Многие, наверное, помнят известный внутренний монолог Ивана Жилина из «Стажёров» братьев Стругацких – даже если кто-то сам эту повесть не читал, ключевой фрагмент довольно часто цитируют, в том числе я, грешный. Ну, вот это:
цитата
На Земле оставались люди, молодежь, дети. Там оставались миллионы и миллионы таких вот Юриков, и Жилин чувствовал, что может здорово им помочь, хотя бы некоторым из них. Все равно где. В школьном интернате. Или в заводском клубе. Или в Доме пионеров. Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу многого, научить хотеть работать взахлеб.
Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью.
Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро.
Научить презирать мещанскую мудрость...
И тыды. То есть в этом эпизоде герой со всей ясностью осознает, что «главное на Земле», а настоящее его, Ивана, призвание – воспитывать детей.
Но давайте вспомним, кто, собственно, такой Жилин. Жилин – выпускник Высшей Школы Космогации и бортинженер космолета «Тахмасиб». Он хорошо развит физически, у него отличное техническое образование, но ровно никаких знаний о педагогике – потому что где космогация, а где педагогическая наука.
Может быть, у Ивана офигенный опыт, он знает жизнь во всех ее проявлениях, хорошо разбирается в социальных взаимодействиях? Тоже нет. Он не женат, у него нет детей, нет друзей за пределами профессионального круга. Большую часть сознательной жизни Жилин провел в космических экспедициях, в очень специфическом коллективе, в полном отрыве от земного человечества. В основном в окружении мужчин – живую женщину он иной раз месяцами не видит. Да, Жилин отлично разбирается, как крутить гайки при восьмикратной перегрузке, как рассчитывать курс космического корабля при помощи логарифмической линейки, он психологически устойчив, не сошел с ума, намертво запаянный посреди космической пустоты в одной стальной банке с брюзгливыми скуфами. Но это, в общем, и все, чем Жилин способен поделиться с «молодежью, детьми». При этом он ни секунды не сомневается, что «может помочь Юрикам входить в жизнь» – о которой сам, по сути, ни черта не знает.
Говорю это ни в коему случае не в упрек Стругацким: «Стажёры» (1962) плоть от плоти советской фантастики, да и не только советской. Вообще если присмотреться, что писали и как писали фантасты об обучении и образовании, обнаруживается много парадоксального – и, надо сказать, не слишком лестного для представителей педагогической науки. А уж если не ограничиваться XX веком и продлить эту линию в век XXI, вплоть до «магических академий»… Пока записал об этом подкаст, но надо бы еще покопаться – и, может быть, в следующем году довести до лонгрида например для «Мира фантастики». Ну или для какого другого издания, там видно будет.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Выпуск «ФантКаста» для олдфагов зарелизился на общедоступных площадках. Сразу поправим одну небольшую фактическую ошибку: к 1987 году должность главного по тарелочкам, то есть по фантастике, в «Молодой гвардии» занимал Владимир Щербаков, а Юрий Медведев с этой должности еще в 1978 году ушел и к моменту появления ВТО МПФ заведовал отделом прозы в журнале «Москва». Спасибо неравнодушным слушателям, впредь будем внимательнее!
цитата
Всесоюзное творческое объединение молодых писателей-фантастов возникло в СССР в 1988 году и просуществовало до 1992-го. За это время под руководством Виталия Пищенко ВТО МПФ успело провести порядка двадцати семинаров в разных уголках страны и выпустить около 100 книг суммарным тиражом в десятки миллионов экземпляров – совершенно уникальный для Советского Союза феномен. О том, как возникло это удивительное Объединение, какие этапы становления прошло и почему сегодня о его существовании помнят только старые фэны и историки литературы, да и то не все, размышляет книжный обозреватель и исследователь фантастики Василий Владимирский.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Встречайте 44-й выпуск «ФантКаста» на общедоступных площадках! Тема не слишком оригинальная – но мы попытались повернуть ее под не совсем обычным углом.
цитата
«Космическая опера» – жанр литературы, кино, настольных и видеоигр, ни больше и ни меньше. Ну или поджанр, или направление – зависит от того, какой терминологией вы пользуетесь. Но так было не всегда. Едва ли не до конца 1970-х «космоопера» оставалась уничижительным ярлыком для самой безнадежной, полной штампов и клише авантюрно-приключенческой фантастики, действие которой разворачивается в космосе и на других планетах. Сродни «мыльной опере» – тот вид литературы, с которым старался не связываться уважающий себя писатель и фэн, имеющий хотя бы зачатки вкуса. Но потом все изменилось – словно по мановению волшебной палочки. Когда, как и почему это произошло, в нашем подкасте рассказывает книжный обозреватель и исследователь фантастики Василий Владимирский.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Такая вот новость. Будете в Питере 7 ноября — приходите, отпразднуем вместе. )))
7 ноября в Санкт-Петербурге в рамках XVIII научно-практическую конференции «Литература одного дома» впервые будет работать секция «Советская фантастика XX века».
В этом году конференция посвящена 130-летию Михаила Зощенко, а также творческому наследию деятелей культуры Писательского дома на канале Грибоедова, 9 в Санкт-Петербурге. Инициатор — Государственный литературный музей «ХХ век», организатор — РГПУ им. А. И. Герцена.
Секция будет работать по адресу: набережная реки Мойки, д. 48, корп. 4, Дискуссионный зал, 2 этаж, с 10.00 до 18.00. В работе секции, очно и удаленно, примут участие ведущие отечественные фантастиковеды, библиографы и историки жанра из Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда, Челябинска, Липецка и Казани.
• Сеничкин Виктор Владиславович, руководитель музея «Поле Битвы», координатор музейных проектов в администрации г. Москва (Москва). В. С. Трубецкой – фантастическая жизнь писателя Владимира Ветова
• Шикарев Сергей Александрович, литературный критик, исследователь фантастики, автор книг «13» и «Координаты фантастики», руководитель проекта «Великое Кольцо», соорганизатор премии «Новые Горизонты» (Москва). Фантастика и журнал «Коммунист». История одной дискуссии
• Фрумкин Константин Григорьевич, кандидат культурологии, литературный критик, автор книг «Философия и психология фантастики», «Соблазны “Туманности Андромеды”», «Лейтмотивы коммунистической утопии», «Любование ученым сословием» и др. (Москва). Важнейшие идейные итоги изучения истории русской фантастики в постсоветский период
• Путило Олег Олегович, кандидат филологических наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета, автор книги «История волгоградского фэндома» (Волгоград). Пространство космоса и космического корабля в советской фантастике
• Караваев Алексей Владимирович, литературный критик, исследователь фантастики, автор книжной серии «Как издавали фантастику в СССР» (Липецк). «Скучная» советская фантастика (дистанционно)
• Манаков Михаил Юрьевич, редактор, библиограф, журналист, исследователь, популяризатор и хранитель архива Кира Булычева (Игоря Можейко) (Челябинск). Творческое наследие Кира Булычева (И. В. Можейко): роль архивных и музейных фондов в актуализации авторских материалов
• Казачинский Кирилл Владимирович, член Международного Совета по фантастической и приключенческой литературе при Союзе писателей РФ (Санкт-Петербург). Вадим Шефнер: «невзрачный рыцарь» советской фантастики
• Иванов Константин Евгеньевич, директор музея им. А. И. Куприна (КупринЪ ЦентрЪ) (Гатчина). Фантастические эксперименты Куприна (дистанционно)
• Идиатуллин Шамиль Шаукатович, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга» (Москва). Зачем писателю знать фантастику (дистанционно)
• Обручев Владимир Аркадьевич, начальник отдела ИТ-литературы, науки, права и спорта издательства «Бомбора» (Москва). Владимир Афанасьевич Обручев: фантаст и популяризатор науки. Из семейного архива (дистанционно)
• Кривошеева Александра Николаевна, кандидат технических наук, зам. декана СанктПетербургского государственный электротехнического университета «ЛЭТИ» по молодежной политике (Санкт-Петербург). ТРИЗ и создание фантастических образов
• Максимова Анастасия Борисовна, директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Б. Галеева (Казань). Светомузыкальные идеи в произведениях писателей-фантастов (по материалам статей Б. М. Галеева)
• Оразов Дидар, сооснователь концепт-студии «Formate», сценарист, креативный продюсер, исполнительный директор международного фестиваля медиаискусства «NUR», режиссер-документалист (Казань). История документального кино. Теоретические и практические наработки, которые не вошли в фильм «Прометей. Поэма Казанского огня»
• Модератор: Владимирский Василий Андреевич, литературный критик, журналист, исследователь научно-фантастической литературы (Санкт-Петербург)
Подробнее о конференции можно прочитать на официальном сайте Государственного литературного музея «ХХ век».
А вот и «ФантКаст» к юбилею Кира Булычева зарелизился на общедоступных площадках.
цитата
18 октября 2024 года исполнилось 90 лет со дня рождения Игоря Всеволодовича Можейко, более известного прогрессивному человечеству как Кир Булычев. Громкая дата, которая заслуживает того, чтобы громко ее отметить. В этом выпуске мы решили остановиться только на одном из аспектов жизни и творчества классика советской фантастики. Отталкиваясь от многочисленных статей и колонок писателя, книжный обозреватель Василий Владимирский рассказывает, что не устраивало Игоря Всеволодовича в положении, которое занимала фантастика в 1970-1990-х, – и о том, что не устраивало Булычева в его собственном статусе писателя-фантаста.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах: