| |
| Статья написана 4 февраля 2010 г. 08:59 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Север, воля, надежда, страна без границ. Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья. Воронье нам не выклюет глаз из глазниц. Потому что не водится здесь воронья. В.С. Высоцкий Должен признаться, очень долго не решался взяться за эту книгу. Слишком хорошо я знал судьбу экспедиции Франклина, слишком точно я представлял себе, что ждет меня в этой книге. Нечеловеческие лишения, голод, страх, кровь, боль, отчаяние, холод, от которого нет спасения, безнадежная борьба обреченных людей. Так все и получилось. Даже еще страшнее, чем я думал, потому что написана книга с необыкновенным литературным мастерством. Не могу не отметить тщательность работы автора с материалом. Каждую мелочь, каждый эпизод в биографии своих героев Симмонс тщательно выверил и использовал в своем романе: от флага, которым жена случайно накрыла Франклина до вещей, найденных в лодке Хикки. Что было взято в экспедицию, что где хранилось, кто занимал какие должности на кораблях — все это воссоздано просто-таки скрупулезно. Описания быта полярников столь подробны, что возникает полный эффект присутствия на этих вмерзших в воду кораблях. Именно поэтому чтение романа производит такой эффект, и именно поэтому фантастический домысел автора столь реалистично вписывается в картину романа. В романе есть множество сильных, эффектных эпизодов. И как раз удачней всего получились наиболее фантастичные сцены — безумный новогодний карнавал, отчаянные попытки спастись лоцмана Блэнки, крадущийся во льдах по следам эскимоски лейтенант Ирвинг. Но и тяжелый однообразный труд, мучительная борьба за выживание показаны очень сильно. Каждый персонаж — от капитана до помощника конопатчика выписан просто блестяще. Постепенно в ходе тяжелых испытаний характер каждого из них проявляется во всей красе. Мужество и трусость, верность и подлость, прямота и коварство героев показаны чрезвычайно сильно и впечатляюще. Еще более впечатляющим является то, что читатель заранее знает итог всех этих событий. И того, кто смело смотрел смерти в глаза, до последнего спасая своих товарищей, и того, кто обезумев от голода и страха, пожирал тела собратьев, ждет один конец. Впрочем, есть в этой истории одно исключение, но об этом позже. Вместе со всеми, кто пытался решить загадку гибели экспедиции Франклина, Симмонс пытается понять, что же погубило прекрасно подготовленных и снаряженных людей: голод, цинга, испорченные продукты, ошибки капитанов? Почему десятки экспедиций зимовали во льдах с минимальными потерями, а люди Франклина погибли все до единого? Чтобы ответить на этот вопрос, Симмонс и вводит в эту историю некое мистическое существо, монстра, который держит в страхе команду кораблей. Очень мощно в связи с этим звучит эпизод из проповеди об Ионе. Неужели и впрямь британские моряки добрались до места, где власть Божья заканчивается и безраздельно царствует дьявол? Вообще, читая этот роман, нельзя не задаться мыслью, что толкало этих людей на подвиги: стремления к деньгам, славе, почету или нечто иное? Что заставляло их идти на страшный риск, на ужасные лишения, но продвигать все дальше и дальше по планете британский флаг сквозь джунгли и пустыни, сквозь жару и холод? Дэн Симмонс, дитя нашего времени, не дает убедительного ответа на этот вопрос. Более того, по его мнению, чтобы выжить в этих краях, белый человек должен отказаться от своей культуры и обычаев, от своих попыток покорить природу, сломить ее, одолеть силой, а, наоборот, слиться с ней, раствориться в белом безмолвии, принять чужие правила игры. Именно такую судьбу автор уготовил своему главному герою, и именно с этим мне труднее всего смириться в романе. Сложное получилось произведение у Дэна Симмонса. Заставляющее думать и чувствовать, сопереживать героям и размышлять, соглашаться и спорить с автором. Читать его было почти физически тяжело и каждая перевернутая страничка давалась с усилием, будто выскальзывала из окоченевших от страшного мороза пальцев. Готов ли я рекомендовать эту книгу к прочтению? Не знаю. Этот роман — вызов для читателя, тяжелый труд, а не легкая увеселительная прогулка. Если вы уверены в своих душевных силах — добро пожаловать в ледяной ад!
|
| | |
| Статья написана 31 января 2010 г. 11:59 |
Этот пост — юбилейный, 150-й в колонке. Постараюсь продолжить начатую в свое время традицию, и беру на себя обязательство прочитать фантастическую книгу, которую предложат читатели моей колонки, и написать подробный отзыв на нее Предложения принимаются в комментариях к этому посту. Жду ваших предложений!
|
| | |
| Статья написана 30 января 2010 г. 22:27 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Давненько я, как читатель, не стоял перед столь неоднозначным выбором: читать или не читать. Итак, читательская задача. Дано: 1. В свое время я полистал книгу Глуховского «Метро 2033», пришел к выводу, что это — достаточно стандартный боевик и решил не тратить на нее свое время. С тех пор свое мнение я не изменил и читать Глуховского не собираюсь. 2. Владимир Березин (не путайте с однофамильцем Федором) — один из самых необычных отечественных фантастов. Его странные, наполненные аллюзиями, необычными образами, не слишком богатые действием, но написанные в необычном стиле, рассказы очень специфичны, но мне многие из них нравится. 3. Я не люблю «проекты», считаю их литературой второго сорта, а в ряде случаев откровенной халтурой и «заколачиванием бабок», и в явном большинстве случаев просто их игнорирую. 4. В проекте «Метро 2033» помимо Березина, выйдет книга еще одного автора, находящегося в зоне моего пристального внимания — Шимуна Врочека. 5. Первые оценки и отзывы на Фантлабе на книгу Березина негативны. Правда, среди прочитавших книгу нет ни одного моего единомышленника. 6. Роман Березина вызвал живую дискуссию среди писателей и читателей фантастики. Мнения резко разделились. 7. Объем книги — всего 260 страниц, издана она в мягкой обложке, а цена на нее весьма высока. 8. В одном из харьковских магазинов с достаточно честными ценами обнаружилась распродажа с 20% скидками. Так что в этот раз я оказался в положении игрока в покер. У меня на руках четверка (мое отношение к проекту в целом) и джокер (непредсказуемый талант Березина). И все же после долгих раздумий вступаю в игру, сделав ставочку в 200 рублей. А теперь посмотрим, что же мне в итоге пришло. Первая карта — тройка. Да-да, тот читатель, который хотел прочесть крепкий динамичный боевичок, несомненно будет жестоко разочарован и обманут. В этом качестве роман Березина совершенно не смотрится. Множество размышлений главного героя, отсутствие динамичного сюжета, всего несколько перестрелок за весь роман. И пусть вас не обманут валяющиеся тут и там скелеты, слоняющиеся без дела причудливые монстры, постоянные упомнинания радиационного фона и даже людоед (одна штука). Для Березина это всего лишь антураж, причем не боевика, а чего-то совсем другого. Вторая карта — двойка. Хотя книгу Глуховского я лишь бегло пролистал, этого достаточно, чтобы понять: мир Березина совершенно не совпадает с миром Глуховского. Пусть Березин и пытался давать подробные ссылки на роман Глуховского, упоминал происходящие в нем события и описывал порядки, царящие на разных станциях московского метро, очевидно, что в мире после ядерной катастрофы совершенно невозможны ни полеты на случайно сохранившемся самолете, ни прогулки по Питеру, ни разномастные колонии успешно выживших под открытым небом. Сам дух, атмосфера «Путевых знаков» совершенно другие. Так что подражателя крепенькому боевичку из Березина не вышло. Третья карта — король. А что же получилось у автора? Не могу не процитировать Борхеса: цитата Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои... Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне. Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад. Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры. Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде. Вот именно второй и третий сюжеты сильнее всего ощущаются в этой странной, наполненной образами и символами книги. Главный герой романа и впрямь напоминает то ли рыцаря, взыскующего некий таинственный, ему самому непонятный Грааль, то ли Одиссея, стремящегося все же добраться до родного островка сквозь все тяготы и опасности пути. Его путь наполнен не столько приключениями тела, сколько приключениями духа, становлением и изменением его личности. различные события и сны выступают в роли неких мистических символов, «путевых знаков», по которым герой определяет правильность своих действий и поступков, свое приближение или удаление от цели. В этот странный поход отправляются четверо, и у каждого из них своя цель, но кто из них сможет вернуться назад? Весь роман построен на туманных намеках, на необычных образах, на странных аллюзиях. Не уверен, что мне удалось в полной мере понять все намеки автора и разгадать все его загадки, вникнуть в скрытый смысл всех эпизодов. Четвертая карта — валет. Знаете, как приятно читать книги человека, который в детстве любил и читал то же, что и ты? Как интересно выискивать в тексте намеки, шутки, аллюзии на самые разные книги, фильмы, песни и даже анекдоты? Как же я веселился, обнаружив таинственное божество Ежик с пашен, живущее в болотах Как стучал себя по лбу, пытаясь вспомнить, откуда мне так знакомо выражение «поросячий слюнтяй». Как я не смог сдержать улыбку при виде фразы: «эльфы были на свободе и с таким счастьем». Будда и Толкиен, Сталин и мушкетеры, Одиссей и собаки Павлова — все это замешано в такой странный клубок, что копаться в нем было немалым удовольствием. Одни названия глав и эпиграфы могут дать богатый материал для размышления. Пятая карта — дама. Достаточно жесткий по сюжету роман периодически оказывается на удивление лиричен. Уже первое же развернутое отступление — воспоминание героя о своем отце и о их совместном полете — просто-таки зацепило. Несмотря на все испытания, в душе героя всегда находится достаточно места для любви. Любви к женщине, с которой его разлучила судьба, и любви к отцу, которого он не видел долгие годы. В некоторые эпизоды автор действительно вложил частичку своей души, и это не может оставить равнодушным. Итоговый расклад получился очень странным. Джокер, король, дама, валет, четверка, тройка и двойка. Эх, вместо одной бы слабой карты туза или десятку — и был бы ройал-флэш, сильнейшая комбинация в игре. А так приходится ограничиться парой королей. Неплохо, но могло быть гораздо лучше. Роман Березина получился чудовищно неровным. Очень сильные эпизоды чередуются в нем со страницами совершенно пустого текста. Я рад, что автор не стал слепо копировать текст и Вселенную Глуховского, а создал совершенно самостоятельное и очень незаурядное произведение. Но та дань первоисточнику, которую пришлось отдать Березину для того, чтобы его роман все же как-то соответствовал серии, явно ослабило «Путевые знаки». К тому же у книги есть все шансы остаться незамеченной своей целевой аудиторией и быть раскритикованной любителями фантастического боевика. Из всего прочитанного мной за последнее время роман Березина ближе всего ко второй части «Малой Глуше» Галиной — безумное путешествие по стране мертвых в поисках смысла жизни. Если вы любите подобную нестандартную литературу — обратите внимание на этот роман. Тем же, кто ценит динамичное действие и насыщенный приключениями сюжет, лучше прочесть что-то другое.
|
| | |
| Статья написана 28 января 2010 г. 15:07 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Этот роман оставил у меня достаточно странное впечатление. Невооруженным глазом у него можно найти тысячу и один недостаток. Несмотря на это, роман мне понравился и запомнился. О чем эта книга? О вампирах. О попытках людей бороться с нечистью разных видов и о том, к чему эти попытки приводят. Эка невидаль, — скажете вы, сколько уже книг в последнее время написано на эту тему — от Стивена Кинга до Стефани Майер. Так-то оно так, но при этом роман Бурносова весьма оригинален и очень далек от большинства стандартных боевичков на эту тему. В романе две сюжетные линии. В одной из них в 1880 году офицер Иван Рязанов, член Чрезвычайной комиссии, направлен в одну из западных губерний для расследования загадочного убийства семейства некоего иностранца. В другой действие происходит в начале двадцать первого века. Старшеклассник Алексей Рязанов, потомок Ивана, знакомится с новыми соседями, которые оказываются не совсем людьми. Естественно, между линиями есть определенные связи — и сюжетные и, так сказать, идейные. С одной стороны, перед правнуком и прадедом стоят весьма похожие проблемы, с другой стороны, роман во многом построен на контрасте между империей конца девятнадцатого века и постсоветской разрухой начала века двадцать первого. В первую очередь такое построение романа напоминает многие произведения Акунина. И, хотя работа автора над историческим материалом очевидна, все же Иван Рязанов заметно проигрывает Эрасту Фандорину, а демонические народовольцы выглядят несколько карикатурно. Зато линия младшего Рязанова заметно более удачна. Это получилось не сколько за счет глубины проработки образов героев или насыщенности и закрученности сюжета, сколько за счет совершенно реалистичной картины происходящего. Даже недостатки этой линии — скомканный финал, неровность повествования удивительным образом играют на руку восприятия текста. Думаю, каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось слушать истории, как некий непутевый родственник или знакомый по собственной глупости или неудачному стечению обстоятельств вляпался в какую-то дурацкую проблему. Эти истории, как правило, отрывочны, потому что мы так и не узнаем всех подробностей происшедшего. Они зачастую неокончены. Они, к сожалению, далеко не всегда заканчиваются благополучно. Нередко сама история и сопутствующие ей обстоятельства выглядят просто по-дурацки. Вот именно такое впечатление полного реализма происходящего и производит история Алексея Рязанцева. И именно ее реалистичность произвела на меня столь сильное впечатление. И даже в характерах персонажей, в описаниях окружающей действительности линия младшего Рязанцева гораздо более проработана и правдоподобна. С другой стороны, такая авторская манера приводит к смазанности концовки, к неясности выводов, к ощущению недосказанности. Некоторые линии совершенно оборваны. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Куда делся арап Моисей? Что произошло с другом Алексея Стасиком? Успела ли уехать Лора? Чем вызваны столь сложные отношения между разными демонами? Всего этого мы так и не узнаем.Не готов рекомендовать этот роман всем подряд. Книга, как говорится, на любителя. Но лично я эту история прочел с большим интересом. Из рассказов, вошедших в этот сборник, хочу отметить также: Лифт. Похоже, я открыл для себя еще одного весьма неплохого мастера хоррора. Сила рассказов Бурносова — в обыденности происходящих событий, в точном описании мелких деталей, в удачном изображении образов даже эпизодических персонажей. Вот и в этой истории сюжет не блещет оригинальностью — самый обычный лифт вдруг взял и приехал неизвестно куда. Но удачный подбор персонажей, который действительно производит впечатление совершено случайных людей, их поведение, вполне ожидаемое в подобной ситуации, выглядят настолько убедительно, что поневоле представляешь себя на месте главного героя. Автор умело нагнетает напряжение, оставляя при этом надежду. При этом производит впечатление то, как легко и просто вполне приличный человек напрочь забывает о морали и совести, пытаясь выжить любой ценой. Многие вопросы в рассказе так и остаются без ответов и это, как ни странно, придает истории еще большую убедительность и правдоподобность. Хорошо все-таки, что я живу на первом этаже и лифтом не пользуюсь. Жабы. Помните старый анекдот по женщину с косой, одетую в розовое платье с рюшечками, с какими-то дурацкими бантиками и косичками на голове? Какая нелепая смерть! Вот и эта история рассказывает об одном из самых нелепых и бестолковых, но при этом трагичных контактов, которые были когда-либо описаны. Обычно этот сюжет описывают с иной точки зрения — людей пытаются уничтожить инопланетяне, не признавшие в них собратьев по разуму. И ведь прекрасно понимаешь, что и закончиться эта история иначе не могла. Да и нечего все списывать на отсталость наших предков, ведь и сейчас вполне могло бы произойти то же самое. Как всегда, Бурносов не вдается в подробности, но несколькими яркими штрихами, вроде пролитого чая, придает этой истории достоверность. Все золотистое. Изящная история. В ней есть и красота и нежность первой любви, и таинственность загадочного места, и страх перед чем-то ужасным, и непонятные странствия во сне. В общем, все, что создает ощущение чуда — красивого, но отнюдь не безопасного. Так что получилась настоящая маленькая сказка для взрослых. Отнюдь не все загадки этой истории будут в итоге раскрыты, но так даже интересней. Должен признать, что в этот раз автору удалось меня перехитрить и удивить неожиданой концовкой.
|
| | |
| Статья написана 22 января 2010 г. 14:45 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Вампирская тема последнее время крайне популярна. Но меня в этом сборнике заинтересовали не поднадоевшие уже кровососы, а криптоисторические и альтернативноисторические изыскания авторов. Тем более, среди авторов сборника оказалось немало известных имен: Тертлдав, Резник, Стэблфорд, Танит Ли, Ярбро, а составителем оказался весьма уважаемый мной Дарелл Швейцер. Среди исторических личностей, либо имевших отношение к вампирам, либо сталкивавшихся с ними в рассказах сборника фигурируют самые неожиданные люди: от Хеопса до Наполеона, от Елены Прекрасной до Греты Гарбо и даже... Но об этом чуть позже. Казалось бы, сборник обречен на успех. Увы, мои ожидания не оправдались самым категорическим образом. Большинство рассказов, во-первых, демонстрируют весьма приблизительное представление авторов о тех эпохах, которые они описывают, во-вторых, изобилуют всевозможными затертыми штампами о вампирах, в-третьих, не отличаются ни увлекательным сюжетом, ни хорошим стилем. Ни Теодор Рузвельт, ни Артур Конан Дойль, ни Гарри Гудини в этих историях не похожи на самих себя. Но даже из этой серой массы ярко выделяется рассказ Сары Хойт, в котором в качестве вампиров фигурируют Ленин и Сталин. Давно я не читал такой развесистой клюквы, а в конце рассказа просто ржал в голос. Однако, даже в весьма посредственном сборнике несколько историй выделяются в лучшую сторону. Не могу не отметить рассказ Тертлдава за смелость идеи, рассказ Фроста за весьма необычное исполнение, истории Тейлора и Вог за неплохой уровень текста. И только один рассказ сборника я могу назвать действительно сильным — пронзительную и странную историю последних дней жизни Наполеона от Танит Ли, в очередной раз продемонстрировавшей недюжинное писательское мастерство. Общая же оценка сборника весьма невысока — 6 баллов.
|
|
|