Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 января 21:44

И. Цизин. «Краткая история» (статья, кадры из румынского мультфильма по сценарию И. Попеску-Гопо) // Искусство кино, — 1959. — № 1. — С. 91-96.

-------------------

Искусство рисованного фильма в Румынской Народной Республике очень молодо. Но и за сравнительно короткое время румынские мультипликаторы создали несколько своеобразных картин. Пожалуй, наиболее значительный интерес представляют фильмы, поставленные лауреатом Государственной премии Ионом Попеску-Гопо.

Советские зрители имели возможность познакомиться с одной из первых работ этого молодого художника — картиной «Мариника». Под аккомпанемент общеизвестной веселой песенки герой фильма Мариника попадает в многочисленные печальные переделки, вызванные его неуемной страстью ко сну и нежеланием трудиться. Но Мариника не только лодырь. Он еще и бракодел. Об этом свойстве его характера Попеску-Гопо рассказал в другом фильме — «Винтик Мариники». Когда Мариника, пытаясь скрыть брак, избавляется от «запоротой» им детали, маленький винтик становится причиной многих бед и в конце концов жестоко расправляется с самим бракоделом. Надо думать, что Попеску-Гопо еще не раз вернется к образу Мариники, чтобы в новых своих фильмах-плакатах критиковать различные пережитки в сознании людей.

Особого внимания заслуживает мультипликационная картина Попеску-Гопо «Краткая история», удостоенная на X Международном кинофестивале в Канне высшей награды — «Золотой пальмовой ветви».

В одной части, на протяжении всего 10 минут, Попеску-Гопо, который является сценаристом и режиссером этого фильма, рассказывает нам об истории сотворения и развития мира. Как большинство мультипликаций, эта поистине краткая история является сказкой. Рассказана она с блеском — талантливо и остроумно.

Каждый эпизод этой стремительно развивающейся киноистории сделан необычайно лаконично и настолько выразительно, что ни героям, ни тем более диктору не нужно произносить ни одного слова. Все понятно и так!

Здесь (*) помещены фотографии нескольких кадров из «Краткой истории». Но, так как фото не может воспроизвести всю прелесть ожившего, «играющего» рисунка, да к тому же эпизодов в картине значительно больше, мы вынуждены дать к этим кадрам краткие пояснения.

-----------------------------------

(*) В прикреплённом файле публикация статьи.


Статья написана 15 декабря 2024 г. 13:22

А. Довженко. ПИСАТЕЛЬ И КИНО В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОСТИ // Журнал «Искусство кино» № 2 1955, с. 7-14.

Обработанная и дополненная стенограмма выступления на Втором Всесоюзном съезде писателей 20 декабря 1954 г.

------------------------------------------------------ ---

Времени для выступления так мало, а вопросов, связанных с жизнью нашей советской кинематографии, так много, что я коснусь только главнейших из них и, удерживая себя в рамках доклада С. Герасимова, буду говорить преимущественно о кинодраматургии.

Основная мысль доклада заключалась в том, что задачей кинематографистов является возможно более полное воспроизведение в фильмах особенностей литературного почерка писателей. Эта мысль верна в той лишь мере, в какой она относится к вопросам экранизации готовых литературных произведений, и в первую очередь классических.

Однако, признавая, что художественная кинематография базируется на литературе, мы должны все же констатировать, что даже самые добросовестные экранизации литературных произведений почти всегда уступают в качестве самим оригиналам, независимо от того, участвует или не участвует в этом деле автор произведения. По-видимому, нельзя произведение одного искусства выразить адекватно изобразительными средствами другого искусства. Поэтому большинство выдающихся литературных произведений, не рассчитанных в процессе своего создания на экранную жизнь и выходящих громадами своих достоинств за рамки зрительного кинематографического круга, теряют в качестве. Кинематография выступает здесь не во всеоружии своего первородства, а скорее как способ, более или менее выражающий существо литературного явления.

Не умаляя ни в какой мере значения экранизации классического литературного наследия, следует признать, что наши задачи и писательские обязанности в отношении художественной кинематографии гораздо шире и специфичнее. Мы должны говорить о сценарии как о литературном жанре.

Является ли киносценарий художественным жанром или не является? Этот вопрос до сих пор продолжают еще задавать некоторые писатели. На него я отвечу словами одного колхозника. Речь зашла однажды о том, есть ли у человека душа или ее нет, а есть рефлексы. Колхозник сказал задумчиво: «Это смотря как у кого. Если человек душевный — душа, а уродится черт его знает что, тогда уже то, что вы сказали, — рефлексы».

Если писатель талантлив, то написанный им сценарий — художественный жанр; у бездарного ремесленника — жанр не художественный.

Так не только в кинематографии, но и в драматургии, во всей литературе, в любом деле.




Статья написана 15 декабря 2024 г. 11:35

Сергей Бондарчук. Уроки мастера (очерк о А. Довженко) // Литературная газета № 37, 11 сентября 1974, с. 8.

---

На втором Всесоюзном съезде писателей Довженко произнес вещие слова: «Эйзенштейн живет в мировом киноискусстве «Броненосцем «Потемкиным», составившим в свое время славу русского советского киноискусства».

Спустя четыре года, по итогам опроса ста крупнейших кинокритиков и киноведов всех стран во время Международной выставки в Брюсселе, «Броненосец «Потёмкин» возглавил список из двенадцати лучших фильмов всех времен и народов. Среди этих картин есть и довженковская «Земля».

. . .

Он любил стариков и детей, они есть у Довженко в каждой картине. Почему? Может, потому, что старики мудры, а дети — мечтатели и фантазеры? Может, потому, что и сам он был таким — мудрецом и мечтателем?..

Довженко любил людей, и люди несли к нему и радость, и печаль.

. . .

Теперь уже, наверное, многими забыто, что Александр Петрович еще на Втором съезде писателей говорил о научном прогнозе — о том, что до двухтысячного года «человечество обследует всю твердь солнечной системы». «Что же, как не кино, перенесет нас зримо в иные миры, на другие планеты? Что расширит наш духовный мир, наше познание до размеров поистине фантастических? Кинематография».

А меньше, чем через три года, когда Александра Петровича уже не было в живых, в космос взлетел первый наш спутник...

В последние годы Довженко собирался снимать фильм о космосе и даже написал несколько вариантов заявок, последняя из которых была озаглавлена так: «В глубинах космоса. Краткое содержание художественного научно-фантастического фильма о полете на Марс и другие планеты».

Когда он выступал на Втором съезде писателей, то уже думал о будущем фильме.

. . .

После одной из поездок к строителям Каховки Александр Петрович говорил на лекции, прочитанной им на режиссерских курсах «Мосфильма»:

— Я так полюбил этих людей, что (вы, может быть, посмеетесь надо мной) иногда плакал от чувства любви к ним.

Он читал лекцию, 19 ноября 1958 года. Через неделю его не стало...

Может быть, одни из главных уроков Довженко именно в этом — в любви к людям, для которых он работал и жил...

--------------------------------

p.s. Фрагмент выступления А. Довженко на втором Всесоюзном съезде писателей


Статья написана 15 декабря 2024 г. 10:59

Второй Всесоюзный съезд советских писателей открылся 15 декабря 1954 года в 4 часа дня. 70 лет повернём назад и вчитаемся в слова о фантастике.

-----------------------------

Второй Всесоюзный съезд советских писателей. 15-26 декабря 1954 года.

Стенографический отчёт.

Советский писатель.

1956.

------------------------------------------------------ -------------------------------------

16 декабря 1954 года. Содоклад Б. Н. Полевого «Советская литература для детей и юношества», с. 38-57

С. 48-49.

…И, наконец, о том жанре прозы, который очень любят дети и который втайне любят и взрослые. Вы уже догадываетесь — я говорю о приключенческой и научно-фантастической литературе.

В этой области у нас глубоких, сложившихся традиций не существовало. Жанр пришлось создавать заново. В отличие от современного Запада, старающегося сейчас, в угоду пропаганде войны и насилия, забыть традиции Жюль Верна, Фенимора Купера, мы создаем этот жанр на прочной, глубоко гуманистической основе. Поэтому первые успехи в этой области, достигнутые за последние два десятилетия, особенно радостны, хотя — и это надо честно сказать съезду — сделано в этой области недопустимо мало.

Несомненным вкладом в этот жанр за минувшие годы были такие книги, как «Звездные корабли» (повесть) Ивана Ефремова, «Тайна двух океанов» Григория Адамова, «Плутония» академика Обручева, «Властелин молний» Сергея Беляева, «Джура» Георгия Тушкана, увлекательный «Кортик» Анатолия Рыбакова, забавная повесть «Старик Хоттабыч» и памфлетный роман «Патент АВ» Лазаря Лагина, «По следу» Валентина Иванова, «Архипелаг исчезающих островов» Леонида Платова, «Разведчики» Николая Томана, «В мире исканий» Вадима Охотникова, роман Александра Авдеенко «Над Тиссой», недавно опубликованный в «Пионерской правде», и, пожалуй, «Арктический мост» Александра Казанцева, хотя к этой книге и предъявлялись довольно серьезные и основательные, на мой взгляд, претензии. Но разве эти и еще с десяток подобных книг хоть в какой-то мере удовлетворили жажду ребят? Их можно рассматривать лишь как разведку в этот жанр, удачную разведку, обнаружившую, что у нас есть все возможности широко его развивать.




Статья написана 1 декабря 2024 г. 13:58

Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. 1962. Ред. кол. Л. С. Шаумян (гл. ред.) и др. М.: Советская энциклопедия, 1962. 624 с. Подписано к печати 12 июля 1962 г.

Информация и упоминание о произведениях в жанре фантастика.

------------------------------------------------------ ---------------------

С. 89

Союз Советских Социалистических Республик. Культурная жизнь. Художественная литература...

Выдающиеся достижения отечественной и мировой науки и завоевание советским человеком космоса определили особое внимание читателей к научно-популярной и научно-фантастической литературе. Широкий интерес вызвали книги первых советских космонавтов Ю. Гагарина «Дорога в космос» (М.) и Г. Титова «700 000 километров в космосе» (М.). Вышла книга научно-художественных очерков Д. Данина «Неизбежность странного мира» (М.), сборники научно-популярных произведений «Золотой лотос» (М.), «Янтарная комната» (Л.) и др.

-----

С. 154

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

Литературоведение... Вышли также работы Д. Благого «Поэзия действительности» (М.), Д. Тамарченко «Из истории русского классического романа» (Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.—Л.), А. Е. Горелова «Очерки о русских писателях» (Л. С. Шервинского «Ритм и смысл» (к изучению поэтики Пушкина, М.), Б. Эйхенбаума «Статьи о Лермонтове» (М.—Л.), М. Гиллельсона и др. «Гоголь в Петербурге» (Л.), Ю. Нигматуллиной «И. С. Тургенев и татарская литература начала 20 в.» (Тургенев и Ф. Амирхан, Казань), Г. Соловьва «Эстетические взгляды Н. А. Добролюбова» (М.), И. Дорногина «Общественно-политические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина» (Горький), Я. Лебедева «Атеизм М. Е. Салтыкова-Щедрина» (М.), Р. Левиты «Общественно-экономические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина» (Калуга), И. Клейнера «Драматургия Сухово-Кобылина» (М.), Б. Летова «В. Г. Короленко — редактор» (Л.), А. Михайлова «Север в литературе» (статьи и очерки. Архангельск), М. Беккера «О поэтах» (М.), В. Огнева «Поэзия и современность» (М.), В. Шейпкера «А. М. Горький в Заполярье» (Мурманск), А. Белоусова «Горький и бурятская литература» (Улан-Удэ), С. Маршака «Ради жизни на земле» (об А. Твардовском, М.), В. Кардина «Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность» (М.), Ю. Рюрикова «Через 100 и 1000 лет. Человек будущего и советская художественная фантастика» (М.), …







  Подписка

Количество подписчиков: 75

⇑ Наверх