| |
| Статья написана 16 апреля 17:27 |
С прошлого века стоит на моей полке авторский сборник советского писателя и журналиста Евгения Ивановича Наумова (18. 06.1939 — 21.10.1992) "Коралловый город", в который вошли две его сказочно-фантастические повести: заглавная и ещё одна – с длинным названием "Утро вечера мудренее: сказочная история с необычайными приключениями, волшебными фокусами и странными превращениями, которая могла бы произойти с любым из вас".

Евгений Наумов. Коралловый город. — Киев: Веселка, 1989 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Н.Н. Бабенко.

Начальный разворот книги.
Сразу же уточню, что повесть "Утро вечера мудренее" была впервые опубликована в красноярском журнале "Енисей" (№№ 4, 5, 6 за 1967 год), затем вышла отдельным изданием в 1969 году в Магадане, значительно позднее (в 1988 году) под названием "Дар белого астронавта" была напечатана Хабаровским книжным издательством. А через два десятка лет была издана в Киеве в составе сборника, с которого я начал этот материал (см. обложку выше). Любопытная география, не правда ли?

Е. Наумов. Дар белого астронавта. — Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1988 г. Тираж: 50000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С.М. Лебедева.

Начальный разворот книги.
Далее в материале: • Е. И. Наумов. Краткая биографическая справка. • «Утро вечера мудренее». • «Коралловый город» • «Смеющийся Пеликен» и прочая «Околесица». • «Написал целую повесть, и её украли…» • «Задумал книгу такую, чтобы смертельно напугать всех алкоголиков…» • «Я прошёл все круги ада…» • Алкоголь нам подсунули инопланетяне. • А начинал жизнерадостными произведениями для детей…
Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z_pwqFVlZ1AG314b
|
| | |
| Статья написана 6 апреля 19:17 |
Книжку "Волшебная галоша" я помню с начальной школы. Вот именно это издание, что на картинке чуть ниже. Наткнулся на неё шесть десятков лет назад в библиотеке моего родного посёлка Комарово. Привлекла внимание оригинальная обложка: два человека, один — наполовину красного цвета, наполовину — синего, второй – прозрачный, расположившись в огромной сверкающей, как будто только намытой, летящей где-то в небесах галоше, удерживают за платьице девочку, вроде как из этой галоши выпавшую.

Марк Сергеев. Волшебная галоша. — М.: Детская литература, 1965 г. Тираж: 150000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. П. Крылова.
Я книжку в библиотеке немедленно взял, дома принялся усердно читать, предвкушая: вот-вот начнутся какие-то совершенно невероятные события. Необыкновенные события в книжке действительно сразу начались, они меня, конечно, захватили, но некоторое разочарование, смешанное с раздражением, я всё же ощутил. Два пятиклассника в книжке (те, что сидят в галоше) действительно имеются. Так получилось, что став невидимками, они удрали из сибирского города Прибайкальска в Москву, где в какой-то момент учёные, пытавшиеся вернуть им видимость, сделали их зелёными (но отнюдь не сине-красными). И эти ребята на самом деле спасли из-под колёс столичных автомобилей пятилетнюю девочку Марусю, но ни в какой гигантской галоше над Москвой мальчишки не летали…

Марк Сергеев. Волшебная галоша. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1971 г. Тираж: 50000 экз. В это издание вошла ещё одна фантастическая повесть Марка Сергеева для детей "Машина времени Кольки Спиридонова". Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Гальбы.
Вот так я впервые в свои девять лет воочию столкнулся с произволом художников, которые даже в изначально фантастическое произведение зачем-то добавляют собственные домыслы. Даже не знаю, как это оценить… Глядишь, начну скоро понимать Никиту Хрущёва, разогнавшего в 1963 году в московском Манеже художников-авангардистов (см. мою статью Дзене "Физики, клоуны и воздушные акробаты против абстракционизма"). На обложке красноярского издания "Волшебной калоши" (см. картинку чуть выше), выпущенного через пять лет после московского "детлитовского", которое я читал в 3-м или 4-м классе, тоже почему-то нарисована летящая над лесом (это же ёлки справа внизу?) галоша с крыльями и пропеллером...
Далее в материале: • Они же были зелёные... • Волшебная галоша. • Вожатый без головы и невидимки. • Маруся летает над площадью. • Сказка, фантастика и поэзия. • Писатель Марк Сергеев. • "Машина времени Кольки Спиридонова". • По почерку восстанавливает голос человека… • Ох, уж эти художники... Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z-V94v_uhkRPr0X5
|
| | |
| Статья написана 29 марта 17:30 |
Давно наблюдаю особый интерес части моих подписчиков к советскому шпионскому роману середины прошлого века. Этому жанру я посвятил уже несколько материалов, но "охватил" пока не все книги, что стоят на полке. Есть, например, в моей библиотеке сатирический детектив Олега Сидельникова "Нокаут (1959) — тоже шпионский роман, только своеобразный. Оригинальность замысла автора видна уже из посвящения — Сидельников предпослал тексту книги слова: "Светлой памяти Ильи Ильфа и Евгения Петрова". Главная же особенность "Нокаута" в том, что герой произведения — иностранный шпион, строящий из себя весельчака и балагура с закосом под Остапа Бендера. Этот выверт вышел автору романа боком. За вражеского агента, похожего на популярного, можно сказать, родного нашего "великого комбинатора", писателю Сидельникову изрядно досталось от критиков. В предисловии к одному из переизданий "Нокаута" автору даже пришлось оправдываться. Но об этом – ниже.

О. Сидельников. Нокаут. — Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1959 г. Тираж: 150000 экз. Обложка, иллюстрации Д. Синицкого и П. Леушина.
Несколько слов о писателе. Олег Васильевич Сидельников родился в 1924 году в Тюмени, в семье цирковых эксцентриков. Ребёнком был задействован в музыкальном номере родителей, много ездил с ними по стране. Среднюю школу окончил в Ташкенте в 1940 году. Сидельников вспоминал: "Перед войной я жил с родителями в городе Запорожье. Грозные события первого военного лета навечно запечатлелись в душе моей. Бомбёжки, грохот орудий... Военкомат, осаждаемый семнадцатилетними юнцами... Некоторые из них плакали злыми слезами — их не пускали на фронт!.. Им искренне хотелось схватиться с врагом... Многим юношам тогда война казалась увеселительной прогулкой, враг представлялся трусливым, на которого стоит лишь цыкнуть!".

Шмуцтитул к роману Олега Сидельникова "Пора летних каникул" в издании 1981 года. Художники А. Бобров, А. Москин.
Позднее Олег Сидельников, вернувшийся с фронта в звании капитана, положит эти обстоятельства в основу своей книги "Пора летних каникул". Первая публикация этого романа под названием "Трое у пулемёта" состоялась в ташкентском журнале "Звезда Востока" в 1965 году. В предисловии к одному из переизданий автор напишет: "Я стремился показать, как под влиянием грозных событий юнцы-добровольцы, убежавшие "поиграть в войну", проходят в борьбе с фашизмом курс "науки ненависти", становятся настоящими солдатами, а когда настал их черёд, — ради спасения остатков сводного батальона, во имя грядущей победы, не колеблясь, идут на гибель."
Далее в материале: • Несколько слов о писателе Олеге Сидельникове. • "Где мои 16 лет?!" и другие книги. • Самый настоящий американский шпион. • "Викинг" изучает моральные силы коммунизма. • "И, ещё не заснув, душераздирающе захрапел". • "Нокаут" — книга своего времени. • Работая в энергосбыте, Остап Бендер выпускал стенную газету "Без должного напряжения". • Романы "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" тоже запрещали. • "Викинг" управдомом не станет! Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z-EFUjjFVRyOkTVf
|
| | |
| Статья написана 22 марта 21:10 |
17 марта в Санкт-Петербургском Доме писателя прошёл вечер памяти Николая Романецкого, моего старого друга и земляка, ушедшего от нас год назад. Народу было много, вспоминали Николая, вытирали слёзы, улыбались, говорили добрые слова... Человек он был душевный и ответственный, любил как следует поработать и как следует отдохнуть... Я тоже сказал несколько слов о Коле. Ниже — расширенный вариант моего выступления.

Николай Михайлович Романецкий (26.06.1953 -10.01.2024). Фото сделано мною на Конгрессе фантастов "Странник". Санкт-Петербург, 2012 год.
Николай Михайлович Романецкий — писатель-фантаст, автор трилогии «У мёртвых Кудесников длинные руки», состоящей из романов: «Убьем в себе Додолу» (1996), «Утонувший в кладезе» (2000) и «Узники утлого челна» (сетевая публикация, 2016), а также дилогии «Везунчик» (2001, 2020), романов «Мир в латах» (1991), «Искатели жребия» (2002) и многих других произведений. Под псевдонимом Николай Романов опубликовал в Лениздате фантастические циклы «Экспансия» (2006-2009) и «Избранник» (2006-2013). Первые попытки писать фантастику предпринимал еще в студенчестве, в ленинградском Политехе, вернулся к ним в 1985 году, тогда же пришел в семинар Бориса Стругацкого.

Николай Романецкий с Борисом Стругацким. 1999 г. Фото Павла Маркина.
Дебютная публикация Николая Романецкого — повесть «Третье имя» (сокращённый вариант повести «Сумасшедший в горах») — появилась в журнале «Энергия» в 1987 году, именно с этого времени Николай отсчитывал официальное начало своей творческой деятельности.
Далее в материале: • Коротко о творческом пути Николая Романецкого. • Почему фантастика? • «Дорога в сто парсеков». • Бабушки из окуловской Мошёнки. • «Однако Маугли я не стал...» • Вы – новгородские, а я – дважды новогородский! • «Что нам какая-то неделя? Мы бессмертны!» • Лечение от любви вышло доктору боком. • «Жить в согласии с самим собой». Полностью читать здесь: https://dzen.ru/a/Z9v3bLKtJ0LB6mhN
|
| | |
| Статья написана 15 марта 20:26 |
Недавно я вспоминал один из рассказов Кира Булычева, легкомысленно привязав его содержание к женскому празднику. См. мою запись "Что у женщины в голове? Рассказ Кира Булычева "Корона профессора Козарина" надо читать 8-го марта". После этого мои подписчики немедленно закинули мне в комментарии название произведения другого известного отечественного фантаста, которое они ассоциируют с "Короной". Напомню, что в рассказе Булычёва молодая студенческая семья снимает комнату на даче, ранее принадлежавшей профессору Козарину. После смерти профессора там хозяйничает его племянница Раиса Павловна. Студент-вечерник Николай, изнурённый безденежьем и бытовой неустроенностью, собирается объявить своей жене Валентине о разводе. Коля считает, что Валя его не любит, не ценит, не уважает и вообще является причиной всех его жизненных невзгод.

Альманах научной фантастики. Выпуск 9. — М.: Знание, 1970 г. Серия: Научная фантастика (НФ). Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации П. Шорчева.
Разбирая по просьбе Раисы Павловны кладовку с хламом, оставшимся от профессора, Николай находит обруч, похожий на корону. Надев его на голову, Коля мгновенно постигает все чувства и мысли, которые героически таит в себе Валя. Это знание обрушивает выстроенную незадачливым мужем ложную реальность, кардинально меняет Колину ошибочную картину мира и реанимирует его семейное счастье.

Начало повести "Опрятность ума" в альманахе НФ № 9.
Произведение, которое вспомнили мои подписчики, читая о мучениях, придуманных Киром Булычёвым для бестолкового Коли и его страдалицы-жены, — повесть Георгия Гуревича "Опрятность ума". Я перелистал её, чтобы освежить в памяти содержание, и должен согласиться с комментаторами: пересечения с рассказом Булычёва действительно имеются. Далее в материале: • Одинаковые элементы сюжета в рассказах Гуревича и Булычева. • Дачное профессорское одиночество чревато открытиями. • Короны и диадемы. • Юля потихоньку читает мысли. • Кеша или Лёша? • Аппарат-прокурор. • Включит или нет? • Внезапные совпадения. Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/Z87c6RL7QBve0q_N
|
|
|