| |
| Статья написана 20 августа 2010 г. 11:35 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] В то время, когда все прогрессивное человечество читает «Эйфельхайм» Флинна, я, наконец, добрался до его первого романа «В стране слепых» и остался очень доволен этим фактом. Перед нами — некий гибрид детектива с элементами боевика и научной фантастики, вот только наукой, о которой идет речь в романе, оказалась не традиционная физика, математика, астрономия, а история. Собственно говоря, главная идея романа и состоит в том, является ли история настоящей наукой, то есть можно ли точно предсказывать грядущие исторические события и влиять на них неким образом в свою пользу. Подобные идеи вообще уже успешно высказывались, например, Азимовым в Фонде/Академии, но в применении этих идей к реальной земной истории, да еще не с помощью перемещений во времени, а с помощью точечного воздействия на ключевые события и соответствующего формирования будущего, Флинн является одним из первопроходцев. Естественно, подобными воздействиями занимаются некие тайные общества и главная героиня романа Сара Бомонт совершенно случайно оказывается в центре их борьбы. Наиболее интересна первая часть романа, которая выглядит как неплохо закрученный детектив. Едва ли не у любого читателя ёкнет сердце, когда Сара поднимается по лестнице заброшенного здания и обнаруживает на его верхнем этаже документы загадочной организации и удивительные протокомпьютеры, которые в нашей реальности были спроектированы, но так и не созданы знаменитым математиком Бэббиджем. Собственно, история тайных обществ и описание их попыток влияния на историю — пожалуй, самое интересное, что есть в романе. Хотя и здесь Флинн, конечно, не обошелся без грубых ляпов и без явной америкоцентричности. Как вам, например, такая идея: Тайное общество спровоцировало гражданскую войну в США, чтобы ускорить развитие Америки и чтобы Америка обогнала Германию с созданием атомной бомбы 80 лет спустя? Перестарался автор и с количеством тайных организаций. Одно тайное общество, влияющее на историю — это действительно страшно. Десяток подобных организаций будут, естественно, только мешать друг другу. А уж идея о том, что подобные организации могут больше века не знать о существовании друг друга и только потом додумаются отслеживать и постороннее влияние на исторические события, не выдерживает никакой критики. Примитивны и представления автора о способах подобного воздействия. Далеко не всегда принцип: нет человека — нет проблемы, является оптимальным. Порой на ключевую историческую фигуру можно повлиять гораздо проще, с меньшим риском и затратами. Впрочем, первый блин всегда комом, а автор заслуживает большого уважения хотя бы за то, что поднял столь непростую и неоднозначную тему. В самом же романе к второй части происходит постепенный переход от детектива к боевику. Погони, взрывы, убийства — всему этому найдется место на страницах книги. В итоге произведение явно стало более эффектным, но заметно проиграло в реалистичности. Впрочем, поклонники триллера наверняка будут довольны. Прямо хоть снимай по книге голливудский блокбастер. За всеми этими внешними эффектами несколько потерялись герои романа. Сара и Ред старательно выполняют функции продвижения сюжета и даже вызывают определенную симпатию, но чего-то в них все же не хватает. Любовная линия показалась мне очень наивной. Злодеи и вовсе получились слишком схематичными. Зато второстепенные, порой даже эпизодические персонажи нередко радуют. Несколько удачных эпизодов связяны с размышлениями на тему жизни под чужой личиной, изменения своей судьбы, попыткам приспособиться к обстоятельствам. Причем, далеко не всегда эти эпизоды связаны с главными героями романа. В результате у Флинна получился достаточно крепкий конспирологический триллер, за яркими сценами которого несколько потерялась основная идея романа. Впрочем, спасибо автору за то, что он хотя бы поднял столь сложную проблему влияния на историю. Возможно, сказать больше ему не позволили бы тайные общества.
|
| | |
| Статья написана 17 августа 2010 г. 12:39 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Проблема соотношения общества и государства, порядка и свободы неоднократно поднималась в мировой литературе. Сейчас, когда после знаменитых терактов 2001 года даже в США, которые долгие годы считались оплотом демократии, стали «закручивать гайки», эта проблема приобрела для американцев еще большую актуальность. В романе Доктороу и описывается противостояние юных хакеров и всесильного департамента национальной безопасности, описывается достаточно ярко и увлекательно. С одной стороны, нельзя не отметить, что симпатии автора в этом противостоянии совершенно однозначны, что роман в значительной мере и писался ради того, чтобы дать возможность автору высказать свою гражданскую позицию. С другой стороны, не могу назвать это произведение только очередной агиткой, он гораздо глубже и многоплановей. При этом сюжет романа достаточно прост. В Сан-Франциско произошело масштабный теракт с многочисленными жертвами. Департамент национальной безопасности предпринимает масштабные меры по недопущению подобных случаев в будущем. Несколько юных хакеров оказались не в том месте не в то время и, не пострадав в результате терактов, попали в государственный механизм в качестве подозреваемых. А дальше каждый из них делает свой выбор — покориться властям и жить в дальнейшем под колпаком постоянного присмотра тише воды ниже травы или попытаться взбунтоваться против системы, отстаивая свои исконные свободы. Роман написан хорошо и увлекательно. Несмотря на то, что между мной и юными хакерами нет почти ничего общего в интересах, поведении, мировоззрении, «Младший брат» был прочтен мной на одном дыхании. Маркус Йаллоу и его друзья вызвали у меня интерес и сопереживание. Усилиями Доктороу, я узнал немало интересного о жизни современных американцев, относящихся к разным общественным группам и, надеюсь, стал лучше понимать их ценности и образ жизни. И, хотя я отнюдь не являюсь специалистом по компьютерам, даже информацию о всяких хакерских приемчиках прочел с немалым интересом. В романе поднимаются достаточно разнообразные проблемы — от соотношения необходимых порядка и свободы в обществе до функционирования охранных систем и способов их преодоления. Должен сказать, что далеко не во всем я согласен с автором. Его гимн свободе кажется мне слишком идеалистичным, а борьба героев за свои права — достаточно наивной. Заодно, чтение романа способствует пониманию того, какая огромная разница не только в законах и в функционировании госаппарата, но и в мировоззрении, идеологии людей существует между американцами и жителями бывшего Советского Союза. Попробовали бы эти ребятки так пошалить у нас, где любой сержант-ППСник вполне может сломать жизнь рядовому гражданину. Далеко не все в романе показалось мне удачным. Например, если образы главных героев получились достаточно яркими и симпатичными, то их противники схематичны донельзя. В некоторых местах сюжет слегка провисает. В других складывается впечатление, что некие фрагменты текста просто упущены. Пожалуй, многовато времени уделено и всяким компьютерным «примочкам», интересным прежде всего для специалистов. Тем не менее, роман достаточно интересен и дает немало почвы для размышлений. Так что рекомендую обратить на него внимание.
|
| | |
| Статья написана 6 августа 2010 г. 17:04 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Как известно, великие герои не умирают, они оживают в продолжениях. Видимо, великие писатели тоже оживают для того, чтобы написать новый роман. Итак, перед нами — якобы неизвестный ранее роман Желязны, случайно найденный его литагентом. Ничего фантастичного в нем нет. Это скорее некий гибрид детектива и боевика. История начинается с того, что Овидий Уайли, некогда преступник, а ныне вполне преуспевающий торговец живописью, обнаруживает в своей галерее труп своего бывшего подельника. Естественно, подозрения падают на Уайли. Он попадает в тюрьму, а затем на него выходят агенты ЦРУ, которые делают ему предложение, от которого невозможно отказаться. И вот уже свежеиспеченный агент ЦРУ Уайли едет в Рим, чтобы отыскать священника Карла Бретана, присвоившего три миллиона долларов из казны Ватикана. А дальше, как говорится, все завертелось. Убийства, перестрелки, роковая красотка, продажная полиция, борьба за права индейцев — чего только не намешано на трех сотнях страниц. Окончательно решатся все загадки аж в Южной Америке. А для полного счастья не хватает только наркоторговцев и террористов-мусульман. И если вначале роман читался как довольно неплохой детектив, то затем пошел явный крен в сторону довольно бестолкового боевика. Некоторые сюжетные ходы, призванные, видимо, еще больше запутать ситуацию, выглядят крайне надумано. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Например, конфликт между двумя братьями Главный герой то показывает удивительную крутизну, то ведет себя как совершенный простофиля. Некоторые его действия совершенно нелогичны. Впрочем, его противники тоже то проявляют дьвольскую осведомленность, то крайнюю тупость. Дело усугубляется крайне корявым языком романа, впрочем, возможно здесь большая часть вины лежит на переводчике. В итоге получился настолько проходной боевичок, что у меня закрались серьезные сомнения по поводу авторства сего опуса. Впрочем, после прочтения послесловия, написанного сыном писателя, эти сомнения практически переросли в уверенность. Надо видеть, каким тоном сын мэтра рассказывает о случайно найденной литагентом рукописи, пытается объяснить, почему никто не знал о ней раньше и агрессивно доказывает «почему бы папе и не написать боевик, что ж ему, все жизнь только фантастику было писать». Думаю, в лучшем случае от Желязны остались разрозненные черновики, дописанные каким-то литературным негром, в худшем же случае он вообще не имеет никакого отношения к данному тексту. Название романа — «Покойся с миром». Что ж, покойся с миром, Мастер Фантастики! Надеюсь, жадные наследники и не менее жадные литагенты более не будут позорить славное имя Роджера Желязны этакими сомнительными поделками.
|
| | |
| Статья написана 5 августа 2010 г. 19:45 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] С интересом ознакомился с романом молодого писателя Хорсуна, который позиционируется критиками в качестве одной из надежд русскоязычной научной фантастики. Не совсем согласен с данным утверждением. Тем не менее, роман оставил довольно неплохое впечатление. Сперва несколько слов о сюжете романа. Его действие происходит в Солнечной системе через 5 миллиардов лет после наших дней. Нестабильное Солнце превратилось в красного гиганта и поглотило внутренние планеты — Меркурий, Венеру, Марс. Человечество ютится на спутниках Сатурна, Урана, Нептуна. Более того, дальнейшие изменения солнечной активности могут окончательно положить конец существованию человеческой цивилизации. Ведь люди так и не смогли выбраться за пределы Солнечной системы. Тем не менее люди не прекращают отчаянные попытки изменить ситуацию и спастись. В числе тех, кто борется за выживание — и четверка друзей, наделенная необычными способностями, каждый из которых пытается использовать свой, совершенно необычный способ спасения. Однако, выясняется, что далеко не все заинтересованы в том, чтобы кому-то из четверки удалось достичь успеха. Теперь о том, что касается научности. Действительно, в романе в популярной форме изложены современные представления о дальнейшей судьбе нашего Солнца, немало толковых описаний планет-гигантов и их спутников, интересное описание транспортной сети будущего. Вместе с тем, вся научность связана только с астрономией и физикой. Биолога, например, сильно бы удивил тот факт, что за 5 миллиардов лет люди как вид не претерпели особых изменений. Историк изрядно повеселился бы при мысли о том, что египетские пирамиды способны простоять пять миллиардов лет. Ну а уж социолога или политолога изображенное в романе общество с клановой борьбой, рабством и прочими атрибутами древнего мира и средневековья просто насмешило бы до слез. Научности во всем этом не больше, чем в марсианах Берроуза и селенитах Уэллса. Пожалуй, более точно было бы классифицировать роман как космооперу с элементами НФ. Вместе с тем, в качестве космооперы роман вполне неплох. Загадочный космический корабль из прошлого, который поддерживает странный контакт с одним из героев, таинственная телепатическая связь другого героя с представителем иного разума, археологические раскопки на Пангее, заброшенной в окрестности Нептуна — все это дает немалый простор для воображения читателя. Приключения героев весьма разнообразны и динамичны, а сюжетные ходы достаточно неожиданны. Правда, порой авторские задумки выглядят несколько надуманными. Так, пресловутая Партия, в ходе которой аристократическая молодежь проходит проверку на прочность, подозрительно смахивает на старую пошаговую игру. Образы героев не отличаются особой глубиной и проработанностью. Вместе с тем, они вызывают симпатию и сочувствие, а трагичная и необычная судьба Ай-Оу и вовсе впечатляет. Пожалуй, только Брут из всей четверки выглядит бледновато. Образы злодеев более схематичны и примитивны, вместе с тем, мотивы их действий достаточно неожиданны. Концовка тоже показалась мне несколько натянутой. Вместе с тем, признаю право автора на такую трактовку. Вывод. Чувствуется, что Хорсун — достаточно молодой автор. Далеко не всегда ему удается в полной мере реализовать свои замыслы и удачно связать все концы с концами. Вместе с тем, у автора, несомненно, есть богатое воображение и нетривиальные идеи. Пожалуй, к его творчеству стоит присмотреться внимательней.
|
| | |
| Статья написана 5 августа 2010 г. 12:52 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Очень специфический роман. И впечатления от него столь же неоднозначные. Все же, попробую их упорядочить. Итак, сам роман едва ли может считаться в полной мере фэнтезийным. Мир, в котором происходит действие, изрядно смахивает на Англию века этак восемнадцатого. Большинство граждан прозябает в нищете. А вот представители правящей верхушки — нобили — купаются в роскоши и плетут хитроумные интриги. Никакой магией здесь и не пахнет. Единственное принципиальное отличие от реальной Великобритании — существует особое сословие мечников, которые могут участвовать в дуэлях вместо знати, а заодно и выполняют некоторые ритуальные функции. Один из лучших мечников Приречья Сент-Вир оказывается втянут в многоходовые интриги, в которых каждый знатный лорд преследует свои цели. Станет ли он пешкой в чужой игре или изменит ее ход? Запутается ли он в сетях интриг или вырвется из этой паутины? Вот вкратце суть сюжета данной истории. Но у Кашнер, в отличие от многих авторов, ничего не бывает простым и прямолинейным. В качестве несомненных достоинств романа следует отметить, во-первых, блестящее стилистическое мастерство автора. Да и перевод показался мне удачным, позволившим передать изысканный стиль Кашнер. Еще одно достоинство — мастерски прописанные персонажи романа. Вот здесь штиампами и не пахнет. Каждый из персонажей — от главных героев до совершенно эпизодических фигур вроде Ловкача Вилли или мечника Хьюго получился живым и совершенно индивидуальным. А уж коварная герцогиня, мерзкий лорд Горн, прямолинейный Сент-Вир, очень неоднозначные Алек и лорд Майкл просто на удивление интересны. В-третьих, хотя главные интриги и показались мне не слишком уж запутанными, следить за тайным противоборством персонажей романа — одно удовольствие. Очень хороши многие, причем весьма разноплановые эпизоды — от полной ядовитых намеков беседы на корабле грецогини до благородного поступка старого фехтовальщика, спасшего своего ученика. Очень изящен вставной эпизод — театральная пьеса. Увы, в бочке меда скрывается даже не ложка, а не меньшая по размеру бочка дегтя. Кашнер наглядно демонстрирует читателям, что и завсегдатаи таверн для бедноты и обитатели дворцов в одинаковой мере переполнены всевозможными пороками. И мужеложство, с таким аппетитом описанное автором, еще не самый мерзкий из них. И простолюдины, готовые продать своего товарища с потрохами за скудную плату, и лорды, чье общество напоминает пауков в банке, оказались равно отвратительны. Своей цели автор добилась. Но порой откровенные описания романа вызывали у меня чувство гадливости. Да и с описанием героев автор, пожалуй, перестаралась. Даже положительные вроде бы персонажи вызывают не сопереживание, а желание изолировать этих откровенных психов в каком-нибудь местечке с крепкими стенами и замками. Достаточно поверхностными показались мне и попытки отразить политическую ситуацию в стране. Постоянные упоминания о волнениях ткачей не слишком соотвествуют описанной в романе картине жизни столицы. Достаточно притянутым за уши выглядит и относительный хэппи-энд романа. Ни в коей мере не могу назвать роман Кашнер слабым и неудачным. Но большинству читателей он едва ли понравится, а определить его целевую аудиторию совсем непросто. Вот если читатель любит одновременно дамский роман и темную фэнтези, тогда «На острие клинка» — именно то, что нужно.
|
|
|