Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 августа 21:20

Книга Алексея ЮРЧАКА «Это было навсегда, пока не кончилось» — действительно интересная и глубокая работа, но оба упоминания о «Пикнике на обочине» говорят о том, что автор не читал повести.

В начале 5-й главы «Воображаемый Запад» (эпизод «Пространства необходимости») на стр.315 ЮРЧАК пишет:

— В знаменитой научно-фантастической повести братьев СТРУГАЦКИХ «Пикник на обочине», написанной в 1972 году (и в не менее известном фильме «Сталкер», снятом в 1979-м по мотивам этой книги Андреем ТАРКОВСКИМ), рассказывается о таинственном пространстве под названием Зона. Действие происходит в некой безымянной стране через двадцать лет после того, как на ее территории сделал недолгую остановку инопланетный космический корабль. Пришельцы оставили после себя «мусор», вокруг которого возникла Зона. В Зоне действуют загадочные силы и таится множество опасностей. Любой, кто отважится в нее проникнуть, может погибнуть. Государство вводит запрет на посещение Зоны и выставляет вокруг нее вооруженную охрану. Но по стране ползут упорные слухи, что в центре Зоны существует некая комната, где исполняются заветные желания. Несколько храбрецов, именуемых сталкерами, за определенную плату и с риском для жизни готовы провести людей по Зоне к этой комнате.

Во-первых, не через 20, а через 13 лет. Во-вторых, что это за «инопланетный космический корабль» сделавший «недолгую остановку»? Нет в повести такого. Судя по дальнейшему предложению по поводу мусора, ЮРЧАК знаком с повестью только по пересказу. Насчет «храбрецов, именуемых сталкерами», готовых "провести к комнате" даже комментировать не буду (нет в произведении "комнаты").

Еще более показательно второе упоминание в конце той же главы (эпизод "Реальный Запад") на стр.402:

— Когда сталкер наконец приводит героев книги СТРУГАЦКИХ к заветной комнате в центре Зоны, они, к своему удивлению, не находят там ничего особенного. Однако сталкер требует держать это открытие в тайне, чтобы не дать другим потерять надежду.

Полный абсурд! Однако на сей раз ЮРЧАК дает источник. И это не повеcть СТРУГАЦКИХ, а статья Славоя ЖИЖЕКА: Zizek S. 1999. The Thing from Inner Space. Artmargins: Contemporary Central and Eastern European Visual Culture (http://www.artmargins.com/content/feature...). April 1.

В статье ЖИЖЕКА «Вещь из внутреннего пространства» (дополненная и расширенная стала главой книги «Киногид извращенца» — книга существует только на русском, так как была специально собрана из оригинальных эссе и статей ЖИЖЕКА о кинематографе) речь идет не о повести «Пикник на обочине», а о фильме «Сталкер»:

— Двадцать лет назад некая загадочная чужая сущность (метеорит, пришельцы) посетила область, известную как Зона, расположенную в безымянной холодной стране, оставив за собой горы мусора... Сталкеры – это авантюристы, за хорошую плату сопровождающие людей в Зону, в загадочную Комнату в самом центре зоны, где, как утверждают, сбываются самые заветные мечты.

И именно у ЖИЖЕКА говорится о том, чего даже в фильме «Сталкер» нет:

— Не удивительно, что, когда герои в конце концов входят в таинственную Комнату, они понимают, что в ней нет ничего особенного или выдающегося, — и Сталкер умоляет их не распространять эту новость среди людей вне Зоны, чтобы не лишать их приятных иллюзий...

Похоже Славой ЖИЖЕК перед написанием статьи фильм Андрея ТАРКОВСКОГО не пересматривал, потому что в фильме ничего подобного сталкер не говорит.


Статья написана 26 июля 08:42

Параллели и пересечения

В фильме 2004 года «Гарри Поттер и узник Азкабана» хор учеников Хогвартса вместе с большими жабами в руках поют песню «Double, double, toil and trouble».

Слова песни – из первой сцены 4-го акта трагедии «Макбет» Уильяма ШЕКСПИРА. В пещере три ведьмы варят в котле колдовское зелье (далее подстрочник):

Вторая ведьма

Тушку болотной змеи

В котле сварить и запечь;

Глаз тритона и лапка лягушки,

Шерсть летучей мыши и язык собаки,

Раздвоенный язык гадюки и жало слепня,

Нога ящерицы и крыло совенка,

Для заклинания сильной беды,

Как адский бульон, кипят и бурлят.

ВСЕ

Двойной, двойной труд и хлопоты;

Огонь горит и котел кипит.

Терри ПРАТЧЕТТ в романе «Вещие сестрички» пародирует «Макбет». В том числе и эту сцену:

— «Чуть зерна кидай в горшок и степной травы вершок…» Слушай, а что случилось с волчьим зубом




Статья написана 20 июля 21:39

Некоторые источники и составные части романа Стивена КИНГА «Оно»

– Я вернулся. Я же сказал, что вернусь. И вернулся. Эй?

Тишина.

Тогда я заплакал, глупо, беззвучно зарыдал под мостом.

Чья-то рука коснулась моего лица, и я поднял глаза.

– Не думал, что ты вернешься, – сказал тролль.

Нил Гейман.

К роману Стивена КИНГА «Оно» («It») предъявляют немало претензий. Он действительно толст, мешковат, переполнен деталями, повторами и нелогичностями. Чуть ли не каждый второй прочитавший уверенно заявляет, что его можно было бы без потери качества и смысла сократить процентов на 10 – 30. А тех, кто считает, что концовку с паучихой автор попросту «слил», наверное, еще больше.

Толстый роман

Книга вышла в 1986 году. И сразу же известный литературный обозреватель «Нью-Йорк таймс» Кристофер Леманн-Хаупт высказался по ее поводу:

— Сюжет развивается, но, несмотря на все свои потрясающие сценические эффекты, он пыхтит, сопит (huffs and puffs), скрипит и лязгает. Роману не хватает политического видения «Мёртвой зоны» или логики «Воспламеняющей взглядом» и «Куджо». Здесь нет мрачного, зловещего настроения «Сияния». И ничего похожего на траурную гнетущую атмосферу «Кладбища домашних животных». Он слишком старается, он стремится к слишком многому и слишком чертовски сложен.

Профессор Стэнфордского университета Адриан Дауб в статье к 30-летию выхода романа, опубликованной в «Los Angeles Review of Books» в 2016-м, так охарактеризовал свои впечатления от перечитанного:

— Вернувшись к этому увесистому фолианту спустя десятилетия, первым, что меня поразило, была его сумбурность повествования. Я ожидал быстрой, бойкой экономии современных массовых книг в мягкой обложке, и мне было немного ошеломительно




Статья написана 9 июля 19:52

В том же декабрьском самом номере «Литературной газеты», что и завершающая дискуссию о фантастике 1969 года подборка писем под названием «Читатель размышляет, спорит», вышла статья Станислава ЛЕМА (впервые оцифровано на fandom.ru). Она и стала окончательной точкой в этой дискуссии.

Станислав ЛЕМ. ЛИТЕРАТУРА, ПРОЕЦИРУЮЩАЯ МИРЫ


Посетив редакцию «Литературной газеты» во время своего недавнего приезда в Советский Союз, известный польский писатель-фантаст Станислав Лем изъявил желание принять участие в дискуссии о научно-фантастической литературе.

Мы предлагаем вниманию читателей написанную им статью.


В БУДУЩЕМ году исполнится двадцать лет с тех пор, как я начал работать в области фантастики. За это время мои взгляды на потенциальные возможности фантастики претерпели определенную эволюцию. В пятидесятые годы я писал, так сказать, стихийно, не задумываясь о теории. Позже я взялся именно за теоретическое исследование вопроса. Две мои последние книги – «Философия случайности» и «Фантастика и футурология» — посвящены теоретико-литературным проблемам. Так что сейчас я высказываюсь уже не только как




Статья написана 2 июля 21:57

Дискуссию о фантастике на страницах «Литературной газеты» в 1969 году завершает очередная подборка писем читателей (впервые оцифровано на fandom.ru).

Читатель размышляет, спорит

Почта редакции свидетельствует о большом интересе любителей фантастики к дискуссии, ведущейся на страницах «ЛГ». Сегодня мы печатаем часть писем читателей, полученных редакцией.


Интересно следить за тем, как развивается дискуссия о научно-фантастической литературе: первыми выступили читатели, в том числе много ученых, потом – писатели-фантасты. Дискуссия принимает все более профессиональный характер.

Хотят этого или нет представители «научно-технического» направления в фантастике, современная научная фантастика развивается преимущественно как социально-философская.

Я думаю, чем сильнее, дальнобойнее будет луч советской научной фантастики, направленный в будущее, тем более действенную роль станет играть она в жизни нашего народа. И будут ли это произведения – «предупреждения» или произведения-мечты, разве это так







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх