Очередной выпуск обзора фантастических журналов, опубликованных на английском языке вышел с опозданием по очень простой причине: практически все время я потратил на внесение журнала «Analog/Astounding» и к настоящему времени успел внести все 224 выпуска, вышедшие в 21 веке, что по объему составляет примерно пятую часть опубликованного за почти столетнюю историю журнала (раньше он выходил чаще, чем сейчас). От себя могу заметить, что «Analog Science Fiction and Fact» очень сильно отличается по концепции от других фантастических журналов, тем что больше работает с постоянными авторами, которые кроме как в журнале практически нигде не публикуются. Это, с одной стороны, облегчает процесс работы, а с другой иногда кажется, что весь контент для журнала создают два десятка человек (в последние годы, впрочем, ситуации переменилась по сравнению с нулевыми).
Начнем, как водится, с новостей, благо они есть и весьма крупные.
1. Главная новость, которая потрясла англоязычный фандом и вызвала множество споров, пересудов и теорий заговора заключается в том, что "большая тройка" американских фантастических журналов: «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», «Analog Science Fiction and Fact» и «Asimov's Science Fiction» сменили владельца. Последними двумя журналами с 1992 года владела компания Dell Magazines, которая позднее была поглощена Penny Publications. В 2025 году журналы выкупил Стивен Солпитер, бывший президент по литературному развитию и развитию интеллектуальной собственности компании Assemble Media вместе с группой инвесторов. Кроме трех фантастических журналов он приобрел еще два детективных, не менее знаковых, «Alfred Hitchcock's Mystery Magazine» и «Ellery Queen's Mystery Magazine» в одночасье став владельцем всех самых крупных жанровых журналов США. Как это скажется на редакционной политике журналов пока неизвестно, однако сомнений в том, что инвесторы захотят получить прибыль от все более стагнирующих и теряющих с каждым годом подписчиков литературных журналов у меня мало. Для «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» эта покупка и вовсе является спасением, ведь журнал с лета прошлого года находится в коме и шансов на то, что он выйдет из нее практически не было. Надеюсь, журнал ждет перезапуск, желательно с новым редактором.
Также неизвестно, как данная покупка скажется на жизни фандома, ведь Dell Magazines была спонсором того же ворлдкона и даже имела на нем свою собственную премию, "Поразительное" (ранее известная как Мемориальная премия Джона Кэмпбелла)- которой награждались самые многообещающие начинающие авторы, и хотя новый владелец обещает поддерживать ее, как и ряд других, организационные изменения практически неизбежны.
Подробности о сделке были опубликованы в журнале "Locus". Новая компания, владеющая журналами получила оригинальное название Must Read Magazines. По словам ее владельца
цитата
Некоторые авторы писали в сети, спрашивая, не захватили ли журналы какие-то сомнительные личности, и мы хотим заверить людей, что это не так. В конечном итоге содержание журналов останется в ведении редакторов, как и всегда, и им может быть интересно узнать, что один из наших крупнейших внешних спонсоров, Майкл Ханделвал, является постоянным участником региональных конференций. Мы считаем, что эти журналы чрезвычайно важны для наследия и будущего этих жанров, и надеемся продолжить миссию каждого журнала, обновляя бизнес, стоящий за журналами, чтобы охватить больше читателей и авторов. Эти приобретения были необходимы для того, чтобы журналы выжили и, надеемся, процветали в меняющейся экономике. В последние годы журналы столкнулись со значительным ростом расходов и снижением платежей со стороны некоторых розничных продавцов. Компания планирует поддержать журналы, расширив их распространение в книжных магазинах, увеличив свое цифровое присутствие, инвестируя больше в маркетинг среди новых читателей по всем каналам, а также используя свою платформу для продвижения авторов жанровой литературы в целом.
2. Журнал «Apex Magazine», ранее выходивший раз в два месяца, перешел на ежеквартальную модель публикации. Не смотря на то, что журнал соответствует минимальному уровню оплаты за написание художественной литературы, установленному SFWA, в последнее время он сосредоточен на публикации произведений малоизвестных и начинающих авторов. На мой взгляд, журналу отчаянно не хватает известных имен, благодаря которым на него хотелось бы подписаться.
3. Появились номинанты премий читательского голосования журналов «Analog Science Fiction and Fact» и «Asimov's Science Fiction». Хотя журналы полностью коммерческие, их особенностью является то, что со всеми произведениями, вышедшими в полуфинал конкурса можно ознакомиться на сайтах журналов совершенно бесплатно, для удобства ниже я оставлю ссылки.
Вошел в шортлист и печально известный рассказ Леонида Каганова «Пикалка», в переводе незабвенного Алекса Шварцмана, который в своем послесловии даже упоминает фантлаб.
Кстати, обе премии уже внесены в базу и если вы вдруг прочли один или несколько рассказов, не забудьте поставить оценку, написать аннотацию или отзыв: Asimov's, Analog.
4. А теперь непосредственно к обзору журналов.
«Asimov's Science Fiction» за март/апрель 2025 года радует очень сильным авторским составом. В нем сразу три повести: «Weather Duty» Кристин Кэтрин Раш, «Quantum Ghosts» Нэнси Кресс и «The Hidden God» известного австралийского фантаста Т. Р. Нэппера, чей дебютный роман сечас планируется к публикации на русском. Кроме того, в журнале нашлось место для нового рассказа Рэя Нэйлера «The Demon of Metrazol».
5. «Analog Science Fiction and Fact» традиционно имеет не столько знакомый русскоязычному читателю состав и в этом номере мне практически нечего выделить. Авторы двух опубликованных в журнале повестей, Бет Годер и Гарри Лэнг не переводились на русский, а самым известным автором выпуска можно назвать Мариссу Линген с рассказом «If the Weather Holds».
6. Появился в продаже второй выпуск перезапуска журнала «Worlds of If», спустя год и один месяц, после первого. Журнал сочетает в себе как перепечатки классиков фантастики (в этот номер, например, вошел известный рассказ Роберта Силверберга «Папа и шимпанзе»), так и первые публикации, например «Sweet Finality» Джона Ширли и «An Examination of the Trolley Problem...» Гарета Л. Пауэлла.
Так же номер отметился первой публикацией двух рассказов Нила Р. Джонса, известного автора эпохи палпа. Если верить аннотации фантлаба, его рассказ «Спутник Джеймсона» вдохновил Азимова на написание всех его произведений на тему робототехники.
7. Свежий выпуск «Uncanny Magazine» среди прочего содержит рассказ «10 Visions of the Future; or, Self-Care for the End of Days» Саманты Миллз, известной по сотворившему фурор рассказу «Rabbit Test», чей дебютный роман, «Крылья за спиной» вот-вот будет опубликован на русском. Впрочем, данный рассказ не столь провокационный и посвящен той простой мысли, что не важно какое бедствие тебя настигло: от зомби-апокалипсиса, до избрания Трампа, нужно всегда держаться за своих близких и сохранять позитивный настрой. Кроме того там можно найти отрывок из нового романа Чарли Джейн Андерс «Lessons in Magic and Disaster», грядушего номинанта всех возможных премий, получивший название «The Prodigal Mother» и короткую зарисовку Г. Уиллоу Уилсон «Butterfly Pavilion».
8. Не смотря на отмену подписки, у журнала «ParSec» все-таки вышел 13-й выпуск, пусть и с некоторым опозданием. Я надеюсь, он не станет последним, ведь журнал по прежнему радует сильным авторским составом, в частности там можно найти рассказы «The Time Traveller's Husbands» Гарри Килворта и «The Steam House in Innsmouth» Пола Ди Филиппо.
9. Перейдем к ежемесячным журналам. Февральский «Clarkesworld» содержит сразу два переводных произведения, с испанского и китайского и «King of the Castle» Фионы Мур очередной рассказ из длинного цикла «Morag», повествующего о быте сельской общины после апокалипсиса.
А вот мартовский выпуск содержит сразу три перевода. Кроме традиционных рассказов на китайском и испанском в журнал вошел перевод с русского языка, выполненный все тем же вездесущим Алексом Шварцманом. В этот раз перевода удостоился рассказ Анны Бурденко «Пыльца», написанный для известного сетевого конкурса "Рваная грелка" и публиковавшийся на русском в антологии «Будущему — верить!».
10. «Lightspeed» за февраль содержит новые рассказы Кэролин Айвз Гилмен «Books to Take at the End of the World» (известна русскоязычному читателю по рассказам из цикла «Двадцать планет») и Евгении Триантафиллу «Some to Cradle, Some to Eat», подающей надежды писательницы, которая все чаще номинируется на премии и часто выдает действительно достойную малую форму.
11. Журнал «Nightmare» опять представляет совершенно неизвестных русскоязычному читателю авторов. В февральском номере можно отметить рассказ номинантки на премию Ширли Джексон, Келси Ю «In Our Skin».
А в мартовском — рассказ Аны Уртадо «Pezcara», писательницы из Венесуэллы, которая пишет "странную" прозу, часто основанную на национальных верованиях и культуре.
На этом обзор журналов закончен. Если не случится чуда, то обзор новинок англоязычного книжного рынка за март будет отложен на 5-8 апреля (хотя я постараюсь закончить статью завтра, вероятность этого не велика), кроме того накопилось немало новостей для дайджеста, который я постараюсь опубликовать без лишних задержек. Всем весеннего настроения.
Пока я готовлю очередной обзор англоязычных журналов, позвольте поделиться с вами замечательной, пусть и несколько устаревшей новостью.
В журнале «Analog Science Fiction and Fact» за март/апрель 2023 года обнаружился рассказ Андрея Кокоулина «Без связи» в переводе Алекса Шварцмана, одного из главных апологетов русскоязычной фантастики в англоязычной среде. Рассказ был написан в рамках 20-й лабораторной работы и занял первое место, после чего публиковался в «Мире фантастики».
Комментарий: Vol. XCIII Nos. 3 & 4. Cover art is not credited; interior art by Kurt Huggins.
«Astounding Science-Fiction», позднее переименованный в «Analog Science Fiction and Fact» — старейший и влиятельнейший фантастический журнал (в 2030 году он отметит столетний юбилей), который более 30 лет редактировался легендарным Джоном Кэмпбеллом, творцом золотого века научной фантастики. Даже сейчас он остается самым тиражируемым и читаемым печатным журналом научной фантастики в мире.
Поздравляю Андрея Кокоулина с этим достижением и желаю дальнейших творческих успехов и публикаций!
Появился шорт-лист премии Небьюла, которая будет вручена в июне этого года. В связи с этим хочу рассказать о своих фаворитах и высказать пару мыслей об общих тенденциях.
Лучший роман
1. Ярослав Барсуков «Sleeping Worlds Have No Memory» — роман, основанный на провести «Башня из грязи и веток», которая выходила на русском языке. Повесть мне понравилась, но скомканная концовка разочаровывает. Надеюсь, что расширение повести исправляет ее огрехи.
2. Ваджра Чандрасекера «Rakesfall» — второй роман "хайпанувшего" в прошлом году шри-ланкийского автора, чей дебютный роман «Святой красочных дверей» планируется на русском языке. Новая работа отходит от классического городского фэнтези в сторону магического реализма, основанного на историческом материале гражданской войны в Шри-Ланке.
3.Керстин Холл «Asunder» — роман писательницы из ЮАР, которая тяготеет к очень темному фэнтези и теме смерти. Новый роман, про девушку, которая заключает контракт с некой сверхъестественной сущностью и может разговаривать с мертвецами анонсирован к выходу на русском.
4. Т. Кингфишер «A Sorceress Comes to Call». Ни одна крупная премия не обходится без романов Урсулы вернон, более известной по своему "птичьему" псевдониму. Вдвойне странно, что наш издатель упорно её игнорирует.
5. Келли Линк «The Book of Love». То ли мистика, то ли фэнтези про группу подростков, которые пытаются выбраться из загробного мира.
6. Джон Уисвелл «Someone You Can Build a Nest In». Уютное, но с элементами черного юмора, фэнтези про монстрицу (монстрячку?) которая полюбила девушку, вот только процесс спаривания предполагает откладывание яиц в тело жертвы, вылупившиеся из которых личинки ее потом сожрут, а поступать так с любимой как-то не комильфо.
Можно отметить, что все шесть книг относятся к жанру фэнтези, в лучшем случае к магическому реализму. Может ли это служить маркером упадка научной фантастики? Не думаю, скорее так сложилось. В прошлые годы ситуация была получше, да и среди других номинаций фантастики много. Радует упоминание Ярослава Барсукова, впрочем его шансы на победу я оцениваю как минимальные, а основное противостояние предвижу между Кингфишер и Уисвеллом. Последнего я даже собираюсь читать.
Тут, к сожалению, я мало могу сказать о номинантах, но не могу не выделить Рэя Нэйлера с повестью о выращивании мамонтов на просторах российской тундры. Повесть получилась хорошая и даже почти без клюквы (несколько ошибок там все-таки есть и про них я говорил в отзыве), что заставляет желать автору победы. А вот в перспективы издания на русском я не очень-то верю и не только из-за наличия в сюжете геев.
А еще можно отметить, что все шесть номинантов — это отдельно опубликованные работы. Повестям, напечатанным в журналах награждение не светит и данную ситуацию я считаю крайне печальной. Публикуя повесть в журнале автор должен быть готов, что его работу на крупных премиях просто проигнорируют. И эта ситуатция длится вот уже несколько лет.
Лауреты малой формы выдают еще одну тенденцию. Все семь рассказов были опубликованы в бесплатной сетевой периодике и доступны к прочтению без каких-либо ограничений. Традиционные журналы, в духе "Asimov's" или "Analog" в пролете и, опять-таки, публикуя та рассказ премий ты не получишь. Не знаю, то ли это одна из причин упадка традиционных журналов, то ли симптом, но будущее, очевидно, за вебзинами, которые финансируются на краудфандинговой основе.
Из представленных номинантов я читал четырех. Анжела Лью «Another Girl Under the Iron Bell» — история на китайской мифологии с призывом демонов и любовной линией, Евгения Триантафиллу «Loneliness Universe» — психологическая фантастика, эксплуатирующая троп с выбывшим из мира человеком, который существует, но его никто не замечает, что в рассказе принимает формат эпидемии, А. В. Прихандита «Negative Scholarship on the Fifth State of Being» — ксенофантастика в духе "Космического госпиталя" Уайта — к врачу приходит необычный инопланетянин и просит вылечить его от потенциально смертельной болезни, но из-за разницы в семантике слов и анатомии совершенно непонятно как его лечить, да и что значит в данном случае "вылечить" и "врач" тоже вопрос и Томас Ха «The Brotherhood of Montague St. Video» — еще одна вариация на тему смерти бумажных книг.
Болеть буду, пожалуй, за «Negative Scholarship on the Fifth State of Being».
Ну и как не заметить слона в комнате, в очередной раз есть повесть с русским следом — «Katya Vasilievna and the Second Drowning of Baba Rechka» впрочем, достаточно взглянуть на название и почитать отзывы, чтобы понять — клюквы писательница навалила преизрядно и в русской культуре она плавает, допуская кучу грубых ляпов.
Доминирование сетевых журналов продолжается. Пять рассказов доступны для бесплатного прочтения и никогда не выходили в бумаге.
Тут я читал всего два Джордан Курелла «Evan: A Remainder» — на который оставил пространный отзыв и, конечно, Изабель Ким «Why Don't We Just Kill the Kid In the Omelas Hole», который даже успел перевести. Последний, безусловно, мой фаворит, но планирую в обозримом будущем прочесть всех номинантов, хотя многого не жду. Например, П. Г. Ли «The V*mpire», судя по короткой аннотации "Вампиры — это далеко не самое худшее в том, чтобы быть трансгендерной девушкой-подростком на tumblr" надежд не внушает. В общем, тем кто ждал поворота винта, стрелочки и еще чего нибудь стоит охладить это самое.
Премия Андре Нортон (за лучшую детско-подростковую книгу)
Очень много незнакомых имен, много литературы "людей цвета" и даже квир-фантастике про пилота боевого робота с местоимением "ze" от известного у нас трилогией «Механизмы Империи» Юн Ха Ли нашлось место. Фаворитов на этот раз у меня нет.
В целом, 2025 год не принес каких-то откровений с одной стороны и практически в каждой номинации есть произведение, за которое хочется поболеть — с другой. По премии может сложится представление о бедственном положении дел в англоязычной фантастике раз награждают по большей части плеяду малоизвестных авторов, но это совсем не так по двум причинам. С одной стороны, многим прекрасным авторам премии не светят. Тот же Тэд Уильямс пишет лучше большинства вышеперечисленных, но за окончание цикла «Последний король Светлого Арда» его номинировать никто даже и не подумал. Пролетел с номинациями и Роберт Джексон Беннетт с «The Tainted Cup», Чайковски «Alien Clay», Ньюман «A Christmas Ghost Story», Сюзанна Кларк «The Wood at Midwinter», Алан Мур «The Great When», Джефф Вандермеер «Absolution», Нил Стивенсон «Polostan», Йен Макдональд «The Wilding», Ханну Райаниеми «Darkome», Кэтрин М. Валенте «Space Oddity», Джеймс Кори «Милость богов», Паоло Бачигалупи «Навола», Питер С. Бигл «I'm Afraid You've Got Dragons», Джаспер Ффорде «Рэдсайдская история», Аластер Рейнольдс «Machine Vendetta», Сет Дикинсон «Exordia» и так далее. Вот и получается, что год был очень хлебным, читать не перечитать, но все это прошло мимо.
С другой стороны целая плеяда взращенных сетевыми фэнтезинами авторов современному русскоязычному читателю просто неизвестна, а там и своё активное комьюнити и свои звезды, которые рано или поздно станут сверхновыми. Та же Изабель Ким весь последний год активно пишет дебютный роман и когда он выйдет, я уверен, свою пачку номинаций он соберет. А у нас будут все так же удивляться "А кто это, что за ноунейма опять наградили".
Без литературного журнала, в котором бы публиковались, в том числе, новинки переводной малой формы (каким в свое время был "Если" мы по сути оторваны от многих процессов происходящих в англоязычной фантастике и можем следить за ними только через искаженное зеркало немногих книг, выходящих на русском и самых громких скандалов).
А как вам номинанты этого года и кого вы номинировали бы сами?
Некоторое время наткнулся на телеграм-канал "рыдакторы", где, как не сложно догадаться, рыдакторы популярных издательств делятся историями из своей кухни, о которых невозможно молчать.
Канал интересен и крайне рекомендуется как развлекательно-познавательное чтиво для срыва покровов и развенчания иллюзий относительно современного книжного бизнеса.
Но пост от 10 марта заставил меня задуматься, как далеко же всё-таки зашла отрасль за последние пару десятков лет. Куда зашла, это другой вопрос, но не могу не отметить, что требования, предъявляемые к авторам, желающим публиковаться, кардинально изменились.
Итак, вот что требуется по мнению одного из редакторов для современного автора, который хочет добиться успеха в своем творчестве:
цитата
Всем своим ру авторам теперь высылаю список того, что потребуется и того, что ожидаю от автора. Такой прям минимум, без которого никуда. Иначе 100% плохие продажи, слезы и прощание. Собрала выжимку.
1. Писать посты о своей книге, делать эстетики, придумывать темы для постов.
2. Снимать рилсы, шортсы, клипы, тиктоки и прочие короткие ролики.
3. Предлагать издательству коллаборации.
4. Делать коллабы с коллегами и блогерами.
5. Рассказывать о книге везде, где можете.
В последующих постах там много оправданий, что мол да, эти требования важные и нужные и без выполнения их вы не писатель и никому не нужны.
Ну а в противовес этому давайте вспомним незабвенные требования к авторам от издательства "Крылов" (оригинал тут)
цитата
3. Объем произведений — 13-15 авторских листов (авторский лист — 40 000 знаков с пробелами по статистике программы «Word»)
4. В «шапке» романа автор должен указать свое полное ФИО, псевдоним (если он есть), электронный адрес для связи (либо телефон), название произведения. Точку в конце заголовка не ставят. Цитаты в кавычки не заключают.
5. Язык произведений — современный русский, без архаизмов, диалектизмов и злоупотребления любой терминологией. В произведениях серии «Историческая авантюра» допустимы не более 1-2 архаизмов на абзац.
6. Крайне не приветствуются подробные описания, не имеющие решающего значения для сюжета (устройство скандинавского драккара, схема сборки-разборки пулемета «Максим», структура сословного общества Древнего Рима и т.п.)
7. Роман должен иметь только одну сюжетную линию и линейную структуру, больше действия, меньше рассуждений. Ретроспектива возможна, если является сильным драматургическим приёмом, либо сюжетообразующим элементом, но лучше обойтись без неё.
8. Только один главный герой — в крайнем случае, с одним-двумя спутниками. Главный герой не погибает. Подругу героя могут убить, но не должны мучить и насиловать.
9. Наш герой — настоящий мужчина, решительный, уверенный в себе, харизматичный победитель. Произведения о неудачниках не принимаются
10. Роман, претендующий на публикацию, должен иметь следующую структуру:
в первой главе происходит знакомство с главным героем (и его спутниками). Обосновывается способность ГГ разрешать возникающие проблемы и решительно действовать в острой ситуации. Персонаж должен быть психологически достоверным и убедительным (т.е. никаких студентов, внезапно становящихся великими воинами и могучими магами);
действие развивается динамично, с резкими сюжетными поворотами через 1,5-2 авторских листа: в каждой главе герой выпутывается из очередной переделки и тут же попадает в следующую, из которой ему предстоит найти выход в следующей главе (см. классику приключенческой литературы: «Остров сокровищ» Р.Л.Стивенсона, романы Вальтера Скотта, Александра Дюма, Фенимора Купера и т.д.);
по ходу действия герой наращивает «экспириенс»: концентрирует ресурсы, развивает способности, утверждает либо повышает свой статус в социальной среде, в которой оказался, ГГ заметно эволюционирует от начала к финалу, приключения накладывают на него отпечаток, как внутренний, так и внешний;
финал — оптимистический, на грани с хеппи-эндом: полная победа над противником и выполнение основной задачи (для законченных произведений) либо промежуточная победа (для циклов).
Произведения, не соответствующие вышеприведенным требованиям, будут рассматриваться во вторую очередь.
Честно говоря, и то и другое для меня дикая жуть, которая заставляет бежать от книг этого самого издательства, как от ладана. Но вот что смущает. В первом наборе требований нет никаких, вообще никаких требований к тексту.
Ну то есть вообще. Пофиг о чем ты пишешь (а пишут, такое чувство, что во многом практически одно и то же, наверное, блок-схема сюжета была в соседнем посте), пофиг как ты пишешь, самое главное, готов ли ты кроме писательства взвалить на себя ещё и участь блогера: вести никому не нужный паблик/блог/страничку для трёх с половиной мимокрокодилов, засирать информпространство слепленными на коленке шортсами/тиктоками и прочая, прочая, прочая.
А если ты закрытый человек, не хочешь лишний раз мелькать а сети или просто заниматься всей этой фигнёй — то извини, привлекательная девушка возрастом около двадцати лет получит над тобой практически перманентное преимущество.
И не то что бы я сильно возмущался или печалился, благо глупо обижаться на реальность, данную нам в ощущениях. Но интересно, куда приведет переход от стандартизации к инфантилизации и какие требования редакторы сформируют ещё лет через 10-15?
Привет всем. Колонка за февраль немного запоздала, но лучше позже, чем никогда. Февраль оказался более богатым месяцем на новинки, чем январь. Тем не менее, каких-то громких книг практически нет, да и авторы, в основном, за парой исключений, второго эшелона. Тем не менее, я выделил для себя достаточно много интересного, что планирую почитать. Среди переносов можно отметить разве что роман «The Miranda Conspiracy» Джеймса Камбиаса, который переехал на март. Также я включил несколько интересных, но крайне сомнительных с точки зрения литературного достоинства книг, вроде беззастенчивого передирания сюжета у Джона Кэмпбелла... впрочем, обо всем по порядку.
1. Адриан Чайковски «Shroud». Новый самостоятельный роман одного из лучших современных британских фантастов, содержит классические для него сюжетные ходы: экстремальный сеттинг и проблема контакта.
Издательство: London: Tor Books, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 560 стр. ISBN: 1-035-01379-7, 978-1-035-01379-1
Аннотация: Новые планеты – это честная игра для добытчиков и межпланетных авантюристов. Коммерческая миссия в далекую звездную систему обнаруживает планету, черную как смоль, но излучающую радиосигналы. Ее среда с высокой гравитацией, высоким давлением и нулевым содержанием кислорода не пригодна для жизни человека, но вполне пригодна для добычи ресурсов. Они назвали ее Завесой. Ни при каких обстоятельствах человек не должен оказаться на негостеприимной поверхности Завесы. Но в результате несчастного случая Джуна Зеландер и Мэй Сент-Этьен вынужденны совершить аварийную посадку в маленьком, едва приспособленном для этого транспортном средстве. Они не могут связаться со своим кораблем, а время них на исходе. Единственный шанс — изнурительное путешествие по суше, морю и воздуху. За это время Джуна и Май устанавливают контакт с доминирующим видом на Завесе и даже учатся понимать его. Если им удастся выбраться, они столкнутся с командой, заинтересованной только в наживе в этом необычном мире. Им придется каким-то образом объяснить невозможное. Если, конечно, они вообще вернутся.
2. Гарет Л. Пауэлл «Future’s Edge». Еще один самостоятельный роман от британского фантаста: космическая опера, в которой чтобы спасти мир нужно захватить космический корабль.
Аннотация: Когда археолог Урсула Морроу случайно заражает себя инопланетным паразитом, она опасается, что, возможно, поставила под угрозу свою карьеру. Однако ее опасения становятся неуместными, когда Земля разрушается, миллиарды людей умирают, и внезапно археологи больше никому не нужны… Два года спустя ее забирают из лагеря беженцев на захолустной планете и поручают вернуть артефакт, который заразил ее, так как в нем может содержаться ключ к выживанию человечества. Поскольку времени остается все меньше, а планета, на которой хранится оружие, теперь находится на вражеской территории, она понимает, что ей придется захватить корабль, если она хочет достичь своей цели до последнего натиска врага.
3. Эдвард Эштон «The Fourth Consort». Новый роман, издевающийся над классическими штампами контакта, от автора «Микки-7», который скоро получит экранизацию.
Издательство: New York: St. Martin's Press, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 288 стр. ISBN: 1-250-28633-6, 978-1-250-28633-8
Аннотация: Далтон Гривз — герой. Он один из первых представителей человечества, вступивших в Единство, межвидовую конфедерацию, стремящуюся объединить все разумные существа в единое доброжелательное братство. Во всяком случае, так ему сказали. Единственные члены Единства, с которыми он когда-либо встречался, — это Борео, гигантская улитка, которая, похоже, больше интересуется грабежом, чем любовью и гармонией, и подруга Борео, Нира, которая, как подозревает Далтон, втянула его в это дело, чтобы не стать следующей из команды Борео, которая отправится на тот свет. Однако, забавная вещь ― оказывается, на самом деле существует конфедерация, работающая на благо всего живого. Они называют себя Ассамблеей, и им очень не нравится Единство. Более того, им очень, очень не нравятся новые человеческие приспешники Единства.
4. Таран Хант «The Unkillable Princess». Продолжение недавно вышедшего на русском языке романа «Похититель бессмертия».
Аннотация: Спасшись от опасностей Безымянного с помощью данных Философского камня, Шон думал, что его проблемы закончились. Пока он не услышал зов о помощи от своей сестры Бриджид, которая считалась давно умершей. Бриджид скупа на подробности, но ей нужно, чтобы Шон отправился в республиканский город Иллин за чем-то, что называется "Очистителем". Охваченный отчаянной надеждой, что его сестра жива, Шон направляется в Иллин, втягивая в драку своих новых товарищей, Тамару Гупту, бывшую солдатом-республиканцем, и Индиго, министра, ответственного за разрушение дома Шона.
Но, как обычно, Шон не продумал все до конца. Республиканские власти разыскивают их троих, а Иллин оказывается на той же планете, что и старый друг Шона сенатор Кетел. Ну, вы знаете, тот, кто шантажировал и чуть не убил Шона. С каждым шагом Шон обнаруживает все больше интриг, все больше людей у него на хвосте и все больше возможностей для того, чтобы его маленькое приключение стало искрой к войне между Республикой и Министерством.
5. Уильям Кейт «Abyss». Начало цикла в жанре космической оперы от автора, который в первую очередь известен на русском языке книгами по вселенной «BattleTech».
Издательство: New York: Harper Voyager, 2025 год, мягкая обложка, 400 стр. ISBN: 0-06-320574-2, 978-0-06-320574-1
Аннотация: В грядущих столетиях Галактическая Администрация будет править миллионами развитых цивилизаций по всему космосу. Находясь глубоко в Ядре Галактики, главный Разум Администрации завоевал лояльность мириадов планет, предлагая безопасность, связь и доступ к сети межзвездных врат в обмен на объединение.
В то время как технический прогресс принес на Землю межзвездные путешествия и процедуры, продлевающие жизнь, люди борются за сохранение своего суверенитета и культурной самобытности. Присутствие Галактической Администрации и их технологическое превосходство становятся все более заметными, вызывая благоговейный трепет и опасения у человеческого общества, оказавшегося на перепутье: поддаться очарованию передовых инопланетных технологий или сохранить свою автономию во все более изменчивом космическом ландшафте.
Капитан военно-морского флота Александра Морриган не очень доверяет Администрации, и, судя по всему, назревает война. Когда колония на Сириусе замолкает, возникают подозрения, что Галактическая Администрация или их ставленники оказывают давление на человечество, заставляя его подчиниться. Чтобы сохранить хоть какую-то надежду на будущее Земли, Морриган и силы, которыми она командует, совершат немыслимое: пройдут через врата Бездны и в последний раз выступят против галактических сил, мощь которых может не поддаваться пониманию.
6. Антология «Of Shadows, Stars, and Sabers». Антология под редакцией уже упомянутого в выпуске Гарета Л. Пауэлла и его жены, Дж. Дайан Дотсон, первая книга их издательства Stars and Sabers. Антология содержит рассказы в разных жанрах: от фантастики до хоррора.
Издательство: Los Angeles: Stars and Sabers, 2025 год, твёрдая обложка, 356 стр. ISBN: 979-8990705517
Аннотация: Межжанровая антология под редакцией авторов и редакторов Джендии Гэммон и Гарета Л. Пауэлла, включающая короткие рассказы выдающихся авторов научной фантастики, фэнтези и ужасов.
7. Майкл Наяк «Symbiote». Дебютный роман афроамериканского автора Майкла Наяка, который совершенно нагло вору...беззастенчиво кра... вдохновляется творчеством того-кого-теперь-нельзя-называть в американском фандоме.
Аннотация: В разгар Третьей мировой войны ученые в Антарктиде благодарны судьбе за изоляцию – до тех пор, пока группа китайских ученых не прибывает на американскую исследовательскую базу. В их грузовике обнаруживается труп: первое убийство в Антарктиде. Потенциал геополитического взрыва велик, и, без юрисдикции, американцы не знают, что делать. Но вскоре они понимают, что китайские ученые привезли с собой гораздо больше, чем тело…
В течение семидесяти двух часов еще тринадцать человек лежат мертвыми на снегу. Паразит-экстремофил из грузовика, пробуждённый сильным холодом, распространяется при касании. Он учится. Эволюционирует. Поражённые им склонны к насилию и, что еще более коварно, имеют странную симбиотическую телепатию.
Измученные подозрениями и страхом, из-за того, что спасение невозможно, небольшая группа выживших пытается противостоять зову растущего коллективного разума и остаться в живых достаточно долго, чтобы разгадать тайну происхождения симбиотического монстра. Но симбиот – это больше, чем болезнь, это биологическое оружие, которое может изменить баланс сил во время войны.
Выжившие не могут допустить, чтобы кто–либо из инфицированных дожил до летнего сезона, когда прилетят самолеты, чтобы забрать их – и, возможно, симбиота — обратно к цивилизации.
Фэнтези
8. Ричард Суон «Grave Empire». Продолжение трилогии «Империя Волка», действие в котором спустя продолжительный промежуток времени после окончания ее событий. В мире произошла промышленная революция и технологическое развитие теперь соответствует началу 19 века.
Аннотация: Наступила новая эра исследований и инноваций, и Империя Волка готова занять своё место в качестве ведущей державы в известном мире. Впереди слава и богатство.
Но грядут тёмные дни. В языческих королевствах на севере вспыхнула таинственная эпидемия, в то время как на юге, в землях людей-волков, идет прокси-война, и империя находится в нескольких неделях от полного краха.
Ещё хуже то, что императрице передали послание два монаха-еретика, которые утверждают, что потеряли контакт с духами загробной жизни. Монахи верят, что это начало исполнения древнего пророчества, предвещающего конец света — Великое безмолвие.
Ренате Райнер, невысокопоставленному дипломату, работающему с загадочной и злобной расой русалов, приходится искать ответы у тех, кто всё ещё практикует тайные искусства. Но сейчас, когда дорога на юг охвачена войной, а Империя находится на грани сверхъестественной катастрофы, скоро, возможно, не останется ничего, что можно было бы спасать…
9. Хезер Фосетт «Emily Wilde's Compendium of Lost Tales». Третий том цикла научного фэнтези про учёную, которая изучает фейри, и к окончанию цикла даже стала их королевой. Первый том цикла планировался на русском языке, но, по известным причинам, был отменен.
Издательство: New York: Del Rey, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 368 стр. ISBN: 0-593-50022-9, 978-0-593-50022-4
Аннотация: Эмили Уайлд посвятила свою жизнь изучению фейри. Известный дриадолог, она описала сотни их видов в своей "Энциклопедии фей". Теперь она собирается приступить к своему самому опасному академическому проекту на сегодняшний день: изучению внутреннего устройства королевства фей в качестве его королевы.
Вместе со своим бывшим соперником в учебе, а ныне женихом, энергичным и непостоянным Уэнделлом Бэмблби, Эмили немедленно оказывается втянутой в смертельные интриги Волшебной страны, когда они вдвоем захватывают трон давно потерянного королевства Уэнделла, которое кажется Эмили прекрасным кошмаром, наполненным научными сокровищами.
Эмили всю свою жизнь была одержима историями о фейри, но поначалу ей казалось, что она так же плохо подходит для Фейри, как и для мира смертных: как может такая скромная ученая, как она, сойти за королеву? Однако у них мало времени, чтобы освоиться, потому что мачеха Уэнделла наложила смертельное проклятие на эти земли, прежде чем исчезнуть без следа. Потребуется вся магия Уэнделла и знание историй Эмили, чтобы разгадать тайну, прежде чем они потеряют все, что им дорого.
Издательство: London: Head of Zeus, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 704 стр. ISBN: 1-03590-027-0, 978-1-03590-027-5
Аннотация: Королева пиратов обнаруживает, что единственное золото, которого она может коснуться находится в прутьях ее клетки...
Сердце храмовой куртизанки страстно жаждет лучника, которого ей поручили убить...
Принцесса-библиотекарь учится воровать, чтобы спасти мир от древней чумы...
В то время как на Западе бушует битва за Матхуру, главы великих держав собираются в далеком Камрупе — пышном и таинственном Древовидном городе на Востоке — чтобы обсудить политическое будущее. Их цель — обеспечить процветание и прочный мир. Но на этом великолепном конклаве глухие фехтовальщицы и изгнанные змеелюды, избалованные герои и томящиеся от любви принцы, бессмертные убийцы и их ученики не найдут солнца, которое освещало бы им путь.
Ибо Сын Тьмы восстает, кипя гневом, который не смогут предотвратить ни одни оракулы в мире.
В конце концов, видеть будущее — это одно, а изменять его — совсем другое…
Издательство: New York: Saga Press, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 480 стр. ISBN: 1-9821-7550-8, 978-1-9821-7550-4
Аннотация: Договоры отменяются, поскольку началось полномасштабное вторжение ксонкаев, и война возвращается в Корону. Укрепление сопротивления на землях Бехрена и в аббатствах. Последняя битва против золотых воинов является катализатором возвращения самой могущественной ведьмы, которую когда-либо знал мир.
И все же, когда слух о ведьме, владеющей магией драгоценных камней, достигает ксоконаи, они посылают жестокого охотника, известного под именем Койот.
Издательство: New York: Bloomsbury, 2025 год, твёрдая обложка + супер, 576 стр. ISBN: 1-639-73396-5, 978-1-639-73396-5
Аннотация: Пейдж Махони впервые за более чем десять лет оказалась за пределами Республики Сьон, но она понятия не имеет, как она попала в свободный мир. Полгода стерлись из ее памяти.
Когда она возвращается к революционерам, путешествие приводит ее в Венецию, где она узнает опасную тайну, которая может изменить ход войны между людьми и бессмертными. Прежде чем она сможет вернуться в Лондон, она должна помочь программе "Домино" сорвать зловещую операцию "Чревовещатель".
И вскоре становится ясно, что единственный человек, который мог бы вернуть ей память, – Арктур Месартим – также может быть ключом к спасению Италии.
13. Джеймс Роллинс «A Dragon of Black Glass». Третий том цикла «Павшая Луна» (все прошлые книги были изданы на русском) от автора, известного циклом Отряд «Сигма».
Издательство: New York: Tor Books, 2025 год, твёрдая обложка, 608 стр. ISBN: 1250768179, 978-1250768179
Аннотация: С приближением апокалиптической угрозы Павшей Луны Никс и ее союзникам приходится отправиться в залитые солнцем земли на поиски древнего оружия, зарытого несчетное количество тысячелетий назад. Тем временем враги окружают ее с флангов, а впереди подстерегает еще большая опасность. Ибо под пустыней, превратившейся в стекло, скрытая от палящего зноя, процветает жизнь ― как чудесная, так и чудовищная. Но еще более страшная угроза таится еще глубже, там, где древняя армия была создана для защиты тайны от любого, кто попробует ее раскрыть.
И все же, может ли Никс доверять тем, кто рядом с ней? Или даже самой себе? Ведь, хотя ее дар становится все сильнее, растет и опасность погрузиться в темное безумие. Хуже всего то, что то же самое касается Башалии, ее крылатого и связанного узами брата.
В других местах по всей Короне разгорается война, создавая новые союзы и усиливая вражду, поскольку земли по всему миру втянуты в ожесточенные конфликты. Принц Канте, ныне супруг недавно коронованной императрицы Южных Клаше, осознает горькую правду: чтобы спасти мир, он должен уничтожить все, что когда―то любил.
14. Дэниел Т. Джексон «Gatebound». Третий том цикла «The Illborn Saga», который автор издает самостоятельно: эпическое фэнтези, в котором магия является болезнью.
Издательство: Troubador, 2025 год, мягкая обложка, 664 стр. ISBN: 978-1-83628-215-0
Аннотация: После того, как четверо Дурнорожденных вспомнят свой повторяющийся сон, каждый из них должен решить, что они собираются делать с новообретенными знаниями. На острове Абасс Ариону и Лианне предстоит сделать выбор между возвращением в Ангалл и опасным путешествием в охваченную войной Святую землю. В Андаре, по мере того как Аллана продолжает свое восхождение к власти, она начинает смертельную игру со стражниками Эйдуэла и верховным законом. А в Бергене Корин должен решить, нужно ли ему покидать свою родину, чтобы преследовать и убивать других представителей своего вида. По мере того, как их силы будут расти, сведет ли судьба четверых вместе? И если так, суждено ли сбыться страшным пророчествам Дурнорожденных?
15. Анджела Слэттер «The Crimson Road». Темное фэнтези от австралийской писательницы, которая русскоязычному читателю известна в первую очередь рассказами в жанре хоррор.
Аннотация: У Вайолет Зеннор было своеобразное воспитание. Тренируясь в качестве бойца на подпольных аренах, оттачивая свои навыки в схватках с самыми отъявленными подонками, убийцами и ворами, который мог найти ее отец, она научилась быть безжалостной. Убивать. Но однажды Хедрек Зеннор умер. Вайолет думает, что она свободна, но затем узнает, что ее отец планировал отправить ее в Темные Земли, где правят Лорды–пиявки. Куда много лет назад забрали мертворожденного брата Вайолет. Вайолет упорно отказывается. Пока однажды ночью двое убийц не пытаются зарезать ее – и становится ясно: ей придется расхлебывать кашу, которую заварил отец.
16. Ларри Корейя «Heart of the Mountain». Шестой том цикла эпического фэнтези. Интересно, что автор посвятил роман Джорджу Мартину, написав в посвящении что-то вроде "Видишь, Джордж, это не так уж и сложно".
Аннотация: Что произойдет после Войны богов?
Ответ находится в Сердце Горы.. .
Ашок Вадал был избран Черным Мечом, чтобы стать его носителем. Он Защитник, странствующий блюститель закона, и его путь к лидерству среди Сынов Черного Меча был каким угодно, только не прямым.
Тера Вэйн, дитя привилегий, стала невольным пророком проклятого и забытого бога, чьи пророчества о войне между демонами и людьми оказываются слишком правдивыми, хотя и удручающе неясными.
Бывший брат Ашока по оружию, лорд-протектор Деведас, должен был стать королем-марионеткой, но у него и его жены, придворной ученой, другие планы. И, возможно, даже доступ к знаниям, которые позволят им одержать победу.
Великий инквизитор Оманд Воккан — человек честолюбивый. Он привел в действие все, что было необходимо, чтобы разрушить существующий порядок и выставить лорда-протектора Деведаса тираном. Но у Воккана есть видение, которое выходит за рамки контроля над континентом. Он бросил бы вызов даже богам.
Похоже, время пророчеств и эпоха Закона закончились: пришло время, когда пророчества исполнятся.
Аннотация: О полуразрушенном каменном круге в Чиппинг-Эймсбери ходят истории, уходящие корнями в глубь веков. О людях, пропавших без вести, которых больше никто не видел. О людях, найденных мертвыми внутри круга. О монстрах и демонах. Жители деревни могут с упоением рассказывать свои истории приезжим туристам, но внимательный наблюдатель заметит, что к камням нет транспорта, не предлагаются экскурсии, а местные жители держатся от них подальше.
Алистер Кинкейд, самый молодой епископ Олл-Соулз-Холлоу, является экспертом по древним каменным кругам Британии. Вот почему, когда землевладелец сэр Невилл Чамли объявляет о своих планах вернуть кругу былую славу, он соглашается принять участие в съемках документального фильма об этом проекте.
К ним присоединяется талантливая актриса Диана Хант. С момента их последней встречи, когда они вдвоем охотились на призраков и раскрыли убийство, таблоиды окрестили их "Святыми ужасов", и Алистер не может дождаться, когда увидит ее снова.
Но вскоре после начала съемок Алистер и Диана оказываются втянутыми в ужасающую тайну. Перемещение последнего камня приводит к серии леденящих кровь событий, которые грозят заставить их обоих поверить в демонов — если, конечно, они выберутся из каменного круга живыми.
18. Сборник «Love Rots in the Dark». Небольшой сборник из двух рассказов к 14 февраля. Первый написан Замилем Ахтаром, известным по циклу «Стальные боги», второй его другом, Д. К. Хабибом. Оба рассказа рассказывают о том, к какому ужасу может привести любовь.
Издательство: North Charleston: Independent Publisher, 2025 год, мягкая обложка, 96 стр. ISBN: 979-8308716686
19. Леви Тидхар «No One Hears The Last Shot». Сборник детективных рассказов Леви Тидхара, который известен романом «Центральная станция». К сожалению, полный состав сборника установить пока не удалось.
Аннотация: Наемная убийца средних лет скрывается от израильской мафии; мальчик на острове в южной части Тихого океана ищет пропавшую кошку и раскрывает темные секреты; стареющий доставщик должен вернуть посылку в одну жестокую ночь, чего бы это ни стоило; осведомитель должен раскрыть ограбление всей своей жизни на на окраинах Римской империи; Шерлок Холмс сталкивается с ошеломляющей ботанической загадкой, в то время как пара незадачливых актеров оказываются втянутыми в грязную историю Золотого века Голливуда.
Добро пожаловать в мир гангстеров и наемных убийц, потерянных романтиков и смертельно опасных женщин. Где всегда не тот район города, и где, что бы вы ни делали, хорошего выбора нет.
Потому что в самом конце, никто не услышит последнего выстрела.
Подростковая литература и янг-эдалт
20. Нил Шустерман «All Better Now». Новый роман Нила Шустермана, написанный в характерном для него жанре — подростковая социальная фантастика.
Аннотация: Распространяется смертельный, беспрецедентно опасный вирус. Но те, кто выживает, испытывают неожиданные долгосрочные последствия: полное удовлетворение. Вскоре после заражения люди обнаруживают, что стресс, депрессия, жадность и другие негативные чувства, которые раньше их угнетали, исчезли.
Все больше и больше людей начинают получать удовольствие от массового снятия бремени. Но не все. Люди, стоящие у власти, которые наживаются на неуверенных в себе людях, которым продают свою продукцию, чтобы убеждать других, что им нужно больше, все новое, быстрее и качественнее, знают, что это новое состояние плохо сказывается на бизнесе. Несомненно, без гнева или зависти в качестве мотиваторов производительность труда резко снизится, и мир погрузится в хаос. Начинаются кампании, призванные убедить людей в том, что быть вечно счастливыми опасно. Начинается гонка за вакциной. Между тем, растущее движение выздоравливающих планирует способы распространения вируса как можно быстрее во имя спасения мира.
Практически невозможно установить истину, когда каждый, у кого есть платформа, продвигает свою программу. Трое подростков из самых разных слоев общества, чьи жизни перевернулись с ног на голову совершенно по-разному, оказываются в центре игры за власть, которая может навсегда изменить человечество.
Спасибо за внимание и еще раз извиняюсь за задержку. Далее в колонке будет обзор журналов, примерно в середине марта.