Про фестиваль Elfia я слышал ещё давно — ещё будучи в России. Крупнейший в Европе костюмированный фестиваль фентези и прочего, который идентифицирует себя как королевство, но по сути — больше парад и ярмарка. А заодно это реально одно из самых необычных мероприятий, где я был.
Я не был на ComicCon, что мне кажется похожим, но например на Ворлдконе и подобных мероприятиях, или там концертах-фестивалях находятся буквально единицы фриков, которые привлекают внимание необычными костюмами, и с ними все фоткаются — ну или хотя бы смотрят.
А теперь представьте мир наизнанку — что вас окружают те самые фрики в самых разнообразных костюмах: эльфы, гномы, имперские штурмовики из Звёздных Войн, викинги, стимпанковые леди и викторианские джентльмены (и наоборот), фурри и вампиры, и тп итд.
Вообще я думал поснимать портреты и даже сдул пыль со своего старого фотика. Но как только вошел на территорию фестиваля, я понял, что это бесполезно. Это надо не просто видеть, в это надо погрузиться. Мозг испытывает визуальный перегруз. Если фоткать — то фоткать надо всех и каждого по отдельности. Подавляющее большинство костюмов — реально проработанные, т.е. это не просто что-то типа эльфийских ушек надетых. И когда ты идёшь в этой толпе, то это похоже на психоделический трип наяву. Безумно круто! И безумно, и круто! Повезло и с погодой — сегодня был не только последний сухой день, но и самый тёплый, солнце аж жарило!
Впрочем, в практическом плане не могу не отметить и минусы — хмельной мёд слишком уж дорогой, и к тавернам и выстраиваются неприлично длинные очереди. Впрочем, и в очередях танцуют под музыку с поблизости расположенных площадок. Но это мелочи.
Итого — хоть и без костюма, но я таки съездил, и наверное поеду ещё
Остров Занзибар довольно известен, несмотря на то, что в нынешние времена — это скромный курортный островок у побережья Танзании, куда либо прилетают туристы из более северных стран погреться и покупаться в тёплом бирюзовом морьке, либо сделать то же самое, но после подъёма на Килиманджаро и/или сафари — как я.
Про остров даже есть песня с одноименным названием — удивительно, но не за авторством гоуппы Queen, будущий лидер которой — Фарух Булсара — родился именно там. Удивительно — сын чиновника-зороастрийца с этого острова становится всемирно известной знаменитостью!
В области научной фантастики самое известное упоминание этого острова — конечно, в романе с динамичным названием «Всем стоять на Занзибаре!». Мол, если до описываемых в книге событий всё население Земли, если поставить их (нас) друг с другом плотненько, поместилось бы на этом острове, но из-за перенаселения многим пришлось бы в итоге стоять по колено в море. Думаю, что автор наверняка побывал и на этом острове сам, судя по детальным описаниям других стран, как Бенин(ия) и Якатанг-Индонезия. Удивительно — вместо этого острова вполне мог бы быть выбран сравнимый по площади Маврикий, например.
Ровно год назад, съездив в Стоун-Таун — столицу Занзибара, где и родился упомянутый Фарух Булсара — и вернувшись в свою каменную деревню, я заказал ужин в ресторане на берегу и подключился к вайфаю почитать ленты соцсетей — на острове интернет был далеко не везде. Увиденные чёрные квадраты меня насторожили, и я полез читать новости. Удивительно — там, где я был, плещется чуть ли не горячее море и растут пальмы, а все новости были из-за Полярного круга — где холод и мрак, и где в этот день погиб — его сгноили в тюрьме — Алексей Навальный.
В кои-то веки я доволен книжными итогами этого года. Поставил себе цель прочитать 12 книг за год и в целом её выполнил. Хотя профдеформация дала о себе знать, и в следующем году надо поставить себе более конкретную цель: учитывать ли только художку или нон-фикшн тоже, только крупную форму или и рассказы.
Дежурный Пелевин уже начинает понемногу надоедать — он по-прежнему цветаст и актуален, но каждый раз надо опять погружаться в его баночную вселенную. Такое ощущение, что он за гонорар оплачивает свое жилье в каком-нить буддистском дворце Юго-Восточной Азии)
Неожиданно приятным стало прочтение Вебера — когда он был популярен, я его презирал за попсовость, но благодаря недавно вышедшей компьютерной игрушке Empire of the Ants прочитал и поразился необычностью сюжета и маленьких героев.
Глуховский, «Метро» которого тоже начинал во время пика его популярности и бросил из-за явно начинающего уровня языка, порадовал актуальным и таким ностальгическим для меня «Текстом»
Ещё один поп-сюрприз — «Смерть Ивана Ильича» Толстого. Есть книги, которые иногда лучше не читать.
И Хемингуэй — Снега Килиманджаро, куда я как раз собирался, оказались тоже аллюзией на смерть.
Достижением года для меня стала первая художественная книга на голландском — прям до сих пор приятно.
Еще было несколько книг по психологии, которые и продолжаю читать, хотя менталка с начала года подправилась.
Завершаю книжный год новым Алексеем Ивановым, который в отличие от Пелевина радует каждый раз совершенно новой темой, и мемуарами другого Алексея — Навального, погибшего — или убитого — в этом году.
Прочитал свою первую художественную книгу на голландском) С автографом автора (не героя)! Мимо книги с таким названием и обложкой не мог пройти — купил прямо у автора на Евроконе-2024 в Роттердаме.
По жанру — это добротная научная фантастика (не слишком твёрдая). По формату — скорее сборник рассказов, объединных общим местом — Марс и его окрестности, космические города и старушка Земля, и временем — хоть и по этому времени разнесённых иногда на сотни лет.
Первые два рассказа объединены общим героем-археологом, который для спасения вживил себе только что найденную марсианскую ДНК, способную к восстановлению под действием кислорода — и, оказавшись в виде скелета в музее, возрождается пару веков спустя. Есть и вообще отдельный рассказ про клоуна, который в результате нескольких несчастных случаев становится роботом, очень мило.
А дальше начинается история нескольких героев — команды корабля с голландским именем Vanderplas (про национальные особенности ещё будет отдельно ниже), двое из которых, спасаясь от космических пиратов и пытаясь спасти раненого товарища, отправляются в ближайшее место, где могут получить медицинскую помощь — космическую автоматическую спецтюрьму с одним, но очень важным заключенным, под кодовым именем Gevangene (заключенный) A. Имя его не называют, но говорится, что он был преступным политиком на Земле, которого в итоге приговорили к смертной казни, но сперва дали отбыть 531-летний срок, а для этого поместили в камеру жизнеобеспечения. Как говорится, угадайте, кто это)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше раненого товарища спасают, вытащив заключенного из этой медицинской камеры — и он сбегает на той спасательной капсуле, в которой прилетели герои. После описания, что произошло с капитаншей корабля Vanderplas — она в итоге побеждает главного пирата и сама автоматически становится главарём — следует как раз глава с одноименным книге названием.
Это Земля будущего — после ядерной войны (развязанной угадайте кем) большинство населения улетело в космические города и на Марс, Америка уничтожена, но успела ударить по России, в результате там выжженная земля и рождаются люди с разными мутациями — один из них, Игорь Бачёв (да-да, перестройка и гласность упоминаются тоже) получает позитивную мутацию для прохода сквозь стены. И в итоге проникает в подвалы Кремля, где и уничтожает оставшийся там аватар Путина в стеклянной банке. Хотя из-за сложности перевода, разницы во времени по книге и отдельном положении этого рассказа я не очень понял — могло быть, что заключенный А вернулся и отомстил, сбросив атомную бомбу на Штаты. Но тогда не очень понятно, кто в этой главе возвращается в капсуле на Землю, при этом указывая для посадки сначала Флориду из ностальгии? Трамп тогда, что ли? В любом случае, дальше идёт заключительная глава, где команда Vanderplas в итоге воссоединяется.
По языку: самое сложное в художественной литературе — обилие эпитетов, тут либо не вылезать из словаря, либо забить. Слава Богу, что в отличие от тех англоязычных коллег по цеху, что я читал — например, цветастого языка Стивена Фрая и чересчур подробного Нила Стивенсона — у Тео Баркеля больше фокуса на действие. Хотя иногда и без словаря тоже приходилось откатываться назад: например, слово wezen (существо) из-за окончания -en может быть как множественным числом, так и инфинитивом. Ну и конечно, обилие Past Perfect и неправильных глаголов в прошедшем времени, но тут уже можно разобраться, если держать концентрацию и мозг в напряжении)
Национальные особенности: тут можно прям списком!
Кофе — особенно в начале иногда подробно расписывается, как герои пьют кофе, особенно когда надо подумать. Мне кажется, автор так же делал: так, что-то не пишется, выпью-ка я чашечку кофе, да и в книгу про это напишу.
Broodje (бутерброды) — конечно же, на ланч!
Сортировка мусора — в том самом рассказе про клоуна-робота это так вообще сюжетообразующий момент!
Столицу Марса можно пройти до самых окраин за 15 минут пешком (как и большинство голландских городков)
Ну и конечно, мореходческие термины, ведь даже часть космических кораблей в книге до сих пор ходит под парусами, только уже солнечными)
В общем, было непросто, но я справился и даже получил удовольствия от чтения, даже немного горжусь собой) 8/10 — бонусный балл за ачивку)
В нидерландском городе Зютфен, есть одна из двух сохранившихся средневековых библиотек, где книги прикованы цепями… для безопасности посетителей, конечно) Как у Пратчетта! И еще есть современная библиотека в бывшей церкви, но это уже дело практически привычное, учитывая, ято книжных магазинов в церквях целых два в стране, в Маастрихте и Зволле.