Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 июля 2010 г. 23:38

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Терри Пратчетт известен своими веселыми книгами для взрослых. А вот теперь он написал грустную сказку для детей. В этом произведении автор и похож, и не похож на самого себя. С одной стороны, блестящая фантазия автора по-прежнему с ним. Ну кто еще может соорудить столь необычный и оригинальный мир, удивительным образом совместив реалии викторианской эпохи с совершенно необычными особенностями политики, реальных живых существ с мифическими, а привычных нам божеств с выдуманными самостоятельно? Временами настолько входишь в ритм повествования, что совершенно забываешь о том, что это фэнтези, а не исторический роман, и тут автор огорошивает очередной совершенно безумной реалией. Птицы-дедушки, камни богов, загадочная пещера — все это ярко, красочно, необычно. Но что же скрывается за этими декорациями?

А скрывается за ними грустная и пронзительная история о смысле жизни и смерти, о долге и ответственности, о взрослении героев. Порой эта история кажется чересчур наивной, детской, а порой поражает своей глубиной и мудростью. Беспощадная стихия уничтожает почти всех жителей небольших островков, затерянных в океане, кроме подростка Мау, и она же забрасывает на остров шхуна, на которой выжила только юная наследница знатного рода Дафна. Им предстоит пережить свое горе, выжить и научиться жить. Вот так просто и так сложно. Как быть, если все, кого ты знал и любил, погибли в одно мгновение? Проклинать богов и судьбу в бессильной ярости? Наложить руки и на себя? Или найти новый смысл жизни и других людей, ради которых стоит жить? Пожалуй, именно это — самое главное в новом романе Пратчетта.

Еще одна, немногим менее сложная проблема, поднятая автором — разница между внешним видом, поведением — и истинной сущностью человека. Очень важную роль в истории героев занимают попытки преодолеть жесткие внутренние и внешние ограничения, понять, что нормы поведения отнюдь не всегда заслуживают безукоризненного выполнения, что истинный подвиг может выглядеть внешне совсем не привлекательно.

Автор ставит и другие непростые вопросы: о людях и божествах, о истории и современности, об истинном лидерстве. Но при этом Пратчетт в значительной мере отходит от привычного ироничного стиля и пишет в несколько непривычной назидательной манере. Книга действительно учит читателя правильным и важным вещам, но иной раз она разительно напоминает своей прямолинейностью этакий учебник жизни.

Еще одна интересная особенность романа — автор соединил воедино не слишком сочетающиеся эпизоды. Тут и поиски истинного прошлого островитян, и коварные пираты, и злые людоеды, и робинзонада главных героев. При этом каждый эпизод по-своему достаточно интересен, а в целом роман порой напоминает лоскутное одеяло. Слишком уж резкими получились переходы между частями романа. Да и события порой развиваются слишком предсказуемо. Если уж в начале романа автор вешает на стену ружье в виде упоминания людоедов, то потом герои каждые десять страниц напоминают о возможном приходе этих самых людоедов читателю. Немного нетипичный для Пратчетта подход.

Несколько слов о героях. Картина получилась достаточно противоречивая. Очевидно, что Пратчетт с большой симпатией относится к Мау и Дафне, но они выглядят какими-то не слишком убедительными. Второстепенные персонажи показались мне гораздо более реалистичными и яркими. А вот злодеи на редкость схематичны и картонны.

Достаточно странно развивается напряжение в книге. По сути, первая и наиболее впечатлившая меня кульминация происходит уже в первой четверти романа, когда героям приходится преодолеть свои самые тяжелые испытания. Дальше накал заметно слабеет, и даже стычка с людоедами не производит столь сильного впечатления, ведь ее итог легко предугадать. И только необычный и мудрый эпилог вновь цепляет всерьез.

Общее впечатление от романа у меня немного странное. На общем фоне прочитанного в последнее время остроумие и яркая фантазия Пратчетта, конечно, смотрятся прекрасно. Но если сравнивать «Народ» с другми произведениями самого Терри, например, с «Правдой», то он все же им заметно уступает. Все же «Народ» действительно, в первую очередь, прекрасный подростковый роман. Однако и взрослый читатель найдет в этой книге пищу для размышлений.


Статья написана 1 июня 2010 г. 20:58

Благодаря журналу Реальность фантастики, впервые один из моих рассказов — Встреча с Президентом был опубликован, хоть и только в электронном виде.:cool!: Забавно, что публикации удостоилась история, которую я считаю едва ли не самой простенькой и сырой среди своих опусов. Что ж, лиха беда начало! Спасибо, Pouce!:beer:


Статья написана 25 мая 2010 г. 06:23

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Для начала анекдот.

После смерти мужа жена обращается к медиуму для того, чтобы пообщаться с духом почившего супруга. Дух откликается на ее зов.

-Как твои дела, Крис? Где ты? Что ты делаешь?

-Я нахожусь в прекрасном месте. Целыми днями я гуляю среди зелени в садах. Утром я просыпаюсь, занимаюсь сексом, завтракаю, занимаюсь сексом, гуляю, занимаюсь сексом, обедаю, занимаюсь сексом...

-О, я рада за тебя, Крис! Но я никогда не думала, что в раю так часто занимаются сексом?

-В каком еще раю, дура? Я — кролик в штате Кентукки!

Вы ознакомились с кратким содержанием романа Матесона «Куда приводят мечты».

Ну а теперь о том же самом подробней и серьезней.

В этом произведении Матесон замахнулся на едва ли не самую сложную для автора тему: что же ждет нас всех после смерти. Однако, на мой взгляд, убедительно справиться с ней не сумел.

Видно, что эта тема для автора имеет важное значение. Подозреваю, что незадолго до написания романа Матесон мог потерять кого-то из близких ему людей и попробовал хоть таким образом найти некое утешение для себя. Главный тезис романа прост, но принципиален: «Как будто мы, отдав концы, не умираем насовсем». Но вот что ждет человеческую душу после смерти?

Матесон наглядно демонстрирует всю эклектичность представлений современного обывателя о посмертном существовании. Будут в романе и пресловутый светящийся тоннель, и попытки установить связь с миром живых с помощью медиума, и Страна Вечного Лета, некий аналог современного рая, и соответствующий аналог ада — Страна без радости, и последующая реинкарнация души главного героя. Не будет в романе только какой-то связной целостной картины. Посмертие, изображенное Матеосном, не христианское, не буддистское, тем более не мусульманское и не атеистическое. Это какой-то странный гибрид, показавшийся мне лишенным достоверности.

Начинается история банально. американец Крис гибнет в автокатастрофе. Несмотря на все старания выжить, его душа покидает тело. Затем душа Криса навещает его жену, которую он очень любил и всячески пытается связаться с ней, но безрезультатно. После скитаний на Земле душа Криса все же попадает в Страну вечного Лета, где, кроме райских кущей, есть и вполне современные магазины, библиотеки, кинотеатры, и где каждый может найти себе дело по душе. Но тревога за судьбу жены заставляет Криса отправиться в опасный путь.

Главная ценность романа — не хитросплетения сюжета, не проработанные характеры, а некая моральная составляющая. И вроде бы все правильно пишет автор. Рассказывает о том, что бояться смерти не нужно. Что цепляясь до последнего за жизнь, ты можешь только нанести вред своей душе и своим близким. Что самоубийство страшно отягчает душу и требует искупления. Что ад каждый из нас сам носит в собственной душе и что в посмертии каждому воздастся по делам его и по его собственным представлениям о жизни после смерти. Все это хорошо, но почему-то меня совершенно не впечатлило и не зацепило. Может, потому, что Матесон не сумел придать убедительности и художественной силы своему роману, не смог заставить меня сопереживать своему герою.

Действительно, с характерами персонажей в романе обстоит дело неважно. Главный герой прекраснодушен и бестолков до изумления. На протяжении всего романа в его голове вертятся только две мысли: Куда я попал и как связаться со своей супругой, а затем как ей помочь? Даже судьба детей интересует Криса слабо. Вообще главный герой получился каким-то аморфным и бестолковым. Не лучше выглядит и его любимая супруга с суицидальными наклонностями. Прочие же персонажи оказываются совершенно невнятными. Более того, автор не сумел показать и какого-то развития души своего героя. На протяжении всего произведения Крис остается таким же упрямым и бестолковым, зацикленным на одной идее, как и в его начале.

Картины загробной жизни по версии Матесона получились каким-то эклектичным набором штампов, диковинной помесью христианских и буддистских воззрений с немалой толикой идей, широко распространяемых шарлатанами всех мастей. При этом автор ухитрился намекнуть, что христианские воззрения отнюдь не являются единственно правильными. Нельзя не отметить, что, повествуя о загробном мире, автор с максимальной осторожностью обошел вопрос о существовании Бога. Попытка же объединить в загробном мире старинные каноны с современными технологиями, без использования которых блаженство кажется уже немыслимым, выглядят и вовсе довольно смешно. В итоге произведение Матесона скорее демонстрирует то, какая каша царит в головах американских, да и не только американских обывателей, которые толком ни во что не верят, но страшно боятся умереть насовсем.

В чем же главная идея этого романа? Каждому да воздастся по вере его. Что ж, возможно, это и так. Но глядя на вариант посмертия, созданного Матесоном, так и хочется воскликнуть пресловутое: Не верю! Очень уж неубедительной, несвязной получилась созданная автором картина.

P.S. Невозможно удержаться от сравнения этого романа с романом Логинова "Свет в окошке". Так вот, мало того, что Логинов сумел создать совершенно оригинальную картину посмертия, а Матесон обошелся наборов штампов, так картина Логинова получилась гораздо более убедительной и цепляющей за живое, в то время, как этот роман Матесона оставил меня совершенно равнодушным.


Статья написана 15 мая 2010 г. 12:54

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Если бы американский фантаст Роберт Силверберг жил в СССР, он наверняка бы получил звание Героя Социалистического Труда. Во всяком случае, такого стахановца среди фантастов еще надо поискать. За свою долгую жизнь автор написал больше сотни романов! Пожалуй, среди фантастов только Айзек Азимов может конкурировать с Силвербергом по количеству изданных произведений. Конечно, далеко не все произведения у автора написаны на высоком уровне. Есть среди них и откровенные поделки. Тем не менее, цикл "Маджипур" и роман "Человек в лабиринте" по праву считаются шедеврами мировой фантастики. И если с романами Силверберга отечественный читатель знаком достаточно неплохо, ведь на русском языке издавалось около сорока из них, то в качестве автора рассказов Силверберг на протяжении многих лет оставался для нас своеобразной «терра инкогнита». Впрочем, о чем можно говорить, если до недавнего времени единственным удачным русскоязычным сборником рассказов Силверберга был «На дальних мирах», выпущенный издательством «Мир» еще в 1990 году.

И вот, наконец, издательство «Эксмо» в 2009 году предприняло попытку изменить сложившуюся ситуацию, выпустив сборник рассказов Силверберга «Железная звезда». В результате из сорока с небольшим рассказов добрая треть на русском языке была издана впервые.

«Железная звезда» включает в себя рассказы разных периодов творчества Силверберга и дает возможность читателю проследить изменения писательского стиля, тематики его произведений, проблем, которые волновали автора.

Ранние рассказы Силверберга написаны в духе классической научной фантастики. В центре внимания автора – преодоление человеком неких испытаний для достижения своей цели. Характерен для этого периода творчества рассказ «Слабак», в котором главному герою на планете с удвоенной силой тяжести удается доказать аборигенам, что сила духа не менее важна, чем сила мускулов. Еще одна тема, привлекавшая внимание Силверберга в то время – контакт землян с иными цивилизациями и соперничество разных цивилизаций. Нередко проблему противостояния с инопланетянами автор решает в ироничном ключе, ищет парадоксальные выходы из ситуаций. Например, в «Двойной работе» землянам удается превзойти хитрецов-домеранжи, пытавшихся поставить ученым невыполнимое техническое задание, а в «Нейтральной планете» добиться расположения аборигенов удается, лишь применив весьма нетривиальный способ. Творчество Силверберга этого периода имеет немало сходства с рассказами Шекли или Эрика Рассела.

Постепенно автор уходит от традиционных тем, все больше обращая внимания на внутренний мир своих героев, их эмоции и желания. Так, в «Восходе на Меркурии» контакт с негуманоидным разумом показывает всю противоречивость желаний земных космонавтов. «Теплый человек» рассказывает нам о существе, питающемся человеческими эмоциями, в первую очередь, отрицательными.

Нередко Силверберг оказывается в числе первопроходцев, выдвигающих интересные, необычные фантастические допущения. Например, в рассказе «Элари» автор поднимает тему коллективного разума, столь блистательно развитую потом Урсулой Ле Гуин в рассказе «У меня девять жизней».

В своих лучших произведениях этого периода Силверберг показывает весьма незаурядное мастерство. Особенно запоминается «Озимандия» — потрясающая история о гордыне, одиночестве, тщетности усилий, впечатляющее предостережение тем, кто уверен во всемогуществе человечества.

Не чужда автору и социальная тематика. Особенно характерен в этом плане «Паспорт на Сириус» — история о несуществующей войне, придуманной политиканами для достижения своих целей. С художественной точки зрения рассказ не так хорош, но как социальное предупреждение очень актуален до сих пор.

Порой же автору удается соединить в своих рассказах социальную остроту и блестящую стилистику текста. Очень хорош в этом плане «Контракт», в котором Силверберг поднимает проблему зависимости человека от крупных корпораций. До чего же живо, тонко, остроумно написан этот текст! Не менее хорош и «Увидеть невидимку», хоть и сделан он совсем в другом ключе. Эта жесткая история повествует о том, как общество регламентирует поведение человека, пытаясь любой ценой загнать его в определенные рамки, и о том, как человек, несмотря ни на что, все же не может существовать без общества. Антиутопия обычно требует достаточно большого объема текста, а вот Силверберг сумел сказать очень много всего на десятке страниц. В мудром рассказе «Пересадочная станция» автор поднимает проблему значимости человека для общества и его ответственности перед другими людьми, права распоряжаться чужими судьбами.

С конца 1960-х годов стилистика рассказов Силверберга претерпела заметные изменения. Все чаще в его произведениях проявляются мотивы, которые в начале двадцатого века назвали бы декадентскими. В повестях «Ночные крылья», «На большой дороге», «Плавание в Византий» перед нами предстает картина далекого будущего, несущего на себя отпечаток упадка и гибели цивилизации. Печальные, причудливые, даже вычурные картины умирающей Земли переданы с большим мастерством. При этом героям приходится делать нелегкий выбор, принимать тяжелые решения в почти безнадежной ситуации. Пожалуй, эти произведения заставят читателей вспомнить о творчестве Вэнса или Муркока.

Эксперименты автора со стилем и проблематикой очень разнообразны. Есть среди рассказов сборника и сатирический «Как мы ездили смотреть конец света», и жесткая антиутопия «Дом двух разумов», и киберпанковский «Торговец индульгенциями» и совершенно сюрреалистичные «Слоны Ганнибала». Не все из этих экспериментов можно признать удачными, но, пожалуй, каждый читатель найдет среди этих историй те, которые придутся ему по вкусу.

Впрочем, даже в позднем творчестве Силверберга есть классические фантастические истории, написанные в духе подлинного гуманизма, например, «Костяной дом».

Конечно, рассказать обо всех произведениях сборника, заслуживающих внимания, очень сложно, учитывая их количество и разнообразие. Читателю «Железной звезды» предстоит побывать в прошлом и будущем, на Земле и на самых отдаленных планетах, столкнуться с известными историческими личностями, причудливыми инопланетянами и разумными животными. Среди этих историй есть добрые и жестокие, грустные и веселые. Попадаются в «Железной звезде» и не слишком примечательные произведения. Например, заглавный рассказ сборника – довольно заурядная история о контакте, в которой автор перестарался с обширными астрофизическими пояснениями. Но рассказы невысокого качества в этой подборке – в явном меньшинстве.

Серия «Шедевры фантастики» нередко радует читателей удачными подборками произведений, дающих возможность получить впечатление от творчества того или иного известного автора. Но даже учитывая общий высокий уровень сборников серии, «Железная звезда» — один из лучших томов серии. Остается надеяться, что все же увидит свет и второй том из запланированного двухтомника малой прозы Силверберга, доставив тем самым немало удовольствия поклонникам этого мастера. Ну а пока приходится довольствоваться этим замечательным сборником.


Статья написана 11 мая 2010 г. 14:47

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Палеонтологи порой с немалым шумом сообщают о том, что найдено очередное недостающее звено — некий ископаемый гоминид, одна из переходных форм от обезьяны к человеку. Ученые с огромным интересом сравнивают косточки этих диковинных существ, пытаясь выяснить, кто от кого произошел. Любитель же литературы может с не меньшим энтузиазмом выстраивать цепочку произведений в поисках корней развесистого древа современной фантастики и мистики. И если имена Эдгара По, Герберта Уэллса, Говарда Лавкрафта известны каждому поклоннику фантастики и мистики, то десятки других авторов ХIХ — первой половины ХХ века остаются своеобразной «терра инкогнита» для массового читателя. Отрадно, что в последние годы «белые пятна» постепенно исчезают, а издатели радуют читателей новыми малоизвестными именами. Серия «Мастера мистической прозы» издательства «Вече» как раз и объединяет произведения не слишком известных фантастов и мистиков первой половины прошлого века. Благодаря издательству «Вече» и переводчику Юрию Соколову во мраке, сквозь который едва проступают полузабытые имена предтеч, вновь засияла яркая звезда таланта Уильяма Хоупа Ходжсона — очень своеобразного автора и человека с весьма необычной и даже трагичной судьбой.

В его недолгую биографию — автор прожил всего 40 лет — поместились и восемь лет морских плаваний, и служба в полиции, и участие в Первой мировой войне, которое и стало для Ходжсона роковым. И всего-то восемь лет из этих сорока осталось на литературную деятельность Ходжсона. Тем не менее, за этот недолгий срок автор успел издать четыре романа и несколько десятков рассказов.

Пожалуй, самым знаковым и любопытным из романов Ходжсона является «Ночная Земля», изданная в 1912 году, но написанная, судя по всему, значительно раньше.

Итак, представьте себе мальчишку викторианской эпохи, с горячим сердцем, чистой душой, большими амбициями и неуемной, яркой фантазией. Конечно, он мечтает о тех простых и важных вещах, о которых мечтают мальчишки всех времен и народов: о том, как он совершит удивительные подвиги, как все восхитятся его мужеством и даже строгий, но внимательный наставник выкажет ему свое уважение. И, конечно, самое главное: прекрасная девушка, которую он спасет, непременно падет в его объятия и станет его нежной возлюбленной и верной женой. Ну а наш герой скромно, но с достоинством примет подобающие почести и отправится дальше, к новым удивительным подвигам и приключениям.

Написать такую книгу, на первый взгляд, не так сложно. Как писал еще Алексей Свиридов в своем замечательном «Малом типовом наборе для создания гениальных произведений в стиле «фэнтези», всего-то и требуются: главные Герой с Героиней, Мудрый Наставник, пару Верных Спутников, Главный Злодей и несколько его приспешников да декорации поярче. Живший почти за век до Свиридова Ходжсон оказался истинным минималистом и обошелся без изрядной части вышеупомянутого типового набора.

В книге вы не найдете верных спутников главного героя, он вполне управится с проблемами своими собственными силами. Да и мудрый наставник героя — Мастер над Монструваканами играет в произведении эпизодическую роль, лишь несколько раз появившись в начале и в финале произведения. Все в романе подчинено только главному герою, «альтер эго» самого Ходжсона, который совершенно не нуждается в помощниках ради того, чтобы спасти свою возлюбленную. Собственно говоря, и романом-то «Ночную Землю» можно назвать только с учетом ее изрядного объема. Сюжетная линия произведения одна-единственная и при этом она пряма как стрела. Главный герой узнает, что его возлюбленная в беде, бросается на выручку, преодолевая многочисленные препятствия, спасает девушку, после чего они уже вдвоем преодолевают не меньшие опасности на обратном пути. Все. Точка.

Характер возлюбленной главного героя тоже не блещет особой глубиной. Автор изобразил ее идеальной особой, лишенной каких либо недостатков. Умная, храбрая, стойкая и вместе с тем нежная, любящая, порой даже кокетливая, а к тому же безоговорочно преданная своему любимому и всецело ему послушная. Пожалуй, только пылкий юноша способен представить столь романтичную и идеальную картину.

Со злодеями дело обстоит ничуть не лучше. Некое глобальное Зло, нависающее над миром, описано крайне туманно. Обычные же монстры набрасываются на героя и его спутницу то поодиночке, то целыми стаями, но крепкая рука и надежное оружие героя всякий раз отправляет их в небытие.

К тому же, сам стиль описания событий своеобразен. Больше всего текст напоминает чрезвычайно подробный и тщательный дневник главного героя. Проснулся, позавтракал, шел шесть часов, передохнул, попил воды, прятался от врагов, крался пять часов, спрятался, поужинал. И так изо дня в день. Описания изобилуют множеством мелких подробностей. С одной стороны, это позволяет нам лучше погрузиться в мир, прочувствовать буквально на собственной шкуре все, происходящее с главным героем. С другой стороны, эти подробные описания быстро приедаются свои крайним однообразием и начинают утомлять читателя. А ведь это еще сокращенный вариант перевода, избавленный от многих длиннот и повторов! Представляю, как в таком случае выглядел оригинал этой книги.

Идеализированные, не слишком интересные герои, прямолинейный сюжет, обилие повторов и длиннот. Так что же получается? «Ночная Земля» может представлять интерес только для того, кто интересуется историей фантастики, а на обычного читателя способна лишь навеять тоску? Нет, нет и еще раз нет! Перед нами тот редкий случай, когда слабое во многих отношениях произведение спасают декорации. Ибо поразительные картины умирающей Земли, созданные фантазией Ходжсона, назвать заурядными совершенно невозможно.

Автор переносит свою романтическую историю в очень далекое будущее, когда некие загадочные катаклизмы изуродовали лик земного шара до неузнаваемости, когда в результате неосторожных экспериментов ученых силы Зла вторглись на Землю и подчинили ее себе, а остатки человечества оказались вынуждены укрыться в грандиозной пирамиде.

Ходжсон довольно поверхностно описывает то, как человечество пришло к столь плачевному состоянию. Не слишком много внимания он уделяет и развитию техники будущего, а его скупые описания выглядят сейчас крайне наивно. Впрочем, Ходжсон скорее мистик, чем фантаст. Не хитроумная техника будущего, но сила духа и мысли, по его мнению, способны будут передать весть через тысячи километров, а ключ к победе над Злом — не совершенное оружие, но вера и воля человека. И именно картины умирающей Земли очень далекого будущего — самое яркое, красочное, интересное в романе, то, ради чего действительно стоит знакомиться с творчеством Ходжсона.

Благодаря ярким и красочным описаниям автора эти картины представляешь настолько ярко, как будто видишь их собственными глазами. Кромешная мгла, окутавшая Землю — и яркий бриллиант Великого Редута, горящий во тьме. Невероятные Стражи — монстры величиной с гору, веками караулящие людское прибежище и источающие зло и ненависть. Черные безжизненные скалы и извергающие огонь вулканические жерла — источник света, тепла и прибежище ужасных тварей. Ущелье и чудовищные слизни, дно высохшего моря и рыскающие по нему Горбатые люди. Вот лишь самые яркие из тех необычных полотен, которые создала рука Ходжсона. Непросто передать ту грозную красоту, которую воплотил автор в «Ночной Земле», тот контраст между прекрасным и безобразным, величественным и отталкивающим, которым наполнено это произведение.

Эпизоды из «Ночной Земли» стали источником вдохновения для многих знаменитых авторов. Например, момент, когда герой романа крадется во тьме и пытается укрыться от Безмолвных, глядя на их призрачную обитель, чрезвычайно напоминает скитания Фродо и Сэма у Минас-Моргула.

Для современного читателя роман Ходжсона может показаться необычным и непривычным. Он не отличается динамичностью сюжета, проработанностью образов героев. Но яркие, причудливые картины Ночной Земли навсегда запомнятся каждому, кто прочел это произведение.





  Подписка

Количество подписчиков: 387

⇑ Наверх