Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ivan Lutz» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 апреля 18:02

Эту повесть я читал ещё когда мне было шестнадцать лет. Именно в те далёкие времена меня очень сильно зацепил Говард Лавкрафт. Ведь он хоть и писал в жанре хоррора и мистики, но в этом произведении мы можем наблюдать ещё отличную научную фантастику тех давних лет. К сожалению, я пока не всё прочитал у Лавкрафта, но хотел бы наверстать упущенное и рассказать вам. Начнём же с повести «Шепчущий во тьме».

Сразу же хотел выделить, что повесть весьма небольшая. В том издании, которое я читал, она занимает девяносто одну страницу. Вы её сможете прочитать буквально за вечер. Притом даже не сможете оторваться. Ведь по стилистике она построена так, что это детальный рассказ главного героя — Алберта Уилмарта. С ним произошли странные события, которые оставили отпечаток в его сознании, и он пытается поведать читателю (как я понимаю, читателю его дневника или статьи в каком-нибудь издании), что же с ним произошло.

Всё начинается с того, что в штате Вермонт случилось наводнение, и местные жители издалека заметили странных крабообразных существ. Жители Вермонта решили, что это существа мистического происхождения, те самые Крылатые из старинных легенд, которые прилетели с далёких звёзд и находятся на нашей планете. Уилмарт же ко всему относится скептически и пишет разоблачающие статьи в местное издание, но ему приходят странные письма от Генри Экли, местного фольклориста и богатого человека, который подтверждает слухи и хочет доказать, что Крылатые на самом деле существуют. Только Экли вступает с ними в противостояние и пытается остаться в живых. Спустя несколько месяцев переписки между главным героем и Экли Уилмарту приходит странное письмо, что Крылатые на самом деле добрые пришельцы и готовы показать избранным людям Вселенную. После этого Алберт приезжает к Экли и начинаются странные события…

На этом я закончу с вводным словом. Почитайте сами! Уровень напряжения, который задал Говард Лавкрафт, не отпускает читателя до самого конца. Я же хотел выделить то, что эта повесть весьма «мирная» по сравнению с другими. Ведь пришельцы были показаны весьма дружелюбными, но на самом ли деле так? Они могут брать людей с собой, но только им нужно вытащить их мозг из тела и поместить в цилиндр. Вот такие небольшие неудобства, чтобы увидеть звёзды. Кроме того, Лавкрафт очень подробно описывает Крылатых. Как они живут, какие у них технологии, как они могут извлекать мозг и где у них находится форпост в Солнечной системе. Можно уверенно сказать, что повесть — весьма крепкая научная фантастика. Вроде пока такого не встречал у Лавкрафта, но и прочитал только пару сборников 2005 года. Есть время наверстать и в будущем рассказать больше. В завершение хочу сказать, что мне понравились фрагменты про планету Юггот, пока не изведанную, и что Уилмарт описывает открытие Плутона. Автор намекает, что Плутон и есть форпост Крылатых. Надеюсь, что у Говарда Лавкрафта в его весьма хороших хоррор-произведениях я встречу много из жанра научной фантастики.

Если интересно, то вот ссылка на мой YouTube-канал: https://www.youtube.com/@ivan_lutz


Статья написана 20 апреля 18:34

Недавно в нашем книжном клубе мы закончили читать одну из первых книг в жанре постапокалипсиса — «День триффидов». В этом обзоре расскажу свои мысли о ней. Следующая книга — «Задача трёх тел» Лю Цысиня, которая тоже обещает быть очень интересной.

Роман «День триффидов» вышел в далёком 1951 году. Меня удивил год выхода, ведь по идеям мне сначала показалось, что это книга примерно 70-80-х годов. Хотя в ней и не так много жестокости, если бы писали примерно в семидесятые, и даже есть определённая наивность и надежда, что всё будет хорошо.

По сюжету после Второй мировой войны прошло несколько десятилетий. Мир постепенно развивается и решаются проблемы с продовольствием. Из СССР пытаются тайком вывезти семена загадочных растений, которые дают отличное и дешёвое масло. Только самолёт контрабандиста попадает в автокатастрофу, и ветер разнёс семена по всему миру. Из них выросли опасные плотоядные растения — триффиды, которые хоть и жалят смертоносным жалом с ядом, но дают то самое масло. Ещё в переработке оказываются отличным кормом для скота. Главный герой Билл Мейсон их изучает и разводит на одной из ферм для большой корпорации. В какой-то момент мы узнаём, что незадолго до описанных в книге событий ему в глаза попадает немного яда, он попадает в больницу. В это время Земля попала в какое-то странное облако зелёных комет, и все люди, которые наблюдали за «зелёным звездопадом», ослепли. Зрячих осталось не так много, и Билл в их числе. Человечество оказалось на грани исчезновения.

Первое, что могу выделить в романе, — это лёгкость повествования. Прочитать книгу можно буквально за длинный вечер. У вас уйдёт не более трёх или четырёх часов. Ещё хороший язык у автора, который, оказывается, адаптировал под русскоязычного читателя Аркадий Стругацкий под псевдонимом «С. Бережков».

Второе же, что тоже обратило на себя внимание, — это социальная составляющая этого произведения. Несмотря на очень небольшой объём текста автор смог показать, как бы общество вело себя во время апокалипсиса, и как могли бы поступить в такой ситуации отдельные личности: люди ослепли, а триффиды выбрались на свободу и стали охотиться на представителей человечества. Мы увидим разные социальные конструкты. Индивидуализм, фермерские общины, религиозная секта, общество, которое построено только таким способом, чтобы иметь значимых членов в нём, милитаризм и даже попытки построить феодализм.

Читать было тяжело первые главы. Как написал выше, если бы эту книгу написали позже, то было бы меньше джентльменства и жертв среди персонажей. Джон Уиндем хотел показать, что человек ещё может остаться человеком, даже когда есть большой шанс погибнуть самому, но попробовать помочь зрячему или своей группе. Перед глазами у меня встреча главного героя со слепым путником, который был болен тифом или чумой, но только попросил воды и сказал примерно следующее: «Уходи! Тебе не стоит со мной оставаться тут!» (цитата не дословная, а примерная). Или слепая девушка девятнадцати лет, которая попросила главного героя остаться с их слепой группой, а не просто попросила, чтобы он взял её с собой. Потом, когда она заболела, — просто попросила спокойствия с помощью лекарств. И это только несколько фрагментов. Остальные тоже отзываются у людей, которые слишком эмпатичные. А что бы сделали вы, когда остались зрячими, а вокруг много слепых, которые обречены на смерть, если им не помочь? Притом нельзя помочь всем. Запасы еды рано или поздно закончатся. Стоит ли оставаться с ними? Или пытаться только со зрячими строить новое общество в постапокалипсисе? Задайте себе вопрос при прочтении книги, если решите с ней ознакомиться после обзора.

Если интересно, то вот ссылка на мой YouTube-канал: https://www.youtube.com/@ivan_lutz


Статья написана 19 апреля 06:14

Роман «Гражданин Галактики» был написан в жанре научной фантастики в 1957 году. Четыре его части публиковались в журнале «Astounding Science Fiction» c сентября по декабрь 1957 года. В том же году роман был издан в твёрдой обложке издательством «Charles Scribner’s Sons».

Что такое быть свободным или быть рабом? Этим вопросом задаётся писатель Роберт Хайнлайн в своей книге «Гражданин Галактики». Главная идея романа — это идея рабства. Автор тщательно разбирает этот вопрос и показывает борьбу против работорговли.

В романе рассказывается про мальчика Торби, которого на аукционе рабов за символическую цену купил калека-нищий Баслим. Далее по сюжету оказывается, что у Баслима много секретов и он не тот, кем кажется. Он узнаёт, что мальчик Торби не обычный раб, а имеет богатую родословную и, возможно, прилетел с Земли. Баслим этим очень заинтересовался и решил обучить мальчика. Он даёт Торби своё понимание мироустройства, освобождает его и прививает ненависть к рабству. Мальчик в какой-то момент начинает считать Баслима своим отцом. Калека-нищий помогает Торби присоединиться к Вольным Торговцам. С этого момента начинается его путешествия и поиск настоящих родителей.

Автор хорошо раскрыл тему рабства и свободы. В начале книги Торби — сначала раб, а потом, после получения вольной от Баслима, нищий. В этот момент для него всё понятно и он счастлив, так как Баслим его воспитывает и заменяет ему отца. Далее Торби попадает к Вольным Торговцам, которые себя называют Людьми, а остальных — «фраки», то есть низшими. Кланы Вольных Торговцев живут на своих кораблях и считают себя по-настоящему свободными, но если присмотреться, то свободны только кланы как субъект, а люди внутри кланов — это объекты. Внутри кораблей общество делится на социальные страты, в обществе соблюдена строгая иерархия. Чтобы общество Вольных Торговцев развивалось и не замыкалось на одном корабле, кланы «обмениваются» девушками. Если девушка из одного клана выйдет замуж за наследника другого (за капитана корабля или его сына), она становится старшим офицером и занимает руководящую должность на корабле, то есть можно сказать, что иерархия на кораблях матриархальна. Кланы ведут аристократический образ жизни, но всё у них подвержено определённому порядку. Есть распорядок дня, у каждого своя должность, своя роль на корабле и он обязан следовать правилам Вольных Торговцев.

цитата
Люди свободны. Это составляет главный предмет их гордости. Любой Торговец скажет вам, что именно свобода делает Людей Людьми и отличает от фраки. Люди свободны, странствуя средь звезд и нигде не пуская корней. Столь свободны, что превращают свой корабль в суверенное государство, которое никого ни о чем не просит, странствует, где хочет, дерется с любым врагом, не нуждается ни в каком пристанище, не вступает ни с кем в союз, который бы его не устраивал. О да, Люди свободны! Старушка Галактика еще не ведала такой полной свободы. Общество, насчитывающее мене сотни тысяч человек, царствует в пространстве в четверть миллиарда кубических световых лет, и эти люди совершенно вольны двигаться в любую сторону в любое время. Такой культуры не было никогда, и может быть, не будет. Свободны, как само небо… более свободны, чем звезды, поскольку те движутся твердо установленными путями. Да-да, конечно, Люди свободны! — Женщина некоторое время молчала. — Но какой ценой куплена эта свобода?... Я расскажу тебе. Нет, бедность тут ни при чем. Такого высокого уровня жизни, как у Людей, история еще не знала. Доходы от вашей торговли просто баснословны. За них не приходится платить ни физическим, ни душевным здоровьем. Мне не доводилось видеть общества, в котором болели бы так мало. Не приходится платить и счастьем либо самоуважением. Но ваше счастье полно самодовольства, а гордыня почти греховна — разумеется, гордиться вам есть чем. Но за свою беспрецедентную свободу вы платите… самой свободой. Нет, я не говорю загадками. Люди свободны… за счет потери личной свободы каждого из вас, и капитан со старшим офицером отнюдь не являются исключением: они лишь еще более несвободны, чем кто бы то ни было из вас.

Мне это напомнило книгу социолога и философа Эриха Фромма «Бегство от свободы». В предисловии к 25-му изданию он писал:

цитата
Современный человек всё ещё охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свободу всевозможным диктаторам — или потерять её, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат.

Именно это мы и видим в обществе Вольных Торговцев. Индивидуумы отдают свою личную свободу, чтобы их общество было свободно.

Далее по книге мы можем наблюдать и другие примеры отдачи своей личной свободы чему-то большему. Например, быть гвардейцем в военной структуре и исполнять обязанности. Быть частью милитаристского подразделения в некотором смысле легко. Сверху поступают приказы, ты их исполняешь, таким образом постепенно продвигаясь по службе. Всё легко и просто.

Когда главный герой узнаёт, в чём его истинное предназначение, и по сути обретает бо́льшую свободу как индивидуум, его окружение при этом старается ограничивать его свободу. Торби через препятствия возвращает свою свободу, но при этом думает, что было очень легко, когда свободы у него было мало. В этой части романа Роберт Хайнлайн поднимает вопрос долга и обязанностей. Главный герой мог бы отвернуться от идей Баслима и наслаждаться богатой и сытой жизнью, но нет. Он готов рискнуть, чтобы бороться так, как боролся его приёмный отец.

На протяжении всего романа Роберт Хайнлайн противопоставляет различные общества с точки зрения свободы и несвободы. Это получается у него виртуозно, что роман читается на одном дыхании. Книга написана легко. Хотя от себя хочу добавить, что в самом начале есть затянутые моменты. Если вам нравятся приключенческие фантастические романы, которые можно прочитать за 2 или за 3 вечера, то книгу рекомендую. При прочтении можно ответить самому на вопрос, который автор задаёт на протяжении всего романа: что значит быть свободным?

Если интересно, то вот ссылка на мой YouTube-канал: https://www.youtube.com/@ivan_lutz


Статья написана 18 апреля 07:49

Кроме обзоров на книги и повести я решил писать ещё про некоторые рассказы. Не про все конечно, но про те, где есть интересные сюжет и идея. Наверное, даже и обзорами такое тяжело будет назвать, но постараюсь рассказать про произведение и провести анализ. Это мне позволит ещё чаще выпускать заметки, чтобы развивать свои ресурсы и тренироваться в написании текстов. Тем более, что небольшие тексты я пишу в течение часа-двух, а сам рассказ прочитываю за один вечер. На превью буду размещать обложку сборника, где я прочитал тот или иной рассказ. В отличие от романов, не у всех малых форм есть иллюстрации. Если они есть, то я буду использовать их для оформления обложки, но в этот раз не повезло.

Начать же хотел с рассказа Роберта Шекли «Мат». Мне его порекомендовали, чтобы я на будущем стриме со специалистом по ИИ его упомянул и мы его обсудили. Я посмотрел на год выпуска рассказа и задумался: «А что такое интересное будет про ИИ в 1953 году? Ведь тогда кибернетика только зарождалась и не было продвинутых автоматических систем. Человечество в этом плане делало только первые шаги». Я ошибался. Вот из-за чего и хочу в том числе читать и разбирать фантастику середины XX века, а не только те произведения, которые вышли после девяностых и двухтысячных годов.

Нам показывают будущее, где человечество и инопланетяне ведут войну. Они перед боевыми действиями заключили пакт, который запрещает бомбить планеты — всё решится на поле битвы. Обе стороны использовали ПВК (позиционно-вероятные компьютеры), чтобы рассчитать наиболее благоприятные действия для своих космических флотов. Только когда две армии столкнулись, никто не стал атаковать, так как по расчётам компьютеров силы были равны. Битва продолжалась на уровне машин и во вселенском масштабе. Автор это описывает как игру в шахматы.

цитата
"Игроки встретились за грандиозной и бесконечной доской космоса. Плавно двигающиеся светящиеся точки, служившие им фигурами, составляли две разделённые пространством комбинации. По начальному расположению фигур, ещё до первого хода, исход игры был уже предрешён.

Оба соперника видели это и знали, кто из них победит. Но продолжали игру.

Потому что партию следовало довести до конца.

Постепенно военные, которые ожидали сражения уже очень долгое время, сходили с ума. И это понятно — ожидание весьма тягостное. Если не предпринять каких-нибудь действий, то так и продолжится это противостояние в ожидании, кто же первый атакует. Ведь по расчётам обеих ПВК тот кто первый нападёт — проиграет."

Автор задался вопросом, что будет, если отдать решение по боевым действиям машине. Возможно, не только военные решения, а вообще все. Ведь если не будет положительного исхода биты по расчётам, то никто из людей не будет действовать. Нужен будет ещё фактор непредсказуемости и действия человека, которые просчитать сложно. Спустя 70 лет после написания рассказа этот вопрос может быть актуален как никогда. Сейчас ИИ внедряют во все сферы жизни, и это ставит перед человечеством новые вопросы. Притом я хоть и технооптимист, но проблемы перед обществом встают сложные, и не все их будет легко решить.

Если интересно, то вот ссылка на мой YouTube-канал: https://www.youtube.com/@ivan_lutz


Статья написана 12 апреля 22:58

Этим небольшим обзором я начинаю цикл публикаций по рассказам Филипа К. Дика. Ведь в них много интересных идей. В 2017 году вышел сериал «Электрические сны Филипа К. Дика», где каждая серия — это экранизация одного рассказа. Также было много фильмов, снятых по мотивам небольших произведений. Начну же я с рассказа «Ветеран войны», который был опубликован в далёком 1955 году.

Когда прочитал краткое описание начала сюжета рассказа, то сразу же понял: я хочу это прочитать! Ведь по сюжету в одном из парков сидит какой-то странный старик с увечьями и рассказывает про войну… которая ещё не наступила. Она начнётся только через месяц и продлится несколько десятилетий, пока земляне не проиграют её. Война будет между Землёй и её двумя колониями, которые населяют мутировавшие потомки людей. На Венере обитают утколапые, на Марсе — так называемые вороны. Старик же ветеран войны, который боролся до последнего. Когда закончилось последнее сражение и силы колонистов разгромили землян, он оказывается на Земле в прошлом. Только старый солдат думает, что находится на одной из далёких баз, где точно воссоздан город из прошлого. Даже удивляется: а чего это мутанты его не замечают и разгуливают по улицам?

Чтобы не спойлерить вам развязку, на этом закончу говорить про сюжет. Почитайте сами. Это того стоит. Благо рассказ небольшой. Я же хочу рассказать о социальном устройстве мира, который придумал Филип К. Дик. Как всегда, писатель оказался хорош в социальной фантастике. Он показал ужасные поступки, которые люди могут творить по отношению к тем, кто на них не похож. Произведение было написано в 1955 году — десять лет прошло с падения нацистской Германии, а в США ещё существовала расовая сегрегация. В 2150-х годах, когда человечество развилось, основало колонии на других планетах, исследует Солнечную систему — и в то же время устраивает погромы венерианских организаций и вешает утколапых венерианцев на столбах. Разъярённая толпа, впитавшая пропаганду воинствующего промышленника Фрэнсиса Ганнета, даже была готова растерзать семнадцатилетнюю девушку с перепонками на руках просто из-за того, что та забрела не туда. Автор пытался показать, что шовинизм может привести к войне. Ведь получается, что если она наступит, то из-за того, что колонии хотели независимости и безопасности для своих граждан, а земные власти этого не принимали. Хотя в этой истории среди землян есть и положительные персонажи, которые хотят остановить всё это. Есть и венерианцы, которые пытаются наладить мир.

Всё-таки тяжело писать без спойлеров, но мне очень бы хотелось, чтобы вы сами прочитали рассказ. Давайте лучше обсудим со спойлерами его в комментариях. Будет интересно. Остальные рассказы, которые буду разбирать, тоже попробую сильно не спойлерить, если это возможно. Хотя если развязка не такая крутая, расскажу сюжет полностью и разберу его.

Если интересно, то вот ссылка на мой YouTube-канал: https://www.youtube.com/@ivan_lutz





  Подписка

Количество подписчиков: 2

⇑ Наверх