| |
| Статья написана 15 апреля 2023 г. 11:08 |
Сегодня,15 апреля 2023 года, исполнилось 90 лет со дня рождения писателя Бориса Натановича Стругацкого (15.04.1933 — 19.11.2012). Вместе с братом Аркадием Натановичем Стругацким (28.08.1925 — 12.10.1991) они составили во второй половине прошлого века гениальный фантастический дуэт АБС, чьими произведениями зачитывались (и продолжают зачитываться) миллионы читателей. Эта дата даёт мне замечательный повод выложить здесь одну из бесед с Борисом Стругацким, входящих в мою книгу "Беседы с фантастами".

Борис Стругацкий. Санкт-Петербург. Октябрь, 1987. Фото с автографом писателя из архива В. Ларионова.
Борис СТРУГАЦКИЙ: «Мы писали каждый раз так, чтобы было «лучше»

Борис Стругацкий. Санкт-Петербург, Семинар БНС 12.10. 2005. Фото В. Ларионова.
Владимир Ларионов: Первая повесть АБС «Страна багровых туч» вышла в Детгизе в 1959-м году. Когда вы с братом писали СБТ, вы как-то cпециально ориентировались на юного читателя, «затачивали» повесть под него? Борис Стругацкий: Ни в те времена, ни в последующие мы не ориентировались ни на юного, ни на зрелого, ни на престарелого читателя. Только на себя, на свой собственный вкус, на свои представления о том, что в литературе хорошо, что – плохо. «Ты сам свой высший суд…» Честно говоря, я даже не представляю, как это: ориентироваться еще на чей-либо вкус, кроме собственного.

А. Стругацкий; Б. Стругацкий. Страна багровых туч. — М.: Детгиз, 1959 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (Детлит).
Борис Натанович, повесть-то ведь была издана в Детском Государственном издательстве, которое позднее стало называться «Детская литература». Задавая вопрос, я имел в виду не вкус, а возраст читателя. Понимаю, что знаменитую серию «Библиотека приключений и научной фантастики» («рамку»), где вышла повесть «Страна багровых туч», тогда читали все, от мала до велика, но неужели вы совсем не брали в расчёт то обстоятельство, что издательство – детское? Представьте себе – не брали совсем. И никогда. Если угодно мы руководствовались знаменитым слоганом Маршака: «Писать для детей надо так же, как для взрослых – только лучше». Вот мы и писали каждый раз так, чтобы было «лучше». С нашей точки зрения. Что вы почувствовали, когда у вас в руках оказался бордовый томик, пахнущий типографской краской – ваша первая книжка? Это был несомненно «момент счастья». Подробностей, впрочем, не помню за давностию времен.

Самое полное (на момент издания) собрание сочинений Аркадия и Бориса Стругацких, подготовленное группой «Людены» в 11 томах с дополнительным 12-м. Донецк: Сталкер, СПб.: Terra Fantastica, 2000 — 2001 гг. Серия: С/с Стругацких издательства "Сталкер".
А сколько изданий насчитывают ваши книги сейчас? А как считать? По количеству отдельных томиков? Штук 100-120. Собрания сочинения учитывать? Еще штук 50. А как быть со сборниками? С журнальными изданиями? С допечатками тиражей? Много. И нет у меня такой статистики – надо спросить у люденов. Какой, на ваш взгляд, сегодня должна быть фантастика, адресованная молодому читателю? Такой же как вчера и позавчера: поражающей воображение, захватывающей, ни в коем случае не дидактичной. Впрочем, она и вообще должна быть такой – без ориентации на возраст читателя.

Собрание сочинений Стругацких издательства «Текст». 1991 – 1995 гг.
Такую фантастику братья Стругацкие умели создавать: завораживающе-нестандартную, многослойную, очень разную… Борис Натанович, посоветуйте, с какой книжки лучше всего начинать знакомство с творчеством АБС неискушённому читателю, который растерянно стоит у полки с многотомным собранием ваших сочинений.
Многое зависит от возраста и квалификации. Читателю более опытному стоит начать с «Попытки к бегству». А подростку надо начинать с первого тома, если тома расположены в хронологическом порядке. Но ведь издатели, компонуя многотомники, исходят зачастую из своих соображений. Произведения в наших собраниях сочинений , что выходили в издательствах «Текст» и «Сталкер», размещены в общем по хронологическому принципу. А вот в серии «Миры братьев Стругацких» (АСТ-Terra Fantastika) тома выходили в соответствии с последовательностью исторических событий XXII века, описанных в этих книгах — таким был замысел составителей серии.
Далее — читать здесь.
|
| | |
| Статья написана 12 апреля 2023 г. 12:32 |
День космонавтики... С ним у меня, помимо всем понятных ассоциаций, связана ещё одна. В этот день много лет назад (в 1985 году) я позвонил ленинградскому писателю-фантасту Александру Шалимову, чтобы поздравить его с днём рождения (да-да, день рождения Шалимова — именно 12 апреля). Сказал, что у него замечательная и знаменательная дата рождения. Сказал, что у меня самого день рождения тоже не совсем обычный — 1 января. Сказал, что поздравления и пожелания здоровья ему шлют и мои одноклубники. Я в то время руководил сосновоборским Клубом любителей фантастики "ФантОР", название которого расшифровывается как "Фантастика — Общество — Реальность". И тут Шалимов мне говорит: "А давайте я к вам приеду!". И приехал. И приезжал ещё не один раз. Вот так у меня завязались добрые отношения с ним и с секцией научно-фантастической и научно-художественной литературы Ленинградского отделения Союза писателей СССР, которую Шалимов тогда возглавлял. Сегодня — 106 лет со дня рождения Александра Ивановича Шалимова (12.04.1917-04.02.1991).

Александр Шалимов выступает в нашем КЛФ "ФантОР". Сосновый Бор, 1989 год.
Отец писателя был бухгалтером, мать — домохозяйкой. В 1934 году Александр Шалимов окончил в Ленинграде школу-девятилетку, а в 1940 году, с отличием, — Ленинградский горный институт по специальности «инженер-геолог». Александр Иванович рассказывал о себе: «В геологию я пришел через научную фантастику. Начитался книг известного русского геолога В. А. Обручева. Знаете, конечно, его книги — “Плутония”, “Земля Санникова”… В последний день забрал документы из Университета и сдал в Горный... Как геолог работал во многих уголках страны — в Средней Азии, на Памире, на Кавказе, на Севере. И пишу не только научную фантастику, но и рассказы о геологах, об их работе... Геология, а ещё война, которая закончилась для меня не 9 мая 1945 года , а почти на три года позже, задали основные направления моей фантастики. Борьба за сохранение Человека разумного и земной цивилизации стали лейтмотивами всего, что написано... Первый рассказ был написан перед самой войной…»

Ночь у мазара. — Л.: Детгиз, 1959 г. В этом сборнике был опубликован первый фантастический рассказ А. Шалимова, название рассказа стала названием сборника.
Правда, опубликовать его удалось лишь в пятидесятых годах – спустя полтора десятилетия. По существу, тот рассказ даже и не совсем фантастический. Тему предсказали действительное происшествие в геологической партии на Памире и легенда, услышанная в одном из кишлаков восточного Каратегина. В опубликованном варианте рассказ был назван "Ночь у мазара"». У меня на полке стоит объёмистый сборник научно-фантастических и приключенческих повестей, рассказов и очерков (он так и называется "Ночь у мазара", см. фото выше) с этим рассказом Шалимова о "снеговых шайтанах" . Очень, кстати, красивым и поэтичным языком вещь написана. Правда, закончить рассказ Шалимову пришлось не так, как он хотел: по требованию редактора случившееся в рассказе с людьми на Кафандаре пришлось объяснить галлюцинациями под воздействием испарений ядовитых эфироносных растений. Рассказ входит и в другие авторские сборники Шалимова, в частности в его книгу "Охотники за динозаврами".

Александр Шалимов выступает на конвенте "ФантОР-89". Человек — прямой угол на переднем плане — это я. Между Шалимовым и мною видны ленинградские писатели Александр Щербаков, Андрей Балабуха, Андрей Измайлов (остальные — на следующем фото в галерее). На заднем плане — Ольга Ларионова. Сосновый Бор. 1989 год.
В энциклопедическом словаре "Литераторы Санкт-Петербурга. XX век" о Шалимове сообщается, в частности, следующее: «Студентом проходил практику в экспедициях на Тянь-Шане и Памире. С нач. войны направлен на работу геологом во Владивосток, Душанбе. В августе 1944 г . был направлен в заграничную командировку в Польскую Народную республику. Принимал участие в создании армии возрожденной демократической Польши, в подготовке для нее новых офицерских кадров. После войны преподавал геодезию в Военно-технической академии в Варшаве, демобилизовался в дек. 1953 в должности зам. начальника Военно-топографического управления, подполковник. Удостоен медалей «За боевые заслуги» (дважды), «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», пяти орденов и пяти медалей Польши. По свидетельству А. Шейкина Шалимов «познакомился и даже подружился с Каролем Войтылой, в дальнейшем Папой Римским Иоанном Вторым. Когда впоследствии Шалимов оказывался в Италии, Ватикан принимал его, как самого желанного гостя». С 1954 по 1978 преподавал в Горном институте, а также в Польше и на Кубе. Участник геологич. экспедиций в Ср. Азии , на Кр. Севере, в Карпатах , на Кавказе, в Крыму . Канд. геолого-минерал. наук, доц. Автор и соавтор монографий, учебников и статей по геол. дисциплинам. Действительный член Географич. об-ва СССР, Об-ва естествоиспытателей, сов. ассоциации историков естествознания и техники".

А. Шалимов. Окно в бесконечность. — Л.: Детская литература (Ленинград), 1980 г.
Литературовед А. Бритиков в послесловии к книге А. Шалимова "Окно в бесконечность" пишет... Далее — читать здесь, там ещё много всяких картинок и текста.
|
| | |
| Статья написана 10 апреля 2023 г. 23:40 |
В день 76-летия со дня рождения Андрея Дмитриевича Балабухи (10.04.1947 — 02.12.2021) размещаю его редкий автограф. На вечере памяти писателя-фантаста Ильи Варшавского, который состоялся 30 января 1989 года Андрей подписал мне своё вступление к двум ранее непубликовавшимся рассказам Ильи Варшавского, вышедшим в № 4 рижского журнала "Даугава" за 1988 год. Напомню, что главным редактором "Даугавы" тогда был писатель Владимир Михайлов. Именно поэтому в журнале появилась рубрика "Фантастика", в которой впервые увидели свет фантастические произведения ряда отечественных фантастов, в том числе — повесть "Время дождя" (другое название повести -"Гадкие лебеди") братьев Стругацких... 

Прочесть некоторые строки из этого вступления-воспоминания нынче очень полезно. Хотя бы для того, чтобы знать, как было раньше. Например, Андрей пишет: "Литературную его (Варшавского) судьбу называют счастливой, ему не пришлось пробиваться — его приняли сразу. Прямо по окончании первой же читки рассказов на заседании упомянутой уже комиссии было составлено письмо в Лениздат с просьбой выпустить книгу талантливого автора, и книгу напечатали — всего за два года. Это почти фантастика, но так было. Опубликовано больше восьмидесяти рассказов, две повести — и это за какое-нибудь десятилетие..." Всего за два года напечатали книгу... Это почти фантастика... Вот так было!

С Андреем Балабухой. Сосновый Бор. 1988 год.
|
| | |
| Статья написана 5 апреля 2023 г. 18:35 |
Неисчерпаемая тема, к которой постоянно обращаются писатели-фантасты – путешествия во времени. При конструировании сюжетов таких произведений обычно используются два базовых варианта. Первый – перемещение во времени с помощью специальной аппаратуры (классический пример – роман Герберта Уэллса «Машина времени»).

Машина времени в фильме "Машина времени" (1960).
Вариант с применением «машин времени» позволяет героям фантастических произведений совершать прыжки во времени туда-сюда, как в прошлое, так и в будущее. При этом возникает множество любопытных ситуаций, позволяющих авторам резвиться на фантастическом литературном поле, с тем или иным размахом эксплуатируя разнообразные временнЫе парадоксы, например, описывая, что произойдёт, если раздавить бабочку в мезозое или кастрировать прапрадедушку в прошлом веке. См. мой материал: "Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда — сюда и последствия".

Машина времени в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
Второй вариант – перемещение человека вместе со временем посредством погружения его организма в спячку, то есть – в анабиоз. Анабиоз (заморозка, спячка, гибернация) предполагает движение во времени лишь в одну сторону – в будущее. Часто используется фантастическими персонажами-участниками сверхдальних звёздных перелётов. Герой физически остаётся прежним, не стареет, а за пределами саркофага или капсулы, в которой он «спит» пролетают годы, столетия, тысячелетия… Проснувшись, персонаж оказывается в будущем. И оказывается он там безвозвратно (если, конечно, потомки не изобрели машину времени).

Георгий Мартынов. Гость из бездны. — Л.: Лениздат, 1962 г.
Приведу несколько примеров фантастических произведений, основывающихся на применении анабиоза или его аналогов. Прошу заметить, что ограничиваюсь массивом советской фантастики, чтобы не утонуть в перечислении. В своё время я подробно писал о романе Георгия Мартынова «Гость из бездны», в котором советского дипломата Дмитрия Волгина, скончавшегося в Париже в 1953 году и уложенного для транспортировки на родину в герметичный свинцовый гроб, наполненный инертным газом, потомки воскрешают аж через 19 веков.

Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1970 г.
Писал я и о повести сибиряка Петра Воронина «Прыжок в послезавтра» с похожим сюжетом, герой которой инженер-строитель Валентин Селянин, оказывается в очень далёком коммунистическом будущем, предварительно замёрзнув в тундре. Упоминал и о длящемся триста лет анабиозе персонажа повести Геннадия Гора «Странник и время»…

Дорога в сто парсеков. — М.: Молодая гвардия, 1959 г. Подыскивая другие примеры, связанные с анабиозом в советской фантастике, я снял с книжной полки первый попавшийся под руку НФ-сборник советского периода и немедленно наткнулся на то, что нужно. В антологии «Дорога в сто парсеков» (1959) я нашёл сразу два рассказа про анабиоз, используемый с целью "пропустить время мимо себя". ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.
|
| | |
| Статья написана 31 марта 2023 г. 22:26 |
Продолжаю выкладывать разговоры с писателями из моей книги "Беседы с фантастами". Предлагаю вашему вниманию наш разговор с писателем Кириллом Бенедиктовым.

Кирилл Бенедиктов подписывает мне свою книгу "Война за Асгард". Фото моё. Санкт-Петербург, 2004 год.
Кирилл Станиславович Бенедиктов родился 2 марта 1969 года в Минске. Закончил исторический факультет МГУ и Колледж Европы в Бельгии. Работал за рубежом, в том числе в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), много путешествовал. В фантастике дебютировал в 1990-м году рассказом «Даргавс, город мертвых» в белорусском журнале «Парус». Автор романов «Завещание Ночи» (2001) и «Война за Асгард» (2003), «Путь шута» (2005), а также ряда повестей и рассказов, опубликованных в сборниках и периодике. В 2004-м году вышёл сборник К. Бенедиктова «Штормовое предупреждение». Лауреат премии Бориса Стругацкого «Бронзовая Улитка», обладатель премии «Странник» и других фантастических наград.
Кирилл БЕНЕДИКТОВ: «Не хочу замыкаться в рамках одного жанра…»

Кирилл Бенедиктов получает от Бориса Стругацкого диплом финалиста "АБС-премии". Санкт-Петербург, 2004 год. Фото В. Ларионова.
Кирилл, твой объёмный и весьма многоплановый роман «Война за Асгард», вышедший в 2003-м году в серии «Русская фантастика» издательства ЭКСМО, получил на прошедшей в Москве литературно-практической конференции «Басткон-2004» премию «Чаша Бастиона» а на «Росконе-2004» — приз «Бронзовый Роскон». Думаю, что эту книгу ждут и другие премии… Как родилась идея создания романа? Идея созревала долго и мучительно. После первого курса Университета, во время археологической экспедиции на Кавказе, я увидел во сне Стену, еще не представляя, кто и зачем ее построил. Потом были какие-то наброски о путях развития изолированных социальных групп. Еще позже появились файлы с биографиями семи главных героев, многие из которых имеют реальных прототипов. Затем начались годы профессиональных занятий политической аналитикой, прогностикой, появлялись различные сценарии будущего. И, наконец, летом 2001 г. все эти разрозненные фрагменты соединились в единую концепцию. С этого момента работа над идеей романа закончилась, и началась работа над текстом.

Кирилл Бенедиктов. Война за «Асгард». — М.: Эксмо, 2003 г. Серия: Русская фантастика. Второй роман условного цикла «Война за Асгард».
Как бы ты определил жанр этого произведения? Когда я писал «Войну», мне казалось, что это жесткая социальная фантастика, почти антиутопия. А когда появились первые отзывы на книгу, в них стало мелькать слово «киберпанк», что меня изрядно удивило. Приходилось слышать, что это – фантастика ближнего прицела. Наверное, элементы всего вышеперечисленного в романе есть, но для меня важнее всего то, что это роман о людях и обществе, в котором они живут. Вынуждены жить. То есть, все-таки, это — социальная фантастика. Полностью читать здесь.
|
|
|