Премьерные показы мультимедийного проекта Solaris пройдут 4 и 5 ноября 2021 года в Музее Москвы в рамках акции "Ночь искусств".
"Четвертого и пятого ноября в пространстве второго корпуса Музея Москвы при поддержке департамента культуры Москвы в рамках "Ночи искусств" пройдут премьерные показы мультимедийного проекта Solaris режиссера Дмитрия Мелкина и художника Павла Пепперштейна".
Solaris — театрально-выставочный проект, который с ноября 2021 года и до осени 2023 года превратит пространство второго корпуса Музея Москвы в место, где одновременно развернется спектакль режиссера Дмитрия Мелкина и выставка арт-группы ППСС (художников Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски), которая пройдет в том числе и в дополненной реальности, разработанной группировкой ImmerseLab.
"Действие будет проходить в Музее Москвы каждый месяц, на несколько дней полностью меняя пространство Провиантских складов. Зрители смогут сами выбирать, какое измерение проекта посетить: приобрести билет можно будет либо только на выставку, либо и на спектакль и на выставку. Проект Solaris станет частью репертуара Театра "Практика", летом 2021 года переехавшего в Музей Москвы".
Кинокомпания «Амедиа Продакшн» выступает партнером мультимедийного проекта SOLARIS режиссера Дмитрия Мелкина и художника Павла Пепперштейна.
Леонард Блаватник, продюсер, меценат:
«Нам интересно поддерживать новые формы искусства, которые объединяют в себе кино, литературу, театр и современные технологии. Спектакль и выставка SOLARIS — это возможность переосмыслить культовые произведения и представить их зрителю в инновационном формате».
«Солярис», фантастический роман польского писателя Станислава Лема, описывающий взаимоотношения людей будущего c разумным океаном другой планеты, произвел фурор в СССР и во всем мире. По знаменитому произведению был снят одноименный фильм Андрея Тарковского, получивший Гран-при Каннского фестиваля 1972 года.
В год 100-летнего юбилея Лема SOLARIS возвращается в уникальном мультимедийном формате, соединяющем театр, современное искусство и дополненную реальность.
Цель проекта — обрисовать проблематику ближайшего будущего, стремительно становящегося настоящим: искусственный интеллект, связанные с ним фобии, страх другого и вытекающие из всего этого вопросы этического характера. Что реально? Что симуляция? Чувствуем ли мы грань между ними? Что мы будем понимать под реальностью завтра?
О спектакле
SOLARIS — это спектакль, погружающий в виртуальную вселенную. В этой вселенной неизбежная встреча с самим собой становится для человека космической одиссеей. Театральную адаптацию фильма «Солярис» Дмитрий Мелкин разработал совместно с драматургом Екатериной Бондаренко. В команду проекта также вошли номинант «Золотой маски», художник Александр Барменков, хореограф Александр Андрияшкин, саунд-дизайнер Дмитрий Павлюков и группа Race To Space. Режиссер спектакля Дмитрий Мелкин — лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». Он активно работает как в России, так и в сотрудничестве с театральными лабораториями и компаниями во Франции, Нидерландах и Чехии.
Дмитрий Мелкин:
«Тарковский, и «Солярис» в особенности — материал из далекого детства. Вспоминается черно-белая картинка на дачном телеке. Один из центральных мифов XX века — порождающий сущности океан — в XXI веке представляется метафорой цифровой эпохи. «Солярис» по своей конструкции — мелодрама в космосе: в центре — драма фантома, а малодушие и слабость человека следствие героики, которая разрабатывалась с архаических времен. И если античный герой выбирал судьбу-погибель, оставаясь героем в веках, то сегодняшний герой это успешный эго-проект, запускающий очередной стартап. Наш SOLARIS – возможность посмотреть на героя в другой перспективе, поменять точку зрения».
О выставке
Павел Пепперштейн — классик современного российского искусства — совместно с Соней Стереостырски и группировкой Immerse Lab исследует подсознание города как мыслящего организма. В рамках проекта состоится первая выставка новой арт-группы ППСC (Павел Пепперштейн, Соня Стереостырски) «Музей подсознания Москвы», которая станет отдельным измерением проекта.
Десять масштабных работ художников будут выполнены в жанре фиджитал (phygital) — каждый холст на выставке открывает портал в дополненную реальность, где сны и галлюцинации города обретают форму и плоть. Войти в дополненную реальность посетители выставки смогут с помощью специально разработанного группировкой Immerse Lab приложения Solaris app, доступного на всех платформах.
Павел Пепперштейн:
«Мыслящий океан планеты Солярис заглядывает в самую глубину подсознания своего гостя, достаёт оттуда самое пугающее и желанное — и делает реальным. Выставка SOLARIS — это погружение в это бессознательное города, в сны и галлюцинации урбанического организма, в «Музей подсознания Москвы».
Проводником в мир переосмысления «Соляриса» станет виртуальный голосовой помощник Алиса от Яндекса. Оказавшись внутри специальных конструкций, воздействующих на человека посредством звука и света, посетители смогут получить уникальный чувственный опыт и услышать совершенно новые тексты, написанные нейросетью YaLM, которая используется в диалогах Алисы. Тексты создавались на основе отрывков из романа Станислава Лема, сценария к фильму «Солярис» Андрея Тарковского, рефлексии художника Павла Пепперштейна и адаптивного текста пьесы, которую увидят зрители спектакля. К отрывкам можно будет вернуться и после посещения выставки, попросив «Алису» на своем устройстве включить «Метасолярис».
Партнеры проекта:
Департамент культуры г. Москвы, Музей Москвы, Театр «Практика», «Амедиа Продакшн», «Blavatnik Family Foundation», Польский культурный центр, компания Human Films, голосовой помощник Алиса, Яндекс
Спектакль Solaris.
В этой вселенной неизбежная встреча с самим собой становится для человека космической одиссеей.
Режиссёр спектакля Дмитрий Мелкин, синтезируя театр и современные медиа, создает поле новой цифровой чувственности. Здесь есть наши желания и намерения, сенсорная эйфория, бесконечный поток образов, триггеры, движение вперёд и замедление. Человек будто застыл перед бездной, на пороге очередной технологической революции.
Выставка «Музей подсознания Москвы».
Павел Пепперштейн — классик современного российского искусства — совместно с Соней Стереостырски и группировкой Immerse Lab исследует подсознание города как мыслящего организма. Работы выполнены в жанре phygital — каждый холст на выставке открывает портал в дополненной реальности, где сны и галлюцинации города обретают форму и плоть.
Создатели проекта:
Режиссёр Дмитрий Мелкин
Драматург Екатерина Бондаренко
Художники Александр Барменков, Curiosity Media Lab, Ян Калнберзин, Евгений Афонин
Саунд-дизайнер Дмитрий Павлюков
Музыка группа Race to Space
Художник по свету Антон Астахов
Продюсер Пётр Бузник-Напольский
Исполнительный продюсер Ксения Семенкевич
В ролях:
Мириам Сехон
Владимир Мишуков
Игорь Миркурбанов
Александра Черкасова-Служитель
Сергей Епишев
Кристина Соболева
------------------------
Авторы Павел Пепперштейн, Соня Стереостырски, Immerse Lab
Пройдут века, невиданных высот науки и техники достигнут свободные люди коммунистического общества, безгранично вырастет их могущество и власть над природой, простыми покажутся им величайшие достижения нашего времени. Но когда человек впервые шагнул в космос, не забудется никогда, так же, как и имя этого человека, — Юрий Гагарин!
Великий подвиг советской науки бессмертен!
Дней, подобных 12 апреля, не столь уж иного в истории. За последние сто лет, как никогда раньше насыщенных историческими событиями и выдающимися открытиями разума, таких дней я насчитываю всего четыре.
Здесь следует оговориться. Я пишу не обзорную статью, посвященную замечательной победе славного коллектива наших ученых, инженеров и рабочих. Моя цель другая. Я хочу поделиться с читателями своими мыслями, возникшими 12 апреля, мыслями писателя-фантаста.
И только.
Выбор знаменательных дней продиктован именно таким, специальным подходом к теме. Можно было бы назвать много других, имевших не менее важное значение. И даже большее.
Мы знаем день, вообще несоизмеримый с 12 апреля, день, когда началась новая эра не космических полётах, а во всей истории человечества.
Это день 25 октября 1917 года!
Но такие дни выходят из намеченных мною рамок статьи.
Итак, четыре!
Какие же это дни, что в них произошло?
Эти дни разные. Разные по величине по значению, по вызванным последствиям.
Но все имеют одну общую (для писателя-фантаста) черту.
День первый. Роберт Пири ступил ногой на недоступную до того точку Северного полюса.
День второй. Инженер Можайский впервые в мире поднялся в воздух на аэроплане.
День третий. Александр Попов впервые осуществил телеграфную связь без проводов.
День четвертый. В СССР запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли.
В чем смысл этих дней?
Первый знаменовал собой победу человека над землей. Второй — такую же победу над воздухом. Третий дал победу над расстоянием. Четвертый — над, казалось бы, непобедимой силой земного притяжения.
И каждый из этих дней стал вехой на пути научно-фантастической мысли.
Можно назвать и другие вехи, например открытие искусственной радиоактивности, но названные мною кажутся мне наиболее важными.
До Роберта Пири роман Жюля Верна«Путешествия и приключения капитана Гаттераса» был научной фантастикой. Описывать Северный полюс можно было как угодно. После экспедиции Пири для фантазии не осталось места. Вступила в свои права действительность.
То же самое произошло и после трех других дней. И в этом общая для них черта.
И вот настал пятый, день.
12 апреля 1961 года.
Человек проник в космос!
Все, что произойдет потом, все победы над межпланетным пространством, ожидающие человека, — все это будет лишь дальнейшим развитием начатого простым советским человеком — Юрием Алексеевичем Гагариным. Так же, как все выдающиеся победы авиации были закономерным развитием первой победы над воздухом, одержанной Можайским. Так же, как все разнообразие средств радио, локации, и вплоть до радиоастрономии, явилось следствием открытия Попова. Так же, как все искусственные спутники Земли, космические ракеты и межпланетные станции явились и явятся потомками того, первого, небольшого шара с четырьмя штырями антенн, который навеки вошел в сознание как символ величайшей победы.
Для пас, писателей фантастов, полет корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту имел особое значение.
Мы восхищаемся этим полетом, так же как восхищается им весь мир. Но мы, кроме того, сознаем, что после этого полета многие привычные темы, темы покорения космоса, должны подвергнуться переоценке.
Например, тема первого космического полета. Любимая тема многих фантастов. Ее больше нет, первый полет совершен!
Совершенно так же пятьдесят два года тому назад мы потеряли тему Северного полюса. Правда, тогда остался Южный полюс, но и он «ускользнул» всего через два года.
Нас это не печалит. Наоборот, когда мечты сбываются — это прекрасно!
Человек еще не побывал на Луне, Марсе и Венере. Можем ли мы рассматривать эти небесные тела как место действия фантастической книги? По-моему, нет, не можем.
Создатели корабля «Восток» и Юрий Гагарин перечеркнули в научной фантастике темы освоения человеком Луны и ближайших планет. Из рук писателей эти темы перешли в ведение ученых и инженеров.
Потому что это задача ближайшего будущего.
Фантазировать о том, что будет через два или три года, — дело неблагодарное. Может случиться, что к моменту выхода книги всё, что в ней написано, устареет, будет опровергнуто жизнью.
Я убежден, что книг на подобные темы больше не появится. Их заменят газетные отчеты об очередных победах советских космонавтов.
И хотя я сам люблю писать о полетах в космос, это меня радует. Ведь тема Большого космоса осталась в наших руках.
А эта тема поистине безгранична, как и сам космос.
Хорошо было мечтать о первом полете, о том, что увидит человек, удаляясь от Земли. Теперь это уже известно. Не надо гадать о состоянии невесомости, о виде звездного неба за пределами земной атмосферы, о том, как выглядит Земля с космической высоты.
Обо всем этом рассказал Гагарин.
Фантазию заменило свидетельство очевидца — первого космонавта.
Но ведь именно в этом и заключается задача писателей-фантастов: в художественной форме предвидеть будущее, давать картину того, что придет. А если оно приходит раньше, чем можно было ожидать, тем лучше!
Хочу отметить, что в большинстве случаев писатели-фантасты правильно представляли себе картину пребывания человека в космосе.
Скажу о себе.
Тема космического полета вдохновила меня на создание пяти книг. И сколько раз приходилось слышать скептические замечания, сколько раз звучала фраза: «А может быть, все это не так».
Сомневались во всем. И в том, что человек будет легко переносить состояние невесомости, и в том, что небо за пределами атмосферы совсем черное, и в том, что Солнце там сияет ярче, чем на Земле.
Но упрямая фантазия говорила именно об этом.
И вот теперь отпали сомнения.
Юрий Гагарин сказал: «Состояние невесомости никак не отражается на работоспособности и самочувствии человека». Он ел и пил, ничего не веся, делал записи, разговаривал с Землей и следил за приборами совершенно так же, как и в «тяжелом» состоянии. Ему это даже понравилось.
«Небо в космосе черное, и на нем очень ярко сверкают звезды».
«Солнце сияет в десятки раз ярче, чем на Земле».
Это слова человека, который испытал и видел в действительности.
Не скрою, я с величайшим удовольствием читал эти слова. Они доставили мне большую творческую радость.
Скоро мы узнаем и другое: как выглядят в непосредственной близости Марс и Венера. Узнаем, что делается на самой их поверхности.
И тогда, конечно, действительность разойдется с фантазией.
Но, может быть, не во всем. Может быть, кое-что окажется и тогда верным.
Я верю в могущество фантазии. Я верю, что человек силой своего воображения может сорвать покров тайны с того, что пока еще неведомо. И если не во всем, то во многом оказаться правым.
Так случилось со многими фантазиями Жюля Верна. Так может случиться и с нашими мечтами о космосе.
Что произойдет теперь с научной фантастикой? Вернее, с космическими темами?
Фантастика не ограничивается космосом. Бесчисленное количество тайн, могущих стать темой фантастической книги, дает любая наука. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно долго. Но и тут после знаменательного дня 12 апреля есть почва для размышлений. Следует торопиться! Очень уж ярко проявилась в полете Гагарина характерная черта нашего времени — стремительность движения вперед науки и техники. Любая научная тема «грозит» выскользнуть из рук скорее, чем можно думать.
Впрочем, лучше не «торопиться», а шире развернуть крылья мечты, смотреть вперед дальше и смелее. Писать о том, что будет осуществлено завтра, — это не фантастика.
Но вернемся к вашей теме.
Я уже сказал, что темы освоения Луны, Марса и Венеры не кажутся мне больше фантастическими. Это почти реальность.
Можно «летать» на Юпитер, Уран, Плутон. Это пока еще фантастика. Подчеркиваю: пока! Но вряд ли это кого-нибудь соблазнит. На больших планетах нет и не может быть разумной жизни — самого привлекательного. Такие небесные тела, безнадежны в этом отношении. Если, конечно, мы хотим мыслить реально, а не создавать волшебные сказки.
Остается Большая Вселенная, за пределами солнечной системы. Туда и устремятся взоры фантастов. Если до сих пор о межзвездных полетах писали мало, то теперь положение должно измениться.
Советские ученые, инженеры, техники и рабочие, создавшие корабль «Восток», показали всему миру, убедительно и неопровержимо:
Это возможно! Первый космонавт поднялся над Землей на триста километров. Но после его полета никто не усомнится: человек может удалиться от Земли на триста миллионов километров, на триста миллиардов, на сколько угодно.
Самый факт полета человека в даль космоса тоже уже не фантастика. Это доказанная истина. Но что увидит человек в космосе, что он там встретит, — фантастика.
И неисчерпаемое поле для смелой мечты!
У Жюля Верна есть роман «Гектор Сарвадак». В нем группа людей совершает полет на захваченном кометой куске африканского материка. Эта фантазия и теперь остается фантазией. Но пример Жюля Верна говорит о том, что и солнечная система еще не исчерпана как тема.
На кометах летать нельзя. Но на астероидах можно. А ведь многие из них пролетают почти всю систему Солнца. Поместить, например на Гермесе, научную экспедицию и с близкого расстояния осмотреть все планеты семьи Солнца — заманчивая тема для смелого фантаста.
Мне могут возразить: Гермес не доходит до орбиты Юпитера. Отвечу: что из этого? Астероид не велик, человек и его наука сильны и могущественны. Кто мешает искусственно изменить траекторию полета Гермеса, заставить его долететь до Плутона?
За последние годы отряд советских фантастов вырос и возмужал. Наряду с признанными корифеями, такими, как Ефремов и Казанцев, вступили в строй новые силы — Гуревич, Днепров, Стругацкие и многие другие. Наша цель едина – смелой мечтой проложить путь, дать задание науке.
А после 12 апреля 1961 года одной из самых актуальных, самых нужных тем является тема о космосе.
Здесь нельзя умолчать о другом. Мы мало пишем о коммунизме. Если строительство коммунистического общества, всемирно-исторические дела нашей партии и советского народа являются темой для писателей других жанров, то описание того, что ждет человека в будущем, картины жизни при полном коммунизме — прямая задача писателей-фантастов.
Коммунизм и победы над космосом неотделимы. Недаром же сейчас, на заре космической эры, капитализм безнадежно отстает от нас. Дорогу в космос прокладывает человечеству социализм — преддверие коммунизма.
Недаром Великое Кольцо в романе Ефремова «Туманность Андромеды» стало возможно только тогда, когда на всей Земле установился коммунистический строй.
Исполинские задачи по плечу не старости, а молодости. Мир коммунизма молод, капитализм состарился и одряхлел. Что же удивительного в том, что мы побеждаем в космосе? Так и должно быть по законам природы.
Будем писать о коммунизме и о космосе! И если бы нас было в десять раз больше, то и тогда мы не смогли бы достаточно полно и широко осветить лучом фантазии, светом воображения расстилающиеся перед человечеством безграничные дали.
В заключение мне хочется остановиться на том, что произвело на меня очень большое впечатление в день 12 апреля. Это сам космонавт, сам Юрий Гагарин.
Все, кто писал о полете в космос, давали тот или иной образ космического пилота. И почти все сделали его человеком необычным.
Эрг Ноор Ефремова чуть ли не сверхчеловек. Он даже родился и вырос на космическом корабле. У него мало общего с грешной Землей.
В изображении космонавтов какими-то особенными повинны в той или иной степени мы все.
И вот мы увидели, увидели не в мечте, а наяву, первого космонавта Земли, прочли его биографию.
Лично я испытал в этот момент чувство, которое лучше всего характеризуется словами «досада от ошибки». Мой первый космонавт — Сергей Камов как-то сразу потускнел в моих глазах, потерял значительную часть своей привлекательности.
Юрий Гагарин удивительно прост. Всё в нем, начиная с внешности и кончая историей его жизни, самое обыкновенное, такое же, как у миллионов других советских юношей. Ничего выдающегося, ничего «космического»!
Обычный рабочий парень. И в этом огромный и очень поучительный смысл.
Двадцать пять-тридцать лет назад, в конце двадцатого века, это был ученый, славе которого могли позавидовать не только знаменитейшие поэты и политические лидеры, но, пожалуй, даже самые популярные из киноактеров и футболистов. Этого гениального человека отличала разносторонность интересов, достойная эпохи Возрождения. Он был единственным обладателем трех Нобелевских премий — за открытия в области физики, химии и физиологии. Десятки национальных академий избирали его своим почетным членом. Именно ему обязаны мы созданием Всемирной научной библиотеки, и он же был одним из организаторов и первым президентом Международной академии наук.
«Формулы Родригеса» — первая и вторая: формула превращения неорганического вещества в органическое и формула превращения органического вещества в живой организм. В свои формулы Родригес впервые ввел показатель большого времени, являющегося обязательным условием организации случайных процессов и проявления их тенденций.
В журнале «Наука и жизнь» прочел запомнившиеся слова: «Каждый научный гений — это источник света, который отодвигает границы окружающей нас тьмы неведомого. Математический гений Родригеса — одно из таких могучих светил: его открытия сразу расширили мир человеческого знания».
Книга Родригеса «Биософия и ее борьба против психологии рабов» вызвала дискуссию в мировом научном сообществе. На стыке старой педагогики и еще сравнительно молодой бионики возникла современная биософия.
К сожалению, в конце жизни только "крохотная заметка на последней полосе вечерней газеты. Заголовок: «Кончина Мигуэля Родригеса». Три строки петита: "В городе Сан-Хозе на 97-м году жизни скончался известный учёный, лауреат Нобелевской премии Мигуэль Родригес".