| |
| Статья написана 8 марта 2010 г. 23:13 |
Каждому любителю фантастики известен прекрасный цикл рассказов Айзека Азимова "Я Робот". И все конечно видели красочный фильм с одноименным названием, в котором от Азимова остался только заголовок и три закона роботехники. Но что мало кому известно: собственно Азимову не принадлежит авторство ни первого ни второго. Название "I Robot" и три закона были придуманы не им. 
Впервые название "I Robot" появилось на книге сборника рассказов малоизвестного американского автора Еандо Биндера (Eando Binder) в 1939 году. История там в основном была заимоствована из повествования о Франкенштейне, с металлическими частями заменяющими вышедшие из строя части тела, и паникующими американцами с дробовиками вместо паникующих немецких крестьян с вилами. Там было достаточно мужества, храбрости и фантастичности, чтобы захватить умы читателей довоенного времени. Достаточно интересно то, что "Эандо Биндер" (Eando Binder) — был на самом деле псевдоним друх братьев Биндеров, сыновей эмигранта из Австрии, слесаря по профессии (не отсюда ли тема роботов?). Имя на обложке значилось как EandO Binder, то есть "E-and-O Binder". Три закона роботехники тоже не принадлежат перу (и уму) А. Азимова. По воспоминаниям друга и агента Азимова — Фредерика Пола (Frederik Pohl): "Айзек рассказывал мне, что "его" три закона роботехники собственно были даны ему Джоном Кэмпбеллом (John Campbell) — и он только обработал словесные выражения, чтобы они звучали красиво." Что еще любопытно в этой истории с серией "Я Робот" — крупные издательства в США отказались перепечатывать эти рассказы после бульварных изданий. Тогда решено было обратиться к полупрофессональным издательствам, принадлежащим фэнам. В случае "Я Робот" это был Gnome Press Мартина Гринсберга. Об этом, и многом другом из биографии А.Азимова можно прочесть в блогах Фредерика Пола. Рассказы о роботах и роботехнике, концепция законов приобрели большую популярность и стали основой для целой последующей серии произведений Азимова, включающей романы «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Роботы зари», «Роботы и Империя» и других рассказов, включённых в более поздние сборники.
|
| | |
| Статья написана 28 февраля 2010 г. 01:56 |
Закончил и повесил в сети сайт Совета по Фантастике и Приключениям . Пока будет в тестовом режиме несколько дней. Почти все модули уже работают, кроме писателей, их книг, блогов и анонсов новых изданий. Заглядывайте, плиз, скажите что так, что не так: www.fantsovet.ru 
Смысл сайта как мне видится — некое общение литературных профи, или если не общение (у всех уже есть привычные уголки), то по крайней мерее констатация сообщества. При обескураживающе убиквитарном захламлении рунета порталами с ворованой литературой и порнорекламой, и небольшом количестве сайтов читателей — любителей фантастики, мне кажется это может стать одним из редких мест, где литераторы могут пообщаться друг с другом в собственной профессиональной среде, без рекламы и прочих инфоглупостей. Форум будет прикреплен, если назреет необходимость. Если еще чего не хватает — подскажите )) Еще обратите внимание — выставлены списки кандидатов на литпремии Совета по Фантастике в 2010.
|
| | |
| Статья написана 5 января 2010 г. 21:36 |
Сходил на фильм "Аватар" в первый же день, а как иначе )). Приятное кино. Невероятно — однако факт, ведущий режиссер штатов снял ярко анти-капиталистический фильм. Я посмотрел с большим удовольствием. Некоторая перепевка Неукротимой планеты Гаррисона в раскраске цветов Врубеля. Сюжет вкратце: денежный мешок получил на откуп редкую сырьевую планету и начинает курочить ее ("эти аборигены сидят на моих деньгах..."). Планета однако оказывается разумной, вся биосфера связана одним сознанием, и активно изгоняет пришельцев (не без помощи ГГ). Главгерой понравился. Добрый предатель, ушедший к Чужим с помощью земных технологий. Помню только 2 фильма с его участием, "Аватар", и "Т-4". Он в сущности играет один и тот же персонаж, и метод Станиславского ему вряд ли известен. Этот спокойный и сильный типаж вызывает доверие и симпатии. Вслед за ним зрители как один понимают, что капиталистическое развитие способно завести в тупик. Кстати, ГГ в "Т-4" также играет роль двойного агента, машина но за людей. Иначе говоря, обе роли борются с механистической цивилизацией — за биологическую. 

Уже есть словесные петли — у тебя сильное сердце — было сказано ему героинями обоих фильмов. Есть шанс, что теперь вместо повторяющегося громилы, бубнящего ал би бак, будет повторяющийся сердечный американский герой. Ждем!
|
| | |
| Статья написана 13 ноября 2009 г. 22:23 |
На последнем октябрьском заседании Совета по фантастике (СП России) выступал один из моих любимых авторов — Сергей Павлов ("Лунная Радуга"). Тематика докладов была — различие советской и российской фантастики. Сергей Иванович сказал среди прочего: "Фантастическая литература приносит в нашу жизнь н о в о е — (я не помню точно, но цифра была, кажется, такая) — 75 процентов всего что в нашей жизни появляется нового сначала было придумано фантастами... 
В "малеевке"-1985 (Дубулты) руководителем моего семинара был Дмитрий Биленкин, известный писатель, и человек большого философского ума, удивлявший нас всякий раз весьма нетривиальными обобщениями и неожиданными параллелями. Дмитрий Александрович любил повторять примерно следующее: "Авторы-фантасты различаются между собой тем, что н о в о г о они смогли принести в своих книгах. Вы можете писать захватывающие приключенческие произведения, или высоколобую интеллектуальную прозу, но реально вы оставляете свой след в фантастике т о л ь к о в том случае, когда вы высказываете идеи, которые до вас не высказывал никто..." Там же, насколько я помню, мы составляли список фантастов, "вошедших в историю" именно идейной новизной. 
Что называется сегодня звучным словом "Фантастика" и лежит на полках магазинов? Насколько фантастична сегодняшняя фантастика? Что происходит за портьерами авторских лабораторий? Почему читатели порой затрудняются определить точную границу между фантастикой и фэнтези (а порой и просто приключениями)? Ответов может быть много. Но реально он только один: в то время как растет число НФ-публикаций, количество изобретенной новизны пропорционально не увеличивается. Типа как размазать то же количество икры на большее количество хлебов. Да, авторы сегодня смелее и чаще применяют так называемые "фантастические приемы" — переносят героя из одного исторического времени в другое, сравнивают эмоциональные и технологические пласты различных исторических формаций, показывают грядущий апокалипсис, а издательства развертывают массированные многокнижные атаки на чей-то давно придуманный фантастический мир, охотясь за читательским вниманием. Но полнейшее ощущение, что все условились играть в некие "шахматы", двигая одни и те же фигуры по одним и тем же доскам. Да, то самое что называется "с лесу по сосенке". Как сочетается это с основной функцией НФ-литературы: заглянуть за горизонт, показать куда дальше идти? Ведь если писатель — инженер человеческих душ, то НФ-писатель — инженер человеческого будущего! Сложно оценить это. Коммерциализация фантастики мало чем отличается от коммерциализации искусства в целом. Самое главное (к сожалению) — количество "икры" не увеличивается. Везде очень много — просто "хлебов"...
|
|
|