| |
| Статья написана 11 мая 2010 г. 00:17 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Уважаемые читатели! Может ли стать качественным, увлекательным произведением десятый том эпопеи? Думаю, большинство из вас с готовностью даст отрицательный ответ на этот вопрос, даже не пытаясь выяснить, о чем, собственно, идет речь. Ведь многим уже изрядно приелись многотомные «опупеи», в которых бравые герои в очередной раз крошат в капусту все новых и новых врагов, а автор в погоне за гонораром продолжает выжимать все соки из заезженной уже темы. Так вот, все вышесказанное не имеет никакого отношения к новому роману Андрея Валентинова. Действительно, материал для эпопеи «Око силы» просто необъятен, и не менее необъятен простор для авторской фантазии. Ведь главный объект интереса автора — не судьбы отдельных персонажей, пусть даже и выдающихся исторических личностей, а история Советского Союза в целом. История вообще похожа на айсберг. На всеобщее обозрение выставляются некие всем известные факты, но самое интересное надежно спрятано от взгляда непосвященных. И этот айсберг может десятилетиями неспешно плыть от одного учебника к другому, а затем резко перевернуться и на свет божий выплывают совершенно удивительные события, а то, что казалось очевидным, вдруг тонет в черной воде. Отличный историк, Андрей Валентинов с нескрываемым удовольствием резвится в этой мутной воде, удивляя читателя необычными фактами нашего прошлого и пытаясь показать те скрытые пружины, которые, возможно, и определили важные события нашей истории. Ну а в качестве не менее опытного фантаста, автор смело подбрасывает самые невероятные гипотезы и предположения. В результате мир эпопеи «Око силы» хоть и похож на нашу реальность как две капли воды, все же отличается некими нюансами, порой мелкими, а порой крайне существенными. По сути, вся эпопея — один огромный полигон для криптоисторика Валентинова, который пытается направить локомотив отечественной истории ХХ века на другой путь. Действие романа «Царь-Космос» происходит в 1923 году, в момент, когда отечественная история в очередной раз оказалась на перепутье. Сумеет ли незаметный генеральный секретарь подмять под себя партию или страна окажется в других руках? И не окажутся ли эти руки когтями Льва Революции? Вершить судьбу Отечества придется скромным сотрудникам Техгруппы Научпромотдела. Именно там судьба сводит героев романа. Виктор Вырыпаев — бывший батальонный командир Красной Армии. Семен Тулак — белогвардейский поручик, скрывающийся под чужим именем. А командир эскадрона Ольга Зотова и вовсе шагнула в роман Валентинова со страниц повести Алексея Толстого. Каждого из них мясорубка страшной Гражданской войны пожевала, но пока выплюнула. Искалеченные физически, но стойкие духом, герои романа рассчитывают найти спокойное убежище, однако неожиданно для самих себя оказываются в самой гуще странных событий. Задача Техгруппы очень непроста. Среди множества дел о странных, загадочных, непонятных явлениях, надо отыскать те, которые могут представлять интерес для партийного руководства и лично товарища Сталина. А в этих делах чего только нет. И странный донос истопника музея Изящных искусств, и непонятный гелиотерапевтический санаторий, и даже дерзкая попытка профессора Иванова скрещивать людей с обезьянами. Выясняется, что некоторые сведения, попавшие в руки работников Техгруппы, могут сыграть решающую роль в разворачивающейся борьбе партийных лидеров. Еще один герой «Царя-Космоса» — Леонид Пантелкин, более известный как Ленька Пантелеев. Бывший чекист, подавшийся в налетчики и ставший королем преступного мира по кличке Фартовый, предстанет перед читателями в новом качестве, а его поступки получат достаточно неожиданное, но вполне логичное объяснение. Несмотря на официальное сообщение о его гибели, Леонид все еще жив, но каждую секунду балансирует над пропастью. Только обладание очень ценной информацией спасает его. Но сможет ли он променять память о друге на еще один шанс выжить? Нельзя не признать, что персонажи Валентинова заметно изменились по сравнению с более ранними романами эпопеи. Если в первой трилогии противостояние красного комиссара Косухина и белого офицера Арцеулова выглядит почти карикатурно, то у Тулака, Вырыпаева, Зотовой в характерах и даже в мировоззрении общего неожиданно оказывается больше, чем различий, а настоящая дружба становится важнее политических убеждений. Очень необычны и трактовки образов реальных исторических личностей, которые появятся на страницах романа. Даже товарищ Сталин показан с весьма неожиданной стороны. А уж как удивил меня доктор Ульянов! Очень яркими и характерными получились и образы знаменитого авантюриста Якова Блюмкина и «валькирии революции» Ларисы Рейснер. Любителей остросюжетных приключенческих историй Валентинов в очередной раз порадует. Фантазия автора приводит героев в старинных храм языческих богов и в заброшенные московские подземелья. В романе вдоволь запутанных многоходовых интриг, хватает погонь, перестрелок, а уж битва дирижаблей и вовсе впечатляет. Будут в романе упомянуты и любимые автором дхары, и странные бойцы товарища Волкова, и загадочный тибетский монастырь Шекар-Гомп, и объект Челкель, и еще множество различных тайн и загадок, хорошо знакомых читателям, одолевшим предыдущие девять романов эпопеи. Но не только запутанными интригами и хитроумными загадками хорош этот роман. Есть в нем эпизоды, которые цепляют читателя, заставляют сопереживать героям, задумываться над тем, как ты сам поступил бы на их месте. Поднимает автор и непростую проблему жизни человека в эпоху смены ценностей и ориентиров. Что принесет человечеству шаг в неизведанное: удивительные успехи или страшные бедствия? Станет ли замена старого новым жизненной катастрофой или глотком свежего воздуха? Радует, что Валентинов отказался от однозначного ответа на этот вопрос, предоставив своим читателям возможность самостоятельного выбора. Заодно намекну, что именно с этим вопросом и связана загадка столь необычного названия романа. Написан роман в привычном для Валентинова стиле. Развитие сюжета перемежается ретроспективными вставками. Воспоминания героев не всегда играют ключевую роль в событиях, но помогают понять характеры персонажей, раскрывают их внутренний мир. Еще одна особенность, видимо, перенятая Валентиновым у Олди — обилие песенных и стихотворных вставок. Порой они производят очень сильное впечатление, как например, необычная колыбельная, найденная автором на просторах интернета. Местами же из-за обилия песен роман начинает напоминать индийские фильмы. Впрочем, впечатление от произведения песни не портят. Запоминается концовка романа. Автор ухитрился одновременно и закончить ряд сюжетных линий, и изящно закольцевать сюжет, и оставить достаточно простора для дальнейшего его развития. Тайны и загадки двадцатого века воистину неисчерпаемы, а значит, читателям можно начинать ждать продолжения «Ока силы», одной из самых масштабных эпопей в отечественной фантастике.
|
| | |
| Статья написана 6 мая 2010 г. 22:28 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Представьте себе мозаику из осколков кривых зеркал. Вглядитесь в каждый осколочек. Вы увидите в них страшные рожи демонов, злобные морды тварей, искаженные мукой лица больных. Каждое из этих отражений, мутных или ясных, отвратительных или самых обычных — ваше лицо. Во всяком случае, именно так считает молодой рижский автор Красильников. Его девяносто микрорассказов, объединенных в три раздела, показывают реалии нашей обыденной жизни, но показывают в кривых зеркалах, выпячивая душевные уродства и тыкая читателя в них физиономией. Микрорассказ — очень сложный жанр. На нескольких страницах надо ухитриться задеть душу читателя и произвести на него впечатление. Красильникову удалось зацепить меня не раз, и не два. Раз за разом он указывал на слабости и недостатки, на бессмысленность ставшего уже привычным поведения, на утрату моральных ориентиров. В гротескных и мерзких персонажах Красильникова порой сложно не узнать себя или своих знакомых. Наш привычный мир предстает то в виде рассадника отвратительных демонов, то в виде скопища различных тварей. Особенно впечатляет первая часть сборника — Демонология. Наиболее сильными и страшными исторяими показались мне «Амур», «Водопроводный бес», «Мусорный бес», «Новогоднее ублюдище», «Одержимый». Действительно, вполне реальные алкоголики, мерзвавцы, злодеи выглядят страшнее любых бесов. Однако, при этом, Демонология производит наиболее тягостное впечатление, оставляет совершенно мерзкий привкус. Порой просто казалось, что измазался в грязи и задыхаешься от зловонных миазмов. Вот пару примеров. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Водопроводный бес запускает в краны спирт вместо воды. Споив почти всех жильцов дома и отправив их в ад, он перебирается в следующий дом. Амур поражает в сердце молодого и перспективного физика. Ранний брак и внеплановый ребенок ломают все его карьерные перспективы. Пьяный Дед Мороз приносит издевательские подарки всей семье. Вторая и третья часть сборника слабее и производят менее цельное впечатление. В них много историй, основанных на впечатлениях студенческой жизни, преломленных сквозь призму восприятия студента-медика. Первая любовь, бессонные ночи за конспектами, шатание по ночным клубам и конфликты со строгими преподавателями отражены в рассказах сборника в весьма причудливой форме. Тем не менее, здесь чаще попадаются светлые пятна, хоть немного развеивающие впечатление от сборника в целом. В результате мои впечатления очень противоречивы. С одной стороны, литературное мастерство молодого автора на удивление высоко. Многие рассказы отточены до мельчайших деталей и каждое слово в них — на своем месте. Другие рассказы послабее, но откровенно проходных совсем немного. С другой стороны, крайний житейский пессимизм автора, его категоричность в изображении людских недостатков, неоднозначность выводов у меня вызывали чаще внутренний протест и отторжение, чем согласие и восхищение. Вывод. «Долина лжи» — незаурядный сборник очень перспективного автора. Но восприятие книги читателями может быть очень разным.
|
| | |
| Статья написана 4 мая 2010 г. 09:45 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Несмотря на не самые лучшие впечатления от творчества Корнева, я все же взялся за этот роман. Ведь повесть «Экзорцист», послужившая основой «Проклятого металла», выгодно выделялась на общем фоне произведений автора. Однако, и на этот раз я остался в целом разочарован результатом, хотя, казалось бы, сюжет романа должен был меня заинтересовать. Но обо всем по порядку. На сей раз Корнев вместо привычной постапокалиптики взялся за фэнтезийный боевик. Действие происходит в вымышленном мире, изрядно напоминающем Европу века этак шестнадцатого. Знать и простолюдины, усиление централизованных государств, еретики и инквизиция — все как у нас. вот только одно принципиальное различие. Бесы, вселяющиеся в тела людей, представляют собой угрозу для каждого — от короля до нищего и этих бесов становится все больше. Существует к тому же несколько соперничающих организаций, ведущих борьбу с бесами и их носителями. Если экзорцисты пытаются изгонять бесов, то экзекуторы без лишних разговоров уничтожают одержимых. Более того, одно из государств, где ересь пустила глубокие корни, судя по всему пытается использовать бесовскую силу в военных целях и начинает масштабную кампанию по завоеванию соседних держав. Контрразведке одного из соседних государств приходиться бороться не только с традиционными заговорщиками и вражескими агентами, но и с чрезвычайно опасной и могущественной нечистой силой, вселяющейся в людей. В романе несколько сюжетных линий с весьма разнообразными героями — от графа до писаря, от агента одной из разведок до сотника их врагов, по совместительству мага. Задумка очень хороша и на основе всего этого можно было бы сделать конфетку, шикарный образец приключенческой фэнтези. Увы, у автора это, на мой взгляд, категорически не получилось. Причин для этого несколько. Во-первых, язык романа. Не вдаваясь в подробности, почти все герои — от наследного принца до простолюдина — разговаривают и ведут себя как гопники из пригорода. Короткие рубленные фразы и быстрый переход половины диалогов в мордобой — вот характерные для этого романа эпизоды. Вообще, язык романа достаточно скудный и какой-то корявый. Вторая причина — герои романа. Мотивы действий персонажей достаточно примитивны, и месть — самое сложное чувство, на которое способны герои Корнева. По сути, ни в одном из героев я не заметил каких-то человеческих черт, того, что заставило бы меня ему сочувствовать и сопереживать. К тому же большинство из них — на одно лицо. Отсутствует у каждого героя в характере своя изюминка. Пожалуй, только юный писарь похож на человека и то мотивы его поступков объяснены очень поверхностно. В итоге, несмотря на все хитросплетения сюжета, уже к середине романа мне стало очень скучно разбираться, кто кого замочит: наши пацаны этих козлов или наоборот. Сюжет романа вроде бы и динамичен, и насыщен событиями, но события эти все очень однообразны: битвы, драки, пытки. Нет в романе каких-то тонких ходов, запутанных интриг, остроумных действий персонажей — все просто и прямолинейно: схватить, пытать, вытрясти информацию, убить. Некоторые герои проявляют при этом поразительную прыть, голыми руками расправляясь чуть ли не с десятком врагов. А ведь есть в романе и неплохие находки, например, необычный способ перемещений, который используют темные маги. Но этого явно недостаточно для того, чтобы сделать «Проклятый металл» действительно интересным. Вывод: смело могу рекомендовать этот роман всем, кто любит фэнтези, максимально насыщенное действием и максимально свободное от чувств и размышлений. Остальным лучше воздержаться от его прочтения. Оценка — 5,5
|
| | |
| Статья написана 2 мая 2010 г. 07:47 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Свое знакомство с творчеством Мьевиля я начал с детского «Нон Лон Дона», а вот теперь, наконец, добрался и до рассчитанного на другую аудиторию «Крысиного короля». Произведение оказалось вполне достойным, особенно учитывая. что это — дебютный роман автора. Первое, что бросается в глаза — чрезвычайное сходство «Крысиного короля» с романами Нила Геймана. Во-первых, одной из главных идей романа является выход за привычные рамки существования. Так же, как и у Геймана, герой романа Сол Гарамонд оказывается вырван из своего привычного существования в Лондоне под угрозой немедленной гибели. Точно также он оказывается в подземном Лондоне — не таком волшебном, но и не таком пугающем, как у Геймана, зато не менее отталкивающем. Точно также с героем происходят разительные изменения и из ничем не примечательного молодого человека он становится наполовину крысой. Причем изменения происходят не только с его внешним обликом и способностями, но и с характером и даже моралью. Точно также он сталкивается с существами, наделенными необычными способностями — королем крыс, повелителем птиц и даже владыкой пауков Ананси. Точно так же по следу Сола идет могущественный враг, пытающийся расправиться с ним. Точно также в произведении немало неаппетитных подробностей, начиная от пожирания Солом и Крысиным королем всяких подгнивших объедков и заканчивая сценами кровавых расправ злодея над своими жертвами. Учитывая, что «Король» написан раньше, чем «Американские боги» и «Дети Ананси», но позже «Задверья» стоит, видимо, говорить не о плагиате, а о общих идеях, которые стали популярны среди британских авторов. В романе немало недостатков, показывающих несовершенство писательской манеры тогда еще начинающего автора. В ряде мест сюжет заметно провисает. Длинные отступления, связанные с музыкой, заметно сбивают с ритма повествования. Очень уж много места уделено второстепенному музыкальному направлению, видимо, очень любимому автором. Поведение Сола и его отношение к друзьям выглядят порой слишком наивно. Линия инспектора Краули вообще оказывается оборванной на полуслове. Немного не доработал автор и образы основных действующих лиц, хотя задумка оказалась очень интересной. Все-таки образ Дудочника получился слишком карикатурно негодяйским. А вот Крысиный король — самый противоречивый персонаж романа — очень хорош. Неплохо показано развитие образа Сола. Друзья же Сола — всего лишь бледные тени. И все же перед нами не просто ухудшенная копия Геймана. В романе есть немало удачных эпизодов, которые произвели на меня сильное впечатление. Причем эпизоды эти очень разноплановые. Здесь и трогательные воспоминания Сола о своем отце, и бегство из тюрьмы и осознание героем новых возможностей, и эффектная сцена поединка на автобусной стоянке. А еще очень много внимания автор уделил Лондону в самых разных ракурсах. И эти эпизоды написаны с явной любовью к своему городу. Любопытно было посмотреть и на представителей левой идеологии в Британии. Вообще, автор вложил в роман много личных впечатлений, переживаний, пристрастий, и это с одной стороны, кажется немного наивным, а с другой стороны, придает роману искренности. В итоге, несмотря на заметные недостатки, «Крысиного короля» я прочел с удовольствием. Смело рекомендую его поклонникам магического реализма и городской фэнтези вообще и лично Нила Геймана в частности. Оценка — 7,5
|
| | |
| Статья написана 1 мая 2010 г. 09:36 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Одни из главных показателей уровня мастерства писателя и его перспектив — умение писать разнообразно, менять при необходимости свой стиль, не останавливаться на достигнутом после первых успехов, а продолжать совершенствовать свое мастерство. И именно эти качества в полной мере продемонстрировал Колодан в своем новом сборнике. Сохранив основные положительные стороны своего творчества — незаурядную фантазию, легкость стиля, необычные, порой парадоксальные идеи, автор стал писать гораздо серьезней и жестче. Волшебство и реальность по-прежнему тесно соседствуют в его произведениях, но это волшебство теперь отнюдь не всегда является добрым. И успешное сочетание доброй сказки и жестокой реальности производит сильное впечатление. Пожалуй, скоро можно будет смело говорить о таланте, равном таланту Геймана или Мьевиля. Впрочем, несмотря на заметное сходство с упомянутыми мастерами, Колодан обладает собственным неповторимым стилем. Новый сборник раскрывает разные грани таланта автора. Три входящих в него произведения разительно отличаются друг от друга. Например, если сюжет «Сбоя системы» прост и кристально прозрачен, то «Время Бармаглота» заставит читателя изрядно потрудиться, разбираясь в происходящем. «Сбой системы» — полностью оригинальная история, а две других повести — своеобразные попытки по-новому посмотреть на классические сюжеты. Тем не менее, у всех трех повестей немало общего. Пожалуй, каждую из них вполне можно охарактеризовать как «оптимистическую трагедию». Ушли в прошлое безоблачные хэппи-энды ранних рассказов Колодана. Теперь даже благополучное вроде бы завершение истории оставляет грустный, а порой и трагичный отпечаток в душе читателя. И все же неиссякаемый дух оптимизма автора, уверенность в том, что все будет хорошо, чувствуется даже в самых жестких эпизодах «Времени Бармаглота». Еще одна общая черта повестей, вошедших в этот сборник — неиссякаемое богатство фантазии автора и ее непредсказуемость. Каждое произведение изобилует яркими образами и эффектными эпизодами. Произведения Колодана напоминают мне тех самых райских птиц, врывающихся в наши серую реальность и расцвечивающих ее самыми неожиданными красками. Впрочем, даже в отвратительной свалке зоркий глаз автора способен отыскать чудесное. И именно эта способность — самая сильная сторона творчества Колодана. А теперь несколько слов по отдельным произведениям Время Бармаглота Наверное, каждый из нас был бы приятно удивлен, если бы в гости к нам стал захаживать добрый сказочник Оле-Лукойе со своими волшебными историями. Наверное, удивление перешло бы в настоящий шок, если бы в один из своих визитов добрый сказочник вместо неизменного зонтика достал бы скальпель и принялся деловито орудовать им у нас внутри. Вот примерно такие ощущения я испытал в результате прочтения этой повести. Привыкнув к мягким и приятным, хотя и несколько однообразным произведениям автора, я был просто шокирован, столкнувшись с новой манерой письма — жесткой, пожалуй, даже жестокой. Конечно, именно это бросается в глаза в первую очередь, и только слегка оправившись от изумления, начинаешь понимать, какую сложную задачу с успехом решил Колодан. Во-первых, он взялся за оригинальную трактовку едва ли не самых странных и причудливых произведений фантастической литературы — «Алисы в Зазеркалье» и «Охоты на Снарка» Кэролла и сумел написать произведение, не уступающее первоисточникам по литературному мастерству, хоть и написанное совершенно в другом ключе. Пожалуй, из всех отечественных фантастов только Колодан, известный своей странной логикой и необычными, причудливыми идеями, мог взяться за такое задание и с блеском его выполнить. Наверное, самым сложным для автора было разобраться в причудливой логике кэрроловского сюрреализма и вписать в нее свою, не менее странную, но вместе с тем, вполне логичную историю. И получившийся у Колодана осовремененный мир кэролловских историй очень хорош. Особенно впечатлили меня способы перемещения во времени и пространстве, описанные автором. Надо будет на досуге поиграть в крестики-нолики по этому методу. Еще больше понравились мне персонажи повести. Вкрадчивый голос Бармаглота, метания капитана Ван Белла, невозмутимое лицо Плотника, Твидл, путающийся в своих шнурках — каждый из них получился очень ярким и запоминающимся. Как ни странно, Джек выглядит несколько бледнее других персонажей этой истории. Для Колодана вообще характерно умение создавать яркие, красочные картины, которые запоминаются надолго, но в этой повести таких эффектных эпизодов особенно много. Сюжет истории динамичен и увлекателен. Есть в нем что-то от классического голливудского триллера, когда главный герой должен во что бы то ни стало опередить злодея. Но при этом главный сюжетный ход оказывается совершенно неожиданным, а добро и зло — отнюдь не столь однозначными. Еще одна особенность произведения — множество отсылок к известным фильмам и книгам — от хичкоковских «Птиц» до «Нашего человека в Гаване» Грэма Грина. Выловить их все — непростая, но увлекательная задача. А особенно изящна главная идея произведения — своеобрразная антитеза к знаменитой фразе Достоевского. Хотя я все же скорее готов согласиться с классиком. В итоге у автора получилось сильное, необычное и очень яркое произведение. Звери в цвете. В этой небольшой повести Колодан продолжает смелые литературные эксперименты. В данном случае перед нами сказка «Аленький цветочек» в совершенно неожиданной обработке. Прошло то время, когда герой в поисках приключений отправлялся в неисследованые джунгли или пустыни. Сейчас возле самого города можно найти местечко менее исследованное и более опасное. Итак, берем известного фотографа, отправляем его на городскую свалку в поисках редкого кадра. А дальше все как в сказке. И девушка, которая мечтает о чуде, и злодей, который к ней сватается, и чудесный Цветок и грозное чудовище, которое его сторожит, и, конечно, настоящая любовь, хоть и совершенно неожиданная. И все это в мрачных декорациях бескрайне свалки возле большого города. Конечно, автор не копирует слепо сюжет первоисточника, а вводит новые ходы и повороты сюжета. Концовка этой истории, хоть и соответствует оригиналу, все же оказывается совершенно неожиданной. Герои этой истории немного гротескны. Герой очень уж бесстрашен, злодеи слишком отвратительны, обычаи жителей свалки совсем уж мерзки, героиня слишком наивна, а чудовище кажется чересчур грозным и угрожающим. Но такие резкие контрасты характерны для творчества автора. Да и вся повесть построена на резком контрасте прекрасного и безобразного, в первую очередь красоты дикой природы и безобразия результатов человеческой деятельности. Фирменный стиль Колодана в этой повести легко узнаваем, хотя уже в ней заметен постепенный переход от свойственной ранним произведениям автора некоторой наивности к достаточно жесткому изображению неприглядных черт окружающего мира. По оригинальности фантазии и сочетанию, казалось бы, несочетаемых вещей, Колодан все больше начинает напоминать мне Нила Геймана. Сбой системы. Этот рассказ построен по уже традиционной для автора схеме. Место действия — некий экзотический уголок мира. Герои — милые чудаки с неким весьма причудливым хобби. Фантастическое допущение — весьма оригинальное, я бы сказал экстравагантное. Несколько красочных ярких деталей, оживляющих историю. И обязательно какие-нибудь диковинные существа, играющую определенную роль в сюжете. Все это есть и в этом рассказе. Но нельзя не признать, что литературное мастерство автора растет. С каким умением описаны в этой истории ее герои! В них просто невозможно не поверить, не сопереживать им. Какими удачным получился антураж этой истории! И до чего же неожиданно спокойное, почти идиллическое развитие событий привело к мощной, трагической концовке. Браво, автор!
|
|
|