— Вам не кажется, что сегодня в России роль советского цензора с успехом взял на себя читатель фантастики? Напечатать можно все, что угодно — по крайней мере, любую фантастику. Но то, что не соответствует массовому представлению о том, какой она, фантастика, должна быть, что не укладывается в жесткий формат, элементарно не покупают. Тысяча-две экземпляров — порог востребованности для любой экспериментальной, нестандартной фантастической литературы. Так ли уж сильно эта ситуация отличается от сложившийся три десятилетия назад?
— Нет, не кажется. Цензура представляла собой барьер (или плотину — в зависимости от конкретного произведения), созданную властями между книгой и читателем. С помощью цензуры власть определяла, что будет представлено читателю, а что — нет. Читатель был лишен свободы выбора — в сущности, естественного права человека (не только в части литературы, разумеется). Сегодня же читатель эту свободу выбора имеет. А что он выбирает не то, что хотелось бы мне или вам — это уже проблемы мои или ваши. Ситуация отличается от прежней не просто сильно — принципиально. Если тогда шел вопрос о запрете, то сейчас можно говорить только о спектре читательского интереса и удачности выбора. Для какого-то конкретного автора этот читательский интерес может фактически дать тот же результат, что и давний запрет. Но это не одно и то же. Вы говорите: «Тысяча-две экземпляров — порог востребованности для любой экспериментальной, нестандартной фантастической литературы». Но она существует! В старые времена ни о каком литературном эксперименте, тем более в фантастике, речи быть не могло вообще. Например, альтернативно-историческая фантастика — она просто не существовала как жанр в советской литературе. Я помню только рассказ Гансовского «Демон истории» — и вышедшую аж в 1986 году в киевском журнале «Радуга» повесть А.Аникина «Смерть в Дрездене». Ну, можно еще к тому же жанру отнести «Роммат» В.Пьецуха, но и это — 1989 год. В данном случае «идеология» жанра вступала в противоречие с идеологией как таковой, ибо предполагала многовариантность истории — то, что противоречит концепции исторического материализма.
— В свое время фантасты-«малеевцы» немало потешались над так называемыми «молодогвардейцами», пытавшимися вывести происхождение славян то от древних греков, то от этрусков. У Юрия Никитина, кажется, Боян и Гомер вообще оказались одним лицом... В своей повести «Мушкетер» — на мой взгляд, повести отличной — вы, по сути, проделываете то же самое: королевский мушкетер Портос у вас оказывается тайным иудеем. В чем тут принципиальное отличие от изысканий «молодогвардейцев», почему им нельзя — а вам можно?
— Ну, во-первых, все-таки, не Портос, а Исаак де Порту. То, что он был отдаленным, но прототипом Портоса из романа Дюма, это мнение ряда историков, перечислять их не буду. Во-вторых, в предисловии к книге я описал, так сказать, «логические» предпосылки к выводу. Но предисловие в данном случае — это часть литературной игры. Если же серьезно — откройте любую энциклопедию, например, «Еврейскую энциклопедию Брокгауза и Эфрона» — и можете прочитать о широко известном в еврейской истории испано-еврейском семействе де Порту (или де Порто), которое дало еще и нескольких знаменитых раввинов — крупных и аторитетных комментаторов Библии (р. Иехезкель де Порту, р. Авраам де Порту). Так что единственным допущением была принадлежность исторического Исаака де Порту (де Порто) к этому семейству.
Самое интересное тут — судьба другой ветви этой семьи, которая постепенно перемещалась на Восток и в итоге оказалась в России, и даже не просто в России — а в вашем родном городе Санкт-Петербурге. Это бароны Гинцбурги — они являются потомками того же рода де Порто. Один из них, Александр Горациевич Гинцбург, кстати, даже служил в Лейб-гусарском полку. Сначала волноопределяющимся, потом эстандарт-юнкером и, наконец, после экзамена был выпущен корнетом — и тут же уволен в отставку, по причине вероисповедания. Так что, хоть и в отдаленных потомках Гинцбургов, и в отдаленной стране России, но Портос стал бароном и гвардейским офицером...
Но это — так, будем считать, не совсем серьезное (хотя и соответствующее исторической достоверности) замечание. А вот вопрос ваш очень хорош, и я на него охотно отвечу, потому что и для меня самого это важно. Я не считаю, что вот мне можно, а другим нельзя. Можно — всем. Вопрос в другом. Перечисленные вами авторы ставили в своих произведениях нравственные и интеллектуальные качества своих героев (исторических деятелей) в зависимость от этнического происхождения. У них и Ахилл оказывался круче всех, потому что «тавроскиф» (а тавроскифы у них оказывались «протославянами»), и всю мировую цивилизацию основывали протославяне-»этруски». А у авторов в Германии 30-х годов Христос оказывался арийцем, который принес в чудовищную семитскую среду нравственные идеалы. И так далее.
Не думаю, что можно поставить мне в упрек то, что мой Портос, во-первых, лучше других, а, во-вторых, что его человеческие качества обусловлены расовым или этническим происхождением. Последнее является лишь основой конфликта, о котором я и хотел рассказать (хотя и в «несерьезной», игровой форме): жизненная цель, мечта Исаака де Порту оказывается под угрозой в связи с «пятном» на происхождении. Собственно, это повесть о самоидентификации — но никак не о «еврейской крутизне».
Напоминаю, что на "ФантЛабе" сейчас идет выдвижение претендентов на международную литературную премию "Странник". Вот здесь. Крайний срок подачи заявок -- 8 марта. Я уже отстрелялся:
цитата
1) Лучший сюжет
Вартанов С. Маятник. — М.: Астрель, 2013 (по факту 2012).
Глумов В. Фатум. Сон разума. — М.: Астрель, 2012.
Зонис Ю. Геном Пандоры — М.: Астрель, 2012.
Иванов А. Комьюнити. — СПб: Азбука-Аттикус, 2012.
Измайлов Н. Убыр. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2012.
Онойко О. Море имён. — М.: Эксмо, 2012.
цитата
2) Блистательная стилистика
Быков Д. Икс. — М.: Эксмо, 2012.
Крусанов П. Ворон белый. История живых существ. — М.: Эксмо, 2012.
Измайлов Н. Убыр. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2012.
цитата
3) Необычная идея
Быков Д. Икс. — М.: Эксмо, 2012.
Иванов А. Комьюнити. — СПб: Азбука-Аттикус, 2012.
Скоренко Т. Легенды неизвестной Америки. — М.: Снежный Ком М, 2012.
цитата
4) Образ Будущего
Глумов В. Фатум. Сон разума. — М.: Астрель, 2012.
Зонис Ю. Геном Пандоры — М.: Астрель, 2012.
цитата
5) Гран-при
Онойко О. Море имён. — М.: Эксмо, 2012.
Скоренко Т. Вдоль по лезвию слов. — М.: Фантаверсум, 2012.
Книжная ярмарка в ДК имени Крупской открывает ежегодный конкурс рецензий на книги, написанные в жанре фантастики «ФАНТКРИТИК — 2013»
Уже двадцать лет во Дворце культуры им. Крупской работает первая в стране и единственная в Санкт-Петербурге постоянно действующая Книжная ярмарка. Самые свежие новинки и самые редкие букинистические издания, самый широкий выбор и теплое общение с книжниками — за этим идут в ДК им. Крупской библиофилы Петербурга. Фантастика – отдельная, очень важная тема для Книжной ярмарки. Здесь проводились встречи с российскими писателями-фантастами, сюда приезжали именитые гости — Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, здесь вручали знаменитые «Мечи» фестиваля «Странник». Закономерно, что именно Книжная организовала конкурс рецензий на книги, написанные в жанре фантастики.
Конкурс рецензий «Фанткритик» уже восемь лет остается единственной возможностью для молодых и маститых критиков, анализирующих фантастические произведения, представить на суд мэтров свои работы. Сохраняя свою основную задачу, состоящую в улучшении качества критики и рецензирования в сфере фантастической литературы, конкурс со временем претерпевает и некоторые изменения: так, три года назад была введена новая номинация, «критическая статья». Постоянно расширяется и география конкурса: в нем теперь принимают участие авторы из всех регионов России, от Калининграда до Иркутска, а также из Белоруссии, Украины и стран Прибалтики.
Актуальные подробности подробности под катом
В 2013 году конкурс проводится в девятый раз. Призовой фонд в этом году составит 36 тысяч рублей.
Итак, приглашаем всех желающих присылать свои рецензии и критические статьи на конкурс «Фанткритик-2013»!
Сроки проведения конкурса:
Конкурс стартует 4 февраля, итоги подводятся 11 мая 2013 года, в последний день работы «Интерпресскона-2013».
Срок окончания подачи материалов на конкурс 14 апреля 24:00.
Конкурс проводится по двум номинациям
Рецензия (объем от 3 до 8 тысяч знаков с пробелами)
Литературно-критическая статья (объем от 8 до 25 тысяч знаков с пробелами)
Условия проведения конкурса:
— к участию в конкурсе допускаются только рецензии и статьи , не публиковавшиеся ранее (на печатных и электронных носителях);
— рецензии принимаются на книги, вышедшие в течение 2012-2013 гг. (это ограничение не касается литературно-критических статей);
— рецензии и статьи высылаются в виде вложенных файлов формата .*doc .* rtf по адресу: piterbookplus@yandex.ru ; в теме письма нужно указать «Конкурс “Фанткритик”»;
— в рецензиях необходимо указать выходные данные рецензируемой книги: место издания, издательство, год (например: М.: Эксмо, 2012);
— в сопроводительном письме обязательно указать контактные данные автора (ФИО или псевдоним, телефон, реальный e-mail);
— если работа подается под псевдонимом, обязательным условием (при получении рецензией призового места) является раскрытие псевдонима;
— от одного участника на конкурс принимается не более 3 текстов ;
— тексты на сайте вывешиваются анонимно, под номерами; жюри получает работы, вошедшие в короткий список, также под номерами (имена участников вплоть до церемонии вручения остаются известны только одному человеку — секретарю Оргкомитета);
— по завершении приема работ Оргкомитет отбирает работы для короткого списка (члены Оргкомитета, помимо секретаря, также получают рецензии под номерами);
— жюри оценивает рецензии и статьи по 12-балльной системе; для определения победителя баллы суммируются; если какие-то рецензии получают одинаковое количество баллов, решение принимает председатель жюри;
— в конкурсе не могут принимать участие члены жюри и их родственники;
— призовой фонд премии составляет 36 000 рублей и распределяется следующим образом:
в номинации «Рецензии» 1-е место — 12 000 руб., 2-е место — 7 000 руб., 3-е место — 5 000 руб.;
в номинации «Литературно-критическая статья» присуждается только одно призовое место — 12 000 руб.
— информационный партнер конкурса газета «EX Libris НГ» учреждает дополнительный приз: рецензии по выбору редакции газеты будут опубликованы на ее страницах.
Состав жюри:
Председатель — Андрей Балабуха, прозаик, поэт и критик;
Роман Арбитман — прозаик, критик;
Дмитрий Вересов — прозаик, переводчик;
Василий Владимирский — критик, редактор, журналист;
Антон Первушин — прозаик, критик;
Андрей Щербак-Жуков — прозаик, критик;
Организационный комитет:
Председатель — Василий Владимирский
Секретарь — Юлия Зартайская, руководитель информационно-справочной службы ДК им. Крупской, заместитель главного редактора сетевого журнала «Питерbook»;
Александр Петров — журналист, главный редактор издательства «Фантаверсум», председатель оргкомитета Петербургской фантастической Ассамблеи;
Елена Бойцова, журналист, директор арт-проекта "ЖУК"
Информационную поддержку конкурсу оказывают:
— сетевой журнал «Питерbook» и сайт ДК им. Крупской www.krupaspb.ru