Лучшим комиксом прошлого года и обладателем премии в области отечественной гик-культуры MAGIC AWARDS 2025 был назван "Старгейзер 256" (издательство "АСТ"). Художник и сценарист — Дарья "Dasha Ko" Конопатова, сестра-близнец Марии Конопатовой, тоже известного комиксиста ("Архив Ужасов", "На обочине мира", "Птичий остров", работа в качестве художника над циклом "Аврора. Другая история"), кроме того сёстры работали совместно как творческий тандем KOmixSISTERS (цикл о зомби-рокерах "Breakers o’ Silence"). Сама же Дарья хорошо известна по ряду самостоятельных работ, особенно — по фантастической дилогии "LLOYD". В мире ЛЛойда, так называемом Ллойдовёрсе, но через сто лет, и происходят события "Старгейзера".
Это самая настоящая классическая научная фантастика в духе "Галактической истории" Азимова: расселившееся на тысячах планет человечество, погрязшее в коррупции правительство отдалённых планет, слегка утомительные, как поездка на метро от Ясенево до Алтуфьево, но такие же привычные космические полёты. И пусть вас не смущает немного напоминающий сказочного Щелкунчика персонаж на обложке. Это не сказка. Собственно, этот товарищ в аляпистом мундире космогусара и является главным героем, занимающим важный пост "старгейзера" под номером 256, официального представителя Ассоциации вселенского порядка, специалиста по улаживанию проблем галактического масштаба. Гусарская униформа только подчёркивает романтическую мрачность героя — это байронический типаж, загадочный, немногословный, суровый, одинокий. Впрочем, читатель быстро догадывается, что суровость напускная и за ней скрывается человек добрый и ранимый, к тому же — сладкоежка. Старгейзеров почти все ненавидят — считается, что их появление на планете предвещает её гибель, хотя на самом деле их задача — спасать миры. И герою приходится быть жёстким. А ещё он владеет боевыми искусствами.
Романтизм, как известно, возник во второй половине 18 века в качестве реакции на разочарование части общества промышленной революцией. Сейчас часть общества также стала уставать от ИИ и нейросетей и, возможно, надо ждать роста интереса к ретрофантастике, классической космоопере. Во всяком случае, "Старгейзер", как и другое яркое графическое произведение прошлого года — "Папин дневник" Ешукова, поддерживает эту тенденцию. Компьютеры есть, но они на заднем плане, нет в кадре вездесущих в наши дни мобильников. Старые добрые бластеры и телепорты. Только один робот — но если уж источником вдохновения являлся Азимов (а это наверняка), то они появятся. С "ЛЛойдом" "Старгейзер" связан только косвенно и отличается как визуально ("Старгейзер" — яркий, полноцветный комикс, "LLOYD" был выполнен в трёх цветах), так и атмосферно: бунтарский дух первой дилогии сменился философски-созерцательным настроением. Возможно, этому способствовали социальные изменения — от лютой диктатуры в "Ллойде" Ассоциация вселенского порядка перешла к более разумному правлению.
Теперь о недостатках. По визуальной составляющей (после того, как привык к униформе героя) вопросов у меня нет. Всё хорошо. Но хотелось бы видеть более стройное и развёрнутое повествование в книге, названной "лучшим комиксом года". К основному сюжету имеет отношение только половина объёма тонкого сборника, состоящего из 4-х историй. Много интересных дополнительных материалов, в том числе — мини-комикс, связывающий героев "ЛЛойда" и "Старгейзера". Основной сюжет только начинает развиваться. По сути, происходит знакомство с героями через поспешное приключение на планете Бромус-60. Одна история является приквелом. И ещё два ваншота (истории с законченным сюжетом), фактически — филлеры, не несущие особой сюжетной нагрузки. Хотя, надо признать, "Постановка" — весьма симпатична визуально и остроумна. Так что, главный приз MAGIC AWARDS видится некоторым авансом перспективному проекту. При этом я тоже считаю, что потенциал у "Старгейзера" очень большой, вероятно, это один из самых перспективных отечественных фантастических комиксов. И, конечно, я жду продолжения.
PS. 21 мая в РГБМ (Москва) открывается выставка, посвящённая комиксу "Старгейзер-256".
Приключения старгейзера продолжаются. Небольшой новый комикс из цикла «Старгейзер 256: Астра» получил диплом «Лучшее художественное исполнение» на 21-м международном салоне комиксов в Северной Македонии в прошлом году.
Вышедший в "Комильфо" комикс "Папин дневник" омского комиксиста Ивана Ешукова стал одной из самых заметных работ прошлого года и получил премию в области отечественной гик-культуры MAGIC AWARDS 2025 в номинации лучший сценарий. Ешуков — опытный и известный в комикс-среде художник и сценарист, графическими произведениями занимается с 1991 года, более десяти лет назад начал выпускать авторский комикс "Боровицкий", детектив с мистическими элементами. Затем появились и другие работы — "Заплаточники" (фантастика!), "Возвращение", рисунки для комикса "Chapiteau. Милый доктор" по сценарию А. Гордеева (победитель КомМиссии-2020).
Уже несколько раз я слышал, как Ешукова сравнивают с Мёбиусом (Жаном Жиро), одним из величайших художников в истории франко-бельгийского комикса. Да, с тем самым — художником-постановщиком "Чужого", "Пятого элемента", "Властелинов времени" и несостоявшейся "Дюны". Ну что ж, кое-что общее у Ешукова и Мёбиуса, конечно, есть: богатая фантазия, тщательная штриховка, детализация. Некоторые образы напомнят об "Инкале" Мёбиуса и Ходоровски и, вероятно, о первом, чёрно-белом варианте "Герметического гаража". Но всё же Ешуков вполне самостоятельный художник со своей весьма оригинальной творческой манерой. Объем и полутона на его чёрно-белых рисунках создаются почти исключительно за счёт богатой и разнообразной штриховки, практически без использования заливки некоторых элементов чёрным. Получается очень выразительно. Чёрно-белая картинка приобретает внутренние осязаемые цвета. Графика Ешукова берёт истоки в русском лубке, классической гравюре. Хотя с непривычки в глазах может рябить.
Интересно, что мне изображение на обложке в первую очередь напомнило о советском мультфильме "Тайна третьей планеты": я увидел тут профессора Верховцева, Весельчака У и Говоруна. Потом вспомнил о малоизвестном у нас болгарском комиксе по Булычёву "Девочка с Земли" Р. Чаушева. И лишь после этого появились ассоциации с работами Мёбиуса.
Немного о сюжете. Это фантастика с выраженными элементами антиутопии. Будущее. После атомной войны планетой управляет Мировой Комитет Охранения, ради безопасности искусственно ограничивающий технологии. Интернет отключён. Человечество технологически в основном вновь вернулось в конец 20 века, хотя есть и футуристические транспортные средства, компьютеры, странные приборы. Главный источник информации — бумажные книги. Естественно, книгоиздание превратилось в отрасль, приносящую колоссальный доход. Мика Шоку, сын выдающегося писателя-магреалиста Хвана Шоку, после смерти попавшего в немилость, разыскивает последний роман своего отца "Перуанский мистик". Книга была выпущена огромным тиражом, но ни один экземпляр в книжные магазины не поступил — кто-то скупил весь тираж на корню. В начале книги Мика ходит по книжным магазинам, по развалам — и эти библиофильские элементы самый сок произведения, конечно. Бальзам на душу для для тех, кто бродил по книжным развалам Макета или Олимпийского в Москве, Крупы в Питере в поисках редких изданий и давно забытых серий. Для любого фантлабовца.
главный книжный магазин будущего. Привет художнику Арчимбольдо
книжный развал
Мика носит шапочку с ушками как у Финна из мультсериала "Время приключений", такой повзрослевший, погрусневший Финн. Но совсем уж духом он не пал и отважно вступает в бой с самой настоящей мафией. Постепенно происходящее приобретает всё более мистические и философские черты. Приближается к сюрреализму Ходоровски.
Произведение понравилось. Я люблю короткую форму, а тут даже пожалел, что комикс не слишком большой по объёму — меньше 70 страниц. Хотелось бы больше узнать о мире, где живёт Мика Шоку. Несомненно, один из лучших комиксов прошлого года.
Переизданы "Забавные сны Пантагрюэля", впервые вышедшие на русском также в "Циолковском" в 2021 году.
Эта уникальная книга, иногда приписываемая великому французскому писателю Франсуа Рабле, была опубликована во Франции в 1565 году, через 12 лет после смерти Рабле, его другом Ришаром Бретоном. За исключением предисловия Бретона, в книге не было текста — лишь 120 гравюр, изображавших достойных кисти Босха и Брейгеля фантастических существ, без каких-либо пояснительных подписей. Короткое предисловие-дисклеймер от издателя заявляло, что в книге не высмеиваются реальные персоны (что сразу заставляло подумать о противоположном) и предлагало использовать образы из книги для карнавальных масок (косплей всегда в моде). Сообщалось, что рисунки "придуманы" Рабле, но кто их нарисовал и что ещё объединяло книгу с творчеством мэтра (кроме имени Пантагрюэль в названии) — непонятно.
"Забавные сны" были заново открыты в XIX веке, тогда же высказано предположение о том, что художником книги мог быть сам Рабле. И хотя большинство современных исследователей предполагает, что иллюстратором являлся французский гравёр Франсуа Деспре, но версия об авторстве Рабле полностью не опровергнута. В качестве приложения в русское издание вошли две статьи французских писателей XIX века — одна в пользу авторства Рабле, другая — против. В любом случае, нет сомнений в таланте художника, проявившего безудержную фантазию.
В некоторых изображениях присутствует немного грубоватый "раблезианский" юмор.
Книга вдохновила Сальвадора Дали, создавшего серию графических работ по мотивам, а уже в 21 веке свою версию существ Пантагрюэля создал итальянский художник Фабрицио Риккарди.
Примеры гравюр из "Забавных снов Пантагрюэля":
Изображения из книги в обработке художников 20-21 веков (в русское издание не входят)
ДалиФабрицио РиккардиФабрицио Риккарди
Гравюры предполагаемого художника "Забавных снов Пантагрюэля" Франсуа Деспре из другой книги — Recueil de la diuersité des habits» («Собрание разнообразных костюмов», 1567), в русское издание не входят
16 марта в Санкт-Петербурге состоялось вручение премии в области гик-культуры MAGIC AWARDS 2025.
Учредителем и организатором Премии является издательство комиксов MAGIC COMICS и киностудия MOVIE MAGIC.
В рамках Премии определяются победители в следующих категориях: «Косплей», «Комиксы», «Настольные игры», «Видеоигры», «Кино». В категориях существует по несколько номинаций.
Требования к комиксам были такими: Комикс выпущен на русском языке и должен был выйти из печати впервые в 2024 году, печать издания должна была производиться в типографии тиражом не менее 300 экземпляров.
Победители в категории "Комикс"
Лучшим художником комикса признан мэтр русского фантастического комикса и фантастической книжной иллюстрации Илья Воронин за книгу "Страж. Ключ от Рая" (2-я часть графической адаптации романа "Страж" Пехова, издательство «Alpaca»), обошедший в шорт-листе Вячеслава Задиранова ("Логос" — "история эволюции альтернативной жизни на вымышленной планете, где, проходя семь эволюционных стадий, сменяют друг друга новые формы жизни"), известного комиксиста Дарью «Dasha Ko» Конопатову ("Старгейзер 256") и Сергея Авдеева (комиксы "Ведьмино слово" и "Охота на крыс" из фэнтези-цикла "Васко Ла Гатто", выходившие в антологиях "Альпаки").
Лучший сценарист комиксаИван Ешуков (антиутопия "Папин дневник", Комильфо). Номинанты: Keyleen ("Игра Ф", АСТ); Даниил Ветлужских, Влад Максименко («3 Сентября — День Прощания», Wizart comics, 4-я книга из гротескного цикла на основе легендарного мема), Карина Аструм и Urchata, сценаристы "Зайчика" по культовому хоррор-рассказу Дмитрия Мордаса.
Номинанты: комикс-антология "К себе бук" (МИФ), "Детектив Кусь" (начало юмористической истории о двух детективах — акуле и кошечке — от ещё одного весьма известного комиксиста Юлии Варасаби) и "Старгейзер 256"
Лучший комикс — "Старгейзер 256" Дарьи Конопатовой (АСТ, Мейнстрим), сборник фантастических историй о старгейзере Альберте, "предотвратителе" космических катастроф.
Номинаты: "Ключи от Рая", "Папин дневник" и "За чертой" Анны Белышевой.
Буриан, конечно прекрасен. Совершенно гениальный художник. Сформировавший у меня в семилетнем возрасте вкус к качественной фантастической иллюстрации. И трудно выбрать любимую картину из бесчисленного количества ужасных, но симпатичных ящеров Буриана. Но вот эта, пожалуй. Потому что она была на обложке "Истории жизни на Земле". И тут много разных динозавров.
А эту картинку с безрогими носорогами я прозвал "Бурианов осёл". Животное словно выбирает — какую веточку сжевать.