Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 сентября 2013 г. 19:59

Сегодня у меня нет настроения для долгих преамбул, поэтому сообщаю сразу – говорить будем о Сергее Кузнецове, вернее о его романе «Затворник», вышедшим далеких 2 года назад в издательстве «Астрель», в серии «Городу и мифу» (по-видимому, почившей сразу после достаточно бодрого старта).

Эта книжка достаточно долгое время пылилась у меня на полке, черед до неё дошёл сравнительно недавно – я собирался в отпуск, и позарез требовалось какое-то чтиво в самолёт. Но там всё с самого начала пошло кувырком, поэтому читать я начал только во Внуково, сидя в зале ожидания для пассажиров бизнес-класса. А закончил в том же Внуково, спустя 10 дней, возвращаясь на малую родину.

Это, не в коем случае, не пыль в глаза, ни какая-то дурная похвальба, просто Кузнецов, по крайней мере – в начале, достаточно много времени и места уделяет описаниям солидных коммерческих структур, их всевозможных служб и департаментов, а также – людей, стоящих во главе подобных организаций, так что всё необходимое для погружения в атмосферу делового мира у меня было, можно сказать, под рукой. Включая надменные рожи, дорогие костюмы и жутко, прямо таки запредельно дорогущий – особенно для меня, паренька из провинции! – бар. Не исключено, что именно поэтому начало «Затворника» меня так захватило.

Впрочем, поначалу было интересно, даже если абстрагироваться от окружающего мира. Тем более, что у Кузнецов обнаружился один очень редкий (и поэтому мной немало ценимый, особенно у авторов «городской фэнтези») талант — интересно описывать быт героев. Пренебрежением к этому грешат многие, ещё больше тех, кто пытается, но не может уйти дальше описания приготовления кофе и прочих депрессивно-элегичных абстракций, свойственных девочке-нимфетке, но совершенно неуместных для писателя, даже если этот писатель – та самая девочка. Автор «Затворника», по счастью, оказался не из таковых. У него, вообще, всё сработано достоверно – и обыденная жизнь героев, и их карьера, взлёты и падения. Не углубляясь в детали, Сергей Кузнецов создает весьма убедительную реальность, в которой живут его герои… и совершенно беспомощен, когда дело начинает развиваться, условно говоря, вне её.

Тем, кто подобно мне, не любит всю эту чехарду с перемещениями между мирами, спешу сообщить – ничего подобного в книге нет, но «городская фэнтези» не даром так называется, ведь иногда городу в ней приходится потесниться. И вот когда дело доходит, собственно говоря, до «фэнтези» «Затворник» теряет всё свою привлекательность, весь блеск и шик. История Кости Егорова, некогда блестящего хозяйственника, теперь ставшего писателем с весьма уединенным образом жизни, хоть и не лишена некоторой искры обаяния (это заслуга, в первую очередь, убедительно выписанных героев, особенно – Померанцева), но при этом – НАГЛУХО ВТОРИЧНА. Настолько, что даже Caps Lock не в силах отразить этого. Она вторична, третична… десятерична, чтоб ей неладно было! Одним словом, это такой нафталин, что просто удивительно как кто-то в наше время ещё использует подобные сюжеты.

Конечно, если взглянуть немного со стороны, холодным и непредвзятым взглядом рецензента, а не обманутого в лучших надеждах читателя, то история – ещё ничего, даром что банальна. Падение когда-то успешного профессионала до затворника, одержимого идеей создать свою книгу, собственный мир, Кузнецов рисует весьма и весьма ярко, не жалея ни красок, ни персонажей, он прогоняет своего главного героя сквозь самую настоящую вереницу жизненных неурядиц – карьерных неудач, смертей, предательств. Но ради чего? Костя Егоров – безусловно – настоящий мужик, не сдавшийся под гнётом обстоятельств и продолживший то дело, что считал важным, что называется «всем чертям назло». Но дело-то обернулось пшиком, пустой забавой. Путеводная звезда оказалось летящим с балкона окурком, вдобавок – угодившим герою в глаз. Вернее… всё было ты так, если бы на стороне героя не играл автор.

Кузнецов открыто поигрывает своему персонажу ещё в прологе – где рисует картину толпы, сметающей с книжных полок роман никому не известного автора. А там ещё пьеса, серия картин, переговоры по экранизации. И переиздания, переиздания, переиздания…

Спору нет – круто. Спору нет – вполне возможно. Не знаю, как, конечно, затворник может создать гениальное произведение, которым будут восхищаться 99,9% прочитавших, но будем считать, что может. В конце концов, приятней верить в гениальных отшельников, нежели в скрупулёзно просчитывающих всё и вся ремесленников и полагающихся не на талантливость произведения, а на мощь промоушна бизнесменов.

Но не стоило вставлять фрагменты из этого произведения века в книгу! По эффекту, это как если бы автор чихнул в опасной близости от карточного домика, который только что возвёл со всем терпением и тщанием. Почему?

Потому что, если говорить честно и беспристрастно, Костя Егоров написал ерунду. Серьезно. Он потерял (или почти потерял) все, что только можно было: работу, друзей, близких, жену и сына – для того, чтоб в итоге создать нечто, по уровню стоящее на одной ступеньке с субботними мелодрама канала «Россия 1». Положил жизнь на алтарь, чтобы сотворить «Доярку из Хацапетовки». И обелять это, рисуя коммерческий успех подобного «чтива», сладкой сказочки для тех, у кого ничего не получилось в жизни… как минимум — лукавство.

Забавно, что сходным образом рассуждает жена Егорова Оксана, перед тем, как покинуть мужа. Не скрою, на этом моменте я, уже порядком заскучавший, подобрался, ожидая услышать – если не из уст автора, то хотя бы от персонажа – в чем же, собственно, уникальность, Костиного творения? Увы, автор отделался общими фразами, а вот прямому ответу на этот вопрос прозвучать не дал. Что и говорить, досадно.

Вдвойне досадно, что этот гимн тюфяку в человеке написан неплохим языком, и вообще – на первый взгляд кажется весьма интересным и поначалу немало увлекает. Значительно пробуксовки возникают лишь в финальной трети, когда всё уже становится ясно (неспроста я боролся с ней большую часть времени из тех 10 дней и неспроста смог добить только в аэропорту, когда занять себя было уж совсем нечем). И таланта рассказчика у Сергея Кузнецова не отнять, и в стиле ему отказать невозможно, и герои у него выпуклые, зримые, более того – узнаваемые. Я бы даже на покрывшийся от возраста подозрительными пятнами сюжет закрыл глаза – вдруг это благородная патина? – но вот это вот оправдание… Нет, честно, отказываюсь понимать. Принимать, естественно, тоже.

Короче говоря, конфликт у меня с этой книгой. На идеологическом уровне.

Да и я мелодрамы не люблю.

[/url]
[/right]

цитата

Залы всех московских книжных магазинов и ярмарок были увешаны кричащими, но довольно грамотно и умело составленными, изготовленными на отличной бумаге рекламными плакатами, где Костина книга называлась лучшим романом первого десятилетия нового века, неразгаданной тайной, крупным явлением русской культурной жизни. Скромненько и со вкусом. Видно было, что автор рекламного текста книгу не читал, — впрочем, ему платят деньги не за это.

В метро и наземном транспорте все читали Егорова. По «Радио России» шла многосерийная постановка по роману. Каждый вечер, в восемь пятнадцать, мы с Софией садились и слушали. После очередной серии она сказала:

— Если бы я не знала его и не дружила с ним много лет, я бы подумала, что его действительно не существует. Алеша, пусть он появится, пожалуйста…

Я не ответил и вышел из кухни.


Статья написана 2 сентября 2013 г. 21:38

В отечественную фантастику некроманты пришли с лёгкой руки Ника Перумова. Нельзя сказать, что он был первым, кто пытался познакомить читателей с «тёмной стороной Силы», тем более нельзя утверждать, что он был лучшим (хотя ранний Перумов, таки да, был неплох). Главное – он был массовый автор. Книги о приключениях Фесса-Неясыти разбирали как горячие пирожки, редко какой том обходился без доп. тиражей – и это при том, что и основные были более чем приличные. Смекнув, как падок читатель на эту темы, вслед за Капитаном устремилось множество авторов, как грибы после дождя… Нет! Как зомби с разупокоенного погоста поперли новые книжки о «хороших плохих». В первую очередь, конечно – о некромантах.

Об одной книге, главный герой которой является представителем вышеупомянутой «профессии» мне бы и хотелось сегодня поговорить. Эта книга Сергея Демьянова «Некромант. Такая работа».

Впрочем, прежде чем говорить о ней, забудьте всё, что я написал ранее. Роман Демьянова никоим образом не похож на «Хранителя Мечей», его герой – не Фесс. Тем более, он не имеет ничего общего с некромантами Сыромятниковой, Романовой или Гурова. Хотя бы потому, что всё это – достаточно типовое фэнтези, а действие «Некроманта» происходит в современной Москве.

«Городское фэнтези!» — воскликнет проницательный читатель. «Редкий вид», — отвечу я. Дело в том, что здесь на самом деле есть Город – как полноправный персонаж книги. Сырая и холодная, продуваемая всеми ветрами предновогодняя Москва. Автор уделяет достаточно внимания бомжам, гастарбайтерам, нечистым на руку подрядчикам, неверным ментам — иными словами, всему тому, что нам дорого и мило именно в больших городах. Стылый серый муравейник получился у него на удивление неплохо, и книжный аналог «Оскара» за роль второго плана я бы присудил именно ему.

Никакого глянца и мишуры нет и в описаниях остальных героев, хотя в большинстве своем они даны достаточно плоско и блекло, за исключением самого некроманта Кирилла. Все остальные больше смахивают на болванчиков, потенциально может и небезынтересных, но служащих только для отыгрыша своей роли. «Мудрый, но пьющий учитель» — медиум Рашид, «друг из милиции» — Олег. Вся команда Лизы по зачистке – чистое приложение к их пушкам и больше уместны в каком-нибудь шутере или – упаси, Ктулху! — аниме. Анна-Люсия – вообще, одновременно и штамп, и рояль в кустах, и мечта прыщавого подростка. Об антагонистах, вернее – антагонисте, не хочется и говорить, настолько он неудачно выписан.

А вот главный герой, напротив, скроен более чем живым и объемным, выпуклым. Но не чрезмерно, а как раз таким, как должно быть, чтобы выделяться на фоне иных персонажей и при этом — не казаться чужеродным. Кроме того, автор щедрой рукой раздал ему слабостей, чем ещё больше подчеркнул человеческую его природу. Просто этот человек умеет поднимать мертвецов, а в остальном – «он такой как мы, только без хвоста». У него сварливая соседка, аллергия на какую-то дрянь, и он очень неравнодушный человек. В том смысле, что не пройдет, опустив глаза мимо подлости. Если подыскивать аналоги – это такой молодой Городецкий (ещё из «Ночного Дозора») или старина Гарри Дрезден. Именно эти ребята в первую очередь приходят на ум, но если читатель немного поразмыслит, он поймёт разницу. Городецкий в молодые годы несмотря на титул Светлого, был ещё той сволочью, а Дрезден… Дрезден – это просто очень точное попадание в образ городского мага, настолько точное, что кажется толику неестественным. Кирилл ближе к реальности. Той, что разворачивается прямо здесь и сейчас, за окном у каждого.

Кстати, о реальности. Я не случайно выбрал именно такой, подчеркивающий происхождение заголовок. «Некромант…» — очень «русская» книга. Не только потому, что сюжет его развивается в России, даже не столько. Просто её герой – весьма типичный для нас персонаж, много (хоть и по условной необходимости) пьющий и ещё больше рефлексирующий. К чести автора, эти рефлексии, несмотря на объем, воспринимаются адекватно, ибо хоть герой – скажем прямо – жует соплю, жует он её всякий раз другими словами, а не как у того же Лукьяненко. Другое дело, что повторение – мать учения, но до определенных пределов же, и когда Демьянов, устами своего героя, вновь заводит шарманку о равнодушии и смерти хочется уже это пролистать. А заводит он её частенько.

Книжка, вообще, очень сырая в этом плане. По-хорошему, текст надо было ещё резать и резать. Безусловно, авторский потенциал чувствуется и сквозь «сырость», а в некоторых местах она попросту чертовски кстати – атмосфера, ибо! – но весьма часто сквозь текст приходится натуральным образом продираться и не всегда этого хочется делать.

Впрочем, главная проблема книги — иная. Дело дело не в уместности такого количества рассуждений о природе вещей (в конце концов, от рек коньяка, что выпивает главный герой, несомненно должно распирать пофилософствовать), и даже не в картонной начинке второстепенных героев. Самый большой недостаток Демьянова, который не уравновесить никакой атмосферой – он не умеет делать кульминации. Совсем. Никакого напряжения, никакой вибрирующей струны, готовой лопнуть вот прямо сейчас, сию секунду – читатель просто тонет в очередном потоке рефлексии или отвлеченных суждений. А когда, отфыркиваясь, выныривает на поверхность, видит уже развязку конфликта. Если на всё остальное ещё можно закрыть глаза, то на подобное — у меня не получается.

[/url]
[/right]

В остальном же, «Некромант. Такая работа» — книга, безусловно, неплохая и с правильным моральным стержнем (что редкость в последнее время). Жаль, автор сделал всё возможное и чуточку больше, чтобы превратить мощный дебют в едва слышный хлопок. Хлопок, спору нет, виртуозный – одной ладонью, но толку от этого? Это, как раз, тот случай, когда одно дерево не в силах заменить лес, каким бы раскидистым оно не было.


Статья написана 28 июня 2013 г. 21:00

Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государства стряслась беда. Да такая, что местным жителям — несмотря на всю их... кхм... удаль — справится с ней было не по силам. и решили они тогда призвать на помощь героя, в прошлом уже оказавшего подобную услугу этому самому тридевятому царству, тридесятому государству. Герой, однако, сам никуда не поехал (сослашись на то, что вышел на покой), а прислал сына. Звали сына — Абрахам ван Хельсинг. Младший.


Венгерские разработчики из студии Neocore Games — ребята, определенно, амбициозные. Нет, не в том смысле, что пыжатся как жабы и пытаются с места в карьер вознестись сразу на вершину игрового Эвереста, вовсе нет. Просто на главные роли в своих играх они выбирают тех, кто и без всяких игр легенда. Сначала венгры преподнесли широкой публике варгейм в двух частях про короля Артура и рыцарей Круглого стола, теперь вот завлекают побегать в шкуре знаменитого охотника на вампиров (на минуточку — создавшего, помимо всего прочего, канонический образ этого самого охотника). Ну как тут можно устоять?

"Невероятные приключения ван Хельсинга" принадлежит к классу hack-n-slash/action RPG. Как было уже сказано выше, здешние разработчики дают нам редкостную возможность примерить на себя шляпу и плащ прекрасно всем знакомого персонажа и навести его руками порядок в одном отдельно-взятом восточноевропейском королевстве. Королевство это в целях конспирации зовется Борговия, но узнать в нём Сами-Знаете-Какую-Страну особого труда не составляет.

Примечание: Нет, не Советский Союз!

Борговия — крайне живописное местечко. Тут найдется место и величественным горным массивам, и дремучим лесам, и зловещим болотам. В лесах и болотах, без дураков, можно заплутать, а вот в горах дорога одна и с обрыва не спрыгнуть. Но сделано всё красиво, чувствуется так особая мистическая атмосфера, когда идешь по узкой лесной тропке и не знаешь, что там, за поворотом. Скелет у дерева, с сундучком золота подмышкой и клинком в костяной длани или стая голодных ещё с прошлой зимы вриколаков. Вриколаков здесь больше — практически под каждым кустом. А ещё гарпии, русалки, лесовики и домовые — раз уж мы гостим у хоть и западных, но славян, то и бестиарий тут будет знакомый. Стервятники, правда, какие-то странные — больше похожи на больных бешенством шиншилл размером с поросенка, ну да ладно. Хватает, впрочем, и своеобразных, уникальных противников, не представленных в "Происхождении видов" пращуров. Это, в основном, механические создания профессора Фульмигати — нашего главного и единственного антагониста (и, как покажет история, мало что не знакомого).

Игровой процесс, "Приключений..." и заключается в прорубании сквозь орды противников к цитадели Глав. Гада с последующим неминуемым поединком. Знакомо? В принципе, да, за это мы "руби и круши" и любим. Хотя иногда и надоедает, особенно когда ничего большего разработчики предложить не могут (ну или не хотят). Венгры из студии Neocore Games в этом отношении большие молодцы. Они ввели в игру пару... кхм... вещей, которые трудно назвать инновационными, но на геймплей они влияют ещё как. Во-первых, сюжет. Да-да-да, мои дорогие любители "Диабло", он здесь есть! Естественно, не такой как в "Ведьмаке" или Divine Divinity, но сравнению с высасыванием из пальца всё новых и новых Владык Ужаса — вполне ничего, годится. Во-вторых — а вот это действительно было неожиданно — здесь нет гринда. Совсем. Полчища монстров, готовые умереть под лезвием нашего меча — есть, а гринда — нету. Потому что это честные монстры, и раз умерев, они больше не возрождаются. Так что, один раз зачистив, скажем, Стонущий лес, потом вы можете гулять по нему с одним только сачком для бабочек — ни один подлый волко... пардон, вриколак вас за пятку не укусит. Манчкинов и любителей баал-ранов такое "нововведение" может разочаровать, но оно логично (хе-хе, само собой) и обоснованно.

Дело в том, что наш ван Хельсинг — ещё относительно молод и по умолчанию не может стать за одно приключение, пусть даже и столь невероятное как это, машиной смерти и тотального уничтожения. Он сильно ограничен и дальше 30го уровня расти отказывается. Потолок этот весьма и весьма низок, поэтому лучше не растекаться мысью по древу навыков, а изначально определиться — кем быть. Альтернатив, как по канону, три — воин, стрелок и колдун. Комбинировать их между собой никто не запрещает, а если вам вдруг надоело махать шашкой — кстати, она здесь есть — то никто не мешает переучиться в заклинатели у местных цыган (по-моему, символично). Узкому специалисту жить проще, особенно на высоких уровнях сложности, а стрелку — проще всех.

В принципе, навыки — это ложка дегтя. Красочное и необычное — похожее, но отдаленно мы видели в Titan Quest — древо развития персонажа не в силах скрыть, что плодов на нём, мягко говоря, негусто. Пусть даже каждый навык может обладать несколькими дополнительными особенностями (3 активных + 1-2 пассивных). Всё равно маловато. Добавить в кашу масла призваны ауры и уловки (по восемь и тех, и других). Ауры — это пассивные способности, призванные увеличить урон или перезарядку заклинаний. Уловки помогают унести ноги, если ситуация выходит из-под контроля окончательно. Они, как и навыки, имеют несколько ступеней прокачивания, но без дополнительных способностей. Кроме этого, в игре имеется система умений, открываемых за уровни репутации (достигает при убийстве определенного количества монстров). Умения эти — нечто вроде перков, и, вроде бы, они как-то привязаны к прокачке персонажа.

Пассивными навыками обладает и спутница нашего героя. Её зовут Катарина и она... привидение. Ну да, вот такая вот ирония — охотник на нечисть путешествует в компании с призраком. К слову, не лишенным очарования и ужасно, ужасно язвительным. Катарина может помочь в рукопашной, поддержать огнём с дистанции или же вовсе постоять в сторонке, увеличивая сопротивления своего компаньона. А ещё её можно отправить в магазин со списком покупок. Никогда бы так не делал из уважения к её голубой крови, но уж больно забавно она злится.

Вообще, юмора в игре хватает. Иногда слегка топорный он, тем не менее, не скатывается к балаганным шуткам, а остается скорей легкой иронией над шаблонами и стандартами РПГ (вроде "почтовых квестов" или дурацких заданий NPC). "Профессиональные" темы так же не обойдены вниманием — на доске висит объявление о продаже шляпы, плаща и кнута (привет, Castelvania), в деревенском колодце поселилась чернота, которая перенесёт нас в Астрал ("Братья Гримм", вы ли это?) Из другого колодца, стоит кинуть туда монетку, вылетает птичка целая эскадрилья гарпий (бессмысленно говорить, что это за фильм). То ли бог, то ли прародитель местных водяных по традиции отчетливо смахивает на Ктулху (а вся локациях с болотами — на похожую из первого "Ведьмака").

Думаю, в процессе чтения вы уже поняли, что кроме солидной кладки пасхальных яиц, в «Приключениях…» можно усмотреть немало заимствований? Глупо было бы отрицать – они есть. Но это всё очень органично и удачно вплетено в игру и ничуть её не портит. Здесь в самом деле веришь, что разработчики взяли самые удачные ходы коллег по цеху, чтобы игроку было максимально удобно в игре. Тем более, что историю они придумали целиком и полностью свою, и пусть ей немного — са-а-амую малость! — не хватает глубины, она вполне способна увлечь. Ну и просто — чёрт побери, сама возможность примерить шляпу самого ван Хельсинга, это же здорово!

А шляп здесь, кстати, великое множество — котелки, стетсоны (ковбойские) и даже... панамы!


Статья написана 14 мая 2013 г. 21:51

...что мои рассказы есть в Сети. Ну, то есть, был рассказ, но сегодня, спустя месяц, я спохватился, и теперь там в самом деле рассказы. Новость, собственно, не бог весть какая. Да и рассказы тоже. Прекрасно отдаю себе в этом отчет, но... в общем, для простоты будем считать, что это — пиар. Потому как, если это не пиар, то я не знаю, что это. То есть знаю, но не сознаюсь.

Кроме того, у тех, кому я когда-то вольно или невольно отдавил (или — отдавлю в будущем) ноги на ФЛР или КолФане, есть возможность вернуть долг сторицей.

Сделать это можно на моей страничке на сайте "Мастерской писателей". Но учтите — я буду сопротивляться!



Статья написана 8 марта 2013 г. 14:06

Категорически приветствую вас, читатели и писатели, сочувствующие и просто любопытные! Не знаю уж, был ваш ветер попутным или нерассуждающая равнодушная сила интернет-сёрфинга увлекла вас, когда вы были к этому меньше всего готовы, но вы — в моих владениях. Здесь, в общем-то, есть, что почитать (сам себя не попиаришь, никто тебя не попиарит), но вот конкретно в этой статье будут собраны и аккуратно разложены по полочкам отзывы на рассказы Фиолетовой группы. К несчастью, коварный Тзинч помутил разум нашего уважаемого оргкомитета, поэтому вступать в бой авторам придется под эмблемой, простите, Twilight Sparkle — Сумеречной Искорки, но я верю, что этот прискорбный факт никак не скажется на их боевом духе.

Итак, вот имена тех, кому в самое ближайшее время предстоит выдержать настоящий варп-шторм критики. Вчитайтесь — воистину, это медь звенящая и кимвал какой-то там:

Барсучок (18)

Беседа (15)

В ожидании окна (22)

Випемы (12) +1

Вниз на вершину холма или Правило левой руки (14) +1

Геноморф (17) +1

Джон Эйби, которого нет (13) +1

Клаус Шульц и Дева-Свобода (12)

Ласкающий лезвие (12) +1

Мотылек (16) +1

Памяти всех мёртворождённых (16)

Перестать быть богом (11)

Писательский удар (11) +1

Под шумок (13)

Подопытная крыска (12)

Прости меня, Мэйдж (12)

Сеятель ветра (12)

Обновлено: 18:20 18.03.

Последний просмотренный пост в теме



P.S. Давно я не чувствовал себя таким идиотом, осваивая вставку списка с оглавлением. Хотя, казалось бы, чего проще? Пойду отведу душу в WHIMSYSHIRE. Пони! Поняши! Я иду к вам! Я! BORN TO KILL!




Тэги: ФЛР-6



  Подписка

Количество подписчиков: 62

⇑ Наверх