Все отзывы посетителя maxxx8721
Отзывы (всего: 328 шт.)
Рейтинг отзыва
Стивен Эриксон «Мутные воды Несмеяни»
maxxx8721, 10 июля 18:47
Эриксон явно метил с претензией на нечто большее, чем просто фэнтези: намешал тёмное фэнтези с некромантами и монстрами, и саспенс, и элементы хоррора, и откровенный треш, и даже философию, которая здесь выглядела больше инородным телом. Я готов был изначально на дарк фэнтези с густой атмосферой, возможно, лютым мочиловом, но вот то, что здесь будет столько юмора — прямого и тупого, как железнодорожная шпала — к этому я готов не был. Юмор здесь вот прям максимально тупой, оттого не шибко смешной. Возможно, тут сыграла роль авторская подача, а возможно и корявый перевод. Но это отдельная тема — у повести два перевода, которые, как герои произведения, ожесточённо сражались друг с другом за право называться более ужасным. А в оригинале как-то и не хочется перечитывать.
В итоге, получилась довольно хаотичная история без особого сюжета. Есть безграничный хаос, но с другой стороны фрагментированный по локациям судна. И в каждой из локаций — свой собственный ад, хаос и замес с монстром. Признаться, получилось так себе. Какая-то эклектика: ураганная динамика, локации постоянно меняются, персонажи действуют порой максимально тупо с такими же диалогами. Герои, например, могут полчаса спорить о том, где находится лопата — в трюме, на корме, в нижних отсеках, в капитанской комнате, на камбузе — и в итоге прийти к тому, что лопата им вообще-то и не нужна. И тут же переключиться на что-то другое.
Но главное — так и не понятно, к чему это всё было. Нет какого-то общего стержневого замысла, поэтому воспринималось это как часть какого-то большего произведения.
Хуан Диаc Каналес «Где-то среди теней»
maxxx8721, 10 июля 17:16
Хард-бойлд — один из моих любимых жанров. А здесь ещё и комикс, что добавляет атмосферности, но главная изюминка — герои комикса являются животными. Тот же Нью-Йорк, но с населяющим его животными. Как тут не вспомнить мультфильм «Зверополис».
Джон Блэксэд — частный детектив-кот, которому придётся найти убийцу той, которую он так любил. Сюжетный замес напомнил роман Чандлера «Прощай, моя красавица» или же отчасти одну из линий первого «Города грехов».
В целом, получилось хлёстко, динамично, увлекательно. Без типичного для жанра сарказма и специфических шуточек. Это то, чего мне не хватило больше всего. Однако, мне кажется, авторы ещё могут разогнаться в последующих частях. Поэтому цикл читать продолжу.
Леонид Каганов «Лимонная планета»
maxxx8721, 10 июля 13:10
Довольно интересный образец ксенофантастики. Здесь автор придумал некую мрачноватую планету с довольно жутким местным народцем, напоминающим тараканов, и решил посмотреть, сможет ли человек найти контакт и не воевать, а поднять аборигенов на новый этап развития. В целом, если брать задумку этого эксперимента, получилось весьма интересно, с научным подходом, теориями и размышлениями.
Если брать саму историю, то как бы всё идёт по предсказуемому витку спирали и концовка вполне себе логичная и предсказуемая. Правда, есть эпилог. Да, он вносит элемент неожиданности. Но мне эпилог показался прям грубо приколоченным, поэтому эффекта «Вау» не последовало.
Ну, и герои вышли, как по мне, схематичны. Вернее визуально они отличаются — тот бухает, тот суровый вояка, тот заунывный ботаник, та упоротая методистка а у другой и вовсе кукушка поехала — но в целом, их внутренний мир никак не раскрывается, а поведение по большей части схематичное, поэтому ни к одному из героев я не проникся. На то это и эксперимент.
Но в целом, это весьма интересный и нескучный рассказ. Пожалуй, лучший из прочитанных у Каганова на данный момент.
Джером Д. Сэлинджер «Тебе, Эсме с любовью и убожеством»
maxxx8721, 10 июля 11:28
Сэлинджер, как всегда, не прост. Совсем не прост. Чудаковатые герои, чудаковатые и местами странные диалоги. И всё это имеет какое-то медитативное свойство, способное погрузить читателя в особое состояние.
От Сэлинджера не знаешь, куда заведёт тебя тот или иной диалог. Так и здесь, этот разговор с Эсме, где одно цепляется за другое. И вроде, разговор обыденный, но при этом необычный. И вроде бы о простых, общих вещах, но при этом с интересного ракурса раскрывает второстепенных героев. И, в конце-концов, именно этот разговор возвращает главного героя, военного, в отправную точку рассказа, где главный герой слушал музыку, с удовольствием читал книги и вряд ли ещё догадывался, что ждёт американские войска при высадке в Нормандии. Тогда главный герой жил, а не просто нормально функционировал. Теперь же, после мясорубки в Нормандии, у героя есть лишь надежда хотя бы нормально функционировать.
Селинджер сам был участником Второй Мировой, получив от неё в качестве награды психическую травму и расстройства. И эти переживания автор очень часто интегрировал в свои произведения. Этот рассказ не исключение.
Не могу сказать, что я поклонник Селинджера, однако раз за разом, спустя некоторое время, я ловлю себя на мысли, что хочется ещё что-нибудь почитать у него
maxxx8721, 10 июля 01:40
Графический роман с интересной структурой. Это именно графический роман, а не комикс: здесь нет реплик, здесь есть лишь слайды, который напоминают старые фотографии. Наверное, сам роман напоминает альбом со старыми фотографиями, по которым мы, как читатели, можем двигаться вместе с главным героем по его прошлому.
Структура, на самом деле, не удивительна, если учитывать, что при работе над романом автор черпал вдохновение со старых снимков и открыток Нью-Йорка, хранящихся теперь в Музее Иммиграции на острове Эллис (там, где стоит статуя Свободы). Да и сам сюжет романа, пусть он не представляет собой чёткую композицию, также частично основывается на воспоминаниях, историях людей, вынужденных переселяться в другие страны.
Графическая часть интересна и выполнена в едином стиле. Главный герой уезжает на другой континент, который представляет собой дивный, новый мир, без всякого антиутопического подтекста. Он действительно разнообразный, его населяют люди разных рас и культур, он действительно дивный, потому что здесь всё чудное — и архитектура, и животные, словно они также иммигрировали из мультфильмов Рене Лалу.
Чёткой композиции нет, но этот роман не нужно понимать, его нужно чувствовать. И тот, кому так же пришлось вынуждено переселяться в другие места, этот роман наверняка подарит несколько запоминающихся мгновений.
maxxx8721, 10 июля 00:22
Что и говорить, автор может писать. Т.е. может складывать слова так, чтобы получились образные, атмосферные предложения. И именно по части слова, если воспринимать рассказ с точки зрения лингвиста или филолога, то это крепкий рассказ. Единственное, что меня в который раз типало — это стиль разговора инквизиторов отечественного и не только разлива. Вот я не знаю, есть ли какие-то сформировавшиеся штампы на счёт этого, но вот из текста в текст я встречаю один и тот же стиль разговора инквизитора — высокопарный, наполненный пафосом слог «о сожжениях исчадий зла, ибо наполнили они сей мир грешными мыслями и страстями. «... Вот вспомнить того же Пекару — там ведь такой же слог. Вспомнить ещё пару-тройку произведений, где есть инквизиторы, религиозники — там то же самое. Патетика, присущая героическому фэнтези, берущая истоки, наверное, с первого фэнтезийного фанатика-инквизитора Соломона Кейна. Вот, например, Глокта так не разговаривал, поэтому в плане разговора более объёмный персонаж получился.
Но, повторюсь, язык здесь атмосферный, сочный, подходящий к стилю Кожина, который любит вписывать всё, что хрустит, щёлкает, чавкает и звенит — короче говоря, «кровь и железо» (и снова непреднамеренная отсылка к Аберкромби).
Но вот если рассматривать рассказ, как историю, то она, увы, банальна. Начинается, как славная классическая героика — героиня-воительница спасает из лап извергов вайю — лисицу-оборотня. И дальше — одни убегают, другие догоняют. Спутница странная, всё-таки оборотень как никак. И тут у рассказа есть две развилки — а) спутница такая, какой её пытается представить автор; б) спутница не такая, как её пытается представить автор. И вот действительно крепкий рассказ — тот, где автор не идёт по одному из этих двух путей, а ищет нечто другое, незаурядное. Увы, здесь не так.
Как итог — хороший в плане языка, но скучный в плане истории рассказ.
maxxx8721, 10 июля 00:10
Недалёкое будущее. Или далёкое, но так похожее.
Люди научились создавать себе отдельные личности, примерять их как наряды и хранить на облако-ресурсах. Как часто это бывает, техника — совсем уж ненадёжный ресурс, которому стоило бы безоглядно доверять. Так уж совпало, что сервера перестали работать, и ГГ лишился и своего Я и своих субличностей, которые хранились на тех серверах. И как теперь с этим жить обычному российскому гражданину?
В целом, похоже на исследование теории. Автор предположил аспект вероятного будущего, смоделировал ситуацию и далее пошёл искать решения этой ситуации. И, как часто это бывает у современных фантастов, идея живёт отдельно, герои отдельно. Вот и здесь герои — это функции, подопытные литературные кролики, которые строго подчиняются велению автора. Поэтому ни сопереживать, ни с интересом следить за событиями в их жизни никак не получается. В сухом остатке остаются авторские научные измышления.
В целом, читать рассказ можно: он не скучный, как лекция по теорграмматике в 8 утра, но вряд ли этот рассказ задержится в моей памяти
Эрик-Эмманюэль Шмитт «Самая прекрасная книга на свете»
maxxx8721, 9 июля 23:37
В этом рассказе лучше отделять идею рассказа от её реализации.
Идея рассказа очень перспективная, ведь книга, написанная из застенок, в неволе, написанная для родных и близких, действительно будет самой искренней и без фальши. Что уж говорить, если зачастую письма из тюрем — это вообще отдельный жанр эпистолярного искусства. И эта идея действительно глубокая, многозначительная, и при должном исполнении могло получится нечто душевное, уровня «Лалангамены» или рассказов О.Генри. Но...
Автор зачем-то решил использовать антураж ГУЛАГа и показать женщин в тамошних бараках. Но тут дело больше в самой истории. Вот на просторах интернета можно найти кучу современных мелодрам с пафосными названиями, типа «Любовь с преградами», «Возвращение любви», «Вчера, сегодня, навсегда» и т.д. И они ,как правило, очень шаблонны, сказочно наивны и нелогичны. И вот если подобный среднестатистический сценарий положить в антураж ГУЛАГа, то и получится данный рассказ. Так как автор в тему не шибко погружался, если вообще погружался, то на выходе получился ещё и лубок типа «матрёшка, водка, балалайка».
Как яркий пример. Заключенные женщины получают положенные им папиросы, которые они не скуривают, а, вытрусив табак, склеивают вместе, образовывая таким образом чистую книгу, которую они намерены наполнить своими мыслями для своих детей и близких. Но вот самая большая загвоздка — писать нечем. К счастью, в волосах новой заключенной нашлось то, что им так нужно.
Сама ситуация бредовей некуда. Т.е. в бараке, оказывается, у них есть и клей, и иголки, и булавки, а задрипанного карандаша нет. Указывается, что курево служит в качестве денег. Т.е. взять и поменять пару пачек папирос или несколько щепоток ненужного им табака на какой-нибудь карандаш — такой догадки у них почему-то ни разу не возникло. Поэтому сюжетный твист с карандашом — это, признаться, прям ляпсус. Это лишь один из моментов.
Вот и получилось, что при хорошей задумке, автор соорудил что-то нелогичное, неправдоподобное, причесанное и мармеладное.
Как цельное произведение — слабенько как по мне.
maxxx8721, 9 июля 23:20
Как говорится, не рой другому яму... Казалось бы, ГГ, он же преступник, понимает, что прямых доказательств его вины нет. Ну нет и нет — сиди и не отсвечивай. Однако внезапное озарение сподвигло его отвести от себя угрозу, переведя стрелки на другого. И прям по классике жанра герой ГГ не учёл одной маленькой детали...
Рампо искусно создаёт психологию преступника, его душевные метания, а его поведение в первые часы сильно напомнили поведение Родиона Раскольникова.
История с убийством и мячиком для бейсбола показалась какой-то натянутой, не совсем гармоничной по сюжету, однако она ценна не этим. Она ценна атмосферой и невидимым духом Японии, который витает в текстах японских мастеров, независимо от жанра и время действия.
maxxx8721, 9 июля 21:10
Этот поджанр я бы назвал «милая, чудаковатая шизофрения». Это там, где ГГ сходит себе потихоньку с ума, варится в своём шизофреническом мире, но при этом никак не досаждает окружающим.
Некий дерг, существо из другой планеты, спас жизнь главному герою и предложил свою помощь в опеке, чтобы уберечь его жизнь от подобных угроз. Как часто это и бывает, выгодное и вполне разумное предложение доходит до своей точки абсурда, где герой видит опасность везде, где только может, как в одном из стареньких монологов Винокура.
Шекли в присущей иронической манере развивает ситуацию и, конечно, его воображению стоит поаплодировать. Однако Шекли был бы не Шекли, если не положил бы в основу простую, но весьма глубокую мысль. Ведь очень часто полный контроль над человеком устанавливается с объяснениями, что это делается только лишь из соображений безопасности и для того, чтобы оградить человека от всех возможных опасностей, о которых он даже не предполагает. И делается это на самых разных уровнях, начиная порой от самых близких людей, заканчивая транснациональными корпорациями и надгосударственными надстройками, которые в считанные месяцы могут ограничить практически все свободы человека, установив контроль за перемещениями, финансами и личными данными, объясняя это тем, что на дворе свирепствует, например, некий вирус или другая вселенская угроза.
Паоло Бачигалупи «Народ песка и шлаков»
maxxx8721, 9 июля 20:24
Есть или не есть — вот в чём вопрос
Выбирая Бачигалупи я точно знал, что как минимум яркую, сочную и атмосферную картинку я получу. Кто-кто, а Бачигалупи может играть в атмосферу лучше многих современных писателей. Тем более, что жанр постапа сложно сделать неатмосферным.
Впрочем, в рассказе Бачигалупи интересна как сама идея рассказа, так и один из вариантов будущего, к которому может привести трансгуманизм, где человек претерпевает такие трансформации, что уже и не похож на человека. Более того, он даже не считает себя человеком, но существом высшего порядка. И вот самая что ни на есть конкретная собака, невесть откуда появившаяся, может быть сверху дана была, чтобы воскресить человека в человеке. Через чувства, через доброту и заботу. Вот только захочет ли новый человек возвращаться к тому, что было забыто сотни лет назад?
Рассказ из тех, что заставляет задуматься, а что есть человек? Не как биологическое существо, а метафизическое, которое является больше невидимым, чем видимым. Что есть человек — проявление видимого или невидимого?
Бачигалупи обрисовал довольно мрачноватую картину. Мне кажется, что человек, вернее коллективное разумное человечество, способно купировать экзистенциальную угрозу, как трансгуманизм, которая на сегодняшний день не представляется такой уж глобальной проблемой. В людях всегда будет находиться голос разума, который не сможет заглушить ни психологические установки, ни коллективное безумие или помешательство. Вот только если Землю не захватят сумасшедшие и фанатики. Но всё, что они могут делать — это симулякры и иллюзии, которые не могут существовать долговечно, а потому действенны лишь на короткое время. Того же условного коронавируса хватило на 1,5-2 года.
В общем, это очень хороший, сильный рассказ, который стоит перечитать, чтобы открыть новые смыслы.
Орсон Скотт Кард «Соната без сопровождения»
maxxx8721, 9 июля 19:49
Творцам сложно в антутопичном мире. А уже гениям и подавно.
Суровый, жёсткий рассказ без сантиментов. С интересным твистом в конце, когда тот, кто больше всего пострадал от системы сам стал на её защиту. В рассказе есть несколько неожиданных моментов, которые меня удивили. Да ещё и фирменная стилистика Скотта-Карда — сухое изложение и густая атмосфера.
Рассказ меня впечатлил. Не удивлён, что он был одним из номинантов на Хьюго и Небьюла.
Дмитрий Казаков «Дорога чудес»
maxxx8721, 9 июля 19:37
История о типичном британском чопорном снобе, который раздобыл загадочную книгу, не понимая, что вскоре эта книга его полностью изменит.
Интересный эксперимент — написать рассказ в витиеватом и словоохотливом английском стиле, сдабривая это иронией. В целом, стилистически получилось неплохо. В плане самой истории, то она вполне себе предсказуема, а изменения героя выглядят прям разительным и резкими. Здесь очень чувствуется влияние Чарльза Диккенса с моралью о том, что погоня за длинным фунтом не делает человека счастливым. А герой Веспасиан Тиггз очень напоминает Эбенезера Скруджа.
В целом — неплохо, но без открытий и откровений.
Михаил Загоскин «Концерт бесов»
maxxx8721, 9 июля 19:16
Загоскин был очень популярным автором в своё время. И пусть славу ему принесли исторические романы, однако романтизм оказался для него тоже не чуждым. Как и всякого романтика, его очень интересовала мистика, привидения и прочая эзотерика, что воплотилось в цикле рассказов.
«Концерт бесов» использует один из любимых мистических сюжетов — собрание нежити, которая устраивает бал/концерт/песни-пляски. Но у каждого сюжета своя предыстория.
В целом, читать было занятно, есть своя атмосфера, интересное описание балов в конце 18 века, угарная сцена с ногой-гитарой. Впрочем, на сейчас история выглядит довольно простой и, как модно говорить, чего-то этой истории не хватает, своей изюминки.
maxxx8721, 9 июля 19:06
Ещё одна конспирологическая теория на тему игр для детей. Невольно вспоминал рассказ Брэдбери «Урочный час» (хотя если брать тематику, атмосферу и стилистику, то рассказ намного ближе к каттнеровсскому «Все тенали бороговы...»), однако здесь твист пошёл в другую сторону и в целом рассказ не выглядит таким зловещим. Впрочем, концовка тоже оставляет вопросы. В том плане, что такие концовки превращают рассказ в некое начало для более объёмного произведения. В любом случае проигравшей стороной по итогу окажется мать семейства.
Вообще, рассказ всё ещё актуальный и вообще концепция и феноменология игр, в особенности компьютерных, — отличная почва для исследований. Учитывая, что мы живём в эпоху постмодернизма, где игра является важнейшим элементом.
Рассказ читается легко. Меня отпугивала классификация «Твёрдая НФ», но здесь ею, как по мне, вообще не пахнет. В целом, читалось интересно, интригующе, даёт импульс для собственных размышлений. Сам вспоминаю, как сам не раз испытывал раздражение, когда меня отвлекали от какой-нибудь увлекательной игры. Рассказ с одной стороны может показаться простым, но автор добавил процессу игры дополнительное осмысление, да ещё неожиданное и тем самым интересное.
maxxx8721, 20 января 02:21
Короткая, но поучительная и назидательная история безродного крепостного мальчика Паньки, которого все в деревни считали дурачком, юродивым, считая простодушие его слабостью, хотя в ней великая человеческая сила заключалась. Что в конце косвенно и подтвердилось. Ведь как там у Матфея сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
В концовке, как мне кажется, Лесков перегнул с дидактикой, когда степные разбойники, привыкшие разорять, убивать и сжигать, заговорили вдруг об ангелах и праведностях. Да и вся ситуация с разбойником в целом.
Хотя.... каких только чудес не бывает в мире, где есть Бог.
Сергей Павлов «Мера присутствия»
maxxx8721, 20 января 02:19
Больше зарисовка, чем полноценный рассказ из жизни геофизиков. Собственно, сам автор был в жизни геофизиком, поэтому отлично погрузил меня в эту рабочую атмосферу с процессами бурения, измерения, снабдив описание соответствующими терминами. Но даже если убрать профориентацию, то слог очень хороший и образный.
Суровый сибирский быт геофизиков, приправленный разговорами о жизни — той, что вне этого профессионального пузыря: у кого-то непростая дилемма в будущем, кого-то мучают тягостные воспоминания из прошлого. И всё это делает даже второстепенных персонажей объёмнее.
Не могу сказать, что после прочтения у меня вырисовалась объёмная и полная картина рассказа — скорее осталось атмосферное послевкусие и мысль — что такое «жизнь“, если не «мера человеческого присутствия“?
Хороший рассказ. Бытовой, жизненный, дремучий, как сибирская тайга. Есть что-то астафьевское.
maxxx8721, 29 июня 2024 г. 14:50
На самом деле, я бы не сказал, что это ярко-выраженный хоррор. Здесь есть несколько ведущих тем, подтем, главная из которых — писательское ремесло и то, как непросто написать даже одно стоящее произведение. У многих писателей может быть всего одно значительное произведение, но оно написано кровью, потом, страданиями, даже ценой собственной жизни. И одно такое произведение стоит сотни, если не тысячи, безделушек а-ля «прочитал-забыл». Вот о таких произведениях и идёт речь — о шедевре состоявшемся «Водолазы» и шедевре недооценённом под названием «Немота». С учётом цензуры, которая была в советское время, рассказ имеет социальный подтекст. Так что на выходе — это социально-психологический рассказ с вкраплениями элементов хоррора. Но и хоррором тоже можно назвать, конечно.
Частенько хорроры быстро разгоняются, ГГ попадает в пугающие и странные декорации, и понеслась. Но вот здесь автор прям раскачивается, медленно и монотонно, как старушка в кресле-качалке, вяжущая внукам зимние носки. Автор накидывает сухой бытовухи, пыли редакторских кабинетов и кипы исписанных листов. Но и это вполне ок, тем более, что автор затем расписался, стал обращать внимание на детали, интерьеры, выдал несколько зачётных художественных оборотов. Но вот главный для меня затык, из-за которого я не полностью проникся в рассказ — это те самые шедевры. Соль в том, что в рассказе о них говорят, ими восхищаются, их мусолят, но подержать или прочувствовать читателю не дают. Я думал, что ГГ возьмет рукопись и во время чтения будет погружаться в сюжет, который читателю будет раскрываться. И всё это смешается с реальностью, выдавая напалм из сюрреалистического хоррора. Хотя, наверное, это был бы банальный ход.
В итоге, вышел неторопливый, угрюмый хоррор с социальным подтекстом и недосказанной драмой ГГ. Больше подойдёт людям, заставшим СССР.
Неплохой рассказ, но не скажу, что он произвел на меня впечатление.
Борис Конофальский «Нечто из Рютте»
maxxx8721, 9 февраля 2024 г. 22:44
Фэнтези в историческом или псевдоисторическом Средневековье (рыцарство, замки, нечисть, заговоры, интриги, тайны и т.д.) — это то, что мне нравится и всегда интересно. И, в общем-то, автор неплохо реконструировал эпоху немецкого Средневековья, показав жизнь обычных крестьян в обычном феоде, как она устроена, юридические нюансы касаемо земли и крепостных, наделения рыцарским званием и т.д. Ну, и особое внимание автор уделил доспехам и оружию — фальшионы, арбалеты, капеллины, сюрко и т.д. Впрочем, тоже ничего нового для тех, кто играл в серию игр Mount & Blade.
Главный герой — солдат без особой хитрости, но он суров, справедлив, добрый с друзьями и беспощадный к врагам. Герой, который охоч до девок, — всегда и везде. Даже если лежит без сознания. Иногда это было совершенно не к месту. Было интересно, как Волков справится с обязанностями коннетабля. Автор дал со старта несколько занятных интриг-загадок, и оставалось следить, как клубок этих тайн Волков будет распутывать. Но, увы, квесты оказались простоватыми, процесс их распутывания таким же простым, сумбурным, а местами и занудным, а некоторые и вовсе остались роялями в кустах. Хотя несколько эпизодов запомнилось — вся линия со старой ведьмой и дуэль на арбалетак с флэшбеком. И всё — этого очень мало для средней по объёму книги.
В остальном же — беготня, сумбур, рутина и это всё с самоповторами, и это всё было банально и, следовательно, малоинтересно. Вообще, первое, на что я обратил внимание — это весьма скудный язык: он простой, незатейливый, утилитарный и без каких-либо образов. И это сразу делало книгу довольно средней по исполнению. Куча лишних реплик героев, куча лишней рядовой информации, которая сухим сеном забивала восприятие текста. Например, слово «седлай/расседлай»(коней) ГГ произнёс за книгу раз пятьдесят. И это просто набило конкретную оскомину, а под конец автор вообще разошёлся — есть страница, на которой слово «седлай» встречается аж семь раз.
Все герои под конец сбились в общую массу, они никак не развивались и были постоянно в тени Волкова. Разве что выделялся Сыч.
В целом, это очень среднее произведение. Его легко можно прочитать по диагонали, не боясь упустить что-то важное. Учитывая, что автор штампует по четыре книги в год, то сомневаюсь, что другие романы цикла будут лучше. Во всяком случае, предпосылок для этого я не увидел. Хотя интересно, до какого титула Волков дорастёт. Ведь, как сказано, это птица высокого полёта. Но вряд ли я продолжу читать цикл.
Александр Грин «Таинственный лес»
maxxx8721, 28 января 2024 г. 02:05
Любовный треугольник на фоне таёжной природы. И каждый уголок этого мира наполнен звуками, запахами, игрой света и тени. Конечно, Грин всё это очень ярко, образно, высокохудожественно описывает, что я каждый раз читаю его неторопливо, вдумчиво, получая удовольствие. Сложно сразу так вспомнить, кто ещё описывал природу так поэтично. Можно вспомнить Тургенева, Астафьева, Паустовского, но Гриновская природа — это отдельная тема. Это как отломать плитку шоколада и положить под язык. И тогда чувствовать, как вкус шоколада будет раскрываться по мере таяния.
Грин — очень разносторонний писатель, и от него можно ждать чего угодно: от светлой развязки, до драматического накала с грохот выстрелов и щёлканьем кнута. И, зная это, я читал с напряжением, потому что сюжет закручивался в тугой клубок ревности. И как поведёт каждый из героев — неизвестно. Но, как показал автор, в то же время и ревность может быть благородной. Впрочем, здесь у каждого своя драма, своя история, свои переживания и свой расчёт. Кто-то из города мчится в поисках своей любимой, кто-то породнился с природой настолько, что не готов возвращаться в имение, но что это на фоне тёмного и глубокого уныния Звонкого, видевшего смерть и считающего себя пропащим. Здесь каждого героя можно анализировать, спорить и не соглашаться с правильностью его поведения. Ясно одно — каждый герой уже точно не будет таким, как прежде.
Роберт Маккаммон «Дети из проектора сна»
maxxx8721, 28 января 2024 г. 01:01
Маккаммон — интересный писатель, но вот для меня неровный. Его действительно классные вещи чередуются с маловразумительными.
Этот рассказ — оммаж творчеству Брэдбери. Я перед прочтением обратил внимание, что на обложке был Брэдбери, но не придал значения. Думал, это какая-то антология, а Брэдбери — её составитель. Однако при прочтении ассоциации с творчество Рэя возникали всё сильнее, а после прямых отсылок к его рассказам, особенно к атмосфернейшему «Ревуну», я захотел больше узнать о рассказе. Благо, после рассказа имелась дополнительная информация. Действительно, оказалось, что Маккаммон написал рассказ под влиянием творчества мэтра.
«Дети из проектора сна» — очень поэтичный рассказ в декорациях постапа. Постап как жанр сам по себе очень атмосферный: эстетика разрушения, новые смыслы, преобразование общества. И, конечно, яркие описания усиливают эффект от прочтения. Здесь очень трогательная история в атмосфере безнадёги, здесь есть импульс жизни, возрождение новых смыслов, которые, как и у Брэдбери, хранятся в старых добрых книжках. И их не сможет уничтожить ни огонь тоталитарного государства, ни пламя взбунтовавшейся природы. Брэдбери бывает весёлым, бывает трогательным, но бывает циником с ярко-выраженной мизантропией. Вот здесь он выступает за Человека.
В общем, классный рассказ. Атмосфера, развитие сюжета, диалоги — всё как я люблю.
maxxx8721, 27 января 2024 г. 23:18
Довольно сложно классифицировать этот рассказ, т.к. он вполне может относиться и к жанру фэнтези, и к сказкам. Впрочем, сказка эта довольно мрачная, таинственная и может испугать впечатлительного читателя. Хотя, разве у братьев Гримм или Пьеро были сказки повеселее?
Действие происходит в вымышленном королевстве, где правят всеми любимые король и королева. Но на королевство надвигается Зло, и тогда король с дружиной отправляется в путь навстречу врагу.
Это небольшое, но атмосферное, насыщенное произведение с интересным визуальными образами, ставшими классикой для фэнтези — Королевство, надвигающееся Зло, Лес, в котором скрывается нежить. Но при стандартных ингредиентах Конноли выдаёт крепкую, суровую и густую штукенцию. Меня впечатлило.
Эдмонд Гамильтон «Имеющий крылья»
maxxx8721, 27 января 2024 г. 22:47
В результате электрического разряда в организме беременной женщины происходит сбой в генетической программе, и на свет появляется ребёнок с крыльями. Само по себе, это мутация, аномалия, которая требует изучения, но и привлекает интерес со стороны всего мира.
Казалось бы, это одна из многочисленных историй, где человек отличается от остальных людей какой-то особенностью. И, разумеется, эта особенность доставляет герою массу неудобств, лишений, страданий, потому что сложно встроиться в общество, где ты не такой как все. Поэтому, чтобы жить как человек, нужно эту особенность нивелировать. И здесь сталкиваются две действительности, два естества, потому что крылья и умение летать для Дэвида так же приятны и естественны, как и жить обычной человеческой жизнью, любить, работать и быть примерным семьянином. Но выбрать придётся лишь одно.
Это поэтическая, прогнозируемо грустная история и грустная из-за самой дилеммы, которую автор поставил. Но при этом в ней есть безудержное, пьянящее стремление к свободе, которая может значить больше, чем сама жизнь. И это возводит рассказ на другой уровень.
Хороший поэтический рассказ с притчевой основой. Автор сделал ремикс знакомого мотива, но сделал это отлично, с авторским стилем и переосмыслением.
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
maxxx8721, 27 января 2024 г. 22:38
Вспоминаю повесть Рыбакова «Бронзовая птица»: там два пионера так же пропали, вернее сбежали, из пионерского лагеря. Несмотря на всю серьёзность ситуации, там решили сначала их поискать, деликатно спросить родителей, пусть и не без эксцессов. Но, в общем, никто с ума не сходил и даже в обморок не падал. А здесь и сама ситуация, и сама подача, да и сами герои выписаны несколько гипертрофировано, так что у меня осталось ощущение, что автор переборщил с психологизмом.
Довольно мрачный, если не депрессивный рассказ. Такой сценарий да режиссёру-Звягинцеву — настоящая хтонь бы получилась про тупиковую систему коммунистической уравниловки и такой же тупик среднесоветской семьи.
Непростая для анализа история, в которой доля вины есть у каждого. Ни к одному из персонажей повести я не проникся симпатией, что ещё больше усугубило впечатление. Тупость Евдокии и учеников сказать всё в лоб родителям, не разобравшись в ситуации, не выждав определённого времени, привела к печальным последствиям, где помимо переживаний за ребёнка ещё и навалился груз прошлого.
Я не разделяю методику Евдокии с её тотальным коллективизмом, в котором творчески одарённый ребёнок сникает и теряет свою яркую индивидуальность. И это никоим образом не олицетворяет советское образование, которое взрастило тысячи талантливейших актёров, танцоров, инженеров, учёных. Скорее всего, это архаизм педагогического мышления самой Евдокии. Ровно так же не разделяю детоцентричность родителей. Эти подходы словно два полюса, а правда где-то посередине.
Неоднозначный рассказ, конечно. Давно Алексина не читал, он для меня запомнился светлым детским писателем, поэтому такой мрачняк от него меня озадачил.
maxxx8721, 27 января 2024 г. 22:22
Забавная история, когда нерадивый, но с большим сердцем биохимик Билл вызвал нерадивого демона, от которого сложно добиться хоть какой-то пользы. И тем не менее, видимо, минус на минус даёт плюс, так что конец у истории позитивный.
Приятный рассказ, забавные персонажи, интересные временные коллизии — самое то, чтобы хорошо и с улыбкой провести время за чтением рассказа. Старая добрая фантастика в духе Шекли или Рассела.
Алексей Пехов, Елена Бычкова «Особый почтовый»
maxxx8721, 27 января 2024 г. 21:49
Повесть, написанная на заре творчества Пехова. Это то время, когда жанр фэнтези отечественного разлива начал активно развиваться и пользоваться спросом у нашего читателя. И, собственно, Пехов стал одним из ярких писателей фэнтези.
В этой повести сохранились все достоинства и недостатки Пехова, как писателя. Его главные достоинства — это яркое, динамичное приключение, хорошее воображение и нескучное повествование — у него постоянно что-то происходит, всё движется, скачет, летает. Он умеет отлично описывать экшн, нагонять атмосферу здесь и сейчас. Так что, неудивительно, что Пехов до сих пор считается одной из главных величин отечественного фэнтези.
Недостатки также остались прежними. Во-первых, Пехов — это прежде всего коммерческий писатель, поэтому нужно быть готовым, что минимум треть его книг — это вода, рояли в кустах и малозначимые вещи. Благо, здесь повесть и Алексей не развернул свой словотворительный пулемёт на полную. Пехов лёгок, он делает акцент на приключения, а не на проработку сюжета, персонажей, поэтому схематичность героев будет в последующем кочевать из книги в книгу, пусть даже эти герои будут менять расу, цвет кожи, пол или ещё что-то.
В общем, этот тот самый Пехов — простое, динамичное и яркое фэнтези, с лёгким юмором и мэрисьюшным главным героем. Самое то, чтобы развлечь себя, не включая мозги. Я не фанат Пехова, но, читая его, у меня не возникает желания бросить книгу на полпути, пусть излишек вод иногда попадает не в то горло.
Кстати, странно, что по Пехову ещё не додумались снять мультфильм. Это была бы интересная задумка в отличие от экранизации. Надеюсь, кто-то возьмётся за это.
maxxx8721, 27 января 2024 г. 21:40
Это такой себе мини-цикл, состоящий из двух повестей и двух рассказов, объединённых одной темой — работой Мастеров Сна. Эти Мастера способны создавать сновидения, конструировать в них свои миры и подключать к ним всех желающих, которые готовы заплатить за это деньги. Правда, иногда такие путешествия во снах могут иметь ряд неожиданных осложнений.
Тема путешествий по снам снимает практически все условности: раз действие происходит во сне — значит произойти может всё, что угодно, самое невероятное, и это будет восприниматься как нормальный порядок вещей.
Сама задумка интересная, понравилась идея о возможности включаться в уже существующие сны извне, чтобы кому-то помочь. И если воспринимать этот цикл с точки зрения задумки, игры воображения автора, то он покажется вполне годным.
Однако если пытаться воспринимать цикл как целостные художественные произведения, то у него есть ряд недостатков, а главный из них — проблема с персонажами и образами. Здесь персонажи есть только номинально, и всё что о них известно — это имя, а всё остальное неважно для приключенческого сюжета. На самом деле, это лишило меня хоть какой-то эмпатии к ним, а все приключения происходили без какого-либо саспенса. И это чтение без сопереживания героям меня порядком утомляло.
Для меня в хорошем произведения должны работать все шестерёнки, и на голой идее далеко не уедешь. Впрочем, многие представители классической НФ выезжали именно за счёт интересных задумок, динамического сюжета, а на проработку персонажей или диалогов часто забивали, поэтому при всём богатстве воображения автора его герои выходили картонными, а диалоги рубленными по-будёновски.
В общем, определённо занятный, но несбаллансированный цикл.
Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Железный стандарт»
maxxx8721, 27 января 2024 г. 21:23
Голь на выдумки хитра. Герои рассказа оказались в очень непростой ситуации на Венере — им грозит голодная смерть. Дело в том, что земные деньги не принимаются, золото и серебро, коих на Венере пруд пруди, не считается чем-то ценным, а заработать себе на еду тоже не представляется возможным из-за суровых и принципиальных местных законов. Единственное, что здесь считается ценным — это железо.
Я думал, что рассказ будет раскручиваться в иную сторону: раз здесь серебро и золото считается не ценным металлом, то герои просто набьют свой корабль золотом и серебром и улетят, и видали они эту Венеру по цветному телевизору. Но нет, герои во что бы то ни стало решают найти способ обойти закон, чтобы добыть себе еду.
«Железный стандарт» из тех рассказов, где нужно просто принять авторскую фантазию без всяких условностей, и не пытаться душнить на тему, а это не могло быть, а кто так поступает, а неужели у них не было железа на борту и т.д. Вот только в таком случае можно получить удовольствие от рассказа, в противном случае — он покажется какой-то поделкой, написанной на правом колене.
Лёгкий стиль, хороший юмор, головоломка для землян и, конечно же, их смекалка. В общем, земляне win, а как у них это получилось — лучше прочитать сам рассказ.
Дмитрий Карманов «Зубы Ватерлоо»
maxxx8721, 27 января 2024 г. 21:00
Рассказ входит в сборник «Самая страшная книга 2022», и от таких рассказов ожидаешь чего-то мистического или монструозного. Однако в этом рассказе нет никакого оккультизма, никакой мистики и никаких тварей из других миров. Здесь неприглядный, суровый реализм, в котором человек остаётся один на один со своими страхами и неспособностью их преодолеть, а потому может превратить свою жизнь в ад, не отходя в мир иной.
Смачный, атмосферный рассказ в гримдарковом антураже, который часто используется в тёмном фэнтези. Начало, где Первая Мировая описывается через запахи дерьма и крови напомнило мне Аберкромби. Однако фантдопа в рассказе нет.
Жёсткий, немилосердный сюжет с щекочущей нервы заключительной частью, особенно для тех, кто не жалует дантистов. На этом построена основная специфика рассказа.
В общем, кто хочет в летний, знойный день очутиться в грязном, неопрятном, ощетинившемся мире без проблесков надежды, то вам сюда. Мрачный, но классно исполненный рассказ.
Тимур Максютов «Сансрын нисгэгч»
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:19
Качественная приключенческая фантастика с лирическими вставками восточноазиатских мотивов. Пересекался я с несколькими монголами — угарные ребята, особенно те, которые постарше. Те ещё говорят по-русски, а новое поколение уже языком не владеет.
Рассказ, где интересно следить за перипетиями, за сюжетом. Декорации понятны, герои понятны, при этом автор не загружает сложносконструированным миром, в котором читателю сложно разобраться, или глубокими идеями, с которыми автор по неопытности легко может не совладать. Но здесь автор опытный.
Казалось бы, есть хорошая концовка за здравие. Но автор почему-то решил щегольнуть и додавить ещё одним твистом со Шнырём. Возможно, это и лишнее, просто концовка, где Жугдэрдемидийн говорит, эмоционально сильнее, она уводит вверх, где светятся звёзды далёких костров и вряд ли требует послесловия, которое снова приземляет нас к этой мышиной возне с акциями. С другой стороны, автор закрыл эпилогом все сюжетные линии, в том числи и второстепенные.
ГГ герой позабавил. Конечно, жанр подразумевает таких героев, навеянных современными американскими фильмами, но в более реалистичных обстоятельствах этих бы космачей, конечно, отстранили бы от полётов, потому что одним из важнейших качеств для космонавта является его психическая устойчивость. Я представляю, что бы было, если б Гагарин устроил махач с тем же Титовым, хотя конкуренция у них была будь здоров.
В рассказе немало забавных моментов, диалогов. Хотя при изображении такого брутального персонажа, как Юрча, интеллигентность автора то и дело давала о себе знать. Это сложно объяснить, это просто ощущается, как, например, когда кто-то из местных матёрых авторов пишет постельную сцену или заигрывания. Видно, что автору хочется написать что-то эдакое, а воспитание не позволяет ))
Удовольствие от чтение получено.
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:17
Крепкий, весьма сильный рассказ с глубокой, понятной моралью. Пусть подана она в лоб, а финальный твист прям отсылает к Гильотену, но в ней нет натянутости, фальши — здесь суровая реальность, наложенная на исторический контекст, а потому ещё с большей силой отзывается в сердцах. В моём так точно. Всё здесь на своём месте, нет ничего лишнего — прям как в капсуле Хоупа, где в подлокотнике не предусмотрено отверстие для стаканчика со смузи. Героиня слегка трафаретная, но вот её постоянное и назойливое щебетание прям вызывает желание влепить ей леща. Твист с сынишкой кажется манипулятивным, но он тоже на своём месте — тот случай, когда баланс выдержан во всём, потому и продукт на выходе качественный.
Рассказ понравился. Автору спасибо.
фантЛабораторная работа «Метаморфоза»
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:15
Одно время любил смотреть многодневное ралли «Париж-Дакар», за победу в котором сражается огромное количество гонщиков в разных классах. Вот, есть суровый и опасный класс мотоциклов, есть класс автомобилей и, наконец, класс грузовиков. Вот этот рассказ подобен тому самому Камазу, который несётся на полных парах, взмывает над барханами, засыпая песком менее расторопных конкурентов. И глядит в зеркало дальнего вида, с каким упорством мотоциклист взбирается на песчаную гору, а автомобиль усиленно работает дворниками, чтобы экипаж разглядел дорогу.
Рассказ имеет полный привод — мощное содержание и исполнение. Да, в тексте есть грамматические огрехи и странное решение со сглаживанием дефекта речи (хотя, может быть, это к лучшему), но исполнено, на мой взгляд, всё равно мощно. Ну, а философия древа жизни — это та самая глубина, которая делает рассказ объёмным, осмысленным. Да с философией о том, что слова — это яд, я не согласен, но я принимаю эту точку зрения, и в контексте рассказа это всё выглядит монолитным. Да, автор на конкурсах изначально идёт на риск, когда пытается щедро насыпать философских идей или чрезмерной фантазии с изображением мира, — но здесь мне это нисколько не помешало. Я читал с интересом — мне действительно было интересно, куда очередной виток судьбы забросит Эшли. ГГ объёмный, в нём есть целый пласт его жизни, которая дополняется литературным альтер эго Робинзоном Крузо. И то, что автор через весь текст увязывает не только роман Дефо, но и протягивает факты из жизни героя, его детства, делает из сюжета действительно крепкий сплав. Да, где-то проседает динамика, да, где-то хотелось живинки, событий и чтобы автор дал читателю подышать текстом, вдохнуть морской воздух, прежде чем засыпать его барханами мыслеформ. Но, опять же, это индивидуальные требования, которые, особенно на конкурсах, вряд ли могут быть полностью удовлетворены.
Ринат Уфимцев «Замкнутый город»
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:14
Город-головоломка, город, замкнутый на себе. Город с непропорциональными, неустойчивыми зданиями из черного маслянистого материала. Неизвестно, кто строил их, и неизвестно для кого. Т.е. головоломка, которую, по идее, ГГ нужно будет решить. К слову, меня такая экспозиция вполне устроила. Не уверен, что мне так необходима была дополнительная информация, чтобы представить себе этот город и заинтересоваться начальной интригой. Другое дело, что каждая новая деталь о ГГ или городе вызывала цепь логичных несостыковок. Например, со старта показывают Марена как некоего героя-одиночку, который ищет окраину города, сражается с монстрами и «за неимением выбора, питался ими».
Хотя, оказывается, что ГГ на какой-то службе, т.е. наверняка получает довольствие и может питаться нормальной едой, а не рисковать, подставляя свой зад под жало щупача. Тем более у него есть какой-то ключ (очень важный), а от чего этот ключ его не просветили. И этот ключ — его сердце. Но тогда очень странно, зачем Мистраль ему помогала, тратила столько флакончиков с обезболивающим, носилась с ним (при этом Марен был изначально обузой), чтобы всё равно вырвать у него этот ключ.
На самом деле, чем дальше в лес, тем больше логических несостыковок вплоть до финала. Честно говоря, не хотелось бы в это углубляться. Поэтому остановлюсь на достоинствах.
Рассказ атмосферный, динамичный. Мне понравился авторский стиль. Некоторые эпизоды прям легли в настроение. Схватка с щупачом — сочно, ярко, динамично. Описываемы героем чувства боли, действие кислокорня и описание приёма препаратов — тоже хорош. В общем, мне есть, что отсюда почерпнуть.
Рассказ держал меня в напряжении, интриговал и я с удовольствием его прочитал. Но сюжетные несостыковки, нелогичность в поступках персонажей (откуда столько благородства и самопожертвования в столь жёстком мире — не совсем понятно) снимают львиную долю очарования.
Юлия Романова «Дороги сновидений»
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:13
Лёгкий акварельный рассказ, который оставляет послевкусие, словно посмотрел Миядзаки. Рассказ называется «Дороги сновидений» и лучше его воспринимать как сновидение, как просто полёт фантазии, потому что если начинаешь приземляться и анализировать его, то он издаёт такой же Крик, как земля в рассказе.
Повеселили последние реплики героев:
«Особенные сновидения. Есть места, в которых удается научиться этому проще, чем в других.
— Это место – одно из таких. Понимаешь? — Лев улыбался.
— Да, — соврал я.»
Ну, если ГГ не понял, что происходит в его мире, откуда это понять читателю?
Автор взялся за слишком амбициозный фантдоп — Крик, а вернее земля, по которой человек не может ходить или соприкасаться. Это такой фантдоп, в котором очень сложно сконструировать мир, да так, чтобы ни у кого вопросов не возникло, особенно у дотошных и матёрых, как выражается Esminets Marat, заклёпочников. Да ещё и наложить сверху историю, в этом сложноустроенном мире — это задачка со звездочкой. Интересно стало, как автор будет выворачиваться из этого капкана. Тут же в начале смотрю: ага, сосед спускался с огорода на крыше. А что, земля на этом огороде какая-то другая?
Впрочем, автор и не стал что-то городить, мол сеттинг додумывайте сами, а просто запилил историю про дирижабли и дорогу снов, квестами и игровыми локациями, хотя каким образом сны сочетаются с Криком — вообще не понятно.
Послевкусие лёгкое и хорошее, как после персикового ликёра, но цельной картины собрать не удалось.
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:11
Здесь есть довольно сильная, эмоциональная история и, несмотря на непростой сюжет, автор сумел сделать полноценную историю с жёстким финалом и достоверным поведением героя. Автор изначально поставил себя в довольно жёсткие рамки — камерный сюжет, в котором ГГ не может выйти из карцера. Так что для меня было интересно, что как автор будет из этого выбираться, какой флэшбек придумает и какую развязку. И, в целом, авторские решения мне понравились. Пожалуй, единственное, что для меня выбивалось — это замудрённое решение с созданием клона, которое выглядит несколько притянутым. Если космическое судно потерпело аварию — наверняка там должен быть предусмотрен морской принцип сигналов SOS. И вот если бы, в качестве предположения, на сигнал откликнулось некое судно и её представитель зашёл и вместо этого клона попал под раздачу сошедшего с ума ГГ, возможно, это было бы более подходящим, но тогда бы пришлось докручивать другие сюжетные гайки.
Меня удивило, что автор несколько небрежно и мимолётом прописал известие, что ГГ останется в камере навсегда. Хотя, в принципе, это сильнейший эмоциональный момент — ГГ узнаёт, что он проведёт остаток жизни не только в одиночестве, но и в замкнутом небольшом помещении. И тут бы, как в суде — приговор и хлёсткий удар молотком. А здесь как-то в проброс и, в целом, ГГ просто опешил. У меня только от прочтения мурашки по телу пошли ))
Н у, и флэшбек несколько затянут — половина кажется лишней. Оно так-то интересно, но Шайдуров, алкоголь на борту, ледник Стругацких — это в контексте положения ГГ никак не играет, а только увеличивает размер флэшбека и просаживает динамику. Вот там, где появляется Варя и далее — это хорош и играет на общий сюжет, объясняя постепенное умопомешательство ГГ.
В общем, касаемо сюжета, достоверности ГГ мне всё понравилось. Но исполнение, конечно, — это слабая сторона рассказа. Вот поэтому я не очень люблю читать несколько НФ рассказов подряд. Такое чувство, что сам жанр НФ даёт индульгенцию на использование сухого технического текста и канцелярита. Мол, техника, Искины, роботы не могут разговаривать по-человечески, а потому давайте насыпать побольше сухостоя.
Или сравнения, типа: «Её короткое платье цвета лосося»
В таких сравнениях на предмет переносится не только цвет, но другие признаки. Т.е. «платье фиалкового цвета» наделяет платье не только цветом, но и воздушностью, и даже запахом фиалки. А здесь вместе с цветом платья, меня ещё и упорно преследовал рыбный запах.
Рассказ понравился. Тот редкий случай, когда критерии сюжета и истории для меня оказались выше исполнения (обычно всё наоборот).
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:08
Рассказ в довольно мрачных декорациях, но при этом с хеппи-эндом, что для меня лишь в плюс. Даже если это ужасняк или беспросветная хтонь — важно оставлять лучик света. Написано атмосферно, художественно, качественно. Но про что?
Нет вводных, нет понимания мира, в котором герои живут. Есть какие-то дроны, но кто или что за ними стоит? Может, это война, или восстание машин, ИИ, сошедший с ума?
Но главное впечатление от рассказа — это то, что автор пытался манипулировать моими чувствами и эмоциями. И здесь полный набор играющих приёмов, включая маленьких деток, котиков-собачек, раннее взросление и т.д. И после того, как я увидел, что автор ещё и обозначил локацию — лишь подтвердило мои подозрения.
Впрочем, автора понимаю, но это можно было обыграть не настолько в лоб, добавить элементов постапа, расширить историю за рамками этих укрывающихся. А так, выглядит это всё как неприукрашенный реализм.
Если абстрагироваться от всего, то это весьма крепкий рассказ.
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:07
Читается легко и быстро, не смотря на размер.
Казалось бы, в рассказе динамики не много, но ощущение, что сюжет несётся, как гиперлуп в мечтах Илона Маска. И динамику задают диалоги: короткие, отрывистые, часто с односоставными предложениями или вовсе с одними междометиями. Это всё делает сильную динамику — попробуй успеть. И это прям, хорошо. Если бы ещё реплики подкрутить — часто они пустые, абы наполнить диалог. Они совсем не запоминающиеся. Возможно, так и задумывалось, но от этого не лучше.
История, в целом, занятная, фрагменты с трипом одного из братьев интересны, но действия персонажей показаны наивно. Да, стилистика рассказа подразумевает несерьёзность, но для масштаба поглощения бизнес-структур это уж слишком наивно.
В контексте рассказа и внедрения наркотиков сразу вспоминается Дик и его «Три стигмата Палмера Элдрича». Но, там, конечно, совсем другой замысел и совсем другой уровень.
В целом, хороший, лёгкий рассказ с отличной динамикой, но из памяти быстро вылетает. Как косячок — задурманил, фантазий нагнал, а потом поди вспомни, что там в том угаре понапридумывал...
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:05
Кавалергарды, век недолог, и потому так сладок он. Поет труба, откинут полог, и где-то слышен сабель звон.
Впрочем, здесь не о кавалергардах, а о Первой конной армии, которая громит врагов Революции и в хвост, и в гриву. Собственно, и сюжет разудалый, гонит вскачь, гремит, лязгает саблями, ревёт медным горном. И всё это описано смачно, ярко, атмосферно. В общем, меня сюжет схватил и не отпускал до самого конца. А эта таинственная конница — действительно очень атмосферный образ. Вообще, литературный образ, где есть некий элитный обособленный отряд — он всегда играет, потому что нём есть тайна, есть скрытая героическая мощь и мифологическая потенция, т.е. за его образованием уже скрывается целая история, которая читателю неизвестна, но так интригует. И неважно за дело правое ли они или за дело левое — вспомнить, хотя бы, какими атмосферными были назгулы у Толкина.
При всём при этом меня удивляли иногда совсем небрежные фразы («Коля мешком сполз») или криповые диалоги. Во-первых, диалоги как-то уж нарочито идеологически шаблонны, как в топорных раннесоветских агитках. Вспомнить хотя бы пламенные речи Мельчука про «белогвардейскую гидру, святое пламя революции» — сюда бы ещё папановское «раздавить этот змеючник и выдавить кусючее жало» из «Служили два товарища». Это делало сам рассказ нарочито искусственным, неживым и трафаретным. Хотя, может, это было сделано умышленно с какой-то целью.
Иногда, специально или нет, но выглядели реплики топорно и смешно.
"– Поросенка зарубил. Представляешь, Андрей?
– Больше никого?
– Здесь? – Коля огляделся по сторонам. – Нет, здесь никого. Тебя капитан искал, он на площади.»
Что имелось в виду под «Больше никого?» — больше никого не зарубил или больше никого здесь нет? И ответ «Нет, здесь никого» — нет, в смысле здесь никого не зарубил, а вот около соседней избушки двоих положил, или же — нет, здесь никого больше нет?
Ну, или:
«Капитан задумчиво посмотрел на Колю и двинул ртом так, что борода покосилась вправо, как стрелка часов.»
Но всё это, на самом деле, где-то цепляет шероховатостью, если только останавливаться на этих моментах, вчитываться, вдумываться. А так, стиль бойкий, и мимо этих эпизодов можно легко пролетать без рисков упустить что-то важное. Рассказ-то берёт совсем другим. Этим и хорош.
Рассказ понравился.
фантЛабораторная работа «Культовое сооружение»
maxxx8721, 22 января 2024 г. 00:01
Такое чувство, что автор спешно заканчивал рассказ, чтобы успеть к дедлайну. Рассказ получился разбалансированным: начало размеренное, много описаний, чтобы ввести читателя в сеттинг, середина чуть более быстрая, но с провисанием, а вот концовка прям палит из пушки — успевай уворачиваться. Поэтому и концовка неожиданная, но воспринимается несколько сумбурно, с резким переходом. Твист засчитан, но удар получился наполовину меньше, чем мог быть.
Судя по описаниям в начале, но с интригой (всё-таки ГГ — авантюрист), мне было интересно, на что автор сделает ставку — изучение биологического мира с его разнообразием или же на приключенческую часть. И если первая часть была нудновата, то вторая динамическая. Герой зашёл в Храм и ещё страницы две топчется на месте, разговаривая со Змеем. Всё, вкупе со вступительной частью, — это половина всего рассказа и это неоправданно затянуто.
Определённо интересный рассказ, который долго раскачивается, но выстреливает в конце. Читать было интересно, необычный мир, играющая интрига с макгаффином, который нужно достать и остаться при этом в живых. Но ряд недостатков висит пудовыми гирями, не давая раскрыться сюжету ярко и захватывающе. Хотелось бы сюжет позакрученнее, с неожиданными твистами по ходу произведения, яркими квестами — это ж ведь adventure.
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:59
Исполнение классное. Коротко, но ёмко. Длинно, но читается легко. Хороший ритм. Вообще, редко встречаешь, когда в тексте есть ритм. Разве что, не хватало слов с буквосочетаниями «хр», «шр», «гр» чтобы передавать ходьбу по сугробам. Образы работают. Саспенс накручивается с полуоборота. Я мог бы это продолжать и продолжать, но просто приведу пример, который мне понравился. Это просто отличный переход с флэшбека в реальность:
«За рулём сидел пьяный мужик, он тоже возвращался из бара. Какая ирония! Виктор тогда познал, что такое настоящее горе. Он провалился в него, будто в бездонный колодец, заполненный холодной водой…
Холод. Он понял, что лежит в снегу и засыпает, будто на самом деле погружаясь в колодец. Это было страшно и приятно одновременно.»
Если уж высказался по тексту, то перейду к сюжету. Можно было бы сказать, что и сюжет отличный. Но с таких текстов и спрос другой. Малым довольствоваться не с руки. Те же самые флэшбеки с женой. С одной стороны эта хтонь утраченной жизни настраивает читателя на более глубоком уровне, что будет хоррор. Т.е. вводит в транс, чтобы бахнуть динамичными сценами в избушке. С другой стороны это конкретно просаживает динамику. Но, в принципе, играет нормально. А вот история Виты, а именно эпизод противостояния с колдуном, — вообще странный. Пошёл не пойми куда, не пойми зачем, ничего не добился, вернулся — и всё. Ну, не получилось и ладно. Спросил себя — и что это было, рекламная пауза между частями фильма?
В концовке думал, что Виктор приехал, чтобы, наконец, спалить эту хату к хренам. Что ему терять собственно? Рассчитывать, что злющая ведьма вдруг ни с того ни с сего подобреет и сжалится? Откуда добро это возьмётся, когда у неё полная горница неизвестно каких трупаков и ещё всякие твари по кухне шоркаются? Да и сама она вряд ли жива — только внешняя оболочка держится на ненависти. А тут случайно пролетала и увидела молитвы Виктора. Тоже несколько наивно и ей ли об этом говорить? Поэтому концовка с Эффектом Бабочки, когда можно переиграть эпизод в прошлом, чтобы получить другое настоящее, вышла несколько попсовой. Она как-то не вытекала из общего настроя рассказа. Но, безусловно, и это имеет место быть. И я только за, что финал вышел благополучным.
Фёдор Фёдоров «…Их яд проник уже в меня…»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:57
Показалось, что рассказ несколько разболтанный и недокрученный. И могло бы получиться остро, напряжённо. Рассказ условно состоит из двух линий — реальности и сна в сюжете гипнокниги. И вот сон-то показан сочнее, ярче, интереснее и динамичнее. Я прям погрузился в этот мир Хэвелара, там есть классная интрига с дилеммой продвижение по службе, так необходимая для лечения сына, или спасти женщину, которая ему помогла. И когда дошло до самого напряжения... бац, Руслан Уверов проснулся. И началась тягомотина реальности. Нет, возврат в гипнороман был, но он тоже сбавил динамику.
Например, такая ситуация: кульминационный момент, где Хэвелар должен объявить о своём выборе. ГГ в напряжении, зрители в напряжении, читатель в напряжении. Судья задаёт прямой вопрос «Скажи чётко и внятно. Подсудимая виновна?» И тут: «– Ваша честь! – Хэвелар впервые оторвался от судейского медальона и посмотрел в суровое лицо судьи.
– Досточтимые риторы!
Хэвелар поклонился собратьям по университету.
– Уважаемые жители нашего города!»
Это формальные ненужности, которые тормозят сюжет. Может ещё с каждым обменяться рукопожатиями?
И это, на мой взгляд, основная проблема рассказа — многие ненужности и формальности тормозят сюжет, делая занудным. Особенно под конец.
Но если брать сюжетную интригу с непростой дилеммой выбора и задумкой, что Руслан стал заложником гипносна — это мне понравилось, это зацепило.
В целом, крепкий рассказ, но нудновато исполнен.
Максим Камардин «Чёрное Солнце для юного Кина»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:54
Атмосферная история в жанре героического фэнтези. Хотя замес в концовке вполне мог бы лечь на эпическое полотно. Здесь есть история, есть интрига, динамика, развитие персонажа и даже финальная битва. В общем, есть все компоненты для отличного рассказа. Что ещё понравилось, так это то, что автор не завалил читателя кучей слов и обозначений нового мира, а сделал это довольно элегантно. Т.е. есть Долина Крыльев. Почему именно крыльев становится понятным не после объясняловки автора, а по тому, что ГГ имеет крылья и летает. Из этого контекста становятся понятными обозначения Старые Крылья, Молодые Крылья и т.д. Сеттинг новый, атмосферный, но при этом доступный для понимания.
В рассказе немало событий, но вопрос в том, что переходы слишком резкие. Например, Кин прилетел к старику, рассказал видение — опа, и «Ты теперь Кин-Предсказатель», полетели расскажешь всем. Только прилетели на собрание Крыльев, Кин начинает рассказывать видение о Черном Солнце, как тут же пророчество сбывается, появляются монстры и пошло месиво. Рассказ насыщен этими переходами, поэтому складывается ощущение некоего сумбура. Возможно, стоило бы начать рассказ не с долгой экспозиции, а с уже самого видения из книги. Или же начало сделать компактным, выбросить самоповторы, эти реплики разговоров сам с собой.
Например, размышления Кина про жену и где бы её найти. В целом, исход из всего текста, — это вообще лишнее, потому что с появлением видения у Кина совсем другие проблемы, другого характера и ему явно там не до жены и прочих бытовых моментов. Тут мир спасать надо, да и статус Предсказателя, скорее всего, предполагает аскетизм. Кстати, вопрос к старому Варрни. Вернее, к нему вопросы были бы однозначно. По поводу того, что какой-то малец увидел в книге видение, а Старейшина — нет. Стало быть, Варрни этот самозванец и липовый Провидец. Думаю, Варрни поступил бы более хитро и видел бы в Кине как минимум своего конкурента, а потому использовал бы простоватость и неопытность Кина в своих интересах.
Начальную экспозицию, описания природы желательно было почистить, убрать шелуху. Потому что было чувство, что читал одно и тоже.
История интересная, атмосферная, но сумбурная. Её желательно доработать: где-то почистить, а где-то расширить. Финальную битву хотелось бы эпичнее и более развёрнутую.
Татьяна Кунигель «Пьеса для левой руки»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:50
Образный текст. Здесь автор со старта гремит литаврами пафоса и барабанами мятежной души:
«Смирницкий узнал это накатывающее состояние, когда страдание, будто желая пощеголять ковбойскими навыками, набрасывало тугую петлю тоски ему на шею и постепенно затягивало, доводило тело и душу до содрогания, до слез, до сдавленного стона.»
И дальше автор ещё больше накручивает переживаний ГГ, создавая целую симфонию из чувств и переживаний. Но, опять же, отдельно есть интересные метафоры, но в целом текст и образы в нём не играют, потому что в нём нет предыстории. Она, вероятнее всего, есть в голове у автора, поэтому он вместе со своим ГГ тоже на эмоциональном надрыве, но для читателя история Смирницкого — тайна, окутанная туманом. Вернее, здесь есть Он (Смирницкий), но нет Её.
Всё, что я о ней знаю, — тоже со слов Смирницкого, а это не даёт сформировать своё собственное впечатление. Здесь, ИМХО, отлично подошло бы постепенное раскрытие персонажа, когда Смирницкий нанизывал на нотный стан мелодию её любимых вещей. И вот если бы с каждой вещью автор давал какую-то историю, вот тут было бы попадание. Например, её кольцо — флэшбек, воспоминание, связанное с ней (первое знакомство/свадьба/предложение выйти замуж/спонтанное и безумное желание подарить ей это кольцо) — возврат назад и вот уже новая мелодия. И эта мелодия становится более понятной читателю. Любимые книги, её коллекция кристаллов — опять флэшбек, тоже случай из жизни, где условный «Моби Дик» напомнил бы Смирницкому какой-то смешной/загадочный/странный эпизод из жизни, связанный с ней — возврат, новое звучание мелодии. И так, потихоньку, образ Её из прошлого наложился бы и звучал бы в унисон с мелодией, которую Смирницкий играет прямо сейчас.
Жаль, но этого нет. Есть просто попытка создать атмосферные визуализированные переживания и убедить в них читателя. Но сделано это без привязки к чему-то или кому-то. Это может сыграть в кино, где можно убедить даже за счёт качественного саундтрека, но в тексте это так не работает.
Александр Бузакин «Первый выстрел»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:49
Отличный стиль — вкусный, яркий, образный, выпуклый. Например, «Торва с Тильмой забрались в салон. В нём пахло вишнёвым табаком и было тепло. Кожаные сидения блестели, болталась даже маленькая люстра, давая приглушённый свет.»
Словом «Бац, бац и в точку». Здесь есть серьёзный подход буквально к каждому предмету, чтобы не использовать его абы как, без образа. И ради стиля я готов прочитать рассказ ещё раз.
Когда возникли непонятки по сюжету с этими выстрелами, эфиром, я подумал: «Ну, автор сейчас раскроет суть не в лоб, а через сюжет или диалоги, как это всё работает в этом интересном, красочном мире». Но намёков и объяснений не последовало, и эти вопросы просто повисли дамокловым мечом: читаешь с интересом, получаешь удовольствие от текста, но ничего в нём не понимаешь. И, что самое печальное, я так и не понял даже после прочтения. И как для конкурсного рассказа этот момент может стать решающим. То, что рассказ пройдёт во второй круг, я не сомневаюсь, но вот дальше будут серьёзные придирки.
Рассказ меня порадовал, доставил удовольствие. Мой респект автору.
Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:47
Здесь есть необычный сеттинг, проработка мира и главное — история, которая в этом мире разворачивается. В целом, все элементы на месте. Есть нужные рычаги, которые заставляют читателя проникнуться, узнать в этом чужом сеттинге что-то своё — это литература, книги, которые мы читали в детстве, и поиск смысла любви. Ну, и концовка в виде узнаваемой цитаты здесь в тему.
Рассказы в новом, необычном сеттинге имеют свою дилемму. С одной стороны нужно сеттинг раскрывать — почему то, откуда взялись те, почему устройство общества такое, иначе конкурсный читатель будет под это копать и недовольно ворчать, дескать ему не объяснили, почему бордюры в рассказе жёлтого цвета, а светофоры имеют только два цвета — синий и бежевый. С другой стороны попытка объяснить по максимуму устройство мира — это большой риск скатиться в объясняловку в ущерб динамике. Здесь не обошлось без этого, и автор выдал серьёзный тоннаж предыстории мира, недокомпенсировав это маловразумительным экшном с уничтожением главной непорочной девой.
Мне совершенно не зашёл стартовый отрезок с навязчивым физиологическим юмором и обсценной лексикой. Понятно, что того требовал сюжет, согласно которому ГГ через чтение книг преображается, как тот Мартин Иден. Но, ИМХО, вышло кривовато. Казалось бы, и сюжетные ходы через становление героя по книгам, как он добивается правды, а затем противостоит целой системе — это то, что много раз пересказывалось, но в других сеттингах. Однако в комплексе эта история работает. По прочтению есть ощущение целостного произведения. Для меня история заметно выравнивается во второй половине и, в конце концов, оставляет приятное послевкусие. Особенно доставило то, что дети ГГ были рождены без любви, что не дало рассказу уйти в ненужные розовые сопли.
В целом, довольно крепкий рассказ с цельной историей.
Василий Егоров «Невесты с изъяном. Дорого!»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:45
Сумбурный рассказ, которой лучше всего характеризует один абзац: «Суета. Бессмысленные фразы. Резкий запах испражнений. Маша потерялась в происходящем. Голова шла кругом. То ли фильм ужасов, то ли трагикомичный фарс.»
На мой взгляд здесь эклектика жанров — хоррор, комедия, социальная драма, апокалипсис — и это не идёт на пользу рассказу. Но в целом вышел набор разнородных эпизодов и сверху ещё Сущности, решающие о том, когда наступит конец света. Хотелось бы ГГ Машу поэнергичнее, а здесь она аморфная и за неё всё додумывают и доделывают другие персонажи. Немного не понял с этим моментом про женитьбу, чтобы уберечь сыновей от ада. Да и персонажей слишком много, куда, например, подевались Болт, Хосе и Лупоглазый? Учитывая специфику рассказа может быть за козу-то стоило бы их красочно и эффектно аннигилировать?
При этом рассказ динамичный, резвый, кинематографичный. Хотелось бы большей структурности и без жанровых качелей. Не без потенциала, но докрутить бы. Задумка ведь с книгой, которую разносят по домам странные и мутные персонажи, которая завладевает умами жителей — это занятная задумка, которую можно развивать.
Сергей Викторович Васильев «Купите книгу!»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:44
Забавный сюжет, в котором робот-продавец упорно настаивает, чтобы Дима купил книгу. Дима находит всё новые отговорки, а робот с лёгкостью разбивает каждую отговорку своей железной логикой и всезнанием. Собственно, весь рассказ и состоит из этого диалога. А больше ничего нет. Да и диалог, честно говоря, не тарантиновский. Но это можно рассматривать как завязку
Хотелось бы, чтобы автор пошёл дальше и развил сюжет, пусть даже робот будет преследовать Диму, как в одной из серий «Ну, погоди». Например, как бы развивались события, если бы Дима купил книгу, а робот начал бы приставать с новым товаром. Или что произошло бы, если просто у робота произошёл сбой и он начал в агрессивной форме требовать покупки книги и даже угрожать — ведь он способен узнать даже домашний адрес Димы. И т.д.
В общем, больше сюжетов весёлых и разных. Пока что здесь есть только завязка. Но, как минимум, исполнена она неплохо.
фантЛабораторная работа «Капитан, никогда ты не будешь майором»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:43
Казалось бы, сюжет прост в задумке. Но как подано и как исполнено — чётенько, по делу, с интригой, атмосферой и, наконец, годными диалогами. Чем больше мне нравится стиль и устраивает сюжет, тем меньше мне хочется придираться к рассказу. Тем более на данном этапе.
Впрочем, есть вопросы к сюжету. Например, в плане мотивации: если смысл убийств в продлении жизни, то зачем было красть цепочки, кольца и т.д. Да и отсекать забулдыг и наркотов было бы проще и вернее, чем нападать на женщин. И далее по списку.
Детективы нонче на конкурсах редкость, так что плюсую по умолчанию.
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:41
Написано весьма крепко. С одной стороны довольно просто, но с другой стороны в этой простоте нет лишних деталей. Казалось бы, просто и со вкусом. Но здесь настолько нет лишних деталей, что хотелось бы сюда что-то добавить. Это как съёмная квартира перед сдачей, где есть необходимая мебель, свежий ремонт, но нет главного — человеческого присутствия.
Например, описание первой условной части, где герой описывает, за что ЕЁ любит. Там все описания банальны (точёная фигурка, неотразимая улыбка, само совершенство), поэтому чувствуется искусственность, словно вместо живого человека подсовывают обложку глянцевого журнала. Впрочем, когда Лита перестаёт нравиться герою, то вот как раз здесь автор уходит от клише и даёт действительно образное, а не искусственное описание: «Жёсткие волоски по одиночке пробиваются в самых неподходящих местах и настырно попадаются мне на глаза при каждом случайном взгляде.»
Не совсем понял, зачем автор изначально задал такой медленный, тягучий темпоритм на уровне снотворного. ГГ бродит вдоль скучного озера, и далее весь текст написан в стиле брожения по скучному озеру. Сплошные перечисления. Даже когда что-то происходило — это всё то же прописывалось как перечисление. Натуральная бытовуха. Он любил, они поругались, теперь он не любит.
Например, поругались — всё в той же перечислительно-описательной манере. А где столкновение? Это ж столкновение мужского и женского? Где та линия, шаг за которую — нелюбовь, неприязнь и даже ненависть? Возможно, стоило бы подать через диалоги, через резкие действия — пощёчина, битая посуда, оскорбления и т.д., а здесь:
«В прежние дни мы смеёмся над такими вещами. А теперь некрасиво кричим, кидаемся взаимными обвинениями и требуем немедленных извинений. Искин пытается нас образумить, но мы в едином порыве отключаем его от питания…»
Словно конфликт описывает Виталий Бианки.
Рассказ мне понравился качеством текста. Крепкая работа. Но вот наполнение оставило равнодушным, потому что не дожато по эмоциям.
фантЛабораторная работа «Тридцать три минуты»
maxxx8721, 21 января 2024 г. 23:37
Развесёлая, абсурдная вещица. Я не очень люблю подобный жанр, но этот рассказ меня зацепил лёгким, бодрым стилем и эти широко распространённые фразы «уж полдень близится, а Германа всё нет», «не тайная ложа, а явная лажа» и т.д., казалось бы, избитые фразы, а здесь они ложатся в такую повседневную непосредственность, добавляют рассказу правдивости на фоне непоняток со старта с этим жёлудем. Поэтому на фоне этой повседневности разворачивающийся юридический абсурд выглядит контрастно, чётко, поэтому интересует, завлекает и интригует — а что будет дальше?
Правда, автор достал откуда-то увесистый юридический словарь и шибанул мне по затылку предложениями, типа: «Он знал наверняка, что штраф обойдётся ему на порядок дешевле, нежели заведомо провальная попытка приблизиться к исполнению того, что неосуществимо априори, и существует в виде нормы, об истинном предназначении которой догадки озвучивать бессмысленно.»
Там весь абзац написан забористо и нетипично для этого рассказа, словно автор отошёл на минутку, а из тёмного уголка вылезла канцелярская крыса и подпортила, сколько смогла.
Задумка со сроком за минуты опоздания — это интересно, как и замысел отбывания наказания в другом измерении. Честно говоря, думал, что абсурд будет продолжен, что срок тридцать три минуты будет разрастаться за дополнительные нарушения (тем более намёк был), и закончится это апогеем абсурдности — пожизненным сроком или смертной казнью, а весёлый нарратив в начале сменится на более мрачный и циничный. Но в итоге, автор пошёл в другом направлении и увлёкся второстепенными персонажами. Ситуация с просветлённым Лотосом по-своему интересна, но она не то что не играет, а может даже ввести в недоумение, потому что нет подводки. Возможно, стоило бы линию Лотоса как-то проработать, чтобы конечное просветление выстрелило (даже не знаю как). Возможно, сыграло бы, если каждый герой из этого заключения вынес пользу — Лотос просветление, Сизиф таки что-то вырастил, Тремпель тоже что-то надумал. И получился бы перевёртыш, где заключение пошло бы на пользу, на качественные изменения сознания.
А так, концовка где-то разочаровала. Но в целом, рассказ мне понравился.