Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 сентября 2010 г. 10:57

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Уважаемые читатели! Любите ли вы Диккенса? Доставляет ли вам удовольствие читать о изнанке Британской империи 19 века? Удается ли вам даже в грязных лондонских трущобах найти нечто чудесное? Если вы готовы ответить утвердительно на эти вопросы — добро пожаловать в Урбс-Умиду! В качестве проводницы в этом путешествии готова выступить Фиона Хиггинс.

Несмотря на довольно убогие городские пейзажи, не блещущие красотами, даже в Урбс-Умиду можно отыскать немало достопримечательностей. Вы сможете поглазеть на ужасающее Прожорное Чудище, побывать на сеансе Заклинателя Костей, узнать свои склонности у специалиста по френологии и даже подивиться мастерству карлика — метателя картофеля. Но будьте осторожны! Стоит вам зазеваться, и случайный, казалось бы, прохожий, может оглушить вас с помощью огниво-трости, после чего ваше бренное тело прямиком отправится в зловонные воды реки Фодус.

Да, мир который описывает Хиггинс поразительно похож на Британию времен Диккенса. Но при этом тот элемент чудесного, который во многих произведениях Диккенса был почти незаметен под слоем житейской грязи, в произведениях Хиггинс выглядит гораздо более ярко и выпукло. В отличие от «Стимпанка» Ди Филиппо, где Британия 19 века была изображена карикатурно, Хиггинс обращается с действительно гораздо более аккуратно, а ее вариант сочетания реального и фантастического кажется гораздо более правдоподобным.

Похожая ситуация и с героями «Заклинателя». Почти каждый из них крайне необычен, порой отдельные черты персонажей выпячены просто-таки чрезмерно. Но при этом каждый персонаж описан с душой, с определенной симпатией автора.

Действие в романе «Заклинатель» происходит примерно в то же время, что и в «Черной книге секретов», но прямо не пересекается с ней, а идет скорее параллельно. Впрочем, многочисленные намеки подсказывают читателям, что Хиггинс пишет некий мета-роман, а разные сюжетные линии вскоре обязательно сольются воедино. В сюжете есть и очень необычные находки и вполне предсказуемые ходы. Однако, в целом, у книги есть большое достоинство. «Заклинатель» увлекателен, а это большая редкость по нынешним временам.

Читается книга легко и с удовольствием. Конечно, ставить Фиону Хиггинс в один ряд с тем же Диккенсом рановато, но язык автора и впрямь неплох. Пожалуй, повествованию несколько не хватает глубины, но посмотрим, куда повернет фантазия Хиггинс дальше.

В романе Хиггинс есть все необходимое для успеха: запоминающийся мир, интересные, яркие персонажи, неплохой язык, оригинальные идеи. Похоже, в моем лице автор приобрела еще одного поклонника.


Статья написана 2 сентября 2010 г. 23:35

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Мое отношение к творчеству Столярова достаточно неоднозначно. Многие из его ранних произведений, написанные в жанре "социальный хоррор", произвели в свое время на меня сильное впечатление. Затем автор пустился в эксперименты с "турбореализмом". Несколько его произведений показались мне абсолютно нечитаемыми, и я на долгое время отказался от чтения Столярова. И только сейчас не выдержал и купил его новый сборник после долгого перерыва.

Должен сразу отметить ряд положительных моментов. Во-первых, от турбореализма не осталось и следа. Две первых повести сборника написаны в классической манере научной фантастики, читаются легко, а по сравнению с более ранними произведениями автора просто-таки кристально ясны.

Во-вторых, в своих повестях автор поднимает интересную проблематику. Здесь и виртуальная реальность, и место человека в мире будущего, и попытки уйти от действительности, и противостояние одиночки и тоталитарного общества. Словом, есть о чем задуматься, и есть кому посочувствовать. Несколько раз автор приятно меня удивил.

Мелодия мотылька.

Эта небольшая повесть написана в жанре классической НФ. В мире не столь уж отдаленного будущего планета поделена между крупными корпорациями. Каждый человек может всю жизнь прожить в своем замкнутом мирке, общаясь только с сотрудниками корпорации, питаясь едой, которую предоставляет корпорация, нося одежду, которую выпускает корпорация. Корпорация дает возможность своим сотрудникам развлекаться в виртуальной реальности и даже вести некую личную жизнь, но при условии сохранения безусловной лояльности. А если уж некий программный сбой даст возможность встретиться в виртуальной реальности мужчине и женщине из разных фирм, то эту ошибку надо непременно исправить. Конечно, настоящее чувство в таких условиях обречено на гибель, как правило, вместе с человеком, который позволил себе такую слабость.

Жизнь, нет, скорее существование человека будущего, и окружающий его мир описаны с пугающей тщательностью. Контроль за всей жизнью работника, система сложных бонусов и штрафов, заставляющая каждого действовать так, как выгодно руководству — все это выглядит вполне реалистично. Главная цель войн в мире будущего — заставить освобожденное население покупать продукцию своей корпорации. Да, здесь есть о чем задуматься.

Мир иной.

Еще одна повесть Столярова, в которой действие происходит в виртуальной реальности в относительно недалеком будущем. Но отнести эту историю к жанру киберпанка не совсем правильно, на мой взгляд. Скорее это своеобразная утопия, которая, увы, оказалась столь непрочной. Ведь главное в повести Столярова — не возможности, которые дает развитие компьютеров, не создание виртуального мира, а попытка создать новое общество, свободное от раздирающих человечество пороков, общество, состоящее из свободных, достойных, порядочных людей. Но то, что для одних стало возможностью уйти из этого мира и попыткой построить новый, более справедливый, для других стало шансом получить новое оружие, новые технологии. И, как всегда, простое человеческое счастье было принесено в жертву государственной необходимости. Грустный, но закономерный итог.

Написана эта история очень неплохо. К тому же автор вернулся к классической манере повествования. Вот только в концовке автор немного увлекся беготней и стрельбой, что несколько испортило общее впечатление.

Звезды и полосы

Традиции предаваться приятным, но нереалистичным мечтаниям живы в России со времен гоголевского Манилова. Вот и известный автор Столяров в числе других фантастов отдал дань подобным прожектам. В своих прогнозах и желаниях Столяров не оригинален. Главной проблемой, которая мешает нормально жить России и всему прочему миру, оказываются Соединенные Штаты Америки. Но если Александр Громов в своей «Исландской карте» просто стер Америку с глобуса, Столяров обрушивает на американцев более правдоподобные катаклизмы, начиная с технических сбоев в электронных терминалах и заканчивая полным разрушением экономики США и самого американского государства. Правда, по версии Столярова, все многочисленные бедствия почему-то обрушиваются со всей мощью на США, обходя прочие державы стороной.

Картина получается более чем странная. Достаточно метко подметив ряд слабостей американской экономики и государственной системы, Столяров упорно не замечает «бревна в российском глазу». Не менее сомнительно выглядят и прогнозы автора по поводу ликвидации государства Израиль, и по поводу экспансии Китая.

Но больше всего поразили меня прогнозы автора по поводу будущего России. Уничтожить Америку ради того, чтобы в северной столице все-таки не построили башню Газпрома мог только истинный питерский интеллигент. В итоге воспринимать прогнозы автора как сколько-нибудь реалистичный сценарий возможного будущего невозможно совершенно. Но и на тонкую шутку произведение Столярова не тянет. Пожалуй, этот тот случай, когда подобный прогноз больше говорит о самом авторе, чем о возможных ближайших перспективах человеческой цивилизации, а дельные мысли и наблюдения совершенно теряются в гуще совершенно бестолковых идей.

Пора бы россиянам не грезить о крахе Америки, а обратить внимание на гораздо более реальные проблемы своего государства.

Вывод.

"Мелодия мотылька" зацепила меня сильнее. В "Мире ином" автор несколько смазал концовку, но в целом, произведение, безусловно, заслуживает прочтения. Если бы и третье произведение сборника было написано в той же манере и на том же уровне, сборник бы занял место на моей книжной полке. Увы, Столяров-политолог и футуролог значительно слабее себя же фантаста. И все же позволю себе сдержанный оптимизм. Автор, которого я уже было окончательно вычеркнул из списка заслуживающих внимания, все же продемонстрировал прежнее мастерство хотя бы в двух из трех произведений. А значит, для меня Столяров снова вернулся в число писателей, новые книги которых стоит читать


Статья написана 2 сентября 2010 г. 20:32

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Если бы Ди Филиппо был художником, он, несомненно, рисовал бы шаржи. Во всяком случае, именно этот жанр получается у автора лучше всего. В своеобразном кривом зеркале автор показывает нам портрет 19 века — века огромных достижений науки, века крайнего социального расслоения, века самых неожиданных идей, века жестокого и наивного. Все эти крайности автор доводит до абсурда, до своеобразного абсолюта. Фирменная едкая манера дает возможность ди Филиппо балансировать на грани между насмешкой и откровенной издевокй. Порой его сатира очень удачна, а иной раз кажется, что автору изменяет чувство меры. С другой стороны, в остроумии автору не откажешь. А уж оригинальных, а порой и совершено безумных идей хватает в каждой из историй.

Неоднозначное впечатление производит и тот факт, что в качестве героев своих произведений автор нередко использует реальных исторических персонажей и не слишком с ними церемонится. Любит Ди Филиппо и использовать персонажей других авторов. При этом большинство из них выглядят совершенно карикатурными.

Каждую из повестей отличает сумбурный сюжет, но при этим за всем стебом скрываются и довольно интересные мысли и наблюдения автора.


Виктория.

Вот и состоялось мое знакомство с эпатажным затейником Ди Филиппо. Да, автор пишет бойко, очень бойко, не на грани фола, а далеко за этой гранью. Если в свое время Ленин назвал Льва Толстого «зеркалом русской революции», то в данном случае Ди Филиппо — кривое зеркало викторианской эпохи. И это кривое зеркало действительно отражает реалии Британской империи 19 века, но крайне причудливым и искаженным образом, в первую очередь подчеркивая всевозможные уродства и язвы на теле общества, доводя их до абсурда. Викторианская эпоха, как впрочем и многие другие, характеризуется в первую очередь внешней благопристойностью, за фасадом которой скрывалось немало отвратительных явлений. В то же время, 19 век — век торжества науки, ее стремительного развития, но и чрезмерной веры в ее достижения. И эти научные достижения автор тоже пародирует совершенно беспощадным образом. Перемешать прекрасное и безобразное, выдумку и явь, многократно подчеркнуть и преувеличить, да еще напихать в текст всевозможные аллюзии — вот стиль Ди Филиппо. При этом чем больше буйство фантазии, тем лучше. В результате королеву Англии на троне временно замещает антропоморфный тритон, проводятся испытания паровоза на уроновой тяге и это только некоторые из нахальных выдумок автора. Детективный сюжет произведения достаточно прост, зато фантазия автора безгранична.

Если вы серьезный джентльмен, который с уважением относится к британской монархии — не читайте эту повесть. Иначе вам придется вызвать писаку на дуэль и отстрелить охальнику не нос, как это случилось с одним из его персонажей, а нечто совсем другое.

Если же толерантность и политкорректность у вас на должном уровне, а вам хочется прочесть нечто странное и запоминающееся — попробуйте, как и я, начать знакомство с Ди Филиппо с этого произведения.


Готтентоты

На сей раз ди Филиппо превзошел сам себя по количеству разудалых шуток и издевок на квадратный сантиметр книжной страницы. В погоне за могущественным артефактом (каким именно, утонять не буду по цензурным соображениям) конкурируют между собой французский ученый, польский анархист, прусский рыцарь, марксистский агитатор, бур со своей женой-готтентоткой, парочка жидомасонов, африканский колдун-вудуист и прочая, не менее колорритная публика. Происходит все это в Новой Англии в 19 веке и сопровождается поистине американским размахом. Гротескные сцены сменяют одна другую, причем в фантазии автору не откажешь. Не помню, например, чтобы кто-то пытался утопить своих героев в патоке Как всегда, автор ехидно прохаживается по своим предшественникам — от Конан Дойля до Лавкрафта (особенно досталось последнему). Высказал свою позицию автор и по политическим вопросам. Досталось от него и расистам, и консерваторам, и коммунистам.

Герои Ди Филиппо скорее карикатурны. В авантюрном действе участвуют и вполне реальные исторические личности, и литературные герои других произведений, и собственные персонажи автора. При этом у каждого персонажа определенные черты настолько гипертрофировнаы, что он скорее похож на некий шарж, чем на портрет в реалистичной манере. сопереживать таким героям не очень-то хочется, зато посмеяться над ними можно вволю.

Несмотря на всю пародийность данной истории, ее вполне можно читать и как захватывающую приключенческую повесть. Не будучи скованным никакими рамками, автор закрутил сюжет донельзя, швыряя своих героев из огня да в полымя. В итоге получилась очень забавная и увлекательная приключенческо-пародийная история.

Уолт и Эмили.

Повесть «Уолт и Эмили» заметно выделяется из общего разгильдяйского тона сборника. Хотя ее начало давало все основания предполагать, что автор в очередной раз от души посмеется над своими персонажами. В качестве таковых на сей раз выступают знаменитые американские поэты 19 века Уолт Уитмен и Эмили Дикинсон. У этой истории получилось три грани. Одна из них — сатирическая, в привычном для ди Филиппо стиле высмеивает популярный в то время спиритизм. Гротескные персонажи, безумные идеи, в частности попытки попасть в мир мертвых на летающей шхуне — все это уже привычно для творчества автора. При этом количество удачных шуток и неожиданных ходов заметно меньше, чем в двух других повестях сборника. Вторая грань повести — мистическая, самая странная из всех. Она заметно выбивается из общего ритма повествования, а необычные картины загробного мира так и остаются определенной загадкой без начала и конца. И, наконец, третья грань этой истории — история неслучившейся любви двух очень талантливых, но не менеее странных людей. Пожалуй, именно в этом качестве повесть наиболее интересна. К тому же автор, вопреки своему обыкновению, не слишком вольничает с образами главных героев. В итоге, прочитав повесть, я погрузился в справочные издания и заметно расширил свои представления о американских поэтах 19 века.

К сожалению, все три грани повести не слишком удачно связаны друг с другом и выглядят несколько незавершенными, что ослабляет общее впечатление от произведения.

Итого.

Вопреки мнению большинства коллег больше всего мне понравились «Готтентоты», возможно, потому что это повесть — наиболее беззлобная и по-хорошему безумная, а вто «Виктория» все же показалась чересчур циничной.

«Стимпанк» — довольно необычный сборник. Он подойдет только читателям с довольно специфическим чувством юмора, а тем, кто воспринимает все чересчур серьезно, лучше сдержаться от знакомство с Ди Филиппо.


Статья написана 24 августа 2010 г. 15:13

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Первая трилогия цикла «Земноморье» уже много лет входит в число моих любимейших фэнтезийных произведений. Впервые я узнал о Земноморье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом. Чем же столь привлекло меня это произведение.

Начну с самого простого. Необычный мир, состоящий из бесчисленного количества островов, разбросанных по бескрайнему морю, очень красив. Урсула Ле Гуин удивительным образом соединяет в своем мире чудесное и реалистичное. Жизнь простых крестьян и рыбаков Земноморья не слишком отличается от жизни их земных собратьев. Но при этом магия на редкость органично вписана в эту жизнь. Да и сама идея мира-архипелага дает прекрасное поле для фантазий читателей. Как легко представить себя в мчащейся по волнам лодке рядом с героем, почувствовать вкус соленой воды на своих губах, увидеть как Солнце восходит прямо из океана. Изобилие же островов дает возможность автору показать совсем разные условия — от патриархальных порядков на Гонте до тоталитарной Каргадской империи. В конце концов, мир Земноморья просто красив. Вот бы на что посмотреть хоть краешком глаза! Не менее убедительно, чем красивое, автор показывает страшное и безобразное. Непросто припомнить более жуткое местечко, чем подземный лабиринт Безымянных из «Гробниц Атуана».

Еще один серьезный плюс произведений — богатство новыми на тот момент идеями. Это сейчас все кому не лень строчат о школах и университетах магии, а некогда школа на острове Рок была чуть ли не единственной в своем роде. Впрочем, до сих пор волшебства в школе, описанной Ле Гуин, гораздо больше, чем у множества ее последователей.

Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям — это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением. А уж как красочно и убедительно описана эта магия!

Еще одна сильная сторона произведения — очень глубоко и тщательно проработанные образы героев, особенно самого Геда. Не так много в фэнтези произведений, где столь подробно показана вся жизнь героя, его юность, зрелость, старость. И именно испытания, которые Гед с честью выдержал в молодости, делают столь убедительным образ Геда — могущественного волшебника. Столь же убедительно показан и образ Ары/Тенары во второй части, ее нелегкая борьба с собой. А юный принц Аррен в третьей части во многом является отражением самого Геда. При этом характеры главных героев отнюдь не являются застывшими, они показаны нам в развитии, и мы воочию видим, как поступки героев определяют их судьбу. В результате за героев действительно боишься, им сочувствуешь, в них веришь. Впрочем, многие, даже эпизодические персонажи, очень хороши.

Еще один серьезный плюс произведений — их увлекательность. В каждой из трех частей достаточно приключений, ярких, эффектных эпизодов, при этом приключения тела удачно сочетаются с приключениями духа.

Ну и, наконец, самое важное. Цикл «Земноморье» не просто показывает читателю увлекательную и яркую картинку, он учит тех, кто внимательно вчитывается в книгу, учит простым, но очень важным вещам. «Волшебник Земноморья» напомнит нам, что в каждом человеке, даже в лучшем из нас, есть темная половина, которую надо непрестанно держать в узде. Книга предостережет нас от излишней самонадеянности, заставит вспомнить о цене подлинной дружбы, подскажет, что даже самую грозную опасность надо встречать лицом к лицу.

«Гробницы Атуана» немного о другом, Здесь речь в первую очередь идет о борьбе свободы и беззаконного порядка, о вызове Злу, которое настолько всеобъемлюще и привычно, что кажется совершенно несокрушимым, о выборе, который есть всегда.

«На последнем берегу» — история, которую стоит прочесть каждому из нас. Ведь всем нам когда-то придется встретиться со старостью, а потом и со смертью. Научиться встретиться с ней мужественно и достойно, а не пытаться избегнуть своей участи за счет других — очень нелегкий урок.

Хорошие книги — как старые друзья. Откроешь такую — и снова тобой овладеют теплые чувства, снова чувствуешь себя молодым и исполненным любопытства читателем, снова готов странствовать по диковинным мирам, изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. И «Волшебник Земноморья» для меня — одна из таких книг.


Статья написана 24 августа 2010 г. 08:03

Подвожу итоги обсуждения, состоявшегося два поста тому назад:-)

Для начала — большое спасибо всем коллегам, которые высказали свои предложения и пожелания. Постараюсь по возможности учесть их.

Наибольший интерес у читателей колонки вызвал роман Кузнецовой "Золотая свирель". Заказ принят. Учитывая объем романа, за недельку отзыв будет готов. Первое впечатление — оригинальная история, хотя и очень женская.

Также больше одного раза упоминались "Эйфельхайм" Флинна, "Облачный атлас" Митчелла, что-нибудь из Флевелинг. Очень интересный набор. Постараюсь в сентябре его осилить.

Очень интересное предложение выдвинул Крафт. Действительно, на большинство самых моих любимых книг я написал отзывы еще в 2007 году. И эти отзывы чересчур скупы и лаконичны, а написать о многих книгах хотелось бы больше. Итак, в колонке будет открыта рубрика "Мои любимые книги", и начнется она с "Посмотри в глаза чудовищ" Лазарчука/Успенского.

Не менее заманчивым выглядит и предложение chimera — дать некий цельный обзор творчества того или иного автора. Задача очень сложная, но интересная. Пожалуй, в серьезном литературоведческом анализе мне с мэтрами не тягаться, но рассказать о том, что мне наиболее запомнилось в творчестве авторов, я попробую. Но это задание потребует определенной подготовки, так что первый блин будет чуть позже.





  Подписка

Количество подписчиков: 388

⇑ Наверх