Несмотря на богатое наследие, оставшееся от десятка заметных фантастов связанных с городом, Красноярск никогда особо не славился историей фантастики. Как-то так сложилось, что нет здесь писательской школы, сильного клуба любителей фантастики или мощной армии рядовых читателей.
Нет, безусловно, город читает: книжных магазинов полтора десятка, фантастика в ассортименте, букинисты помаленьку работают. В своё время КЛФ "Вечные паруса" был одним из активнейших в стране (например, организовал первые ролевые игры Хоббитские игрища» — 1990 год). До недавнего времени в городе жил один из виднейших фантастов страны — Михаил Успенский (умер в 2014), автор знаменитого "Жихаря".
Внимание — будут большие фото!
Но в целом обстановка далеко не радужная. Известные авторы, работающие на поприще фантастики, уезжают в поисках перспектив или отходят в тень. Молодые авторы годами не могут пробить дорогу к читателю. КЛФ "Вечные паруса" изрядно сократился и почти впал в спячку. Старый красноярский читатель стал тяжёл на подъём и почти не приходит на какие-либо мероприятия, связанные с фантастикой, а молодой и сам не спешит куда-либо, предпочитая Интернет живому общению. Литературная "тусовка", которая могла бы породить интересных людей, способных "двинуть" фантастику, варится в собственном соку. Фантастику в целом не ценят — мало читают, не обсуждают, не ищут, не хвалят или не ругают.
Казалось бы, на фоне такой серой картины уже не будет никаких проблесков и надежды на возрождение. И город окончательно, со смертью последних "профильных" авторов, станет безвестной точкой на карте, ничем не привязанной к фантастике.
Тем удивительней было мне за 2015 год столкнуться сразу с несколькими обнадёживающими явлениями.
Прежде всего, в Красноярске неожиданно вышли два крупных сборника.
Первым проявил инициативу Евгений Тимофеев, директор местного издательства "Арта", который на страх и риск, без надежды на выгоду, выпустил собрание сочинений теперь уже полузабытого, но когда-то яркого и активного Олега Корабельникова. Более того, Евгению удалось подтолкнуть писателя к встречам с читателями, к диалогу, общению. Автор, которого, как казалось, мы давно потеряли, снова вернулся и готов рассказать о себе и своих книгах. Хочется надеяться, что оба — автор и издатель — не остановятся на достигнутом.
Кстати, уникальное собрание сочинений О. Корабельникова, до сих пор частично не распродано. Книги можно заказать на сайте издательства.
Вторым номером выступил Михаил Стрельцов, красноярский поэт и литератор, — в роли одного из составителей мемориального сборника, посвящённому Михаилу Успенскому — "Нерассказанный сон". Изначально сборник планировался как собрание фантастики современных авторов, связывающих себя с городом, но после смерти Успенского было принято решение посвятить книгу выдающемуся земляку. Остаётся надеяться, что такая книга объединит местных авторов и послужит этапом возрождения фантастики в городе и крае.
Сборник выпускался по грантовой программе "Книжное Красноярье" и сразу же стал библиографической редкостью — тираж 1200 экземпляров распределён по библиотекам. В перспективе планируется выпуск электронного варианта книги.
Наконец, недавно произошло событие, чётко показавшее, что город всё-таки неравнодушен к фантастике — в литературном музее открылась выставка "Лаборатория фантастики". Да-да, я тоже сначала решил — совпадение. И ошибся. Наш сайт стал одним из гостей выставки, а название дано именно в его честь.
Объём экспозиции не слишком велик, однако книгам, памятным знакам и графическим панелям есть что рассказать о "фантастическом" наследии Красноярска.
Здесь можно заметить, что информация об авторах, отзывы и даже выдержки из диагноза лингвоанализа взяты именно с нашего сайта. Даже в сибирской глубинке Фантлаб остаётся компасом и картой для исследователей фантастики и простых читателей.
Отдельная небольшая полка и стеклянный стенд посвящены Михаилу Успенскому: книги, награды, грамоты, карточки-бейджи.
Очень хочется верить, что после чёрной полосы последних 10-15 лет, много отнявшей у ценителей фантастической литературы, над Красноярском развернётся светлая полоса, которая подарит новые таланты, замечательные книги и восстановит ряды любителей фантастики.
Долгое время я считал, что этот автор ушёл в тень совсем. Как известно, Корабельников отрёкся от литературы и вернулся к медицине, практически перестав появляться на горизонте фантастики. Некоторую свежую информацию о нем можно было узнать только через знакомых (обычно я спрашивал М. Успенского, но сейчас уже некого). Словом, поблагодарить писателя за его книги лично надежды почти не имелось.
Неожиданно через авторский сайт получаю приглашение на литературную встречу. Она состоится по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 24, книжный салон «Федормихайлович» 23 апреля в 19.00 по местному.
Понимаю, что фантлабовцев в Красноярске кот наплакал, но возможность уникальная — нельзя про неё молчать. Сам постараюсь быть обязательно. Если повезёт сделаю фото, попробую подписать книгу. И отчитаюсь о встрече. Готов, кстати, принять вопросы к Олегу Сергеевичу.
P.S. Для местных. Что за салон такой со странным названием — вопрос... Физически это дом-новостройка между институтом искусств и старым зоомагазином. Никогда там книжного не было. Впрочем, интернет утверждает, что сейчас есть. Будем искать.
Модель психического (Theory of Mind) — это базовый принцип человеческого разума. Умение поставить себя на место другого человека, как считается, стало основным эволюционным направлением развития человеческого интеллекта. В этом смысле хорошая художественная литература служит серьезным подспорьем для эволюции человеческого разума. Литература выполняет роль своеобразного тренажера, на котором человек может отточить это умение. Читатели качественной художественной литературы справляются со всеми тестами Модели психического лучше, чем читатели других литературных жанров. Это доказали в серии экспериментов американские социологи.
Немножко бредоватое исследование, как мне кажется. Основное умение разума — составлять информацию. Ставишь ли ты себя на место другого при этом или нет — дело десятое. Но тем не менее!
Форум Фантлаба периодически становился ареной спора — учат ли нас фантастические книги чему-нибудь или нет? Полезно ли читать фэнтези, смотреть анимэ или ужасы?
И вот американские учёные подхватили пальму первенства у своих британских коллег, доказав (или не доказав — см. комментарии к статье) определённую пользу литературы, которая, впрочем, и так была достаточно очевидна.
Недавно случайно прочитал глупейший рассказ Говарда о Конане-варваре. И что-то стало вспоминаться...
Память у меня плохая, но интуиция хорошая. Полез в институтские конспекты и действительно нашёл со скуки написанную на лекции схему генерирования сюжетов для "конины". Читаные в студенчестве (конец 90-ых) романы о непобедимом киммерийце были настолько однообразны и скучны, что я не смог удержаться от соблазна поиздеваться. Потом шутка, естественно, забылась.
Не знаю насколько смешно получилось, но всё же выложу её здесь.
Схема компоновки сюжета о Конане-варваре. Придумана в шутку, после прочтения нескольких однотипных произведений. Данная схема позволяет быстро составить сюжет любой истории о знаменитом персонаже Говарда. Для этого надо в каждом пункте выбрать произвольно (т.е. независимо от выбора в предыдущем пункте) один из подпунктов. Составленные по порядку, они образуют сюжет.
1) Конан сидит в: а) таверне б) тюрьме в) у костра в голой степи (пустыне, горах, джунглях, на плоту в море и т.п.) г) на королевском троне только что убитого тирана
2) Он: а) празднует победу б) празднует поражение в) ещё что-нибудь празднует
3) К нему подходит: а) прекрасная девушка б) таинственный старик в) витязь в доспехах г) неведомый зверь
4) И предлагает: а) выпить б) переспать в) подраться на мечах г) а, б и в сразу поочерёдно
5) Потом они отправляются в путешествие: а) за артефактом б) поддержать переворот в каком-нибудь государстве в) просто пограбить г) в пустыню, чтобы заблудиться там и помирать от жажды
6) Для этого они: а) осаждают город б) берут на абордаж корабль в) требуют освободить друзей (бродяг, которые прибились к ним в путешествии), иначе они всё подожгут
7) Враги: а) тупо вступают в битву б) остро выпрыгивают из засады в) умно соглашаются, но поздняк — Конан ужё всё поджог
8) Конан: а) рубит врагов б) обманутый врагами, рубит друзей в) обманутый обеими сторонами, на хрен рубит всех (недалёким умом кроманьонца киммерийца не разобравшись в политике)
9) Конана в разгар сражения: а) коварный соперник-доходяга бьёт по голове сзади б) ещё более здоровый и тупой соперник бьёт по голове спереди (изредка — душит) в) просто все бьют со всех сторон любыми предметами, пригодными для этой цели (иначе — хана) г) настигает безумная любовь к какой-нибудь красавице (обычно — проститутке)
10) Конан, теряя сознание, в последний момент совершает героическое усилие и… приходит в себя в: а) таверне б) тюрьме в) у костра в голой степи (пустыне, горах, джунглях, на плоту в море и т.п.) г) на королевском троне только что убитого тирана
11) Конану становится скучно сидеть без дела и в этот момент: а) на ближайший город нападают б) Конан нападет на тех, кто неосмотрительно напал на город
12) Появляется самый главный гадкий маг и случается жуткая катастрофа: а) конец света б) смерть любовницы в) у Конана кончается пиво
13) Начинается следующая серия приключений (см. пункт 1)