| |
| Статья написана 21 июня 2009 г. 10:51 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Удивительный, странный, ни на что не похожий роман. Постараюсь упорядочить свои впечатления. Начало показалось мне несколько скучным, но затем сюжет увлек меня за собой и остановиться было уже невозможно. Моэрс создал очень необычный, ни на что не похожий мир, и населил его совершенно удивительными существами. Если попытаться провести какие-то параллели с другими авторами, то это можно сравнить с Муми-троллями, написанными для взрослых. Повороты сюжета воистину головокружительны. Несколько раз автор просто обвел меня вокруг пальца, обманув все мои ожидания. Герои оказываются злодеями, злодеи — героями, простые обыватели — могущественными существами, а загадочные чудовища — вполне неплохими ребятами. И при этом каждый, даже второстепенный, даже эпизодический персонаж — удивительно ярок. При этом у героев Моэрса непростые, а зачастую вовсе страшные, изломанные судьбы. По стилю Моэрс чем-то напомнил мне Геймана. У него тоже прослеживается необычное сочетание светлой, почти детской сказки с весьма жесткими, а порой просто жестокими эпизодами. Автор с поразительным мастерством описывает окружающую героев обстановку. Так и кажется, что ты вместе с главным героем заходишь в ободранный номер гостинницы, в загадочную лавку букиниста, в таинственные и опасные катакомбы под городом. Но, пожалуй, главными и неотъемлемыми деталями интерьера и одновременно персонажами Моэрса являются книги, самые разные, хорошие и плохие, интересные и скучные, опасные, таинственные, живые. Любовь к книгам становится настоящей страстью, манией, доходящей до какого-то кошмара. Порой в описаниях главного героя, роющегося в кучах книг с горящими глазами просто узнаешь себя. В книге множество эпизодов, которые, наверняка, надолго запомнятся читателю. Тут и фантасмагорический концерт, и поразительный замок в катакомбах и даже описание лингвоанализа. В общем, получился настоящий шедевр, который я наверняка перечитаю, когда первые впечатления улягутся.
|
| | |
| Статья написана 15 июня 2009 г. 20:58 |
Моя предыдущая заметка вызвала живой отклик писателя Корнева. Комментировать не буду. По-моему автор сказал все сам.
|
| | |
| Статья написана 13 июня 2009 г. 18:41 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Из Армадовских авторов Павел Корнев — один из самых популярных. Тираж этого сборника — весомые 27 тысяч. Учитывая мою любовь к рассказам. я решил более тщательно познакомиться с автором. Увы, этот сборник показался мне очень неровным. Чернуха вкрутую. Первые пять рассказов относятся к нашумевшему циклу «Приграничье» и из всего сборника они понравились мне меньше всего. Помимо традиционно плоских, однообразных персонажей, обилия экшена и довольно невнятно созданного мира, к недостаткам рассказов можно отнести и очень корявый язык. А еще персонажи постоянно пьют все, что горит, а автор описывает это с увлечением, достойным Венечки Ерофеева. Попытки автора в отдельных рассказах писать в стиле Головачева на меня произвели тяжелое впечатление. Проколы пространства, загадочные пирамиды — к чему все это? Вообще цикл «Приграничье» на мой взгляд вполне понравится любителям шансона и боевиков в стиле начала 90-х. Меня же он огорчил настолько, что я едва не бросил сборник после третьего же рассказа. Однако, дальше дело пошло повеселее. Те же бесы, только в профиль. Три рассказа из цикла «Истории Норлига» оказались заметно симпатичней. Да, в них описывается та же борьба с демонами из иных миров. Да, и здесь не обошлось без штампов и излишнего увлечения драками и кровищей. Но сюжеты поразнообразней, главный герой — заметно более живая и нестандартная личность. К тому же мир проработан значительно лучше. Жемчужные зерна в навозной куче. Пять историй из мини-сборника «Россыпь» совершенно непохожи дргу на друга. Два мини-рассказа нет так плохи, но очень уж просты и прямолинейны. «Будни негодяев» — разборки современных «Черных археологов» на Ближнем Востоке в стиле Индианы Джонса. Неплохо, но ничего особенного. А вот две оставшиеся повести — безусловно лучшие в сборнике. «Ростовщик и море» — очень неординарный взгляд на пиратскую тему. Яркий и очень нестандартный герой, необычные повороты сюжета, мрачная, запоминающаяся атмосфера и даже неожиданно неплохой язык. По стилю и сюжету напоминает рассказы Уланова о Тане Раскона. И, наконец, «Экзорцист» — интересный фэнтезийный боевик. Оригинальный мир, странная магия, увлекательные приключения, нелегкая борьба главного героя с сидящим в нем бесом — все это выгодно выделяет «Экзорциста» из других произведений автора. Эта повесть напомнила мне «Мантикору» Пехова. Демонский аккорд. Рассказ «Разбитое зеркало», завершающий сборник — очередной пример того, как интересные идеи не удается в полной мере воплотить в жизнь. Неординарный подход к магии, мрачная атмосфера мира будущего — а в итоге те же спецслужбы и те же демоны. Скучно Рекомендации. Тем, кому нравится цикл «Приграничье» — прочтите обязательно. выяснится. что ваш любимый автор может писать еще лучше Те, кто любит фантастический боевик — обратите внимание на «Экзорциста» и «Ростовщика» — эти повести вас приятно удивят. Те, кто не являются поклонниками армадовских авторов и предпочитают философские размышления и психологическую достоверность — этот сборник не в вашем вкусе.
|
| | |
| Статья написана 8 июня 2009 г. 10:55 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] [IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] ВАРАН Роман произвел очень сильное, хоть и несколько неоднозначное впечатление. Итак, обо всем по порядку. Во-первых, мир, описанный в романе очень красив и просто-таки поражает воображение. Да, он совершенно нереалистичен. Да, никакая физика, даже вкупе с магией, не объяснит периодических подъемов воды в море на сотни метров или коварный ельник, подбирающися поближе к человеческому жилью. Но, в конце концов, фэнтези это или нет. Здесь уж авторам можно дать волю своему воображению. Этот мир странен и жесток. Но до чего же он прекрасен. закрываешь глаза и видишь перед собой шумную толпу, парящих в небе величественных птиц, чудовищных змей, скользящих по подводным пещерам... Чувствуется, что в этот мир авторы вложили кусочек своей души, а это дорогого стоит. А сколько в книге нестандартных находок — от винта, поднимающего грузы в поднебесье, до ракушек, на которых царапают буквы поддонки! Во-вторых, сюжет, по меньшей мере, необычен и нестандартен. Жизненный путь главного героя причудлив до неправдоподобия. Порой кажется, что авторы перегибают палку, выводя его сухим из воды. Трудно поверить, что в этом мире ему сошло бы с рук подозрение в подделке денег или дружба с опальным магом, или что он выжил бы при встрече с безумной колдуньей — и это заметный минус сюжета. Еще одна особенность, на мой взгляд, тоже являющаяся определенным недостатком — рваный характер сюжета. Создается впечатление, что авторы все же упустили некие важные эпизоды в жизни Варана, без которых теряется целостность повествования и восприятия. В-третьих, персонажи. Некоторые из них совсем эпизодичны, но производят сильное впечатление. А вот некоторые играют явно вспомогательную роль. По сути, все остальные персонажи интересуют авторов лишь постольку, поскольку их судьбы пересекаются с судьбой главного героя. Но ведь и сам Варан очень необычен. Он очень похож на Шоорана из «Многорукого бога далайна». Только свою судьбу искателя странного он избрал для себя сам. И только пожертвовав всем, что имел, главный герой вдруг обнаруживает, ЧТО ему досталось взамен. Несколько моментов в книге произвели очень сильное впечатление — особенно встреча Варана с семьей и встреча с Императором. Роман стоит читать хотя бы ради них. И еще один очень сильный визуальный образ, врезавшийся в память — белые и синие огни, как знак беды. Общее впечатление. Да, у романа есть довольно очевидные слабости, но есть и очень сильные стороны. А еще у меня нечасто после прочтения книги бывает стойкое ощущение, что что-то важное я все же упустил. Обязательно прочту роман еще раз. МЕДНЫЙ КОРОЛЬ Хороший роман, один из лучших у авторов. Классическое произведение в жанре фэнтези — с одной стороны увлекательное, с другой — заставляющее задуматься. Впрочем, роман не лишен определенных недостатков. Во-первых, хотелось бы сказать несколько слов о мире, в котором происходит действие. С одной стороны, этот мир красив. Он интересен и поражает воображение. Прекрасное и жестокое сочетаются в нем очень удачно. С другной стороны, этот мир, конечно, малореалистичен. Описанные в нем разнообразные виды разумных и неразумных существ едва ли могли бы сосуществовать вместе. А идея зверуинов любого биолога, наверное, довела бы до инфаркта. Но, впрочем, в фэнтези это вполне позволительно. Еще один минус — создается полное впечатление, что авторы что-то напутали с перемещениями своих героев. Сперва герои добираются от замка властелина до земель гексов через сотни километров по территории Империи, а на обратном пути делают это гораздо быстрее и Империю благополучно минуют. В принципе, это возможно, но... Есть и еще пару подобных эпизодов. Хотелось бы посмотреть на карту этого мира, но карты Дяченки никогда не рисуют, а зря. Во-вторых, герои. Безусловно, в центре внимания становление главного героя — Развияра. Здесь, пожалуй, ключевой и самый сложный момент в книге. Все-таки, переход от перепуганного бестолкового подростка до непобедимого владыки, пусть даже со сверхъестественной помощью, получился у авторов немного неестественным. Несколько странное впечатление производят и метания Развияра после смерти Властелина. Зато концовка книги, когда герой понимает всю гибельность своего пути, но, как наркоман, уже не может удержаться от новой дозы могущества, очень впечатляет. Прочие же персонажи находятся в тени главного героя, что, впрочем, обусловлено самой идеей книги. Не могу не сказать пару слов о магии. В романе ее немного и она носит сугубо прикладной характер. Маг может молнию запустить или скрыть беглецов. На этом фоне загадочная магия Медного короля поражает воображение. Увы, ее загадка так и осталось нераскрытой. Приключенческая сторона романа написана весьма увлекательно. Главный герой неоднократно попадает в отчаянные передряги и чудом выпутывается из них, хотя в паре случаев это спасение выглядит несколько натянутым. Общее впечатление в целом — весьма достойное произведение, но до шедевра оно не дотягивает.
|
| | |
| Статья написана 7 июня 2009 г. 23:39 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Последние романы Громыко — попытка перейти от юмористической фэнтези к фэнтези приключенческой и даже социальной. Вот только в результате получилось ни то, ни се. Роман «Год крысы» четко делится на две половины. Первая — достаточно подробное, хотя и несколько занудное описание взросления девочки-батрачки в маленькой деревушке. Описания крестьянского быта и нравов получилось достаточно неплохими и весьма узнаваемыми. Ну а уж трудная жизнь главной героини вообще заставляет вспомнить что-нибудь в духе «Оливера Твиста», только с поправкой на сельскую местность или, может быть, «Крабата» Пройслера. Некоторой изюминки этой истории добавляют крысы, постоянно мелькающие около главной героини совершенно в хичкоковском стиле. И, хотя на мой взгляд, автор явно переборщила с подробностью описаний малозначимых событий, мне все же было интересно узнать, как же развернутся события дальше. А дальше события пошли самым скучным образом. Вторая половина — совершенно типичный квест, достаточно бестолковый к тому же. Снова в тексте запестрили попытки пошутить, в основном неудачные. Почему-то авторы «юмористической фантастики» уверены, что знают надежный рецепт удачного юмора. Надо просто объединить в партию приключенцев нескольких персонажей, которые недолюбливают друг друга, и заставить их постоянно ругаться между собой. Процент удачных шуток при этом — как у Петросяна, хотя иной раз и проскакивает что-то действительно веселое. Ключевая авторская идея — о путниках, способных видеть и менять будущее, и связанных с ними крысах, интересна, но соврешенно недоработана, в результате чего кажется притянутой за уши. Прочие элементы антуража, вроде ездовых коров, смотрятся довольно странно. Приключения героев довольно бестолковы, пестрят натяжками и роялями в кустах. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Например, один из героев превращен в крысу и его цель — быть, наконец, расколдованным. В критической ситуации, когда остальные персонажи не могут справиться с опасностью, он вдруг самопроизвольно превращается в человека, а выручив напарников, вдруг обратно превращается в крысу. Таких примеров можно найти немало. Герои — это вообще отдельная песня. Помню, был такой номер у Данильца и Моисеенко -«Индийское кино в сельском клубе». И бедный, но маниакально честный Гопал сражался со злодеем Раджем. Так вот, эту же характеристику можно уверенно применить и к главной героине. И ее характер и характеры других главных героев не отличаются особой достоверностью. Вот разве что второстепенные персонажи в лице разных сельских мужиков показаны со знанием дела. Так что, погнавшись за несколькими зайцами, Громыко не поймала ни одного. Книга не слишком удалась ни как юмористическая, ни как приключенческая, ни как социально-психологическая. А получилось в итоге то самое «индийское кино в сельском клубе». Оценка — 5.
|
|
|