| |
| Статья написана 12 марта 2020 г. 19:44 |
В этой книге нет тех героев, атрибутов и антуража, к которым мы привыкли в жанре фентези. Итак, на окном древний мир, намного древнее всего, что мы знаем по учебникам истории. Мир, где живут сказки, опять же не имеющие ничего общего с тем, что в детстве в изобилии лилось на нас с экрана телевизора — нечто выхолощенное и засахаренное к тому же приправленное изрядной долей иронии. Способное раз и навсегда отбить интерес и желание понять как все было на самом деле. Или как могло быть. Сказка на самом деле это очень серьезно. Уместно будет вспомнить, что изначально она выполняла функции учебника по «основам безопасности жизни». А заодно по «основам государства и права». Такой-то убежал в лес без спроса, а там его волки съели. А такой-то встретился с потусторонними силами, но смог договориться, оказал уважение и в результате вернулся живой-здоровый и с подарками… В мире, куда мы погружаемся вместе с героями этой книги, все реальнее некуда, все страшнее и проще. Или сложнее – это уж как посмотреть. Под одной обложкой живут пять рассказов – Александра Мазина, Анны Гуровой и трех пока еще малоизвестных авторов. Рассказы разные по уровню, мироощущению и достоверности. Все они о том, как уживаются люди в их человеческом мире и могущественные страшные силы, обитающие там, за Кромкой – бесконечно далеко и в то же время рядом, рукой подать. И о нелегкой доле тех, кому выпало быть посредниками между двумя мирами. Их боятся и не любят, к ним относятся с боязливым почтением, выполняя их самый дикий каприз. А также о тех, кто вошел в их число поневоле, по необъяснимому капризу судьбы или случайности? Впрочем, существует ли такое понятие как случайность, когда речь заходит о таких важных понятиях? Страшноватый волчий пастырь, который когда-то был меленьким испуганным мальчиком и в глубине души испытывающий сочувствие к своему воспитаннику. Ведьма, всячески издевающаяся над кандидатками в преемницы – творит ли она зло или заставляет пробудиться силы, до поры до времени дремлющие в девочках? Освободив из погреба подружку, брошенную там умирать, одна из них выпустила в мир людей сильное и опасное зло… Побочный сын князя, для которого поход за головой ведуна заканчивается так, как не могло присниться в самом кошмарном сне. Богиня исчезнувшего народа пытается раздобыть себе новое тело; в заброшенной избушке поселяется счастливая молодая женщина, которая очень любит своего мужа… и не замечает, что тот давно утопленник. А вот компания, в которую не по своей воле попадает охотник Корт, наоборот, знает, куда идет и какие законы собирается преступить. Будто наши неразумные современники, а не обитатели мира, где по дремучим лесам запросто бродит нежить, только и ждущая, чтобы чье-то недомыслие или жадность освободили их и дали дорогу в мир людей. Эта книга и о человеческой душе, которую можно потерять не только нечаянно «подарив» кому-то из обитателей Нави, но и запятнав бесчестным поступком. О кровных узах, прорастающих через оба эти соседних мира. А на минуту оторвавшись от чтения, чтобы не проехать свою остановку в метро, оглянитесь, не вспыхивают ли подозрительные огоньки в глазах сидящего напротив и правда ли за окнами мелькают только стенки туннеля?
|
| | |
| Статья написана 16 июня 2019 г. 22:33 |
Все, о чем говорится в книге Виктора Точинова "Остров без сокровищ", ни в коем случае не делает сюжет так сказать, исходника, менее увлекательным. Напротив, любимая с детства картинка приобретает объем, и многомерность. А в дополнение к ним такие глубины, о существовании которых лично я и не подозревала. Читая роман Стивенсона мы, как правило, проглатывали страницу за страницей, не особенно вникая во всякие подробности и тонкости. Скорее узнать, что будет дальше! То же самое при просмотре одноименных фильмов – наивного черно-белого и многосерийного, которому создатели придали ностальгическую окраску и светлую печаль. Как-никак воспоминания детства… Автор «Острова без сокровищ» приглашает нас снова пройти знакомым маршрутом – на этот раз вдумчиво и будто в компьютерной игре по дороге открывая сундучки. Вместо пиастров там припрятаны сведения, переворачивающие с ног на голову, казалось бы, не подлежащие сомнению факты и понятия. А попутно освежая знания по истории, или пополняя их — это уж у кого как получится, и побуждая включить «неумолимую логику». За событиями, которые происходят, так сказать, на первом плане, скрыто еще много чего. Впрочем, происходят ли? И в том ли виде, как нас пытаются убедить оба рассказчика – хороший мальчик Джим Хокинс и доктор Ливси, с которым на самом деле все не так просто? Когда повествование ведется от лица кого-то из участников или очевидцев описанных событий, рассказчику начинаешь верить. Сразу же. Автоматом. С первой страницы. В его словах не сомневаешься, так как смотришь на мир его глазами. А очень даже зря, чему в литературе существует немало подтверждений. Это и роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда», где убийца – доктор Шепард – в финале не только признается в содеянном, но и подробно рассказывает, как обманул доверчивых читателей. Это и современный французский детектив Бернара Миньера «Гребанная история», где за две главы до финала читатель узнает, что все было не так, как его пытались убедить. «Остров без сокровищ» — путеводитель не только по событиям, их интерпретации и образам героев с их историческими прототипами, но и по недомолвкам, оговоркам и одной-единственной дате, на основании которой читателю предлагается восстановить истинную картину. Но для современников Стивенсона все это было на слуху, чего не скажешь о нынешних читателях. И снова автор заботливо останавливает наше внимание на тех деталях, которые иначе мы бы восприняли как должное. Почему таверна родителей Джима Хокинса находится вдалеке от жилья и вообще от людных мест? Что неправильного в бочке с яблоками, поставленной на палубе? Что за зверь такой вертлюжная пушка и почему с ней связано явное фантдопущение? И наконец читателю «Острова без сокровищ» предлагаются главы-реконструкции, где рассказывается, как по мнению его автора все было на самом деле. Написанные абсолютно достоверно и в стилистике основного повествования. Можно при желании поспорить с отдельными выводами, в целом, согласитесь, все звучит очень убедительно. После прочтения «Острова без сокровищ» сказка не оказалась разрушенной, она стала другой. Возможно именно такой, какой ее хотел нам рассказать Стивенсон. Менее благостной, а местами так и вовсе отдающей горечью. Впрочем, от этого не менее увлекательной. Итак, «Эспаньола» готова к отплытию. Всех, кто не боится, просят подняться на борт!
|
| | |
| Статья написана 18 декабря 2018 г. 12:50 |
Каков главный критерий произведения, которое хочется читать и перечитывать? Кто-то из его героев сразу становится близок – за него переживаешь, на изображенный мир смотришь его глазами. В событиях и обстоятельствах, рожденных авторской фантазией, видишь что-то близкое, хочется воскликнуть «а ведь это про меня!» «а ведь так было с такими-то!». Двухтомник — пока еще — «Арата» можно сравнить с узором, сплетенным из разноцветных нитей, каждую из которых можно рассматривать отдельно, следить за ее извивами и снова возвращаться к общей картине. Как сказал один из современных деятелей литературы, в талантливом произведении должны быть, как в море, глубины для желающих нырнуть и отмели для любителей побарахтаться. Здесь эта задача блистательно решена. На первый невнимательный взгляд первая книга «Арраты» — роман-путешествие с попыткой переворота в отдельно взятом царстве и надвигающейся катастрофой, грозящей уничтожить мир. Для читателя, который смотрит чуть дальше того, что находится на поверхности это и роман о становлении того, кому предстоит не только управлять государством. О том, что большая власть – это и большая ответственность. Здесь говорится о взаимопонимании и общении разных народов с разными понятиями о чести и разными ценностями. О том, что у каждого собственная правда и не нужно навязывать свою, какой бы истинной она ни казалась. Одно и то же явление или поступок могут иметь противоположный смысл: плащ из беличьих шкурок, подаренный царевичем вождю лесного народа воспринят как смертельное оскорбление. Жрец убежден, что спас замерзшего мальчишку, по какой-то причине брошенного родными, а на самом деле сорвал ему посвящение и возможность обрести побратима-мамонта. Повзрослев, молодой мужчина возвращается, искренне желая нести культуру соплеменникам, прозябающим в дикости. Для тех же он ущербный индивидуум, не понимающий того, что у них известно даже младенцу. Попутно и, казалось бы, между прочим, затрагивается тема взаимоотношений «титульной» нации и всех остальных. Кто скажет, что это не близко нашему миру? Или универсальная истина: не стоит лезть, куда не надо, особенно если настоятельно просят этого не делать. Иначе можно случайно выпустить наружу такое, что сам не обрадуешься. Вторая книга читается с неослабевающим интересом. Казалось бы, все опасности позади: повзрослевший и сделавший для себя выводы принц возвращается в столицу. Но вместо наград его спасителей ждут обвинения и преследования. Напоминает что-то из отечественной истории… Но все не так просто и не так, как представляется вначале. Герой, самоотверженно защищающий царевича, во второй книге оборачивается совсем другой стороной — затронуты интересы его народа, остальное не имеет значения. Под маской придворного, которого в нашем мире назвали бы гламурным, скрывается жестокий интриган, способный добиваться трона совсем не гуманными методами. Навыки бывшего уличного беспризорника спасают жизнь молодому жрецу. Вот вам и мораль: наш жизненный опыт – наше богатство. Невозможно не переживать за судьбу царевны, отстаивающей право не идти замуж за достойного, но нелюбимого человека. Попутно вспоминаются все сказочные царевны и принцессы, которых очередной герой получал в награду вместе с половиной царства… События в жизни народов, обитающих в горах и лесной глуши тоже не просто вызывают интерес, их принимаешь близко к сердцу, возможно благодаря тому, что по сути дела то же самое волнует наших современников в их сегодняшней жизни. Талант и сверхъестественные способности могут приниматься соотечественниками с восторгом и почтением, а могут сделать их обладателя «чужим среди своих». Добродеи несмотря на свое название, творят не только благо и поддерживают свою власть не только добротой. А мамонтам и тотемным волкам поперек тропы все-таки лучше не становиться.
|
|
|