Валентин Власов. Космические старты до космической эры: О вкладе ранней фантастики в космонавтику. М.: Ломоносовъ, 2022 г. Серия: Лучшее увлекательное чтение (ЛУЧ).
Автор рассказывает о том, как технические идеи далеких веков нашли реальное применение в космонавтике наших дней. Читатель с удивлением узнает, что космический лифт, погружение в анабиоз участников длительного полета, искусственная еда, скафандр, сотовая связь, орбитальная станция (пусть даже из кирпича), стыковка космических аппаратов на орбите, фотонный двигатель, космический парус и т. д. были придуманы задолго — за сотни лет — до запуска первого спутника. Тогда же были описаны опасности, которые грозят человеку при полете в космос: перегрузки, отсутствие воздуха, космический холод и проч. Современная космонавтика многие идеи прошлого проверила на практике (отказавшись, впрочем, сразу от строительства кирпичной орбитальной станции), и что-то, например, полет в космос из пушки, отвергла, а что-то, например, воздушный старт, приняла на вооружение.
Не так давно приобрёл книгу "Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет", написанную когда-то для узкого круга друзей и напечатанную в четырёх экземплярах для них же. Этими друзьями были её авторы, в том числе Михаил Глебович Успенский.
Виталий Шлёнский, Олег Корабельников, Сергей Федотов, Михаил Успенский. Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет. — Красноярск: Арта, М.: Престиж Бук, 2022 г.
Так вот, написана книга в полузабвенные семидесятые годы четырьмя талантливыми литераторами: Михаилом Успенским, Олегом Корабельниковым, Сергеем Федотовым и Виталием Шлёнским в жанре русской литературной сказки.
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Милованцева.
"Драчёвские были" — результат совместного творчества весело проводивших время молодых писателей. Повесть, сочинённая ими для себя и для людей их круга, была издана когда-то в виде четырех самиздатовских копий. Произведения, созданные Михаилом Успенским, Олегом Корабельниковым и Сергеем Федотовым позже, в одиночку или с другими соавторами, хорошо известны любителям фантастики, а вот текст их совместной повести "Драчёвские были" долгие годы считался утраченным.
К сожалению, трое из авторов книги (Михаил Успенский, Сергей Федотов, Виталий Шлёнский) уже ушли от нас в свои сказки... И вот теперь, благодаря сохранившемуся у Олега Корабельникова экземпляру, "Драчёвские были" напечатаны в оригинальной авторской редакции и иллюстрированы рисунками, созданными специально для этого издания художником Виктором Милованцевым.
Оглавление "Драчёвских былей".
Михаила Успенского и Сергея Федотова я знал лично, но общался с ними во времена более близкие к нынешним... Было интересно заглянуть в их прошлое и, читая драчёвские хохмы, придуманные друзьями, представить авторов молодыми, энергичными и полными задора...
Совершим очередной небольшой, но очень интересный экскурс в прошлое: выкладываю разговор с санкт-петербургским писателем Николаем Романецким из моей книги "Беседы с фантастами". Дружим мы с Колей с прошлого века, поэтому беседа — на "ты". Я подверстал к интервью обложки книг Николая Романецкого из моей библиотеки (почти все они мне добрым автором подарены) и ряд фотографий.
Николай Михайлович Романецкий. 2012 год. Фото Владимира Ларионова.
Николай Романецкий: «Жить в согласии с самим собой…»
Николай Михайлович Романецкий родился в 1953 г. в Новгородской области. В 1977 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «инженер-металлург». Двенадцать лет проработал на Балтийском заводе в должностях инженера-технолога, помощника мастера, мастера, заместителя начальника цеха. Первые попытки писать фантастику предпринимал еще в студенчестве, вернулся к ним в 1985 году и тогда же пришел в семинар Бориса Стругацкого. Первая публикация — повесть «Третье имя» (1987) в журнале «Энергия». В мае 1989 года распрощался с производством и занялся литературным трудом. Работал редактором, переводчиком. Ответственный секретарь оргкомитета «АБС-премии». С октября 2002 года — ответственный секретарь журнала «Полдень, XXI век». Автор дилогии «У мёртвых Кудесников длинные руки», которую составляют романы: «Убьем в себе Додолу» (1996) и «Утонувший в кладезе» (2000), а также романов «Везунчик» (2001), «Искатели жребия» (2002) и многих других произведений. Под псевдонимом Николай Романов опубликовал в Лениздате фантастические циклы "Экспансия" (2006-2009) и "Избранник" (2006 — 2011). Лауреат Беляевской премии, премии "Большой Зилант", "АБС-премии" и др. Живёт в Санкт-Петербурге.
Николай, почему случилось так, что фантастика стала твоим приоритетом? Ведь ты её всю жизнь читаешь, пишешь, редактируешь, издаешь, в конце-концов...
Сия тайна велика есть... По размышлению, причин, наверное, две. Первая — полет Юрия Гагарина. Вторая — общая обстановка энтузиазма в начале 60-х годов прошлого века. Нам казалось, что мы живем в самой лучшей стране мира, и впереди нас ждут горы бесконечного счастья. Фантастика (в первую очередь, разумеется, космическая) более всего соответствовала этим ощущениям и ожиданиям.
Тем не менее, не все те люди, что восхищались полётом Гагарина, полюбили фантастику… Мне всегда было интересно, чем же поклонники фантастики отличаются от остальных, «нормальных» индивидуумов. Может быть, у них что-то с генами?
Сказать правду, мне всегда казались «нормальными» как раз поклонники фантастики. На мой взгляд, фантаст (как и поэт) – это состояние души, а кто знает, откуда к нам приходит душа? Во всяком случае, не с генами. Мои родители никогда фантастикой не увлекались.
Московское издательство учебной и научной литературы "Флинта" выпустило второе, дополненное издание словаря с историко-теоретическим вступлением "Русская фантастика. XX век", составленного кандидатом филологических наук Андреем Долгих.
А.Ю. Долгих. Русская фантастика. XX век: словарь (с историко-теоретическим вступлением) М.: Флинта, 2023 г. (по факту книга вышла в октябре 2022 года).
Словарь "Русская фантастика. XX век" охватывает развитие русской научной фантастики с начала XX века по 1991 год и содержит 67 статей об отдельных авторах и авторских коллективах, а также очерк истории и теории фантастики. По сравнению с первым изданием (2020 г.) расширен за счет новых статей: «В. В. Валюсинский», «Я. М. Окунев», «Я. С. Пан», значительно дополнены статьи «В. Е. Орловский» и «В. С. Сапарин».
В издании размещены обзоры творчества 71 автора, внесших вклад в развитие русской научной фантастики в ХХ веке (рассматривается период с 1901 по 1991 годы). Поясню несоответствие количества статей (67) и персоналий (71). Дело в том, что материалы о фантастах, работавших над своими произведениями дуэтом (Александр и Сергей Абрамовы, Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов, Михаил Емцев и Еремей Парнов, Аркадий и Борис Стругацкие) размещены создателем словаря следующим образом: одна статья про двух соавторов.
В "Предварительных замечаниях" к словарю А. Долгих пишет: "Словарь не претендует на полноту. Когда речь идёт о десятках писателей и сотнях их произведений, это становится, по сути, невозможным". При написании статей автор словаря сосредотачивался на отдельных произведениях или отдельных идеях, которые представлялись ему наиболее значимыми, в то же время не упуская картины творчества писателя в целом.
Отдельно приведу ещё одно замечание А. Долгих, которое следует иметь в виду читателям, предполагающим его словарём пользоваться: "Возможно, кому-то покажется, что словарь не свободен от идеологических установок. На это можно ответить, что совершенное отсутствие идеологии в гуманитарных исследованиях — такая же фикция, как полнота охвата изучаемого предмета".
Эдуард Веркин. cнарк снарк. Книга 1: Чагинск. — М.: Inspiria, Эксмо, 2022 г. Серия: Loft. Эдуард Веркин. Взрослая проза.
Некоторое, совсем не короткое время, я разделывался с огромным первым томом дилогии «снарк снарк» Эдуарда Веркина, который называется «Чагинск», и чувствовал себя вместе с его героем писателем Виктором словно Кандид из «Улитки на склоне» братьев Стругацких. Кандида беспрерывно забалтывали говорливые жители лесной деревни, и он никак не мог из неё выбраться. А писатель Виктор никак не может покинуть вконец опостылевший ему Чагинск. А намеченное «зарыбление» Чагинска глухо отзывается в моей памяти «одержанием» из той же «Улитки». А писателю Виктору постоянно что-то мешает начать работу над новой книгой. Помню, что астрофизику Малянову, герою повести Стругацких «За миллиард до конца света», тоже что-то не давало закончить его прорывные звёздные исследования... А сам писатель Виктор чуть-чуть напоминает мне своего коллегу и тёзку из «Гадких лебедей»…
Эдуард Веркин. cнарк снарк. Книги 1, 2. — М.: Inspiria, Эксмо, 2022 г. Серия: Loft. Эдуард Веркин. Взрослая проза.
И это лишь малая толика мыслей и ассоциаций, вызванных чтением внушительного фолианта. На полке стоит ещё один, такой же внушительный, прочту — напишу обо всём подробнее. Дилогию Веркина некоторые уже называют главным литературным событием года и говорят, что прочесть обязательно надо – будет что вспомнить.
Евгений Водолазкин. Чагин. — М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022 г. Серия: Новая русская классика.
Кстати, о памяти. Теперь у меня в руках книга обычного размера – роман Евгения Водолазкина «Чагин» — и я чувствую себя немножко странно, потому как книжка легче (по весу) и это вовсе не продолжение «Чагинска», а история о том, как суперпамять стала для архивиста и мнемониста Исидора Чагина чрезвычайно неудобным, ненужным и причиняющим страдания свойством его мозга. Есть в жизни Чагина такое, о чём ему помнить совсем не хочется…
Не знаю, что делать — фотографии при загрузке валятся на бок почему-то....