Все отзывы посетителя glaymore
Отзывы
Рейтинг отзыва
Замиль Ахтар «Кровь завоевателя»
glaymore, в 10:30
После «Стальных богов» взялся за этот роман с огромными ожиданиями — и был сильно разочарован.
Но сначала о хорошем. С первых страниц становится ясно, почему Ахтар в первой книге налево и направо вырезал главных героев — он изначально не собирался перетаскивать их в сиквел. Действие «Крови завоевателя» разворачивается спустя годы и совсем в другой стране, которая ранее упоминалась только мельком. Если Сирм являлся аналогом Османской империи, то Аланья скорее сравнима с Персией эпохи Сефевидов. Масштаб событий здесь намного более камерный, практически весь роман происходит в Кандабаре, аланийской столице. Вместо военных действий акцент сделан на многослойные шпионские игры и сложные придворные интриги вокруг права престолонаследования. Все это довольно увлекательно и колоритно описано, так в чем же проблема романа? А проблема романа в главных героях.
В первой части цикла повествование попеременно шло от лица паладина-крестоносца и преданного янычара, и это автоматически создавало идейное противостояние и напряженный конфликт. Один стремился любой ценой завоевать Святой город во имя своей веры, другой — любой ценой Святой город отстоять. А здесь...
Одна героиня — простая девушка из кочевого тюркского племени, которая волей судьбы прибилась к аланийской культуре и теперь мечтает о знатном муже, предпочтительно сыне шаха, но можно и попроще. И, собственно, на этом все. Единственный ее сюжетный драйвер — это неукротимое желание любой ценой (интригами, предательством, убийствами) «выйти в люди», приобщиться к аланийской знати.
Вторая героиня поинтереснее, она магус-оборотень, вселяющийся в тела своих жертв, идеальный шпион-инфильтратор. Она тоже стремится подняться на вершину властной пирамиды Кандабара, и тоже готова принести ради этого любые жертвы. Зачем ей власть? Оказывается, она последний потомок давно (но не до конца, хе-хе) умершего основателя некоей религиозной секты, а у них в секте есть верование, что грядет конец света и единственный способ его предотвратить — это привести на шахский трон потомка главсектанта. Каким образом это спасет человечество от апокалипсиса, правда, не поясняется, ну да и ладно.
В результате то, что начиналось как навороченная многослойная политическая интрига, быстро вырождается в соперничество двух баб, обезумевших от жажды власти. И Кира, и Зедра не стесняются ради своих целей убивать, провоцировать резню, разрушать города. У Кевы и Михея ситуация была примерно похожая, но у них конфликт по крайней мере имел идейную и религиозную основу, а тут просто две стервы с капитально сорванной башней выясняют, кто убьет больше людей на пути к трону, потому что, цитирую одну из героинь близко к тексту, «кто не убивает всех налево и направо, тот слаб, а я докажу всему миру, что я сильна».
И вторая значимая претензия — в «Стальных богах» автор набросал очень много интригующих намеков на необычное мироустройство. Все эти ангелы в виде гигантских медуз, кровавые звезды с человеческими лицами, башни с глазами, а вот царство джиннов, а вот царство мертвых, и все они между собой в сложных и непонятных отношениях, и наверняка во второй части про это расскажут подробнее? Ха-ха, про все это великолепие в «Крови завоевателя» вообще _ни слова_, автор слишком увлечен кровавыми разборками придворных девочек, чтобы отвлекаться на какие-то там тайны мироздания.
От дальнейшего чтения цикла пока не отказываюсь, но ожидания уже намного более сдержанные. 6/10
glaymore, в 09:43
Грешен, люблю «псевдо-историческое» фентези, в котором действие происходит не в условном средиземье, а в узнаваемых исторических декорациях, как правило, слегка переименованных, чтобы зануды не придирались.
Вот и в этой книге не абстрактный Гондор бьется с абстрактным Мордором, а империя Крестес (условная Византия) отправляет армаду на восток, в Сирм (смесь Османской и более ранней Сельджукской империи), чтобы вырвать из рук еретиков святой город Констани (ну вы поняли) и вернуть утраченные реликвии Истинной Веры. Шах Сирма в панике — к городу приближаются десять тысяч паладинов, крещеных в тяжелой воде и благословленных кровью ангелов.
ШТО, восклицает в этот момент читатель, и восклицает абсолютно справедливо. Потому что европейцы в этом романе поклоняются отнюдь не Иисусу, а неким 12 ангелам, упавшим в древние времена с небес, и про этих ангелов мало что известно, но скудные обрывки описаний пугающе напоминают лавкрафтовских монстров из межзвездных бездн. Впрочем, быстро становится понятно, что Лат, аналог мусульманского Аллаха, выглядит ничуть не лучше, а еще есть культы Ахрии и Хаввы, так они совсем уж за гранью... короче, с религиями в этом варианте истории XV века не задалось.
Композиция сюжета довольно занятная — вся книга состоит из чередования глав от лица главпаладина Крестеса и придворного янычара Сирма. Оба они поначалу персонажи малоприятные, паладин творит всякую кровавую дичь во имя истинной веры, а янычар в основном курит гашиш и страдает об ушедшей молодости. При этом у обоих героев удивительно много совпадений в биографии — оба потеряли жену, оба потеряли дочь, и так далее. Поначалу это кажется писательской небрежностью, но но временем становится ясно, что судьбы этих двоих прихотливо переплетены уже много десятилетий, хотя они ничего не знают друг о друге и встретятся лицом к лицу только ближе к середине романа.
В целом книга очень атмосферная, мрачная, динамичная. Битвы, осады, дворцовые интриги, предательства — в избытке. Ближневосточный колорит подан густо, хоть ножом режь. Количество вот-это-поворотов не поддается пересчету, натурально в каждой второй главе происходит что-то, переворачивающее представления читателя о мире романа. При этом основной смысловой стержень — противостояние Кевы и Михея, Востока и Запада, ислама и христианства — выдержан очень четко, для начинающего писателя даже неожиданно. Симпатии Ахтара явно на стороне Востока, но от дубайского автора странно было бы требовать иного.
В целом очень понравилось, несмотря на некоторую хаотичность изложения. Продолжения 100% буду читать.
Адриан Чайковски «The Long and Hungry Road»
glaymore, 16 сентября 10:44
Это не рассказ, а просто беллетризованный отчет о прибытии роевого флота на планету Империума.
Зачем это написано — хз.
Текст чисто для фанатов вахи, художественной ценности не несет.
Развязка ожидаемая, без сюрпризов.
Как в детском стишке, «Тираниды прилетели, на планету сели, всех съели, дальше полетели».
Ну и ладно.
Зато написано хорошо, красиво. Чайковски умеет.
glaymore, 7 сентября 23:58
Читать продолжение культового НФ романа, написанное сорок лет спустя, было серьезной ошибкой.
Двести страниц ерунды, пустоты, словесного мусора. Балансирование на грани откровенной шизофазии.
Каждая новая глава противоречит предыдущей, противоречит прошлым книгам, противоречит базовому здравому смыслу.
Герой, как блоха, скачет по планетам и галактикам, мечтая лишиться девственности и чтобы мир во всем мире.
Персонажи и сюжетные линии появляются из ниоткуда и пропадают в никуда.
Ну и конечно, << Гилберт Госсейн снисходительно усмехнулся и процитировал гениальные слова великого мыслителя: «Карта не есть территория». >>
Ужасно грустно видеть, как старость и болезнь превращают одного из величайших фантастов XX века в скрипящий генератор бессмыслицы.
Альфред Ван Вогт «Пешки Ноль-А»
glaymore, 31 августа 20:41
Довольно бестолковое продолжение топового НФ романа.
В самом начале книги Гилберт Госсейн приобретает полубожественные способности и далее без передышки их использует для беспорядочных метаний по галактике, каждую главу посещая новые звездные системы и переселяя свой разум в новые тела.
В финале автор окончательно перестает сдерживаться и начинает открытым текстом вещать, какой Госсейн сверхчеловек и как ему тягостно среди отсталых унтерменшей.
Главная фишка первой части — философия мышления «нуль-а» — в романе практически не упоминается.
Короче, проходняк, первой части в подметки не годится.
P.S. «Игроки нуль-а» — это, кажется, первый случай в истории мировой НФ, когда автор постарался дать навязшему в зубах космооперному штампу (все планеты в галактике населены гуманоидами абсолютно земного облика, уверенно лопочущими на разных диалектах английского) логичное обоснование. В такие моменты, конечно, вздыхаешь и думаешь «все-таки ван Вогт велик». Даже у великих бывают неудачные дни, ну, чего уж, простим.
Виктор Драгунский «Письмо незнакомки»
glaymore, 25 августа 12:16
Никогда не думал, что скажу такое вслух, но лучшие «взрослые» миниатюры Драгунского — это уверенный уровень Чехова.
glaymore, 24 августа 13:29
Прекрасный образец НФ золотого периода, умело сочетающий детективную интригу, палп-науку и интересную теорию социального прогресса через личное развитие. Про все это подробно высказалось множество рецензентов, не буду повторяться, только отмечу ряд любопытных, на мой взгляд, моментов:
1) Многие читатели, судя по недоуменным отзывам, так и не поняли, в чем состоит философия «нуль-а». Нуль-а — это методология мышления, основанная на двух фундаментальных постулатах: а) мышление не должно быть предвзятым, б) мышление не должно подчиняться эмоциям. Первый постулат нуль-а напрямую основан на общей семантике, довольно популярной в те годы в США. Ван Вогт не скрывает этого, даже напротив, активно цитирует Коржибски: «Карта не есть территория», «Как точно бы вы ни описали предмет, он не будет идентичен вашему описанию». Любой объект реального мира многократно сложнее наших представлений о нем. Любые упрощения искажают наше (и без того фрагментарное) понимание реальности. Нуль-а учит видеть вещи такими, какие они есть, без навешивания бинарных ярлыков «большой/маленький», «легкий/тяжелый», «хороший/плохой», без обобщений типа «все моряки пьют ром», без предвзятых суждений типа «любому разумному человеку нравится то же, что и мне». Это делает процесс мышления куда более сложным и энергозатратным, но дело того безусловно стоит. На выходе получаем общество, состоящее из ответственных, рациональных, альтруистичных граждан.
2) Отдельно хочу отметить забавный момент — общество победившего нуль-а Ван Вогт рисует как типичный коммунизм: без государства, без классов, без денежной системы. Короче, чистая классика — от каждого по способностям, каждому по потребностям. Чтобы написать и опубликовать такое в США в годы «красной угрозы», надо было обладать определенной смелостью. Респект.
glaymore, 22 августа 13:58
Топовая сатира про советского директора-ворюгу, который за госсчет укомплектовал свою скромную дачу всем возможным, от чешского хрусталя до крупных южных звезд.
В три страницы упакована бездна смыслов и оттенков.
Считаю, Драгунский-сатирик ничуть не уступает Драгунскому-автору «Денискиных рассказов».
Грег Бир «Through Road No Whither»
glaymore, 15 августа 16:36
В альтернативном будущем два фашиста едут по покоренной Европе и в глухом лесу натыкаются на избушку старухи-ведьмы. Принимают бабку за цыганку, начинают угрожать. Бабка серчает и отправляет их в альтернативное прошлое, прямо под пулемёты доблестных американских освободителей. Бабка сыплет им вслед библейскими цитатами, толсто намекая читателю, что она есть воплощение Яхве и «аз воздам». Конец рассказа (разводящий руками смайлик)
glaymore, 15 августа 14:07
В детстве читал эту повесть в журнале «Химия и жизнь», мало что понял, но впечатлился атмосферой мрачного технотриллера.
Перечитал 35 лет спустя — результат абсолютно аналогичный. Написано крайне атмосферно, но абсолютно бессвязно.
Повесть производит такое впечатление, как будто она вырезана из середины какого-то футуристического боевика, где наш доблестный разведчик играет в смертельные кошки-мышки с бандой злодеев на борту гигантского стратосферного «летающего крыла», а те не стесняются пускать в ход ни мгновенные яды, ни микроволновые пистолеты, ни даже гамма-лучевые удары сквозь обшивку стратоплана. Шпионский экшен умело разбавлен криптографической интригой, изложенной вполне доступно для среднего читателя (включая очень изящную ситуацию, поясняющую, почему на коротких текстах не всегда срабатывает частотный анализ).
Но мотивы героя неясны, поведение врагов не укладывается ни в какую логику, повествование начинается с середины и обрывается на полуслове...
С удовольствием прочитал бы у Бабенко что-нибудь в этом же жанре, но более внятное и завершенное. Но, насколько мне известно, он писал в основном мягкую юмористическую НФ и к шпионскому триллеру больше не возвращался. Увы.
glaymore, 13 августа 19:51
Жил-был простой японец, а в один прекрасный день злодеи посадили японца в яму с песком, где он и провел остаток своих дней. Вначале японец бухтел и пытался выбраться на свободу, а потом подумал «чего я нервничаю-то, жратва есть, баба есть, ладно, буду жить в яме с песком, ну а чего такого, некоторые и хуже живут».
С какой целью это было написано, не могу даже предположить. Какой-то японский аналог Кафки, театр психопатологического абсурда. Впрочем, многие находят в тексте романа философские глубины и даже сравнивают с Библией, так что, видимо, я просто не целевая аудитория.
Анатолий Алексин «Звоните и приезжайте»
glaymore, 11 августа 12:28
Коротенькая повесть в рассказах, набор даже не историй, а мини-зарисовок из жизни обычной семьи. Отец-хирург, мама абстрактно «где-то работает», сын школьник, бабушка на пенсии. Очень жизненные, очень точные рассказы... но до смешного крохотные, 4-5 страниц каждый, только начал читать, а уже все кончилось.
Чуть бы побольше объема и событий, и была бы заслуженная «алексинская» девятка. А так, увы — хорошо, но супер мало.
Анатолий Алексин «Десятиклассники»
glaymore, 11 августа 09:55
Прекрасная пьеса из жизни десятиклассников и их родителей. Добрая, теплая, очень алексинская, очень про семидесятые.
Выпускники ходят в школу, готовятся к взрослой жизни, дружат, влюбляются, организуют «вокально-инструментально-танцевально-прощальный» ансамбль, снимают любительское кино. Все — и дети, и взрослые — невероятно симпатичные, смешные и _настоящие_. Даже отрицательные персонажи творят свои гадости не по причине гадостного характера, а просто они искренне уверены, что так всем будет лучше, и им надо просто объяснить, и они сразу все поймут и попросят прощения и больше никогда не будут.
В финале никто не умрет от неизлечимой болезни, не выбросится из окна, не сойдет с ума. Первая робкая любовь дала трещину под натиском бытовых обстоятельств, но это безусловно поправимо. Все будет хорошо. Обязательно все будет хорошо. За окнами школы — теплый май тысяча девятьсот семьдесят *** года, и он, кажется, будет длиться всю жизнь.
P.S. Долго колебался, ставить 8 или 9. Объективно пьеса на восьмерочку, но что-то есть в ней такое... гипнотическое, атмосферное, завораживающее. Живое. Да чорт с ним, пусть будет 9, мы тут все-таки про искусство рассуждаем, а не отмеряем миллиметры штангенциркулем.
Анатолий Алексин «В стране вечных каникул»
glaymore, 10 августа 08:55
Нормативная советская сказка про школьника, который попал в страну бесконечных каникул и развлечений, но вскоре затосковал и попросился обратно в школу, потому что вечное безделье хуже любой пытки (в целом абсолютно верный мессадж, но очень уж дидактично он здесь подается, назидательность берет верх над литературностью).
Анатолий Алексин «Действующие лица и исполнители…»
glaymore, 9 августа 12:05
Не гениальная, но очень крепкая повесть про конфликты и страсти, бушующие за кулисами театра юного зрителя в провинциальном советском городке. Тот случай, когда книга ценится не за то, о чем, а за то, КАК она написана.
[q]– Вот вы, Иван Максимович, часто интересуетесь мнением юных зрителей. После спектаклей… Что они говорят?
– Говорят: «Нам очень понравилось», – с грустью ответил директор.
– И раньше они говорили: «Нам очень понравилось».
– И раньше. Но… по-другому.[/q]
[q]– Он ругается словом «детство»! Вы разве не слышали? Когда он особенно возмущен, то восклицает: «Это какое-то детство!» Слово «детство» звучит как нечто глубоко отрицательное в устах… режиссера детского театра![/q]
[q]– Значит, так… – загудел Костя. О чем бы он ни говорил, лицо его оставалось мрачным, и голос звучал так, будто он вот-вот собирался бросить в огонь Буратино.[/q]
[q]– Я уже подозревал, что ты собираешься участвовать в этом спектакле.
– Все мы участвуем в этом спектакле, – задумчиво и печально произнесла Лера. – И я, и мама, и ты…[/q]
Добротный советский реализм, не стыдно и с Вампиловым сравнить.
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
glaymore, 7 августа 08:24
Ну что такого совершила дочь героя повести? В школьном походе с ориентированием, никого не предупредив, покинула группу, чтобы раньше других выйти к контрольной точке. Все, понятно, понервничали, но наутро ребенок нашелся, живой-невредимый, да еще и с главным призом и с букетом ромашек для любимой мамы. Согласен, глуповатая и некорректная выходка, но кто из нас в 16 лет ни разу не совершил ничего подобного?
Но поздно дарить ромашки! Мама за это время сошла с ума (в самом прямом смысле, лишилась рассудка и была пожизненно упакована в дурдом) от переживаний за пропавшую на несколько часов дочь!
И тут автор натурально обрушивается от лица всех персонажей на ужасную Олечку и начинает обвинять ее во всех смертных грехах — мало того что она мать с ума свела, она еще в прошлом году рассказала друзьям чужой секрет (ну не рассказала, намекнула, но все равно нет прощения!), и влюбленного в нее одноклассника игнорирует, да еще и гордится своими талантами, короче, просто чудовище, дьявол во плоти, абсолютный социопат, человек без души.
Крайне неприятно видеть такой злобный текст под авторством Алексина, самого, наверное, доброго из советских подростковых писателей, всегда старавшегося посмотреть на проблемную ситуацию с разных точек зрения и найти хотя бы частичное оправдание для каждого участника. Как будто подменили автора. Неприятно и досадно.
Анатолий Алексин «А тем временем где-то…»
glaymore, 7 августа 07:53
Школьник Сережа живет в образцовой советской семье. Мама с папой у него энергичные, образованные, спортивные, уверенные в себе, всегда все делающие согласно строгому плану. Любящие друг друга и своего единственного сына.
Но однажды старое письмо, случайно попавшее Сергею в руки, приоткрывает завесу прошлого, и он узнает, что до мамы его отец любил другую женщину. А потом – в своей спокойной, уверенной, обдуманной манере – бросил ее.
Замечательная, тонкая, умело поданная история. Алексин — большой мастер таких «недетских» детских повестей.
9/10
Натан Лонг «Безрассудства Гетцау»
glaymore, 28 июля 09:43
Краткая предыстория романа «Проклятие Валнира», поясняющая, как герой романа дошел до виселицы. Написано живо, но никакой новой информации рассказ не содержит, все события заранее известны из романа, поэтому читать было немного скучновато.
Настоятельно рекомендую читать ДО «Проклятия Валнира», ну или не читать вообще.
Натан Лонг «Проклятие Валнира»
glaymore, 28 июля 09:40
Читаю современную фентези и удивляюсь — авторы(ки), кажется, вообще забыли такие слова, как «приключение» или «героизм», с головой уйдя в литературщину и тонкости однополых переживаний.
Казалось бы, если серьезные литераторы массово демонстрируют вот такое, то чего ждать от серии книг по мотивам настольной игры?
А тут попался просто образец классической heroic fantasy с оттенком «Грязной дюжины» (для молодежи, think Suicide Squad). Условная Европа, условное позднее средневековье, условная Священная Римская Империя погрязла в бесконечных войнах с северными варварами и разнородной нечистью типа орков или людей-крыс. Местечковый барон спасает прямо с виселицы десяток военных преступников и под угрозой смерти отправляет на занятую врагом территорию. Задача — проникнуть в руины сожженного монастыря, найти в глубинах тайной крипты священный артефакт Церкви, принести барону.
Отряд «черных сердец» состоит из отборного сброда: дезертиры, мародеры, насильники и просто отмороженные психи. Командовать ими, практически по чистой случайности, вынужден Райнер Гетцау, ни разу не герой войны, а простой мошенник, но, надо признать, довольно обаятельный. Я сначала ожидал совсем отмороженного антигероя, типа вэнсовского Кугеля, но Райнер оказался хоть и трусоват, но в целом парень с совестью и четким моральным компасом, которые раз за разом толкают его в самую гущу опасностей и приключений.
А опасностей и приключений в романе более чем достаточно. Разумеется, с первых же минут все идет абсолютно не по плану, «черные сердца» сталкиваются и с ужасами войны, и с изменой, и с культами Хаоса. Впереди у них погони, сражения, стычки с бандитами, сплав на бревнах по подземной реке, и даже полномасштабная осада замка. Должен сказать, автор не жалеет героев — к концу короткого романа в живых остается не больше половины.
В общем, первосортная приключенческая фентези в любимом жанре «наши диверсанты в фашистском тылу». Очень, очень хорошо. У Лонга вышло еще несколько романов про приключения «черных сердец», буду читать однозначно.
Твердые 8/10.
glaymore, 23 июля 11:44
Пишу этот отзыв и борюсь со странным чувством дежа вю.
Третья книга подряд из категории literary SF (как это по-русски, «высокохудожественная НФ для умных»?) от модных современных авторов.
И каждый раз одно и то же, как под копирку:
- Крутая интригующая завязка.
- Затем сотни страниц словесных нагромождений (в основном про чувства и отношения).
- И полное отсутствие какого-либо финала.
«Дом роз» начинается с того, что в калифорнийскую полицию поступает автоматический звонок от умного дома. Дом уведомляет власти о том, что в одной из комнат обнаружен труп. Но есть нюанс, дом стоит посреди пустыни Мохаве, в нем давно никто не живет, и дом никого в себя не впускает, кроме единственного человека, указанного в завещании покойного владельца, и где этот человек сейчас находится, никому не известно.
Интригует? Не то слово!
На этом завязка кончается, и начинаются бестолковые блуждания беспомощных людей по Дому, причем все перманентно пребывают в необъяснимом ужасе перед Домом и никто даже не пытается расследовать убийство, зато много рассуждают об архитектуре, искусстве, отношениях и чувствах.
Описано это вот примерно таким слогом:
<< У Селены есть любимое место в Доме Роз. Место, где логика дома впервые нарушилась для нее, и у нее перехватило дыхание от удара чувства, которое она могла обозначить только как «страсть». Такую же страсть испытывает человек, когда его вырывает из собственного тела некий ритуал, или разбивающаяся о скалы волна брызг, или ветер, такой ослепительно-яркий, что кажется, воздух вместо кислорода содержит только острые ножи и свет. Идеальная кривая архитектурной арки. Мост, сотканный из невозможно тонких нитей. Торнадо в серо-зеленом небе. >>
Вы что-нибудь поняли? Я тоже нет.
В финале Дом, заскучав, признается, что убитый — это вор-домушник, а убил его сам Дом в порядке самобороны. Правда, сенсационное признание ни на кого не производит впечатления, потому что все думают только о том, как бы вырваться из Неописуемо Жуткого Дома, сохранив рассудок в целости (сам Дом всю книгу ничего такого пугающего не совершает, и почему все так истерически его боятся, я так и не понял). На этом, собственно, все.
Короче, современную literary SF я, наверное, больше читать не буду. Это чистый интеллектуальный словодроч, других слов даже не могу подобрать.
glaymore, 21 июля 10:20
Этот роман подкупил меня своим синопсисом. Реклама обещала готический хоррор с элементами НФ – в занесенном снегами фамильном замке загадочно гибнет личный медик местного барона. На смену ему Медицинский Институт присылает нового врача, который в каком-то смысле является старым врачом, ведь все сотрудники Института – это единый коллективный разум. При вскрытии в мозгу погибшего обнаруживается загадочный паразит, явно поработивший его и управлявший его действиями. Институт в панике – у него впервые за много веков появился конкурент.
Битва умов, смертельная схватка двух нечеловеческих разумов в отрезанной от мира заснеженной долине, «Похитители тел против карпентеровского Нечто». Книга моей мечты!
А вот шыш.
Автор первые страниц пятьдесят честно старается поддерживать атмосферу биохоррора в готических декорациях... а затем с гиканьем сигает в леденящую воду new weird. На сцену выбегает толпа гротескных фриков: встроенный в машину жизнеобеспечения барон (ну хоть фамилия не Харконнен), хвостатые люди, проходящие сквозь стены дети, человек с угольной печкой вместо сердца, и еще, и еще, и еще еще еще еще. Беспрерывные истерики, скандалы, скандалы, истерики. Кислотные моря, растворяющие корабли. Гигантские лоси-людоеды со светящимися глазами. Люди, которые беспричинно начинают рыдать и не прекращают, пока не превратятся в иссохшую мумию. Камень, который подают к столу и едят. Изо рта барона уже откровенно свисают черные щупальца, но никто не замечает. Зато истерики. И скандалы.
Затем вообще из ниоткуда возникает гомоэротическая драма и захватывает все внимание автора. Собственно, вся последняя треть романа посвящена страданиям от абьюзеров (кроткий слуга страдает от господина-садиста, доктор страдает от подчинения воле Института) и процессу освобождения от токсичной зависимости (слуга убегает от господина, доктор изгоняет Институт из своей головы). Судя по накалу эмоций, тут Эннес решил выплеснуть какие-то сугубо личные переживания, и, должен признать, сделал это как нельзя менее кстати.
В финале повествования... финала просто нет, герои долго едут, едут, едут к своей цели, и вдруг в процессе поездки книга прерывается, конец.
Честно говоря, вздохнул с облегчением.
Кристофер Прист «Expect Me Tomorrow»
glaymore, 17 июля 07:42
За новый роман Кристофера Приста я взялся с опаской – он, конечно, Большой Писатель, но возраст есть возраст, в восемьдесят пишется уже не так, как в сорок.
И был приятно удивлен! Роман очаровывает и затягивает с первых же страниц. Прист в своей неспешной манере излагает историю жизни двух близнецов в конце XIX века, где один брат – несостоявшийся оперный певец, мотающийся по самым отдаленным уголкам земного шара в надежде найти свои пять минут славы, а второй – домосед, климатолог, одержимый идеей глобального похолодания и гибели цивилизации (вообще, истории науки о климате посвящена огромная доля текста, так что к щедрой дозе научпопа лучше приготовиться заранее). При этом оба брата с детства слышат непонятные голоса, которые обращаются к ним то ли с того света, то ли из будущего. Но и это не все – одного из братьев постоянно преследует полиция по обвинению в преступлениях, которые он очевидно не совершал, но все пострадавшие его безошибочно опознают, все улики неопровержимо указывают на него, короче, творится явная чертовщина.
В общем, типичный Прист в своей лучшей форме. Не оторваться.
Но в книге есть и вторая сюжетная линия, история жизни двух близнецов (далеких потомков вышепомянутых братьев) в середине XXI века, когда все плохо и Земля в буквальном смысле сгорает в пламени глобального потепления. Один из братьев – журналист, мотающийся по отдаленным уголкам земного шара в надежде найти свои пять минут славы, а второй – домосед, полицейский профайлер.
И тут начинается полная, абсолютная дичь. Насколько ярко и атмосферно Прист умеет описать ушедшую эпоху, настолько же дедушка беспомощен в плане реалий современности и близкого будущего. Он сетует на одержимость людей 2050 года модными гаджетами, такими как, сядьте покрепче, «цифровые таймеры». Его герои общаются в интернете строго через емейл, ну еще иногда «проверяют свой профиль в соцсетях». Он описывает компьютер как «металлическую коробку с множеством кабелей, печатных плат и слотов расширения (??) внутри». У героя есть друг-программист, который время от времени пишет «апгрейды для его текстового редактора и другого софта».
Этот же друг по ходу дела разработал приложение для анализа ДНК, настолько продвинутое, что ему для работы даже не нужен образец ДНК – достаточно описать требуемого человека и ввести дату, и приложение откроет врата времени в указанный день и даст возможность мысленно пообщаться с выбранным человеком.
А потом героя внезапно нанимает всемирная фармацевтическая гигакорпорация в качестве эксперта, с феерическим пояснением «ну вы же полицейский профайлер, а нам нужен эксперт по климатологии, это практически одно и то же, просто прочитайте документы и составьте свое мнение, мы вам за него заплатим много миллионов евро».
А потом раскрывается тайна прошлого – оказывается, близнеца из XIX века обвиняют в чужих преступлениях просто потому, что в Лондоне живет преступник, который на него очень похож внешне, говорит с таким же акцентом, точно так же одевается, точно так же стрижется, носит точно такие же усы. Ну просто так совпало, ха ха, чего только в жизни не бывает.
А в финале автор устами героев сообщает нам, что глобальное потепление, глобальное похолодание, вся эта непонятная бесовщина не особо и важна, потому что ПРИРОДА В ИТОГЕ САМА ВСЕ СБАЛАНСИРУЕТ.
Старость, как говорится, не радость.
4/10 (по справедливости должно быть меньше, но я чуток завысил за отличное начало романа и общую любовь к Присту)
Милан Кундера «Невыносимая лёгкость бытия»
glaymore, 13 июля 11:39
С Кундерой я,к своему стыду, был практически не знаком. Читал только его раннюю вещь «Шутка» (тогда я еще не подозревал, что фатум вложил в заголовок книги недетскую иронию). Хорошая повесть, ничего не скажешь, но знаменитым Кундеру сделали совсем другие книги. И я, не подозревая плохого, взялся за знаменитую «Невыносимую легкость бытия».
О чем эта книга — сказать не могу. Не знаю. Вероятно, ни о чем. Она построена примерно по такой схеме — вот живет в Чехии герой книги, известный хирург. У хирурга проблема с головой на почве половых отношений — если он прожил неделю без новой женщины, то эту неделю он всё равно что не жил. Поэтому он постоянно занят тем, что ищет кого бы нового трахнуть.
У хирурга есть жена. У неё проблема с головой на почве половых отношений — когда хирург проездом посетил ее деревню, она собрала вещи и поехала к нему в Прагу, жить с ним. Хирург несколько офигел, когда ему в дверь позвонила незнакомая женщина и сказала «я вас видела в деревне, хочу за вас замуж, думаю, со временем мы сможем друг друга полюбить», но спорить не стал, тут же ее трахнул и женился.
У хирурга есть любовница. У нее проблемы с головой на почве половых отношений ...
У любовницы есть другой мужик, у него проблемы с головой на почве половых отношений ...
Очевидно, это повествование может тянуться бесконечно, т.к. любовниц у героя множество, и описывать их характеры и проблемы на почве половых отношений можно неограниченно долго. Тем более что время от времени автор перемежает повествование познавательными сообщениями типа «а вот этого героя я придумал, когда сидел в туалете и у нас в доме отключили свет».
Но примерно посреди книги Кундере это надоедает, и он решает, что надо бы для разнообразия полить грязью русских и коммунистов. В романе как по волшебству наступает 68-й год, и у Кундеры появляется отличный повод страниц пятьдесят поливать грязью коммунистов и русских.
Затем ему надоедает и это, и он возвращается к рассказам о том, в какой последовательности трахаются между собой вышепомянутые люди, и как крепнут их головные проблемы. Это длится еще страниц сто. А там и книга заканчивается.
Все это автор пытается как-то совместить с парменидскими мудрствованиями о том, что легкость в жизни есть плохо, а тяжесть, наоборот, хорошо. Опять же, философия идет у него довольно жиденько, т.к. кундеровские аргументы начинаются на уровне «тяжесть хороша, поскольку все женщины бессознательно стремятся к тяжести, желая быть придавленными грузным мужским телом», и заканчиваются примерно там же.
Единственное, что в книге нашлось занятного — это авторские психоаналитические отступления на тему «а сейчас я вам расскажу, почему эта героиня страдает приступами икоты во время секса — это потому, что в раннем детстве она случайно увидела, как ее мама...» К сожалению, в вопросах психоанализа Кундера ни ухом ни рылом, но временами у него таки проскакивают занимательные мысли. Это, пожалуй, лучшее, что в книге вообще есть.
Василий Головачёв «Пришествие»
glaymore, 11 июля 08:30
«Пришествие» — это еще один пример раннего Головачева, еще не зараженного нездоровой любовью к славянщине и к бойцам-суперменам, успевающим до конца романа спасти десяток мультивселенных во славу России.
Это простая «производственная» НФ про исследования удивительной формы внеземной (вернее сказать, внепланетной) жизни. Звезд с неба не хватает, но читается с удовольствием.
Петре Сэлкудяну «Смерть манекенщицы»
glaymore, 7 июля 13:44
Редкая птица, детектив из братской Румынии. Ну что сказать... крайне необычная штука, совсем непохожая на то, как писали советские авторы. Видимо, румынская цензура была не столь строга, поэтому Сэлкудяну порезвился от души.
Тут вам и похищенные манекены, и психопаты-вырожденцы, и тайные секты, подпольные аборты, мертвые девушки в шкафу, убийства острой иглой прямо в сердце, раздвоение личности, капсулы с цианистым калием...
И это социалистический Бухарест, 1970 год. Ого, ого.
8/10
Анатолий Безуглов, Юрий Кларов «Конец Хитрова рынка»
glaymore, 7 июля 07:48
«Конец Хитрова рынка» — короткая повесть о жизни и работе сотрудников уголовного розыска в первые годы Советской власти.
Никаких хитрозакрученных преступлений и невероятных тайн здесь нет, просто рутина борьбы с бандитизмом, захлестывающим голодную Москву 1919 года.
Время, конечно, было жуткое — холод, голод, нищета, налетчики, анархисты, спекулянты, «ответим на белый террор красным террором», расстрелы прямо на улицах. Но несмотря ни на что, сотрудники московского угро продолжали честно выполнять свою грязную и страшную работу, очищая город от человеческого мусора и зачастую расплачиваясь своей жизнью.
Очень хорошо написано, очень атмосферно. Трилогию однозначно буду читать дальше.
8/10
glaymore, 3 июля 07:22
Аннотация обещала неглупую планетарную НФ про контакт поселенцев с растительным разумом. Название, опять же, отсылает к семиотике и намекает на проблематику интерпретации символов и знаков.
На практике же, говоря словами Ленина, оказалось «формально все верно, а по сути издевательство».
Книга на 90% посвящена быту колонии хиппи-пацифистов на далекой планете; как они дружат, как поют свои песни, как обнимаются, плачут, смеются, спят друг с другом, играют на флейтах, и главное — много и со вкусом говорят о своих чувствах.
По ходу дела колонисты действительно сталкиваются с мыслящим бамбуком, но ни у кого это особого удивления не вызывает. Ну ок, бамбук так бамбук, давайте с ним тоже дружить, можно даже принять бамбук в граждане нашего поселения.
Книга не то чтобы плохая — ближе к концу, когда коммуна сталкивается с племенем примитивных негуманоидов, даже становится интересно читать. Очень удачно выбрана форма «романа в рассказах», где каждая глава = история из жизни одного поколения. Но в целом видно, что авторку в первую очередь интересует не НФ, а образ жизни хиппи, их мысли и переживания, и кто с кем переспал, и что почувствовал по этому поводу.
Антология «Worlds of Edgar Rice Burroughs»
glaymore, 26 июня 10:36
«Берроузовская» антология получилась довольно среднего качества. Есть неплохие вещи, но большинство — проходняк от ноунеймов.
Больше всего понравились трибьюты к не-фантастическим вещам ЭРБ — Apache Lawman (про воспитанного индейцами европейского мальчика, который вырос и пытается вернуться в белую цивилизацию Дикого Запада и найти в ней свое место) и The Two Billys (про уличного отморозка по кличке «боксер Билли», медленно и болезненно становящегося человеком). Оба рассказа просто отличные, хотя и преступно короткие.
Scorpion Men of Venus, Forgotten Sea of Mars, Tarzan and the Land That Time Forgot — старательные подражания Берроузу, особо ничем не запомнившиеся. Написаны качественно, в длинном ряду бесконечных приключений Тарзана, Джона Картера и чувака с Венеры (забыл имя) смотрятся вполне аутентично.
The Dead World и The Fallen — оба рассказа про Пеллюсидар по странному совпадению обращаются к теме «луны», неподвижно висящей над Турией, и раскрывают ее очень по-разному, Лэки — с приключенческо-романтической стороны, а Ф. Пол Уилсон, как обычно, переворачивает все мироустройство подземного мира с ног на голову. Оба понравились.
Moon Maid over Manhattan — эту новеллу просто не понял, возможно, потому что не знаком с вдохновившим ее оригиналом. Какая-то лунная принцесса вышла замуж за землянина со странным именем Джулиан Пятый (вероятно, тоже королевских кровей? напрямую про это не говорится), живет с ним в гостинице и переживает по разным поводам.
Tarzan and the Great War — вообще непонятно зачем написано. Тарзан в Северной Африке в годы Первой Мировой становится свидетелем политического убийства, и... ничего не происходит.
Tarzan and the Martian Invaders — идея столкнуть Тарзана с уэллсовскими (почти) марсианами в принципе хороша, но на практике получился не рассказ, а набор бредовых концепций и идиотских совпадений (оказывается, поляна в африканских джунглях, где Тарзан провел детство и юность, это на самом деле тайный космодром, который марсиане много веков назад построили для будущего флота вторжения, и вот ЧАС НАСТАЛ).
В целом материал слабоватый... бОльшую часть рассказов вполне можно прочесть, но вряд ли что-то из них надолго останется в памяти.
6.5/10
glaymore, 23 июня 10:38
Все указывало на непритязательный, но бодрый технотриллер. Группу спецназовцев на суборбитальном шаттле забрасывают из США в разные концы света для борьбы с террористами. На одной из миссий все идет не так, и наши герои оказываются на низкой орбите без возможности совершить посадку, кислород на борту шаттла заканчивается, спасенные заложники нервничают, арестованный террорист строит козни, в ЦУПе предательство и измена, а еще за ними гонится российский спутник-убийца! Идеально для убийства времени на выходных.
Но на практике книга оказалась довольно дубово написанная и не особо увлекательная, сплошной набор клише. По крайней мере, из нее удалось вынести много нового про Россию. Например, я раньше не знал, что у ГРУ есть секретное подразделение под названием Vory v Zakone (там все владеют запрещенной борьбой SAMBO и совсем уж загадочной SYSTEMA), в Москве принято пить кофе из самовара, собор Христа Спасителя стоит прямо на Красной площади, а русские люди носят простые имена типа Смирной, Гроша или Вамино.
5/10
glaymore, 11 июня 07:21
Хрущевская «оттепель» — это уникальный период нашей истории, когда наконец в огромном советском доме открыли окна и проветрили сталинскую духоту. Вдруг стало можно (увы, ненадолго) писать не только про пафосно-серьезных коммунистов, но и про молодых, веселых, дурачащихся, влюбляющихся. Как грибы после летнего дождя, выросло поколение шестидесятников: Аксенов, Гранин, Стругацкие, Евтушенко, Визбор... и, конечно, Анчаров.
<< Его звали Сода-солнце.
Американские летчики, участники челночного полета, которые отбомбились над Берлином и теперь пили у стойки на нашей базе, встретили его невнятным веселым лаем. Он прикрыл их от «мессершмиттов», когда они подходили к базе. Он один спустил в море двух «мессеров», третий задымил к горизонту.
— Сода-виски, — предложили они ему.
— Сода-солнце, — сказал он и стал губами ловить капли грибного дождя, залетавшие в открытую фрамугу. >>
Про что эта повесть? Да про все сразу. Про внутреннюю потребность мечтать. Про то, как формализм губит науку. Про то, что смешным быть не зазорно, зазорно быть скучным. Про авторство «слова о полку Игореве» и радиоуглеродный анализ. Про зверя индрика. Чуть-чуть про войну. Чуть-чуть про чувства. Про людей.
Уверен, в этом веселом калейдоскопе идей и образов каждый найдет что-нибудь для себя.
8/10.
Сода-Солнце.
Афанасий Никитин «Хождение за три моря»
glaymore, 7 июня 08:05
Нескучно жили тверские купцы шесть веков назад. Накупил товаров, пошел по Волге вниз — татары ограбили. Двинулся с пустыми руками дальше — на Каспии мусульмане взяли в плен. Едва вырвался, ну и дальше уже куда глаза глядят — через Персию к Индийскому океану. Пять лет бесцельных странствий по южным землям, попытки накопить денег на обратный путь, и вот наконец, возвращение на родину с попутным судном... Шторма, вороватые турки... Но вот уже Гурзуф на горизонте, слышна родная речь... И тут смерть автора (оставшаяся, разумеется, за скобками) прерывает повествование.
Очень увлекательно, кратко, эмоционально. Не просто памятник культуры, а еще и захватывающий нарратив.
P.S. Читал «голый» текст без комментариев и пожалел. Очень многое осталось непонятным. Что за «неугасимый огонь», горящий в центре Баку? Почему Индией правят арабы-мусульмане? Что значит «индусы режут оленям пупки»? Видимо, придется перечитать в академическом издании, с подробными разъяснениями и картами.
Филип Фармер «Бегство от Локи»
glaymore, 3 июня 14:00
Прочел книгу, остался в недоумении — что это было?
Похождения не по годам крутого 16-летнего пацана в Первую мировую... воздушная дуэль с кайзеровскими асами, плен, лагерь военнопленных, побег... конец книги... И что? И все.
Только потом выяснил, что это, оказывается, часть какой-то гигантской супергеройской комикс-франшизы, тянущейся еще с 1930-ых, наподобие «Бетмена». Отсюда и суперменские способности юного Кларка Севиджа, и банда его гротескных товарищей (причем у каждого своя сверх-способность: например, один ударом кулака выбивает любую дверь, а другой стреляет без промаха), и странные злодеи, которые временами появляются на страницах книги, ничего не делают, зловеще угрожают и навсегда исчезают из сюжета.
Судя по всему, все это отсылки к огромному корпусу оригинальных комиксов и книг, без знания которого читать эту повесть просто бессмысленно.
6/10 (хотя знатоки похождений Дока Сэвиджа, вероятно, оценят намного выше)
P.S. Русская графиня Idivzhopu и ее слуга Zad — безусловные звезды этого шапито. Дедушка Фармер, так сказать, резвицца.
Василий Головачёв «Непредвиденные встречи»
glaymore, 3 июня 09:07
Удивительно, но ранний Головачев вполне читабелен и совершенно непохож на привычного нам Головачева.
Повесть простенькая, короткая, и (как и добрая половина советской НФ «про космос» того периода) сильно вдохновлена Лемом. Всю книгу Грехов, Вирт и толпа статистов шарятся по экзотической планете и глазеют на инфернальный калейдоскоп «летающих паутин», «серых призраков», «любопытников», «черных извержений», пытаясь а) понять, с чем они вообще имеют дело, с нечеловеческим разумом или с прихотливым капризом мертвой природы, б) не погибнуть. Дело не движется, но в финале с небес спускаются неизбежные Предтечи (здесь, Сеятели) и ВСЕ РАЗЪЯСНЯЮТ.
Написано довольно тяжеловесно и ни разу не жемчужина литературы, но очень атмосферно и увлекательно.
glaymore, 24 мая 08:56
В детстве с огромным удовольствием читал про абсурдные похождения и нелепо-серьезные философствования простого римского бездомного (слово «бомж» тогда еще не придумали, не было нужды) по имени Моццикони.
Спустя 30+ лет перечитал — книжка по-прежнему замечательная!
«С первого взгляда бродяжка показалась Моццикони полной, со склонностью к худобе. Но, приглядевшись, он понял, что она худая со склонностью к полноте. Так или иначе, а бродяжка ему понравилась.»
«Утром Моццикони проснулся от сильной головной боли. Его бросало то в жар, то и холод.
– Температура, видно, скачет, как конь.
Но откуда на откосе взяться коню? А жаль! Был бы у него конь, он бы его сразу продал и купил лекарства. И еще всякой еды.»
«Моццикони полюбил записывать числа, потом умножать их и делить. Числа всегда были небольшие. Миллионы и миллиарды он не записывал: они напоминали ему о жуликах-предпринимателях и мошенниках-министрах.»
P.S. Всегда удивлялся, почему набережные Тибра – это самый козырной центр Рима, примерно как у нас в Москве набережная в Парке Горького – сегодня абсолютно заброшены и служат пристанищем для бомжей и свалок мусора. Так вот, судя по книжке, в 1960-ые все было точно так же. Необъяснимо.
Джонатан Мэйберри «Kagen the Damned»
glaymore, 16 мая 11:54
Классическая heroic fantasy от автора бессчетных романов жанра «спецназ против зомби»? История мести дворцового телохранителя, не сумевшего уберечь царскую семью при нападении Черной Империи Зла? Динамичный боец с двумя короткими мечами в главной роли? Трибьют Муркоку на первой же странице? Звучит неплохо!
На практике, увы, роман очень быстро покидает территорию Корума и Элрика, и превращается в крайне странный микс, где половина объема посвящена политическим интригам в стиле «Игры престолов», а оставшуюся часть книги заполняют любимые книжные персонажи: Дракула, Владычица Озера, Ктулху...
Очень понравилось, как описана политика и внутреннее устройство Империи Зла. Вместо Адских Рыцарей Мрака тут выступают историки и пропагандисты, крайне убедительно поясняющие народу, что Черный властелин на самом деле жертва жестокого угнетения и просто ищет справедливости и мира во всем мире (для этого, конечно, надо разбомбить и оккупировать пару соседних государств, но ведь они тайно готовились напасть на нас, поэтому мы были вынуждены нанести упреждающий удар по предателям, нам просто не оставили выбора... в общем, знакомая и АКТУАЛЬНАЯ песня). В целом, все, что относится к Хаккианской империи — изложено очень хорошо, живо, практически научпоп про устройство тоталитарных режимов.
А больше про книгу и сказать нечего. 600 страниц воды. Десятки персонажей, которые ничем особо не заняты и ни для чего не нужны. Все ездят туда-сюда, ничего не происходит. Каген хочет убить Черного властелина, но не знает как, поэтому тоже ездит туда-сюда. Также присутствуют неизбежные сцены однополой страсти и множество исключительно странных и неуместных отсылок к классике развлекательной литературы. Когда гигантский добрый Ктулху начал биться с гигантским злым Хастуром на манер «Годзиллы против Конга», я просто уже не знал как это воспринимать.
Продолжение читать не буду, т.к. там уже не 600, а 750 страниц текстового материала. Вряд ли осилю.
Алан Милн «Тайна Красного Дома»
glaymore, 4 мая 20:56
Очень крепкий британский детектив, классика жанра. Все компоненты налицо: двадцатые годы, загородный особняк, убийство в запертой комнате, ограниченный круг подозреваемых (все, как на подбор, обаятельные английские бездельники прямиком из Высшего Общества), случайно проходивший мимо Гениальный Детектив-Любитель. Смешать, но не взбалтывать.
Казалось бы, в этом заросшем ряской прудике давно уже нечего ловить, но в умелых руках (а Милн не только автор «Винни-Пуха», но и реально хороший писатель) унылый жанр оживает и расцветает всеми цветами настоящей литературы.
Рекомендую как ценителям герметичного детектива, так и просто любителям хороших книг. 8/10
Грейг Бек «Beyond Odin's Gate»
glaymore, 2 мая 13:38
Первая книга цикла, где искатели сокровищ попадали на «затерянный остров с джунглями, динозаврами, древними храмами, гигантскими пауками, гигантскими рубинами и, до кучи, реинкарнацией» — она была ridiculous but fun.
Сиквел добавил тех же щей, но сильно гуще — в дело вступают бессмертные инопланетные годзиллы размером с гору, динозавры бесконтрольно слоняются по всему земному шару, а в финале, прости господи, появляется капитан Немо на своем «Наутилусе», но отважного капитана тут же съедают трехметровые викинги-каннибалы. Кроме того, герои, которые в первой части книги выглядели в целом адекватными, теперь наперегонки проявляют чудеса тупости, забывают, что с ними происходило в первой части, творят полную дичь. Все это уже way beyond ridiculous и почти совсем не fun.
Написано по-прежнему очень плохо, ученически. Для дебюта было бы простительно, для тридцатого романа в длинной библиографии — однозначно нет.
Интерес к творчеству Бека удовлетворен и исчерпан. Мусорный автор, ни о чем.
glaymore, 2 мая 13:35
Довольно бестолковый и коряво написанный, но увлекательный палп про искателей приключений, которые ищут (и находят, на свою голову) затерянный остров с джунглями, динозаврами, древними храмами, гигантскими пауками, не менее гигантскими рубинами и, до кучи, реинкарнацией.
На литературу не претендует, читается за три вечера, развлекает качественно. Пожалуй, рискну попробовать сиквел.
glaymore, 25 апреля 23:41
Во всех трех повестях этого сборника есть кое-что общее — они про подростков и про Петрозаводск. Кожин явно любит и знает родной город, и пишет про его улицы и дворы так, словно это одни из главных героев книги (и в каком-то смысле так и есть). Я никогда не был в Карелии, но теперь представляю и летний, и зимний Петрозаводск в таких деталях, словно сам жил какое-то время на улице Пушкина, заглядывал в центральную библиотеку, гулял по парку, глазел на простор Онеги со смотровой... Талантливо написано, чего уж.
А больше ничего общего у этих повестей и нет.
«Драконье лето» — классический городской ужастик, где группа бездельничающих на каникулах друзей прямо на своей скучной улице, изнывающей от летнего зноя, сталкивается со Злом, убивающим крыс, затем кошек, собак, наконец детей... Причем природа Зла практически до последней страницы скрыта от читателя, и каждое новое описание противоречит предыдущему, и каждая новая улика все только запутывает, и ты такой уже немного в панике, «WHAT THE HELL ARE YOU?!» Но и дети тут не обычные, а немного крапивинские, да и воевавшие деды немного успели научить их хорошему, и они боятся и даже немного плачут, но в итоге все делают как надо. В общем, отличный урбан хоррор с легким young adult налетом, который, впрочем, его почти не портит. 8/10, почти даже девятка, совсем немного недотянула.
Перейдя к «Заповеднику монстров», ожидаешь примерно того же, но нет — это вообще не ужастик, а городская фентези, да, довольно темная, но отчетливо фентези. В Петрозаводске есть несколько квартир, обычных жилых квартир, где, выглянув в окно, видишь не ожидаемый пустырь с фонарями и автостоянкой, а некий темный Петрозаводск, город мертвых, погруженный в вечную зиму и ночь. Девочка Варя, приловчившаяся путешествовать в этот мир и обратно, неизбежно напоминает геймановскую Коралину, но тут, увы, сравнение сильно не в пользу российского автора. Где Гейман рисует один тонкий штрих, но такой, что остается в памяти на годы (мама с пришитыми пуговицами вместо глаз), там Кожин громоздит оборотней, и ведьм, и целую армию снеговиков-убийц, и хищные деревья, а на чердаке живут гигантские змеи, а в квартире 6 — электрические человечки, а над ними — человек-студень, и тут, конечно, вспоминается неизбежное «а в кв. 28 вообще не люди», и становится откровенно смешно, и вся дальнейшая эскалация дичи уже не пугает и не увлекает. Финал повести учит нас, что маленькая девочка может победить любое Древнее Зло, если очень громко закричит ААААААА ему в лицо, и это делает ситуацию еще хуже. 7/10 с очень большим натягом.
Через «Игру в куклы» вообще еле продрался. Читать про забытые детские игрушки, которые обезумели от одиночества и теперь возвращаются к бросившим их когда-то детям, чтобы ОТОМСТИТЬ, я честно был не готов. Ожившие мишки и куклы, ну отлично, давайте теперь ещё про красную руку и гроб на колёсиках? 5/10.
Короче, крайне неровный сборник, но как минимум первую повесть (и, с осторожностью, вторую) вполне могу рекомендовать любителям жанра ужасов.
glaymore, 24 апреля 19:13
До абсурдности нелепая и злобная старперская агитка о вреде видеоигр.
В близком будущем человечество тотально увлеклось новой компьютерной игрой (по-умному, VR MMO RPG), которая оказалась настолько крута, что вытеснила все остальные видеоигр и в неё годами играют сотни миллионов человек. Убивают там свое время, зарабатывают виртуальные деньги, устраивают виртуальные приключения и войны, ну и виртуальный секс, конечно, как же без него. Особо эмоциональные — где-то один на миллион — так бурно переживают свои неудачи в игре, что кончают с собой в реале. Кого-то, наоборот, игра спасает от суицида. Короче, все примерно ожидаемо.
А дальше начинается необъяснимое — автор БЕШЕНО, как рехнувшаяся подъездная бабка, начинает костерить игру. Она чудовищна. Она аморальна. Она чума человечества. Она монстр, убивающий планету. Она паучья сеть, превратившая людей в рабов. Она настолько грязна и отвратительна, что словами не передать. Что? Почему? Откуда столько эмоций? Да что такого особенного в этой игре, ведь, судя по крохам описаний, это обычная рпг с квестами на получение магического меча? Никакого объяснения не будет, просто перестаньте думать и верьте Гелприну.
Но не все потеряно! В мире работает тайная организация борцов с компьютерной чумой. Что же они делают? Оооо! Они больше всех играют в неё, прокачиваются, свергают вождей кланов и империй, и занимают их место. И как это поможет борьбе с игрой? Никакого объяснения. Просто перестаньте думать и верьте.
Ну и так далее.
Исключительно глупый, злобный, манипуляторский, истероидный текст. Влепил бы 1,но написано складно и легко, так что повышу до 3, честности ради.
----
P.S. Оказывается, буквально передо мной еще один фантлабовец опубликовал свой — диаметрально противоположный — отзыв на тот же рассказ. Теперь все желающие могут ознакомиться с двумя точками зрения, сравнить, решить, какая лично для них ближе. Вот она, сила искусства! :)
glaymore, 21 апреля 09:56
Абнетт, конечно, знатный ремесленник без проблеска литературного таланта :) но свои ремесленные заказы он всегда выполняет супер честно и с железным качеством.
Надо написать про будни космических инквизиторов? Не вопрос.
Про Гаунта и его диверсантов, сражающихся за линией фронта с сатанинскими фашыстами хаоса? Без проблем.
Эпик фентези с разумными мечами, демонами и судьбами мира? Легко.
А как насчет карибско-пиратской романтики? Ну там, бригантины, шторма, лихие корсары, морские баталии, погони, предательство, месть, крепкая мужская дружба, затонувшие галеоны с полными золота трюмами, X marks the spot?
И еще морские чудовища, и зомби, и древние проклятия (у нас же все-таки фентези, сам бог велел).
И обязательно чтобы острова с именами, согревающими душу постаревшего советского ребенка — Санта-Бернадетта, Порто-Верде, Голфо-Наранья. А на островах джунгли, пляжи, старые форты, маленькие портовые города из белоснежного камня.
И еще солнце, солнце над океанской лазурью, и чайки.
Можно всего этого и побольше?
Да, отвечает Абнетт. Да. Да. Сколько угодно. А хотите, я одному из пиратов дам фамилию Сабатини?
Хотим. Ну разумеется, хотим!
----------------------
Итого: первосортные олдскульные приключения в духе Капитана Блада.
8/10
Пирс Энтони «Заклинание для Хамелеона»
glaymore, 18 апреля 15:02
Очень странная, но милая сказочка про волшебную страну Ксанф, где у каждого есть свой уникальный магический талант. С талантами как повезет, один рождается со способностью убивать взглядом, а другой силой мысли издает странные звуки. А юный Бинк, герой книги, не имеет вообще никакого таланта, поэтому над ним все смеются, и он отправляется через весь Ксанф искать великого мудреца, который мог бы ему посоветовать, что делать в такой невероятной ситуации.
Несерьезные приключения Бинка сопровождаются большим количеством языковых каламбуров (например, герои встречают опасное дикое животное Battering Ram, дальнего родственника Hydraulic Ram), бурлящего подросткового либидо (поездка верхом на юной кентаврице — просто огонь) и лютой, абсолютно адовой мизогинии (чувствительным к данной теме я абсолютно серьезно не рекомендую это читать, там триггер на триггере и триггером погоняет).
Книге к пятой сериал сдувается и превращается в набор несмешных гэгов, но первые несколько томов — довольно задорное и ни на что не похожее ya fantasy чтиво.
glaymore, 14 апреля 08:28
Еще один рассказ из сборника Tangents — и опять weird fiction вместо ожидаемой НФ.
Герой рассказа — дальнобойщик, перевозит души мертвых в Ад. Правда, никакие вечные муки им не угрожают, Ад — это просто огромное поселение, куда ссылают души, забракованные для Рая. Ну и они там строят себе домики из подручных материалов и живут себе дальше.
Чертей в Аду довольно много, но они все заняты на подсобных работах, а управляют системой обычные люди. Людей раньше назначал сам Господь, но он отлучился и предприимчивые хуманы тут же взяли управление на себя, организовали корпорацию, сами решают, кого отправить в Ад (с грехами и праведностью усопшего это никак не связано, как менеджеры решили, так и будет), короче, живут в свое удовольствие.
Герой ездит туда-сюда, грустно смотрит на происходящее, временами порывается уволиться, но ему не дают. Он опять пытается уволиться, но ему не дают. Ну и в целом как-то так проходит его жизнь.
В целом рассказ не сказать чтобы захватывающий, но сеттинг безусловно оригинальный — особенно идея о том, что Господь никогда не планировал отправлять геев в Ад, это уже мы сами, все сами, своими руками.
Антология «Swords Against Darkness»
glaymore, 1 апреля 09:07
Перед нами не просто сборник, перед нами настоящая энциклопедия, отражающая эволюцию жанра heroic fantasy за без малого сто лет, от первых рассказов Говарда и вплоть до Скотта Линча.
Подборка составлена с большой любовью к жанру и со знанием дела. Прочитав первую, классическую, часть сборника, я, честно говоря, начал опасаться, что дальше начнется засилье произведений про сильных цветных лесбиянок, побеждающих белых угнетателей. Но нет, качество рассказов в последних, современных, частях ничуть не ниже. Вся подборка очень ровная, книгу можно с удовольствием читать от корки до корки.
Попадаются, конечно, отдельные казусы типа Дилэни или Кэмерон Херли, но от Дилэни ничего другого и не ожидалось, поэтому и ругать его нет смысла :)
А в целом очень приятно было убедиться, что современные авторы «меча и магии» (Эриксон, Бир, Ахмед) абсолютно не уступают классике золотого периода. Думаю, самому Конану было бы не стыдно за таких наследников.
Смело рекомендую всем ценителям жанра. 8/10
Фёдор Березин «Часовые периметра»
glaymore, 19 марта 07:25
Рассказ очаровывает с первых строк — летит по космосу земной звездолет, летит, летит, и вдруг резко тормозит! На пути препятствие! Черная дыра! Огромная, не облететь ее никак!
Пока читатель чешет в затылке от такого сюжетного поворота, из дыры вылетают инопланетяне и вступают с экипажем звездолета в контакт, поясняя, что у них тут не просто черная дыра, а гигантская счетная машина, которая рассчитывает, ни много ни мало, все возможные варианты будущего Вселенной, поэтому нечего тут шастать, разворачивайтесь и валите.
Но тут в диалог внезапно вмешивается сама коллапсарная ЭВМ и заявляет, что давайте-ка с этими землянами повежливее, они ведь по чистой случайности наткнулись на нас, а это значит, что они обладают мистическим свойством «интуиция», а интуиция — это единственное, что может спасти Вселенную от тепловой смерти. Слава землянам, вы самые крутые, вы наши герои, все цивилизации отныне преклоняются перед вами. Конец рассказа.
Березин очень, как бы выразиться, самобытный писатель, но мне кажется, всем было бы лучше, если б он продолжал реализовывать свою самобытность в книгах про доблестного русского солдата, уничтожающего бездуховных пиндосо-фашыстов в Украине, и не брался за космическую НФ.
Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»
glaymore, 16 марта 22:22
В наше время про таких детей, как Эмиль, говорят «гиперактивный», и еще «синдром дефицита внимания», и дают специальные таблетки, чтобы ребенок избавился от распирающей его энергии и стал таким, как положено.
А если гиперактивному ребенку довелось родиться на крохотном шведском хуторе в XIX веке, то папа будет орать на него и запирать в сарай, мама будет молча вздыхать, а спустя сто лет великая писательница Линдгрен напишет детскую книгу про похождения и шалости Эмиля из Леннеберги — очень смешные, очень трогательные, очень искренние.
Повесть абсолютно вне-возрастная; на ура заходила в десять лет, в тридцать — ничуть не хуже, и в пятьдесят опять вызвала фейерверки восторга. Жизненный багаж, конечно, вынуждает немного иначе — с чуть большим, если не сочувствием, то хотя бы пониманием — смотреть на вечно уставшего и раздраженного отца Эмиля, и на тупенькую прислугу Лину, которая все никак не женит на себе простака Альфреда, и на полудикую суеверную бабку Кресе-Майю. Но основная ценность книги — сам Эмиль, живой, непосредственный, очень добрый озорник, еще не отмеченный печатью взросления — остается неизменной в любом возрасте.
Большая книга большой писательницы. Невероятное удовольствие. 9/10.
Саладин Ахмед «Where Virtue Lives»
glaymore, 14 марта 11:45
Предыстория романа Throne of the Crescent Moon. Короткая и занимательная байка про то, как на почве борьбы с гулями и черной магией познакомились старый толстый циник Адулла и юный идеалист Расид.
Рассказ очень хороший — лаконичный и по делу. Удивительно, но основной роман у Ахмеда получился намного хуже, многословный и сырой.
Сэмюэл Дилэни «Повесть о драконах и мечтателях»
glaymore, 9 марта 23:09
Никогда не понимал Дилэни, и, видимо, уже не пойму. Вот попробовал его фентези — но в фентези он такой же неформатный, как в НФ.
Начал рассказывать историю про то, как богатый средневековый аристократ поймал дракона и посадил на цепь, потом долго излагал, какие драконы беспомощные и совсем не могут выживать в дикой природе, затем вообще забил на драконов и переключился на приключения двух влюбленных геев, которые — вдвоем, а то и поодиночке — штурмуют огромные замки аристократов, убивают там всех солдат и освобождают рабов, а в часы отдыха задвигают мощнейшие телеги про политэкономическую значимость борьбы с рабовладельческим строем и про свои сексуальные фетиши. Тут и сказочке конец.
Ну и Дилэни не был бы Дилэни, если бы написал рассказ простым человеческим языком, без ЗАГЛАВНЫХ букв, бессмысленных повторов и неуместных скобок (в скобках он неуместно и бессмысленно повторяется).
Не мое. Увольте. 6/10 чисто за задорно набигающих геев с обнаженными мечами.
Адриан Чайковски «Children of Memory»
glaymore, 9 марта 08:18
После Children of Ruin возникло неприятное подозрение, что цикл попал в ловушку сериальной структуры и теперь Чайковски долго будет рассказывать нам про очередные планеты, заселенные аплифтнутыми животными, которые поначалу ведут себя агрессивно, но разум и гуманизм обязательно помогут экипажу «Энтерпрайза» (зачеркнуто) «Вояджера» наладить взаимопонимание с новой цивилизацией.
Но Чайковски, судя по всему, и сам понял, что уклоняется в сериальную сторону, и принял меры.
Без нового вида разумных животных, конечно, не обошлось. На этот раз нам представляют врановых, у которых в ходе форсированной эволюции случилось необычное отклонение. Полноценно разумными они так и не стали, но часть из них приобрела врожденную психопатию с обостренным стремлением изучать и каталогизировать все новое, а часть — неудержимую тягу все разбирать и собирать обратно (в буквальном смысле все, от механизмов до социальных систем). И вот когда две птицы с разными психопатиями образуют пару, то в таком тандеме у них образуется некое подобие разума. Правда, сами птицы свою разумность отрицают и считают себя разновидностью продвинутой нейросети, заточенной на решение проблем. Впрочем, они и людей считают разновидностью продвинутой нейросетки, так что fair enough :)
В общем, «раса недели» в романе налицо — но никакой «планеты недели» нет и в помине! Children of Memory рассказывает вообще про другое — какая-то крохотная деревня примитивных поселенцев на краю леса, в котором живет злая ведьма, и тут же до кучи древние проклятия, колдовство, блуждающие по ночам духи мертвых, оборотни... В итоге все это, конечно, увязывается в общую вселенную предыдущих романов, но поначалу читатель будет немало удивлен.
Больше ничего писать про книгу не буду, чтобы не заспойлерить плот твист, на который она вся завязана. Внимательный читатель где-то к середине романа сам поймет, в чем подвох, а невнимательному в финале все разъяснят.
В целом, считаю, Чайковски в очередной раз «взял высоту» и написал отличную НФ с интересными идеями и рассуждениями о природе разума, очень мрачную, но при этом очень гуманистическую. Кому понравились первые два романа — Children of Memory обязателен к прочтению.
glaymore, 1 марта 12:46
Прихотливая urban fantasy, больше похожая на Мьевиля, чем на Бира.
Герои живут в типично мьевилевском городе, где метро днем перевозит живых, а по ночам — души самоубийц. Сутенеры не только избивают своих шлюх, но и накладывают на них древние проклятия. А по улицам разгуливает минотавр, серебряными ножницами перерезающий нити жизни грешников.
Читается неплохо, но без восторга. От второго рассказа сборника, идущего сразу после шедевральной Blood Music, ждешь чего-то более сильного.