Урсула Вернон, более известная по своему "птичьему" псевдониму ("Kingfisher" это "Зимородок" на английском), на сегодняшний день является одной из самых известных и популярных англоязычных писательниц, а количество ее наград поражает: 5 Локусов, 6 премий Хьюго и еще 2 Небьюлы, не считая десятков других, менее значимых наград. И каждый год приносит ей новые призы, так что потенциально Вернон имеет все шансы стать самой титулованной писательницей в истории фантастики. Тем удивительнее, что ее книги до сих пор игнорируются нашими издателями. Работает она по большей части в жанре фэнтези в весьма широком диапазоне: от детских сказок, до тёмного фэнтези и хоррора. Но наиболее она известна своими ретеллингами: переложениями классических сказок, часто на более тёмный и зловещий лад.
Рассматриваемый роман, «A Sorceress Comes to Call» — не исключение и заявлялся как тёмный ретеллинг не самой известной сказки Братьев Гримм «Гусятница», хотя, как станет понятно ниже, от оригинальной сказки там осталось только несколько деталей. Роман был опубликован в августе прошлого года в США (обложка слева) и Великобритании (обложка справа) одновременно, номинировался на все крупнейшие фантастические премии и уже успел взять Локус в номинации "Роман фэнтези". Средний балл на Goodreads 4.07 при 40253 оценках, что является очень впечатляющим результатом, уступая по популярности только «The Ministry of Time» Кэлианы Брэдли.
Как я уже говорил, роман обозначался как тёмный ретеллинг сказки Братьев Гримм "Гусятница", но от нее в нем осталось очень мало: собственно, гуси, которые сыграют свою роль ближе к финалу, конь Фалада, которого также как в сказке в определенный момент обезглавят... ну и все, пожалуй. Однако, если смотреть шире, можно найти более тонкое сходство. Одна из наиболее поразивших меня вещей при чтении сказки — это покорность главной героини, которая ни разу даже не помыслила о том, чтобы ослушаться и не делать того, что ей говорят. Поэтому, вместо того, чтобы следовать сюжету сказки, Кингфишер решает глубже копнуть в ее проблематику.
Мать Корделии, главной героини книги, — волшебница и волшебница не добрая. Одним из главных ее умений является подчинение своей воле живых существ, а ее дочь становится самой послушной игрушкой, с самого детства живущей в условиях беспрекословного подчинения. Вступительная сцена в церкви, когда мать берет дочь под полный контроль просто на всякий случай — весьма характерно показывает в каких условиях та жила. Следом идет вторая яркая сцена — все свое детство Корделия доверяла только своему коню, прекрасному белоснежному жеребцу Фаладе, с которым она делилась всеми своими секретами, считая его родственной душой, ведь он, как и она, вынужден жить в постоянном страхе и подчинении перед злой колдуньей.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тут оказывается, что Фалада — это фамильяр волшебницы, злобный демон, только имеющий обличье коня, который был приставлен, чтобы за ней шпионить.
Начало книги удачное и гнетущее. Но я очень боялся, что и вся последующая книга будет в том же духе — отборное стекло про страдающую главную героиню, что было бы слишком утомительно. Но Кингфишер пошла другим путем. И по прочтении я не уверен, что этот путь был лучше утомительного романа про страдания.
С первых же глав мать Корделии приступает к реализации своего злодейского плана: охмурить первого попавшегося сквайра и выйти за него замуж, а затем, пробив окно в высшее общество, пристроить дочь за какого-нибудь стареющего богатея, чтобы обеспечить им обеим материальное благополучие. При этом в процессе обольщения ей нельзя пользоваться магией, ведь по лору книги брачная церемония разрушает любые наложенные чары. Очень скоро подходящий лопух находится, а мы знакомимся со вторым главным персонажем книги: сестрой охмуряемого сквайра и старой девой по имени Эстер.
Героини знакомятся и в какой-то момент решают действовать вместе, чтобы сорвать матримониальные планы злобной волшебницы. И в описании это звучит куда лучше, чем в действительности, потому что в середине роман безбожно провисает. Было бы интересно увидеть поединок умов: немощная телом, страдающая от артрита, но обладающая острым умом Эстер, вдобавок имеющая союзника в лице Корделии, которая может играть на два фронта, вызнавая и передавая ей планы матери, против могущественной, но вынужденной сдерживаться волшебницы. Но фактически никакого противостояния нет. Большую часть книги Эстер сидит без дела, а все ее попытки интриговать не способны помешать надвигающемуся браку даже в теории. Корделия же постепенно оттаивает и привязывается к новой семье, но слишком напугана, чтобы предпринимать активные действия. В результате мы вынуждены наблюдать бесконечные чаепития, сеансы вышивки и светской болтовни. Эдакий усредненный роман Джейн Остен (не даром действие развивается в обезличенном подобии Британии эпохи регентства), только без социального контекста, но зато с попыткой в "повседневный хоррор": Эвангелина, та самая злая волшебница, своей аурой подчинения и колдовством, питающимся страхом и болью, за хрупким фасадом показной пуританской благопристойности наполняет зловещим присутствием большинство сцен, в которых появляется. С другой стороны, мне отчаянно не хватило в главном антагонисте объема, как персонаж она удручающе одномерна, что подчеркивается даже однообразием произносимых ей фраз:
"I made you. You belong to me, and you’re not going to ruin my plans" — говорит она в середине книги.
"I made you... and you belong to me. Don't forget it.'"- говорит она в конце.
Попытку переосмыслить мотивацию Эвангелины из разряда "ну, ее, короче, мужик бросил, вот она и злая такая" я считаю полностью проваленной. По мере чтения я ждал, что у нее как у персонажа появится второе дно, объясняющее стремление к контролю и извращенное материнское чувство. Кроме того, это единственный персонаж в книге, обладающий амбициями и мотивацией, пытающийся пробиться наверх и говорящий о несправедливости общества — не может же она быть полностью отрицательным героем.
Но нет, оказывается может. С другой стороны, это даже свежо — в череде социально-справедливой англоязычной фантастики мы в кои-то веки получили показательно старомодный роман, где единственный выступающий против патриархальных устоев персонаж оказывается абсолютным злом.
Также не могу не отметить, что большинство мужских персонажей у Кингфишер вышли неудачными. Обычно фантастов-мужчин ругают, что у них женские персонажи одномерны, здесь же ситуация обратна, каждый мужской персонаж плоский как блин: Сквайр — беззаботный лопух, Ричард — джентльмен из палаты мер и весов, есть ещё дворецкий. Вот и все. В общем, самым объемным мужским персонажем я вынужден признать коня. Конь крутой.
Но даже не провисание середины романа и не одномерность части персонажей стали причиной весьма низкой итоговой оценки. В конце концов, писать Вернон умеет — у нее очень легкий и при этом красивый, слегка ироничный слог, но где надо и жути она нагнать умеет (сравнение обезглавленного коня, продирающегося через чащу с наполовину раздавленным пауком, ползущим среди травы — моё почтение). Но концовка меня откровенно разочаровала. И здесь не обойтись без спойлеров.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень долго герои практически никак не противодействуют козням волшебницы, а в конце концов решают исследовать библиотеку в загородном поместье одного из персонажей, чтоб найти там какую-нибудь книжку о том, как бороться с колдунством. И, что характерно, находят описание ритуала, как лишить существо колдовских сил. И пока Эвангелина откисает в свадебном круизе со своим лопухом, герои решают потренироваться на кошках. Ну, вернее, на конях. А когда ритуал не срабатывает просто отрубают коню голову. Вот только магического фамильяра так не убить и ближайшей ночью он выбирается из могилы и начинает кошмарить обитателей поместья.
Окей, у нас есть безголовый зомби-конь, шатающийся по лесу. И охотничье поместье с кучей мужиков. Казалось бы, стоит раздать им топоры, вилы, арканы, ружья, в конце концов. Выловить безголового конягу и отрубить ему все остальное. Злого коня даже искать не надо, за ним повсюду гуси следуют. Но нет, мы решаем не делать ничего, запираемся в поместье и ложимся спать. А до конца книги остается буквально пара глав. Тут я очень напряженно думал, как же писательнице удастся разрешить все конфликты, разобраться и с зомби-конем и с самой волшебницей за пару десятков страниц. И ответ оказался очень простым и очень разочаровывающим. Кингфишер просто на время сделала антагонистку дурой. И коварная волшебница, весь роман использовавшая свои силы тонко и выборочно, решает взять поместье, где укрылись герои, грубой силой. А учитывая ограничения ее способностей: одновременно она может контролировать только одного человека, герои просто берут ее числом и проводят-таки ритуал, благо в чем была ошибка они уже к тому времени разобрались. Тут можно бы попенять героям за малодушие, ведь даже без магии Эвангелина может быть весьма коварна и опасна, более того, она уже добилась своего, но тут появляется бывший конь, ныне вырвавшийся из под контроля демон, больше не сдерживаемый колдовскими путами и окончательно решает колдунский вопрос. После чего, ой как удобно, вместо того чтоб разобраться с героями, просто исчезает.
Такие дела. Мне очень сложно оценивать этот роман. С одной стороны получилась неплохая история о токсичном материнстве, хрупкости детской психики перед лицом абсолютной власти. Редкие моменты хоррора также оказались весьма удачны. С другой стороны, сюжетная канва романа удручающе предсказуема, тонет в бесконечных чаепитиях и вышивке, а финал получился скомканным и неудовлетворительным.
В качестве бонуса — обложки подарочных изданий романа и иллюстрации к ним.
На этом проект по оцениванию номинантов на премию Хьюго-2025 окончен. Я постарался подробно рассказать о всех шести номинированных в этом году книгах. До вручения премии, планирую прочесть еще номинантов в малой форме и, если успею, еще несколько повестей, но не уверен, что буду писать отдельные отзывы. Расскажите, какой номинант привлек наибольшее внимание и за кого вы будете болеть в этом году?
Привет всем! Летние месяцы получились самыми горячими на анонсы, так что дайджест (временно) становится ежемесячным. За последнее время накопилось немало анонсов, еще у нескольких давно ожидаемых книг появились обложки и сроки выхода. Конечно, по своим размерам выпуск не переплюнет монструозный июньский, но и в нем будет много интересных новостей. так что давайте не откладывая на долго поблагодарим всех причастных, порекомендуем подписаться на тему с новостями и начнём.
1. Начнем с новостей не самых фантастических. Появилась обложка нового романа Томаса Пинчона, которая обещает погружение незадачливого американского частного детектива в безумную жизнь Венгрии между двумя мировыми войнами.
Издательство: New York: Penguin Press, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 384 стр. ISBN: 1-59420-610-4, 978-1-59420-610-8
Аннотация: Милуоки, 1932 год, Великая депрессия в разгаре, отмена Сухого закона не за горами, Аль Капоне в федеральной тюрьме, частный сыскной бизнес переходит к расследованию семейных дел. Хикс Мактаггарт, бывший штрейкбрехер, ставший частным детективом, думает, что нашел надежную работу, пока его не отправляют на обычное дело по поиску и возвращению наследницы сырного состояния в Висконсине, которая решила отправиться странствовать. Не успеет он опомниться, как его затаскивают на трансокеанский лайнер, и в конце концов он оказывается в Венгрии, где нет выхода к морю, где говорят на языке с какой—то другой планеты и достаточно денег, чтобы любой полицейский дожил до пенсии, — и, конечно, никаких следов сбежавшей наследницы, за которой он должен был гоняться. К тому времени, когда Хикс догонит ее, он обнаружит, что тоже связан с нацистами, советскими агентами, британскими контрразведчиками, музыкантами-свингерами, практикующими спиритические сеансы, мотоциклистами-преступниками и теми неприятностями, которые сопутствуют каждому из них, и ни с одной из которых Хикс не способен справиться, не говоря уже о том, что ему за подобное не платят. Окруженный историей, в которой он ничего не смыслит и не может сориентироваться, единственная светлая сторона для Хикса в том, что это начало эры биг-бэндов, и, как оказалось, он довольно хороший танцор. Будет ли этого достаточно, чтобы он смог каким-то образом вернуться в Линди-хоп в Милуоки и в нормальный мир, которого, возможно, больше не существует, — это другой вопрос.
2. В ноябре выходит объемная автобиография одной из самых известных канадский писательниц, Маргарет Этвуд, перу которой принадлежат такие ставшие классикой фантастики книги как «Рассказ Служанки» и «Орикс и Коростель».
Аннотация: Воспитанная независимыми, склонными к науке родителями – отцом–энтомологом и матерью-диетологом, Этвуд большую часть года проводила в диких лесах северного Квебека. Это детство было свободным и кочевым, иногда изолированным (в свой восьмой день рождения она записала: "Это звучит печально. Это было печально. Становится еще более печально"), но в то же время волнующе и прекрасно.
С этого необычного начала Этвуд раскрывает историю своей жизни, связывая знаковые моменты с книгами, которые сформировали наш литературный ландшафт, — от "Жестокого года", породившего "Кошачий глаз", до оруэлловского Берлина 1980-х, где она написала "Рассказ служанки". На страницах, наполненных богемными сборищами, ее волшебной жизнью с невероятно харизматичным писателем Грэмом Гибсоном и важными политическими поворотными моментами, мы встречаем поэтов, медведей, голливудских актеров и невероятных персонажей прямо со страниц романа Этвуд.
По мере того, как мы путешествуем с ней по жизненному пути, все больше и больше узнаем о ее творчестве, о связи между реальной жизнью и искусством, а также о том, как работает одно из величайших воображений.
3. Сортировка архивов Дж. Р. Р. Толкина продолжается и из забвения была возрождена фантастическая повесть, «история учёного из будущего, который изучает свидетельства существования общества, которое теперь утрачено» из-за поклонения автомобилям. Подробнее можно прочесть в колонке JimR.
Издательство: London: HarperCollins, 2025 год, 144 стр. ISBN: 978-0008737764
Комментарий: Ранее неопубликованная повесть Дж. Р. Р. Толкина, написанная в период с конца 1950-х по начало 1960-х годов. Cover art by J. R. R. Tolkien.
4. В октябре выходит долгожданное завершение «Книги Пыли» Филипа Пулмана, над которым автор работал более шести лет. А сам этот цикл в свою очередь является прямым продолжением его самой известной работы, трилогии «Тёмные начала».
Издательство: Oxford: David Fickling Books, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 672 стр. ISBN: 0-241-45869-2, 978-0-241-45869-3
Аннотация: Продолжая с того места, где закончилось "Тайное содружество", эта история застает Лиру в одиночестве в городе, населенном демонами, в поисках ее любимого Пана. Малкольм Полстед не отстает от нее, разыскивая Лиру. И они оба мчатся в сторону пустыни Карамакан, следуя по тропе из роз, которые, как говорят, хранят тайну Пыли. Их союзники и враги сходятся к таинственному красному зданию в сердце пустыни: Марсель Деламар и военная мощь Магистериума; радикалы с Гор; ученые, эрудиты и шпионы; отряды ведьм и другие люди воздуха. И всех их ожидает невиданная ранее и пугающая новая угроза, которая изменит все.
5. Еще одно долгожданное завершение цикла (предыдущий роман был аж 14 лет назад), финал истории Четверг Нонетот, был перенесен на следующий год, зато обрел аннотацию и обложку.
Аннотация: Тёмная материя чтения — это теоретическая концепция, согласно которой наблюдаемая книжная вселенная может составлять лишь 20 процентов от расчётной общей массы чтения. Где-то там, возможно, существует более обширная и недоступная для восприятия «Тёмная книжная вселенная», содержащая миллионы удалённых романов, рукописей из книжных стоков, потерянных стихов, забытых отсылок к поп-культуре, давно не слышанных устных преданий, историй и идей, которые оставались в умах людей на момент их смерти. Корпорация «Голиаф» надеется использовать Тёмную материю чтения для получения прибыли, и Четверг снова оказывается лицом к лицу с знакомым врагом. Посетитель по имени Роджер Татт, утверждающий, что он из издательства «Четвёртая стена», имеет свои собственные странные идеи, которые требуют тщательного обдумывания. Живёт ли Четверг и все, кого она знает, в симуляции? Был ли её мир создан с нуля в Прошлую пятницу, как предполагает Роджер, и являются реальность книг, которые она читает, единственно возможной? Имея экзистенциальные вопросы как наименьшую из своих проблем и семью, о которой нужно заботиться, Четверг должна победить корпорацию «Голиаф», убедиться, что разрыв в ткани Книжного мира не поглотит всю литературу из её мира, и завершить свою серию, чтобы насладиться комфортной пенсией, избежав при этом худшего финала для истории: концовки в стиле «Скуби-Ду».
6. А вот Роберт Сальваторе завершать свой монструозный цикл не собирается, более того, он начал новый подцикл, посвящённый приключениям дочери своего самого известного героя Дрис... ой, пардон, Дриззта До’Урдена, которая стремится доказать своему отцу, что она тоже не пальцем делана.
Издательство: New York: Random House, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 400 стр. ISBN: 0-593-87526-5, 978-0-593-87526-1
Аннотация: Меня зовут не “дочь Дзирта”. Бризи До'Урден — больше, чем просто наследница легендарных героев. В течение последнего десятилетия она посвятила себя изучению боя, магии, а в последнее время — неуловимому Пути Тени, превращая свое тело и разум в острое и уникальное оружие. Но даже после долгих лет усилий ее родители, Дриззт и Кэтти-Бри, изо всех сил отказываются видеть в Бризи нечто большее, чем просто их маленькую девочку. Полная решимости доказать, что они не правы, Бризи принимает самое серьезное испытание, на какое только способна: стать Повелительницей драконов в знаменитом монастыре Желтой Розы. Тем временем, в тени Вестбриджа Далия Син'Фелл планирует свой приход к власти. У Далии, некогда сломленной душой, осталось мало друзей и еще меньше возможностей пробиться в этом мире. Но Далия верит, что открыла новый путь к возвращению славы: обаяние и хитрость вампира. С каждым шагом к бессмертию она укрепляет свое влияние, создавая империю тьмы, несмотря на то, что борется со своими собственными чудовищными инстинктами и своим сложным прошлым в семье Бризи. Пока Бризи пробивается сквозь тени, а Далия следует своим темным амбициям, обе стремятся найти свое место в мире, который может быть как жестоким, так и прекрасным. Какими бы ни были трудности, их расходящиеся пути предопределены одним и тем же выбором: их судьбы будут принадлежать им и только им.
Издательство: New York: Tor.com, 2026 год, мягкая обложка, 128 стр. ISBN: 1-250-41953-0, 978-1-250-41953-8
Аннотация: Приходите, приходите все на родео динозавров!
Тиф Тамим больше всего на свете хочет быть ковбоем динозавров. Сирота в поисках пристанища и работы, которая бы наполняла его карманы, Тиф переезжал из цирка в цирк, мечтая о возможности прокатиться на доисторическом красавце под сверкающими огнями прожекторов. Чтобы стать мастером своего дела, Тиф должен освоить все инструменты этого ремесла, однако немногие дино-маэстро захотят взять под свое крыло тощего человека из ниоткуда. Но когда Тиф освобождает динозавра от жестокого хозяина и бросает вызов бродячим бандам бывшего американского запада, чтобы доставить динозавра в безопасное место, он привлекает чье-то внимание. И, парни, как же ослепляют Тифа эти глаза человека со спины взбрыкивающего карнотавра.
8. Второй том планируемой трилогии «Пленник. Война покорённых» Джеймса С. А. Кори будет опубликован в апреле следующего года. Первый роман уже вышел на русском, но, как ни странно, особого ажиотажа не произвёл.
Издательство: New York: Orbit, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 560 стр. ISBN: 0-316-52567-7, 978-0-316-52567-1
Аннотация: Монструозная империя Каррикс была построена на подчинении и войне. Тысячи видов связаны клятвой верности своему Соврану и участвуют в бесконечном, пропитанном кровью испытании: быть полезным в вечном конфликте или быть уничтоженным. Давид Алхор, высший среди человеческих пленников, внушает страх и отвращение тем, кого он защищает. Безжалостный в своём стремлении занять нишу в вечной военной машине империи, он готов преобразовать саму человеческую природу, чтобы использовать её как инструмент для своих инопланетных хозяев. Но верность Давида принадлежит не тому, кому кажется. Рой, агент бессмертного врага Карриксов, был тайно доставлен во дворец-мир Карриксов вместе с человеческими рабами. Его миссия: найти способ свергнуть вечное правление империи. Но чем дольше он живёт среди человечества и внутри него, тем больше забывает, что он — оружие. По мере того как человеческие пленники распространяются по фронтам империи, становится очевидной потрясающая сила Карриксов. И вместе с этим рождается отчаянный план их уничтожения. Но империи скрывают тайны, и даже бессмертный враг может оказаться не тем, кем кажется…
9. Сборник не относящихся к Космеру рассказов Брендона Сандерсона, запланированный на конец этого года, обрел обложку. Кроме нескольких ранее опубликованных произведений (полный состав сборника пока не известен) в него будет включена совершенно новая повесть «Moment Zero».
Издательство: New York: Tor Books, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 448 стр. ISBN: 1-250-41048-7, 978-1-250-41048-1
10. И еще один сборник рассказов, но на этот раз относящийся к известному циклу Кассандры Клэр «Сумеречные охотники», посвящённый различным представленным там парам персонажей.
Издательство: New York: Walker Books, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 448 стр. ISBN: 1-529-53266-3, 978-1-529-53266-1
Аннотация: Десять пар. Их объединила любовь. Разделила — опасность. Джейс и Клэри ищут изгнанного Сумеречного охотника и узнают, что любовь способна спасти мир — или уничтожить его. Уилл и Тесса проводят медовый месяц в Париже, когда спиритический сеанс направляет их на неожиданный путь. Саймон и Иззи наблюдают за ростом демонической активности в Нью-Йорке и отправляются в весёлое городское приключение. Это лишь несколько любимых пар, чьи романтические похождения не дадут вам оторваться от книг, перенося через время и сюжетные линии обширной серии Кассандры Клэр о Сумеречных охотниках.
11. Продолжение вышедшего в этом году романа «Dark Diamond» Нила Эшера, смешивающего космическую фантастику и хронооперу выходит в апреле следующего года.
Издательство: London: Tor Books, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 400 стр. ISBN: 1-035-03788-2, 978-1-035-03788-9
Аннотация: Капитан Блайт и агент Кормак думали, что им удалось остановить враждебного ИИ Мебиуса Стрейгера. Но цель Стрейгера — ввергнуть галактику в разрушительную войну — далека от завершения. Теперь, когда на волю вышла армия изувеченных пи-прадоров, выведенных на основе вируса Спаттерджей, Стрейгер приводит свои планы в действие. Тем временем, в охваченном войной мире Холд Йоссандера Блайт и Кормак оказываются втянутыми в водоворот предательства и насилия. Они должны пробиться сквозь хаос, пытаясь починить поврежденный корабль Блайта "Монета". Но для их побега требуются ресурсы корабля "Бракен", а на борту этого корабля происходит ужасающая трансформация... Осознавая угрозу существованию, исходящую от пи-прадоров, Королевство Прадор и искусственный интеллект, управляющий человеческим государством, заключают непростой союз. Но из-за того, что планы Стрейджера раскрываются и сама реальность оказывается под угрозой, галактика балансирует на грани уничтожения. Смогут ли Блайт и Кормак пережить эскалацию войны и крушение самого времени?
12. В своей новой повести Ши Лянь Хуанг, автор романа «Речные разбойники» исследует то, как попытка понять иные культуры может привести к их уничтожению, и о тонкой грани между исследованием и ассимиляцией.
Издательство: New York: Tor.com, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 160 стр. ISBN: 1-250-40533-5, 978-1-250-40533-3
Аннотация: Во время обучения на шпиона Ро предупредили: ты всегда будешь жить во лжи.
Чтобы проникнуть в разум Пожирателя Звезд, прежде всего, требуется совершенная психическая связь, и он всю свою жизнь учился понимать их биологический вид. Восхищается ими, уважает их, благоговеет перед мыслью о том, что он один из них ― единственный биологический вид, физиологически способный добывать элементы, необходимые для космических путешествий длиной в световые годы. Маленькой цивилизации Ро, с ее истощающимися ресурсами и сокращающимся охватом, необходимо знать больше об этом виде.
Это будет казаться правдой, ведь старшие внушили ему это. Это никогда не было правдой.
Но Ро глубоко уверен: с ним все будет иначе. Ро не будет самозванцем, скрывающим правду о своем прошлом, потому что его сердце будет принадлежать одному из них. Он станет одним из них.
Понять кого-то — значит стать им. И ему никогда не приходило в голову, что простой акт понимания может разрушать.
13. Второй том цикла городского нуар-фэнтези Гарри Тертлдава «City of Shadows» выходит в марте следующего года.
Издательство: Maryland: CAEZIK SF & Fantasy, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 280 стр. ISBN: 1-64710-177-8, 978-1-64710-177-0
Аннотация: Джека Митчелла, частного детектива в отставке, просят помочь музыканту Оскару Риксу расследовать дела Грампус Рекордс (что он надеется сделать, избегая общения с очень неприятным сообществом, которая правит этим альтернативным Лос-Анджелесом 1940-х годов, где сосуществуют нежить и мертвые). Сложная личная жизнь Джека также переплетается с этим делом, что делает проблему более запутанной. По мере того, как он углубляется в свое расследование, он сталкивается с опасностью на каждом шагу, от физических столкновений до сверхъестественных угроз. Чтобы выжить, не говоря уже о раскрытии дела, Джек должен полагаться на свой ум, опыт, помощь неожиданных союзников и свои инстинкты уличной смекалки, чтобы ориентироваться в изменчивом мире гангстеров, магии и личной преданности.
14. Также в марте будет опубликован роман Адама Кристофера, автора известного по новеллизациям вселенных DISHONORED, Звёздные войны и Очень странные дела. В этот раз он пишет в отрыве от популярных медиафраншиз роман в жанре космического хоррора.
Издательство: New York: Tor Nightfire, 2026 год, мягкая обложка, 416 стр. ISBN: 1-250-38128-2, 978-1-250-38128-6
Аннотация: Руководитель миссии Оливия О'Коннор и ее команда из корпорации "Артемида" вместе со своим военным представителем завершают подготовку к мероприятию, которое изменит ход истории человечества: испытательному полету, который обещает открыть новые горизонты Вселенной.
Но их путешествие между измерениями — это то, к чему они никогда не готовились. Странные голоса в коридорах. Давно потерянные лица, которые не забыты. Странные символы, вырезанные на корпусе. И за пределами корабля собираются древние силы, которым нет числа.
Экипажу понадобятся все их навыки, чтобы выжить и раскрыть страшную правду об их миссии.
Начинается обратный отсчет...
15. Новый роман Майка Чена, автора известного по недавно опубликованному на русском и получившему весьма тёплые отзывы роману «Здесь, сейчас и тогда» будет опубликован в апреле следующего года. На этот раз автор пробует себя в жанре космической фантастики.
Издательство: New York: Saga Press, 2026 год, мягкая обложка, 464 стр. ISBN: 1-668-08379-5, 1-668-08379-5
Аннотация: После десяти лет скитаний по космосу капитан Демора Ким и команда "Горизонта" наконец-то вернулись домой. Только это не тот дом, который они знали. Скопление, ранее являвшееся мирным сообществом планет, находится на грани распада из-за гражданской войны.
Способ положить конец конфликту может заключаться в безграничной энергии, которая заманила команду "Горизонта" в ловушку на другом конце галактики, и в двигателе, который они создали, чтобы вернуть их домой. Но это означает возвращение в тот уголок космоса, из которого они только что выбрались.
Деми не уверена, что справится с этой задачей. Она выполнила свое обещание. Она вернула команду домой. Возможно, пришло время уйти. Однако оставить все позади будет не так просто, как она думает. Зреют заговоры, верность будет подвергнута испытанию, и выбор Деми может пошатнуть основы галактики.
16. Новый роман от известного автора подростковой фантастики Рошани Чокши запланирован к выходу на январь следующего года.
Издательство: New York: Wednesday Books, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 400 стр. ISBN: 1-250-87310-X, 978-1-250-87310-1
Аннотация: Принц Аррис знает, что брак означает убийство. Благодаря неудачно сформулированному желанию морской ведьме, всё, что нужно для управления Островом Малис, — это сердце и рука наследника королевства. Исторически это трактовалось вполне буквально. Поэтому Аррис ожидает, что на следующий день после своей свадьбы и убийства он проснётся в виде разумного дерева вместе с остальными своими предшественниками. Его единственный шанс на долгую жизнь — найти настоящую и вечную любовь. Когда родители Арриса объявляют турнир невест, чтобы побороться за его руку и сердце, множество подходящих, прекрасных и (возможно, кровожадных) девушек направляются в замок Рэйт. Среди сверкающих балов в озаренных огнями пещерах, прогулок по зверинцам с деревьями грёз и жемчужными крокодилами, чаепитий на стеклянных лодках и поцелуев, от которых у него кружится голова, Аррис не может понять, кто здесь из-за любви к нему… или из-за жажды власти. Пока он не встречает Демелзу. Будучи лебедем-веритасом, Демелза своей песней вытягивает правду. Вынужденная скрываться, Демелза заключает сделку: Аррис обеспечит ей безопасное убежище в обмен на её правдивую песню, чтобы разобраться в потенциальных невестах. Хотя Аррис привык уклоняться от угроз смертью, а Демелза привыкла бороться за то, чтобы её голос был услышан, для выживания в турнире невест требуется иная смелость. И, возможно, самое смелое, что можно сделать, — это не просто защитить свою жизнь, но найти в себе мужество найти жизнь, достойную того, чтобы её прожить.
17. В своём новом романе Эдвард Эштон рисует постапокалиптическое будущее, в котором люди стали домашними питомцами обретших разум волков. Выход запланирован на февраль.
Издательство: New York: St. Martin's Press, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 288 стр. ISBN: 1-250-37565-7, 978-1-250-37565-0
Аннотация: Люди должны быть молчаливыми. Люди должны быть послушными. Люди должны быть хорошими.
Всю свою жизнь Джон пытался жить по этим правилам. Чаще всего это не слишком сложно. Спустя сто двадцать лет после Падения и сто лет после того, как Серые пришли, чтобы вытащить последние остатки человечества из обломков разрушенного мира, Джон оказался связанным с Мартоком Барденом, урождённым Чёрной Рукой, одним из «хороших» Серых. Конечно, Марток без гроша, бездомный и почти маниакальный, но он всегда относился к Джону как к настоящему человеку, а иногда и как к другу. Это лучше, чем у большинства других людей.
Но когда Марток ставит связь с Джоном в качестве залога за заброшенный дом в лесу, который он надеется превратить в загородный приют для богатых Серых, Джон узнаёт, что у дружбы Мартока есть пределы. Вскоре он оказывается зажатым между боссом преступного мира, девушкой, воспитанной дикими людьми и питающей презрение к таким «домашним животным», как Джон, и самим Мартоком, чьи мании величия, кажется, наконец его настигли.
Кроме того, что-то в лесу убивает людей.
У Джона есть шестьдесят дней до того, как истечёт срок займа Мартока, чтобы разгадать тайну, почему люди оказались на обратной стороне приручения, и найти способ превратить влажные фантазии Мартока в достаточную прибыль, чтобы выкупить свою жизнь, избегая при этом участи быть зарезанным дикими людьми или разорванным разгневанным Серым. Проще простого, верно?
18. Весьма любопытная новинка о путешествии на Титан от сценариста сериала Манифест Джеффа Рейка и автора, известного по дебютному роману «Склад» Роба Харта, должна выйти в январе.
Издательство: New York: Random House, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 320 стр. ISBN: 0-593-87137-5, 978-0-593-87137-9
Аннотация: Райан Крейн не искал неприятностей — просто хотел выпить чашечку кофе. Но когда он замечает стрелка, выходящего из фургона без опознавательных знаков, он начинает действовать и, сам того не ведая, спасает Джона Уорда, миллиардера с президентскими амбициями, от покушения.
В благодарность за быстроту мышления Райана Уорд награждает его шансом, который выпадает раз в жизни: присоединиться к группе счастливчиков из числа гражданских лиц, сопровождающих трех профессиональных астронавтов в первом пилотируемом полете на спутник Сатурна Титан.
Преданный семьянин, Райан неохотно отправляется в эту двухлетнюю экспедицию, но благодаря поддержке своей любящей жены и непомерной зарплате, гарантирующей пожизненный уход за их сыном-инвалидом, он вступает в команду.
Райан и представить себе не мог, что это загадочное путешествие навсегда изменит его жизнь и жизни его товарищей по команде. Когда их космическое приключение, казалось бы, должно подойти к концу, оно неожиданно начинается.
19. Второй том цикла Ричарда Суона «The Great Silence», действие которого происходит в том же мире, что и трилогии «Империя Волка», но спустя продолжительное время, за которое успела случиться промышленная революция, запланирован на март. Аннотация обещает почти что лавкрафтианские ужасы.
Аннотация: Был раскрыт истинный ужас Великого молчания. В то время как одна нация за другой становятся жертвами "чумы разума", а Сова пытается заручиться поддержкой со всего мира, перед послом Ренатой Райнер была поставлена простая задача: спасти мир. В то время как она отправляется в княжество Казимир, чтобы заручиться помощью старейшего врага империи, лейтенант Питер Кляйст возвращается в леса с привидениями на Новом Востоке, чтобы найти скрытые в прошлом ответы — и, наконец, встретиться лицом к лицу с ужасной судьбой, которая его ожидает. Вслед за ними оперативная группа инженеров, солдат и экспертов по тайным знаниям попытается раскрыть последние секреты Великого Безмолвия — по обе стороны от мира смертных. Но время на исходе. Граф Лампрехт фон Ольденбург вернулся в столицу, вооруженный ужасным видением и достаточным безумием, чтобы довести дело до конца. Те, кто встанет у него на пути, окажутся перед простым выбором: присоединиться к революции или умереть. По мере того как мир погружается в хаос, все пути сходятся в Морском глазу, где ткань реальности истончается и где Империя Волка должна противостоять самому страшному врагу, которого она когда–либо знала.
Издательство: London: Head of Zeus, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 544 стр. ISBN: 1-035-91497-2, 978-1-035-91497-5
Аннотация: Эрес Ффенег — «Город на спине краба» — следующее государство, которое паллесины собираются завоевать, но его граждане не откажутся от суверенитета легко, и осада протянулась до суровой зимы в Эрес. Защитники — как местные жители, так и ренегаты палов — держат непростой союз против врага у ворот, в то время как армия палов постоянно подгоняется самоубийственными приказами своего правительства на родине. В городе Дьявол Джек — ученик печально известного фокусницы и сводницы, известной как Вдова, хороший человек, вынужденный торговаться с адом, чтобы вернуть то, что он потерял. Тем временем Киффель эа Личан — защитник города, привилегированный ребенок, который только что потерял все из-за захватчиков. Мы следим за взлетами и падениями обоих, пока они пытаются пережить осаду и построить свою собственную судьбу в мире, который бросил их. За пределами города палы отчаянно ждали подкрепления, чтобы наконец взять город, но когда вместе с зимой наконец поступают новые солдаты, это оказывается худшей помощью, способной обречь всю армию на провал.
Кроме того было анонсировано коллекционное издание его прошлогоднего романа «Alien Clay», который успел собрать приличный букет номинаций на фантастические премии.
Издательство: Burton (MI): Subterranean Press, 2025 год, 526 экз. твёрдая обложка + супер, 384 стр. ISBN: 978-1-64524-274-1 коллекционное издание
Аннотация: Планета Килн — это место, где тирания Мандат держит свою тюремную колонию, и для заключенных путешествие туда всегда является поездкой в один конец. Одним из таких заключенных является профессор Артон Дагдев, ксеноэколог и политический диссидент. Вскоре после прибытия он обнаруживает, что у планеты есть секрет. Люди — не первая разумная цивилизация, ступившая туда.
Посреди ненасытной, хаотичной экосистемы находятся руины цивилизации, но кем были исчезнувшие строители и куда они делись? Если он сможет пережить как суровое правление коменданта лагеря, так и инопланетные ужасы окружающего его мира, у Артона появится шанс сделать открытие, которое может просто преобразить не только Килн, но и далекую Землю.
Комментарий: Dust jacket illustration by Alex Ries; interior art by Simon Roy.
Издание содержит внутренние цветные иллюстрации, примеры которых — ниже.
21. Райан Кейхилл похвастался первым массовым изданием его книги, ведь все что было раньше — или амазоновский самиздат или делюксовые малотиражки. Но мы-то с вами знаем, что первое такое издание было на русском языке, от фанзона.
Издательство: The Broken Binding, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 494 стр. ISBN: 1-83698-000-0, 978-1-83698-000-1
Аннотация: Земли Эфирии разделены войной и недоверием. Высокие лорды Юга ссорятся и сражаются, а сдерживают их только драконьи всадники, которые некогда служили империи Севера и запятнали себя предательством.
В удаленной деревушке на юге Эфирии юный Кейлен Брайер, все еще переживающий трагическую потерю брата, готовится к Испытанию — проверке храбрости и способностей, которую не всем удается пережить.
Но когда три незнакомца, хранящие секрет, ради которого готовы умереть, прибывают в деревню, жизнь Кейлена переворачивается. Его с головой затягивает в конфликт, который тянется уже многие века.
Нет никаких пророчеств. Его поступки не были предсказаны.
Он проливает кровь, как любой другой человек, и прольется ее немало.
22. Кстати, издательство The Broken Binding готовит к выходу коллекционное издание дилогии Мэри Д. Расселл «Птица малая», которая также недавно была переиздана фанзоном.
23. Готовится коллекционное издание романа Пирса Брауна «Light Bringer», которое должно выйти уже летом.
Издательство: Burton (MI): Subterranean Press, 2025 год, 776 экз. твёрдая обложка + супер, 872 стр. коллекционное издание
Аннотация: Жнец — легенда, скорее миф, чем человек: спаситель миров, лидер Восстания, разрушитель цепей.
Но Жнец — ещё и Дэрроу, рожденный на красной почве Марса: муж, отец, друг.
Брошенный далеко от дома после сокрушительного поражения на полях сражений Меркурия, Дэрроу жаждет вернуться к своей жене и суверену, Вирджинии, чтобы защитить Марс от его кровожадного потенциального завоевателя Лисандра.
Лисандр жаждет уничтожить Восстание и восстановить господство Золотых, и сравняет с землей миры, чтобы реализовать свои амбиции.
Когда-то миры нуждались в Жнеце. Но теперь им нужен Дэрроу, а Дэрроу нужны люди, которых он любит — Вирджиния, Кассиус, Севро — чтобы защитить Республику.
Так начинается долгое путешествие Дэрроу домой, межпланетное приключение, в котором воссоединятся старые друзья, будут заключены новые союзы, а соперники столкнутся на поле боя.
Потому что мечта Эо все еще жива — и после темного века наступит новый век: света, победы, надежды.
Комментарий: Book 3 in the «Iron Gold» series. Dust jacket and interior illustrations by Sam Burley.
24. И напоследок посмотрим англоязычное издание романа Анджея Сапковского «Перекрёсток воронов». Все стандартно. Вороны и мужик с мечом. Наша так и не вышедшая обложка с водяником была куда круче. Но говорят, что вместо нее тоже нарисуют мужика с мечом.
Аннотация: На этот раз гроссмейстер польской фэнтези возвращается в юношеские годы Геральта, который только делает первые шаги в ведьмачьем деле. Вооружённый двумя руническими мечами, он сражается с монстрами, спасает невинных девиц и помогает несчастным любовникам. Он всегда и везде старается соблюдать неписаный кодекс, который перенял у своих учителей и наставников. Как это обычно бывает, жизнь щедра на разочарования, и его юношеский идеализм снова и снова сталкивается с реальностью.
История продолжается. История никогда не заканчивается…
А победил в голосовании роман Паоло Бачигалупи «Навола», набравший подавляющие 65 голосов.
Роман начинает одноимённый цикл, в котором планируется два романа, действие которой происходит в стране, напоминающей Италию эпохи Ренессанса. Роман очень необычен для Бачигалупи, который сделал себе карьеру на экологической и социальной фантастике ближнего прицела и кроме русского был переведен на польский язык. Небольшую галерею обложек вы можете увидеть ниже.
первое изданиепольское изданиерабочий вариант обложки русского издания
Среди номинированных в этом году на премию "Хьюго" книг нет непопулярных. Каждый из шести номинантов имеет не менее 10 000 оценок на goodreads, что является весьма достойным результатом, но настоящий хит в списке только один — это дебютный роман Кэлианы Брэдли «The Ministry of Time», который на настоящий момент имеет 161837 оценок и уже был переведен на кучу языков: румынский, датский, испанский, нидерландский, финский, португальский, немецкий, польский и др. Средний балл у романа при этом самый низкий из всех номинантов и составляет всего лишь 3.59. Отчасти это связано с ревью-бомбингом: многие читатели посчитали, что роман является плагиатом на одноименный испанский сериал и, действительно, здесь можно найти общие черты, хотя писательница называет совершенно иные источники вдохновения.
Так как Кэлиана Брэдли совершенно не известна русскоязычному читателю, давайте познакомимся с ней поподробнее.
Кэлиана Брэдли — британская писательница камбоджийского происхождения, которая в настоящее время живет в Лондоне. Имеет бакалаврскую степень по литературе, долгое время работала в качестве редактора в журнале "Granta". Писала статьи (чаще всего о театре и балете) для таких журналов как "Exeunt", "Time Out London", "The Stage" и "The Guardian". Свой путь в литературе начала в малой форме, публикуя рассказы в различных периодических изданиях (не фантастических) и даже выиграла несколько премий, а частности Harper’s Bazaar Short Story Prize и V.S. Pritchett Short Story Prize. На написание дебютного романа ее вдохновил сериал «Террор» по одноимённому роману Дэна Симмонса. Постепенно стала проявляться идея романа: что если перенести одного из членов экипажа той злосчастной экспедиции Франклина в наше время? В качестве кандидата на перемещение был выбрал лейтенант Грэм Гор, реальная историческая фигура. Кстати, особое впечатление на писательницу произвела прочитанная ей статья о нём на англоязычной Википедии.
Роман, который был начат еще на карантине, писался очень долго, несколько раз перерабатывался (в частности, был кардинально изменен образ героини, изначально он планировался максимально обезличенным, но потом писательница заложила в него автобиографические черты) и был опубликован только в мае 2024 года. Британская (слева) и американская (справа) обложки в этот раз отличаются очень незначительно, большинство международных обложек имеют сходное оформление. Роман был весьма успешен, кроме премии Хьюго он номинировался на Локус, Премию Артура Кларка, Премию Вудхауса за лучший юмористический роман, The Climate Fiction Prize за лучшую фантастику об изменении климата, и стал книгой года по версии Goodreads в номинации "Фантастика".
Итак, главная героиня, молодая британка и потомок камбоджийских иммигрантов, чье имя мы так и не узнаем, приходит на собеседование в некую правительственную контору и неожиданно для себя получает работу. Оказывается, что эта организация занимается изучением феномена путешествий во времени и с некими не до конца прозрачными целями доставляет несколько беженцев из прошлого (в целях политкорректности их называют экспатриантами) в Британию недалёкого будущего. Эпохи, из которых были извлечены экспаты, разнообразны: от охваченного чумой Лондона 1665 года, до битвы на Сомме 1916, но всех их объединяет одно — в своей исторической линии они умерли и их перемещение во времени не приведет ни к каким временным парадоксам. А чтоб адаптировать людей из прошлого к особенностям настоящего к каждому из них был приставлен психолог-консультант, так называемый Мост, который становится не только советником, но и сожителем перемещенных персон. И наша героиня, как не трудно догадаться, становится сожительницей одного из таких экспатов — Грэма Гора, английского морского офицера, в своей временной линии погибшего в полярной экспедиции "Эребуса" и "Террора".
Вот только главная героиня — современная, если не сказать прогрессивная молодая женщина, а ее подопечный — старомодный британский джентльмен, а значит конфликта характеров не избежать. Но "The Ministry of Time" из тех романов, что обманывают ожидания. И, увы, не в лучшем смысле.
Прежде всего, никакого конфликта характеров не происходит. Вместо этого со смущением вуайериста читатель вынужден наблюдать, как главная героиня, являющаяся слабозамаскированным альтер эго писательницы, проводит время с полюбившимся ей историческим персонажем, который постепенно становится мужчиной ее мечты, перевоплощаясь из джентльмета в хипстермена: по щелчку осваивая принципы действия электроприборов, с лёгкостью овладевая всем необходимым политкорректным новоязом и даже обучаясь готовить азиатскую еду.
Но даже как любовный роман "The Ministry of Time" не выдерживает абсолютно никакой критики: Кэлиана Брэдли целиком и полностью провалилась в описании динамики развития отношений между персонажами. Они просто живут вместе, живут. Живут-живут-живут и вот однажды оказавшись в опасной ситуации и в не вполне трезвом состоянии целуются. А пораскинув мозгами решают, что раз уж такое дело, то можно и в койку, а что бы нет, когда да. И подробные описания половых актов реального исторического персонажа и с альтер эго писательницы вызывают весьма странные впечатления, будто при чтении девичьего фанфика с неловкими описаниями первых сексуальных фантазий со своим кино/литературным крашем. Своеобразное ощущение и вряд ли приятное.
Не уменьшает этого ощущения и та небрежность, с которой роман написан. Видимо, тот урок, на котором говорилось, что каждая сцена романа должна двигать сюжет вперед, писательница прогуляла. В результате ее книга наполнена десятками абсолютно ничего не значащих для сюжета и никак не развивающих персонажей бытовых сцен, перемежающихся пространными размышлизмами о том о сём. Сцена готовки азиатской еды может прерваться пространными рассказами о сложных семейных отношениях героини, затем перескочить на биографию её сестры, которая в сюжете так и не появится. Следом может пойти поток сетований на тяжкую долю мигрантов в Британии и тут же — пространная телега о том, что азиатских писательниц издают неохотно и, вообще, недоплачивают, и из этих жалоб, опять таки, слишком заметно торчат уши автора.
Подобная манера повествования превращает сюжет в сумбурное месиво, в котором вроде бы что-то происходит, но ничего не движется и даже какие-то значимые события (например, убийство одного из второстепенных персонажей на глазах у героини) становятся не двигателем сюжета, а поводом для очередного потока причитаний главной героини, которой милашка-Грэм сделает у-тю-тю, чтоб не грустила.
А в финале события, напротив, несутся вскачь, теряя по пути сюжетные линии и невыстрелившие ружья.
Происходящему отчаянно не хватает логики. Например, от экспатов скрывают многие исторические факты, вроде терактов 11 сентября или холокоста, чтоб слишком не шокировать жестокостями будущего. При этом практически никак не ограничивают получение ими информации, разве что запрещают общаться с кем попало (и это при том что декларируемой целью является скорейшая социализация!), но интернетом дают пользоваться свободно и даже оценивают их психологические портреты по тому, какое порно они там смотрят. На что они рассчитывали с таким-то уровнем секретности — сложно представить. При этом писательнице не приходит в голову, что банальный порносайт для гостя из пуританского прошлого будет куда большим шоком, чем рассказ о массовых убийствах (эка невидаль, никогда же раньше такого не было, правда). А уж когда приходит пора раскрывать природу путешествий во времени и сущность организации — здравый смысл уходит нервно покурить.
Нельзя не отметить, что роман писался нарочито-прогрессивным, из каста персонажей у нас есть ровно один гей, одна лесбиянка, одна черная женщина и одна азиатская женщина. Доходит до смешного — в романе есть неироничное рассуждение, что Министерство времени на самом деле плохое, потому что там DEI-культура недостаточно развита. Но при показной прогрессивности роман пестрит весьма зашоренными штампами: главная героиня не следует заветам Зены-королевы воинов и предпочитает реагировать, а не действовать, отдавая решение своих проблем на откуп мужчине, любовная пара — WMAF (white male asian female) считается осуждаемой, а персонажа-гея, естественно, убивают, что также является критикуемым штампом. Создаётся впечатление, что роман редактировался уже постфактум, так чтоб соответствовать трендам.
Ко всему прочему книга просто скверно написана. При этом, почитав первую главу, я даже порадовался — какой у неё легкий, слегка ироничный стиль, но, видимо, дальше первой главы редактор не прорвался, потому что чем дальше в лес, тем муторней становится чтение. Внутренний критик у писательницы тоже вышел покурить, более того, такое чувство, что в какой-то момент она вошла в поток от ощущения собственной гениальности, выдавая какие-то совсем уж неудобоваримые пассажи. Хорошим примером могут служить пара сохранённых мной описаний погоды, поражающих вычурностью и бессмысленностью, увидев которые хорошему редактору стоило бы стукнуть автора рукописью по голове:
цитата
The air was bisected by an iron hinge of autumn cold.
цитата
Navy-blue nights wrapped the glum and shortening days like a bandage.
Отдельного упоминания заслуживает подробное описание выдающихся титюков второстепенной героини, которому писательница посвятила здоровенный абзац:
цитата
There was a gap as large as a spread hand between her scarf and her lapels, which showed her décolletage. Margaret had large breasts, which I mention because she had not yet grown used to dressing them without stays, and they tended to draw the gaze. They had a lively upward swell—they seemed to want to have a conversation—and buried deep in the cleavage were a couple of raised acne dots, resembling (charmingly) pink wafer crumbs. Her skin was very fair and bright, like an expensive moisturizer. I note all this because I think male writers are often mocked for their lengthy descriptions of women’s breasts, but I do think some breasts provoke them, even from me.
Да, Кэлиана Брэдли пытается писать смешно, признаётся в любви к Терри Пратчетту и даже номинировалась на премию в области юмористической литературы, но юмор, как и многое другое в книге, выходит неловким. Кроме того, она совершенно не способна выдержать тон, переходя от сцен которые задумывались чувственными, серьезными или трагическими к откровенному петросянству в пределах одной страницы.
Книга не понимает чем хочет быть, походя меняя жанры и не добиваясь успеха ни в одном. Любовный роман? Для него отношения развиваются слишком вяло, нет ни страсти, ни "стекла". (Концовка здесь является некоторым исключением, но её "стекловость" (стекольность?) длится буквально несколько страниц, после чего писательница ставит точку руками, измазанными в сахарном сиропе). Хронофантастика? Пестрит условностями и непродуманностями. Психологическая проза? Рефлексии героини состоят из банальностей и избитых расовых штампов. Триллер? Саспенс скончался в муках, погребённый десятками бытовых сцен, в которых ничего не происходит. Юмор? Избит и включается/выключается по щелчку.
И это, пожалуй, главная проблема. От короткого романа ждёшь плотности повествования: пространство ограниченно, на расшаркивания нет времени, нужно сразу переходить к делу. Но такое чувство что писательница не знала, о чем хочет писать, поэтому постоянно перескакивает от одной темы к другой, глубоко не погружаясь ни в одну.
С другой стороны, роман пытается угодить буквально всем и в этом может быть причина успеха. Отсылки на популярный роман Симмонса и не менее популярную сериальную адаптацию. Любовный роман. Шпионский триллер. Экологическая фантастика. Хроноопера. Социальное высказывание. Юмор. Сложно придумать роман, который бы легче было рекламировать: столько крючков для потенциального читателя в него напихано. И не важно, что на выходе получился винегрет.
В качестве бонуса — один из немногих артов к роману и пара изданий, с обложками отличными от стандартной (кликабельно).
А я перехожу к последней книге чтений — темному ретеллингу сказки братьев Гримм «Гусятница», помноженный на попытку дочери выйти из абьюзивных отношений со своей матерью-колдуньей.
Почти весь год мы читали сложные, новаторские и необычные романы. И вот в июне мы решили выбрать что-нибудь попроще. Выбор остановился на романе американского фантаста Дэвида Веллингтона «Рай-1», который специализируется на остросюжетной приключенческой фантастике с большой примесью триллера и хоррора.
Каков же результат? Полный провал. Мы получили не только самое пассивное обсуждение за всю историю клуба (хотя развернутые комментарии многих участников сгладили картину), но и по итогам голосования роман стал самым низкооцененным за весь год, получив одобрение только 19% участников (9 "за" и 33 "против"). Ругали роман и за небрежность в деталях, за провалы с матчастью и логикой, за слишком клиповый сюжет. Но неудачи только закаляют нас в желании в следующий раз выбрать что-то более интересное для чтения и обсуждения. Поэтому позвольте вам представить список голосования июля: