В ролях: Эмили Бут, Джэми Ханниборн, Сэм Батлер, Джоди Шоу, Питер О’Коннор, Ник Смитерс, Норман Ловетт, Кристофер Адамсон, Дженнифер Эванс, Марк Ричард Хэйес
Слоган: «A bloody close encounter»
* * *
У телепередачи на паранормальную тематику, участники которой станут героями этого фильм, эмблема выглядит примерно так: W0W – только вместо нолика нарисована мордочка инопланетянина. И примерно такое же чувство – «Вау!» — оставляет после себя этот фильм Джейка Уэста. Смешной, забавный, безудержный, с первоклассным черным юмором, кровью, расчлененкой всевозможными подручными средствами и злыми-злыми пришельцами. Настоящее лакомство для любителей комедийного хоррора. Джейк Уэст у нас больше известен, как создатель фильма «Попали!» («Конура», «Doghouse»; 2009) – еще одной отличной комедии в жанре ужаса, только уже на тему зомби, в которой развернулось настоящее сражение между полами. Добротное было кино. «Прищельцы-завоеватели» доказывают, что это был вовсе не случайный успех, а вполне закономерный результат творчества талантливого человека, а также то, что английский юмор – самый лучший юмор в мире в сегодняшнее время, вспомним хотя бы «Зомби по имени Шон».
Однако прежде чем воздавать хвалу Джейку Уэсту и его картине, надо сделать оговорку-предупреждение – начало у фильма не блещет красотой и даже способно ввести в заблуждение, оттолкнуть зрителя от экрана. Вот что подумает человек, когда увидит первые кадры с совокупляющейся парочкой на природе, а затем сцену, в которой парню запихивают в неприличное место инопланетный зонд? Правильно, скорее всего, перед нами очередное пошлое творение. Я тоже так подумал, тоже огорчился, ведь ожидал увидеть совсем другое кино. На самом же деле началом фильма подобные штуки в картине и заканчиваются. Никакого юмора ниже пояса в дальнейшем не предвидится, за исключением разве что сцены межпланетного секса, но она просто забавна.
Еще один момент, о котором надо сказать в отношении первых тридцати пяти минут фильма – они по большей части просто скучны. По сюжету группа телевизионщиков – ведущая, оператор со звуковиком и пара актеров – приезжает на отдаленный валлийский островок, чтобы снять репортаж о похищении местной девушки инопланетянами, той самой, что развлекалась в первую минуту картины. В нагрузку с собой команда берет гика-специалиста по всяческим паранормальным штукам. На островке их встречает потерпевшая и трое ее импозантных братцев – типичные реднеки-фермеры, которые каждый раз дружно плюются, услышав слово «английский». Ничего ужасного, ничего кошмарного. Телевизионщики снимают свою реконструкцию произошедшего похищения, временами издеваются над специалистом-ботаником, который в отличие от них в инопланетян свято верит. Немного забавных шуток, чудных ситуаций, и чем дальше смотришь, тем все больше покидает уверенность, что обещанные в названии «злые пришельцы» все-таки предстанут перед своим зрителем. Все больше складывается впечатление, что кино на самом деле оказалось обычной комедией о телевидении и передачах о сверхъестественной чертовщине. А в этом плане «Пришельцы-завоеватели» ничем похвастаться не могут – слабо, хоть и забавно.
Ситуация меняется на тридцать второй минуте. ОНИ существуют! И это определенно не «посланники галактической гармонии», а злобные твари, которые рвут на части коров, людей и вообще все, что подвернется под руку. И с этого момента действие понесется головокружительным темпом, да так, что отрываешься от происходящего зрелища только для того, чтобы еще раз посмотреть отдельные эпизоды. Оставшийся час Уэст снял в лучших традициях «Зловещих мертвецов», ранних работ Питера Джексона и других подобных картин, ставших уже классикой жанра. Пришельцы нападают, люди защищаются. В ход идет все, что подвернется под руку: от привычных дробовика, мачете и бензопилы, до лука, косилки и даже комбайна – здесь для гурмана самое настоящее раздолье. Оторванные конечности, литры бутафорской крови, неприятные для аппетита сцены (чего стоит только одно рождение пришельца) – все в наличии. Снято на отличном уровне, некоторые эпизоды намертво врезаются в память, как например, сцена «уборки урожая» пришельцев под «мотивирующую музыку для фермеров». Несмотря на небольшой бюджет, сделанные на хорошем уровне спецэффекты. За них и грим фильм тоже можно только похвалить. Щедро разбросаны отсылки к другим жанровым картинам, от «Чужих» до «Секретных материалов», но лента вторичной, как это иногда бывает, вовсе не выглядит.
В результате – одна из лучшей смесей фантастики, хоррора и черного юмора, которую слегка портит вялое начало. «Evil Dead» Рейми, «Bad Taste» Джексона, «Shaun of the Dead» Райта… «Evil Aliens» Уэста? Я думаю, что да. Или очень-очень близко.
Мрачный итальянский триллер о кровожадном маньяке. Отличный триллер. Мог бы стать еще лучше, если б автор отошел в сторону от классических ходов.
Начинается эта история с тройного убийства где-то в провинции, которое газетчики быстро окрестили «Бойней на рисовых полях». Жертвами стали девушка со своим женихом и подсматривающий за их любовными ласками на природе старичок. Мужчин неизвестный застрелил из охотничьего ружья, а девушке проломил голову прикладом. Местная полиция склонна считать произошедшее обычным сведением счетов: возможно, некто решил отомстить престарелому вуайеристу, а молодую пару убрал, как свидетелей; или быть может, убийство совершил в припадке бешенства бывший любовник девицы. Однако старший комиссар полиции Джакомо Амальди думает, что дело о «Бойне на рисовых полях» вовсе не так просто, как может показаться на первый взгляд. Преступник, прежде чем убить девушку, случайно чуть ли не полностью отстрелил ей грудь, после чего аккуратно перевязал рану. Такой порядок не может говорить о каком-либо приступе ярости.
Впрочем, все это дело к работе Амальди мало относится. Факс с подробностями прислали в участок главного героя просто по заведенному порядку, не особо рассчитывая на помощь городских коллег. У самого старшего инспектора на столе лежит заявление от живой девушки, Джудитты Черутти, которую настойчиво преследует какой-то озабоченный парень. Надо навестить в больнице умирающего от рака Аугусто Айяччио, коллегу по работе, с которым Джакомо совсем не знаком. Помощник главного героя Никола Фрезе разбирается с банкротством страховой компании, которая содержала сиротский приют. В этом приюте тридцать лет назад произошел пожар, и Фрезе чувствует, что с этим делом не все так гладко, как считалось ранее. Нужна помощь начальника. А вскоре к этой рабочей рутине добавится жестокое убийство владелицы антикварного магазина. Из осмотра места происшествия и тела жертвы следует одно – в городе появился психопат, который, если не принять быстрые меры, может нанести новый удар.
Главная же проблема Амальди, его трагедия, которая предопределила жизнь этого человека и продолжает руководить его характером и поступками, лежит в далеком прошлом. Амальди не многословен и не горит желанием рассказывать о том случае каждому встречному. Общий смысл ясен – в юном возрасте погибла первая любовь главного героя, но как это произошло какое-то время останется за кулисами. С тех пор пробежало уже двадцать лет, но инспектор по-прежнему не может отпустить призраки; всю свою работу в полиции по этой причине он считает святым долгом, судьбой, которую необходимо добросовестно исполнять. По этой же причине Джакомо зацепила история с тройным убийством и заявление Черутти о тайном «воздыхателе». Классическая история главного героя в подобных книгах, даже не нужно особо сильно напрягать память, чтобы вспомнить подобных персонажей. Но «страдалец» Ди Фульвио немного выбивается из строя трагических героев: Джакомо на первых порах вызывает не только сочувствие у читателя, но и какую-то затаенную неприязнь. Слишком глубоко погружен в свои воспоминания этот герой. Амальди замкнут, не пускает в себя окружающий мир. Те моменты, когда есть шанс вырваться из плена, он старательно избегает. Холоден. На работе всегда носит маску немного черствого полицейского. Неприятный человек. В дальнейшем, конечно, все пойдет по знакомому сюжету, появится и новая любовь, призраки былого постепенно уйдут в прошлое, Амальди вновь «расцветет», но вот примерно с половину романа с Джакомо дела будут обстоять именно так. Очень удачный персонаж.
Тоже самое в той или иной мере можно сказать и об остальных участниках этой истории: герои без особых изысков, но удачно прописаны. Каждому из них Ди Фульвио отводит свою роль в повествовании. Одна глава посвящена Джудитте, следующая за ней показывает больничную палату и умирающего Айяччио, потом рассказ возвращается к Амальди, и так далее до конца книги. Первое время кажется, что между этими людьми нет ничего общего, но затем, как в любом хорошей книги, все линии соединяться между собой, чтобы создать одно общее мрачно-красивое полотно. И конечно – Чучельник. Автор часто ставит его в центр рассказа, чтобы читатель мог проникнуться тем безумием, что охватило мозг этого человека. Узнать мотивы поступков, что конкретно заставляет его совершать жестокие убийства. Хорошо, интересно, правдоподобно, но здесь надо опять сказать одну фразу – ничего особо оригинального, есть типажи и с более изощренно изломанной психикой. А вот то, что серийный убийца вытворяет с телами своих жертв – это может показаться примечательным.
Написано в темных тонах, эмоционально. Много внимания Ди Фульчи уделяет передачи мыслей и чувств героев. Местами – при описании тел убитых – со слегка откровенным натурализмом. Мрачную атмосферу усиливает и картина самого города, где происходит действие. Параллельно основным событиям происходит забастовка мусорщиков, оттого все улицы, переулки, тротуары завалены пакетами с отходами. Мусор скапливается грудами, он вываливается из контейнеров, мешки лопаются, проезжающие машины разносят его по всей дороге, а сами жители в такой обстановке начинают понемногу сходить с ума и устраивают чуть ли не настоящие мусорные войны.
Война, как известно, дело не только жестокое и страшное, но еще и прибыльное для определенной части людей. И не только по причине того, что победителю может достаться весьма лакомый кусок, большую роль играет и сам процесс, в котором поставщики оружия со стороны с каждым днем богатеют все больше и больше. А если война длится не один год и даже не десятилетие, а несколько сотен лет? Именно столько времени длится во Вселенной Алекса Орлова и Ника Ламберта конфликт между урайцами и примарами. За столь долгое время экономики обеих империи давно уже работают только на военные нужды, само общество не мыслит свое существование без войны, политика строится на войне, наука работает на создание нового более изощренного и мощного оружия и многое, многое другое подчинено жесткой военной машине. А теперь представим себе, каково оказаться на месте человека в этой конструкции, который ведет разговоры о – страшное слово – перемирии!
В такую ситуацию попадает Ник Ламберт. В «Ультиматуме» уже генерал, герой многочисленных сражений, окруженный славой и почетом. Диверсия на Ло-Дешинс, в ходе которой урайцы потеряли основной источник «черных кристаллов», стала среди военных чуть ли не легендой и возвела главного героя на пьедестал почета. Ламберту теперь подчиняется не один батальон наемников, а целая военная база со старенькими космическими кораблями, несколькими десятками истребителей, разнообразной техникой. Пусть и небольшая, но сила. Выходцы из Новых Территорий (или Равновесного Мира, как стали теперь называть этот сектор космоса), что находятся под командованием Ламберта, привыкли к скоротечным войнам, поэтому все чаще и чаще начинают вести разговоры о том, когда же закончится эта война. Если б разговоры шли только среди своих – это было бы терпимо, но подобные мысли все чаще проникают в умы коренных примаров. Высшее руководство и правительство такого долго терпеть не может, для них война – это постоянный источник дохода. Жизнь. Поэтому примарская Служба Безопасности решает устранить неудобного генерала и с этой целью решает обратиться за помощью к противнику.
На первое место в «Ультиматуме» снова выходят подковерные интриги, как это уже было в «Схватке без правил». Шпионы, разведчики, наемные убийцы… Только в этот раз игра ведется не в англизонских мирах, а на непосредственно на территории противников. В этом плане особенно хорош эпизод, в котором примарский сотрудник Имперской военной разведки Джадо Рахим прибывает на одну из урайских планет, чтобы наладить контакт с коллегами по разведке. Первоклассный стеб над шпионскими романами с перестрелками и митингом бомжей-ветеранов. Не хватает только Колина Дзефирелли.
цитата
Третий полицейский, видимо представитель коренной нации, улыбнулся Рахиму во все пятьдесят зубов и поднял руки, показывая, что у него нет оружия. – Успокойся, приятель, – сказал он. – Если тебе нужно поговорить с мэром, то мы немедленно ему позвоним… – Да что вы привязались ко мне со своим мэром? Я агент Имперской военной разведки и я хочу сдаться и встретиться с представителями ваших спецслужб… Если бы у нас кто то только заикнулся о таком на улице, его бы немедленно взяли, а вы что делаете?! – Что? – спросил ураец, быстро переглянувшись с дежурным. – Вы дали мне в морду, как какому то бродяге. – Но вы не очень то похожи на шпиона, сэр, – растерянно произнес капрал. – Хорошо, какие вам еще нужны доказательства? – Надо подумать, – пожал плечами капрал.
цитата
– Я уполномочен своим начальством предложить Разведывательному управлению сотрудничество к обоюдной выгоде. – Звучит очень заманчиво и неожиданно. Как говорят у нас в закроечной мастерской, «лучше накладных карманов только приталенный пиджак». – «Закроечная мастерская» – это что, кодовое название вашего отдела? – Да какое там кодовое, – отмахнулся майор. – Закройщик я. Вольнонаемный Могли Шанцер. А мундир этот новый принадлежит майору Рудницки. Я всегда надеваю новые изделия, чтооы они немного осели. – Но позвольте… мистер Шанцер! – расстроенно воскликнул Рахим, вскакивая на ноги. – Неужели, кроме закройщика, у вас некого послать к вражескому шпиону?! – Представьте себе – некого, – развел руками Шанцер. – Время отпусков, поэтому каждый человек на учете… Следить некому, шифровать тоже некому. Агенты СИБ гуляют по городу, как у себя дома. Рахим хотел сказать что то еще, но не нашел слов и бессильно опустился на топчан. «Против кого же мы так долго воюем, если урайцы такие идиоты?» – с недоумением подумал он.
С юмором в «Ультиматуме» вообще все очень неплохо, как было и в предшествующих историях о Нике Ламберте. Абсурдные ситуации, странные герои, чье поведение лежит на грани идиотизма, хлесткие фразы, стеб над привычными фантастическими клише. Вот доктор Боткин рассказывает о достижениях в медицинских микротехнологиях на примере «засушенной колонии нанороботов в количестве восемнадцати миллиардов штук», что однажды собрали внутри организма больного «модель древнего замка короля Зигмунда Неразборчивого в масштабе один к тремстам»
цитата
– Попав внутрь человеческого организма, нано роботы уборщики в количестве тридцати шести миллиардов штук немедля приступают к уборке тел умерших на работе коллег. – А почему, простите, этих нанороботов уборщиков вдвое больше? Тех – восемнадцать миллиардов, а этих – тридцать шесть? – Вот, сразу видно технического человека. – Доктор шутливо погрозил Джону пальцем и выплюнул ставший ненужным тампон. – Все то он подметит, на все укажет его пытливый ум… В общем, правильно. Уборщиков вдвое больше потому, что они маленькие и одному роботу уборщику тело робота строителя не поднять. Вот они и таскают их, хватаясь по двое.
А вот к границе между Равновесным Миром и примаро-урайскими территориями приближается конвой с танками Эдгара Хубера. История, как известно, повторяет саму себя, и вновь урайские эскадрильи нападают на конвой Хуберта, а инспектор по сопровождению груза Джон Саблин применяет против них «невидимое бронетанковое соединение космического базирования» — вместе с историей о Рахиме самые забавные и интересные эпизоды в книге.
С точки зрения красочных описаний космических сражений и наземных боев тоже все не плохо, хотя таких ярких страниц, как в предыдущих романах, будет маловато. В этот раз нет масштабных столкновений целых флотилий, а лишь небольшие локальные инциденты. Но неплохо, Орлов по-прежнему рассказывает все так же интересно и с выдумкой.
И я бы назвал «Ультиматум» достойным завершением тетралогии «Солдат чужой войны» и истории о Нике Ламберте, но по одной причине не могу этого сделать: слишком просто автор расправляется с поставленной проблемой. Главному герою очень часто просто везет, и везет по-крупному, а не по мелочам, как это случалось ранее. Финал же этой книги откровенно надуман и не убедителен.
Есть люди такого склада характера, что не могут пройти мимо человека, попавшего в беду, и не попытаться восстановить справедливость. Хорошие люди. Жаль, что их чаще можно встретить на страницах книг, чем в реальной жизни. Таков герой Харлана Кобена Майрон Болитар (увы, тоже книжный персонаж), спортивный агент, а по совместительству частный детектив. В прошлом – восходящая звезда баскетбола, вынужденная сойти со спортивного небосклона после серьезной травмы колена. В первых двух книгах сериала Болитар уже помог разобраться с двумя запутанными делами, убийством и загадочным исчезновением, что в итоге заставило многих пересмотреть события далекого и не очень прошлого. «Все тайное рано или поздно становится явным» — такую фразу можно без раздумий ставить на обложку книг Кобена. И вот теперь настало время заглянуть в прошлое самого Майрона.
Из баскетбольной команды «Драконы Нью-Джерси» неожиданно для всех исчезает основной игрок Грег Даунинг. За ним уже числились подобные выходки, да и сам Грег – немного странный для известного спортсмена человек: не снимается в рекламных роликах, на досуге работает таксистом, хоть в деньгах не должен испытывать никаких затруднений. Но прежде Грег всегда возвращался до игры, в этот же раз исчез бесследно. Владелец «Драконов» Бокс Арнстайн просит Болитара помочь разыскать своего пропавшего игрока.
Особый интерес в этой истории заключается в том, что некогда, в далеком прошлом, Даунинг был главным соперником Майрона и в спорте, и в какой-то мере в жизни. Они конкурировали между собой и на площадке, стремясь попасть в высшую лигу; сражались за любовь Эмили Шеффер, которая позже предпочла выйти за Даунинга. Болитар, как известно, вскоре сошел со сцены, а вот Даунинг – стал одним из лучших баскетболистов в мире. Брак же с Эмили у игрока «Драконов» недавно развалился, и теперь супруги сражаются в судах за своих детей. Точнее – сражались, пока Грег не исчез. Как видно, без того, чтобы не покопаться в прошлом главного героя, история обойтись не может. Что-то из жизни Болитара нам уже знакомо по первой книге, «Нарушитель сделки», но тот роман затрагивал время, когда Майрон уже ушел из баскетбола. В этот раз Кобен копает глубже. Но самое интересное во «Вне игры» это то, что Майрон Болитар после долгого перерыва возвращается в игру!
В сравнении с первыми двумя романами, написано лучше. Приятно, когда сериал с каждой последующей книгой только хорошеет. Возможно, автор опыта набрался. Возможно, смена переводчика пошла на пользу. В любом случае диалоги стали чище, юмор – лучше, шутки – забавнее. Уже не возникает недоумения в тех случаях, когда Болитар начинает острить. По-прежнему очень хорошо закручена главная интрига, даже интереснее, чем в «Укороченном ударе», в котором подоплеку происходящего разгадываешь быстрее главного героя. В этот раз все сложнее: множество подозреваемых, соответственно — множество версий, а какая из них правильная, станет ясно только на последних страницах. Непосредственно само расследование исчезновения Грега Даунинга далеко в прошлое не ведет, как это обычно бывает у Кобена; все происходит по большей части здесь и сейчас, а экскурсы в «старые добрые времена» связаны только с самим Майроном.
Текст стал более эмоциональным, живым, приближаясь к более поздним романам, таким как «Не говори никому» или «Пропащий». В этом плане лучше всего выглядит возвращение главного героя в большой спорт. Болитар понимает, что его игра в «Драконах» — всего лишь временное явление необходимое, чтобы втереться в доверие к игрокам и узнать что-нибудь о Даунинге. Говорит окружающим, кто знает истинную причину контракта с баскетбольной командой, что все его прошлые волнения и переживания поросли быльем, но в глубине души все же лелеет мечту о тех временах, когда его суть ли не носили на руках. Волнуется. Переживает. Страницы, на которых рассказано, как Болитар пытается играть наравне с молодыми звездами, одни из самых лучших, трогательных и печальных в книге.
А в итоге получается хорошая смесь из детектива классической школы и «крутого» романа. Приятное чтение.
Еще одна книга о известных всему миру агентах ФБР Фоксе Малдере и Дане Скалли. В моем личном рейтинге стоит где-то в середине, вместе с «Эпицентром» Андерсона перед «Гоблинами» Чарльза Гранта, но уступая «Руинам», «Антителам» и «Кровавому ветру».
В одну из больниц с сильным ожогом бедра поступает профессор Перри Стэнтон. Тихий, миролюбивый человек, никогда не имевший неприятностей с законом. Операция по пересадке донорского трансплантата произошла без проблем, пациент чувствовал себя в норме, но неожиданно для всех этот «тщедушный человечек» устраивает в палате настоящий разгром, убивает медсестру и сбегает из больницы. За расследование причин странного и жестокого поведения берутся Малдер и Скалли, что приведет их в дальнейшем к секретным экспериментам и мифическому существу по имени Джин Корнг Пью, Пожиратель Кожи.
Просто как фантастический триллер «Кожа» может считаться неплохим романом. Здесь есть интересная идея, закрученный сюжет, опасности, драйв, безвыходные ситуации для героев. Но вот от книги по мотивам «Секретных материалов» хотелось бы большего соответствия первоисточнику в плане характеров главных героев. У Кевина Андерсона, например, воссоздать образы Скалли и Малдера на страницах получается лучше. Он, в отличие от Мецриха, не довольствуется просто рассказом, что из себя представляет каждый персонаж, а показывает их сущность в диалогах и поступках. Мецрих же прямым текстом пишет, что вот Малдер склонен больше верить в сверхъестественное, Скалли – прагматик логичного склада. И повторяет это раз за разом, как мантру, чтобы убедить в этом и себя и читателя. У Андерсона за главными героями стоит весь сериал, прошлая жизнь, которую он не раз вспомнит при случае, а у Мецриха этого почти нет. Не нравится мне в «Коже» и ироничное отношение к происходящему, словно для автора эта книга не больше, чем забавная шутка. Особенно это хорошо заметно в самом начале романа, когда автор рассказывает о том, как Малдер искал инопланетных пришельцев, убивающих коров, а в итоге получил лопатой по голове.