| |
| Статья написана 22 августа 2024 г. 11:47 |
Барон принял меня сдержанно. Я видела, что он догадывается о цели моего визита, и скорее испытывает к нему отвращение, чем принимает с должным почтением. После обмена официальными приветствиями я сказала: -- Я полагаю, правитель, у тебя есть ко мне несколько вопросов. -- Что тебя привело к нам, всеведущая? -- спросил он, глядя исподлобья. -- Я, как и все бароны этого края, устал от повторов пустых заклинаний. Меня интересует предмет твоего знания и способность его передать. Если этого не случится, я буду разочарован. И упаси тебя боги зайти слишком далеко! Ибо я знаю, от чего защитить тебя не смогу. -- Меня привели слухи о твоей библиотеке, справедливейший! -- ответила я. -- Она является лучшей из хранилищ знания. Ты когда-нибудь видел ее своими собственными глазами? -- Не далее как вчера вечером. Она произвела на меня удручающее впечатление. Могу я узнать, какие именно слухи тебя привели? Я слышал их не меньше десятка. У меня даже есть их краткий пересказ. Подумав, я ответила: -- Я не могу сообщить тебе это сейчас. Не обижайся, но я должна подготовиться... -- Да, -- ответил он, ни капли не удивленный моим заявлением. -- Завтра я хотел бы видеть тебя на своем празднике трясогузок...
*** На окне в бледной паутине дождя висели янтарные чётки. На столе, покрытом скатертью, лежал лист писчей бумаги с моим почерком. Рядом -- большой черный том с пентаграммой на переплете, который я открыла перед уходом. Одна из страниц была вырвана и лежала рядом с листом, но это сделал кто-то другой. Текст в книге был неровным и мелким, некоторые буквы сливались между собой. Я подошла к столу и начала читать. "Существует мир, называемый пространством и содержащий тела, называющиеся "однородными", и таких тел бесконечное множество..." -- прочла я с удивлением. Уже две недели я живу в замке Чертополох, окруженном трехметровым рвом с водой, развлекаясь чтением старинных свитков и книг за дубовым письменным столом. Владелец замка не слишком утомляет меня приглашениями к участию в его развлечениях. Под моим окном растут очень красивые цветы, но они мне не нравятся. Мне кажется от былой мрачной сдержанности здешних стен не осталось и следа, и меня ни на секунду не покидает чувство, что я попала в другой мир. И даже не знаю, в какой. Честно говоря, меня это немного пугает. Но я живу не столько из-за замка, сколько из-за его обитателей. У барона масса таких же мелких прихлебателей, как я. Он говорит, что получает удовольствие, делая рабов счастливыми. Почему я сразу не догадалась, что это не место для обычного жилища? Этажи замка, кажется, находятся в разных плоскостях и измерениях, его устройство так и осталось для меня тайной. Иногда сквозь полуотворенную дверь в комнату можно видеть море или зыбучие пески. Но чаще эти виды сливаются в один сумрак, и картина мира выглядит так же, как человеческая память. Немногочисленная прислуга уверена, что это место проклято, и в комнатах для гостей поселилось демонское отродье. Моя соседка, живущая напротив, говорит, что ей постоянно снится один и тот же сон, и ей страшно, что она скоро сойдет с ума. Может быть, действительно следует предаться безумию? Кто сказал, что заниматься магией в здравом уме и трезвой памяти -- это не безумие? Народная мудрость. Но не есть ли безумие сам этот народ, пребывающий в маразме? И не является ли существование его последним вкладом в создание мира, задуманного безумцем? Но кто-то же вырвал страницу из книги по черной магии... Кто-то пробрался сюда, чтобы выяснить всё про меня? Так, я теперь начинаю понимать... Впрочем, кому я нужна? Будь это в силах кого-то другого, от меня бы не осталось даже пепла. Или же совсем наоборот -- чтобы скрыть свои планы? Эта книга позволяет заглянуть в будущее. Вот я и заглянула... И что теперь? Я вроде бы разгадала одну загадку и даже записала ответ. И все же не совсем. Я знаю, что есть на свете еще одна книжка, в которой говорится о точно таком же заклинании. В дверь кто-то постучал. Я сразу почувствовала противный запах. Наверное, мой новый знакомый, притворяющийся котом, хотел использовать вырванный лист вместо подтирки. У него нет ни капли совести. Поэтому я не спешила открыть дверь. По-видимому, он ждал в коридоре. Но меня вдруг так сильно разобрало любопытство, что я все-таки решила посмотреть на него. За дверью стоял настоящий кот из моих кошмаров, точь-в-точь. Довольно противное животное, которое питалось человеческой плотью. Только он выглядел гораздо крупнее и мощнее. Его глаза, покрасневшие и налитые кровью, напоминали горящие угли. -- Чего угодно? -- довольно вежливо осведомилась я. Кот что-то мяукнул, и я прочитала у него в глазах: «У вас же никого нет?» Угу. Я сделала шаг в сторону, как бы приглашая его войти. Он не сразу решился, а потом переступил через порог и быстро спрятался под столом. Ему, видимо, было очень страшно. -- Кто тебя напугал? -- спросила я. -- Приходить надо с оглядкой, тут полно котов. И ни в коем случае не показывай своего страха. Даже когда боишься. Но если боишься не за себя, бояться бесполезно. Я закрыла дверь, и в нее через минуту вновь постучали. В коридоре стоял местный повар в кожаном фартуке и с огромным ножом в руке. Он уставился на меня и уронил нож на пол. Улыбнувшись, я начала поворачиваться к нему спиной. Повар схватил меня за руку. Я повернулась. У него в руках был мой ключ. В ту же секунду раздались быстрые шаги по коридору. Во мне вспыхнула надежда на то, что этот бред скоро закончится, потому что я была уверена -- в любой момент повар может поднять нож. Но вместо этого он закрыл дверь ключом с внутренней стороны. Осторожно, словно боясь обжечься, прошел к окну и спрятался за тяжелой шторой. Я повернула ключ в замке и выглянула в коридор. Он был пуст. Тогда я обернулась и сказала: -- А ну пошли вон отсюда! Ступайте, пока я добрая! Только сначала, пожалуйста, уберите за собой! Понятно? Ваши страхи мне не нужны! Мне очень интересно, что это за голем в замке объявился! Вы понимаете меня? Кот и повар, не поднимая глаз, послушно вышли в коридор. Я захлопнула дверь. Зажгла свечу, подошла к шкафу и вытащила бутылку коньяка. Сосредоточилась, чуть-чуть подумала, вытащила пробку и влила в себя ровно три глотка, даже не занюхивая. Вот так надо делать. Это тоже искусство. Как и магия.
|
| | |
| Статья написана 22 августа 2024 г. 11:41 |
-- Мне не нравится это странное и непонятное место -- меня неудержимо тянет отсюда прочь! Я смотрела на свою соседку и думала, что только некоторые восточные танцы могут вызвать у меня интерес больший, чем этот замок. Я не знала, кто передо мной -- женщина или мужчина? Это можно было понять, лишь заглянув ей под юбки. -- Сколько можно кормить нас этой дичью? С ума сойти! -- Так кто же мы, если не сумасшедшие? Неужели мы и есть те двое, что дерутся за обломок щита? -- Какого щита? -- не поняла она или он. -- Не важно. Лишние знания не приводят к добру... Вдруг в огромном зале, где мы ужинали вдвоем, что-то изменилось. Свет померк, по полу прошел холодок, и в полутьме появилась фигура барона. Я подумала, что он приближается ко мне, но через секунду поняла, куда он движется, ритмично потряхивая бледными голыми ногами. Он шел прямо на соседку, не скрывая этого, хотя и не делая никаких знаков. Определенно он был пьян, а его движения были до странности похожи на брачный танец глухаря. Я почему-то подумала о древней индийской легенде о смерти и возрождении бога Шивы. Если бы я только понимала, откуда я это знаю! Я поднялась из-за стола и направилась к лестнице, но кто-то очень большой и темный преградил мне путь. Его глаза показались мне огромными черными блюдцами, из которых вырывались два зеленых языка пламени. От него исходил какой-то опасный, тяжелый дух. Он склонился надо мной, странно изгибаясь, как огромная кошка. На его теле появились вмятины и выступы, похожие на конические шипы, которые с глухим треском раздвинулись в стороны, обнажив толстые металлические пластины. В следующий момент мои ладони оказались прижатыми к полу, на котором я стояла. Дышать стало совершенно невозможно, а ноги не слушались меня. И тогда я вспомнила всё, чему учил меня Маркус. Мои руки сами собой взлетели вверх, как бы отпечатав в моем сознании ту последовательность действий, которая должна была убедить голема, а это был он, в моей способности защищаться. Мой мозг работал очень четко. Голем медленно попятился назад. Его руки поднимались и опускались как в замедленной съемке. Тело начало трястись от напряжения, и тогда в центре его груди образовалось что-то вроде широкого и глубокого разреза , который разросся, расползся по туловищу во все стороны, словно кто‑то прожог в его теле огромную дыру. Мне захотелось покинуть замок и выйти на свежий воздух. В лесу пели соловьи. У меня мелькнула мысль, что, когда я превращусь в одну из этих странных дымчатых птиц, вся эта музыка, видимая и невидимая, достанется и всем нам -- будет бить и бить в наши головы, каждую секунду, при каждом вдохе и выдохе, пока мы не поднимемся выше -- и всё это будет лишь воспоминанием… Я подумала об этом как о предательстве. Я ни в коем случае не хотела этого предательства. Прошло еще несколько недель. Рушились в бездну стена за стеной, а голем все пытался встать на ноги. Его бы воля -- уже давно, стряхнув чужие несчастья, он жил бы собственной жизнью в каком-нибудь Богом забытом мире. Но, увы, злая судьба в моем лице вмешалась в его планы. И когда пала последняя башня -- он отправился на встречу с королевой света, то есть со мной. Теперь он покоится в черной шахте замка -- ему там самое место. Там же, кстати, покоятся все обитатели замка, от любовников до слуг. И горе той женщине, которая по случайности пройдет мимо. С небес, если они есть, я предупрежу ее, чтобы на другой день после этого она уже не подошла к неизвестным руинам. Мне стало все равно, что происходило с этим миром до моего появления в нем. Хотя тогда я могла бы считать, будто действительно меня в этом мире что-то держит. Хуже всего было, когда я начинала думать, кем был тот, кто превратил меня из девушки в убийцу големов. Это было больно и страшно. Я ненавидела его, потому что он был настолько велик, чтобы можно было его любить. Я потеряла всякий смысл своего существования, потому что теперь для меня не было преград. Тот, которого я ненавидела, пришел из чужого мира. Но в то же время я была ему благодарна. Потому что здесь и сейчас я наконец-то поняла, где мое настоящее место. И никто не может меня оттуда забрать.
|
| | |
| Статья написана 10 августа 2024 г. 08:24 |
Элен де Труа РАССКАЗ А дело было так... Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заволновался. Всю ночь на холоде, в заснеженной степи, разминая камыши на соседней речке, он постигал природу жизни, хотя особой надобности в этом у него не было – никто его об этом не просил. Если бы он пошел тогда домой, а утром встал как обычно, то никогда бы не сделал такого открытия, которого вполне хватило бы, чтобы лишить его всякого интереса к своей службе, к подчиненным и даже ко всему человечеству. А вышло вот как. Когда он пришел на место, то увидел впереди в стогу сена нечто похожее на гигантского бобра с зеленым хвостиком и ярко-красными гребнями на спине. И он понял, кем были и другие животные и растения, жившие вокруг. С тех пор он стал мудрее, терпеливее, хладнокровнее и спокойнее. Теперь к нему каждый раз подходили, тихо стуча сапогами о валежник, и он понимал, зачем человеку сапоги, шинель и шапка – для защиты от нежити. Но с этой мыслью приходилось нелегко. Прошло время, отслужил он в пустынной скуке долго. Когда на шесте запылились сапоги, заметили его и вручили ему планшет с красными полосами и медалью, суконной гимнастеркой и безразмерной пилоткой – и все! Началась совсем другая служба. Елена Троянская Третья ГАЛЕРЕЯ Я давно нашла общий язык со своими демонами. А они будут посильнее духов Уильяма Блейка. И я могу говорить с ними о самых разных вещах. О чем, например, им интересно поговорить? О светилах небесных, это понятно. А вот что им нужно от меня? Это вопрос, который который задавала себе не я одна. Правда, чтобы на него ответить, нужно вспомнить и то, как сильно они нас ненавидят. Я их спрашиваю: "Что такое внутренняя жизнь человека?". А мне отвечают: "Это его мысли, чувства, переживания, а к жизни они отношения не имеют". Еще они говорят: "Это грех. Грех -- это деятельность ума. Ум создает препятствия. Например, человек не любит алкоголь -- он создает препятствие для производства алкоголя. И поэтому он грешен. Когда препятствий нет, тогда нет и работы ума, и человек остается пустой и чистой сущностью". Но это о загробной жизни. А сейчас надо жить в этой жизни, дышать этим воздухом. Не абстрактным, а конкретным воздухом реальной жизни с ее конкретным содержанием. "Какая жизнь -- такая и музыка!". Вот это я называю, быть эстетической экзистенциалисткой. Ни за что не скажешь, если не знать меня. Такая эстетка-идеалистка. Только конченая. Вы же знаете, что мы есть только то, во что нас вкладывают. Реальность и только реальность -- вот чем является этот мир!.. В галерее висели картины Фюсли и Эрнста. Все они, как обычно, имели волшебные качества. Когда я переходила от одной к другой, возникало чувство, будто я смотрю телепередачу "В мире людей". Временами в сознании возникали какие-то короткие вспышки, преломление и искажение отдельных изображений. Можно было только догадываться почему, хотя каждое полотно было мне знакомо. Вот молодая женщина лет двадцати, прекрасная, словно ангел, сидела на высоком балконе, откуда начинался террасированный сад. На ее темном платье были изображены листья плюща, украшенные тысячью сверкающих стразов. Одна ее нога свешивалась вниз, и она покачивала ею, чтобы показать, что ничего не боится и не стесняется. Рядом с ней стоял мальчик лет пяти, в белой тунике, босой, с птичьей головкой в руках. Из птичьей шейки капала кровь. Каждый раз хотелось воскликнуть: "Какой ужас!". А что это у вас за фиолетовые шарики такие в мозгу, сударь? Если одному художнику подавай голосящего жареного петуха, то другому -- непременно бегающую ободранную курицу! На стене рядом -- фотография Макса с женой. Да что же это за чувак такой, интересно? Вот, сидит с таким видом, как будто ему всё до чертиков в кайф. И в этот момент с картины моего обожаемого Генриха отделяется пенис его демона и неспешно плывет в мою сторону. Такой небольшой НЛО. По странной прихоти своего воображения я с самого начала поставила на эту галерею очень высокую ставку, и теперь мне осталось только ждать: любой другой демон смог бы поступить умнее -- понять, что я имею в виду, когда думаю о его желании превратить меня в одну из своих теней. И тогда я прощаюсь с моим единственным настоящим врагом -- моим сознанием. Одновременно я сливаюсь с этим демоном. Он больше не спрашивает, хочу ли я его, а я не имею ничего против. А демон, увидев мою тень, понимает, почему ему не стоит трогать меня руками. Но пусть это будет его заботой, не моей. К тому же все мы люди. Мы не в силах управлять своим собственным разумом. Ведь это та область, где мы полностью беззащитны. Какой смысл беспокоиться о том, чего мы не можем контролировать? В следующей жизни я постараюсь быть не такой легковерной и наивной, как сейчас.
|
| | |
| Статья написана 9 августа 2024 г. 15:31 |
Это Пятый манифест с небольшим дополнением, которое мне хотелось бы обсудить отдельно с заинтересованными лицами. Четыре предыдущих манифеста написаны А. Арсовой, А. Мадекиным, А. Жабинским и О. Киповской. И в искусстве, и в науке мы пришли к такому состоянию, когда наши исследования зависят от наших биологических и социальных свойств. Таким образом, мы должны менять свои свойства, чтобы начать прорываться в новую область. Но для этого нужно понять то, что известно без изменения свойств человека. Например, что такое астрал. Астральная проекция -- это объективное физическое явление реального мира, в котором мы живем. Это не умозрительная конструкция, это не галлюцинация -- это наблюдаемый феномен физического мира. Нас нельзя лишить астрала и астрального восприятия, мы можем только сами забыть про него или не использовать безграничные возможности астрала. Астральный план нашего мира есть наша Вселенная, не воспринимаемая человеком в обычном бодрствующем состоянии органами физического тела. Астрал -- это полное перенесение своего ВНИМАНИЯ — ВОСПРИЯТИЯ — САМОСОЗНАНИЯ и концентрация этих параметров за пределами нашего физического тела. Можно сказать, что астрал -- это информация, способная гибко менять свое состояние. Любую информацию мы сможем получить, если научимся управлять своим восприятием в астрале. Астрал можно разделить на внутренний и внешний. Наш собственный астрал -- это воображение, визуализация, внутреннее моделирование, фактически все, что мы можем увидеть внутренним взором, и все, чем мы можем управлять, отслеживая изменения визуально. Это то, что мы сами создаем. В искусстве это разновидность виженари-арта. Это отражение наших мыслительных процессов и психических состояний. Внешним астралом будет все видимое таким же образом, но не подвластное нашим попыткам изменить видение. Это как происходящее на экране телевизора или в окне за стеклом. К внешнему астралу мы отнесем те варианты видения через астрал, когда мы воспринимаем уже существующую реальность какого-то мира. Как пример -- наш физический мир, который тоже можно видеть через астрал (или астральным «зрением»). Это совершенно естественный феномен, время от времени он происходит со многими людьми. Все могут потенциально испытать тот или иной внетелесный опыт. В научном мире его изучает, в частности, метанаука эвереттика. Это не эзотерика, не область тайных знаний, это подобно экспериментальному исследованию осознанных сновидений. Астральное тело -- точный двойник нашего физического тела, однако его способность видеть, слышать и ощущать не стабилизирована каким-то определенным органом. Наше астральное тело чувствует, что эвереттические миры наворачиваются друг на друга, как рулет. Прослойкой между ними является астрал. Астрал нашего мира(внутренний) переходит в астрал иного мира (внешний). Таким образом, в искусстве возникает область ещё не познанного, а именно: другие физические миры. Когда вы достигаете определённых трансовых состояний, ваше «я» может путешествовать вне вашего физического тела. И вот это называется «астральными путешествиями». Во время таких путешествий вы видите альтернативные миры. Это тренируемый навык, это не нечто, что кому-то дано от Бога, а другим -- не дано… Отображение таких миров в художественных образах мы называем альтернативизмом. Итак, альтернативистам известно из эвереттики: 1. Прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. 2. Прошлое многовариантно, как и будущее. 3. Все варианты сосуществуют в одинаково реальных альтернативах. 4. Сознание -- это различение, разделение альтернативных реальностей. 5. Выключение сознания означает появление сверхсознания. 6. Сверхсознание имеет доступ ко всем альтернативам во все моменты времени. 7. Сверхсознание порождается материальной системой, которая представляет собой весь мир, и включает в себя сверхинтуицию. 8. Сверхинтуиция приводит к когнитивной эйфории, прямому видению истины. 9. Истина -- разумно осознанная реальность, существующая вне обстоятельств и мнений. Это полное понимание мира на сегодняшний день. Но по сути мы знаем, что за каждой видимой реальностью кроется другая, которая ближе к истине, и так далее -- до самой подлинной реальности той бесконечно таинственной вселенной, увидеть которую не дано никому из людей. Но при использовании человеком искусственного интеллекта происходит выход в астрал частью творческого процесса. Иначе говоря -- выход за пределы своего "я" с целью расширения творческого потенциала. И тут возникает интересный вопрос: доступны ли альтернативные реальности искусственному интеллекту? Создает ли ИИ другую модель реальности? Если да, это меняет в корне всю ситуацию в изобразительном искусстве и литературе. Поэтому требует дополнительного исследования. © Copyright: Елена Троянская 3, 2023
|
| | |
| Статья написана 9 августа 2024 г. 15:21 |
Иногда приходится слышать о новых парадигмах в искусстве. Новая парадигма — что это? Новая парадигма (англ. New paradigm) — определенный набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующая творческая деятельность, включая философские построения, обо,щения и эксперименты в области литературы и искусства. Важный клад в создание парадигмы альтернативизма внесли А. Фоменко, Г. Иллиг, У. Топпер, Я. Кеслер, Г. Носовский, С. Валянский, В. Иванов, Д. Калюжный, А. Жабинский, А. Синельников, А. Бушков, А. Таманский и др. Новая парадигма в искусстве (англ. New paradigm in art) — принятая художественным сообществом новая модель художественного творчества. Это то, что объединяет членов современного художественного сообщества и, наоборот, художественное сообщество состоит из людей, признающих парадигму альтернативизма в искусстве 21 века. Альтернативизм Альтернативизм в искусстве (англ. Аlternativism in art) — совокупность реалистических и нереалистических направлений в литературе и изобразительном искусстве 21 века. В основу альтернативизма легли исследования И. Ньютона, Н. Морозова, Х. Эверетта, М. Менского, Ю. Лебедева и др. Альтернатива в переводе с латинского означает выбор одной из двух возможностей или другая(ие) возможность(и). Альтернативизм — это идеи, позиции, теории, взгляды, несовпадающие с господствующей точкой зрения в разных сферах человеческой деятельности. Это метод мирной борьбы с застоем в мыслях и действиях. Художники-альтернативисты — это разведчики, посланные исследовать таинственный ландшафт искусства нашего века. Важный вклад в теорию и практику альтернативизма внес искусствовед и художник Александр Михайлович Жабинский, а авторами пяти Манифестов альтернативизма стали А. Арсова, А. Мадекин, А. Жабинский, О. Киповская и Е. Троянская Третья. Конструктивный альтернативизм Конструктивный альтернативизм (англ. Constructive alternativism) — философская установка, сформулированная Дж. Келли в 20 веке, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности). Примерами конструктивного альтернативизма могут служить книги А.М. Жабинского и Д.В. Калюжного "Другая история искусства" и "Другая история литературы". Альтернативная история Альтернативная история (англ. Alternative history) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. К альтернативной истории можно отнести романы Дж. Оруэлла, Ф. Дика, Р. Харриса, С. Кинга, Г. Гаррисона, У. Гибсона, Б. Стерлинга, В. Набокова, В. Аксенова, М. Первухина, А. Лазарчука, В. Рыбакова, А. Громова, Г. Эрлиха, Х. ван Зайчика и многих других. Нейропроза Нейропроза (то же, что альтернативизм в прозе) — вид литературы, в котором для создания прозаического произведения используются нейронные сети в качестве основного или вспомогательного инструмента. Например, см. рассказы Нейро Пепперштейна 2022 г. Нейроживопись Нейроживопись (то же, что альтернативизм в живописи) — вид изобразительного искусства, в котором определенную роль играют нейронные сети. Художник создает реалистическое или нереалистическое изображение красками на холсте или другой основе, используя примеры (эскизы), созданные нейросетями согласно промпту. Промпт — набор правил, которые помогают художнику создавать эскизы (примеры, образцы) художественных произведений. Нейросети генерируют изображения на основе заданных параметров. Например, промпт может определять некоторые характеристики изображения, такие как цвет, форма и размер объектов, и помогает сосредоточиться на основных элементах произведения. Во всех остальных "новых парадигмах" нет ничего нового!
|
|
|