Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «GrLebedev» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 августа 2024 г. 14:26

В последние 15 лет в Голливуде стало модно снимать продолжения и предыстории к фильмам, популярным в прошлом веке. Эта тенденция уже стала такой же нормой, как и ремейки.

В 2017 году нам представили фильм "Бегущий по лезвию 2049", и 12 октября того года я посмотрел его в кинотеатре "Художественный", расположенном в Санкт-Петербурге. Для тех, кто не знает или забыл – этот фильм является продолжением кинокартины "Бегущий по лезвию" 1982 года. И если режиссёром старого фильма был Ридли Скотт, то новый снял Дени Вильнёв, а Скотт поучаствовал в качестве продюсера.

Давайте рассмотрим фильм "Бегущий по лезвию 2049", учитывая, что не сравнивать его с оригиналом невозможно.

"Для успехов у современников мало украшений, которых требует сюжет. Нужны ещё украшения, которые требуют читатели". Жозеф Жубер

Как известно, фильм "Бегущий по лезвию" был снят по мотивам романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Если вы не читали его, ознакомьтесь ради любопытства, потому как «электрический пастырь» Филип Дик – один из лучших фантастов XX века. У первого фильма была отличная сюжетная основа, адаптированная к воспроизведению на экранах.

В "Бегущем по лезвию 2049" сюжет придуман сценаристом Хэмптоном Фэнчером, работавшим и над сценарием к оригиналу. То ли поэтому, то ли из-за участия Ридли Скотта, мне непонятно… Но начало фильма (эпизод на ферме) мне напомнило один из вариантов начала документального фильма "Опасные дни". Дальше больше! Главный герой, Бегущий по лезвию Кей, расследуя дело, проходит по маршруту, известному нам по фильму 1982 года.

Постепенно усложняя историю, сценарист использует всё те же приёмы, что были в "Бегущем по лезвию". В новом фильме Бегущий по лезвию Кей, охотящийся на беглых репликантов, задаётся вопросами "Кто я такой? Человек или репликант?", "Откуда у меня воспоминания?", "В чём разница между людьми и последними моделями репликантов?" Также неспешно расследуя дело, как это делал Рик Декард, Кей попадает в аналогичные сюжету первого фильма ситуации.

На протяжении 2,5 часов зрителю рассказывают расжёванную как жевачка историю, которая во многом копирует первоисточник, и это плохо для продолжения, но нормально для ремейка. Чем-то по-настоящему новым стала идея о том, что репликанты способны размножаться подобно людям, но вот логично и интересно обосновать эту идею сценарист не захотел. Зато в сюжете есть необычная любовная линия с трагическим концом.

Теперь перейдём к важной составляющей любого современного фильма – визуальному ряду, спецэффектам и музыке.

"Фильм пишут камерой, а не пером". Кинг Видор

В фильме "Бегущий по лезвию 2049" много интересных декораций, проработанных до мелочей, и красивых пейзажей. Диалоги, ведущиеся на фоне ночного Лос-Анджелеса, в здании корпорации "Тайрел", в квартире оставляют приятные впечатления. А покинутый, неживой Лас-Вегас завораживает настолько, что на пару минут можно забыть о том, что ты сидишь в кинотеатре.

Но все эти мастерски снятые эпизоды режутся завываниями синтезатора от Ханса Циммера, возвращая зрителя к скачущему по барханам сюжету.

Графика и спецэффекты – это здорово, но для фильма со смыслом важна работа актёров. О ней и поговорим далее.

"Что бы ни случилось – делай вид, что так и должно было быть".

Разница между задачами, поставленными перед актёрами в фильмах о репликантах 1982 года и 2017 года очевидна. Ридли Скотт снимал обычный фантастический фильм с некоторым количество экшена, смысловыми диалогами в мрачном окружении. Дени Вильнёв очень хотел снять драму, используя приёмы из первого фильма.

В "Бегущем по лезвию 2049" зрителю, словно считая его тупицей, объясняют на пальцах, кто из персонажей репликант, а кто человек. Бегущий по лезвию Кей по уши влюблён в голографическую девушку (Ана де Армас), и, глядя на их отношения, я сопереживал. Президент корпорации (Джаред Лето) корчит из себя Бога, и от этого становится тошно к концу фильма. Мадам в исполнении Робин Райт напоминает сутенёршу из борделя. Из актёрских работ стоит отметить доктора Ану Стелин в исполнении Карлы Юри.

Новому фильму катастрофически не хватает актёрского мастерства Дэрил Ханны и Рутгера Хауэра. Появление Харрисона Форда в роли детектива Рика Декарда получилось смешным и грустным, за исключением пары эпизодов, смешных по сценарию.

Что же мы имеем в сухом остатке?

"Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя". Альфред Хичкок

Фильм "Бегущий по лезвию 2049" собрал вместе бюджет в 200 миллионов долларов, группу популярных актёров, сценариста и талантливого оператора, известного композитора, номинанта "Оскара" в качестве режиссёра и режиссёра первого фильма в качестве продюсера.

Но как они не старались, насытив фильм библейскими намёками и отсылками к оригиналу 1982 года, смысла в продолжении так и не появилось. А всё потому что "Бегущий по лезвию" был самодостаточен и продолжения не требовал. Ответы на вопросы, заданные в старом фильме, самостоятельно находили зрители.

После просмотра фильма 1982 года оставался вопрос, является ли Рик Декард репликантом или нет? В новом фильме уже не возникает вопросов, кто из персонажей человек, а кто репликант. Во многом это обусловлено слабой актёрской игрой. И когда на экране появляется Рик Декард в исполнении Харрисона Форда, то кажется, что это первый живой человек за весь фильм в этом обречённом мире будущего, который скоро накроет волной очередное восстание репликантов.

Фильм "Бегущий по лезвию 2049" – это продукт ослиной самоуверенности и жажды денег группы людей, которые умеют снимать хорошие фильмы. Но назвать этот фильм хорошим у меня язык не повернётся.

Журналисты изданий "Новый взгляд", "Коммерсант", "Российской газеты" и "Интерфакса" хвалят визуальный ряд, спецэффекты и музыку. Похоже, авторы обзоров не смотрели фильм "Бегущий по лезвию" 1982 года и не читали книгу.


Статья написана 7 июля 2024 г. 17:55

От многих знакомых в разное время я слышал о романе «Атлант расправил плечи», написанном американской писательницей Айн Рэнд. Большинство из тех, с кем я разговаривал об этом произведении, не смогло внятно объяснить, чем им понравилась книга. Что такого особенного в этом романе? Чем он так хорош, что его и сегодня рекламируют бездельники в интернете?

И вот в прошлом году я взялся за чтение этого произведения, состоящего из трёх частей. Чтобы его прочесть мне потребовалось около четырёх месяцев. Порой от текста становилось скучно, а один раз даже захотелось плюнуть и не читать до конца.

В конце книги приведены некоторые интересные материалы от переводчика и автора. Айн Рэнд родилась и получила философское образование в России, а затем эмигрировала в Соединённые Штаты Америки. Почему? По её словам, «эта страна была основана на моральных принципах, созвучным моим, и была единственной страной, где писатель чувствует себя свободным».

Идея романа заключается в том, что мир держится на талантливых людях, занятых в промышленности, сельском хозяйстве и других областях экономики, науки и культуры. Таких людей немного. Автор сравнила их с мифическим титаном, держащим на плечах небесный свод. Если такие люди отойдут от дел, мир погрузится в хаос.

Согласно информации из интернета, в романе эти талантливые американцы противостоят правительству социалистического толка. Однако, если вы прочтёте роман, то убедитесь, что выдуманные автором политики в США действуют, руководствуясь отнюдь не социалистическими принципами функционирования экономики.

Давайте разберёмся, о чём же повествует книга «Атлант расправил плечи». Если кто-то вам скажет, что это роман о железных дорогах, не верьте. Железные дороги, как и заводы, и экономический кризис в этом романе служат фоном для страсти и идейной борьбы за справедливость.

Местом действия являются США. Здесь есть развитая сеть железных дорог, всевозможные предприятия промышленности, крупный научный институт и города разной величины. Кто управляет страной? Некие чиновники из Вашингтона, сенаторы, а ближе к концу романа появляется президент. Что с остальным миром? Иногда в тексте упоминаются некие народные республики (Германия, Великобритания и другие), с которыми США поддерживает торговые и, вероятно, дипломатические отношения.

Предприятия промышленности принадлежат, по большей части, богачам, которые думают только о собственной наживе, и ради этого обманывают деловых партнёров. Эти люди – лицемеры. Они рассуждают о морали, о благе общества и заботах о будущем страны, но ничего не делают для развития собственных производств, транспортных компаний и торговли. Но есть среди них и те, кто честно заявляет о любви к деньгам и о желании получать сверхприбыль. Именно такие люди, по мнению автора, заслуживают уважения. Именно им будет суждено возродить США, когда кризис захлестнёт всю страну, а власти ничего не смогут сделать.

История начинается с проблем в работе железнодорожной компании «Таггерт трансконтинентал». Президент компании Джеймс Таггерт узнаёт, что для некоторых дорог необходимы новые рельсы, и заключает сделку на их приобретение со своим другом Орреном Бойлем, владельцем сталелитейных заводов. Сделка проваливается из-за того, что у Оррена Бойля возникли большие проблемы с поставками стали. Почему в стране возникли эти проблемы, автор никак не поясняет.

Это только первые главы романа, но уже здесь возникают вопросы в части работы железнодорожной компании, профессиональных качеств её руководителя, поведения рабочих и управленцев. По непонятным причинам обычные работники, отвечающие за обслуживание железнодорожных путей, в какой-то момент начинают отказываться выполнять свои обязанности и бросают посты.

Не раскрывая детально сюжет книги, отмечу, что чиновники в Вашингтоне принимают законы, которые ограничивают конкуренцию на рынке в той или иной отрасли промышленности. Талантливые бизнесмены бросают свои предприятия и исчезают. Их компании переходят в руки тех, кто понятия не имеет, как управлять и получать прибыль. Часть городов страны оказывается без необходимых товаров.

Почему правительство и парламент США принимают законопроекты, от которых страдает рынок и ряд компаний становятся банкротами? Возможно, потому что чиновники хотят, чтобы их приятели-олигархи заполучили те или иные предприятия за центы?

Почему успешные бизнесмены оставляют свои заводы и исчезают? Оказывается, их кто-то агитирует к этому.

На примере той же «Таггерт трансконтинентал» хорошо видно, что её президент и акционеры – трусливые люди, не желающие думать и принимать решения. Они перекладывают всю ответственность на вице-президента. Почему компанией руководят такие люди? Как они заполучили акции? Айн Рэнд этого не объясняет.

Чиновники в Вашингтоне принимают меры, в результате которых одни компании вынуждены работать за других. Правительство давит на талантливого изобретателя, вынудив его раскрыть технологию производства чудесного риарден-металла. Чем этот металл лучше стали, автор не объясняет.

Герои романа обнаруживают на заброшенном заводе некий двигатель, который, по их мнению, мог кардинально изменить существующие технологии. Но что такого уникального в этом двигателе? Нет ответа.

Экономический кризис приводит к росту увольнений, нарушениям поставок и грабежам. По каким причинам во всех штатах перестают поступать на производства уголь, металлы и нефть – непонятно. В некоторых случаях это происходит по причине ухода их владельцев, но вскоре лавина накрывает всю страну.

На одном из участков железных дорог компании «Таггерт трансконтинентал» происходит авария, в результате которой погибают пассажиры и персонал поезда. В очередной раз руководство компании ничего не предпринимает, уходя от ответственности. Правительство США не думает о пострадавших, и не принимает никаких мер для ликвидации последствий аварии, поиска виновников и их наказания.

Почему население страны молча терпит? Почему те, от кого напрямую зависит, кто окажется у власти, бездействуют? Автор этого никак не объясняет.

И только из третьей части книги становится ясно, куда ушли талантливые бизнесмены, бросившие свои компании. Кризис в стране достигает своего апогея, правительство обращается за помощью к лидеру забастовщиков. Чиновники просят разработать некую экономическую стратегию, объяснить, какие следует провести реформы. Но предводитель отступников отказывается. Он обличает тех, кто стоит у власти. Тех, кто годами извлекал прибыль, думая только о собственной выгоде. Тех, кто готов обмануть своего делового партнёра просто потому, что это можно сделать.

Перепуганные власти сдают позиции, страна погружается в полный хаос. И здесь скрывавшиеся от всех талантливые предприниматели возвращаются для того, чтобы начать всё сначала.

Никакого социализма в описанных Айн Рэнд США нет. Здесь не работает принцип «от каждого по его способностям, каждому – по его труду». Богатые люди заняты не делом, а пустыми разговорами. И в этом обвинения идеального человека Джона Голта справедливы. Но поведение этого персонажа и его сторонников вызвало у меня недоумение.

На мой взгляд, следует уделить внимание ключевым персонажам романа «Атлант расправил плечи».

Главным действующим лицом романа является Дагни Таггерт. Это волевая женщина, знающая работу железных дорог изнутри. Она является вице-президентом компании «Таггерт трансконтинентал», и именно ей приходится заниматься всеми вопросами организации, а порой и эксплуатации железнодорожной сети. Она сражается с родным братом, акционерами и чиновниками. На протяжении всей истории эта женщина не теряет веру в себя и людей, работающих на железных дорогах.

Важной составляющей сюжета романа являются любовные взаимоотношения Дагни с несколькими мужчинами. Встречаясь то с Франциско Д’Анкония, то с Хэнком Риарденом она не думает о любви, замужестве и детях. Она просто получает удовольствие от страсти и не стесняется этого. Конечно, в нескольких главах встречаются её слова о любви, но образ Дагни остаётся прежним.

Её брат, Джеймс Таггерт, верит не цифрам и фактам, а обещаниям деловых партнёров и чиновников из Вашингтона. Этот человек является президентом компании, но не хочет ей руководить. Его интересуют только деньги. Он носит маску, как и большинство людей светского общества, но порой страдает от осознания собственного ничтожества. Он женится на простой девушке, потому что верит, что с ней станет счастливым. Но нет! Его гнилая натура оказывается сильнее, и он доводит жену до самоубийства.

Собственно, его желание ничего не делать для нормального функционирования «Таггерт трансконтинентал» и приводит железнодорожную компании в яму в конечном счёте. Почему отец передал управление фамильной компанией своему нерадивому сыну, для меня так и осталось загадкой.

Франциско Д’Анкония – это один из зачинщиков забастовки и бегства талантливых промышленников. Человек с хорошим образованием, получивший в наследство добывающую компанию, этакий светский лев. Он вкладывает деньги в рудники, желая потерпеть фиаско. На протяжении всего романа разрушает компанию, вместо того, чтобы изменить ситуацию. Избавиться от непрофессионалов, наладить производство и найти новый рынок. Он любит Дагни Таггерт, но не раскрывает ей замысла бунтовщиков, потому что не доверяет.

Хэнк Риарден – это талантливый предприниматель, изобретатель некого риарден-металла. Когда кризис охватывает предприятия, Хэнк скупает их и пытается продолжать своё дело. Он борется с экономическими трудностями, с чиновниками из Вашингтона и другими бизнесменами. Борется, потому что умеет работать и ценит свой труд. Ну, и ещё потому что он любит деньги. Но самая трудная борьба в жизни Хэнка проходит не на заводе, не в суде и не на светских раутах. Он ежедневно страдает дома от упрёков матери, брата и жены. Все они любят попрекать его работой, недостатком внимания к семье и жестокостью.

В определённый момент Хэнк становится любовником Дагни Таггерт и чувствует себя счастливее. И по идее, ему бы развестись со стервой-женой, но он продолжает терпеть её поведение практически до конца романа. Почему этот сильный и талантливый мужчина живёт и страдает, хотя может изменить ситуацию? Мне непонятно.

Эдди Уиллерс – неуверенный в себе менеджер среднего звена в «Таггерт трансконтинентал». Исполнительный, сообразительный мужчина, он не завоевал авторитет у Джеймса Таггерта, но стал помощником Дагни. Он знаком с этой женщиной с детства, влюблён в неё, однако об этом мы узнаём, прочитав больше половины книги. Он сомневается в себе и готов рассказать о делах обычному рабочему в кафе.

У него не хватает сил проявить характер, чтобы отстоять своё мнение и компанию. Его ждёт печальный конец.

Ричард Халлей – талантливый американский композитор, один из первых забастовщиков. Деятели культуры и искусства могут повлиять на умы простых людей, но он не пользуется этой возможностью.

Роберт Стадлер – учёный и преподаватель. От него отвернулись Франциско Д’Анкония и его единомышленники. Он работает в научном институте, не задумываясь об экономическом кризисе и проблемах людей. Его интересует только наука. Но когда его начальник сообщает, что Роберт должен произнести пламенную речь перед публикой и представить звуковой излучатель, учёный сомневается. Он осознаёт, что его используют. Будучи винтиком системы науки и образования, он соглашается.

Рагнар Даннескьолд – настоящий пират и идейный сторонник Франциско Д’Анкония. Он уничтожает транспортные суда США, и даже на суше его не в состоянии схватить полиция. Создаётся впечатление, что у США нет военно-морского флота и средств береговой обороны.

Джон Голт – лидер бунтовщиков, талантливый инженер. Именно он создал необыкновенный двигатель. Он работал на заводе, но когда увидел, что к руководству пришли недалёкие люди, сбежал. Этот человек собрал вокруг себя единомышленников, построил скрытую от чужих глаз базу и долгое время ждал.

Автор описывает его идеальным мужчиной, провозгласившим принцип нравственности разумного эгоизма. Когда появляется возможность, Голт обращается по радио к жителям США. Он критикует власти, требует от них сдаться. Когда чиновники предлагают ему некое сотрудничество, Джон отказывается. Для него лучше погрузить всю страну в хаос, чем что-то исправить в существующей системе.

На каких принципах будут восстановлены забастовщиками США? Давайте взглянем.

1) Частная собственность священна.

Разве в стране до кризиса государство отнимало у бизнесменов их предприятия? Нет. Предприниматели сами по тем или иным причинам продавали свою собственность, а некоторые вовсе бросали.

2) Люди вступают в добровольные экономические отношения.

Капиталистическая модель экономики подразумевает наличие регулируемого рынка. Если государство не будет держать руку на пульсе, будет то, что творилось в РФ в 90ые годы прошлого века.

3) Диктат экономической выгоды, а не пистолета.

Так ведь некоторые предприниматели обманывают своих партнёров по собственному желанию. Никто не заставлял их поступать так, а не иначе.

4) Все члены общества получают справедливую награду, зависящую от результатов, а не от потребностей.

В описанной автором стране одни бизнесмены наживаются на других, кто-то экономит на рабочих, а кто-то использует более совершенные технологии.

5) Справедливость ценится выше милости.

Справедливость кого и по отношению к кому? Правящих элит? Успешных бизнесменов? Этих людей интересует только собственная выгода.

6) Доступ к ресурсам определяется на конкурентной основе.

На мировом рынке то и дело возникают крупные компании, поглощающие более мелкие. В условиях капитализма конкуренция присутствует на разных уровнях, но при этом есть лоббизм и взятки.

В романе «Атлант расправил плечи» предприниматели делятся на хороших и плохих. Обычные, настоящие, живые люди автора не интересуют. Хорошие бизнесмены хотят работать на своих условиях, хотят руководить, но не могут найти общий язык с властями. Они не используют поддержку от рабочих, не обращаются в профсоюзы и министерства. Они просто уходят и ждут, пока страну захлестнёт хаос. Зачем бороться, если можно разрушить и построить заново? Зачем пытаться достучаться до умов простых людей, если интересней создать элитный клуб предпринимателей?

Плохие бизнесмены не умеют руководить, но сидят в своих креслах, и верят политикам из Вашингтона. При этом самих политиков в романе немного, и почему президент США долгое время не обращал внимания на кризис в стране, автор не объяснила.

В этом странном государстве есть чиновники из парламента, из бюро экономического развития, но ни одного министра или премьер-министра. Почему у власти в стране оказались люди, не способные управлять? Почему компании стали принадлежать жадным глупцам, не желающим вкладывать средства в свою собственность? Мне непонятно.

Какой же символ будет у возрождённых США? Символ доллара. В конце романа именно его видят Джон Голт и влюблённая в него Дагни Таггерт. Собственно, после этой сцены я забыл обо всех вопросах, возникших во время прочтения по поводу взглядов Джона Голта и его сторонников.

На мой взгляд, интерес у этих талантливых бизнесменов заключается в извлечении прибыли в условиях капиталистической экономики на выгодных для них условиях. Им безразличны простые жители США, оставшиеся без работы и ставшие мародёрами, нищими, больными и безумцами. Они не думают о том, насколько велика территория страны, и сколько лет им понадобится, чтобы построить новую инфраструктуру. Удастся ли этим идеалистам воплотить задуманное? Насколько я знаю, Айн Рэнд не написала продолжения романа «Атлант расправил плечи».

В романе автор утверждает, что США – это великая страна. Но чем могут гордиться американцы, если подумать? Тем, что их предки практически истребили коренное население Северной Америки? Тем, что перед Второй мировой войной США помогали фашистской Германии, а затем продавали оружие и технику Советскому Союзу? Тем, что сбросили на Японию атомную бомбу и уничтожили невинных людей?

Сегодня к власти в развитых капиталистических странах пришли люди вроде Джона Голта и его сторонников. Они умеют добывать деньги любым способом. Для них неважна мораль. Они уважают только себе подобных, а все остальные люди – наёмные работники, которых можно менять одного за другим.

Автор выступает против эксплуататоров и за минимизацию институтов государства. В любых условиях государство использует каждого гражданина, и от этого никуда не деться. Сегодня в мире фактически управляют не президенты, правительства и международные организации. Сегодня политику в развитых капиталистических странах и их взаимодействие с остальными странами определяют корпорации.

Айн Рэнд считала эгоизм нормой в поведении человека. Некоторые пользователи в сети указывают в своих комментариях, что им близка философия этой писательницы. Любопытен факт негативного отношения автора к большинству известных ей философов, за исключением Аристотеля, Фомы Аквинского и либералов. Не стоит также забывать о том, что Айн Рэнд эмигрировала из СССР. Так какую же философию предлагает нам разделить эта женщина? Подумайте об этом на досуге.

Роман «Атлант расправил плечи» относят к жанру антиутопии, но, по сути, он является идеологической пропагандой капитализма и свободных отношений между мужчиной и женщиной.


Статья написана 29 мая 2024 г. 10:29

Филип Кендред Дик (1928-1982) – один из известных американских писателей-фантастов второй половины двадцатого века. Кому-то нравятся его рассказы, кто-то прожил жизни персонажей в его романах, ну а кто-то… Кто-то посмотрел фильмы, снятые по произведениям этого талантливого человека.

Я прочёл несколько романов Филипа Дика, когда учился в старших классах школы. В те годы фантастика двадцатого века захватила моё внимание (Желязны, Шекли, Гаррисон, Азимов). Романы Филипа Дика произвели на меня сильное впечатление. И как работы других талантливых писателей, помогли задать самому себе вопросы о том, что происходит внутри и вокруг себя. О романе «Господь гнева», который является совместной работой Филипа Дика и Роджера Желязны, мне порой хочется написать статью.

Прошло несколько лет, и я заинтересовался рассказами Филипа Дика. Прочитав их около двух десятков, остался очень доволен.

Примерно в это же время я стал смотреть фантастические фильмы конца 80-ых и начала 90-ых годов двадцатого века. Ясное дело, мне понравились «Бегущий человек», «Видеодром», «Дюна» и многие другие.

Вы, конечно же, смотрели фильмы режиссёра Ридли Скотта. Так вот, первым его фильмом, который я посмотрел оказался «Бегущий по лезвию». И знаете, я считаю, что это лучшая работа Ридли Скотта как режиссёра. Наверно, на моё мнение о фильме повлияло то, что я с удовольствием прочёл роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Но согласитесь, чтобы снять замечательный фильм недостаточно литературной основы и работы сценаристов.

В разные годы я посмотрел на DVD-дисках фильмы, снятые по мотивам произведений Филипа Дика («Крикуны», «Вспомнить всё» и «Особое мнение»). Ну, а ещё три фильма посмотрел в кинотеатрах («Час расплаты», «Пророк» и «Меняющие реальность»). Если вы любите фантастику, посмотрите эти фильмы. А если уже видели и остались довольны, тогда вас не удивит то, о чём я пишу далее.

В 2017 году на телевидении вышел сериал «Электрические сны Филипа К. Дика». Десять режиссёров, одиннадцать сценаристов, операторы и двадцать три продюсера приняли участие в работе над этим фантастическим сериалом, и получилось десять серий.

Каждая серия – это отдельная история, основанная на одном или двух рассказах писателя. Будущее показывают по-разному: в одной серии оно мрачное и опасное, в другой – кажется радостным и заманчивым. Вы увидите жизнь обычных людей, которые боятся телепатов. Полетите в космос вместе с героиней, мечтающей снова оказаться на родной планете. Увидите, как между сказкой и реальностью билетёр выберет реальность. Узнаете, как с помощью средств коммуникации можно отслеживать людей, манипулировать ими и формировать общественное сознание. В этом сериале есть даже политическая сатира над демократией по-американски.

Некоторым пользователям в интернете не понравился сериал из-за сюжетов. Мол, у Филипа Дика есть куда более увлекательные и эффектные рассказы. На мой взгляд, в каждой серии воссоздана иная реальность. Да, этот сериал не для поклонников перестрелок, драк и секса. В том или ином количестве это присутствует в сериале, но не это является его козырем.

Кто-то сравнил этот сериал с «Чёрным зеркалом» и посетовал на то, что «Электрические сны Филипа К. Дика» задают вопросы, но не дают на них ответа или подсказки, а заставляют зрителя думать. Это говорит о том, что современный массовый зритель привык к «жевачке» в фильмах и сериалах, и ленится посмотреть дальше собственного носа.

Но один отзыв о сериале развеселил меня до слёз. Автор данного отзыва честно признался, что не любит сборники фантастических рассказов. А не любит из-за того, что в таком сборнике каждая история не раскрыта. Для того, чтобы понять смысл того или иного рассказа, приходится думать. Поэтому автору отзыва не понравились сборник рассказов Алексея Пехова, сериалы «Чёрное зеркало» и «Электрические сны Филипа К. Дика». По его мнению, все серии последнего наполнены грустью и повествуют о неизбежности бытия. Отсмеявшись и вытерев слёзы, мне захотелось спросить автора отзыва: а зачем ты читаешь и смотришь то, что тебе не интересно?! Не хочешь думать? Так смотри боевики, комедии и мюзиклы. И сериал вовсе не о неизбежности бытия. На мой взгляд, он предупреждает нас и даёт надежду. И это здорово!

Что можно сказать об актёрских работах в сериале? В каждой серии задействованы разные актёры, перед ними поставлены разные задачи в соответствии со сценарием и задумкой режиссёра… На мой взгляд, ключевые актёры отлично справляются с ролями, а порой какой-нибудь второстепенный персонаж заставляет улыбнуться или взгрустнуть. Я могу отметить Брайана Крэнстона, Стива Бушеми, Грега Киннера, Мэла Родригеза. С ролью кандидата в президенты отлично справилась Вера Фармига.

Современный зритель любит спецэффекты и панорамы, потому что привык смотреть «зрелище». Сериал «Электрические сны Филипа К. Дика» относится к категории «Б» в части визуальной составляющей. Здесь нет масштабных битв в космосе, массовых сражений и чудес акробатики. Зато есть сказочный город, красивые пейзажи, трущобы. При просмотре некоторых серий у меня было впечатление, что происходящее на экране случится в наше время или в недалёком будущем в каком-нибудь обычном городе.

Музыка присутствует в каждой серии, заполняя фон и акцентируя внимание зрителя в нужные моменты, и на мой взгляд, этого достаточно.

Как справедливо указал один пользователь в интернете, сценарии некоторых серий «Электрических снов Филипа К. Дика» значительно отличаются от литературных первоисточников. Если вы читали рассказы, без труда найдёте расхождения. Здесь всё зависит от вкуса и восприятия. Мне сериал понравился. Понравятся ли вам «Электрические сны Филипа К. Дика» не знаю. Посмотрите и поделитесь своими впечатлениями.

А если вы сомневаетесь в данный момент, вспомните сколько снято фантастических фильмов по книгам. Вспомнили? А теперь для себя сосчитайте много ли среди этих фильмов тех, сценарии которых полностью повторяют сюжеты книг.

Ежегодно на свет появляются фантастические фильмы, снятые по мотивам комиксов. Они наполнены цинизмом и иронией, несут простую идею о том, что «добро побеждает». Нам регулярно предлагают посмотреть в кино истории становления персонажа, выросшего в тяжёлых условиях или неожиданно становящегося героем (героиней). В наш век, когда люди не разговаривают друг с другом, а тычут пальцами в экраны смартфонов, полагая что смогут избежать одиночества, погрузившись в социальные сети и интернет, ценишь человечность.


Статья написана 13 мая 2024 г. 11:13

Уроженец Ирландии, сэр Абрахам Брэм Стокер, известен всему миру, главным образом, благодаря своему готическому роману «Дракула». Моя коллега по литературному порталу Перекрёстки миров, Галя Алексеева, написала об этом писателе статью в 2018 году. Сегодня я решил поделиться своими впечатлениями от прочитанных книг Брэма Стокера в порядке их прочтения.

Роман «Сокровище семи звёзд» (1907 год) рассказывает нам интересную историю на тему египетской мифологии, в которой главные герои напоминают Джонатана и Мину из «Дракулы», а сюжет полон загадок и нестыковок, разобраться в которых удаётся только в конце произведения. Автор хорошо подготовился прежде, чем написать данное произведение – ему удалось передать атмосферу Египта, уделив внимание погребальным обрядам, мумификации, культуре, искусству и моде. Путешествие по Долине Мага мистера Трелони и мистера Корбека завораживает.

Это произведение читается как любовная история в начале, затем превращается в детектив с налётом мистики и истории, и завершается как интересное приключение. Ужас здесь тоже присутствует в виде оторванной руки, мумии, таинственных зданий и подвалов, проклятия египетских фараонов.

Об этом романе есть разные отзывы в интернете, но если вы увлекаетесь историей и культурой Древнего Египта или просто любите приключения, то прочтите «Сокровище семи звёзд».

Роман «Логово белого червя» (1911 год) – это ещё одно произведение Брэма Стокера, основанное на мифах, на этот раз старой доброй Англии. По стилю роман во многом похож на другие произведения писателя, но красивая природа, местные истории и персонажи (местные дворяне) создают атмосферу, а поверье о Белом Драконе (Белом Черве) и наличие данного чудовища сохраняет интерес к роману до последней страницы.

Как вам известно, по роману «Дракула» сняты художественные фильмы и одноимённый сериал. Также граф Дракула появляется в сериале «Страшные сказки».

Так вот, в 1988 году Кен Рассел выпустил фильм ужасов «Логово белого червя», сюжет которого отличается от литературного первоисточника. И если роман прочесть стоит, то смотреть фильм не рекомендую.

Сборник рассказов «В гостях у Дракулы» (1914 год) был опубликован после смерти Брэма Стокера. Почти все рассказы данного сборника были написаны сэром Стокером в ранний период его творчества. По мнению вдовы писателя, проживи автор дольше – он бы пересмотрел их и переделал. Восемь из девяти рассказов публиковались ранее в английской и американской периодике, а рассказ «В гостях у Дракулы» был опубликован впервые.

В 1927 году. по случаю двадцать пятого представления «Дракулы» на сцене лондонского Театра Принца Уэльского. было выпущено специальное издание книги в тысячу экземпляров. Каждому зрителю был вручён «колдовской пакет», в котором он обнаруживал свой экземпляр. Когда книга раскрывалась, из неё выпархивала летучая мышь, закреплённая под обложкой специальной пружинкой.

На страницах рассказов воссоздана мрачная атмосфера, жуть проявляется постепенно. При чтении ощущается ужас, который переживают персонажи историй. Их стоит прочесть, если вам нравится роман «Дракула».

Роман «Змеиный перевал» (1890 год) – это ещё одна история на тему мифа, на этот раз действие разворачивается в Ирландии. Местная легенда гласит об изгнании святым Патриком змеев и коварстве Змеиного короля, спрятавшего где-то в этой местности свою корону. Приключения молодого человека, поиски сокровищ, пылкая любовь к прекрасной незнакомке – вот составляющие этой истории. Шутки на темы фей, пикси и лепреконов, а также занятные местные слова и обороты оставляют приятное впечатление. Кому-то могут не понравиться простые характеры персонажей: кто-то хороший, а кто-то плохой, кто-то местный хохмач… Я полагаю, что для небольшого по объёму приключенческого романа это простительно.

Роман «Врата жизни» (1905 год) – это история о любви, и читая её я был удивлён. Ведь никак не ожидал от автора «Дракулы» такого. Главными действующими лицами выступают английские мужчина и женщина, познакомившиеся в детстве и общающиеся на протяжении становления их личностей. От детской наивности к серьёзным вопросам о традициях и правилах в обществе. От лёгкого приятельского общения к новому восприятию человека, которого ранее не воспринимала как мужчину. Девушка Стивен не хочет мириться с тем, что должна скрывать свою симпатию и ждать первого шага от молодого человека. Любящий её Гарольд готов пожертвовать своими чувствами, чтобы облегчить переживания Стивен. Влезший в долги Леонард, не понявший признания Стивен, а затем просящий её о финансовой помощи.

Бегство Гарольда за океан, дабы забыть свои чувства, и его активная деятельность там представляют интерес. На мой взгляд, в романе не хватает более подробного описания жизни этого персонажа в новых условиях. Поскольку это произведение о любви, то Гарольд возвращается в Европу, и, в конечном счёте, обретает счастье со Стивен.

Название романа не совсем понятно, оно не раскрывается в рассказанной автором истории, на мой взгляд. Наверняка, это произведение понравится женщинам… Да и я прочёл с интересом.

О замечательном романе «Дракула» я не написал, потому как его прочло большинство ценителей мистики и ужасов.

На этом я прощаюсь с вами и благодарю за внимание.


Статья написана 23 апреля 2024 г. 20:39

На прошлой неделе я всё-таки сходил в кинотеатр дабы посмотреть новый фильм некоего режиссёра Михаила Локшина. С другими творениями этого деятеля я не знаком. Я прочёл роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" трижды. Первый раз лет в двенадцать — меня повеселила чертовщина. Второй раз по школьной программе — привлекла история Иешуа Га-Ноцри. Наконец, в третий раз прочёл книгу перед выходом сериала за авторством Владимира Бортко. И тогда акцентировал внимание на нравах московской интеллигенции. Кроме сериала я посмотрел двухсерийный фильм Юрия Кары в кинотеатре "Аврора".

Отмечу, что не считаю роман "Мастер и Маргарита" шедевром литературы. У Михаила Булгакова мне более всего нравятся роман "Белая гвардия" и пьеса "Бег".

Фильм Михаила Локшина снят по роману Михаила Булгакова, что указано в титрах, и длится два с лишним часа. Какова была задумка режиссёра? Чем его работа отличается от других экранизаций? Для кого снят этот фильм? Попробую ответить на эти вопросы в данной статье.

"Всё песня та ж — сюжет избит:

Глупец велит — мудрец гласит."

Иоганн Вольфганг фон Гёте "Фауст"

Сценаристы для новой экранизации поработали на отвали. В фильме присутствуют три сюжетных линии, но не раскрыта ни одна. Кто-то скажет, что решение создателей кинокартины смешать на экране жизнь писателя Михаила Булгакова с романом "Мастер и Маргарита" — это новаторство. На деле же, линия про писателя частично напомнила мне произведение "Театральный роман". Упор сделан именно на историю про тяжёлую жизнь интеллигента, которому неприятны советские идеология и культура, и который обожает иностранные песни. Но эта история лишь отчасти стыкуется с жизнью Михаила Булгакова.

Некоторые персонажи вызывают отвращение не потому, что они злобные советские лизоблюды и лицемеры, а потому, что благодаря карикатурности они выглядят дураками. Утром чинуши сидят по кабинетам, деятели культуры с пылом и жаром клеймят позором несогласных, а вечером вся эта публика слушает иностранный джаз в ресторане или куражится в коммуналке... Такие люди были не только в СССР. Их было с избытком и в Царской России, и большая часть нынешней российской элиты такая же, чему доказательством послужила "голая" вечеринка, организованная профурсеткой Настей Ивлеевой.

Зачем режиссёру понадобилось раздувать это в отдельную линию, ведь в сюжете уже есть история Мастера, где в достатке сатиры над московской богемой? Ответ прост как апельсин. Затем, чтоб у нового фильма появилось ещё одно отличие от других экранизаций.

Соответственно, из-за этого внедрения для других двух сюжетных линий в фильме хронометража не хватает. История взаимоотношений Мастера и Маргариты перемешана с историей писателя и любовницы. Действия Дьявола Воланда и его свиты подаются кусками, фрагментами и опять же вклеены в происходящее с писателем. Наконец, наиболее сложная и провокационная линия Иешуа Га-Ноцри, способная заинтересовать широкую аудиторию, также урезана до небольших эпизодов.

В концовке фильма создатели попытались соединить сюжет романа "Мастер и Маргарита" с жизнью писателя, но на мой взгляд, это им не удалось. Хотя бы потому, что, как известно, роман был издан после смерти Михаила Булгакова, собранный его вдовой из частей и черновиков.

Смешение сюжетных линий привело к тому, что фильм стал похож на голливудский кинокомикс, типичный продукт постмодернизма. Уж если создатели замутили такой коктейль, им стоило бы пойти дальше. Например, чтоб в конце фильма главный герой почувствовал себя актёром и осознал, что происходящее с ним — это фильм.

"Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию." Фаина Раневская

Кинематограф — это вид искусства, и актёрская игра является в нём обязательной составляющей. Стоит обратить внимание на некоторых актёров, сыгравших ключевые роли.

Евгений Цыганов исполнил в фильме роли мастера и писателя. Этот человек в каждой кинокартине демонстрирует одно и то же равнодушие, бесчувственность и некую замкнутость. Какой фильм с его участием не посмотри, везде в кадре субъект с каменным выражением лица, произносящий текст на камеру. Ни мимики, ни жестов, ни эмоций. Отмечу, что актёр пришёл на премьерный показ фильма в состоянии алкогольного опьянения и вежливо послал журналистов, когда они стали задавать ему вопросы.

Юлия Снигирь немного вжилась в образ любовницы и Маргариты, но мне, как зрителю, не удалось понять, когда её героиня полюбила писателя и почему вступила с ним в отношения.

Август Диль блестяще сыграл Дьявола. Его Воланд харизматичен, умён, остёр на язык. На мой взгляд, у него получилось воплотить придуманного Михаилом Булгаковым Дьявола, и эта игра мне понравилась больше, чем работы Олега Басилашвили и Валентина Гафта.

Из свиты Воланда мне запомнился только кривляющийся и смешной Коровьев. Такое представление демона (или чёрта) вызывает положительные эмоции.

Понтий Пилат является важным действующим лицом в романе. В эпизоде разговора с Иешуа Га-Ноцри у прокуратора болит голова. А вот по актёрской игре Класа Банга этого не видно. Его прокуратор хладнокровно и равнодушно говорит с обвиняемым, умывает лицо. Ему не интересны причины поведения Иешуа Га-Ноцри. Такое же отношение я увидел и в дальнейших эпизодах.

Аналогичная ситуация и с Аароном Водовозом. Его персонаж просто произносит текст, не придавая эмоциональной окраски. Таким образом, в фильме эпизоды в Ершалаиме представляют из себя перемещение и диалоги статистов, а не актёров.

Мне понравился поэт Иван Бездомный в исполнении Данила Стеклова. Это молодой, энергичный человек, не шибко разбирающийся в литературе, но готовый писать стихи с идейной составляющей. Его порыв в поиске иностранного консультанта, его поведение в ресторане привлекают внимание.

Что же касается других ролей и актёров... Критик Латунский в исполнении Дмитрия Лысенкова вызывает раздражение. Игорь Верник в любом фильме скалится и демонстрирует зрителю свои дорогие зубы, что происходит и с его персонажем в этом фильме — Жоржем Бенгальским. На большее этот актёр не способен. Игорь Верник — это Скалозуб наших дней. Злобный советский доктор в исполнении Леонида Ярмольника тоже улыбается и лечит психически больных людей электричеством.

Пожалуй, об актёрских работах в этом фильме мне больше сказать нечего.

"Кино родилось на ярмарке, и через сто лет вернулось туда же." Агнешка Холанд

Современный массовый кинематограф делает ставку на использование компьютерной графики, красивых видов и спецэффектов. В этом смысле кинокартина Михаила Локшина не уступает иностранным кинокомиксам. Вот только в этом фильме я не увидел булгаковской Москвы. Создатели фильма представили зрителю город тоталитарной страны, в котором есть газификация, есть метрополитен (но мы его не видим в кинокартине), есть асфальт, и при этом герои то и дело ходят деревянным мосткам, коими выложены грязные земляные улицы. В этом странном городе есть величественные здания в стилях конструктивизма, сталинского ампира и футуризма, выдающийся памятник Владимиру Ильичу Ленину. И при этом множество коммуналок. Здесь советские милиционеры почему-то носят немецкие шлемы.

Музыкальное сопровождение в фильме Михаила Локшина то сопровождает происходящее на экране, то заглушает и вызывает отторжение.

Зрелищно смотрится эпизод с горящей Москвой в конце фильма, но как пожар в одной квартире распространился чуть ли не на весь город — зрителю создатели фильма не объясняют. Эпизод с балом у Воланда смотрится интересно, но и он краток. У меня только-только сформировалось эстетическое удовольствие от картинки, как бац! Праздник закончился.

Отдельно надо упомянуть психиатрическую лечебницу, в которую создатели кинокартины поместили писателя и мастера. Это уникальное сооружение со стеклопакетами на окнах, с кроватями, напоминающими современные полки в вагонах поездов дальнего следование. В столовой пациентам приносят еду на пластмассовых подносах.

В результате из этих вот картинок формируется паззл городов и мест, совершенно не похожих на описанное Михаилом Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита".

"Попкорн — единственная область кинопромышленности, в которой хороший вкус всё ещё что то значит." Майк Барфилд

Фильм Михаила Локшина изначально назывался "Воланд". Если бы создатели оставили это название и добавили бы в титры строку: фильм снят по мотивам произведений Михаила Булгакова, то к кинокартине у зрителя было бы меньше претензий. На фильм выделил средства Фонд кино, и выход работы Михаила Локшина в прокат — показатель того, что в современной России деньги раздают на всякое и прокатные удостоверения штампуют без внимания.

Хорошая игра некоторых актёров не спасает положение, и новый фильм "Мастер и Маргарита" является типичным продуктом постмодернизма. В нём смешаны оборванные сюжетные линии, нераскрытые характеры, обнажёнка, джаз. И всё это на фоне какой-то тоталитарной Москвы, которой никогда не было ни в реальности, ни в романе Михаила Булгакова. Эпизод с представлением, в котором люди поют песни о Советском Союзе будущего, по идее, должен вызвать смех и издёвки, но вызывает отвращение. Почему? Потому что для миллионов трудящихся в СССР социализм был надеждой на справедливую и счастливую жизнь.

О чём новый фильм "Мастер и Маргарита" создатели не отвечают, равно как и почему персонажам романа Михаила Булгакова нужны были прощение и покой. Эта кинокартина — фешенебельная безвкусица, самодеятельность с крупными спонсорами, дорогой фантик, эффективно привлекающий восторженную толпу с попкорном. Фильм оттолкнёт думающего зрителя, знакомого с первоисточником. Либерально настроенной молодёжи он будет интересным, ибо почти весь бюджет, похоже, ушёл на разработку впечатляющей голливудской картинки, на которой тамошние блокбастеры держатся практически целиком.





  Подписка

Количество подписчиков: 4

⇑ Наверх