Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мстислав Князев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 марта 06:38

Это вторая часть статьи "И небо в алмазах".

Люси в небе

В 1967 г. The Beatles выпустили один из своих величайших хитов Lucy In The Sky With Diamonds [«Люси в небе с бриллиантами»]. Изначально песня была вдохновлена портретом, нарисованным сыном Джона Леннона, юным Джулианом, девушки в буквальном смысле слова среди звёзд, которые сверкали, как бриллианты.

В 2004 г. астрономы Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики [Harvard-Smithsonian Centre for Astrophysics] сделали поразительное открытие. Первоначально идентифицированный как V886 Центавра [V886 Centauri] или BPM 37093, этот белый карлик имеет ок. 4000 км в диаметре и, возможно, является самым крупным природным алмазом, который «кто-либо когда-либо видел». Вдохновлённые The Beatles, учёные, открывшие объект, окрестили его Люси. Это 886-я переменная звезда в созвездии Центавра. Она расположена на расстоянии 50 световых лет (4,7×1014 км) от нас.




Статья написана 18 марта 23:47

И НЕБО В АЛМАЗАХ

Многие, наблюдая звёздное небо, поэтически сравнивают звёзды с россыпью алмазов на чёрном бархате небес. Астрономические открытия последних лет говорят, что Вселенная действительно полна алмазов. (Хотя это скорее умозрительные утверждения, чем истинное описание реальности – ведь увидеть и «пощупать» эти феномены в далёком космосе невозможно).

Считается, что алмаз является одним из первых минералов, образовавшихся после Большого взрыва. И внеземные алмазы очень распространены во Вселенной. На некоторых планетах идёт алмазный дождь, другие планеты «сделаны» из алмазов, и алмазы есть даже в звёздах. По крайней мере, мировая научная пресса любит это обсуждать. Чётких теорий о том, почему алмазы образуются в космосе, нет.

Давно известно, что метеориты, падающие на Землю, содержат крошечные осколки алмазов. Алмазы – достаточно маленькие, чтобы содержать всего около 2000 атомов углерода – в изобилии содержатся в метеоритах, а некоторые из них образовались в звёздах еще до существования Солнечной системы.




Статья написана 15 марта 07:22

МЕССИНГ О ТЕЛЕПАТИИ

В РФ многие теперь знают о феномене В. Мессинга – благодаря ТВ-популяризации (в сериале «Мессинг» и пр.) Можно много спорить (что и происходит), был ли Мессинг шарлатаном (как Ванга) или экстрасенсом, можно спорить о конкретных случаях в практике Мессинга (где правда, а где вымысел). (Между прочим, прошли десятилетия; свидетелей давно уже нет, всё это не проверить.)

Для меня эти дискуссии не так существенны. Я Мессинга считаю всё же экстрасенсом, примечательным случаем: «без дыма огня не бывает». Что меня удивило больше всего, так это то, что Мессинг осознавал свой дар – дар телепата. Он использовал термин «телепатия» вполне «впопад» в своих письменных источниках. Он изучал, оказывается, современную ему литературу о телепатии. А телепатия как таковая была в 1920-30-е на слуху. Вокруг телепатии уже тогда намешалось много шарлатанства в рамках «шоу-бизнеса», но при этом уже тогда существовали поддающиеся вполне современной оценке прозрения А. Беляева и др. О телепатии – о том, что это передача мыслей на расстоянии, отчасти дальновидение, отчасти и внушение на расстоянии – знал ряд лиц, с моей точки зрения, совсем непростых персонажей.

Я прочитал часть интересной и достойной книги: Соколов Б. В. Вольф Мессинг – М.: Молодая гвардия, 2010. – 310 [10] с.: ил. – (Жизнь замечатель­ных людей: сер. биогр.; вып. 1281). Следуя за этим текстом (глава вторая – «Что такое телепатия?»), я сделал несколько существенных выписок.

Стоит сказать немного об авторе. Борис Вадимович Соколов (р. 1957, Москва) – российский литературовед и историк. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, член Русского ПЕН-центра. Автор множества книг о 1930-40-х: Булгаков, булгаковское (т. е. сталинское) общество, Сталин, Гитлер и т. п. Знаток эпохи, одним словом.

Глава вторая. Что такое телепатия?

Согласно другой теории, телепатия – процесс, который можно объяснить в рамках физики то ли с помощью специального, еще не открытого телепатического (астрального) поля, то ли с помощью каких-то диапазонов излучения электромагнитных волн.

…сам Вольф Григорьевич решительно возражал, что его дар сводится к чтению идеомоторных актов, хотя ясно давал понять, что этим искусством он владеет в совершенстве. Он настаивал, что обладает еще и некими таинственными способностями, позволяющими ему читать мысли других людей и, в свою очередь, внушать им собственные мысли. [Последнее – самое важное: в чтении мыслей сильно сомневаюсь – М. К,]

Единственное теоретически возможное объяснение собственно телепатии, по мнению профессора Китайгородского, это предположение о том, что «существует некая особая “материя” – можете назвать ее астральной, душевной или еще как вам вздумается, – которая излучается только мозгом и воспринимается только мозгом». Однако поиск такого рода материи бесполезен, поскольку в нашем распоряжении, несмотря на десятки тысячи опытов, нет ни одного доказанного факта телепатии.

В мемуарах Мессинг приводит свое интервью, опубликованное в одной польской провинциальной газете в 1930-е годы. «Беседа с профессором Мессингом», проведенная неким Шимоном Л., озаглавлена «Таинственная наука в освещении известного телепата». Там говорилось:

«Будучи сильно заинтересованными личностью известного телепата, который стал широко знаком нашей публике своими замечательными и достойными удивления выступлениями, мы решили посетить профессора и поделиться с читателями своими впечатлениями.

Профессор Мессинг принял нас в элегантной комнате отеля “Варшавский” и, посмотрев своими глубоко проникающими, умными глазами, сразу же догадался о цели нашего посещения.

Ввиду недостатка времени профессор согласился только дать ответы на поставленные нами вопросы.

– Не можете ли вы подробно объяснить, что такое телепатия?

– “Телепатия” – слово греческое: “теле” – далеко, “патос” – чувство, т. е. чувство далекого, ясновидение. Телепатия — для нас еще тайна. К телепатии относится также способность видеть события, места и людей, находящихся далеко от нас и недоступных нашему глазу. […]

– Многие ли обладают способностью к телепатии?

– Должен сказать, что да! – уверенно отвечает профессор. – Так же как многие обладают другими способностями, о которых они не знают и которые обнаруживаются случайно.

Из этого интервью следует, что слова «телепатия» и «ясновидение» Мессинг употреблял как синонимы. Как представляется, он полагал, что телепатия сродни гипнозу и происходит от воздействия на те же участки головного мозга, что и в условиях гипнотического сна.

Еще Мессинг верил, что телепатические способности не уникальны, что, кроме него, такими способностями в мире обладают многие люди, которые о них просто не подозревают.

Однако трудно поверить, что все люди в равной мере обладают телепатическими способностями, иначе бы даже в СССР у Мессинга в одночасье возникла бы масса конкурентов. Однако до сих пор в мире очень мало артистов, выступающих в том же жанре, что и Мессинг.

[Соколов хочет] отделить мистику и шарлатанство от телепатии, не имеющей с ними ничего общего. Телепатия вполне материалистична. К сожалению, это явление очень плохо изучено. Во-первых, его скомпрометировали шарлатаны, которых всегда было несравненно больше, чем истинных телепатов.

Конечно, были ученые, которые пытались понять сущность телепатии, изучить это явление. Но, столкнувшись и раз, и другой с шарлатанами, они приходили к выводу, что и вся телепатия сплошное шарлатанство. Есть и вторая причина, в которой повинны сами телепаты. Одни старались раздуть слухи о своих возможностях, чтобы использовать их с нечестными целями, другие, наоборот, их скрывали, третьи даже не догадывались о наличии у них этих свойств».

В то же время Мессинг стремился найти в глубине веков своих именитых предшественников.

Он утверждал: «Видимо, значительными телепатическими способностями обладал знаменитый международный авантюрист граф Александр Калиостро». […]

Полемизируя с профессором Китайгородским, он [Мессинг] писал: «К счастью, не все телепаты поступают так, как Калиостро и Ганнусен. Есть телепаты с совершенно иной психологией. Недавно мне рассказывали об очень интересной встрече, на которой присутствовало человек 30-35, молодого телепата-любителя Карла Николаева и известного противника телепатии, отрицающего самую возможность непосредственной передачи образа из мозга в мозг, профессора Александра Китайгородского. Уважаемый, скептически настроенный профессор выступил со статьей в “Литературной газете”. Основной тезис этой статьи заключается в том, что поскольку нельзя объяснить эту прямую передачу образов, ощущений, мыслей прямо из мозга в мозг участием какого-либо вида электромагнитных волн, то и телепатии быть принципиально не может. И тогда человек, знающий у себя некоторые телепатические способности, пришел в редакцию журнала “Знание – сила” и сказал:

– Согласен встретиться с Китайгородским только для того, чтобы он провел со мной абсолютно беспристрастные опыты и установил истину Профессор просто никогда не видел телепатов. Нехорошо, что он судит о вещах, которых не изучил сам. Я постараюсь переубедить ученого, послужить для него подопытным кроликом…

Вот это – совершенно новый подход к вопросу и со стороны телепатов!»

«Несколько слов о доводах профессора Китайгородского против телепатии, о том, что нет поля, которое могло бы здесь участвовать. Это – очень старое и очень наивное возражение. Во-первых, давным-давно известно, что мыслительная деятельность человека сопровождается возникновением в мозгу биотоков. Их великолепно умеют снимать и записывать в виде зубчатых кривых на широких листах бумаги (имеется в виду энцефалограмма, впервые полученная австрийским психиатром Гансом Бергером в 1928 году. – Б. С.). Причем чем энергичнее, чем напряженнее думает человек, тем резче и больше эти кривые линии. Значит, при рождении мысли рождаются и биотоки, и сопровождающее их электромагнитное поле. Почему бы не считать его той материальной субстанцией, которая участвует в транспортировке мысли?

На этой же встрече с телепатом Китайгородский привел несколько примеров поразительной тонкости человеческих чувств. Он напомнил об опытах академика Сергея Вавилова, доказавшего, что человеческий глаз способен улавливать, ощущать даже отдельные кванты света… Сообщил об удивительной уловке американских коммерсантов, вставляющих в ленту художественного кинофильма всего один кадр рекламы. При демонстрации кинофильма зритель не замечает этого кадра, мелькающего за 1/25 секунды, и совсем в другое время встает вдруг в его мозгу эта реклама… Так почему бы уважаемому ученому не попробовать — пусть в виде гипотезы — принять предположение, что и чувствительность человеческого мозга к биотокам, рожденным в другом мозге, значительно выше, чем у наших приборов? Почему не предположить, что всего один или несколько квантов электромагнитного поля, попавшие в этот воспринимающий механизм, могут вызвать резонанс, своеобразный лавинный процесс, значительно усилиться и вызвать ощущения, аналогичные тем, что господствовали в излучающем мозгу?

Второе возражение против электромагнитного поля биотоков как переносчика информации состоит в том, что его считают явлением не главным в процессе мышления, а чем-то сугубо побочным, вроде дыма из заводских труб».

В принципе, с аргументацией Мессинга, возможно, частично подсказанной ему Михаилом Хвастуновым, можно было бы согласиться. Мешает только то, что при жизни Мессинг не разрешал проводить над собой каких-либо экспериментов, в том числе и снимать энцефалограмму его головного мозга. Поэтому мы лишены возможности каким-либо научным методом объективно зафиксировать наличие или отсутствие у него телепатических способностей или хотя бы каких-либо иных уникальных свойств.

Сам Мессинг склонялся к гипотезе, что телепатия сводится к улавливанию электромагнитных излучений, сопровождающих мозговые импульсы. Он указывал, что «гипотезу об электромагнитной природе телепатических явлений подробно разработал инженер-электрик, кандидат физико-математических наук Бернард Кажинский. Мне много в последние годы рассказывали об этом интереснейшем человеке, и я сожалею, что не удалось познакомиться с ним, а теперь это невозможно — он умер в 1962 году. Это был человек изумительной эрудиции, принимавший участие в опытах известного дрессировщика животных В. Л. Дурова, друживший с К. Э. Циолковским, В. М. Бехтеревым, П. П. Лазаревым. Некоторые считают, что и он сам обладал незаурядными телепатическими способностями. Кажинский явился прототипом одного из героев известного научно-фантастического романа А. Р. Беляева “Властелин мира” – инженера Качинского. Как известно, инженер Качинский в романе Беляева также занимается разработкой проблемы непосредственной передачи мыслей.

Роман “Властелин мира” написан в 1928 году. Но еще в 1923 году вышла в свет книга самого Б. Б. Кажинского “Передача мыслей (факторы, создающие возможность возникновения в нервной системе электромагнитных колебаний, излучающихся наружу)”. А в 1962 году издал он свою последнюю в жизни книгу – “Биологическая радиосвязь”. Все это время, почти сорок лет, разделяющие две книги, ученый следил за достижениями целого ряда наук – от психиатрии до радиоэлектроники, находя все новые и новые доказательства своей гипотезе. Да и сам он провел сотни и тысячи разнообразнейших опытов, стремясь окончательно доказать ее.

[о передаче мысленного внушения]. И поэтому вопрос о гипотезе электромагнитной, или, точнее, радиоволновой, природе передачи мыслей все еще остается предположением. Надо четко и бесповоротно установить, участвует ли в передаче мыслей электромагнитное поле. Со своей стороны могу сказать: для меня почти безразлично, есть ли у меня личный контакте моим индуктором или нет, т. е. держу я его за руку или нет. Большинству же телепатов легче проникнуть в мысли человека, если они держат его за руку. Может быть, этот факт поможет в поисках истины?»


Статья написана 12 марта 10:01

СТАНИСЛАВ ЛЕМ О ТЕЛЕПАТИИ

Многие знают фильм и роман С. Лема «Солярис». Там мыслящий океан шепчет в голову колонистов. Что это? Правильно – это и есть изображение телепатии: проникновение «голосов» (чужого сознания) в сознание человека. [Как я везде и пишу, эти голоса, которые слышат некоторые люди, и есть телепатия. С Вами разговаривают телепаты – это не слуховые галлюцинации, как «утверждает» психиатрия в «совдепии» и на Западе, в реальные люди, которые к Вам лезут посредством голосов.]

При этом Лем размышляет (изредка) о телепатии как таковой – на том уровне, который был доступен в момент написания его статьи «О сверхчувственном познании» (1974). Главу, посвященную телепатии, из этой статьи я здесь и предлагаю Вашему вниманию. Это как минимум забавно. А также поучительно – что знал/думал большой фантаст о телепатии.

Думал он не так много, но встречаются интересные фразы, которые я выделяю bold. Выделено потому, что эти фразы близки к истине (и напрямую истина – как самое первое выделение в начале).

Статья Лема в целом посвящена критике оккультизма. Лем был скептиком. Нас же интересует только телепатия, потому что в будущем она будет доказана научно. В общем и целом «оккультистика» тянется к нам из древности, из донаучного знания. Люди отмечали существование тех или иных странных феноменов в жизни, не зная, как их объяснить (списывая всё на магию и колдовство).

Размышляя о телепатии, Лем пребывает в терминологическом заблуждении. Для него телепатия – «чтение мыслей», чего действительно не бывает. Положения «Соляриса» он здесь не вспоминает, что странно. Он ведь знал, что в голове может быть чуждый шёпот.

Лем также написал: «…можно было бы сделать вывод, что я решительный противник оккультизма или же психотроники, но это вовсе не так. Конечно, я признаюсь в скептицизме, но ведь это не то же самое, что полное и безусловное отрицание. …речь идет об области, имеющей свою долгую и запутанную историю, и это история надежд и разочарований, повторяющихся периодически, благодаря чему можно вывести свойственные ей закономерности, достойные внимания и побуждающие к размышлению».

***

Итак, Лем:

Телепатия означает сверхчувственную передачу информации от одного интеллекта к другому. В передаче могут участвовать и несколько интеллектов. Поскольку такая передача предполагает существование межмозговой связи и способности одного мозга находить в другом существенную информацию, то а priori представляется невероятным, чтобы такая связь и такое получение информации («information retrieval» – в терминологии информатики) у разных телепатов могли осуществляться различными способами.

Задача создания сверхчувственной связи, мгновенно выхватывающей нужные данные из соответствующего мозга, настолько трудна, что мы не можем даже приблизительно наметить хотя бы один способ ее реализации, между тем из данных наблюдений следует, что разные телепаты решают эту задачу по-разному. В одном случае связь осуществляется на языковом уровне, а в другом – на внеязыковом (например, на уровне символов, образов или же глубинных телесных ощущений); в одном случае телепат контактирует с сознанием человека, близкого ему, а в другом – с незнакомым человеком; в одном случае информация передается на малые расстояния, а в другом расстояние не имеет значения.

[Из моих наблюдений – расстояние не имеет НИКАКОГО значения. Телепат может находиться в Москве, а слышат его голос (в голове) в Париже, Нью-Йорке, Сиднее.]

Таким образом, здесь мы имеем не одну задачу, а множество. Ведь прочитать мысли человека, стоящего перед нами, – это все равно что читать, держа в руках закрытую книгу, а если неизвестно, кто знает интересующие нас сведения, то это равносильно чтению книги, стоящей на полке в одной из миллиона земных библиотек. Как можно отождествлять такие задачи? Получается так, как если бы все люди вообще не умели летать, а некоторые люди не только бы умели, но, кроме того, каждый из них делал бы это по-своему: один словно птица, другой как ракета, третий как вертолет, четвертый как реактивный самолет и т. п.

[Здесь Лем повторяет главное заблуждение, что телепатия – «чтение мыслей». Чтения мыслей действительно не существует. Телепатия – это передача мысли на расстоянии, от мастера к жертве. Впрочем, эту сторону монеты «телепатия» Лем не отрицает. Следующая пара абзацев – лабуда, размышления о то, чего нет.]

Известно, что, чем труднее задание, тем меньше способов его решения. А по данным парапсихологии, то, что мы считаем невозможным, не только можно исполнить, но и многими разнообразными способами, причем каждый из них противоречит нашим знаниям иначе, чем все остальные! Это значило бы, что наши знания основаны не на одном заблуждении, а на огромном их комплексе [ТАК И ЕСТЬ], что их ошибочность тем самым является многосторонней, прямо-таки универсальной!

ЛАБУДА – можете не читать, здесь ничего серьезного.

Следует уяснить себе разницу между тем, что кажется необычайным и невозможным необразованному рассудку – и науке. Для профана самопроизвольное "срастание" на его глазах разбитого стакана было бы чем-то необычайным, но все же не таким чудом, каким он считает воскресение Лазаря. А для ученого нет принципиальной разницы между обоими этими явлениями: и то, и другое как грубое нарушение законов термодинамики одинаково недопустимо. В тридцатые годы исследователям парапсихологии, которые ничего не знали о термодинамических ограничениях передачи информации, чтение мыслей живущего человека представлялось задачей в любом случае значительно более легкой, чем чтение того, что мог знать умерший. Первую задачу они (например, Макс Дессуар) считали явлением, в принципе объяснимым научно, причем во всех случаях, в то время как решение второй, по их мнению, должно было свидетельствовать о существовании загробного мира. Поэтому они старались в каждом случае убедиться, могли ли данные, полученные от телепата, быть известны хотя бы одному живущему человеку, или же их мог знать только умерший. В свете же современных знаний трудность первой и второй задач при определенных обстоятельствах одинакова.

Предположим, что кто-то из живущих знает факт, о котором мы спросили телепата. Дессуару казалось, что если искомая информация заключена в мозгу живущего человека, то получить ее телепатическим путем несравненно легче, чем сведения, унесенные кем-то в могилу. Однако это вовсе не обязательно так. Дело выглядит следующим образом: телепат должен разыскать конкретное воспоминание, заключенное в памяти неизвестного человека. Сначала он должен при помощи своего сверхчувственного дара найти этого человека среди миллиардов людей на Земле, а потом перетрясти его память, чтобы обнаружить информацию и передать ее исследователю.

Между вопросом экспериментатора и ответом телепата иногда не проходит и одной минуты. Так вот с точки зрения теории информации такое достижение представляется чудом. Сканирование миллиардов мозгов, даже проводимое со скоростью света, потребовало бы многих часов, ведь каждый мозг должен быть прозондирован в отдельности.

Если же скорость причинно-следственного процесса (а именно таков этот зондаж) превышает скорость света (если световая скорость в данном случае недостаточна), то это чудо не меньшее, чем чтение мыслей мертвеца. О том, что телепат способен сканировать миллиард мозгов сразу, не может быть и речи, поскольку психические процессы независимо от того, как они протекают, подчиняются законам теории информации. Психика — это канал связи с определенной предельной пропускной способностью, с определенным, выраженном в битах пределом переработки данных в единицу времени и т. п.

На это могут возразить, что телепату вовсе не обязательно решать задачу наведения разума на другой разум, то есть идентификации разыскиваемого, а также проблему селекции данных (information retrieval), потому что телепатическая связь возникает как бы путем короткого замыкания, в котором ограничения, накладываемые теорией информации, не действуют. Правда, это аргумент вчерашнего дня, потому что, как уже говорилось, мы знаем, что психические процессы точно так же подчинены законам термодинамики, как и нервные ( в контурах, проводящих ощущения к мозгу).

***

Однако забудем на минуту то, что нам известно. Люди, приводящие такие аргументы, не дают себе отчета в том, что перед нами по крайней мере две загадки, а не одна; первая — это механизм типичного телепатического акта [именно это еще будет раскрыто, но телепатия – не чтение мыслей, как здесь «размышляет» Лем], вторая – его чрезвычайная редкость [опять же: чтения мыслей не существует, но передача мыслей, которая ощущается как «голоса в голове» – самое распространенное явление; «голоса» плохо изучались наукой].

Это два отдельных вопроса, ведь мы все могли бы быть телепатами [близко к правде: телепатов много, очень МНОГИЕ люди слышать голоса – голоса телепатов, разумеется] и все-таки не знать механизма этого явления так же, как сейчас. Если психика у некоторых людей может устанавливать контакт, освобождаясь от всеобщих законов природы, то почему не у всех? [Он прав — это встречается намного чаще, чем ему самому кажется. Почти у всех. Телепатия — свойство материи.]

На это, в свою очередь, иногда отвечают, что речь идет об индивидуальных различиях, аналогичных разнице в интеллектуальных способностях, в таланте и т. п. Но каждый нормальный человек располагает умственными способностями, которые в усиленной степени у некоторых людей составляют основу творческого таланта или даже гениальности.

А телепатические способности у нормального человека всегда равны нулю. [«Прием» телепатических голосов осуществляют повсеместно люди разных интеллектуальных способностей, социального статуса, образования. Телепатия – в нашем понимании проникающих в голову голосов других личностей – самое общее свойство материи. В этом и есть «соль» научной революции в связи с телепатией.]

Различие между телепатом и обыкновенными людьми имеет либо физическую, либо сверхфизическую природу. [БЛА-БЛА-БЛА] Если это физическое различие, различие в строении мозга, то физической должна быть и природа телепатической связи, следовательно, она должна подчиняться законам передачи информации. Как же иначе? [Есть еще законы, о которых Лем вообще не писал: т. н. квантовые технологии, скрытые измерения и пр.]

Может ли то, что по природе является физическим ("мозговой орган" телепата), не подчиняться законам физики? [Не все «законы физики» людьми открыты и поняты – мысли Лема УСТАРЕЛИ. Физика будет еще развиваться дальше – СМ. мою первую статью «Телепатия существует».] Если же допустить, что это различие не физическое, то тем. самым мы вторгаемся из реального мира туда, где уже все возможно. Но тогда надо навсегда отказаться от научного объяснения телепатии [ЧУШЬ, всё можно объяснить], подобно тому как мы воздерживаемся от информационных замеров явления святых. Таково reductio ad absurdum [доведение до абсурда (лат.)] слишком сильного постулата.

Мои рассуждения приводят к следующему положению: если что-либо и происходит, то, во всяком случае, не в рамках указанного выше противоречия, то есть телепат не может одновременно подчиняться и не подчиняться законам Природы. Если он этим законам подчиняется, то не может моментально найти необходимые данные независимо от того, скрыты ли они в живом мозгу или в мертвом, обратившемся в прах. Не может, потому что с точки зрения физики и то и другое одинаково невозможно. Невозможности не различаются по степеням.

Воскресение из мертвых столь же невозможно, как и нарушение законов термодинамики или действие со скоростью, произвольно превышающей световую. То, что никогда не происходит, не происходит никогда, и все тут.

Телепатию следует поэтому признать явлением природным и тем самым признать, что большинство высказываний об обстоятельствах получения телепатами информации основано на ошибках опыта и наблюдений. Я утверждаю, что хотя бы часть тех задач, которые, по данным парапсихологических протоколов, решали телепаты, является фикцией, которой в действительности не соответствует ничего, кроме ошибочной интерпретации явлений. [ОН РАЗМЫШЛЯЕТ ТОЛЬКО О ЧТЕНИИ МЫСЛЕЙ, чего не существует.]

Так, моментальное нахождение определенного человека среди миллиардов других людей невозможно физически, тем более невозможно «выудить» у него из головы конкретные сведения так, словно кто-то, водя магнитом по миллиардам пылинок, выхватил бы оттуда несколько железных опилок. Минимальное время таких поисков можно сегодня приближенно вычислить, каков бы ни был механизм мозговой деятельности телепата, потому что нам известны граничные возможности всякой передачи информации и всякой ее переработки так же, как известна граничная производительность энергетических машин, которую не перешагнут никогда никакие машины будущего.

Хотя мы по-прежнему не знаем механизмов кодирования памяти, которым пользуется мозг, это не имеет существенного значения: ведь речь идет об определении верхней границы его эффективности, а не о конкретной схеме функционирования мозга, логического автомата или другого информационного устройства. Таким образом, мы знаем, что в телепатии наверняка невозможно, если подвергнуть ее рациональному рассмотрению. Но даже при таком ограничении сфера телепатии содержит множество задач, которые нам не по зубам. Однако из всех задач парапсихологии эти задачи легче всего реконструировать и понять.


Статья написана 11 марта 06:24

ЖЮЛЬ ВЕРН И МАСОНСТВО

Писатели-фантасты живут в определенном историческом контексте. Поэтому полезно представлять себе Францию 19-го века, ее менталитет и повседневность, когда разбираешь биографию того или иного великого человека той страны – в нашем случае Жюля Верна. Французскую общественную жизнь масонство пронизывало весь 19 век – от империи Наполеона до Парижской Коммуны и т. д. Это знают только историки масонства. Во Франции всё это хорошо изучено. В РФ с французского на эти темы ничего не переводят – историческое знание находится у нас коллапсе.

Я взял на себя труд выяснить, был ли связан Жюль Верн с масонством. Ниже – итоги этого расследования. (Во французском интернете на эту тему материала крайне мало! Я собрал здесь по крупицам всё, что возможно.)

ВЕРН [Verne] Жюль (1828 – 1905) – французский писатель; не масон. Великий Восток Франции заявил, что не имеет в архиве данных, подтверждающих масонство Верна.

Встречался с папой Львом XIII в Риме ок. 1895 г., с которым разговаривал о масонстве.

Его редактор Пьер-Жюль Хетцель и журналист Жан Масе, с которыми он делал журнал Le Magasin d'Education et de Recreation, были масонами. Общался с масонами-современниками Ж. Ферри, Э. Литтре и Л. Гамбеттой.

По мнению некоторых авторов, работы Жюля Верна содержат очень много ссылок на масонство и масонские ритуалы. «На самом деле нет убедительных доказательств того, что Верн был масоном, поэтому этот вопрос обсуждается».

***

Есть интересная книга Michel Lamy, «Jules Verne, Initié et Initiateur», 1984, Édition Payot, которую надо перевести на русский язык. — Michel Lamy. 294 pages. Payot et Rivages (18/03/2005)

Миллионы читателей по всему миру знакомы с произведениями Жюля Верна, они мечтали о необыкновенных приключениях и восхищались сказочными машинами, описанными писателем.

Представитель тайного общества, проникшего в значительную часть литературного и художественного мира двадцатого века, Жюль Верн скрыл за очевидным текстом романов послание, которое в то время могли обнаружить только те, кто был в секрете: посвященные. Помимо приключений, помимо изобретений, тайны масонства и обществ розенкрейцеров открываются тем, кто умеет читать и расшифровывать работы мастера.

Это кропотливое исследование раскрывает секреты Жюля Верна и предлагает читателю средства для самостоятельного продолжения расшифровки, открывая новые горизонты популярной литературы, литературы Жорж Санд, Александра Дюма или, ближе к нам, Мориса Леблана, отца Арсена Люпена. и Гастон Леру.

Эта работа приоткрывает важный угол завесы над происхождением французской королевской семьи и интересом Габсбургов к сказочной сокровищнице Ренн-ле-Шато, ключи к которой хранит знаменитый «Хлодвиг Дардентор» Жюля Верна.

***

В одном французском блоге от 4 мая 2019 г. некий Жан Франсуа пишет следующее.

Если он, несомненно, не был масоном, не было найдено никаких документов, подтверждающих его принадлежность к этому учреждению. Но его лексикон особенно масонский. Несомненно, это связано с его близостью и посещаемостью многих масонов.

Таким образом, в романе «Черная Индия» Мишель Лами рассматривает масонскую ложу, на самом деле ее жители упоминаются как «дети вдовы». Ссылка на молчание и размышления заставляет задуматься об обязанностях учеников ложи.

«Путешествие к Центру Земли» также можно приравнять к инициативному спуску в пещеру. Мы также находим присутствие акации на «Таинственном острове».

Все ссылки побуждают читать или перечитывать Жюля Верна другим взглядом, под взглядом, который присутствует на Востоке масонских храмов.

Обратите внимание, что в Нанте, где он родился, насколько мне известно, есть по крайней мере одна масонская ложа, носящая его имя, поэтому его тень всегда присутствует рядом с театром Граслен.

***

НОВАЯ КНИГА

José Gregorio Parada-Ramirez. Le grand secret maçonnique de Jules Verne: La symbolique maçonnique et les sociétés secrètes dans son oeuvre. – Édition Hermésia, 2021, 364 pages, 28 €

Великая масонская тайна Жюля Верна: Масонская символика и тайные общества в его творчестве. Автор: Хосе Грегорио Парада-Рамирес

Хосе Грегорио Парада-Рамирес, доцент кафедры французского и испанского языков Университета Маскингам в США, защитил в 2013 г. докторскую диссертацию в рамках докторантуры. письма, гуманитарные и социальные науки (Ницца) под названием «Документированное чтение и текстометрический анализ произведений Жюля Верна. Верн: влияние масонства на его творчество».

Мы не сомневаемся, что эта прекрасная книга, произведение большого формата, в котором велика доля иллюстраций, появившаяся в издательстве Hermésia ("Алхимия, эзотерика, герметизм и инициатические общества"), дает нам возможность для широкого чтения, доступного всем.

Таким образом, автор предлагает нам очень подробное исследование, чтобы с другой точки зрения открыть для себя Жюля Габриэля Верна (1828-1905), автора романов о приключениях и ожиданиях.

В первом из четырех разделов дается обзор тогдашних тайных обществ – политических и преступных; религиозных и инициатических – включая масонство и товарищество.

Именно со вторым и биографией Жюля Верна мы входим в его мир и проникаем в его окружение. Начиная с его издателя Пьера-Жюля Этцеля (1814-1886), который добился успеха в 1863 году, опубликовав свой первый роман "Пять недель на воздушном шаре". Автор раскрывает нам гигантскую социальную сеть, окружающую писателя. Очень познавательные таблицы упрощают нам чтение и понимание. Встречи с прекрасными людьми, работающими в области искусства (музыкантами, сценаристами и писателями, а также с политиками и, в частности, с представителями финансовых кругов).

Каждый из них, среди прочего, классифицируется в соответствии со своей принадлежностью (масонство – как Жан Масе, учитель, журналист и один из основателей Лиги просвещения – рыцарский орден, антимасонство, спиритизм, магнетизм и т. д.)

Большая часть колоссального произведения писателя – 62 романа и 18 рассказов – одного из самых переводимых авторов в мире – анализируется через призму масонской символики. От космических символов – Солнца, Луны, звезд, света – до пифагорейских символов – небесной сферы и астрономии; четыре элемента: Вода, Земля, Огонь, Воздух – через арифметику, геометрию, музыку и чисто масонские символы – мозаичный булыжник, пентаграмма, пылающая звезда, камень кубический, зеркальный и т. д. – или рыцарский, как меч.

В четвертом разделе рассматриваются другие литературные аспекты, позволяющие уловить эзотерическое измерение творчества Жюля Верна, не являющегося масоном. К этому, кстати, относится глава. Однако некоторые указывают на его принадлежность к очень загадочному литературному и художественному тайному обществу под названием Анжелик…

Замечательная работа, которую можно перечитать с помощью взгляда инсайдера Жюля Верна и которая приведет нас к другим необычным путешествиям.

ОТЗЫВ: Погрузитесь в полное и подробное исследование, раскрывающее большое количество секретов произведений Жюля Верна… Более трехсот страниц особенно удивительных откровений – объединенных в великолепную иллюстрированную книгу– о присутствии масонской символики в его произведениях. Эта работа отвечает на вопросы, поднятые в последние годы о новых тенденциях в интерпретации текстов Жюля Верна. В нем говорится о тщательном изучении литературного творчества этого великого писателя, несомненно, проникнутого эзотерикой и масонством и находящегося под их влиянием. Эта книга, являющаяся результатом более чем двадцатилетних исследований, представляет собой сборник многих проблем, связанных с эзотерическим Верном, связанным с тайными обществами, этим непонятым гением литературы. и его отношения с философами и верованиями, модными в его время.





  Подписка

Количество подписчиков: 11

⇑ Наверх