| |
| Статья написана 20 февраля 2023 г. 21:19 |
Я когда-то обещал написать об иллюстраторах советской фантастики пятидесятых-шестидесятых-семидесятых годов прошлого века, работы которых произвели на меня в детстве сильное впечатление. Считаю, что в некоторых особо удачных случаях художники выступают равноценными соавторами создателей иллюстрируемых произведений, значительно усиливая воздействие текста на читателя. О художнике Льве Смехове (1908-1978), рисунки которого я впервые увидел в подшивке газеты «Пионерская правда» за 1959 год, где печатался незабвенный роман «Гриада» Александра Колпакова, я уже писал, см. мой материал "Лев Смехов. Фантастический художник". Ешё одним запомнившимся мне с детства «фантастическим» художником был Игорь Ушаков (1926–1989). А запомнился он благодаря выполненной им обложке и внутренним иллюстрациям к авторскому сборнику Татьяны Гнединой «Последний день туготронов» (1964). Об одноименной повести, её разных изданиях и немножко о рисунках к ней разных художников, я тоже уже писал.

Рисунок И. Ушакова к рассказу А. Днепрова "Крабы идут по острову" (журнал "Знание-сила" №11, 1958).
Игорь Леонидович Ушаков – советский художник-график. Окончил Московский полиграфический институт (мастерская А. Д. Гончарова). Работал художником в газетах: «Правда», «Советская Россия», «Литературная Россия», в журналах «Огонек», «Работница», «Знание-сила» и других изданиях, иллюстрировал в журнальной периодике фантастические рассказы Станислава Лема, братьев Стругацких, Георгия Гуревича, Анатолия Днепрова…

Иллюстрация Игоря Ушакова к роману «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини.
Известность Ушакову принесли работы его авторства, которые во второй половине прошлого века часто появлялись в книжных изданиях для детей и юношества. Художник иллюстрировал историческую и приключенческую прозу Рафаэля Сабатини, Генрика Сенкевича, Александра Дюма, Роберта Льюиса Стивенсона, Теофила Готье и других авторов.

Андрей Платонов. Волшебное кольцо. — М.: Советская Россия, 1960 г.
Ушаков занимался оформлением собраний сочинений Фенимора Купера и Артура Конан Дойла, сделал прекрасные рисунки к сборнику русских народных сказок "Волшебное кольцо" (1960) в пересказе Андрея Платонова.

Виктор Сапарин. Суд над Танталусом. — М.: Молодая гвардия, 1962 г. Оформление и внутренние иллюстрации художника Игоря Ушакова.
Художник уверенно работал как с советской литературной классикой, так и с зарубежной, чутко ухватывал и воплощал в рисунке психологический образ персонажа, умел точно показать пластическое движение. При этом Ушаков часто отдавал предпочтение динамичному, острому сюжету: чего стоят только его незабываемые роботы на рисунках к повести Татьяны Гнединой "Последний день туготронов" или к фантастическим рассказам Игоря Росоховатского и Виктора Сапарина, которых (я о роботах) художник изображал, как мне кажется, с особым удовольствием. Это надо уметь, так выразительно и живо рисовать железяки! В моей библиотеке есть авторские сборники Сапарина и Росоховатского, оформленные Ушаковым.

Игорь Росоховатский. Каким ты вернешься? — М.: Детская литература, 1971 г. Оформление и внутренние иллюстрации художника Игоря Ушакова.
Забавные и не очень роботы есть во многих фантастических произведениях, которые иллюстрировал Ушаков. Игорь Леонидович был талантливым художником, он доказал это своим творчеством, легко воплощая в иллюстрациях образы из произведений самых разных литературных направлений. Но фантастические роботы, изображённые Ушаковым — это отдельная тема, его особенная фишка, здесь Игорю Ушакову не было равных. Полностью читать и смотреть множество картинок здесь.
|
| | |
| Статья написана 17 февраля 2023 г. 00:39 |
Кто-нибудь объяснит, почему девятый том в "Антологии мировой фантастики" такой редкий? Я понимаю, конечно, дело — в тираже.

Моя "Антология мировой фантастики" без девятого тома.
Тома АМФ с первого по восьмой вышли в 2003 году в издательстве "Аванта +", которое читатели хорошо помнят по выпуску различных детских энциклопедий. Первые четыре тома АМФ имели тираж 20 тыс. экз. У томов с шестого по восьмой тираж был уже 10 тыс. экз. Все эти книги я приобретал по мере выхода. Два заключительных тома "Антологии мировой фантастики" вышли лишь в 2006 году в издательстве "Мир энциклопедий Аванта+", которое стало составной частью холдинга АСТ. Тираж девятого и десятого томов составлял уже только 5 тыс. экз.

Антология мировой фантастики. Том 9. Альтернативная история. — М.: Мир энциклопедий, 2006 г.
Тем не менее, десятый том АМФ я давно нашёл, а вот девятого нигде нет. Кстати, называется он "Альтернативная история". Вдруг у кого-то лишний?))
|
| | |
| Статья написана 15 февраля 2023 г. 19:59 |
Хороший рассказ "Снегурочка" у писателя Кира Булычева получился, душевный, трогательный. На фоне Дня всех влюблённых о нём стоит вспомнить! Вышло так, что сборник со "Снегурочкой" подвернулся мне сегодня под руку, и я рассказ только что перечитал.

Рисунок Киры Сошинской к рассказу её супруга Кира Булычева "Снегурочка" из авторского сборника Булычева "Люди как люди" (М.: Молодая гвардия, 1975 г. Серия: Библиотека советской фантастики).
В рассказе терпит катастрофу инопланетный звездолёт. Земляне на своём космическом корабле принимают сигнал бедствия, но помочь не успевают: космолёт чужих у них на глазах разбивается во время аварийной посадки. В живых чудом остаётся девушка-инопланетянка, её эвакуируют на земном корабле на родную планету. Между неземной красавицей и одним из наших космонавтов возникает любовь с первого взгляда. Но герои даже притронуться друг к другу не могут, уж очень разные у них среды обитания — в первую очередь, по температуре. Дело в том, что базовая основа жизни инопланетян не вода, а аммиак. Напоминаю, что аммиак кипит при —33°С, а замерзает при —78°C. И представляю запах... И всё-таки они друг к другу прикоснулись...

Иллюстрация Д. Утенкова к рассказу "Снегурочка" в журнале "Знание-сила" №12, 1973.
Рассказ входит в цикл Кира Булычева "Павлыш", который включающий романы "Последняя война" (1970), "Посёлок" (1988), повести "Половина жизни" (1973), "Закон для дракона" (1975), "Белое платье Золушки" (1980) и другие произведения. Впервые "Снегурочка" была опубликована в двенадцатом номере журнала "Знание-сила" за 1973 год.

Заставка телепередачи "Этот фантастический мир".
Кстати, в 1981 году в телепередаче "Этот фантастический мир" был показан фильм-спектакль режиссёра Тамары Павлюченко, посвящённый проблемам Контакта. Сюжет рассказа Кира Булычева "Снегурочка" (1973) вошёл в постановку, как одна из её составных частей... Далее читать здесь.
|
| | |
| Статья написана 12 февраля 2023 г. 21:18 |
Продолжаю выкладывать разговоры с современными писателями-фантастами из моей книги "Беседы с фантастами".
Евгений ЛУКИН: «Нас опять не сломить!»

Евгений Лукин. 2004 год. Фото В. Ларионова.
Евгений, литературные критики да и писательская братия (я имею в виду фантастов) разошлись во мнениях по поводу того, что ты делаешь. Фантастика ли это? Удалось тебе определиться со своей литературной идентификацией или не родился еще тот умный критик, который сможет классифицировать твое творчество? Да я как-то не спешу определяться. Кроме того, боясь самоповторов, стараюсь, чтобы каждая новая вещь полностью отличалась от предыдущей, что тоже мало способствует идентификации и прочему препарированию. То, чем я занимаюсь, несомненно, фантастика, но не фэнтези и не НФ. И вообще — почему я должен облегчать работу критикам?

Евгений Лукин, Любовь Лукина. Когда отступают ангелы. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во, 1990 г.
Ты не испытываешь проблем с поисками тем, сюжетов для новых вещей, утверждая, что достаточно лишь оглядеться вокруг: жизнь полна абсурда, извращенной логики, действительность фантастичнее любой фантастики, а фантазия фантасту вообще не нужна. Выходит, будь в нашей стране нормальная жизнь, не появился бы замечательный писатель Лукин? Это вопрос или комплимент? Кстати, мысль о том, что нет ничего фантастичнее действительности, принадлежит не мне, а Достоевскому. Кроме того, нормальная жизнь (знать бы еще, с чем ее едят!) не только у нас в дефиците. То, что творится за рубежом, тоже, согласись, полный бред. Но я бы не рискнул утверждать, будто не испытываю трудностей с поиском тем и сюжетов. На то, чтобы оглядеться и процедить с пренебрежением: «Страна Дураков!» — особого ума не требуется. А вот разобраться в логике абсурда — это действительно задача. Далее читать здесь.
|
| | |
| Статья написана 10 февраля 2023 г. 23:25 |
Постоянная читательница моего блога написала в комментарии к одной из записей: «Мне очень нравились рассказы Гуревича, сборник "Пленники астероида" перечитывала не один раз. Но странное дело, когда я прочитала их, собранных в единую книгу, "Мы из солнечной системы", у меня появилось ощущение, что они как-то "потухли", не производили уже такого сильного впечатления. Отдельные рассказы по-прежнему могу перечитывать, а вот книга – никак не идёт».

Г. Гуревич. Пленники астероида.- М.: Детгиз, 1962 г.
Скорее всего речь об авторском сборнике «Мы – из Солнечной системы» (2003), в который вошли произведения Георгия Гуревича из одноименного цикла, в том числе и самый известный его роман под тем же названием. Конечно, хорошо бы всё читать вовремя и не быть строгим к авторам своего детства по прошествии лет, но не у всех нас это получается.

Георгий Гуревич. Мы — из Солнечной системы. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г.. Серия: Классика отечественной фантастики.
Сборник 2003 года я лично в руки не брал (незачем было), а роман «Мы – из Солнечной системы» прочёл ещё пятиклассником, в 1966 году (на книге указан 1965 г., но поскольку в выходных данных сообщается, что издание подписано к печати в декабре 1965 г., понятно, что к читателям книга попала уже в 1966-м).

Георгий Гуревич. Пленники астероида. — М.: Детская литература, 1965 г.
Тут есть интересный момент, заключающийся в том, что некоторые главы из романа в переработанном, расширенном или сокращенном виде входили в разные авторские сборники Гуревича, как самостоятельные произведения. Например, рассказ «Функция Шорина», о человеке, одержимом желанием стать звездолётчиком, вошел в книгу «Пленники астероида» (1962), изданную Детлитом. В 1965 г. это издательство снова выпустило сборник Гуревича с тем же названием, но несколько иным содержанием, включающим рассказ о мальчике–пленнике космоса под названием «Ааст Ллун – архитектор неба», тоже являющийся главой романа.

Георгий Гуревич. Мы — из Солнечной системы. — М.: Мысль, 1965 г. Серия: Путешествия. Приключения. Фантастика.
Уже после выхода романа «Мы – из Солнечной системы» (1965) ещё две главы из него стали повестями в сборнике Гуревича «Месторождение времени» (1972). Их названия: «Селдом судит Селдома» и «Записанное не пропадает».

Георгий Гуревич. Месторождение времени. — М.: Детская литература (Детгиз), 1972 г.
Я заинтересовался этим делом и нашёл воспоминания Георгия Гуревича, в которых он рассказывает, как глава из его ещё неопубликованного романа «Мы из Солнечной системы» под названием «Функция Шорина» попала в сборник «Пленники астероида» (1962). Гуревич вспоминает: «Книга писалась для «Молодой гвардии». Но тамошний редактор был твёрдым перестраховщиком. Из рукописей сборника он взял только два рассказа, которые уже публиковались в журналах. Однако конкуренция существовала и тогда, фантастику печатали целых два издательства. Я перенёс рукопись в Детгиз. Там редактором у меня оказался Аркадий Стругацкий... Далее читать здесь.
|
|
|