Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 ноября 2009 г. 18:21

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Крабат — одна из моих любимейших сказок, которая далеко выходит за пределы собственно детской сказки. Впервые я прочел ее лет в 16 и оказался под сильным впечатлением, последний раз — года два назад и получил удовольствия не меньше. Пару слов о сюжете. Главный герой — подросток Крабат попадает в ученики на необычную мельницу. Хозяин мельницы — могущественный злой волшебник, который учит своих подмастерьев не только мельничному делу, но и колдовству. Каждый раз под Новый год за мельником является сам дьявол. Но каждый год мельнику удается откупиться одним из своих подмастерьев. Удастся ли кому-то разорвать этот замкнутый круг?

Произведение обладает многими несомненными достоинствами. Здесь и яркие, необычные и в то же время реалистичные образы героев. Каждый из двенадцати мальчишек, живущих на мельницы — личность со своим характером и своими достоинствами и недостатками. А уж как впечатляет образ самого Мастера!

Здесь и увлекательный сюжет, изобилующий неожиданными поворотами. Здесь и интересные, красочные сцены обучения колдовству. Куда там большинству расплодившихся нынче романов о волшебных школах! Здесь и тяжелая школа выживания, в которой каждый ищет свои пути. Здесь и скудно очерченный, но страшноватый портрет позднего Средневековья. Здесь и тяжелый выбор героев между страхом и совестью, между огромными возможностями и чьими-то смертями, и их отчаянный вызов могуществу их учителя. Не так много найдется произведений, в которых я так переживал бы за судьбы героев, не только самого Крабата, но и Тонды, Юро и других мальчишек. Есть в "Крабате" даже замечательная любовная история, чистая и красивая.

Так что перед нами — одно из тех замечательных произведений, которое может увлечь читателей любого возраста и с которым можно смело рекомендовать познакомиться каждому, кто интересуется фэнтези и сказками.


Статья написана 7 ноября 2009 г. 16:02

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

В уже не первый год с любопытством присматривался к антологиям, выходящим под маркой «Фрам» (Фрай+Амфора). Но дальше любопытства дело не шло. Смущали и малоизвестный состав участников, и достаточно высокая цена, и почти полная неизвестность этих антологий на Фантлабе, вкупе с унылыми оценками на уровне 6 с хвостиком. И все же любопытство победило и я стал обладателем фрамовской антологии «Куда исчез Филимор?» Должен сказать, что антология в целом меня приятно удивила. Возможно, потому что ожидания были совсем невелики. Но обо всем по порядку. Все рассказы антологии связывает некая сюжетная общность. В свое время Артур Конан Дойл упомянул в одном из рассказов историю о том, как некий Джеймс Филимор, прогуливаясь с друзьями, вернулся в собственный дом за забытым зонтом и бесследно исчез. Вот о подобных бесследных исчезновениях, их причинах и следствиях и повествует каждый из рассказов данной антологии. Надо сказать, версии авторов оказались достаточно разнообразны. Если одни авторы сосредоточились на выяснении вопроса, КАК такое могло случиться, то других больше интересовало, ПОЧЕМУ человек бесследно исчез. Одни авторы пытались объяснить случившееся сугубо реалистичными причинами, другие смело выдвигали самые фантастичные варианты происходящего. В результате в сборнике можно найти и достаточно увлекательные детективы, и мистику, но больше всего в нем психологических драм, выполненных. как правило в жанре магического реализма.

Сборник, естественно, получился весьма неровным. Пять-шесть рассказов, на мой взгляд, вполне можно было в него и не включать, но многим историям удалось всерьез меня зацепить, заставить размышлять, или просто дали мне возможнгость получить удовольствие от качественных текстов.

Все рассказы комментировать не буду. Очень уж это долго. В первую очередь обращу ваше внимание на следующие истории:

Фрай «Джингл-Ко» и «Одна и та же книга» — удачные образчики магреализма, в которых мастерски соединены совершенно обыденные обстоятельства и мистическая подоплека происходящего.

Карташов «Исчезновение Филимора-младшего» — классический детектив, в котором расследование ведут Холмс и Ватсон. Выгодно выделяется интересным сюжетом и неплохим стилем среди фанфиков о Холмсе.

Три истории от Боровицкой, написанные прямо-таки в геймановском стиле, романтично, загадочно и увлекательно. Особенно зацепило меня «Белое Рождество» — отличная и атмосферная история о сокровенной мечте человека.

Дильдина «Можешь ничего не бояться» — мистическая история о детских страхах с неожиданной развязкой.

Уварова «Когда исчез Петров?» — почти совершенно реалистичная история о том, что на самом деле нужно человеку для счастья. Мудрая история и написана она очень хорошо.

Сиромолот «Фэн-шуй». Эта история очень перекликается с предыдущей, и тоже написана очень хорошо. Только мистического элемента в ней больше. Вообще не так часто небольшие рассказы могут заставить серьезно задуматься о смысле жизни и правильности собственного образа жизни. А вот здесь авторам это удалось.

Гурин. "Пятый зонт". Еще одна хорошая и вполне реалистичная история о человеческом счастье и несчастье.

Боровинская «Провинциальное дело» и «Исчезнувший студент». Два очень неплохих и приятно написанных детектива, первый в декорациях России 19 века, второй — средневекового Китая.

Гарридо. «История о Томасе» — очень романтичная история о любви автора дамских романов к своей героине.

Малицкий. «Полное дознание»- довольно необычный детектив в интересном фэнтезийном мире.

Впрочем, возможно, вас заинтерсуют в этом сборнике совсем другие истории.

Обращу ваше внимание, что сборник получился немного женским. Не только по составу авторов, но и по тематике. С другой стороны, что может быть важнее обычного человеческого счастья. А ведь именно о нем и его отстутствии — большинство историй. Так что читателям-мужчинам тоже будет на что обратить свое внимание.

В итоге я открыл для себя несколько новых фамилий авторов, на которых постараюсь обратить более пристальное внимание, и пришел к выводу о том, что стоит поискать и другие фрамовские антологии. Оценка за антологию — 7, хотя если бы из него убрать несколько слабых рассказов, возможно, поставил бы и 8.


Статья написана 6 ноября 2009 г. 13:59

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Вроде не бездельники и могли бы жить

Им бы Америку взять и отменить.

Почти из к/ф «Бриллиантовая рука».

Давно собирался добраться до этой дилогии Громова и наконец, прочел ее. Впечатления получились достаточно противоречивые. Вообще-то Алескандр Громов известен мне как автор очень качественных фантастических боевиков и социальной фантастики. Его лучшие романы — жесткие, мрачноватые, но очень сильные, по праву занимают почетные места на моих книжных полках. Однако, постепенно в творчестве автора видны очевидные изменения в сторону облегчения проблематики и определенной развлекательности.

Вот и в этой дилогии Громов начинает с весьма смелого предположения: что было бы, если бы Американский континент отсутсвовал бы в принципе? Как развивалась бы человеческая цивилизация? Увы, вариант автора не отличается особой оригинальностью. Мир конца ХХ — начала ХХІ века очень напоминает реальный мир конца ХІХ столетия. А Российская империя оказывается прилизанным и облагороженным вариантом реальной России. Основная же борьба за мировое господство ведется между Российской и Британской империями. Естественно, ни на что слишком серьезное роман не претендует. Вместо серьезной альтернативной истории у автора получился всего лишь добротный приключенческий роман, написанный как достаточно очевидное подражание Акунину. Игра слов в именах и фамилиях различных персонажей должна дать возможность самым несведущим читателям понять кто есть кто.

При этом, если рассматривать дилогию как сугубо развлекательно-приключенческую, нельзя не отметить, что написана она довольно неплохо. Особенно первая часть, которая богата различными намеками, аллюзиями на нашу реальность, известные произведения, а то и просто на коллег-фантастов. Стиль и язык автора хороши, читается дилогия очень легко. С оригинальностью сюжета дело обстоит похуже. Если первый роман еще был достаточно оригинален, то второй мне показался довольно вторичным по отношению к тому же Акунину.

Герои романа симпатичны, колоритны. Но нет в них какой-то глубины, жизненной правды, что ли. Слишком уж почти все из них, даже отрицательные персонажи, благостны.

С положительной точки зрения отмечу так редко присутствующий в современной фантастики дух приключения, которым наполнены классические романы Майн Рида, Жюля Верна и других подобных авторов. Есть тут и увлекательное описание морского боя, и поиски шпионов, и хитроумная интрига. В общем, все, чтобы расслабиться и получить удовольствие от качественной развлекательной литературы.

В итоге, на мой взгляд, у автора получилась отличная приключенческая дилогия для подростков: увлекательная, легкая, насыщенная событиями и несколько идеализированная. Но все же от Громова я каждый раз жду большего. Оценка — 8 с заметной натяжкой.


Тэги: Громов
Статья написана 5 ноября 2009 г. 23:31

С подачи Olesher задумался над тем, что действительно сильного родила отечественная фантастика в последнее время.

Получилось, что в 1990-е годы хороших, значимых для меня книг было написано гораздо больше

В этот список вошли только романы, которые я считаю любимыми, которые с удовольствием неоднократно перечитываю.

Итак:

1990

Лазарчук. Мост Ватерлоо

1991

-----

1992

Лукьяненко. Рыцари сорока островов

1993

Хаецкая. Меч и радуга

1994

-----

1995

Логинов. Многорукий бог далайна

Успенский. Там, где нас нет

Громов. Мягкая посадка

Семенова. Волкодав

1996

Латынина. Сто полей. Колдуны и министры

Олди. Герой должен быть один

Лукьяненко. Линия грез. Императоры иллюзий

Бушков. Рыцарь из ниоткуда/Летающие острова

Лазарчук. Транквиллиум

Перумов, Логинов. Черная кровь

1997

Лазарчук, Успенский. Посмотри в глаза чудовищ

Лукьяненко. Лабиринт отражений

Олди. Мессия очищает диск

Успенский. Время оно

Громов. Менуэт святого Витта

1998

Дивов. Лучший экипаж Солнечной

Лукьяненко. Холодные берега

Успенский. Кого за смертью посылать

1999

Логинов. Черный смерч

Еськов. Последний кольценосец

Таким образом, самыми плодотворными оказались 1995-98 годы, на которые пришлось и большинство самых-самых любимых мной романов(выделено черным).

А вот 2000-е оказались гораздо беднее на шедевры. Большинство старых мастеров понизили планку, а новым авторам пока шедевры почти не удаются.

2000

-----

2001

Чигиринская. По ту сторону рассвета

2002

Логинов. Свет в окошке

2003

-----

2004

Олди. Песни Петера Сьлядека

2005

-----

2006

-----

2007

Дяченко. Vita nostra

2008

-----

2009

-----

Куцый получился списочек. Возможно, новые романы просто не прошли еще все ту же проверку временем.

Да, в последнее время издано несколько сильных книг: "Малая Глуша" Галиной, "Райская машина" Успенского, "Тебе держать ответ" Остапенко, "Другая сторона" Колодана, "Медный король" Дяченко. Но захочу ли я их перечитывать раз по пять-семь, как ту же "Посмотри в глаза чудовищ" или "Многорукого бога далайна"? Ох, сомневаюсь.

Вывод? Он неутешителен. Масса посредственной литературы погребла под собой все нестандартное и задавила даже тех аторов, которые традиционно не вписывались в обычные рамки. Отечественной фантастики издается все больше, а качественной среди нее — все меньше


Статья написана 4 октября 2009 г. 10:46

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие — как часовые.

В.С. Высоцкий

В очередной раз поражаюсь писательскому мастерству Нила Геймана. Вот кого можно назвать волшебником слова! Не так просто иной раз даже понять, чем Гейман околдовывает читателя. Вот и "История с кладбищем" производит весьма неординарное впечатление. Сама история начинается с того, что некий убийца расправляется со всей семьей, и лишь совсем крохотный мальчик чудом спасается на кладбище. Призрачные обитатели кладбища берут его под свою охрану и становятся новыми родителями, опекунами, воспитателями, друзьми мальчика, получившего новое имя — Никто Оуэнс. Вам ничего не напоминает эта история? Ну, конечно, Гейман вдохновлялся "Книгой джунглей" Киплинга и не старается скрыть это. В "Истории с кладбищем" легко найти аналоги родителей-волков, Багиры, Шерхана, бандерлогов, хотя Гейман отнюдь не ограничивается перелицовкой известного сюжета, добавляя в него новые эпизоды и подробности.

Если пытаться обратить внимание в первую очередь на сюжет, то он не блещет такой уж глубиной, а некоторые моменты, например, причины, по котороым погибла семья главного героя, и вовсе выглядят притянутыми за уши. Но прелесть книги Геймана не в этом. Точно также, как Никт Оуэнс балансирует на грани между миром живых и миром мертвых, Гейман ухитряется балансировать между удивительным и страшным, чудесным и жестоким, не скатываясь ни в жесткий треш, ни в детскую сказочку. В результате роман действительно цепляет. Да, понятно, что все закончится хорошо, что главный герой выйдет из всех передряг, но при этом оторваться от книги никак не получается. При этом не могу не отметить как удивительную и нестандартную фантазию автора, так и виртуозное владение словом. особенно сильное впечатление произвели эпизоды в мире за упырьей дверью. При этом периодически создается полное впечатление, что Гейман знает о происходящем намного больше, чем сообщает своим читателям, что описанные в книге события — лишь отголосок сложной и непонятной борьбы, происходящей за пределами романа. Примерно так выглядит "Хоббит", из которого затем вырос "Властелин колец". Возможно, Гейман тоже когда-нибудь напишет масштабный роман, который прольет свет на истинную подоплеку событий "Истории с кладбищем".

Чрезвычайно хороши герои романа. Иной раз просто поражаешься тому, какими живыми у Геймана получаются покойники, как несколькими сухими строчками из могильной надписи автор ухитряется метко охарактеризовать своих персонажей. Но даже на этом нетривиальном фоне ярко выделяется Сайлас, который, безусловно, станет любимцем большинства читателей.

Рассказы. вхордящие в роман, выглядят несколько неровными. Одни поярче, другие более обыденны. Мне особенно запомнился удивительный "данс макабр", вызывающий ассоциации не с Киплингом, а скорее с Босхом и Дюрером. И все же каждая история хороша по-своему, а вместе они составляют своеобразную мозаику, очень удачно показывающую проценсс взросления главного героя. При этом, несмотря на, казалось бы, мрачную тематику, книга оставила у меня на удивление светлые и теплые чувства.

Что ж, Гейману удалось в полной мере реабилитироваться в моих глазах за невнятный "Интермир", и создать еще один шедевр, который я могу смело рекомендовать самому широкому кругу читателей. И, конечно, не могу не поблагодарить Katy за отличный перевод, который очень удачно передает неповторимый стиль Геймана





  Подписка

Количество подписчиков: 387

⇑ Наверх