Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Сноу» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 марта 2022 г. 21:06

Забрал сегодня с почты, после почти что полугодового ожидания. :) Сей роман вышел в микроскопическом издательстве Макабр Инк (импринт Кроссроад Пресс), в конце 20 года. Я терпеливо ждал, когда же на амазоне официально появится файл для киндла, но epub`а так нигде и не появилось. В итоге заказал на букдепозитори в конце октября прошлого года. Уже отчаялся дождаться, тем более в свете нынешних событий. Но — нет, вот она. :) Проскочила в последнем вагоне в самый последний момент, чу-чууууу! :D

Больших ожиданий от романа у меня нет (автор в последнее время пишет очень много, но все как-то без былого вдохновения), но аннотация в свое время мне очень понравилась.

цитата
В гостиничном номере на Кейп-Код молодая проститутка жестоко лишает себя жизни, оставив после себя загадочные подсказки, написанные кровью на стене комнаты. Когда глава службы безопасности отеля и бывший полицейский Крис Талло находит ее изуродованное тело, он намеревается выяснить, почему женщина покончила с собой таким жестоким образом. Обремененный проблемами с алкоголем и оплакивающий потерю дочери, погибшей в Ираке пятью годами ранее, он медленно погружается в тревожный и темный мир, населенный теми, кто торгует черной магией, болью и смертью.

Чую, правда, что финальный кунштюк будет "как всегда" у Гифьюна. :-)))


Статья написана 6 августа 2021 г. 10:56

В начале года я пометил себе несколько книг, которые хочу обязательно прочитать. Первым в списке был Малфи и его Come with me (отличная вещь, не зря ждал), а вторым номером шел роман Грейди Хендрикса (того самого, из МУ) The Final Girl Support Group. До того я с большим удовольствием прочитал его же роман The Southern Book Club`s Guide to Slaying Vampires, после чего решил за автором поглядывать на регулярной основе. Несмотря на днищевое название "Руководство" — это отличный олдскульный роман в духе "Салемс-Лот" Кинга, в центре которого отчаянное противостояние группы домохозяек древнему вампиру, поселившемуся с ними по соседству. Никакого стеба, постмодерна, глупостей — все в романе было отлично.

Последняя на сегодняшний день работа Хендрикса Final Girl Support Group вышла в июле. Как видно из названия, посвящена она "последним девушкам", тем самым многочисленным лористрауд и сиднипрескотт, героиням что выживают в слэшерах, по крайней мере до выхода на экран очередного номерного сиквела. В романе таких девиц едва ли не дюжина, всех их помяла жизнь, в результате чего им требуется реабилитация и посиделки в духе АА. Главную героиню, кстати, в группе не очень любят и ценят, т.к. она не совсем финальная девушка, а скорее жертва-которая-выжила. Все-таки первое подразумевает некую борьбу, сопротивление и даже победу над убийцей, а в случае с ГГ все было не так. Скажем, ей просто повезло.

Тут Хендриксу нужно отдать должное. Изобразил он группу неплохо, архетипы узнаваемы, их преследователи — тем более. Тут вам и Джейсон, и Фредди, и Майкл Майерс, в общем, злодеи на любой вкус. Правда, все это без капли сверхъестественного, подразумевается, что они просто маньяки, психи, придурки и пр.

Травмы у девчат (хотя в клубе уже и весьма почтенные матроны имеются, жанр-то древнющий) серьезные, и по большому счету лечению не поддаются. Так, терапия, туды-сюды. И все бы ничего, однако этих final girls вдруг начинает убивать, одну за другой. ГГ бьет в колокола, но авторитет у нее никакой, а тут еще и ее неприятные высказывания в адрес товарок всплывают. Ну и самый сыр-бор начинается, когда убивать приходят уже саму ГГ.

Хендрикс до самого последнего выдерживает серьезный тон. Люди страдают, умирают, переживают, хотя формально все происходящее на страницах романа воспринимать серьезно, конечно, непросто. Всесильные маньяки-реваншисты, вырезанные под ноль пионерлагеря, бензопилы, мачете, ледорубы... Все это накладывается на просто чудовищный для подобной литературы объем, книга ну никак не желала заканчиваться, а уровень сентиментальности пост-кредит сцен и вовсе может шокировать подуставшего читателя.

Разумеется, что роман полнится разного рода пасхалками и фишечками, связанными со слэшерами. От бесконечных упоминаний и алаверды разного рода культовым и уже подзабытым франшизам до наименования глав, выполненных в виде названий тех самых номерных слэшеров. Например, глава три называется Final Girls 3D, следующая — Final Girls: Возмездие, предпоследняя — Последняя Глава и т.д.

Отдельно хочется отметить довольно выпуклую повесточку, а конкретно феминистическую. Довели мужики до цугундера барышень, ой довели. Гоняются, понимаешь, за женщинами по лесу с бензопилой, убивают-с. Да и зритель такого кино тоже, понимаешь, сволочь первостатейная. Насмотрится под пивасик, воспринимая убийство девушек, как должное, и дальше себе пойдет, все у него нормально. А ведь девушки, все их слэшер-амплуа, — Шлюха, Подруга, Девственница, Ботанка, Последняя Девушка, — они ведь тоже ЛЮДИ! АУ!

Как итог, роман получился заметно слабее "Руководства по убийству вампиров". Не скажу, что он совсем плох, но заглавная тема обыграна довольно невнятно, занудно и, собственно, в сумме не сильно похожа на классические примеры слэшеров. Да и морализаторство выглядит здесь не очень уместно, как неуместно оно бы смотрелось на летнем берегу Кристал-Лэйк или же на Хэллоуин в Хэддонфилде. В общем, слабовато.


Статья написана 22 декабря 2020 г. 13:45

Разумеется, что "Безлюдное место" — это не первая попытка издать тру-крайм про наших нелюдей. Были книги Модестова, смутно припоминаются какие-то микротиражки с профильных сайтов, опять же всегда можно обмазаться "творчеством" компилятора и "сына турецкоподанного" Ракитина. Но по охвату аудитории и собственному потенциалу работа Сулим, конечно, это совсем иной уровень. В конце концов, автор встречалась с Попковым, с людьми, что его взяли, с близкими жертв. Т.е. сравнивать её с тем же Ракитиным, который исправно щелкает дела сидя на диване, причем "раскрытое" им преступление могло случиться за океаном и пятьдесят лет тому назад, — ни в коем случае нельзя.

Интересно, что несмотря на принадлежность автора и многих материалов книги к "Медузе", какой-то оголтелой оппозиционности и вытекающего из этой повестки оппортунизма в книге нет. Да, вот тут есть немного про сталинскую эпоху, тут немного про палочную систему, тут про большие звезды на погонах, — и все. С маленьким джихадом (супротив Советского Союза) Ракитина не сравнить, и для большинства интересующихся это тоже, уверен, будет большим плюсом.

"Безлюдное место" написано в типическом каноне американского тру-крайма. То есть журналист рассказывает историю преступления, используя имеющийся материал и щедро удабривая его собственными заметками, зарисовками, околодокументальными вставками, экскурсами в историю и краеведение. Так в нашем случае читателю будет рассказано об истории Ангарска и Тулуна, о его жителях, криминальной обстановке на период начала преступлений Попкова и т. д. Стоит сразу, наверное, сказать, что место и время были не самым радужными. Излом девяностых, крушение Союза, нищета, криминал, зашкаливающая маргинализация местного населения и прочие прелести нового времени.

Попков. Тот самый серийный убийца. Приписывают ему 80+ жертв, что, впрочем, для меня несколько сомнительно. Наверняка, берет на себя разное из-за желания прокатиться по родным местам и почалиться в СИЗО. Практика известная, распространенная. Но несколько десятков женщин (и не только) на нем, говорят, точно есть. Большая часть обвинений основана на его, Попкова, собственных признаниях. Уголовно-доказуемых эпизодов не больше десятка, связанных, в первую очередь, с обнаружением на жертвах его выделений. Крайне невыразительный субъект. В книге есть интервью с ним — абсолютно стерильное.

Жертвы. Все, кроме одной, женщины. Большинство довольно специфического поведения. Автор никого не осуждает, но. Например, большинство упомянутых в тексте жертв добровольно сели в машину к Попкову поздно ночью, чаще всего будучи уже в изрядном подпитии или же в поисках компаньона для продолжения увеселения. Многие и вовсе представляли вторую древнейшую профессию. Были, разумеется, и те, кто в эту категорию не входил, но их единицы.

Правоохранительные органы. Искали убийцу очень долго. Начали не сразу. Энтузиазма никто не проявлял. Все, как обычно. Причем не только в России. Совокупность причин сыграла, как мне кажется, свою негативную роль.

1) большинство жертв — маргинальные слои населения. Они не нужны ни своим родственникам, ни милиции;

2) выявить серию непросто. В книге есть довольно наглядный пример того, как убийство проститутки ее же сутенерами из местной ОПГ изначально вполне себе входило в список серийника, ровно до тех пор пока настоящих убийц не изобличили. Сколько таких преступлений берет сейчас на себя Попков неизвестно;

3) бедность государства. В девяностых сделать ДНК-анализ выделений убийцы стоил 5000$. Один. Анализ. Пять тысяч долларов. При этом даже конечный список подозреваемых, в коем и находился Попков, состоял из 400+ фамилий. До того, как смогли заменить некий американский реагент и тем самым удешевить процесс анализа в сотни раз, следствие могло позволить себе всего лишь 5-7 подобных экспертиз в год.

4) сложность задачи. Даже специально созданная команда следователей, в т.ч. и именитых, опытных, потратила многие и многие годы на поиск преступника. Причем ничем другим группа больше не занималась. Попков говорит, что, мол, ну что это за следователи, "били по площадям", повезло. Так и есть, по площадям. Медленный, кропотливый чес и просеивание, методичное и рутинное. В виду того, что жертв и преступника ничего не связывало, а за все эти годы Попков ни разу не попался, то ничего иного не оставалось. На самом деле, если преступник не оставил на месте преступления свой паспорт, то это единственный существующий способ раскрытия преступлений. Кино и книги о профайлерах — это кино и книги о профайлерах.

Кстати, о профайлерах. Часть участвовавших в поимке следователей отрицательно отзываются о подобной практике. Чаще всего, утверждают они, подобные характеристики чрезмерно усложняют поиск, при этом будучи весьма обобщенными и неконкретными. Т.е. оно, конечно, в копилочке пусть лежит, карман не тянет, но никакой практической ценности для поимки преступника не несет.

Книга. Небольшая по объему. Иллюстраций не обнаружено. Часть материалов ранее выкладывалась на сайте "Медузы". Самый большой недостаток — отсутствие вынесенной в заголовок фразы "как ловят маньяков в России". Оперативной работе здесь посвящено от силы пара страниц, максимально неконкретных. Большая часть книги — это социальная лирика, личная жизнь жертв и следователей, наброски окружения Попкова и пересказ различных газетных и телезаметок, посвященных ангарскому убийце. Заключительная часть и вовсе посвящена поимке другого маньяка-насильника, из соседнего Ангарску Тулуна.

До лучших зарубежных образцов "Безлюдное место" пока не дотягивает, но местами любопытно.


Статья написана 28 августа 2020 г. 18:21

"Айда играть к Адамсам" — позабытый винтажный (1974) шокер, просто чудовищный по своей жанровой величине роман ужасов. У него крайне непростая судьба, в чем-то перекликающаяся с каким-нибудь условным некрономиконом (редактор старательно желает исправить это слово на "микроэкономику"), в первую очередь из-за своего содержания, крайне мрачного, депрессивного и графического. В свое время все это окружило роман репутацией "запретной книги", чуть ли не самиздата, продававшегося из под прилавка, со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Важно отметить, что во многом содержание романа Мендала В. Джонсона перекликается с куда как более известной (сообществу) и культовой вещью Джека Кетчама "Девушка напротив". Однако, роман Джонсона был написан на 15 (sic!) лет раньше и, — сейчас будет немного ереси, — могу ответственно заявить, что "Айда играть к Адамсам" будет всяко посильнее. Хотя, казалось бы, куда уже!

Завязка — летняя. Дети-подростки, родители в отпуске за рубежом, молодая няня поставлена надзирать над пубертатами в загородном доме. Няня — Барбара, — красивая, скромная, порядочная. Дети — похуже. Каждый по отдельности еще, пожалуй, ничего, хотя вот Пол — явный лунатик с садистскими наклонностями, коими ловко манипулирует его старшая сестра Диана. Джон — самый старший, и он на пике полового созревания, поэтому думает не сказать чтобы головой. Бобби и его младшая сестренка самые нормальные, именно за ними осталась наблюдать Барбара, и именно в их доме лежит отцовская бутыль с хлороформом.

В общем, однажды Барбара просыпается связанной и с кляпом во рту.

Отсюда и берет свое начало лестница, уходящая ступенями глубоко в преисподнюю.

Мастерский текст, размеренное, без провалов, повествование, искусно выписанные характеры, никакой цензуры (об этом ниже), никаких поблажек — ни героям, ни читателю, -- все это роман Джонсона. По-настоящему серьезное произведение, сложное и в то же время экстремальное, пропавшее из читательского внимания под спекулятивной обложкой полвека назад. В 2017 году благодаря Хендриксу и его "Пейпербукам из Ада" роман был переиздан, но опять же не сказать, что и тогда он привлек к себе заслуженное внимание. Астрель, "Мастера Ужасов", АУ!

Касательно цензуры. По современным меркам это действительно экстремальный роман ужасов. Здесь есть пытки, принуждение, изнасилования, но при этом оно совсем не то бесконечное молотилово, что предлагают современники. Там это быстрое trashy-чтение, ноль эмоций к жертве, к антагонисту, тупо "под пиво". Здесь же все по-взрослому. Честно говоря, дочитывать было просто физически тяжело. Никакого хэппи-энда, кошмар только сгущается и в конце света просто нет. Нет — и все.

Шедевр. 10 из 10.


Статья написана 4 июня 2020 г. 11:18

The Reddening Адама Нэвилла.

Плоховато. Мало действия, мало саспенса, очень мало самого хоррора. Вместо этого вялое недорасследование, бодания с местными реднеками, пара шаблонных экскурсов в дневниковое прошлое. Сама история крутится вокруг пещер на британском побережье, в которых неожиданно живет племя кровожадных... нуууу, скажем, троглодитов. На поверхности им прислуживает местная гопота, в самой глубокой-преглубокой каверне живет условная Мать, королева. Впрочем, столкнется с ними главная героиня (опять женщина, опять, что называется, broken) лишь в самом конце, буквально страниц за тридцать до конца романа. В общем, впечатление о книге плохое, какая-то она недописанная, недодуманная, недоделанная. 2 из 5.

Лоуренс Блок "Дьявол знает, что ты мертв".

Словоблудие. Ну е-мое, просто поток бытовухи, звиздостраданий и сверху чутка расследования, во основе которого тупо обознавшийся киллер. Страшно даже подумать, что там в двадцатой, например, серии скаддэрианы. Бррр... 1 из 5.

Камилла Гребе "На льду".

Скандинавский триллер. Заинтриговал роман быстро, однако, чем дальше, тем все очевиднее проступал главный заворот романа. Этакий перевертыш, в котором жертва медленно оборачивается в главного злодея. Не сказать, что я большой поклонник подобного приёма. В остальном все стандартно: холодно, сыро, натуралистично, со всеми скандинавскими заморочками. 3 из 5.

Cover Джека Кетчама.

"Убежище" Кетчама вполне традиционный для автора роман. Уверен, что основан он на реальных событиях, коих, подозреваю, в Штатах было в избытке. Красная нить романа — ПТС, весьма распространенное заболевание ветеранов боевых действий. В данном случае, главный антагонист тащил лямку во Вьетнами, где — будучи свидетелем одного военного преступления, — основательно поехал кукушечкой. Дома его состояние усугубилось и в один прекрасный день он вышел на охоту в местный лесок, где роль гуков сыграли случайные горожане-туристы. В целом, понравилось. 3 из 5.

"Воображаемый друг" Стивена Чбоски.

Автор ну никак не мог остановиться и выдавал штампы, дичь и простую беготню просто чудовищными темпами и объемами. Изначально оммажи кингиаде и прочему мейнстрим-хоррору вполне себе развлекали, однако дистанция оказалась слишком длинной, а сам автор излишне занудным. Единичка. Кол. 1 из 5.

"Жизнь которую мы потеряли" Аллена Эскенса.

Я часто разочаровываюсь в книгах. Чаще всего подобное касается давно ожидаемых релизов или любимых авторов, однако же, случается, что сие затрагивает и романы, которые попадают под руку совершенно случайно. Например, вот, данная вещь за пером Эскенса. Выбран он был наугад, но при этом сразу же сумел меня очаровать. Написан хорошо, зачин внутри хоть и традиционный, но увлекательный, расследование размеренное, без всякой дичи, ненужной крутости, натяжной выпуклости. Процентов до 60% я раздирался между оценкой 8 и 7, причем склонялся к первому. Что случилось с автором дальше совершенно непонятно. Эскенсу полностью отказывает чувство вкуса, логики, темпа, уважения к читателю. В общем, все скатилось в бестолковую беготню, слащавый хеппи-энд, голливудщину в худших (сиречь, современных) традициях. Плохо. А у меня прямо таки хрестоматийное разочарование. Прямо таки в музей мер и весов. 2 из 5.

Доннато Корризи "Девушка в тумане".

Хорошо. 4 из 5.

"Дитя Божье" Кормака Маккарти.

Когда-то давным-давно видел фильм Франко и, несмотря на его дешивизну и очевидную фестивальность, он мне понравился. Долго ждал перевода романа мэтра на русский, но судя по всему напрасно, т.к. Маккарти у издателя задвинут куда-то далеко и глубоко. Пришлось читать на басурманском. Роман отличный. Жуткий, причем, как это обычно у Маккарти, жуток он своей механистичностью, какой-то будничностью что ли... В центре романа история полуумного мужчины, местного дурачка, который вдруг оказался жестоким убийцей и некрофилом. Концовка, правда, никудышная. Но так оно и бывает, как правило. 4 из 5.

Сорен Свейструп "Каштановый человечек".

Несмотря на жутенькую фамилию, этот скандинавский автор триллера удивить не смог. Плоховато. 2 из 5.

Woman Джека Кетчама (и Лакки Макки).

Тут я тоже когда-то видел одноименный фильм, который тоже был дешевенький, но все равно показался отличным. Ну и между делом я решил ознакомиться с литературной первоосновой. Надо сказать, что экранизация максимально полная, не удивлюсь, что это переработанный сценарий. "Женщина" — это третья часть каннибальской трилогии автора, замечательной серии Кетчама, в которой первая книга ну просто настоящий шедевр! В центре истории последняя выжившая из упомянутой "стаи" людоедов, которая себе на беду попадает в лапы местного жителя-охотника. Тот, кстати, не сдает дикарку властям, а пристегивает к столбу в своем подвале. Да-да, наш охотник настоящий семейный тиран, садист, насильник и вскоре читатель будем симпатизировать больше каннибалке, нежели "добропорядочному гражданину". Такой вот наглядный дуализмъ. Хороший роман с мощным финальным slaughter-аккордом. 4 из 5.

ССК 2020.

Давно не читал ежегодных сборников ССК и решил т.с. заполнить пробел. К оценке антологии подходил максимально нейтрально, просто как человек со стороны. Сборник хороший, крепкий, но это явно не те восторженные "десятки", которые иногда улетают ей в карму на фантлабе. Причем эти необоснованные оценки имхо скорее мешают, поскольку а) объективность — это всегда лучше б) серия уже давно не нуждается в каком-то фанбойском угаре и промоушне, которые никого, мягко говоря, не красят.

В сборник есть два ну очень плохих рассказа. Они всем плохи. Есть девять рассказов, которые я оценил не выше 5 (из 10) баллов. Одиннадцать рассказов я оценил в 6 и выше. Ну и один с честной "десяткой", мощная, солидная, серьезная вещь. Т.е. вполне себе стандартная раскладка по любой современной антологии, что нашей, что зарубежной. Это норма.

Слабовато здесь выступили старички. Кабир выдал какой-то конвейерный, собранный из остатков типичного своего производства, текст ("Исцеление"), Парфёнов выступил с маловразумительной зарисовкой, Громов вроде как порадовал "Шариком", но следом провалился с "Подарками", "Выкройка" никакущая, равно как и "Мать сырой земли", в которой солдаты РИА, например, ходють в касках (в касках!) и косплеят очередную закольцованную историю про загробный мир (помню как минимум два подобных фильма). Отдельно хочется сказать о "Кровавых мальчиках". Ну так нельзя, просто же нельзя. История, что начиналась столь увлекательно и мощно, к финалу скатилась в безвкусную беготню, драки и декламации от злодея. Если вы хотите испортить свою работу, то нет ничего лучше, чем выдать вот такое "бей-беги" в ее кульминации. Моветон. Не надо. Впрочем, даже так я поставил ей 7 из 10. Потенциал хороший, но нужно больше, больше изобретательности.

"Идущие в рай" лучшие.

Всему сборнику 3 из 5.

Ill Will by Dan Chaon.

Весьма необычная книга. Такая себе нуарная психологическая история, притворяющая современным триллером с расследованием. Есть два преступления, одно в прошлом, другое в наше время. Есть сводные братья Дасти и Расти. Тогда, в прошлом, три десятка лет назад, Расти был обвинен в ритуальном убийстве своих приемных родителей и загремел в тюрьму очень надолго. Его сводный брат Дасти свидетельствовал против него. После этого жизнь у него кое-как устаканилась и он зажил обычной жизнью: вырос, женился, стал психологом. В то же время в его городке начинают происходить странные смерти студентов. Их находят в реке, не сразу, и вроде как без признаков насильственной смерти, однако, Дасти — и его пациент, экс-коп, что первым и высказался о своих подозрениях по этому делу, — начинает свое расследование. Попутно он то и дело возвращается к воспоминаниям о своем прошлом, о родителях, о Расти, который был очень странный и жестокий, об их играх на кладбище, о всяком разном из своего детства, не такого, как выясняется, безобидного и безоблачного.

Чем-то роман похож на "Темные тайны" Гиллиан Флинн, но сложнее, запутаннее, твинписксовее. 4 из 5.





  Подписка

Количество подписчиков: 65

⇑ Наверх