из фильмов. Возможно, спустя несколько лет выйдет фантастический сериал о представителях загадочной инопланетной расы. Формат сериала позволяет уделять достаточное внимание деталям, продумывать сюжет и персонажей. А вы хотите посмотреть сериал про Хищников? Выскажите своё мнение об этой статье и фильме «Хищник» 2018 года. На этом я прощаюсь и желаю вам удачной охоты!
|
| | |
| Статья написана 11 января 16:02 |
Мы живём в эпоху, когда некоторые люди возвели на пьедестал золотого тельца как символ успеха в жизни и смеются над ценностями семьи, дружбы и доверия. Постмодернизм потерпел поражение, на мой взгляд. Его творцы из Европы и США так и не нашли духовных и нравственных правил, которые бы приняло общество. Но сегодня я хочу совершить путешествие в прошлое и поделиться с вами впечатлениями от романа «Игра в бисер», написанного Германом Гессе. Данное произведение было впервые опубликовано в 1943 году, во время Второй мировой войны. В романе автор задал несколько важных вопросов к читателям о значении искусства и наук для человека, о гармонии в жизни и о понимании реального положения дел. Структурно произведение состоит из небольшого вступления к читателю, истории жизни выдающегося игрока в бисер Йозефа Кнехта и его сочинений. Поначалу у вас может сложиться впечатление, что история, рассказываемая автором в книге, происходит в XIX веке. Однако, примерно в середине романа в тексте встречаются упоминания техники (радио, автомобиль), получившей массовое распространение в XX веке. Также упоминается мировая война. Перейдём к истории о провинции Касталии и жизнеописанию Йозефа Кнехта, пропустив вступительную часть романа. Будучи способным к музыке, подросток Йозеф оставил обычную школу и переехал в одно из учебных заведений Касталии, где помимо музыки и медитаций обучающиеся изучают загадочное искусство игры в бисер. Можно прочесть весь роман, но так и не понять, что же на самом деле представляет из себя эта игра, придуманная Германом Гессе. Об этом я напишу в заключительной части данной статьи. Важной чертой обучения в Касталии, игры в бисер, членства в Ордене является то, что все участники исключительно мужчины. При этом Герман Гессе упоминает в тексте, что женщины в Касталии всё же есть, но они являются жёнами и матерями местного населения (не имеющего отношения к искусству игры в бисер). Почему же автор на протяжении всего романа мягко подчёркивает превосходство мужчины над женщиной? Как вы полагаете? Итак, одарённый Йозеф Кнехт учился в Касталии, подружился с Плинио Дезиньори, который обучался там же, но через некоторое время вернулся в привычный мир. Фамилии у друзей говорящие. Кнехт – это слуга или раб, а Дезиньори означает господин (от слова «сеньор»). Йозеф защитил идеалы Касталии в трудном интеллектуальном поединке с другом Плинио, и каждый остался при своём мнении. Провинция Касталия предстаёт перед нами сперва как оплот духовности, науки и смысла. Но в конце романа этот волшебный воздушный замок растворяется, не выдержав критики с земли. Хотя провинция обучает и направляет в другие части страны своих высокообразованных выпускников, хотя Орден заботится о сохранении духовных ценностей… Жители страны не понимают касталийцев, а мудрецы не хотят признать опасности, причина коей в изоляции Касталии. Благодаря общению с монахом-бенедиктинцем Иаковом Йозеф принялся изучать историю и, занимая пост магистра игры в бисер, пришёл к осознанию угрозы для Ордена и провинции. Разумеется, он предпринял попытку предотвратить крах Касталии, написав подробное письмо в совет Ордена, предложив, как минимум, направлять учителей из провинции в обычные школы страны. Тем не менее, Йозеф не объяснил в своём письме, чем игра в бисер будет полезна для обычных людей. Члены совета Ордена не приняли во внимание предостережения и не поняли мнения Йозефа Кнехта. Магистр игры Кнехт сложил с себя полномочия и покинул провинцию, чтобы заняться обучением сына Плинио и принять смерть. Йозеф якобы стал мудрым человеком, а его друг Плинио провёл молодость в веселье и кураже, поучаствовал в политике, женился и у него растёт сын. Но при этом Плинио Дезиньори признался Йозефу, что несчастен. Что ему не хватает чего-то, что жена им манипулирует. Выходит, что Герман Гессе считал удел монаха лучшим, чем удел мирянина? Намёки на это можно встретить и в следующей части романа, где приведены три жизнеописания. Кроме Плинио у Йозефа было ещё два друга – любящий сложные задачи Фриц Тегуляриус и одарённый музыкант Ферромонте. Эти два человека оказали помощь и поддержку Йозефу. Когда я читал основную часть романа, так и не понял, кто обеспечивает быт членам Ордена в Касталии. Ведь все они целыми днями заняты решением каких-то важных интеллектуальных проблем, научных задач, написанием писем и циркуляров. Эти люди настолько вжились в свои роли, что когда магистр Томас умер, его заместитель Бертрам испугался ответственности за проведение игры. Сочинения Йозефа Кнехта являются стихотворениями и жизнеописаниями неких мудрецов. Среди стихотворений мне больше всего понравилось одно, в котором отражена суть заблуждений касталийцев и последствия их невнимательности к миру за пределами провинции. Последний умелец игры в бисер Согнувшись, со стекляшками в руке Сидит он. А вокруг и вдалеке Следы войны и мора, на руинах Плющ и в плюще жужжанье стай пчелиных. Усталый мир притих. Полны мгновенья Мелодией негромкой одряхленья. Старик то эту бусину, то ту, То синюю, то белую берёт, Чтобы внести порядок в пестроту, Внести в сумбур учёт, отсчёт и счёт. Игры великий мастер, он немало Знал языков, искусств и стран когда-то, Всемирной славой жизнь была богата, Приверженцев и почестей хватало. Учеников к нему валили тыщи… Теперь он стар, не нужен, изнурён. Никто теперь похвал его не ищет, И никакой магистр не пригласит Его на диспут. В пропасти времён Исчезли школы, книги, храмы. Он сидит На пепелище. Бусины в руке, Когда-то шифр науки многоумной, А ныне просто стёклышки цветные, Они из дряхлых рук скользят бесшумно На землю и теряются в песке… Первое жизнеописание называется «Кудесник» и повествует об обучении, становлении и работе заклинателя погоды Кнехта. В отличии от Йозефа, этот Кнехт женился, у него родились дети, и его сын стал следующим магом в поселении. Эта история о жертвенности собой ради блага других. В этом жизнеописании есть два типа женщин – одни руководят жизнью племени, а другие обеспечивают быт и рожают детей. Главный герой относится к своей жене как к служанке. Во второй истории перед нами предстаёт отшельник Йозефус Фамулюс, живущий в период становления христианства. Оставив жену, он стал схимником и молча выслушивал простых людей, которые приходили к нему исповедоваться. Под конец жизни он пришёл к принятию того, что сам является великим грешником, так как знает границы зла. А простой человек ведёт себя как ребёнок, не ведая что творит. И поэтому его следует жалеть и прощать. Здесь стоит отметить, что любой взрослый сознательный человек несёт ответственность, прежде всего, перед самим собой за свои поступки. И списывать на неведение и непонимание те или иные действия человека, принёсшие вред, боль и страдания другим людям, на мой взгляд, неверно. В третьем жизнеописании рассказывается история Дасы (с санскрита – слуга). Его жизнь наполнена разными событиями. Однажды перед ним встал выбор. Он увидел сон, в котором он – раджа своей страны, у него есть любимая жена и сын. Однако, это не принесло ему счастья: жена стала считать его слабаком и флиртовала с военноначальником, его страна проиграла войну, а его сын погиб. Пробудившись от сна, Даса решил отказаться от своих амбиций, усмирить свой дух и стать учеником йога. Эта история хорошо отражает поведение несознательного мужчины, который не знает, чего хочет на самом деле. Всю жизнь он за что-то борется, добивается, строит дом и создаёт семью. Но под конец жизни он всё равно чем-то недоволен и жалеет о чём-то. В всех трёх жизнеописаниях автор представил в качестве норм поведения мудрого мужчины принятие на себя определённой роли и ответственности, и отказ от личного счастья. Но чтобы стать мудрым, мужчине надо прожить долгую насыщенную жизнь, а судьба отшельника (мудреца, йога) – удел единиц. На мой взгляд, настоящий мужчина может прожить достойную уважения жизнь, воспитав с женой детей и научив чему-нибудь внуков. И такой человек будет не менее мудр, чем какой-нибудь монах или йог. Выдающаяся игра в бисер в Касталии, по сути, представляет попыткой поставить искусство вне общества в виде некой игры. Вот только несмотря на всю сложность, в этой игре не важен результат. Для членов Ордена важен только сам процесс игры. Герман Гессе неспроста сделал ставку на музыку как основу для игры в бисер. Как вы думаете, почему? Есть игры, в которых азарт, сила и победа не так важны. Периодически я играю в шахматы с приятелями, и меня не волнует выигрыш. Я получаю удовольствие от процесса игры. Но много ли у вас знакомых мужчин, для которых процесс интереснее и важнее результата? Так какова же основная проблема, которую автор пытался разрешить на страницах романа «Игра в бисер»? На мой взгляд, это ошибочность идеализации искусства и его отдаление от человека и общества. Потому что такой процесс неизбежно превратит искусство в беспредметную игру, понять и оценить которую смогут лишь единицы людей. Почему в романе все основные персонажи – мужчины? Почему женщины в Касталии выполняют роли прислуги и матерей? Отчасти это вызвано тем, в какое время жил Герман Гессе. В конце XIX и в начале XX века были сильны гендерные стереотипы, как сегодня в США всё ещё сильны расовые предубеждения. Возможности женщин в части образования, карьеры и самостоятельной жизни значительно уступали возможностям мужчин. Возможно, на гендерное превосходство мужчин над женщинами в романе повлияло и то, что первая жена писателя (Мария Бернулли) болела шизофренией, и сам Герман Гессе лечился у психоаналитика. Тем не менее, после развода с Марией, автор женился ещё дважды. Когда мои родители учились в Ленинградском государственном университете, роман «Игра в бисер» был популярен, как и другие произведения постмодернизма. Мой отец был в восторге от этой книги, так как считал себя интеллигентом и не любил всё, что связано с обязанностями мужа и отца. Возможно, он хотел уйти в православный монастырь, чтобы обрести духовность, но так и не сделал этого. Полагаю, потому что монахи не только молятся, пишут иконы и читают книги, но и работают, чтоб обеспечить жизнь в монастыре. Роман «Игра в бисер» мне понравился. Эту книгу я читал с интересом, поначалу искал на её страницах скрытый смысл и не находил его. А секрет оказался прост – только прочитав данное произведение полностью, можно разгадать его ребус. А вы читали роман Германа Гессе «Игра в бисер»? Понравилась вам эта книга? Поделитесь своим мнением о ней и моей статье в комментариях. Играете ли вы в бисер?
|
| | |
| Статья написана 26 октября 2024 г. 15:25 |
Тема контакта человека с представителями инопланетных цивилизаций остаётся популярной в наши дни и раскрывается в художественной литературе, комиксах, кинофильмах и сериалах. В американском кинематографе одними из популярных инопланетных персонажей являются представители внеземной цивилизации под названием Чужие. И сегодня я предлагаю вам поохотиться на них. Впервые я столкнулся с Чужими, когда учился в университете. Услышал о них от знакомых, а затем посмотрел четыре фильма об этих агрессивных инопланетянах, снятых разными режиссёрами. Фантастический фильм «Чужой» вышел в прокат в США в 1979 году, эта кинокартина стала второй полнометражной работой известного режиссёра Ридли Скотта. Завязка сюжета фильма «Чужой» построена вокруг разведывательной миссии по сигналу с планеты LV-426, за которую взялся экипаж грузового космического корабля «Ностромо». На поверхности планеты люди обнаружили потерпевший крушение инопланетный звездолёт. На нём они нашли яйца с личинками инопланетной формы жизни, а также мёртвого представителя расы Космических Жокеев. Из-за чрезмерного любопытства один из членов экипажа подвергся атаке лицехвата (внеземного существа). Затем этот человек умер, а из его тела выбрался инопланетянин Чужой. Быстро став взрослой особью, он принялся охотиться на людей на борту корабля «Ностромо». Эллен Рипли узнала, что один из членов экипажа – андроид, выполнявший задание корпорации «Weyland-Yutani» по доставке инопланетной формы жизни на Землю для создания биологического оружия. Люди приняли решение уничтожить грузовой корабль «Ностромо». Рипли, ещё два члена экипажа и кот спаслись на челноке, но вместе с ними на борту оказался и Чужой. В результате его охоты в живых остались только Эллен Рипли и кот Джонс. Женщине удалось выбросить Чужого в открытый космос, после чего она сделала запись о произошедшем на «Ностромо» и легла в анабиотическую камеру. Несмотря на интересную идею сюжет фильма «Чужой» не лишён ляпов и логических ошибок. Например, почему все члены экипажа грузового космического корабля «Ностромо», летящего на Землю, спали в анабиозе? Если пилотирование грузовых космических кораблей в будущем осуществляется искусственным интеллектом, зачем тогда вообще на борту экипаж из людей? Почему корпорация «Weyland-Yutani» использует для доставки на Землю инопланетной формы жизни грузовой корабль, а не научно-исследовательское судно? Откуда этой корпорации стало известно, что на планете LV-426 есть личинки инопланетной формы жизни? Но самой главной ошибкой в сценарии, на мой взгляд, является нестыковка в продолжительности жизни инопланетянина Чужого. Если он быстро вырастает из личинки в теле носителя во взрослую особь, то и цикл существования взрослой особи не должен быть долгим. Существуют вырезанные сцены, не включённые в фильм. Возможно, если бы часть этих материалов вошла в фильм, вопросов к сюжету было бы меньше. Некоторые зрители считают данную кинокартину научно-фантастическим фильмом, но я с этим категорически не согласен. Для научной фантастики у фильма «Чужой» недостаточно проработан сюжет. Скорее это фантастический фильм ужасов. Как это часто бывает и сегодня в Голливуде, у фильма «Чужой» появилось продолжение. В 1986 году в прокат вышел фантастический боевик «Чужие», ставший третьей режиссёрской работой Джеймса Кэмерона. Сюжет этой кинокартины развивает идею о планах корпорации «Weyland-Yutani» по созданию биологического оружия – выращиванию в людях инопланетян Чужих. Главным действующим лицом в борьбе с инопланетянами является… Нет, к сожалению, это не кот Джонс из первой части, а женщина Эллен Рипли. Её обнаружили спустя 57 лет после событий первого фильма. Представители корпорации «Weyland-Yutani» не поверили рассказу женщины, и лишили звания лейтенанта. Пока Эллен Рипли была в отключке, люди основали колонию на планете LV-426. Как вы наверняка догадались, это было сделано с целью продолжения экспериментов по выращиванию и использованию Чужих. Но как это обычно бывает, люди в чём-то ошиблись, и их эксперимент вышел из-под контроля. Связь с колонией на планете LV-426 была потеряна, и для разборок туда отправили морских пехотинцев в компании Эллен Рипли. Прибыв на планету, спасательный отряд столкнулся со взрослыми особями Чужих, выросших в телах колонистов. Дальше мы наблюдаем сцены, типичные для фантастического боевика, а также узнаём, что у прибывшего в колонию с морпехами сотрудника корпорации «Weyland-Yutani» есть задание по доставке зародышей Чужих в телах людей на Землю. Также становится известно, что яйца с личинками Чужих откладывает Королева-Матка. Из всех представителей агрессивной инопланетной расы именно ей удалось проникнуть на борт космического корабля людей… Но от неё избавились аналогично первому фильму: Эллен Рипли вышвырнула Королеву-Матку в космос с помощью робота-погрузчика. В сюжете фильма стоит отметить один любопытный момент: андроид Бишоп, отправленный с морпехами и Эллен Рипли на планету LV-426, занял сторону людей, а не корпорации. В остальном сюжет напоминает первую часть, но развивается по правилам боевика, и поэтому смотреть кинокартину «Чужие» не скучно. Думаю, вы не будете спорить с тем, что Джеймс Кэмерон как режиссёр умеет снимать боевики. По идее, на этом можно было бы остановиться. Королева-Матка Чужих погибла в космосе. Яйца с личинками уничтожены. Но в Голливуде давно работают алчные люди, и поэтому в 1992 году в США в прокат вышел фантастический фильм «Чужой 3», ставший дебютной режиссёрской работой Дэвида Финчера. Кому-то этот режиссёр запомнился благодаря кинокартине «Бойцовский клуб», кто-то и сегодня пересматривает его триллеры. Лично мне понравились всего две его режиссёрские работы: «Социальная сеть» и «Исчезнувшая». В третьей части киносерии о Чужих завязка проста как апельсин: на борту космического корабля «Сулако», на котором улетели выжившие с планеты LV-426, вдруг обнаружилось яйцо с личинкой Чужого. Эта тварь умудрилась повредить криокапсулу, в которой спала Эллен Рипли. Мало того, что личинка пристроилась к женщине, так ещё и кислота твари вызвала пожар на космическом корабле. Капсулы со спящими людьми были перемещены на спасательную шлюпку и отправлены на ближайшую планету-тюрьму, принадлежащую корпорации «Weyland-Yutani». Придя в себя, Эллен Рипли узнала, что кроме неё никто не выжил, а живущие на планете заключённые организовали религиозную секту. Дабы сохранить интерес у зрителей к фильму, авторы сценария добавили ещё одну личинку Чужого, попавшую на планету вместе с Рипли на спасательной шлюпке. Тварь при первой же возможности напала на подвернувшегося кстати пса. Через некоторое время из тела бедного животного появился новый Чужой, отличающийся повышенной скоростью и ловкостью (что довольно странно, так как его инкубатором был собака, а не белка или кенгуру). Дальше происходит постепенное уничтожение Чужим заключённых на планете, а бедняжка Эллен Рипли узнаёт, что в ней поселилась личинка инопланетянина. Тем не менее, от взрослой особи Чужого удалось избавиться способом, напоминающим нам сюжет фильма «Терминатор 2: Судный день». Прибывшие на планету представители корпорации «Weyland-Yutani» пообещали Эллен Рипли помочь ей избавиться от эмбриона Чужого, но женщина не поверила и покончила с собой, спрыгнув в расплавленный металл. Сотрудники корпорации улетели с планеты. Тюрьму закрыли. Дэвид Финчер покинул проект после завершения съёмок, и монтажом фильма «Чужой 3» занялись продюсеры. Чтобы зрители пошли в кинотеатры, не испугавшись большого хронометража, из фильма вырезали сцен и эпизодов примерно на 40 минут. Позже кинокомпания «20th Century Fox» решила выпустить на DVD расширенные версии фильмов о Чужих и предложила Дэвиду Финчеру смонтировать свой вариант кинокартины «Чужой 3». Но Дэвид Финчер отказался, став единственным режиссёром фильмов о Чужих, который отказался иметь что-либо общее с проектом после завершения съёмок. За это ему честь и хвала! Стоит отметить, что вариантов сценариев к фильму «Чужой 3» было несколько, и окончательный вариант стал компромиссом между режиссёром и продюсерами, а сценаристы ругались друг с другом. Фильм получил положительные отзывы в Европе и отрицательные – в США. К недостаткам кинокартины «Чужой 3» критиками были отнесены: отсутствие оружия и высоких технологий, отсутствие красочных схваток с Чужими, гибель персонажей предыдущего фильма, ставка на гнетущую атмосферу и отсутствие счастливого конца. Как вы понимаете, критики хотели увидеть фантастический боевик с хорошим финалом, а увидели фантастический фильм ужасов с гибелью всех главных героев. Фильм успешно окупился в прокате, став ещё одним примером того, как неприхотлив кинозритель. Я не считаю, что фильм «Чужой 3» – плохой. Он просто лишний, не нужный. Сюжет в этой части киносерии слабый. Он и не может быть выдающимся, если оглянуться на концовку фильма «Чужие» 1986 года. На этом история про противостояние людей инопланетной расе Чужих и планы корпорации «Weyland-Yutani» не закончилась. В 1997 году в прокат фантастический фильм «Чужой: Воскрешение», режиссёром выступил Жан-Пьер Жёне. Признаюсь, я не видел других его режиссёрских кино работ, хотя они есть. Сюжетная завязка четвёртого фильма о Чужих основана на найденных людьми образцах крови Эллен Рипли. Учёные раз за разом клонировали её – семь неудачных попыток и удачная восьмая (на борту космического корабля). Вместе с клоном Рипли появился и клон зародыша Королевы Чужих. Дальше появились особи Чужих, да и у клона Эллен Рипли проявились некоторые способности инопланетян. На корабль прибыли наёмники, между ними и военными произошёл конфликт. Чужие оказались на свободе и занялись своим любимым занятием – охотой на людей. Эллен Рипли с товарищами из наёмников перебралась на борт другого корабля, а вместе с ними и новая особь Чужого (этот сюжетный ход повторяется в каждом фильме о Чужих). Новый Чужой сочетает в себе черты одновременно инопланетянина и человека. Корабль военных, на котором проводили эксперименты по воссозданию Чужих, разбился на поверхности Земли. От нового Чужого избавились, выбросив его в открытый космос. Клон Эллен Рипли выжил. Такие дела! Как вы можете заметить, сюжет в фильме «Чужой: Воскрешение» не блещет оригинальностью. Сценаристы Дэвид Гилер и Уолтер Хилл, работавшие над третьей частью киносерии о Чужих, были против продолжения. Но кинокомпания «20th Century Fox» была довольна прибылью от третьего фильма и хотела сорвать куш, если новый фильм по атмосфере ужаса и боев будет таким же, как первая и вторая части. Сценарий к фильму «Чужой: Воскрешение» написал Джосс Уидон. Также следует обратить внимание, что кресло режиссёра четвёртой части киносерии о Чужих предлагали Дэнни Бойлу, Питеру Джексону, Дэвиду Кроненбергу и Брайану Сингеру. Все они отказались. Неспроста, как пить дать! Фильм «Чужой: Воскрешение» получил смешанные отзывы критиков, и что интересно – сценарист Джосс Уидон был недоволен кинокартиной и заявил в одном интервью, что режиссёр Жан-Пьер Жёне сделал фильм, который невозможно смотреть. Но как говорится, после драки кулаками не машут. После этого в киноистории о Чужих наступило временное затишье. О фантастических фильмах, в которых кроме Чужих и людей присутствуют инопланетяне Хищники вы можете прочесть в моей статье «Особенности межрасовой охоты», опубликованной на портале Перекрёстки миров. Как вам известно, в США по фильмам выпускается разнообразная сувенирная продукция. Фильмы про Чужих не стали исключением. Про этих опасных инопланетян написаны книги и нарисованы комиксы. Игрушки, футболки и кружки. Разумеется, есть и компьютерные игры. Всё это позволяет американским компаниям зарабатывать хорошие деньги на недалёких людях. Мы достигли мест обитания Чужих. Поскольку уже стемнело, давайте остановимся на ночлег и обсудим у костра, что же мы знаем о тех, на кого предстоит охотиться завтра утром? Чужой (ксеноморф) – представитель внеземной цивилизации, характеризуется поведением известных на Земле животных-хищников и насекомых. Основными целями существования данного зверя являются: размножение и распространение своего вида; уничтожение иных форм жизни, представляющих для Чужого угрозу. Аналогично земным общественным насекомым, Чужие являются эусоциальными, с одной фертильной размножающейся самкой. Семьи состоят из нескольких каст: репродуктивной самки и бесплодных особей (рабочие, солдаты и другие). Биологический жизненный цикл Чужого включает: внедрение личинок-паразитов внутрь живых носителей; развитие особи внутри носителя и высвобождение наружу с гибелью носителя; быстрое взросление в течение нескольких часов; охота и поиски новых носителей для личинок. Теперь поговорим о видах Чужих. Наиболее распространёнными Чужими являются солдаты и трутни. Они выполняют задачи по защите и охоте, расширению жилого пространства, строительству улья, сбору пищи, кормлению Королевы и уходу за яйцами. В обычных условиях эти особи не способны к размножению, однако при отсутствии Королевы могут преобразовывать тела других существ в яйца, пока она не родится. Бегун – четвероногая форма Чужого, результат развития эмбриона в организме животного. Он меньше и немного быстрее обычных особей, плюётся кислотой, на спине нет дыхательных трубок. Впервые показан в фильме «Чужой 3», где носителем паразита была собака. Отличительные свойства бегуна позволяют ему выполнять задачи по разведке и добыче пищи. Новорождённый – гибрид человека и Чужого из фильма «Чужой: Воскрешение». Появился в результате генетических экспериментов людей по созданию клона мёртвой Эллен Рипли, заражённой Королевой Чужих. Новорождённый не почувствовал родства с Королевой и убил её, посчитав своей матерью клон Рипли. Новорождённый крупнее обычных особей, покрыт полупрозрачной кожей, не имеет хвоста. Его короткий череп напоминает человеческий. Глаза, нос, зубы и язык (вместо двойной челюсти) также человеческие. Он довольно умён и способен к выражению эмоций мимикой. Королева-Матка – главная и самая крупная особь в колонии. Остальные ей беспрекословно подчиняются по аналогии с земными эусоциальными насекомыми. Передвигается на двух больших конечностях. Её экзоскелет прочный, обычное кинетическое оружие его не пробивает. Главной особенностью Королевы-Матки является наличие пуповины яйцеклада. Это большой полупрозрачный мешок, заполненный яйцами. Из-за него Королева не может самостоятельно передвигаться, и поэтому находится в «колыбели» из слюнных нитей и биополимерной смолы, поддерживающих её и яйцеклад в подвешенном состоянии. Тем не менее, в случае опасности Королева способна оборвать яйцеклад и передвигаться самостоятельно. В фильме «Чужие» можно наблюдать примеры наличия интеллекта у Королевы-Матки, что является ещё одним сходством с матками некоторых земных насекомых. В фильме «Чужой против Хищника» можно увидеть Чужехищника, особый вид Чужого. Это результат развития эмбриона в организме Хищника. Данная особь имеет как черты обычных Чужих, так и некоторые признаки Хищника (жвала и дредовидные отростки). В фильме «Чужие против Хищника. Реквием» есть Чужехищник, ставший Преторианцем – элитным солдатом улья. Преторианцев выбирает Королева-Матка из числа обычных особей Чужих. Есть ещё три вида Чужих из других фильмов, но с ними мы познакомимся позже. Само название «Чужой» придумали американские сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт в ходе работы над сценарием первого фильма об агрессивных инопланетянах. Над визуализацией образа Чужого поработали как художник Ханс Рудольф Гигер, так и Ридли Скотт и Роджер Дикен. Королеву Чужих для второго фильма нарисовал Джеймс Кэмерон вместе с художником Стэном Уинстоном. Теперь, когда мы вспомнили фильмы о Чужих за период 1979-1997 годов и узнали о том, что это за существа, отдохнём до утра, чтобы набраться сил для охоты. Итак, мы вошли в дебри кинематографа. Будьте бдительны, не отставайте. В этих местах легко потерять рассудок от вторичности, халтурных сценариев и спецэффектов. Когда у известного кинорежиссёра заканчиваются идеи для новых работ, он либо берётся за ремейк какого-нибудь известного фильма, либо снимает фильм, действие в котором происходит до событий ранее созданной кинокартины и предшествует им по внутренней хронологии. Так и поступил кинорежиссёр Ридли Скотт. В 2012 году на экраны кинотеатров вышел его новый фильм «Прометей», действие в котором происходит до событий «Чужого» 1979 года. Думаю, нет смысла подробно разбирать сюжет кинокартины «Прометей», потому что он во многом повторяет сюжет «Чужого». Поэтому обратимся к отличиям и новым деталям в истории о Чужих. Из фильма «Прометей» нам становится известно, что человек обязан своим появлением расе Космических Жокеев (Инженеров). И в отличии от «Чужого», в новом фильме люди встретили живого представителя этой расы. В «Прометее» андроид Дэвид частично выполнял указания людей и параллельно вёл свою игру, изучая планету и космический корабль Инженеров. В результате его эксперимента на борту земного космического корабля появилось кальмароподобное существо. Оно быстро выросло, напало на Космического Жокея и внедрило что-то в его тело, после чего из тела Инженера вылезло существо, похожее на взрослую особь Чужого и названное режиссёром фильма Ридли Скоттом Диаконом. Планета, на которую прилетели люди, была военной базой Космических Жокеев, где велась разработка биологического оружия (жидкости в контейнерах, вызывающей опасные мутации). Последним существенным отличием сюжета фильма «Прометей» отмечу финал: выживший археолог Элизабет Шоу улетела на внеземном космическом корабле в компании головы андроида Дэвида на родную планету Космических Жокеев, чтобы узнать, зачем они создали человечество и почему позднее решили его уничтожить. Если смотреть фильм «Прометей» внимательно, то можно заметить, что некоторые сцены в нём полностью повторяют сцены из «Чужого» 1979 года. Получается, что «Прометей» является дополненной версией «Чужого». В части компьютерной графики и спецэффектов фильм «Прометей» хорош, а вот в части актёрской игры нет. Но этого и не стоит ожидать от дополненной версии фантастического фильма 1979 года. Поклонники фильмов о Чужих были не в восторге от «Прометея». Фильм критиковали за нелепое поведение персонажей (которые являлись подготовленной экспедиционной группой), отсутствие инопланетных чудовищ и сюжетные ляпы (например, на современном космическом корабле людей нет медицинского оборудования для принятия родов). Поскольку кинокартина «Прометей» окупилась в прокате и в продаже на дисках, Ридли Скотт взялся за следующий фильм о Чужих. В 2017 году в кинотеатрах вышел фантастический фильм «Чужой: Завет». Развитие сюжета и отдельные сцены этого фильма во многом похоже и на «Прометея», и на «Чужого». Вот только вместо научно-исследовательского или транспортного космического корабля здесь мы видим колонизационный. Не будем разбирать аналогии и совпадения с предыдущими фильмами серии так как их много. Обратимся к тому новому о Чужих, что увидели в «Чужой: Завет». Фильм начинается со сцены, в которой андроид Дэвид, беседует с руководителем корпорации Питером Вейлендом и высказывает мнение, что хотя люди создали андроидов для служения, сами люди до сих пор не знают, кем и для чего они были созданы. Андроид замечает, что он, слуга, созданный Вейлэндом, не умрёт, в отличие от своего создателя. Стоит отметить, что этот эпизод может быть расценен, с одной стороны, как отсылка к Библии, а с другой – реверанс в сторону фантастических рассказов и романов XX века о роботах и людях. По мере просмотра фильма «Чужой: Завет» становится известно, что произошло после «Прометея» и до встречи экипажа корабля «Завет» с андроидом Дэвидом. Планета, на которую прилетела команда космического колонизационного корабля «Завет» была родиной Создателей. Археолог Элизабет Шоу и андроид Дэвид прилетели на эту планету, и андроид уничтожил её жителей, распылив над их городом опасный патоген с планеты LV-223. Почему представители расы Космических Жокеев не имели в распоряжении оружия защиты от космических кораблей – непонятно. Почему они не заподозрили, что на прибывшем корабле могут быть враги? Неизвестно. Как мы поняли ещё из фильма «Прометей» – андроидам доверять нельзя. Элизабет Шоу доверилась, и стала жертвой эксперимента Дэвида. У злого андроида, изучившего материалы Космических Жокеев, план прежний – создать биологическое оружие. Поэтому он избавился от большей части экипажа корабля «Завет», сделал запись о гибели людей в результате вспышки нейтрино, взял необходимое для продолжения своих опытов на космический корабль и улетел с родной планеты Создателей. Интересной идеей в фильме «Чужой: Завет» является общение и конфликт двух внешне одинаковых андроидов – злого Дэвида и доброго Уоэлтера. Их идентичная внешность стала возможностью для Дэвида обмануть членов экипажа колонизационного корабля «Завет». В кинокартине «Чужой: Завет» мы увидели два ранее неизвестных вида Чужих. Неоморф – разновидность агрессивных пришельцев, распространяющихся через грибковые споры, а не посредством лицехвата. Новорождённые неоморфы покидают тело носителя через спину и горло. Внешне они напоминают Диакона, но имеют белую кожу и шипы на спине и хвосте. Протоморф – разновидность Чужих, созданная Инженерами. С технической стороны фильм «Чужой: Завет» не уступает «Прометею», а одна из композиций саундтрека очень напоминает музыку оригинального фильма 1979 года. Критики похвалили кинокартину «Чужой: Завет» за качественные спецэффекты и воссоздание атмосферы первых фильмов о Чужом (чего я не заметил), и в то же время отметили недостаток оригинальности. Этот недостаток отметил рецензент газеты «The Guardian» Питер Брэдшоу: «…в этом фильме собраны лучшие ошеломляющие моменты из предыдущих серий саги», но несмотря на это дал фильму положительную оценку. Если вы – поклонник фильмов о Чужих, и вам не важен сюжет, то фильмы «Прометей» и «Чужой: Завет» для вас. Если вы ещё не знакомы с Чужими и любите фантастику, то я рекомендую вам посмотреть первые два фильма киносерии. Согласно информации из интернета, Ридли Скотт планирует снять ещё несколько фильмов, дабы связать начатую историю в «Прометее» с первым фильмом «Чужой». Нельзя исключать и того, что в дальнейшем голливудский конвейер возьмётся за ремейки первых четырёх фильмов о Чужих. Ещё один фильм о Чужих хотел снять режиссёр Нил Бломкамп, известный благодаря кинокартинам «Район №9», «Элизиум – рай не на Земле» и «Робот по имени Чаппи». Благодаря авторитету Ридли Скотта фильм под условным названием «Чужой 5» был отменён. Поклонники фильмов о Чужих собрали петиции, чтобы помочь спасти фильм Бломкампа, но у них ничего не вышло. На мой взгляд, это к лучшему. Во все времена существовали талантливые люди, создавшие объекты искусства или архитектуры, запомнившиеся нам как нечто новое, невероятное и привлекающее внимание. Наряду с ними работают другие люди, целью которых является не творение, а извлечение прибыли. В условиях капитализма это хорошо заметно на примере голливудских фильмов-блокбастеров. Сегодня кинопродюсеры делают ставку на зрелищность, а не на интересный сюжет и актёрскую игру. Смотреть или не смотреть такие кинофильмы, решает каждый сам для себя. Популярность Чужих в России привела к тому, что во Владивостоке в 2012 году появилась металлическая статуя опасного инопланетянина работы неизвестного автора. Какие фильмы о Чужих вы смотрели? Что вам в них понравилось? Выскажите своё мнение об этой статье в комментариях. На этом приготовьте своё оружие, следуйте за мной и внимательно смотрите по сторонам. Охота на Чужих начинается!
|
| | |
| Статья написана 21 сентября 2024 г. 12:52 |
Полагаю, многие из вас смотрели фильмы и сериалы, снятые по произведениям художественной литературы. Традиция экранизировать книги разных жанров возникла в прошлом веке и сохраняется до сих пор. Какие интересные книги о фильмах и киноиндустрии вы читали? Вспомните, пожалуйста, и напишите их названия и авторов в комментариях. Сегодня я поделюсь с вами впечатлениями от двух произведений художественной литературы про кино. Так вышло, что сперва я прочёл роман Мариши Пессл «Ночное кино» пару лет назад, обратив внимание на аннотацию. На тот момент не придал особого значения тому, что это он назван ремейком романа Теодора Рошака «Киномания». Тогда о писательнице Марише Пессл я ничего не знал. Эта американка работала финансовым консультантом в компании «Pricewaterhouse Coopers» и в свободное время занималась прозой. Первый её роман был опубликован в 2006 году и стал бестселлером. На сегодняшний день в России кроме «Ночного кино» переведены и продаются ещё два её романа. Что представляет собой «Ночное кино»? Почему роман получил такое название? Давайте разберёмся. Главным героем «Ночного кино» является журналист Скотт Макгрэт. Он был когда-то хорош, но из-за чрезмерного желания раскрыть некую страшную тайну популярного кинорежиссёра Станислава Кордовы попал впросак – его карьера рухнула, а жена с дочерью ушли от него. Однажды судьба даёт ему второй шанс – дождливой октябрьской ночью тело Александры (дочери кинорежиссёра) находят на заброшенном складе Манхэттена. Полиция считает, что это – самоубийство, но Скотт решает выяснить причины смерти девушки. К тому же, эта смерть не первая среди членов семьи кинорежиссёра. Станислав Кордова является одним из мастеров режиссуры кино в жанре триллера. В последние десятилетия он не появлялся на публике. Его фильмы не выходили в широкий прокат, демонстрируясь на закрытых просмотрах, известных как «ночное кино». Благодаря своим кинокартинам Станислав Кордова стал человеком-загадкой для многочисленных поклонников. Итак, журналист Скотт Макгрэт начинает своё расследование смерти Александры. По ходу прочтения романа мы знакомимся с некоторыми фильмами Станислава Кордовы, каждый из которых якобы выделяется реалистичностью человеческих страхов, боли и мучений. Перед главным героем возникает логичный вопрос: может, актёры переживали пытки и получали травмы во время съёмок? Сам кинорежиссёр Кордова разбирается в том, как снять качественный триллер. А ещё он изучил методы и приёмы воздействия на потенциальную жертву, которой суждено пострадать в кинофильме. По мере расследования Скотт Макгрэт заводит новые полезные знакомства. Его квартиру грабят неизвестные, стремящиеся найти какие-либо материалы про Александру. Несмотря на это он продолжает искать связь между смертью Александры и странным поведением её отца, и запутывается в клубке мистики. Скотт даже проникает в особняк под названием «Гребень», откуда еле выбирается. Всё же ему удаётся выяснить причину смерти Александры. Надо отметить, что конец у романа неплохой. Автор подводит к логическому завершению расследование журналиста, и когда нам кажется, что всё в этой истории понятно, что Скотт Макгрэт встретился со Станиславом Кордовой, уставшим от жизни человеком… Мариша Пессл собирает разбросанные по тексту романа детальки, и предлагает нам прочесть ещё немного, чтобы вместе с главным героем найти настоящего кинорежиссёра Станислава Кордову. Роман «Ночное кино» – это типичный триллер американского стиля, написанный хорошим языком. Если вы любите произведения подобного жанра, прочтите его. Но полагаю, желание перечитать это произведение через несколько лет у вас не возникнет. В оформлении книги стоит отметить наличие в книге газетных статей, фотографий, скриншотов разных сайтов и полицейских протоколов. На мой взгляд, это означает, что роман «Ночное кино» ориентирован на современных ленивых читателей, бесцельно проводящих в интернете много времени. Наверно, благодаря этому приёму и рекламе книга стала популярной. Роман «Ночное кино» издан в России в 2016 году. На обложке красуется надпись «Бестселлер New York Times». Не знаю, как вы, а я практически не покупаю книги с подобными рекламными надписями. Теперь перейдём к Теодору Рошаку и его роману о кино. В отличие от Мариши Пессл, этот американец известен не благодаря своей литературной деятельности. Теодор Рошак – профессор и доктор наук. Ему принадлежит определение «контркультуры», введённое в научный оборот в монографии «Создание контркультуры». Культуролог, историк, философ, писатель и неолуддит – таков был Теодор Рошак. Неудивительно, что его перу принадлежит роман «Киномания». Ведь кино – одно из важных видов искусства. Странно другое: Теодор Рошак написал этот роман в 1991 году, а в России он был издан только в 2017 году. О чём эта книга? Главным героем «Киномании» является студент кафедры киноведения Джонатан Гейтс. Его интерес к фильмам и киноиндустрии сформировался в процессе общения с работницей кинотеатра «Классик» – Клер. Благодаря ей и Дону Шарки Джонатан знакомится с кинокартинами режиссера-экспрессиониста Макса Касла, известного своими скандальными фильмами в Германии 1920-ых годов и фильмами ужасов в Голливуде. Однако, в 1941 году Макс Касл пропал без вести. Во время просмотра киноработ этого кинорежиссёра Джонатан узнаёт о необычных намёках и посылах зрителю, которые можно найти, если внимательно смотреть фильм. Также он понимает, что в большинстве своих кинокартин известный режиссёр использовал определённые символы, дополняющие смысл увиденного. Фильмы Макса Касла завораживают, порождают ощущение присутствия зрителя в фильме. Но самое главное свойство этих кинокартин – они пропитаны злом. Джонатан становится кинокритиком, знакомится с представителями французской школы кинематографа и узнаёт, что некоторые приёмы Макса Касла используются и у них. А дальше он смотрит новые фильмы ужасов, снятые режиссёром Саймоном Данклом. Этот молодой человек восхищается Максом Каслом. В попытке разобраться в загадке исчезновения Макса Касла Джонатан выходит на секту катаров, которые покровительствовали и Каслу, и поддерживают Данкла. Он встречает и двух членов общества Oculus Dei. Но это расследование приводит его в ловушку, из которой киновед Джонатан Гейтс вряд ли сумеет выбраться… Что ж? Зато он нашёл ответы на свои вопросы. В отличии от «Ночного кино», роман «Киномания» – это детектив, читающийся легко несмотря на объём, больше чем у современных романов. В этой книге практически нет сцен активного действия, отсутствуют погони и перестрелки – поэтому любителям триллеров «Киномания» будет неинтересна. Я считаю, что роман «Ночное кино» нельзя назвать ремейком романа «Киномания». Несмотря на общую тему (фильмы, киноиндустрия и режиссёр), эти книги написаны в разных жанрах. Да, в их сюжетах есть совпадения, но истории – разные. Самое главное отличие «Ночного кино» от «Киномании» – это развязка истории и масштаб происходящего. В случае с книгой Мариши Пессл всё вертится вокруг болезни Александры и её сложных взаимоотношений с отцом – Станиславом Кордовой. Надежда читателя на то, что известный режиссёр окажется садистом и маньяком, который добивался во время съёмок реализма страха и боли у актёров, рухнула. А вот роман «Киномания» предостерегает читателя о том, что фильмы ужасов используются для оболванивания и дебилизации зрителей. Происходит это с участием крупных кинокомпаний и в интересах последователей секты катаров, члены которой живут в разных странах мира. В этом смысле Теодор Рошак написал не просто художественное произведение, а вложил в свой роман культурный подтекст. Если вы внимательно смотрите современные фильмы, то понимаете, что массовые кинокартины, гордо именуемые блокбастерами, характеризуются: сюжетом по принципу мазка и мыла; слабой актёрской игрой или её отсутствием; примитивными идеями и безрыбьем морали. Эти фильмы привлекают внимание зрителя видами, компьютерной графикой и спецэффектами. Они отучают человека думать и задавать вопросы. Получается, основной посыл романа Теодора Рошака вполне реален в наши дни. «Киномания» и «Ночное кино» – разные романы, написанные для разных аудиторий читателей. Читали ли вы эти книги? Выскажите своё мнение о них и данном эссе в комментариях.
|
|
|