Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «prouste» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 декабря 2017 г. 13:50

Урожайный был на книги год, причем большинство из понравившихся — написаны на русском языке. При том, что открытием года стал однозначно Франзен, который совершенно Лев Толстой, Кит Китыч и кандидат на Нобеля номер 1.

1. Франзен "Свобода" Собственно все три книги Франзена должны занимать первые три места — с большим отрывом от остальных. Второй роман представляется наиболее сбалансированным, славным плюс совершенно на русские классические темы. Здесь треугольник из Войны и мира, что не мешает Свободы оставаться дивным и самобытным романом. И Поправки и Безгрешность — совершенно хороши. Для меня совершенный нонсенс почти полное отсутствие Безгрешности во всякого рода рейтингах по итогам года. Ну это как Толстой выпустил Воскресенье, а в топ рейтинги включали бы Мережковского, например.

2. Быков. Июнь Книгу перехвалили. На фоне последних всяких кварталов, сигналов и иксов этот роман, конечно, исполин, но уж точно не лучший у Быкова (дебютный — лучший). Фактурный эмоциональный, трехсоставный с разной манерой составных идейный роман с нервом современности. который по прошествии времени сохранит все свое вневременное обаяние. Лучший русский роман 2017 — посмотрим, что он соберет в следующем году.

3. Данилкин. Ленин А этого уже наградили — весьма заслуженно. Артистический томина с умением автора найти интересное в массивах информации, изобретательная и занятная. Лучший нон-фикшн года.

4. Однобибл. Очередь Удачнейшая кафкианская вариация на темы российско-советской социальщины. Автор — большой молодец, неясно, что дальше напишет и в какую сторону его поведет. Определенно ему, а не вялой "Зимней дороге" и без того маститого и уважаемого Юзефовича следовало давать прошлогоднюю премию.

5.Яковлева. Укрощение красного коня Оба романа дилогии про Зайцева — образцового нуара про тридцатые — хороши и наиболее яркое событие отечественного детективного жанра со времен книги Хемлин. Яковлева несколько переусердствовала с мотивацией злодейств, но весь антураж, эмоциональный нерв, бытовые мелочи, знание материала и топонимики — выше всяких похвал. Вот бы что экранизировать Урсуляку — а не среднюю книгу Иванова.

6. Дубов Большая пайка Очень поздно прочитал эту классическую книгу про развал страны и дружбы, умную и грустную. Интонационно созвучно некоторым вещам Латыниной, но написана, пожалуй, лучше. Два продолжения сильно уступают.

7. Жадан. Ворошиловград Люблю книги, в которых авторам удается воссоздать путаную логику сновидений. Эта точно из таких с незабываемыми сценами поминок, переходящих в соитие, заблудившимся поездом и нотками Кустурицы.

8.С.Кузнецов. Трилогия про девяностые Неблестящим стилем написанные книжки, в который автор тот самый эфемерный "дух" эпохи словил и в пепперштейновском несколько изводе написал лжедетективы о праздности молодежи в девяностые. Тот случай, когда вопреки исходным, трилогия прямо цепляет — в отличие от более ровных, амбициозных и усредненных книг воды, калейдоскопов и докторов Дымовых.

9.Ф. Пальма. Карта Неба Не ждал от Пальма такой удачной вариации на темы По и Уэллса. Абсолютно сопоставимо по качеству с лучшими вещами Симмонса, на пять голов выше, например, фанфика Олдей про Холмса и марсиан ( при обращении к схожей праоснове Уэллса)

10.Вайль. Карта Родины Неновая, мягко говоря, книжка, а совершенно изумительная. Авторский инструментарий ( как и у Данилкина) делает интересным все, на что попадает взор. Тут и тема благодатная.

Чего жду? В следующем году почитаю свежие вещицы от Ле Карре, м.б. Яковлева издаст и третий том. Книгу Степановой "Памяти памяти" хвалят так люто, что сильно опасаюсь разочарования, а все ж. Пора уже Ипполитову издать третью книгу "Образов Италии". Ну и неожиданностям всегда есть место.


Статья написана 19 января 2017 г. 21:07

"Боевой гимн матери-тигрицы" вышла очень давно и все ее прочитали. Международный бестселлер. Я вот прочитал недавно и откровенно впечатлен. Для начала, книга хорошо написана. Если угодно, "мужская проза": без воды, все достаточно событийно, рефлексия в меру плюс никакой восточной образности, цветов слив и снов в красном тереме. Очевидно, что подача материала оставляет зазор между условным "как все было на самом деле" и как это подано автором. Вместе с тем условно предлагаю считать высказывание по существу воспитания и историю не художественным вымыслом.

Если по существу, то автор вызывает искреннее уважение. Эми Чуа выглядит юбервумен даже и по китайским меркам. Достаточно перечислить ее заслуги в плане образования, художественного развития, в плане музыки, например( в рамках воспитания дочерей), чтобы восхититься. Это все не одним трудом добыто — автор одарена сверх всякой меры. Собственно, ее дочери-вундеркинды и представляют интерес как персонажи рассказанной истории, а сколько там людей послушают их музыкальные выступления — не суть.

Всякое стремление смягчить оговорками свое отношение невольно размывает сущность оценки. Я совершенно согласен с основным тезисом автора насчет того, что детей надо готовить к трудностям, давать повышенную планку, гонять через пот, кровь и слезы, с тем, чтобы они получили базовые навыки в конкурентной обстановке сами дальше развивались. Чуа честно пишет, что счастье для нее не является базовой ценностью — соответственно и для детей таковым она это счастье не видела. Сдается, что радость от признания художественных достижений все же выше, нежели мелкие сиюминутные удовольствия. Во всяком случае Чуа идет элитарным путем: пропагандирует сверхсложное, создание люденов. Честно приведен пример относительной неудачи с младшей дочерью, которая не стала звездой , а все же на две головы выше сверстников. Загнанные и замученные детки помимо прочего объехали полмира, своими и материнскими страданиями к пятнадцати годам вполне состоялись и имели высококачественное образование. Вопрос, в какой степени все это влияет на детскую психику, каждый решит сам. Однозначно точных выводов здесь нет совершенно.

Небрежение интеллектуальным натаскиванием своих дочерей объясняю исключительно и только ленью. Разделяю авторский перфекционизм и требовательность и дико огорчался, когда старшая, например, набрав 98 баллов за сочинение, умудрилась получить 72 балла за английский ( на котором читала Гарри Поттера классе в восьмом, бодро болтала в круизе в десятом). Виню токмо себя и совершенный противник тезисов насчет "надо оставить ребенку детство", "можно отвратить дитя от книги " и проч.

Помимо прочего, у Эми Чуа прекрасное британского кроя чувство юмора и самоиронии. Насчет ее любви к дочерям книга сомнений не оставляет.


Статья написана 2 января 2017 г. 11:37

В ушедшем году смотрел мало. Ни одна из полнометражных картин не произвела впечатление прямо ах. Сериалы, как водится в последнее время, понравились (некоторые) поболее. В принципе десятки понравившихся хотя бы в целом картин не наберу, а с сериалами все попроще.

Молодой папа Наверное, лучшее кино года. Совпала тема, режиссер, красоты и бенефис Джуда Лоу. Апофеоз иронии, постмодерна и циркового искусства.

Гоморра 2 сезон Год Италии, не иначе. Более лоскутный чем первый сезон, второй сезон прямо очень хорош. Масса мини-линий, постановочные изыски, тотальная деромантизация мафии и очень красивая картинка принципиально антигламурного направления.

Наемник Куорри Идеальный оммаж кино семидесятым. Сюжет — дело десятое, а манера подачи материала, диалоги, ритм плюс ретро-составляющие впечатлили ( при том, что ретро сейчас завались хоть у нас, хоть у них).

Однажды ночью Завершенный сериал, нет необходимость снимать продолжение. Понравился яркой выдержанной идейной линией относительно волков и овец, по отношению к которой судебно-процедурная часть не более чем декорация.

Миллиарды Бодрое и славное кино с противостоянием неочевидно плохого миллиардера с очевидно нехорошим прокурором при арбитраже изумительной женщины. Славные диалоги, постоянная движуха, жду продолжения ( там, очевидно, второй сезон таки падением Льюиса завершится — а третий — возрождением).

Мост 3 сезон О скандинавах забывать нельзя. Мост безболезненно пережил выход партнера. Центральная актриса постарела, очень похорошел персонаж — все на высоком уровне.

Джонотан Стрендж и мистер Норрелл Высочайшего уровня экранизация крепкого бестселлера ( отнюдь не великого) с выдающимся именно в этом облике Марсаном. Красивейшая сказка.

Человек в высоком замке 1 сезон Очень вольная по мотивам вариация на тему бестселлера Дика. Авторы очень оживили действие, надумали детали. Очевидно предпочту альтернативке по Стивену Кингу.

Сладкая жизнь. 3 сезон Единственный безоговорочно хороший сериальный продукт перехваленного в этом плане ТНТ. И у "Ольги", и у "Физрука" и у "Бедных родственников" недостатки фатальны. Слоган "сериал, за который нестыдно" сам по себе не делает сериал достойным и хорошим. В третьем сезоне "Сладкой жизни" все, включая финальный катарсис, хорошо ( и то, что Марты Носовой осталось чуть, очень хорошо)

Тряпичный союз Включаю исключительно из-за квоты на российское кино в год этого самого кино. Определенно незатейливо, но душевно и приятно. Понравился больше чем Ледокол-Дуэлянт-Экипаж и что там еще выходило. Хорошего мальчика не смотрел, возлагаю большие на него надежды.


Статья написана 29 декабря 2016 г. 21:16

Переезд на житье в Северную Пальмиру определенно повлиял на культурные привычки: из-за метро читать стал куда как больше, а из-за отсутствия дополнительного времени смотреть стал куда меньше. Прочитал уйму чего. Наибольшее впечатление произвел, вероятно, Лимонов. которого я раньше касался мельком и не проникся. Неровный автор, в лучших вещах дает изумительного драйва и нерва. Вот список лучших книг из прочитанных.

Лимонов Э. Молодой негодяй.

Собственно, и "Подростка Савенко" и "Укрощение тигра" можно тоже выделить. В "Молодом негодяе"достаточно сбалансирована имитация подростковой нервности с юмором, рефлексией. Прекрасный образ бывшей жены, незабываемая сцена в кинотеатре.

М.Пселл. Некоторые вопросы теории катастроф Практически идеальный умный напичканный цитатами коммерческий роман, в обильной мешанине которого мне по душе пришлись набоковские нотки. У Пселл и "Ночное кино" вполне приятное, но более ранний роман впечатлил побольше.

А.Иличевский Перс Вольное сочинение, в котором как раз романная структура наиболее уязвима. Авторские зарисовки , наблюдения, реминисценции на тему восточного материала околокаспийского пространства. Тема не затаскана, книга полупублицистическая. На стыке жанров вообще много интересного появляется.

С.Таунсенд. Про Адриана Моула Забавный духоподъемный цикл романов про лузера-стоика. Качественное юмористическое чтение, выдержанное в одном регистре и с ограниченными приемами. Некоторым образом беспроигрышный вариант рекомендовать почитать, чтобы совсем не понравиллось, нужно иметь какие-то дефекты в образовании, вкусе или характер.

М.Эмис. Деньги Прекрасная сновидческая история про быдлована, которому дали уйму денег и трать-не хочу. Все с иронией, смачными сценками, финальным финтом. Современная сказка с бухлом, матами и сексами.

Д.Симмонс Пятое сердце эта книжка проходит по профильной категории. Симмонс — большой мастер и хотя Сердце и уступает и Террору и Друду, а все же магия Холмса много вытягивает. Генри Джеймс получился побледней.

Х.Арендт. Банальность зла Как-то раньше руки не доходили. Все доходчиво написано о личной ответственности за злодеяния и коллективном отупении. Эта книга в наших палестинах едва ли устареет.

Никулин Н.Н. Воспоминания о войне Сильнейшее впечатление, согласен с тем, что это лучшие военные мемуары. Интернет оброс всякого рода злобными инвективами в адрес автора, ловлей блох в его тексте — ну и пусть. Однозначног рекомендовал бы ее в обязательное чтение внеклассное для старшеклассников. Помимо прочего — интересно читать.

Зыгарь М. Вся кремлевская рать Не думал, что отечественные журналисты могут так компактно, сдержанно и относительно объективно скомпоновать современный материал. Впечатлен организацией материала, умением соблюсти аналитический тон и меру.

Генис А. Довлатов и окрестности Маленькая книжка. а в ней прекрасно изложены все достоинства Довлатова и его прозы. Именно после Гениса перечитал четырехтомник Довлатова, получил определенное удовольствие. а все же книга Гениса мне кажется более интересной, чем предмет описания.

Что разочаровало и не понравилось.

Лимонов Э. Дневник негодяя Прекрасный рассказчик Лимонов ну никак не мыслитель, не Ницше и не афорист. Потому его мизантропические записные книжки ни о чем прежде всего не интересны.

Иличевский А. Соляра Откровенная халтура, правда, небольшая по объему. Немногое хорошее вошло в "Перс", а всякие соображения о нефти и сидении в тюрьме не впечатлили.

Дукай Я. Иные песни Уж так его хвалят, с придыханием ждут переводов. Признаться, уровень эмоциональной невовлеченности зашкаливал. Такого не было ни у Стивенсона ни у Лема.

Лихэйн Д. Ушедший мир Вроде и грех пинать. Судя по всему, исписался окончательно и каждая книжка провальней предыдущей. А все обидно — автор то в своем жанре был очень сильный. Что-то сломалось в механизме.

Прист К.Лотерея Сомнабулический роман с непонятными претензиями.

Фланаган Р. Смерть речного лоцмана Дебют у Фланагана малоинтересен. Пустой лоцман, утонул и ну его. Ничто не предвещало от этого автора великой Книги рыб и вполне достойной Узкой дороги на Север, переведенной, к слову, в этом же году.

Бийе HHhH На редкость яческая книга, в которой автора зашкаливает, что не вполне уместно с учетом выбора темы. Прямо коробила степень присутствия повествователя, всякого рода его знакомства и ( на редкость стандартные) киновпечатления в контексте с рассказом о покушении на Гейдриха.

Кинг С. Лавка дурных снов У Кинга романы очень разные по качеству, но вот уровень сборников малой прозы до поры держал. Случилось неизбежное — треклятая сверхпродуктивность обусловила этот сборник, в котором запомнил ровно один рассказ — про автобус, поедавший кого-то там. Рассказ в духе раннего Маккаммона. Остальное и того хуже.

Акунин Б. Планета воды Акунина читал в этом году всякого рода истории и исторические повестушки-приложения. Жвачка. Досадно, что и цикл про Фандорина, некогда славный, пополнен очень проходными и посредственными повестями.


Статья написана 16 октября 2016 г. 11:55

В метро вчера размышлял об относительности оценок "лучшего" у плодовитых авторов. Все же вычленение субъективных "пятерок" помогает причесать и свои мозги и м.б. имеет значение для неофита, стоящего в испуге перед томинами. Можно ведь выбрать не самую удачную вещь и отказаться от дальнейшего знакомства. Я в юношестве читал "Страну багровых туч" — и стал читать после этого Стругацких уже лет эдак после двадцати пяти ( и до сих пор считаю, что "Страна" — вещь очень посредственная). Вот мои топ-пятерки некоторых любимых отечественных авторов. Со Стругацких и начну.

А.и Б. Стругацкие. "Трудно быть Богом", "Пикник на обочине", Град обреченных"," Улитка на склоне", "Хромая судьба".

Ю.Семенов. "Пресс-центр"( с аааагромным отрывом), "Экспансия" ( формально это трилогия, уж если в ее рамках роман и вычленять, то "Экспансия-2"), "Приказано выжить", "Бомба для господина председателя", "Аукцион".

А. Азольский:"Нора", "Облдрамтеатр", "В поисках абсолюта", "Женитьба по- балтийски", "Патрикеев".

В. Рыбаков: "Очаг на башне", "Дерни за веревочку","Доверие", "Люди встретились", "Зима".

А.Столяров "Монахи под луной", "Изгнание беса", "Некто Бонапарт", "Ворон", "Сад и канал".

Г.Л.Олди "Герой должен быть один", "Черный баламут", "Я возьму сам","Мессия очищает диск", "Ожидающий на перекрестках".

М.и С. Дяченко "Скрут","Ведьмин век", "Казнь", "Пещера", "Долина совести".

А.Лазарчук — сразу скажу, что "Опоздавшие к лету " в качестве единого метаромана не воспринимаю — "Колдун", "Мост Ватерлоо", "Все, способные держать оружие", "Посмотри в глаза чудовищ", "Гиперборейская чума".

В сторону мейстрима.

В.Пелевин "Чапаев и пустота", "Generation P", "ДПП", "Омон Ра","Затворник и шестипалый".

В. Набоков "Лолита" ( вообще любимая книга в мире), "Приглашение на казнь", "Другие берега", "Подвиг", "Истребление тиранов".

Л.Толстой "Война и мир", "Анна Каренина", "Хаджи-Мурат", "Воскресенье", "Смерть Ивана Ильича".

М.Алданов " Истоки", "Самоубийство", "Заговор", "Пещера", "Ключ".

Ю.Давыдов "Бестселлер", "Соломенная сторожка", "Глухая пора листопада", "Судьба Усольцева", "Подколодный Башуцкий".

Б. Окуджава "Путешествие дилетантов", "Похождения Шипова", "Бедный Авросимов", "Свидание с Бонапартом", "Искусство кройки и шитья".

Л.Юзефович" Казароза", "Журавли и карлики", "Самодержец пустыни", "Князь ветра", "Дом свиданий".

С.Кржижановский "Возвращение Мюнхгаузена". "Квадратурин", "Путешествие клетки", "Дымчатый бокал", "Глазунья в пенснэ".

Это так, навскидку и не все.





  Подписка

Количество подписчиков: 46

⇑ Наверх