Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 июня 17:06

Нашёл у себя ещё один авторский сборник (1968 года издания) Юрия Томина. Сегодня, кстати, 96 лет со дня рождения известного детского писателя Юрия Геннадиевича Томина (1929 — 1997). В книжку с изрядно выцветшим шрифтом вошли две его повести "Борька, я и невидимка" (1962) и "Нынче всё наоборот" (1968). Напишу заодно уж и про них, в дополнение к уже сказанному в предыдущих материалах.



Юрий Геннадиевич Томин (1929 — 1997). Фото из книги Ю.Томина "Карусели над городом" (1991).



По мотивам первой повести из этой книги (см. обложку на фото ниже) в 1962 году была создана радиопостановка, а по мотивам второй — на киностудии "Беларусьфильм" в 1982 году был снят телевизионный фильм "С кошки всё и началось…"



Юрий Томин. Борька, я и невидимка. — Л.: Детская литература (Ленинградское отделение), 1968 г. Серия: Школьная библиотека. Тираж: 200000 экз. Иллюстрации С. Спицына.



Шестиклассник Костя Шмель, главный герой повести "Борька, я и невидимка", большой любитель "плыть против течения". Для Кости не существует авторитетов, он "кожей" чувствует неискренность и несправедливость. Шмель легко ввязывается в споры хоть с ровесниками, хоть со взрослыми, часто "перегибая палку" во время этих жарких дискуссий…



Юрий Томин. Борька, я и невидимка. — М.-Л.: Детгиз, 1962 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрации С. Спицына.



Далее в материале:

• Шмеля могут исключить из школы.

• Невидимка внутри Кости.

• Не все взрослые одинаково полезны.

• Раньше у каждого человека был хвост.

• Преддверие первой любви на строительном кране.

• Кувырки в радиопостановке.

• Очень разные причины слёз Лины Львовны.

• Щупальца осьминога на дровяном дворе.

• Щупальца осьминога на уроке литературы.

• Радиограмму отцу-полярнику пока не отправили.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aE2wEaLy6HuAyJMm


Статья написана 17 июня 13:22

18 июня — день рождения известного ленинградского прозаика Юрия Геннадиевича Томина (1929 — 1997). Два моих недавних материала были посвящены этому детскому писателю: книгам Ю. Томина и фильмам, снятым по его произведениям. Продолжаю развивать тему, связанную с его творчеством.


Юрий Геннадиевич Томин (1929 — 1997).


Первой повестью Юрия Томина, которую прочли советские читатели, была "Повесть об Атлантиде" (1959). Несмотря на многообещающее название, это — не фантастика, хотя элементы необыкновенного в повести присутствуют. Фантастический вымысел сосредоточен в голубой тетради, которую нашёл у своего забора один из трёх основных героев повести — двенадцатилетний школьник Юрка Аленов. "Он поднял ее и на странице, припорошенной влажной землей, прочел первую фразу: «На острове Азорида, на склоне горы, обращенном к морю, стоял всадник, указывающий на Запад…»".


Юрий Томин. Повесть об Атлантиде. — М.-Л.: Детгиз, 1959 г. Тираж: 30000 экз. Рисунки Л. Селизарова.


Я уже отмечал ранее, что голубой — любимый цвет Томина. Писатель часто связывал с этим цветом что-нибудь интригующее: от холодных и пустых голубых глаз владельца миллиона коробков в повести "Шёл по городу волшебник" до голубого луча из "Каруселей над городом", по которому к нам прибывают инопланетные наблюдатели. А началось всё, оказывается, с голубой тетради, ещё в 1959 году, когда вышло первое книжное издание "Повести об Атлантиде". Между прочим, с голубой обложкой (см. фото выше).


Далее в материале:

• Атлантида – страна мечты?

• Школьники ищут затонувшую Атлантиду в Сибири.

• Слепая девочка Лена.

• Называть повести Юрия Томина "весёлыми" я бы не рискнул…

• Другая Лена. Та, которая – пришелица Лжедмитриевна.

• Петля обратного времени.

• Ещё одна Лена.

• Дети-копии безжалостно стёрты…

• Упорядоченность букв алфавита знаменует преобразование хаоса бездуховности в душевную гармонию…

• Последние десять лет жизни Томина: информации нет.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aEgy8YTKHyo53Rmy


Статья написана 7 июня 19:23

С волшебными спичками и их непредсказуемыми хозяевами из фантастической повести Юрия Томина "Шёл по городу волшебник", вызвавшими к жизни множество переизданий этого произведения и даже пару фильмов по его мотивам, мы вроде бы разобрались. Теперь поговорим о двух повестях этого автора, составляющих цикл "Происшествие в Кулёминске", тоже написанных в жанре фантастического реализма. Для начала попытаюсь растолковать, что такое "фантастический реализм" применительно к творчеству Томина. Собственно, писатель сам объяснил творческую манеру, в которой написана первая повесть этого цикла "Карусели над городом" (1979), добавив к её названию слова: "Повесть, в которой правда всё, кроме выдумки".


Юрий Томин. Карусели над городом. Л.: Детская литература (Ленинградское отделение), 1979 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке, внутренние иллюстрации Ю. Бочкарева.


То есть, фантастический реализм — это особое сочетание фантастического и реального, характеризующееся тем, что самостоятельный фантастический элемент (объект или субъект) вторгается в наш привычный, обыденный мир, создавая необычные, странные ситуации (примеры фантреализма — роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова или повесть Павла Вежинова "Барьер", о которой я недавно писал). Необычные ситуации позволяют писателю (уточню: талантливому писателю) исследовать человеческое поведение под необычным углом, создавая увлекательные, захватывающие и, при всей их фантастичности, очень достоверные произведения. Юрий Томин был талантлив и умело сдабривал свою прозу ненавязчивым юмором, мягкой иронией, отличным знанием психологии героев. Добавлю, что у читателей постарше, открывающих книги Томина, при чтении обязательно включаются ностальгические, но при этом — позитивные эмоции.


Заставка к повести "Карусели над городом" в журнале "Пионер".


Впервые повесть "Карусели над городом" была опубликована в 1979 году в журнале "Пионер" (№№ 4-8). Кстати, автор дал журнальному варианту подзаголовок "Повесть о действительных событиях, придуманных автором". В этом же году отрывок из повести был опубликован в ленинградском журнале "Искорка" (№ 7), а в ленинградском Детлите вышло стотысячным тиражом её первое книжное издание.



Рисунок В. Дудкина к повести Ю. Томина "Карусели над городом" в журнале "Пионер".


В "Каруселях над городом" застенчивый учитель физики Алексей Палыч и склонный к изобретательскому делу шестиклассник Борис Куликов оборудовали в школьном подвале лабораторию-мастерскую. "Жизнь в лаборатории начиналась по вечерам. С наступлением сумерек окна подвала светились голубыми вспышками электрических разрядов, иногда слышалось гудение станка, а те, кто заглядывал в окна, могли разглядеть Алексея Палыча и Бориса, занятых какой-то непонятной работой". Именно в этот подвал инопланетяне засылают с помощью тонкого голубого луча младенца из своего мира (писатель Томин явно неравнодушен к голубому цвету, вспомните его акцент на холодных голубых глазах в повести "Шёл по городу волшебник"). У ребёнка мужского пола, которому на вид месяца четыре, нет пупка, он довольно связно говорит (чего в этом возрасте быть не может), не плачет, не просит есть и растёт не по дням, а по часам.


Читать статью полностью:

• Для начала — о волшебных спичках в фильме "Волшебники" (2022).

• И снова — фантастический реализм писателя Юрия Томина.

• Младенец из чужого мира.

• Карусели человеческих характеров в повести Томина "Карусели над городом" (1979).

• Инопланетянин и девочки.

• Зачем к нам присылали Феликса?

• Телефильм "Летние впечатления о планете Z" (1986).

• Повесть Ю. Томина "А, Б, В, Г, Д и другие" (1982).

• Пришелица Лжедмитриевна.

• Убийственный инопланетный эксперимент.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aD3Rr0USfndMyCQf


Статья написана 1 июня 20:41

Ещё одно произведение, запомнившиеся мне с детства — повесть Юрия Томина "Шёл по городу волшебник". Прочёл я её первый раз в журнале "Костёр", где эта повесть-сказка публиковалась в нескольких номерах с продолжением (№№10-12 за 1963 год и №№1-2 за 1964 год). Особенно меня, второклассника, впечатлили тогда злая ухмылка и безжизненные голубые глаза мальчика-волшебника на цветной иллюстрации петербургского художника Светозара Острова из "Костра" №10, в котором стартовала публикация "Волшебника" (см. рисунок ниже). Отрывок этой повести был тогда же напечатан и в газете «Пионерская правда»: №№ 91 и 92 за 1963 год.



Иллюстрация С. Острова к повести Ю. Томина "Шёл по городу волшебник" (ж-л "Костёр" № 10, 1963).



Элементы хоррора в повести "Шёл по городу волшебник", вне всякого сомнения, присутствуют (те, кто читал повесть, думаю, со мною согласятся), и художник С. Остров этот ужас читателю, пусть несколько иронически, но вполне наглядно протранслировал. Кстати, далеко не во всех многочисленных последующих изданиях повести её главного отрицательного героя — мальчика-волшебника, чахнущего над волшебными спичками, иллюстраторы изобразили должным образом. Ну да ладно, я в живописи ничего не понимаю, просто — одни иллюстрации очень нравятся, а другие — не очень. После "Костра" я перечитывал сказку Юрия Томина в её первом книжном (Детгизовском) издании 1963 года (см. обложку ниже), ухватив её в библиотеке. Там были рисунки ленинградского художника Бориса Калаушина (1929-1999), тоже по-своему примечательные. Книга вышла тиражом 115 тысяч экземпляров. За ней последовало издание ленинградского Детлита 1965 года тиражом 150 тыс. экз., а в 1970 году "Волшебник" был переиздан там же тиражом 100 тыс. экз.



Ю. Томин. Шёл по городу волшебник. — Л.: Детгиз (Ленинградское отделение), 1963 г. Тираж: 115000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Б. Калаушина.



Как мы видим, повесть "Шёл по городу волшебник" была представлена юным книголюбам СССР в шестидесятых годах прошлого века достаточно обильно. Мало таких, кто ухитрился не прочесть эту замечательную сказку о школьнике Толике Рыжкове, неожиданно ставшего владельцем коробка волшебных спичек, исполняющих желания. Юрия Томина за эту книгу многажды хвалили: и — за лёгкий слог, и — за динамичный сюжет, и — за оригинальное фантастическое допущение, и — за достоверно представленную нефантастическую реальность (школьную и внешкольную).


Далее в материале:

• До волшебной спички, которую надо сломать, чтобы исполнилось желание, никто до Юрия Томина не додумался.

• Юрий Кокош в Ленинграде и в Сибири.

• Три премии конкурса рассказов — одному автору!

• Весёлый фантастический реализм Юрия Томина.

• Врунишка Толик Рыжков неумело пользуется волшебными спичками.

• «Если я уйду во вчерашний день, то меня не будет видно…»

• В 1970 году режиссёр Михаил Юзовский снял по мотивам повести "Шёл по городу волшебник" фильм "Тайна железной двери".

• В фильме исчезла основная фишка повести — "холодные голубые глаза" Волшебника.

• Олег Табаков, Алиса Фрейндлих и Савелий Крамаров.

• Ведущий передачи «Вокруг смеха» Александр Иванов в роли милиционера, хоккеисты братья-близнецы Майоровы в роли самих себя.

• Когда-то волшебником был робот Балбес…

• Полупрозрачный шрифт.

Полностью статья с картинками здесь: https://dzen.ru/a/aDcIVdi4dG6GjOnY


Статья написана 25 мая 12:59

Повесть писателя Павла Вежинова "Барьер" (1976), относящаяся к литературному направлению, которое иногда называют фантастическим реализмом, в конце семидесятых вышла в СССР и обширно обсуждалась. Её автор, Павел Вежинов (1914-1983) — известный болгарский прозаик и сценарист, национальный классик. Творчество Вежинова 40-х – 50-х укладывалось в рамки социалистического реализма, но позднее, будучи уже признанным мастером, он обратился к фантастике: "Гибель Аякса" (1973), "Измерения" (1973), "Барьер" (1976), "Белый Ящер" (1977), "Озёрный мальчик" (1978).


Павел Вежинов. Барьер. -М.: Прогресс, 1980 г. Серия: Совремнная зарубежная повесть. Тираж: 50000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. С. Зайцева.


В повести "Барьер" описывается фатальное непонимание, сопровождающее отношения странной девушки Доротеи и немолодого композитора Антония Манева, заканчивающиеся трагически. В 1979 году болгарские кинематографисты сняли по этому произведению одноименный фильм. На роль Манева был приглашён советский актёр Иннокентий Смоктуновский.



Кадр из фильма "Барьер" (1979).


Далее в материале:

• Метафизика "Барьера" одинаково волновала и болгарских и советских читателей.

• Повесть про любовь с мистической загадкой в пору нарастающего интереса к экстрасенсорике и телепатии в журнале "Иностранная литература" — то, что надо.

• Коммуникация героев "Барьера" — тревожная и провокативная.

• "Голубь, приютившийся на моей террасе".

• Автор, излагая события, постоянно норовит забежать вперёд…

• Доротея и Чапаев.

• Героиня умеет летать.

• "Предпочел бы быть загипнотизированным".

• Образ Доротеи, созданный болгарской актрисой Ваней Цветковой в фильме "Барьер" схож с моим представлением об этой героине.

• Доротея и сабля.

• Иннокентий Смоктуновский о своём герое.

• Это произведение достойно прочтения и сегодня.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aCskTpd28zMRpE3_





  Подписка

Количество подписчиков: 208

⇑ Наверх