Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 апреля 2010 г. 23:44

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Посмотрите на современных англичан. Явное большинство населения составляют зажиточные законопослушные граждане — просто-таки образец спокойствия, добропорядочности, респектабельности. А теперь прочтите несколько романов Диккенса. На их страницах вы без труда обнаружите целый рассадник гнусных пороков и преступлений. И ведь это не выдумки писателя, а суровая правда жизни, вполне реальная картина жизни низов английского общества всего-то двухвековой давности. Как же удалось английскому обществу пройти такой огромный путь за не столь уж долгий исторический период, как сборище алкоголиков и преступников превратилось в коллектив законопослушных граждан? Этот секрет вам может раскрыть роман британской писательницы Фионы Хиггинс, который так и называется: «Черная книга секретов».

Раскроем эту книгу и мы, чтобы узнать, какие же тайны скрываются под черной обложкой. Начало романа может шокировать неподготовленного читателя. Юного Ладлоу Хоркинса, начинающего воришку, его собственные родители-алкоголики продают зубодеру Флюсу. Ведь в то время для протезирования использовались человеческие зубы. С трудом отбившись от мучителей, Ладлоу бежит из города и добирается до деревушки Пагус-Парвус, где встречает необычного ростовщика Джо Заббиду и становится его учеником. Вышеупомянутый Заббиду, прибывший в деревню одновременно с Хоркинсом, — весьма незаурядная личность, Его странные вещи, диковинная деревянная нога, которую он безуспешно пытается продать, необычный питомец — экзотическая древесная лягушка — вызывают удивление и интерес жителей деревушки.

На первый взгляд, по сравнению с Городом, кишащим всевозможными пороками, деревушка Пагус-Парвус кажется тихим уголком. Но стоит присмотреться к ситуации внимательней, и становится ясно, что почти все жители деревни попали в кабалу к гнусному кровососу — местному богачу Иеремии Гадсону. При этом почти у каждого жителя есть своя постыдная тайна, которую он тщательно скрывает.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И вот странный ростовщик Заббиду принимается за дело. Мало того, что он готов платить изрядные деньги местным беднякам за всякий хлам, который не стоит и пенса, так Джо еще и ведет по ночам задушевные беседы с жителями деревушки, узнавая их тайны и секреты, которые верный его помощник Ладлоу записывает в таинственную черную тетрадь. А уж тайны оказываются одна омерзительней другой. Убийство по неосторожности и ограбление могил еще достаточно безобидны по сравнению с секретами других жителей городка. Порой кажется, что автор изрядно переборщила с «чернухой», чрезмерно сгустив краски, но в авторском послесловии упоминается, что все эти эпизоды основаны на реальных фактах.

Несмотря на происки зловредного Гадсона, Джо Заббиду постепенно удается освободить большинство жителей деревни от финансовой и психологической зависимости от богатея, а затем и поставить эффектную точку в этой истории.

Написан роман просто и без особых затей, но вместе с тем читается на редкость приятно. Очень хорошо описаны жители деревни с их слабостями и страхами, да и Иеремия Гадсон предстает перед читателями во всей своей неприглядной красе. И только сам Джо Заббиду так и остается человеком-загадкой, несмотря на то, что автор в концовке раскрыла часть его тайн.

Этот роман не вызвал особого интереса на Фантлабе и прошел во многом незамеченным. Неудивительно, ведь у самой книги на удивление много общего с главным героем. Они очень эффективны, но при этом совершенно незаметны. Простота стиля, не слишком затейливый сюжет и эффектное нагромождение «роялей в кустах» в концовке книги успешно заморочили головы читателям и не дали им ответить на довольно очевидный вопрос: так кто же такой Джо Заббиду и каковы его истинные цели?

Действительно, едва ли можно считать Заббиду иностранным шпионом, ведь этот мелкий компромат не представлет интереса для разведок. Не является Заббиду и тайным агентом королевской полиции. Не стоит Иеремия Гадсон того, чтобы убирать его столь экзотическим способом. Версия некой масонской организации тоже весьма сомнительна. На мой взгляд, существует только один верный ответ на этот вопрос, объясняющий и цели, и методы действий необычного ростовщика.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Итак, Джо Заббиду — прогрессор, проводящий операцию по реморализации жителей деревни Пагус-Парвус. Только в отличие от эффектного, но бестолкового дона Руматы, создающего много шума и успешно проваливающего операцию, Заббиду действует как настоящий профессионал: спокойно, эффективно и незаметно. В ходе спецоперации ему удается подвергнуть успешной психологической обработке и перевоспитать большинство жителей деревни, устранить главного злодея, не поддающегося перевоспитанию, не вызывающим подозрения методом, не запачкав при этом руки лично, проверить надежность своего ученика и завербовать в конечном счете будущего прогрессора, собрать богатый фактический материал, который может быть использован как с научными, так и с практическими целями. Дерзость, с которой Заббиду держит на виду у всех жителей деревни смертоносное оружие, внушает уважение. Интересно, что он прячет в деревянной ноге: бластер на случай провала или какой-нибудь полевой синтезатор «Мидас»? Конечно, одному Заббиду не под силу сделать многое, но автор показывает нам, что мы имеем дело с разветвленной сетью агентов, ведущих интенсивную работу по перевоспитанию жителей Британии.

Могу только аплодировать Фионе Хиггинс, столь умело спрятавшей секрет на самом очевидном месте и давшей достойный ответ братьям Стругацким в совершенно неожиданной форме


Статья написана 17 апреля 2010 г. 16:51

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Уважаемый читатель! Скажите пожалуйста, когда в последний раз вы скакали на коне? Доводилось ли вам садиться верхом на это удивительное животное, а затем мчаться во весь опор по бескрайней степи, да так, чтобы сердце замирало от восторга? А сможете ли вы вспомнить, когда встречали рассвет у костра? А доводилось ли вам охотиться на дичь? А плыть вместе с конем через реку?

Конечно, я знаю ответы на эти вопросы. Мы, жители мегаполисов, давно променяли физический труд на протирание штанов в офисах, коней на автомобили, а рассветы на телешоу. Мы погрязли в постоянных интригах, в мелочных выяснениях отношений, в никому не нужной мышиной возне и забыли, что такое настоящие сильные чувства, что такое искренняя любовь, что такое настоящая жизнь, работа, опасность. Вот обо всем этом и напоминает нам Маккарти в этом романе.

Несколько слов о сюжете. Действие «Коней» происходит вскоре после окончания второй мировой войны. Юный Джон Грейди вырос на ранчо в Техасе, принадлежавшему еще его прадеду. Его родители развелись, и мать перебирается в город и продает ненужное ей ранчо. Юный Джон, который не видит себе места в городской жизни, вместе со своим другом Ролинсом седлают коней, берут только самое необходимое и отправляются за реку, в Мексику, то ли на поиски приключений, то ли в надежде найти свое место в жизни. Как и следовало ожидать, дурацкая затея подростков становится настоящим испытанием на прочность. Джону и Ролинсу придется пройти тернистый путь от мальчишки-подростка до настоящего мужчины. На этому пути Джон найдет свое место в жизни и лишится его, встретит друзей и врагов, найдет свою любовь и потеряет ее, столкнется с ненавистью — и научится ненавидеть сам. И только одно чувство главный герой пронесет сквозь этот тяжелый путь неизменным — страстную любовь к лошадям.

«Кони, кони» сочетают в себе черты разных литературных жанров. Есть в них и романтика вестерна, и жесткость и динамичность боевика, и история взросления, которукю стоило бы прочесть многим юношам. А еще этот роман — удивительно красивая история любви: первой, чистой, наивной и обреченной на гибель. Мелодрама отнюдь не входит в число моих любимых жанров, но некоторые эпизоды просто пронзительны.

И эта история действительно соответствует жизненной правде. Красота и жестокость, романтика и суровая правда жизни настолько тесны в ней переплетны, что это сочетание производит сильное впечатление. Лично меня больше всего зацепила нелепая история Блевинса. Вот такой порой бывает цена одной глупой мальчишеской ошибки.

Этот роман очень напомнил мне произведения Джека Лондона — и по духу, и по сюжету, хотя стиль этих авторов заметно отличается.

Роман написан в привычной для Маккарти манере. Скупые строчки диалогов, намеренно лишенные пунктуации, сменяются удивительными по красоте описаниями. Маккарти чрезвычайно точен в деталях взаимоотношений. Отрывистые диалоги, в которые надо внимательно вчитываться, раскрывают характеры персонажей удительно точно. Не только главный герой, но и его товарищ Ролинс, и странный мальчишка Блевинс, и владелец ранчо Эктор, и капитан полиции, и работники фермы — все получаются у автора настолько живыми, что это не может не вызвать восхищения. Еще один персонаж этого роман — Мексика. Страна, по которой скитаются герои, оборачивается к ним разными сторонами. Сперва это — почти «терра инкогнита», таинственная земля, населенная непонятными людьми, затем она становится полным опасностей местом, затем — почти родной и понятной. А потом вдруг снова показывает клыки и снова раскрывает свои дружеские объятья герою.

Вот только все равно на этой земле Джон Грейди остается чужим, как остается чужим он и в родном Техасе. Найдет ли он все же место под Солнцем, или так и останется «лишним человеком»? Нужны ли Америке храброе сердце, твердый характер и умелые руки? Этот вопрос автор оставляет открытым. Впрочем, в следующих романах автора ответ на него очевиден.

Да, крепко зацепил меня Маккарти! Подкупил меня автор искренностью своих чувств, необычным стилем изложения и удивительной романтичностью своих произведений. Вот так неожиданно список моих любимых писателей пополнился еще одним очень достойным именем.


Статья написана 11 апреля 2010 г. 07:32
Размещена:

1) У этого ученого было всего три экспериментальные модели, и все три ожидал бесславный конец. Впрочем, с точки зрения самого ученого третья модель осталась абсолютно счастливой.

Выбегалло (Аркадий и Борис Стругацкие "Понедельник начинается в субботу")

2) Потеряв своего первого учиталя, убитого врагами, он тут же обрел второго, хотя их знакомство стало результатом ошибки.

Скив. ( Роберт Асприн "Мифы")

3) Путешествие во Францию этого героя из-за обманщика проводника из легкой прогулки превратилось в длинную дорогу. Но зато вместо Парижа к его ногам склонилась огромная галактическая империя.

сэр Роже (Пол Андресон "Крестоносцы в небе")

4) Этот заглавный герой — наследник герцога, видимо, не отличался острым умом. Во всяком случае, название романа намекает на это.

Трикс (Сергей Лукьяненко "Недотепа")

5) Вместо того, чтобы сидеть и ждать пока приплывет труп врага, этот герой дождался свою единственную любовь. Вот она — теория поиска!

Марвин (Роберт Шекли "Обмен разумов")

6) Идея: превратить столбника в источник дармовой энергии — принесла этому герою немалый куш.

Хозяин (Марк Твен "Янки из Коннектикута")

7) Его слова стали причиной того, что огромный космический флот был уничтожен всего одним другом человека.

Артур (Дуглас Адамс "Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом")

8) Этот герой был единственным человеком в мире, который нуждался в справке, удостоверяющий факт человеческого происхождения.

Шноббси (Терри Пратчетт "Плоский мир")

9) Скучающие солдаты, несшие службу на заполярном острове, разыграли этого своего товарища, имитировав расстрел. Тот успел даже попрощаться с любимой коровой.

Лопато. (Андрей Лазарчук и Михаил Успенский "Желтая подводная лодка "Комсомолец Мордовии"")

10) Из-за ошибки машинистки он попал в прошлое, долгое время не мог понять, что происходит, а в итоге был награжден необычной медалью.

Афанасий Филимошин (Евгений Лукин "Пятеро в лодке, не считая Седьмых")

11) Шутка насчет его появления в кожаном пальто могла окончиться полудюжиной лет в тюрьме. А при отягощающих обстоятельствах срок мог быть увеличен в 4 раза.

Нуфлин (Макс Фрай "Власть несбывшегося")

12) Азартные игры — это плохо. Об этом правиле стоило бы помнить этому человеку, чуть не поставившем нашу планету на край гибели.

Олег Казин (Святослав Логинов "Картежник")

13) Ее вмешательство помогло остановить войну, которая шла более 100 лет и унесла жизнь ее брата.

Четверг Нонетот (Джаспер Ффорде "Четверг Нонетот")

14) Японские стихи помогли этому человеку бескровно разрешить проблему с мятежной провинцией.

Роман Арбитман (Лев Гурский "Роман Арбиман")

15) Оружием этого пирата эскимосского происхождения была всего лишь резиновая игрушка.

Двадцать Девять Названий Снега (Мэтт Рафф "Электричество, Газ&Канализация")


Тэги: Ответы
Статья написана 5 апреля 2010 г. 14:55

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Порвалась связь времен.

В. Шекспир. «Гамлет»

Вскоре после прочтения «Дороги» я взялся за этот роман Маккарти, и очень скоро понял, что совершил ошибку. Несмотря на то, что сюжетно оба романа не связаны, между ними существует теснейшая идейная связь. «Старики» — это жесткий, прадивый, беспощадный анализ кризиса, в котором пребывает ныне современная цивилизация, в первую очередь, американская, но и вообще христианская. Крах традиционных ценностей, крах американского образа жизни, непрерывно растущие беззаконие и насилие — вот о чем бьет в набат Маккарти, пытаясь достучаться до наших сердец. И в этом смысле «Дорога» — совершенно закономерный итог, к которому движется, несмотря на все предупреждения, современное общество.

В романе три основных сюжетных линии. Герой одной из них, Мосс — классический «лишний человек», ветеран войны во Вьетнаме, который так и не смог найти себя в мирной жизни. Роковая случайность — найденный на месте разборки наркоторговцев кейс с двумя миллионами долларов, ломает его судьбу и делает его беглецом, отчаянно пытающимся спасти свою жизнь и жизнь своих близких. Естественно, несмотря на все военные навыки героя, его шансы минимальны. И его честь и порядочность только мешают ему в борьбе за выживание, делая легкой мишенью.

Вторую линию представляет киллер Антон Чигур, настоящее воплощение сил зла. Так мог бы выглядеть и вести себя пресловутый Родион Раскольников, если бы окончательно уверился в том, что «право имеет». Именно так вершит человеческие судьбы, казнит и милует, играет со своими жертвами в «кошки-мышки» Чигур, чувствуя себя всемогущим. Его своеобразная этика производит впечатление и внушает настоящий страх.

Третья сюжетная линия — линия старого шерифа Белла. Долгие годы Белл надежно охранял покой жителей Техаса, но в последнее время Зло набирает силы и шериф уже не можент противостоять ему. Он проигрывает, опаздывает, не может распутать это дело и кого-то спасти. Горькие размышления шерифа о том, что творится в его стране, пронзительны и безнадежны. Во многом, они принадлежат самому автору. И эти мысли действительно задевают за живое. Автор в своем романе пишет о судьбах Америки, но нетрудно увидеть, оглядевшись вокруг, что у нас происходит то же самое, только с некоторым отставанием.

Все главноые герои совершенно не похожи друг на друга, но каждый из них описан с таким мастерством, что невозможно усомниться в реальности их существования.

Невозможно не обратить внимание и на необычную грамматику произведения, в котором начисто отстутствуют знаки препинания. В результате приходится прилагать серьезные усилия для того, чтобы не утерять нить повествования. Думаю, таким образом Маккарти подчеркивает, что ему нужны только внимательные читатели, а любителям поверхностно пробежаться глазами по странице не стоит и беспокоиться.

В романе немало насыщенных, динамичных, кровавых сцен перестрелок, погонь, насилия. Но, несмотря на всю насыщенность действием, его значение для понимания происходящего второстепенно. Гораздо более важную роль в романе играют разговоры, общение героев. Скупые строки многих диалогов: Мосса с женой, Мосса с подобранной им автостопщицей, шерифа с женой Мосса, шерифа со своим дядей, Чигура со своими жертвами производят гораздо более сильное впечатление, чем вся эффектная пальба. Буквально вчитываешься в каждую строчку, пытаясь уловить каждый нюанс, каждый смысловой оттенок этих бесед.

В своем небольшом по объему произведении Маккарти поднимает множество проблем — от участия Америки в войнах до семейных взаимоотношений, от проблемы насилия в обществе до вреда неправедного богатства. Порой я готов согласиться с каждым словом автора, порой готов ругаться с ним до хрипоты, но вот остаться равнодушным никак не получается. Особенно впечатляет то, что действие романа происходит тридцать лет назад. Сколько же времени потеряно, насколько успело набрать силу зло в мире за это время!

И, несмотря на весь пессимизм автора, очень мощное впечатление производит финальная сцена, особенно сильная в свете уже прочитанной «Дороги». Как бы плохо ни обстояли дела, мы всегда можем взять огонь у наших отцов, пронести его сквозь собственную жизнь и передать его детям.

Мощные, сильные, жесткие и пронзительные романы Маккарти стали для меня настоящим открытием этого года.


Статья написана 27 марта 2010 г. 17:29

Недавно известный писатель Леонид Каганов опубликовал нашумевшую статью, в которой рекламировал свой новый роман «Лена Сквоттер и парагон возмездия» и обвинял пиратов, выставляющих электронные версии книг, в плохих продажах своих произведений. Статья Каганова получила серьезный отклик у его коллег. Лукьяненко, Дивов, Пехов в целом поддержали мнение Леонида.

Попробую и я вставить свои пять копеек по этому поводу, посмотрев на этот вопрос с точки зрения читателя. Ведь мое мнение о причинах плохих продаж романа Каганова заметно отличается от мнения автора.

Лично я принадлежу к тем читателям, которые продолжают хранить верность бумажным книгам, и достаточно регулярно покупаю новинки в свою библиотеку. Тем не менее, роман Каганова я не купил, хотя и имел такую возможность. Попробую объяснить причины этого.

Во-первых, на мой взгляд, Каганов – писатель, безусловно, талантливый, но разгильдяистый и нестабильный. Если Олди, Дяченко, Лукин, Логинов, Лукьяненко, Дивов, А. Громов в своих книгах очень редко опускаются ниже определенной планки, и в результате их произведения стоят в моих шкафах стройными рядами, то Каганов может написать и очень хороший, запоминающийся рассказ, и откровенную халтуру. К тому же Леонид более известен в короткой форме, а как романист — не слишком. Единственный его роман для взрослых «Харизма» прошел мимо меня и особым спросом у читателей не пользовался. В нескольких словах творчество Каганова я бы определил как остроумное, въедливое, но достаточно поверхностное. Так что новый роман автора – своеобразный «кот в мешке», потенциально весьма интересный, но отнюдь не «must read» .

Когда целесообразность приобретения некой книги кажется мне сомнительной, я смотрю на отзывы других читателей и ищу мнение тех, чьи вкусы в целом совпадают с моими. Увы, видимо, мои единомышленники на сайте тоже мучаются подобными сомнениями и не спешат читать Каганова, а с преданными поклонниками автора я слишком расхожусь во взглядах на литературу, чтобы всецело доверять их мнению.

В такой ситуации приходится смотреть на прочие факторы: качество издания, цену, оформление и т.д. И здесь не могу не выразить свое недовольство. Дело в том, что я достаточно четко различаю текст – и книгу. Да, я люблю держать в руках именно книгу – нормально оформленную, не разваливающуюся в руках, в симпатичной обложке. Приобретая хорошую книгу, я рассчитываю, что смогу прочесть ее несколько раз, и после этого она все еще будет выглядеть книгой, а не стопкой рассыпающихся страниц.

Увы, роман Каганова издан самым отвратительным образом – в мягкой "поплитовской" обложке, которую не спасает даже яркая картинка, с паршивым переплетом, со здоровенными полями и шрифтом для детей и плохо видящих читателей. Если хорошо изданная книга может служить читателям разных поколений, то поплитовская халутра – это одноразовое чтиво, несколько улучшенный покет. Больше двух прочтений она не выдерживает и начинает разваливаться. По сути, покупая ее, ты приобретаешь не книгу, а именно текст – прочел, выкинул и забыл. Тем не менее, цену за это издание ломят такую, что мало не кажется. Если, например, серия «Русская фантастика» стоит в Харькове 5-5,5$, то книга Каганова на рынке стоила 9,5$, что кажется мне совершенно несоразмерным за одноразовый продукт. Вообще, соотношение «цена-качество» у книг, изданных подобным образом, крайне нечестное и рассчитаны они в первую очередь на простаков, покупающих несколько книг в год.

К тому же, будучи изданным в нормальном издании, роман Каганова занял бы максимум страниц 200, и, чтобы этот томик не выглядел совсем уж никчемно, его пришлось бы «добить» пятью-шестью рассказами, желательно новыми.

В результате, посмотрев на все это, вместо Каганова я за те же деньги приобрел «Кровавое заклятие» Даркхема – тоже своеобразного «кота в мешке», но хотя бы нормально изданную книгу нормального же объема.

Так что причины слабых продаж нового романа Каганова я бы не сводил к проискам коварных "пиратов" из Эквадора.

Каганову же я могу посоветовать либо писать так, чтобы поклонники готовы были хватать его книги в любом издании за любую цену, либо просить издавать его нормальным образом, чтобы читатели не чувствовали себя обманутыми. А попытка продать втридорога сомнительный товар, и приводит к тому, что читатели не желают покупать эту книгу.





  Подписка

Количество подписчиков: 387

⇑ Наверх